Договор поставки риск случайной гибели товара

Как риски связаны с обязательствами сторон по договору поставки
Когда покупатель вынужден платить за товар, который не получил
Кто отвечает за сохранность товара в процессе доставки покупателю

При заключении договора поставки стороны не всегда уделяют внимание условию о моменте перехода риска случайной гибели или повреждения товара. Между тем если оставить этот вопрос неурегулированным, то будут действовать общие правила о переходе риска, которые могут быть невыгодны покупателю. Но в договоре можно установить свой порядок перехода рисков или, оставив общие правила, предпринять дополнительные меры для их минимизации.

Риски связаны с обязательствами сторон по договору

Гражданский кодекс не разъясняет понятие риска случайной гибели или повреждения имущества. Он содержит только общие правила перехода этого риска. В юридической литературе большинство специалистов придерживаются мнения о том, что суть данного риска в потере или повреждении имущества в обстоятельствах, за которые никто не отвечает. То есть когда нет чьей-либо вины, а значит, нет оснований возложить ответственность за гибель или повреждение имущества на третьих лиц. Например, при наводнении, пожаре, землетрясении и т.д. Однако в обязательствах поставки риски работают по особым правилам.

Покупатель рискует заплатить за испорченный товар. В договоре поставки риск гибели или повреждения товара связан с обязательством поставщика передать этот товар и обязательством покупателя оплатить его. Гибель или повреждение товара не освобождают сторону, на которую возложен данный риск, от исполнения соответствующего обязательства перед контрагентом. Например, поставщик отгрузил товар, риск перешел к покупателю, но товар еще находится в пути. В результате какого-то происшествия в ходе транспортировки товар полностью утрачен или сильно поврежден. Тем не менее покупатель обязан перечислить оплату за этот товар, а если он его уже оплатил, то у него нет оснований требовать деньги назад. Если в подобной ситуации риск гибели или повреждения товара несет поставщик, то он обязан отгрузить покупателю новый товар или вернуть предоплату.

В поставке риски не ограничены форс-мажором. В отличие от теории судебная практика не ограничивает риск утраты или повреждения имущества в рамках договора поставки только форс-мажорными обстоятельствами. Суды руководствуются нормами о переходе риска даже тогда, когда могут быть установлены виновные в потере лица при хищениях, производственных, коммунальных или транспортных авариях и т.д. (см., например, постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 29.02.2000 по делу № А14-2935-99/108/9). Главный принцип такой: правила перехода риска включаются, когда гибель или повреждение товара вызвано причинами, не зависящими от продавца и покупателя. Иначе действуют общие нормы о последствиях нарушения обязательств. Например, если причиной порчи товара в пути стало то, что поставщик упаковал его ненадлежащим образом, то покупатель вправе отказаться от такого товара и его оплаты, даже если на момент повреждения товара риск перешел к нему (постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 22.02.08 по делу № А54-2754/2007-С12). В таком случае применяется пункт 1 статьи 476 Гражданского кодекса о том, что продавец отвечает за недостатки товара, если покупатель докажет, что эти недостатки возникли до передачи товара покупателю или по причинам, возникшим до этого момента.

Если же покупатель не может доказать, что в порче товара в пути виноват поставщик, то суд обяжет его оплатить дефектный товар по полной стоимости, основываясь именно на том, что он несет риск повреждения (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.06.09 по делу № А56-43135/2008).

ВОПРОС В ТЕМУ

Зависит ли распределение рисков утраты или повреждения товара во время перевозки от того, кто несет расходы на перевозку поставщик или покупатель?

Нет, это зависит только от момента, когда поставщик считается выполнившим обязанность передать товар (если иное прямо не прописано в договоре). Поэтому если поставщик считается выполнившим эту обязанность при сдаче товара перевозчику, то даже если он расплачивается с транспортной компанией, он не несет риски в процессе перевозки.

