Что проверяют в СОУТ

Кто проверяет спецоценку условий труда

Вопрос: Кто проверяет специальную оценку условий труда

Ответ:

Специальная оценка условий труда — неотъемлемая процедура для предприятий, которая определяет класс вредности и опасности условий для сотрудников на производстве. Поэтому как провести спецоценку условий труда в организации должен знать каждый руководитель.

Экспертиза рабочих мест — мероприятие, которое проводится один раз в пять лет, за исключением внеплановых проверок, которые осуществляются согласно особенностям, прописанным в ФЗ № 426.

Экспертные организации проверяют служебные помещения, пространства и оборудование, находящиеся на территории работодателя. Помещения и места надомников и удаленных сотрудников не подлежат СОУТ. Кто проверяет наличие результатов экспертизы? Местная инспекция по труду. Если инспекция выявит отсутствие отчетности, то на организацию накладывается штраф в крупном размере. Так, согласно п. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, сумма штрафов:

  • должностным лицам и ИП — 5000-10 000 руб.;
  • юрлицам — 60 000-80 000 руб.

Чтобы избежать штрафов, нужно знать кто проверяет спецоценку условий труда и всегда быть готовым к встрече с трудовым инспектором. Об отсутствии СОУТ инспекция может узнать либо во время очередной проверки, либо от жалоб сотрудников. При вторичных нарушениях инспекция по труду вправе наказать ИП до 40 000 рублей, юрлицо — до 200 000 рублей или запретить работодателю находиться в должности директора сроком до 3 лет.

Источник: http://NalogObzor.info/publ/kadrovyi-ucet/kto-proveraet-specocenku-uslovii-truda

31 декабря 2018 года заканчивается период проведения специальной оценки условий труда. Работодателей, которые не успеют до этой даты закончить процедуру СОУТ, могут оштрафовать на сумму до 200 тысяч рублей!!!
Необходимо еще раз довести эту информацию до учреждений образовательных организаций.

В целях недопущения снижения объема гарантий, компенсаций и прав работников на безопасный труд в связи с возможным риском проведения специальной оценки условий труда до конца 2018 г. не в полном объеме, Министерство труда и социальной защиты РФ в своем письме от 1 июня 2018 года № 15-4/10/В-4010 просит обратить особое внимание на недопустимость нарушения требований Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона N 426-ФЗ в части безусловного завершения проведения специальной оценки условий труда не позднее чем 31 декабря 2018 г. на территории субъекта Российской Федерации.

Нарушения в области спецоценки условий работы оцениваются действующим законодательством крайне серьезно. Это связано с тем, что несоблюдение порядка проведения СОУТ, установленного положениями 426-ФЗ, рассматривается как нарушение прав работников. Они должны получать полную и достоверную информацию об условиях труда на их местах работы, а также их потенциальном негативном воздействии на здоровье. Поэтому в 2018 году штрафы за отсутствие СОУТ и другие нарушения в этой области являются достаточно крупными.

СОУТ: штрафы за непроведение и другие нарушения

Ответственность работодателя за нарушения в области спецоценки урегулирована положениями ч.2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, предусматривающей следующие величины штрафов за отсутствие специальной оценки условий труда в 2018 году:

  • для представителей администрации, виновных в невыполнении спецоценки, — штраф 5-10 тыс. руб.;
  • для организаций — 60-80 тыс. руб.

Штрафные меры при нарушении действующих требований к порядку спецоценки определяются аналогичным образом. При этом во внимание принимаются не только требования основного 426-ФЗ, но и специальных нормативных документов, устанавливающих правила проведения СОУТ. К ним относятся приказ Минтруда № 33н и другие.

Штрафы за повторные нарушения

Повторные нарушения в области проведения спецоценки наказываются гораздо более значительными штрафами. Предполагается, что работодатель, допустивший первичное нарушение, мог сделать это по незнанию, отсутствию необходимых навыков применения законодательства и т.д. Однако повторение нарушения в этой сфере свидетельствует о его недостаточно серьезном отношении к исполнению своих обязанностей. При этом не имеет значения, имеют ли первичное и повторное нарушение идентичный характер или связаны с различными требованиями закона. Поэтому в случае, если за организацией уже числится штраф за проступок в этой области, следует особенно внимательно контролировать соблюдение актуального порядка проведения СОУТ.

Повторный штраф за непроведение СОУТ

Размер штрафа за непроведение СОУТ при повторном нарушении, а также штрафов за другие повторные нарушения в этой сфере, определяется положениями ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП. Он составляет:

  • для должностных лиц, допустивших вторичное нарушение правил СОУТ или ее невыполнение, — штраф 30-40 тыс. руб. Указанная мера может быть заменена дисквалификацией на период от 1 года до 3 лет;
  • для организация — штраф размером 100-200 тыс. руб. Такое наказание также может быть заменено приостановкой работы на период до 90 суток.

Если же в результате непроведенной спецоценки будет причинен тяжкий вред здоровью работника, работодатель попадает под действие ст. 143 Уголовного кодекса. В таком случае наказание составит от 400 000 рублей в виде штрафа. В наиболее тяжелых случаях, например, при смертельном исходе, встанет вопрос лишения свободы для работодателя на срок от 1 до 5 лет.

Санкции Минтруда

В отношении рабочих мест, на которых не выявлены вредные (опасные) факторы, работодатель в течение 30 дней с момента утверждения отчета подает в территориальный орган Роструда декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (утв. Приказом Минтруда от 07.02.2014г. № 80н) (действительна пять лет). По истечении срока действия в случае отсутствия за период ее действия несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, срок действия декларации считается продленным на следующие пять лет.

В тот же 30-дневный срок сведения о проведенной спецоценке – о классах условий труда на рабочих местах и перечень мероприятий по улучшению условий труда – необходимо разместить в интернете на официальном сайте образовательной организации.

Чтобы оштрафовать компанию, ГИТ вовсе нет необходимости проводить ее проверку, надо просто проверить сведения об этой организации в информационной системе учета.

С 1 января 2019 года инспекция будет штрафовать за непроведение СОУТ все организации, по которым нет данных в государственной информационной системе учета!

Остался всего месяц у тех образовательных организаций, которые еще не завершили спецоценку рабочих мест. Им необходимо приложить все усилия для того, чтобы выполнить свои обязанности по охране труда, ведь штрафы обойдутся значительно дороже! Напоминаем, что спецоценке подлежат абсолютно все рабочие места в организации. Поэтому и отсутствие СОУТ по отдельным рабочим местам расценивается как отдельное правонарушение, а, следовательно, штраф в размере 60-200 тыс. рублей может быть за каждое «неоцененное» рабочее место!

Кроме того, помимо штрафа, СОУТ влияет на взносы в Пенсионный фонд — работодатели, которые провели спецоценку условий труда, будут начислять дополнительные взносы в ПФР по дифференцированным тарифам – от 2 до 8% в зависимости от вредности условий труда. И если по результатам СОУТ условия труда признаны оптимальными или допустимым, дополнительный тариф составит 0%, что освобождает от уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам. А организация, которая не провела СОУТ, будет платить дополнительные взносы в ПФР — тариф взноса составляет 6 или 9 % (в зависимости от условий труда работника).

Источник: https://eseur.ru/tuva/S_1_yanvarya_2019_goda_Rostrud_nachnet_shtrafovat_za_neprovedenie_SOUT/

Результаты спецоценки можно проверить

Петр Сергеевич, кто может инициировать проведение экспертизы качества спецоценки?

П.С. Сергеев: Инициатором проведения экспертизы качества спецоценки могут быть работодатель, работник, профсоюз или иной представительный орган работников, страховщики, территориальный орган Роструда, а также суд.

На какое конкретное нарушение могут пожаловаться работодатели и работники?

П.С. Сергеев: Работодатель может быть не согласен с проведенными исследованиями, испытаниями вредных или опасных производственных факторов и, конечно, с выводами о классификации условий труда на рабочих местах по результатам таких измерений. Например, он может считать, что рабочие места отнесены к тому или иному классу и подклассу условий труда неправильно. Ведь от этого зависит тариф страховых взносов в Пенсионный фонд, объем гарантий и компенсаций работникам.

Точно так же результаты спецоценки могут не устраивать работников или профсоюз. Например, работник может считать, что реальные условия его труда хуже, чем получились по результатам спецоценки, и он необоснованно оказался лишен гарантий и компенсаций за вредность.

Куда надо обратиться работодателю, если он хочет провести госэкспертизу спецоценки?

П.С. Сергеев: У работодателя есть два варианта. Либо он может самостоятельно обратиться в орган, проводящий госэкспертизу, — это органы по труду субъектов Российской Федерации. Но тогда ему придется оплатить проведение госэкспертизы. Либо он может пожаловаться на некачественное проведение спецоценки в территориальный орган Роструда. Если Роструд, рассмотрев обращение, решит, что оно обоснованно, он сам инициирует проведение госэкспертизы. В этом случае для работодателя она будет бесплатной.

Может ли Роструд потребовать проведения госэкспертизы, если жалоб от работодателя, работника или профсоюза не поступало?

П.С. Сергеев: Да, Роструд в рамках своей контрольно-надзорной деятельности может и при отсутствии жалоб прийти к выводу о необходимости проведения госэкспертизы качества спецоценки на рабочих местах конкретного работодателя.

Как бы вы посоветовали работодателю поступить: самостоятельно обратиться за экспертизой или пожаловаться в Роструд?

П.С. Сергеев: Думаю, лучше обращаться в Роструд. Зачем же платить деньги, если есть достаточно оснований для проведения госэкспертизы бесплатно?

Но свою жалобу с просьбой проверить результаты спецоценки надо, конечно, обосновать. Ведь Роструд оценивает объективность доводов заявителя. То есть надо обязательно указать, как был нарушен порядок спецоценки, какие именно ее результаты и выводы вас не устраивают и почему, приложить документы. Если до этого на рабочих местах уже проводилась спецоценка или аттестация рабочих мест, желательно приложить к заявлению и ее результаты тоже.

А если Роструд отказывает в удовлетворении жалобы, у работодателя сохраняется право провести госэкспертизу за деньги?

П.С. Сергеев: Конечно. Можно даже, обратившись в Роструд, параллельно провести платную экспертизу.

Может ли орган госэкспертизы отказать в ее проведении?

П.С. Сергеев: Единственная причина, по которой орган госэкспертизы может отказать в проведении экспертизы, — недостаточные или неверные сведения о заявителе и об объекте спецоценкип. 20 Порядка, утв. Приказом Минтруда от 12.08.2014 № 549н (далее — Порядок).

Работник может инициировать госэкспертизу только на своем рабочем месте или также и на других рабочих местах?

П.С. Сергеев: Если работник сам обращается в орган, проводящий госэкспертизу, и сам ее оплачивает, экспертиза будет проведена только на его рабочем местеп. 4 Порядка. Если же работник жалуется на некачественную спецоценку в Роструд, то Роструд может принять решение провести госэкспертизу спецоценки не только рабочего места этого работника, но и других рабочих мест.

Как работодатель, если он не является заявителем, узнает о проведении госэкспертизы?

П.С. Сергеев: Работодателя уведомят о том, что на его рабочих местах проводится госэкспертиза качества спецоценки. Более того, от работодателя могут потребовать представить материалы, необходимые для проведения госэкспертизы.

Какие именно это могут быть материалы?

П.С. Сергеев: Четкого перечня таких материалов, к сожалению, нет. Поэтому потребовать могут любые документы, имеющие отношение к состоянию условий труда на предприятии и к проведенной спецоценке. Это в первую очередь отчет о спецоценке. Может также потребоваться отчет о предыдущей спецоценке или аттестации рабочих мест. Результаты и выводы этих отчетов свидетельствуют о состоянии фактических условий труда на рабочих местах работников, а также о праве этих работников на гарантии и компенсации за вредные и опасные условия труда. Возможно, для госэкспертизы окажутся нужны документы, касающиеся формирования комиссии по проведению спецоценки, графика проведения спецоценки. Представить требуемые документы надо в течение 10 дней. Либо, если таких документов у работодателя нет, сообщить о невозможности их представленияп. 13 Порядка.

Сколько времени может занять проведение госэкспертизы условий труда?

П.С. Сергеев: Стандартный срок, когда есть все нужные документы, — 30 дней. Но при необходимости, если надо будет провести дополнительные испытания, измерения вредных факторов, срок экспертизы может быть продлен еще на 60 дней — до 90 днейп. 18 Порядка.

Каковы возможные результаты проведения экспертизы и выводы, как они оформляются и доводятся до заинтересованных лиц?

П.С. Сергеев: Результат госэкспертизы — признание правомерными требований заявителя и указание на необходимость проведения повторной спецоценки либо заключение об отсутствии оснований для проведения повторной спецоценки. Он оформляется заключением. Заключение должно содержать ссылки на нормативные документы. В течение 3 дней после подписания заключение направляется заявителю: работнику, работодателю, профсоюзу, в суд либо в территориальный орган Роструда.

Если работодатель не был заявителем, орган госэкспертизы все равно уведомит его о результатах и направит ему заключение. Также о результатах госэкспертизы будет уведомлена организация, которая проводила спецоценку.

А что дальше?

П.С. Сергеев: Если госэкспертиза проводилась по обращению суда и подтвердила нарушения, это, безусловно, формирует доказательную базу для участника судебного процесса. Если по обращению Роструда — Роструд вынесет предписание об устранении нарушений.

А для работников и работодателей, которые сами инициировали госэкспертизу, ее выводы о нарушениях будут основанием для возможного обращения в суд или в Роструд либо для защиты своих прав иным способом в рамках гражданско-правовых или трудовых отношений.

Кто будет нести ответственность за некачественные результаты спецоценки?

П.С. Сергеев: С 1 января вступили в действие поправки в КоАП, усиливающие ответственность за нарушения в области охраны труда. Кроме того, введены дополнительные составы правонарушений, касающиеся именно проведения спецоценки, для работодателей, оценивающих организаций, а также для экспертов.

Заключение органа госэкспертизы о некачественной спецоценке ввиду нарушений порядка ее проведения организацией, проводившей такую оценку, будет основанием для вынесения административного наказания в отношении нее, а также в отношении ее экспертов, которые участвовали в проведении спецоценки. Для юридических лиц максимальный штраф — 200 тыс. руб. Либо возможно приостановление деятельности на срок до 90 суток. Для экспертов — штраф до 50 тыс. руб. либо лишение права заниматься профессиональной деятельностью на срок от 1 года до 3 летст. 14.54 КоАП РФ.

А работодателя тоже могут оштрафовать? Даже если он сам пожаловался в Роструд на плохое качество спецоценки или сам оплатил госэкспертизу?

П.С. Сергеев: Это маловероятно, хотя гипотетически возможно. Ведь работодатель формирует комиссию по спецоценке, туда входят его представители. А если работодатель — ИП, то в комиссию входит он сам. Если комиссия приняла какие-то необоснованные решения, нарушающие порядок проведения спецоценки, член комиссии может быть оштрафован как должностное лицо.

Если оказалось, что спецоценка была проведена некачественно, ее надо будет провести еще раз? Или достаточно внести изменения в отчет о спецоценке?

П.С. Сергеев: Внести изменения в отчет о спецоценке нельзя. Правила ее проведения не предусматривают корректировку проведенного исследования, изменение класса или подкласса условий труда в результате госэкспертизы.

Работодатель может потребовать от оценивающей организации провести спецоценку повторно либо вернуть затраченные средства. Возможно, это удастся сделать в рамках мирового соглашения, а если нет, то работодатель может обратиться с иском в суд.

Но ведь работодатель обязан проводить спецоценку в определенные сроки. А если результаты спецоценки были признаны недействительными, не получится ли, что работодатель ее как будто вообще не проводил?

П.С. Сергеев: Если вы имеете в виду ответственность работодателя за непроведение спецоценки, то, думаю, она ему не грозит. Ведь фактически специальная оценка была проведена.

А в какие сроки надо провести новую спецоценку?

П.С. Сергеев: Законом отдельно не установлен срок проведения повторной спецоценки, если результаты прежней были признаны неправильными. Полагаю, что срок, в который работодатель должен устранить нарушения и провести повторную спецоценку, может указать в своем предписании Роструд в случае проведения госэкспертизы по его инициативе.

Если экспертиза признала, что класс условий труда работников фактически не соответствует указанному в отчете о спецоценке, как работники будут получать гарантии и компенсации?

П.С. Сергеев: Госэкспертиза, конечно, не сможет установить новый класс условий труда работников. И может возникнуть правовая лакуна, когда работник окажется без установленного класса условий труда. В то же время организации с вредными условиями труда, как правило, проводят оценку рабочих мест не впервые. Скорее всего, у них есть результаты аттестации рабочих мест, пусть и с закончившимся сроком действия. И до получения результатов новой спецоценки по соглашению с работниками, в том числе в рамках коллективного договора, можно будет временно использовать эти результаты.

Если организацию или ее экспертов лишили права проводить спецоценку, работодатель ведь уже не сможет потребовать повторной спецоценки?

П.С. Сергеев: Организация, проводящая спецоценку, должна иметь не менее пяти экспертовп. 2 ч. 1 ст. 19 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ. Если их всего пять и хотя бы один лишается права заниматься профессиональной деятельностью, такая организация перестает соответствовать установленным критериям. И работодателю останется только требовать вернуть средства, которые он потратил на спецоценку. А повторную спецоценку проводить с помощью другой организации.

Если же у оценивающей организации экспертов больше указанного количества, то лишение одного из них права заниматься профессиональной деятельностью не помешает организации провести спецоценку повторно.

Максимальное наказание — приостановление деятельности оценивающей организации либо лишение эксперта права работать по профессии — применяется лишь за повторное нарушение. Приостановление деятельности также не позволит такой организации проводить повторную спецоценку.

Если заявитель не согласен с результатами госэкспертизы, может ли он и ее обжаловать?

П.С. Сергеев: Конечно. Результат госэкспертизы можно обжаловать в Минтруд. По такой жалобе может быть назначена повторная экспертиза. Причем если в первый раз заявитель проводил экспертизу за свои деньги, повторная экспертиза будет для него бесплатной.

Может ли оценивающая организация оспорить результаты самой спецоценки и ее госэкспертизы?

П.С. Сергеев: Сейчас оценивающие организации не указаны в Законе № 426-ФЗ как субъект, который может подать обращение о проведении государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения спецоценки.

Но мы подготовили поправки в Закон, которые наделяют оценивающие организации таким правом. Следовательно, если они будут не согласны с результатами госэкспертизы, они тоже смогут их оспорить.

Сколько примерно может стоить госэкспертиза?

П.С. Сергеев: К сожалению, не могу сказать даже примерно. В Методических рекомендациях, подготовленных МинтрудомПриказ Минтруда от 09.10.2014 № 682н, прописана структура затрат на проведение госэкспертизы: экспертиза самого отчета о спецоценке, изучение документации, проведение исследований, испытаний, измерений вредных или опасных факторов, но фактической стоимости нет.

Будут ли результаты госэкспертизы передаваться в информационную систему?

П.С. Сергеев: Да, и прообраз этой системы уже есть, это автоматизированная система анализа и контроля в области охраны труда — АКОТ. В ней аккумулируются данные о результатах оценки условий труда. Также в этой системе содержатся сведения об оценивающих организациях и экспертах. До 1 января 2016 г. на базе этой системы будет сформирована и запущена в промышленную эксплуатацию федеральная информационная система по учету результатов специальной оценки условий труда. Ее пользователями станут Минтруд, Роструд, органы по труду субъектов РФ, Фонд социального страхования и Пенсионный фонд РФ. Возможно, этой системой сможет пользоваться также и Роспотребнадзор. Будут подключены к этой системе и специальные организации, которые проводят спецоценку, но они смогут увидеть лишь результаты своей собственной деятельности и статистические данные. Работодатели тоже смогут увидеть результаты спецоценки на своих рабочих местах и ее госэкспертизы, если она проводилась.

Планируется в рамках этой системы сформировать персонифицированный учет условий труда на всех рабочих местах и привязать его к персонифицированному учету застрахованных лиц, который ведет Пенсионный фонд. Тогда по каждому работодателю и каждому работнику можно будет проверить правильность начисления страховых взносов, расчета специального стажа за работу во вредных условиях.

Подгружать в систему результаты госэкспертизы спецоценки будут органы по труду субъектов РФ либо Роструд.

А сможет ли посмотреть результаты спецоценки и госэкспертизы в этой системе работник, в отношении рабочего места которого проводилась спецоценка?

П.С. Сергеев: Скорее всего, нет. Но эти результаты и так должны быть доведены до сведения работника, причем результаты спецоценки — под его роспись.

Источник: https://glavkniga.ru/elver/2015/9/1855-rezulitati_spetsotsenki_mozhno_proveriti.html

Кто и в какие сроки обязан проводить СОУТ

Спецоценка в обязательном порядке проводится всеми экономическими субъектами (юридическими лицами и ИП), пользующимися услугами наемных работников. Оценивать нужно все рабочие места, как постоянные, так и временные, даже если речь идет о сотрудниках с разъездным характером работы.

СОУТ не проводится только в отношении следующих категорий работников (п. 3 ст. 3 закона № 426-ФЗ):

  1. Работающих на дому или дистанционно.
  2. Работников, нанятых физическими лицами, не являющимися ИП (помощники по хозяйству, репетиторы и т.п.).

СОУТ в общем случае нужно проводить не реже один раз в пять лет (ст. 8 закона № 426-ФЗ).

Для конкретного работодателя сроки проведения СОУТ устанавливаются с учетом переходных положений, предусмотренных в ст. 27 закона № 426-ФЗ. Дело в том, что спецоценка является «преемницей» действовавшей до 2014г. аттестации рабочих мест. Поэтому если на предприятии до 31.12.2013г. была проведена аттестация, то СОУТ можно не проводить в течение 5 лет после нее. Переходный период заканчивается 31.12.2018г., к этому времени все работодатели должны провести СОУТ по новым правилам.

Однако для отдельных категорий рабочих мест следует провести спецоценку в кратчайшие сроки, не дожидаясь завершения переходного периода. Речь идет о рабочих местах с вредными и опасными условиями труда. Их категории перечислены в п. 6 ст. 10 закона № 426-ФЗ.

Кроме того, в случаях, перечисленных в п. 1 ст.17 Закона № 426-ФЗ, оценку условий труда на рабочем месте следует проводить вне плана. В первую очередь это касается появления новых рабочих мест или существенных изменений условий работы на существующих местах. Кроме того, внеплановая СОУТ проводится после несчастного случая, на основании предписания контролирующих органов или по заявке профсоюза. Сроки проведения внеплановой СОУТ – от 6 до 12 месяцев, в зависимости от основания.

Порядок проведения СОУТ

Закон устанавливает, что обязанность по организации СОУТ лежит на работодателе. С этой целью должна быть создана специальная комиссия (ст. 9 закона № 426-ФЗ).

Непосредственное проведение СОУТ осуществляют специализированные организации. Они должны отвечать требованиям закона – иметь аккредитованную лабораторию и не менее пяти аттестованных экспертов в штате (ст. 19 закона № 426-ФЗ).

Все специализированные организации заносятся в реестр, за ведение которого отвечает Минтруд. “Реестр специализированных организаций по СОУТ“.

Работодатель выбирает организацию из реестра и заключает с ней договор на проведение СОУТ. Заказчик обязан предоставить исполнителю все документы и другую информацию, необходимую для работы.

В первую очередь нужно выбрать рабочие места для проведения оценки и составить график, учитывая все особенности установления сроков проведения СОУТ, перечисленные в предыдущем разделе.

Кроме сроков, при составлении графика следует учитывать наличие аналогичных рабочих мест. Если такие места есть, то из каждой их группы можно оценивать только 20% (но не менее двух). Также см. “Аналогичные рабочие места при СОУТ – что это?“.

Сама спецоценка условий труда заключается в выявлении и измерении вредных и опасных производственных факторов. По ее итогам каждому проверенному рабочему месту присваивается один из четырех классов опасности. Выбор класса зависит от наличия и интенсивности влияния на работника указанных отрицательных факторов.

Результаты проведенной СОУТ оформляются в виде отчета, который должен быть подписан всеми членами комиссии.

Информация о результатах СОУТ:

  1. Должна быть доведена до работников и размещена на сайте компании в 30-дневный срок после подписания отчета (ст. 15 закона № 426-ФЗ).
  2. Включается в декларацию соответствия условий труда, предоставляемую в Минтруд.
  3. Направляется в подразделение ФСС РФ для принятия решения о корректировке страховых тарифов (подробнее – в следующем разделе).
  4. Размещается в государственной информационной системе (ст.18 закона № 426-ФЗ).

Правовые последствия СОУТ

Итоги проведенной СОУТ влияют на трудовые отношения с работниками и на ставки взносов во внебюджетные фонды.

Работникам, чьи рабочие места признаны вредными или опасными (3-4 класс) полагаются различные гарантии и компенсации в соответствии с ТК РФ и другими нормативными актами:

  1. Сокращенное рабочее время (ст. 92 ТК РФ).
  2. Повышенные тарифные ставки (ст. 146, 147 ТК РФ).
  3. Дополнительные отпуска (ст. 117 ТК РФ).
  4. Досрочный выход на пенсию (ст. 27 закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»).
  5. Ограничения для работы на таких местах женщин и несовершеннолетних (ст. 253, 265 ТК РФ).
  6. Регулярные медосмотры (ст. 213 ТК РФ).
  7. Предоставление средств индивидуальной защиты.
  8. Выдача молока и лечебно-профилактического питания (ст. 222 ТК РФ).

Кроме того, по итогам СОУТ разрабатываются и внедряются мероприятия по охране труда и улучшению его условий.

ФСС РФ может предоставить компании скидки (или напротив – надбавки) к действующему тарифу на страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Правила предоставления скидок (надбавок) утверждены постановлением Правительства РФ от 30.05.2012 № 524. Решение ФСС по поводу тарифов зависит от состояния охраны труда на предприятии, одной из важнейших характеристик которого и является результат СОУТ.

Также оценка условий труда влияет и на начисление дополнительных взносов на обязательное пенсионное страхование (ст. 428 НК РФ). Определение конкретных классов и подклассов условий труда по рабочим местам позволяет начислять эти взносы более дифференцированно и в большинстве случаев – снизить суммы платежей.

Санкции за нарушения порядка проведения СОУТ

Административный кодекс предусматривает санкции за эти нарушения как для работодателей, так и для специализированных организаций, проводящих оценку.

Работодатели при первом нарушении законодательства о СОУТ получают предупреждение либо подвергаются следующим штрафным санкциям (п. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ):

  1. Должностные лица и ИП – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
  2. Юридические лица – от шестидесяти до восьмидесяти тысяч рублей.

Повторное нарушение влечет за собой гораздо более серьезные последствия:

  1. Для должностных лиц – штраф от тридцати до сорока тысяч рублей или дисквалификация на срок от одного до трех лет
  2. Для ИП – штраф от тридцати до сорока тысяч рублей или приостановка деятельности на срок до девяноста суток.
  3. Для юридических лиц – штраф от ста до двухсот тысяч рублей или приостановка деятельности на срок до девяноста суток.

Для специализированных организаций при первом нарушении предусмотрены штрафы (п. 1 ст. 14.54 КоАП РФ):

  1. Для должностных лиц – от двадцати до тридцати тысяч рублей.
  2. Для юридических лиц – от семидесяти до ста тысяч рублей

При повторном нарушении санкции также усиливаются (п. 2 ст. 14.54 КоАП РФ):

  1. Для должностных лиц – штраф от сорока до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификация на срок от одного до трех лет.
  2. Для юридических лиц – штраф от ста до двухсот тысяч рублей или приостановка деятельности на срок до девяноста суток.

Должностным лицом специализированной организации в данном случае считается эксперт, проводивший СОУТ.

Вывод

Спецоценка является важнейшей составляющей системы охраны труда. Ее основная задача – оценить и свести к минимуму влияние вредных и опасных производственных факторов на работников. По итогам проведения СОУТ определяется порядок предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных ТК РФ. Кроме того, результаты спецоценки влияют на ставки взносов, перечисляемых во внебюджетные фонды.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://buhguru.com/ohrana-truda/specialnaya-ocenka-usloviy-truda.html

Получите документы по теме бесплатно

Кто должен проводить специальную оценку условий труда, в какие сроки, какая ответственность предусмотрена за непроведение или за нарушение порядка проведения спецоценки. Эти и другие вопросы мы рассмотрим в данной статье.

Одной из основных обязанностей работодателя является обеспечение своим сотрудникам безопасных условий труда на рабочих местах (ст. 212 ТК РФ). Проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах является одним из мероприятий, которые проводит работодатель для исполнения этой обязанности.

1 января 2014 года вступил в силу федеральный закон от 26.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон), который ввел новую процедуру, – специальную оценку условий труда (СОУТ). Она заменила аттестацию рабочих мест.

СОУТ направлена на выявление вредных и опасных факторов производственной среды, оценку уровня их воздействия на работника (ч. 1 ст. 3 Закона).

По итогам проведения специальной оценки труда работодатель:

  • определяет классы (подклассы) условий труда;
  • обеспечивает работников средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • устанавливает для сотрудников предусмотренные законодательством гарантии и компенсации;
  • организовывает предварительные и периодические медосмотры;
  • устанавливает дополнительный тариф взносов в ПФР;
  • рассчитывает скидку (надбавку) к страховому тарифу взносов на травматизм;
  • подготавливает статистическую отчетность об условиях труда.

СОУТ обязателен, но не для всех

Каждый работодатель должен проводить специальную оценку, независимо от формы собственности.

Исключение составляют следующие категории сотрудников:

  • надомники;
  • дистанционные работники;
  • сотрудники, вступившие в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

Организовать и оплатить специальную оценку должен работодатель (ч. 1 ст. 8 Закона). При этом оценка проводится им совместно со специализированной организацией, привлеченной на основании гражданско-правового договора (ч. 2 ст. 8 Закона).

Для того чтобы понять, в какие сроки необходимо провести плановую спецоценку, обратимся к схеме:

Сроки проведения плановой специальной оценки рабочих мест, созданных до 01.01.2014

Специальная оценка проводится не реже одного раза в 5 лет. Срок исчисляется со дня утверждения отчета о ее проведении (ч. 4 ст. 8 Закона). Однако, если проведенная спецоценка подтвердит оптимальные или допустимые условия на рабочих местах, а в течение 5 лет с даты утверждения отчета в организации не будут выявлены профзаболевания и не произойдет несчастный случай – результаты такой спецоценки автоматически продлеваются на следующие 5 лет. Но в случае выявления вредных/опасных условий труда данные рабочие места подлежат плановой спецоценке каждые 5 лет.

Ситуация: Потенциально вредные условия труда

Для потенциально вредных/опасных условий труда в Законе четко не оговорен срок проведения плановой спецоценки. Но тем не менее для этих категорий рабочих мест оценку условий труда следует проводить в кратчайшие сроки.(конец врезки)

Комиссия СОУТ

Проведение СОУТ начинается с созыва комиссии с нечетным количеством членов. Ее инициирует приказ руководителя организации. В комиссию входит специалист по охране труда или специалист, привлекаемый работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда), а также представитель профсоюза, если такой имеется. В том же приказе руководитель должен указать, кто возглавит комиссию – он сам или назначенное им лицо.

Важно: Аналогичные рабочие места

Комиссия утверждает перечень рабочих мест, подлежащих спецоценке, и указывает, какие из них являются аналогичными (ч. 5-7 ст. 9 Закона). Следует отметить, что СОУТ проводится только в отношении 20% аналогичных рабочих мест (но не менее чем двух мест), и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам (ч. 1 ст. 16 Закона). Согласно ст. 9 Закона таковыми считаются рабочие места, которые отвечают одновременно следующим условиям:

  1. расположенные в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах);
  2. оборудованные одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
  3. на которых трудятся работники:
  • одной и той же профессии (должности, специальности), выполняющие одинаковые трудовые функции;
  • в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса;
  • с использованием одинакового производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
  • обеспеченные одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

Всегда ли нужно привлекать специализированную организацию?

Одновременно фирма обязана выбрать и заключить договор со специализированной организацией на проведение СОУТ.

На следующем этапе в дело вступает специализированная организация. Ее задача – идентифицировать вредные либо опасные факторы труда. Проще говоря, решить, может ли нанести вред здоровью человека его работа, а если может, то чем именно. Вредные факторы перечислены в Классификаторе, утвержденном Приказом Минтруда N 33н от 24.01.2014.

Следует отметить, что идентификация не осуществляется в отношении (ч. 6 ст. 10 Закона):

  • рабочих мест сотрудников, профессии, должности или специальности которых включены в списки на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
  • рабочих мест, на которых сотрудникам в соответствии с законодательством предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации или специальной оценки были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

При этом остальные процедуры специальной оценки по отношению к этим рабочим местам проводятся.

Итак, эксперт специализированной организации проводит идентификацию, а ее результаты утверждает комиссия работодателя (ч. 2 ст. 10 Закона).

Если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не выявлены, то дальнейшие исследования не проводятся (ч. 4 ст. 10 Закона).

По таким рабочим местам, а также местам, условия труда на которых признаны оптимальными или допустимыми, работодатель подает в свою трудинспекцию декларацию соответствия условий труда государственным требованиям.

Ситуация: Выявлены вредные или опасные производственные факторы

Если вредные/опасные производственные факторы выявлены, то комиссия принимает решение о проведении исследований и измерений данных факторов (ч. 5 ст. 10 Закона). Закончив измерять вредные факторы, экспертная организация и комиссия проверяемой фирмы составляют отчет об итогах спецоценки. Его подписывают все члены комиссии и утверждает ее председатель. Форма отчета есть в Приказе Минтруда N 33н от 24.01.2014 г. К нему прикладываются карты оценки каждого рабочего места, прошедшего процедуру. В результате условия труда делятся на классы и подклассы по степени вредности, работники получают те или иные гарантии и компенсации, а также определятся дополнительный тариф взносов в ПФР.

Характеристика условий труда

Класс

Подкласс

Условия труда

Размер доп.тарифа

Характеристики класса (подкласса)

Оптимальные Вредные (опасные) факторы отсутствуют или не превышают норм.

Допустимые

Вредные (опасные) факторы не превышают норм; функциональное состояние работника восстанавливается за время междусменного отдыха.

Вредные

1 степени

2%

После воздействия вредных (опасных) факторов состояние организма работника восстанавливается при более длительном времени, чем междусменный отдых; увеличивается риск повреждения здоровья.

Вредные

2 степени

4%

Вредные (опасные) факторы способны вызвать появление и развитие начальных форм профзаболеваний или профзаболеваний легкой степени тяжести (без потери трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (15 и более лет).

Вредные

3 степени

6%

Вредные (опасные) факторы способны вызвать появление и развитие у работника профзаболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности.

Вредные

4 степени

7%

Вредные (опасные) факторы способны привести к появлению и развитию у работника тяжелых форм профзаболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.

Опасные

8%

Вредные (опасные) факторы, воздействующие на работника в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу его жизни, а их последствия обусловливают высокий риск развития острого профзаболевания в период трудовой деятельности.

Оценка проведена, а что дальше?

Но на этом обязанности работодателя не заканчиваются. Он должен ознакомить сотрудников под роспись с результатами оценки, проведенной на их рабочих местах в течение 30 календарных дней со дня утверждения вышеуказанного отчета (ч. 2 ст. 5 и ч. 5 ст. 15 Закона).

В этот срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

Важно: обновите информацию на сайте

А если у организации имеется официальный сайт – то она должна организовать размещение на нем сводных данных о результатах оценки:

  • об установленных классах (подклассах) условий труда;
  • о перечне мероприятий по улучшению этих условий.

Сделать это нужно в тот же срок – 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки (ч. 6 ст. 15 Закона).

Сведения о результатах специальной оценки также нужно отразить в таблице 10 формы 4-ФСС.

У работников тоже есть обязанность – ознакомиться с результатами СОУТ (ч. 2 ст. 5 Закона). Отказ от исполнения этой обязанности может быть признан работодателем нарушением требований охраны труда. Такой отказ является основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности (абз. 2 ч. 1 ст. 214, ст. 192 ТК РФ).

Специализированная организация обязана передать результаты проведенной оценки в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (ч. 1 ст. 18 Закона).

За нарушение порядка проведения либо за непроведение СОУТ предусмотрена административная ответственность, ее размер указан в таблице.

Ответственность за нарушения правил спецоценки

Норма КоАП РФ

Правонарушение

Ответственность

должностных лиц

ИП

организаций

ч. 2 ст. 5.27.1 Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее не проведение Предупреждение или 5 000 – 10 000 руб. Предупреждение или 60 000 – 80 000 руб.
ч. 5 ст. 5.27.1 Совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение 30 000 – 40 000 руб. или дисквалификация на 1 – 3 года 30 000 – 40 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток 100 000 – 200 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток
ч. 1 ст. 14.54 Нарушение организацией, проводившей специальную оценку условий труда, порядка ее проведения 20 000 – 30 000 руб. Нет 70 000 – 100 000 руб.
ч. 2 ст. 14.54 Совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.54 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение 40 000 – 50 000 или дисквалификация на 1 – 3 года 100 000 – 200 000 или приостановление деятельности на срок до 90 суток

Нарушением порядка проведения СОУТ могут быть признаны следующие действия/бездействие работодателя:

  1. несоблюдение срока проведения спецоценки;
  2. неознакомление сотрудников с результатами спецоценки на их рабочих местах;
  3. нарушение порядка оформления результатов спецоценки;
  4. проведение спецоценки:
  • без привлечения специализированной организации;
  • без формирования комиссии по ее проведению;
  • не на всех рабочих местах.

Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».

Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.

Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

Источник: https://www.klerk.ru/buh/articles/446174/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *