Содержание
- Область применения.
- Общие положения.
- Порядок разработки ходатайства (декларации) о намерениях инвестированияв строительство.
- Состав и содержание Ходатайства (Декларации) о намерениях инвестированияв строительство*.
- ОСНОВНОЙ СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ ДАННЫХ И ТРЕБОВАНИЙ, ВКЛЮЧАЕМЫХ ВЗАДАНИЕ НА РАЗРАБОТКУ ХОДАТАЙСТВА (ДЕКЛАРАЦИИ) О НАМЕРЕНИЯХ ИНВЕСТИРОВАНИЯ ВСТРОИТЕЛЬСТВО
Предложения о размещении и сооружении объекта исходят от заказчика (инвестора), который исходя из целей инвестирования, на основании потребностей регионов, выявленных в схемах развития и размещения отраслей народного хозяйства, или исследования ситуации на рынке продукции и услуг составляет Декларацию о намерениях. Декларация о намерениях является начальной стадией инвестиционного проекта и начинается с формирования инвестиционного замысла. На основе необходимых исследований и проработок об источниках финансирования, условиях и средствах реализации поставленной цели с использованием максимально возможной информационной базы данных заказчиком (инвестором) проводится оценка возможностей инвестирования и достижения намечаемых технико-экономических показателей (ТЭП).
При разработке Декларации о намерениях инвестор руководствовался следующими нормативнымидокументами и материалами:
— Типовое положение на разработку к составу ходатайства (Декларации) о намерениях инвестирования в строительство предприятий, зданий и сооружений;
— Практическое пособие по составлению Ходатайства (Декларации) о намерениях инвестирования в строительство предприятий, зданий и сооружений.
Декларация о намерениях – это документ, в котором формируется инвестиционный замысел заказчика. Декларации публикуется в средствах массовой информации. В ней отражаются следующиевопросы:
1) формулируются цели, возможности и источники инвестирования;
2) обсуждаются варианты размещения, сроки строительства и ввода объекта в эксплуатацию;
3) определяется потребность в ресурсах при строительстве и эксплуатации;
4) представляются основные технико-экономические показатели (ТЭП);
5) обосновывается выбор способа производства и технологии, район размещения объекта;
6) определяются масштабы и виды воздействия на окружающую среду;
7) доказывается экологическая безопасность проекта.
Декларация о намерениях содержит в своем составе следующие разделы и подразделы:
1. Инвестор (заказчик), адрес.
2. Основные цели инвестирования.
3. Наименование объекта (предприятия, сооружения), его технические и технологические данные.
4. Местоположение (район, пункт) намечаемого к строительству объекта или намечаемого к разработке (добыче) месторождения.
5. Объем производства промышленной продукции (оказания услуг) в стоимостном выражении в целом и по основным видам (в натуральном выражении).
6. Срок строительства и ввода объекта в эксплуатацию.
7. Примерная численность рабочих и служащих, источники удовлетворения потребности в рабочей силе.
8. Ориентировочная потребность предприятия в сырье и материалах (в соответствующих единицах).
9. Ориентировочная потребность объекта в водных ресурсах (объем, источник водообеспечения), в земельных ресурсах(с соответствующим обоснованием примерного размера земельного участка и сроков его использования), в энергоресурсах (электроэнергия, тепло, пар, топливо), источники снабжения.
10. Транспортное обеспечение и обеспечение работников и их семей объектами жилищно-коммунального и социально-бытового назначения.
11. Водоотведение стоков (методы очистки, качество сточных вод, условия сброса, использование существующих или строительство новых очистных сооружений).
12. Возможное влияние объекта на окружающую среду:
— виды воздействия на компоненты природной среды (типы нарушений, наименование и количество ингредиентов – загрязнителей);
— возможность аварийных ситуаций (вероятность, масштаб, продолжительность воздействия);
— отходы производства (виды, объемы, токсичность), способы утилизации.
13. Источники финансирования намеченной деятельности.
14. Использование готовой продукции (примерное распределение).
РазработкаДекларации о намерениях осуществляется с учетом:
— условий, данных и положений, содержащихся в градостроительной документации (схем расселения, районной планировки, промузлов, генеральных планов, схем развития и размещения производительных сил);
— инвестиционного замысла (целей инвестирования);
— условий и требований, представленных местными администрациями.
МатериалыДекларации о намерениях служат основанием:
— по сложнымобъектам – для получения решения местного органа исполнительной власти о возможности реализации намерений инвестирования в строительство предприятий, зданий и сооружений, выдачи и получения предварительных технических и экологических условий;
— по отдельным несложнымобъектам – для проведения необходимых согласований принимаемых строительно-технических решений, оформления Акта выбора земельного участка и получения разрешения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Декларацияо намерениях направляется заказчиком (инвестором) на рассмотрение:
— для объектов федеральногозначения – в федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие управление объектом;
— для объектов региональногозначения – в органы исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых намечается размещение объекта;
— для объектов местногозначения – в органы местного самоуправления, на территории которых намечается строительство объекта, где с ней могут ознакомиться представители заинтересованных государственных и общественных организаций, а также частные лица.
Декларацияо намерениях является основным документом, на основании которого органы государственной власти и местного управления принимают решения на ранних стадиях подготовки инвестиционного проекта. На основании Декларации эти органы могут устанавливать требования и условия, которые должны быть учтены при разработке предпроектной и проектной документации.
По результатам положительного рассмотрения Декларации о намерениях местным органом исполнительной власти заказчик (инвестор) принимает решение о разработке в установленном порядке финансово-экономического обоснования инвестиций. По отдельным несложным объектам на основании Декларации о намерениях по решению органов исполнительной власти может быть оформлен Акт выбораземельного участка.
МИНИСТЕРСТВОСТРОИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНСТРОЙ РОССИИ)
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
ПО РАЗРАБОТКЕ ИСОСТАВУ ХОДАТАЙСТВА (ДЕКЛАРАЦИИ) О НАМЕРЕНИЯХ ИНВЕСТИРОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВОПРЕДПРИЯТИЙ,ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ
1997 г.
«Типовоеположение по разработке и составу Ходатайства (Декларации) о намеренияхинвестирования в строительство предприятий, зданий и сооружений»разработанны на основе законодательных и нормативных актов Российской Федерациии охватывает круг вопросов, рассматриваемых на начальном этапеинвестиционного процесса в строительстве, на основе принятыхрешений по формированию инвестиционного замысла (целей инвестирования) ипредшествуют обоснованию инвестиций в строительство.
«Типовоеположение» разработано Департаментом развития научно-технической политики ипроектно-изыскательских работ Минстроя России с участием Российского обществаинженеров строительства (РОИС) и Государственного предприятия — Центрнаучно-методического обеспечения инженерного сопровождения инвестиций встроительстве (ГП «ЦЕНТРИНВЕСТпроект») Минстроя России.
«Типовоеположение» согласовано с Минприродой России.
Осуществлениеконсультаций и разъяснений по вопросам, изложенным в «Типовомположении»,поручено ГП «ЦЕНТРИНВЕСТпроект» Минстроя России (125057, Москва,Ленинградский пр-т, 63; тел. 157-60-87).
Об упорядочении процессаразработки Ходатайства (Декларации) о намерениях инвестирования в строительствопредприятий,зданий и сооружений
Во исполнениеположений о проведении научно-технической политики предусмотренных Генеральнымсоглашением о взаимодействии Минстроя России и органов исполнительной властисубъектов Российской Федерации в области строительства, архитектуры,градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства об осуществлении МинстроемРоссии методического обеспечения в области проектирования разработаны Типовоеположение по разработке и составу Ходатайства (Декларации) о намеренияхинвестирования в строительство предприятий, зданий и сооружений.
МинстройРоссии направляет Типовое положение по разработке и составу Ходатайства(Декларации) о намерениях инвестирования в строительство предприятий,зданий и сооружений и считает целесообразным, чтобы на его основеорганами исполнительной власти субъектов Российской Федерации были уточненыдействующие территориальные регламенты подготовки этих документов.
Приложение: на9 листах.
С.И.Полтавцев
УТВЕРЖДАЮ:
ЗаместительМинистра строительства
РоссийскойФедерации
С.И. Полтавцев
17 марта 1997г.
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
по разработке исоставу Ходатайства (Декларации) о намерениях инвестирования в строительствопредприятий,зданий и сооружений
Область применения.
1.1. Настоящее»Типовое положение» рекомендует порядок разработки, согласования исостав Ходатайства (Декларации) о намерениях инвестирования в строительство*предприятий,зданий и сооружений на территории Российской Федерации и предназначен дляприменения заказчиками (инвесторами)**, проектными,проектно-строительными организациями, иными юридическими ифизическими лицами — участниками инвестиционного процесса.
1.2. «Типовоеположение» направлено на упрощение существующего порядка подготовки Ходатайства(Декларации) о намерениях для получения исходных данных, техническихусловий,требований о размещении объекта строительства, условияхприсоединения его к источникам снабжения, инженерным сетям икоммуникациям,а также оказание практической помощи заказчиками (инвесторами),проектным и другим организациям — участникам инвестиционного процесса приорганизации и выполнении указанных работ в процессе принятия решения оцелесообразности и возможности строительства предприятий, зданий исооружений на соответствующей территории.
Общие положения.
2.1. Приразработке Ходатайства (Декларации) о намерениях инвестирования в строительствопредприятий,зданий и сооружений*** необходимо руководствоваться законодательными и нормативнымиактами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и другимигосударственными документами, регулирующими инвестиционно-строительнуюдеятельность.
* Понятие «строительство»включает новое строительство, расширение, реконструкцию итехническое перевооружение предприятий, зданий и сооружений.
** Далее заказчик.
*** Далееходатайство.
2.2.Разработка Ходатайства осуществляется с учетом данных и положений,содержавшихся в федеральных, региональных и отраслевых программах структурнойперестройки народного хозяйства, научно-технических и других государственныхпрограммах,схемах развития и размещения производительных сил,градостроительная документация — схемы: расселения, районнойпланировки,промузлов,генпланов и иных возможных для использования материалов, на основеинвестиционного замысла (целей инвестирования), и установленныхместными администрациями условий и требований, а такжеиспользованием материалов проектов-аналогов, экспертных оценок ипроработок намечаемых решений.
2.3.Ходатайство разрабатывается, как правило, заказчиком спривлечением,при необходимости,на договорной основе проектных организаций и других юридических и физическихлиц,получивших в установленном порядке право на соответствующий вид деятельности.
2.4. Настоящийдокумент содержит принципиальные, обобщенные подходы, требования ирекомендации по составу и содержанию Ходатайства.
Конкретизациятребований и рекомендаций, связанных с отраслевой спецификой исложностью проектируемых объектов, многообразием условий финансирования,страхования,степени риска и т.п. будет отражена в соответствующих комментариях и пособиях кданному документу.
2.5. МатериалыХодатайства служат основанием для получения решения местного органаисполнительной власти о возможности реализации намерений инвестирования встроительство предприятия, здания и сооружения, выдачи иполучения предварительных технических условий*.
Порядок разработки ходатайства (декларации) о намерениях инвестированияв строительство.
3.1. Заказчик,исходя из целей инвестирования составляет Ходатайство.
3.2. Основнымдокументом,регулирующим правовые и финансовые отношения, взаимныеобязательства и ответственность сторон, в случае привлеченияк разработке Ходатайства проектных, проектно-строительных организаций и другихюридических и физических лиц является договор.
Неотъемлемойчастью договора должно быть задание на разработку Ходатайства**,в котором приводятся исходные данные и требования заказчика.
* По отдельным несложнымобъектам,по решениям органа исполнительной власти, Акт выбора земельногоучастка,исходные данные и необходимые согласования могут быть оформлены на основанииходатайства,как это предусмотрено п. 3.5 СП 11-101-95 «Порядок разработки,согласования,утверждения и состав обоснований инвестиций в строительство предприятий,зданий и сооружений».
** Примерныйперечень данных и требований, включаемых в задание на разработкуХодатайства,приводится в Приложении.
3.3. Получениепредварительных технических условий производится заказчиком или,по его поручению,юридическими или физическими лицами — разработчиками Ходатайства.
3.4. ВХодатайстве,если это предусмотрено заданием, должны выполняться альтернативные проработкипо намечаемым к застройке земельным участкам.
Состав исодержание указанных материалов должен быть достаточным для получения одобренияоргана исполнительной власти на возможное строительство намечаемого объекта вданном регионе.
3.5.Представленные материалы Ходатайства (в соответствии с п. 4) могут уточнятьсяпри рассмотрении их в соответствующих административных и контрольных органахместных администраций.
3.6. Порезультатам положительного рассмотрения органом исполнительной властиХодатайства о намерениях заказчик принимает решение о разработке обоснованийинвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений.
3.7. МатериалыХодатайства могут использоваться заказчиком для:
проведениясоциологических исследований, опросов общественного мнения и референдумово возможности сооружения объекта;
разработкибизнес-плана;
переговоров сгосударственными и местными органами исполнительной власти о предоставлении емусубсидий,налоговых и иных льгот и др.
Состав и содержание Ходатайства (Декларации) о намерениях инвестированияв строительство*.
4.1. Заказчик.
Общие сведенияоб заказчике (наименование организации, Ф.И.О. руководителя,полный юридический адрес предприятия /в т.ч. телеграфный/,телекс,телефон,телефакс,банковские реквизиты, лицензия на соответствующую деятельность).
* Состав исодержание Ходатайства может уточняться в соответствии с объемом имеющейсяинформации,наличием объектов-аналогов, предварительно выполненных разработок ианалитических исследований.
4.2.Местоположение намечаемого к строительству предприятия, здания,сооружения.
Характеристикарайона,пункта намечаемого строительства.
Ситуационныйплан с нанесением предлагаемой площадки для размещения объекта строительства(или их вариантов), с указанием ее размеров и экспликациейотдельных объектов с краткой их характеристикой (назначение,размеры,этапность,застройки и др.).
Краткоеобоснование выбранного места размещения объекта, возможных схемпрокладки трасс и коммуникаций.
4.3.Потребности в земельных ресурсах.
Краткоеобоснование общей потребности земель, включая землисанитарной (охранной) зоны.
Формаиспользования земельного участка.
Прогноз сроковиспользования (в т.ч. строительства и эксплуатации).
4.4.Наименование предприятия, его технические и технологические данные.
Наименованиепредприятия и основная направленность деятельности.
Намечаемаяноменклатура и объемы производства основной и попутной продукции (оказанияуслуг) в стоимостном выражении в целом и в натуральном выражении по основнымвидам.
Краткоеописание производства; режим работы предприятия, сменность,технология производства, основное оборудование.
4.5.Ориентировочные сроки и стоимость строительства, эффективностьэкономических и финансовых показателей объекта.
Намечаемаяпродолжительность основных этапов работ по реализации инвестиционного проекта(начало и окончание): проектно-изыскательские работы, строительство,освоение проектной мощности.
Ориентировочнаястоимость строительства, определяемая по аналогам и укрупненнымпоказателям.
4.6. Примернаячисленность рабочих и служащих, источники удовлетворения потребности врабочей силе.
Ориентировочнаяпотребность в трудовых ресурсах по категориям работников: рабочие,ИТР,служащие,сотрудники аппарата управления.
Основныетребования к квалификации рабочих, ИТР, специалистов ислужащих.
Источникиудовлетворения потребности в рабочей силе.
*4.7.Ориентировочная потребность предприятия в сырье и материалах.
Ориентировочнаяпотребность предприятия в сырье, основных и вспомогательных материалах,комплектующих изделиях и полуфабрикатах; основные требования к качеству иподготовке сырья и материалов; основные требования к комплектующим изделиям иполуфабрикатам.
Обеспечениепредприятия ресурсами, в т.ч. намечаемые источники и условияполучения ресурсов.
*Ориентировочные потребности объекта в ресурсах, водоотведении,а также его возможном влиянии на окружающую среду носят предварительныйхарактер.
4.8.Ориентировочная потребность предприятия в водных ресурсах.
Особыетребования объекта к водным ресурсам.
Предполагаемыйисточник водоснабжения (собственный водозабор из открытого источника илиартскважины,присоединение к сетям водоснабжения населенного пункта или другого предприятияи др.)
4.9.Ориентировочная потребность предприятия в топливно-энергетических ресурсах.
Ориентировочнаяпотребность предприятия в энергетических ресурсах.
Особыетребования объекта к энергообеспечению.
Предполагаемыеисточники энергообеспечения конкретными видами энергоносителей.
4.10.Транспортное обеспечение.
Транспортноеобеспечение предприятия ресурсами и отгрузка продукции.
Транспортноеобеспечение доставки работающих (внешнее).
Прогнозируемыепотребности (или отсутствие таковых) в строительстве (реконструкции)транспортных коммуникаций, связанных с доставкой работников к местуработы.
4.11.Обеспечение работников и их семей объектами жилищно-коммунального исоциально-бытового назначения.
Предварительнаяоценка необходимости в строительстве жилья и объектов социальной инфраструктуры,связанных с обустройством привлекаемых работников.
4.12.Водоотведение стоков.
Прогнозируемыйобъем сброса сточных вод, перечень их показателей состава и свойств(качества).
Предполагаемыеусловия сброса,возможности использования существующих очистных сооружений (с соответствующимкратким обоснованием возможности и целесообразности), необходимости строительствановых очистных сооружений (их прогнозируемая характеристика,возможность кооперации при их сооружении и т. п.).
4.13.Возможность влияния предприятия, сооружения на окружающую среду. Отходыпроизводства,способы утилизации.
Компонентно-качественнаяхарактеристика воздействия объекта на окружающую среду при нормальном режимеэксплуатации.
Прогнозируемоеколичество загрязняющих веществ образующихся в процессе производства ипоступающих:
в атмосферу;
сводоотведением — сточными водами;
в виде отходовобразующихся на предприятии.
*Прогнозируемаявозможность возникновения аварийных ситуаций, их вероятность,масштаб и продолжительность воздействия.
Необходимостьдекларирования безопасности объекта в связи с тем, что егодеятельность связана с повышенной опасностью.
Прогнозируемыеспособы утилизации отходов с кратким обоснованием возможности ицелесообразности.
**Прогнозируемаявозможность возникновения аварийных ситуаций, их вероятность,масштаб и продолжительность воздействия.
* См. Порядокразработки Декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации,утвержденный совместным приказом МЧС России и Госгортехнадзора России от4.04.96 г. № 222/59.
Необходимостьдекларирования безопасности объекта в связи с тем, что егодеятельность связана с повышенной опасностью.
Прогнозируемыеспособы утилизации отходов с кратким обоснованием возможности ицелесообразности.
4.14.Использование готовой продукции.
Предварительнаяоценка складывающейся конъюнктуры рынка намеченной номенклатуры продукции иуслуг; конкурентоспособность продукции; предполагаемый спрос на намеченную квыпуску продукцию (услуги) на основе данных о текущем потреблении и степениудовлетворения спроса на них.
4.15.Финансовая и экономическая оценка эффективности инвестиций.
Инвестиционныеи производственные издержки, структура себестоимости продукции.
Ориентировочныйрасчет прибыли и налога на прибыль, рентабельность, окупаемость.
4.16. Основныевыводы.
Обоснованиевыбора приоритетного варианта.
К ходатайствуприлагаются документы о полученных предварительных технических условиях,проведенных согласованиях и графические материалы — схемы,чертежи (при необходимости, демонстрационные материалы).
Зам. начальника Департаментаразвития научно-технической политики и проектно-изыскательских работ
В.П.Абарыков
ПРИЛОЖЕНИЕ
ОСНОВНОЙ СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ ДАННЫХ И ТРЕБОВАНИЙ, ВКЛЮЧАЕМЫХ ВЗАДАНИЕ НА РАЗРАБОТКУ ХОДАТАЙСТВА (ДЕКЛАРАЦИИ) О НАМЕРЕНИЯХ ИНВЕСТИРОВАНИЯ ВСТРОИТЕЛЬСТВО
1. Основные данные о заказчике-инвесторе.
2. Предполагаемые варианты местоположения объекта,уточнение местных требований и условий (в т.ч. по охране окружающей среды).
3. Намечаемые цель и источники инвестирования, объем предусмотренныхфинансовых средств.
4. Номенклатура продукции (оказываемых услуг), организация еесбыта,потенциальные конкуренты.
5. Рекомендуемые проекты-аналоги.
6. Предварительные условия по архитектурно-планировочным,конструктивным и инженерным решениям.
7. Особые условия в т. ч. необходимость уточнения,при разработке материалов Ходатайства, экономических ифинансовых показателей объекта инвестирования.
К заданию прикладываются:
а) материалы,полученные от местных органов исполнительной власти, в том числекартографические (топографические) материалы, ситуационный план ипр.,предварительные требования по санитарно-эпидемиологическим,экологическим условиям;
б) материалы по формированию инвестиционного замысла (целейинвестирования).