Возможные варианты перехода рисков в договоре поставки

По общему правилу риски гибели и повреждения имущества несет его собственник (ст. 211 ГК РФ). Однако в договоре купли-продажи действует особое правило (п. 1 ст. 459 ГК РФ): риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю (см. таблицу на стр. 18). Это правило применяется даже тогда, когда по условиям договора право собственности на товар переходит к покупателю позже передачи самого товара (постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21.02.06 по делу № Ф04-501/2006(19838-А81-10)).

Однако в договоре можно установить любые другие правила, наиболее выгодные компании в зависимости от того, кем она выступает поставщиком или покупателем.

Самый справедливый вариант для обеих сторон, когда риски переходят от поставщика к покупателю одновременно с передачей владения товаром. В этом случае покупатель может контролировать его сохранность. Дело в том, что сама передача товара далеко не всегда совпадает с моментом, когда поставщик юридически считается исполнившим свою обязанность передать товар (ст. 458 ГК РФ). Например, если поставка осуществляется на условиях выборки и покупатель не забрал товар сразу после получения уведомления поставщика о его готовности к передаче или при наступлении срока выборки, то при отсутствии в договоре иных условий риски порчи и гибели товара все равно переходят к покупателю, хотя фактически товар остается у поставщика. Причем у последнего нет обязанности обеспечить ответственное хранение этого товара (если только такое условие особо не прописано в договоре). В случае похищения товара или его повреждения в результате пожара, затопления на складе и т.д. покупатель все равно будет вынужден его оплатить. Поэтому при поставке на условиях выборки в интересах покупателя включить в договор условие о том, что все риски, связанные с товаром, переходят к покупателю в момент фактической передачи товара. Или хотя бы установить, что поставщик отвечает за сохранность товара до того момента, пока покупатель его не заберет.

Это позволит потребовать от поставщика компенсации убытков в случае порчи или утраты товаров из-за ненадлежащего хранения.

СОВЕТ В ТЕМУ

В договоре можно не прописывать условие о переходе рисков гибели и повреждения товаров, а просто применить один из терминов ИНКОТЕРМС.

Эти термины включают в себя не только условия доставки, но и моменты перехода рисков. Например, термины С означают, что поставщик заключает договор с перевозчиком, но не принимает на себя риски после отгрузки и отправки. А термины D, наоборот, означают, что поставщик несет все расходы и риски, связанные с доставкой до пункта назначения.

Распределение рисков при передаче товара перевозчику

Самый сложный для распределения рисков вариант передачи товара сдача его перевозчику. В этом случае во время перевозки товар находится вне контроля и поставщика, и покупателя. Между тем по общему правилу риски гибели и повреждения товара переходят к покупателю в момент передачи товара перевозчику (п. 2 ст. 458, п. 1 ст. 459 ГК РФ).

Недостачи по невыясненным причинам. Опасность заключается не только в том, что с товаром может что-то случиться во время перевозки и убытки полностью лягут на покупателя. В такой ситуации требования о возмещении вреда можно предъявить перевозчику, если он виноват в утрате или повреждении товара, или минимизировать риски путем страхования груза. Самая неприятная ситуация связана с тем, что приемку товара от поставщика проводит третье лицо перевозчик. Если он подойдет к этой процедуре формально, то не исключена ситуация, когда недобросовестный поставщик фактически передает меньшее количество товара, чем было указано в акте приемки-передачи, накладной или заявлено в договоре. Покупатель обнаружит это расхождение, только приняв товар от перевозчика. И его основная трудность будет связана с предъявлением претензий.

Если пломбы на контейнере с товаром и упаковка целы, то нет оснований считать, что часть товара была утеряна в ходе перевозки. Казалось бы, это само по себе свидетельствует о том, что в такой ситуации поставщик передал меньшее количество товара. Однако судебная практика по таким спорам очень разнородна. Иногда суды соглашаются с тем, что в подобных обстоятельствах недостача может быть вызвана только недопоставкой со стороны продавца (постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 02.03.09 по делу № А07-2145/2008-Г-ДИР), иногда нет (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 22.06.06 по делу № КГ-А40/5454-06). В частности, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа прямо указал, что факт получения покупателем товара в меньшем количестве при недоказанности сдачи перевозчику товара в меньшем количестве еще не является основанием для отказа в иске поставщику о взыскании оплаты за пропавший товар. При этом суд сослался на то, что, согласно договору, все риски, связанные с товаром, перешли от поставщика к покупателю после сдачи товара перевозчику (постановление от 03.06.08 по делу № Ф08-2318/2008).

Возможный выход приемка груза представителем покупателя. Разумеется, для покупателя безопаснее в такой ситуации оставлять риски гибели или повреждения товара за поставщиком до момента фактического поступления товара. Но поставщики идут на это крайне редко: тогда им пришлось бы отвечать и за потери груза по вине перевозчика. Страхование тоже не лучший выход, поскольку страховка предполагает конкретные страховые случаи: гибель или порчу товара в результате определенных обстоятельств (аварий, хищений и т.д.) во время погрузки, разгрузки и самой перевозки. В данной ситуации причины недостачи установить невозможно, а значит, нельзя констатировать страховой случай. Кроме того, многие страховые компании прямо прописывают в договоре страхования особое условие о том, что расхождения в весе или количестве груза при целостности упаковки не считаются страховым случаем.

Единственный способ, который может помочь покупателю компенсировать свои убытки от подобных недостач, это присутствие его представителя при передаче товара перевозчику. Это можно обеспечить с помощью транспортной экспедиции. Договор с экспедитором может предусматривать дополнительную услугу по проверке количества и состояния получаемого груза (абз. 3 п. 1 ст. 801 ГК РФ). Если покупатель, получив груз, обнаружит расхождение между фактическим количеством товара и количеством, указанным в подписанных экспедитором документах, при том что признаки хищения груза во время перевозки отсутствуют, он может требовать компенсации убытков от экспедитора (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 30.06.03 № 87-ФЗ О транспортно-экспедиционной деятельности, постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29.10.08 по делу № Ф08-6424/2008).

Другой вариант: установить в договоре, что поставщик передает товар покупателю по местонахождению перевозчика. В таком случае для приемки товара компания-покупатель может отправить своего материально ответственного работника, который лично проверит количество и состояние передаваемого товара и сдаст его перевозчику.

Архив новостей

Переход рисков — ключевое понятие, которое относится к поставке товара и предусматривает переход риска со стороны-продавца к стороне-покупателю в случае его повреждения или утери.

Переход рисков: сущность, правовая основа

При совершении сделок в отношении покупки или продажи всегда есть риск повредить (утерять) товар, который при определенных обстоятельствах переходит к другой стороне сделки. Так, если продавец реализовал обязательства по договору в отношении поставки товара, то риски повреждения (утери), а также обязательство несения затрат перейдет ко второй стороне — покупателю.

По закону покупатель не может откладывать переход затрат и рисков, поэтому процедура должна быть совершена еще до момента поставки товара. Это возможно, если покупатель не дает инструкций в отношении места разгрузки или не принимает своевременно доставку (то есть в случаях, когда продавец не способен исполнить свои обязательства).

Главное условие для преждевременного перевода рисков и связанных с ним расходов — определение поставляемой продукции как обособленной (по договору) или идентифицированной для покупателя. При всех иных условиях товар может определяться для покупателя как идентифицированный, к примеру, когда необходимые меры для доставки, отгрузки и отправки были приняты.

Возможны ситуации, когда товар передается со стороны продавца без тары (упаковки) и определения точного числа для каждого из покупателей. В этом случае передача затрат и рисков не будет произведена до момента, пока товар не идентифицируется.

В ГК РФ статье 459 прописаны особенности перехода рисков при гибели (повреждении) товара:

1. Если другое условие не предусмотрено договором, то риск повреждения или гибели товара (при случайном характере происшествия) переводится стороне-покупателю с момента, когда по договору (или по закону) продавец переходит в разряд исполнившего обязательство по предоставлению продукции стороне-покупателю.

2. Риск случайного повреждения (гибели) объекта сделки, который был реализован во время его перевозки, переходит к стороне-покупателю с момента оформления соглашения купли-продажи (если другой вариант не предусмотрен принципами делового оборота или соглашением).

3. Условие соглашения, касающееся перехода риска при случайном повреждении (гибели) объекта сделки после сдачи первому перевозчику, может быть опротестовано и признано судебной инстанцией недействительным по требованию стороны-покупателя. Это возможно в том случае, если на момент оформления соглашения продавец должен был знать или знал, что объект сделки поврежден или утерян, но не сообщил эту информацию покупателю.

В отношении договора купли-продажи риск — это повреждение или потеря реализованного товара, произошедшая по причинам, не зависящим от сторон сделки (к примеру, при возникновении случайных обстоятельств). Вероятность утери товаров при транспортировке, связанной со свойствами объекта (к примеру, при перевозке овощей, стекла), относится к случайному повреждению (утрате).

Ранее нормы таких потерь определялись государственными структурами, занимающимися вопросами торговли и материально-техническим снабжением. При оформлении соглашения стороны могут оговаривать использование данных норм или же согласовывать другие условия.

Время перехода риска повреждения (гибели), имеющего случайный характер, связано с определением момента выполнения обязательств по отношению к объекту сделки. Ключевую роль играет точное определение момента передачи товара в распоряжение стороны-покупателя.

При этом возможны две ситуации:

— покупатель берет товар с учетом условий соглашения. При этом риск повреждения (гибели) переводится на него в момент принятия;

— сторона-покупатель нарушает условия соглашения и не принимает объект сделки, несмотря на то, что тот был передан в распоряжение с учетом оговоренных сроков договора. В такой ситуации риск переходит к «нарушителю» в момент передачи товара в распоряжение или же при наступлении даты принятия товара. Последний может оставаться у продавца, отвечающего за его сохранность.

Переход риска: варианты, нюансы составления договора

На законодательном уровне момент перехода риска при гибели (повреждении) товара четко установлен, но по желанию сторон соглашения могут прописывать иные условия. Варианты условий в случае утери (гибели) объекта сделки могут выглядеть следующим образом:

— указывается другой момент, когда продавец будет причислен к стороне, выполнившей свое обязательство перед покупателем. В данном случае может меняться формулировка статьи 458 ГК РФ;

— указывается другой момент перевода риска при повреждении (гибели) товара к иной стороне сделки. Здесь возможно применение дополнительной фразы, указывающей на переход права к покупателю.

При оформлении договора покупателю будет выгоден переход риска до момента, пока вещь не перешла в его собственность или же в собственность поручителя (указанного им лица).

На практике возможно составление договора в двух вариациях:

— в пользу продавца, когда право владения переходит с момента перечисления аванса (предоплаты). В этом случае объект сделки еще какое-то время находится у продавца, а сторона-покупатель несет риски повреждения (гибели);

— в пользу покупателя. В данном случае право владения переходит тогда, когда объект поступил покупателю и тот проверил его качество. При этом сторона-покупатель может самостоятельно контролировать условия хранения и состояние объекта сделки.

Во избежание недоговоренностей условие перехода рисков (утери, повреждения) объекта сделки нужно подробно расписывать в договоре. В ряде случаев достаточно сослаться на соответствующий термин Инкотермс, где четко указаны условия перевода рисков.

Комментарии к статье 1. Как правило, риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если законом или договором не предусмотрено иное (ст. 211 ГК). Такое исключение перехода рисков по договору купли-продажи установлено, в частности, коммент. ст. В результате этого моменты возникновения права собственности на товар у покупателя и перехода на него риска случайной гибели или повреждения товара определяются по-разному. Так, право собственности переходит к приобретателю по договору по общему правилу с момента передачи вещи (ст. 223 ГК). С другой стороны, переход на покупателя риска случайной гибели приурочен не к моменту передачи вещи, а к моменту, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара (п. 1 ст. 459).
В случае надлежащего исполнения договора купли-продажи обеими сторонами момент исполнения продавцом обязанности по передаче вещи обычно совпадает с моментом ее фактического вручения покупателю. Тогда и право собственности на товар, и соответствующие риски переходят на покупателя одновременно. Другое дело, если покупатель просрочил принятие товара, предоставленного в его распоряжение в соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 458 ГК. В этом случае продавец считается исполнившим свою обязанность и, следовательно, риск случайной гибели переходит на покупателя. Однако фактической передачи товара покупателю не произошло, поэтому право собственности у него не возникло. Таким образом, закон порождает «расщепление» моментов перехода права собственности и рисков случайной гибели или повреждения вещи, что побуждает покупателя своевременно исполнять свои договорные обязанности.
Аналогичная ситуация возникает и тогда, когда продавец доставил товар в место нахождения покупателя (или иное указанное им место — в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 458 ГК), а последний неосновательно отказывается от его принятия. И в этом случае риски случайной гибели или повреждения товара переходят на покупателя, несмотря на то что право собственности на товар остается у продавца.
2. Иначе решается вопрос о переходе риска случайной гибели или повреждения товара при его продаже (или перепродаже) в процессе перевозки. В этом случае все риски переходят на покупателя с момента заключения соответствующего договора купли-продажи. «Расщепления» моментов перехода права собственности и рисков случайной гибели товара здесь не происходит, поскольку по смыслу п. 1 ст. 223 и п. 1 ст. 224 ГК покупатель становится собственником товара (проданного без обязательства его доставки покупателю) также с момента заключения договора купли-продажи. Однако обычаями делового оборота или самим договором может быть предусмотрен иной момент перехода рисков на покупателя.
Сложнее обстоит дело, когда продавец продал товар в процессе его перевозки и при этом принял на себя обязательство по его доставке покупателю. Тогда в соответствии с п. 1 ст. 224 ГК товар не будет считаться переданным покупателю до момента его фактического вручения последнему перевозчиком. Следовательно, до этого момента у покупателя не возникнет и право собственности на товар. С другой стороны, буквальное толкование абз. 1 п. 2 коммент. ст. говорит о переходе рисков случайной гибели товара на покупателя уже с момента заключения с ним договора купли-продажи, т. е. задолго до того, как он станет собственником товара. Видимо, в данном случае буквальное толкование данной статьи неприменимо, поскольку приводит к неоправданному обременению покупателя-несобственника (не допустившего никаких нарушений договора купли-продажи) рисками случайной гибели или повреждения товара. Таким образом, правило абз. 1 п. 2 коммент. ст. следует толковать ограничительно, применяя его лишь к случаям, когда товар, проданный в процессе перевозки, отчужден без обязательства его доставки покупателю. Если же товар продан с обязательством его доставки покупателю, переход рисков должен регулироваться п. 1, а не п. 2 ст. 459 (т. е. и здесь право собственности и риски случайной гибели товара переходят на покупателя одновременно — с момента вручения перевозчиком товара покупателю).
3. Абзац 2 п. 2 коммент. ст. содержит правило, защищающее покупателя от действий недобросовестного продавца. Обычное условие договора (вытекающее из диспозитивных норм п. 2 ст. 458 ГК и п. 1 ст. 459) о переходе рисков на товар с момента сдачи его первому перевозчику может быть признано недействительным по иску покупателя, если продавец не сообщил ему об утрате или повреждении товара, хотя сам знал или должен был знать об этом. В результате этого все риски будут возложены на продавца, даже если покупатель уже стал собственником товара.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *