Чем отличается стажировка от практики?

  • 2019

При обучении на рабочем месте обучение предоставляется обучающимся на месте фактической работы. Существует несколько методов обучения без отрыва от работы, таких как ориентация, инструктаж, профессиональное обучение, ученичество и стажировка. Из этих методов, интернатура и ученичество часто неправильно истолковываются, но они отличаются. В процессе обучения стажер проходит обучение, на котором преподаются все навыки, необходимые для конкретной профессии или профессии. В этом стажер получает практический опыт работы с квалифицированным и опытным работником.

С другой стороны, стажировка предназначена для студентов бакалавриата, где они изучают конкретные навыки и опыт работы, необходимые в конкретной области или работе, которые могут или не могут быть оплачены. Люди недоумевают, когда их просят различить их, но дело в том, что между ученичеством и стажировкой существует тонкая грань. Посмотри.

Сравнительная таблица

Основа для сравнения ученичество производственная практика
Имея в виду Учебная программа, проводимая в отрасли или на предприятии, где стажер получает возможность учиться и зарабатывать одновременно, называется ученичеством. Стажировка — это учебная программа, в рамках которой студенты колледжа получают возможность работать в соответствующей области и получить реальный мировой опыт.
Что это? Обучение на основе работы Работа на основе обучения
Время Длительность Долго Сравнительно короткий
Предоставлено Потенциальные сотрудники Ученики
Часть Профессиональное образование и обучение Может или не может быть частью формального образования.
Стажеры Ученики Стажеры
Обучение заканчивается Работа для сотрудника Опыт работы с сотрудником
платить Всегда оплачивается Может или не может быть оплачено
Ориентация и индукция да нет

Определение ученичества

Стажировка подразумевает курс обучения на рабочем месте, при котором ученик проходит обучение в течение фиксированного срока на контрактной основе, в ходе которого он изучает конкретные навыки, необходимые для конкретной профессии и занятия. В процессе обучения ученик обучается и зарабатывает одновременно. Обучение может проводиться неполный рабочий день или полный рабочий день, в зависимости от условий договора. Ориентационная программа проводится для новых сотрудников.

В Индии обучение регулируется Законом об ученичестве 1961 года. Чтобы сохранить квалифицированные человеческие ресурсы в указанной отрасли, этот закон обязывает конкретную отрасль проводить обучение учеников для тех, кто имеет Национальный торговый сертификат, выданный Национальным советом для Профессиональное обучение (NCVT). Существует четыре типа учеников:

  • Торговый Ученик
  • Ученик выпускника
  • Ученик Техник
  • Технический (Профессиональный) Ученик

Определение стажировки

Стажировка — это метод обучения на рабочем месте, при котором студенты колледжа проходят обучение, где они получают непосредственный опыт в отношении конкретной работы. Обучение проводится в конкретной отрасли, которая связана с потоком, который они выбрали для своего обучения.

Тренинг для стажеров проводится для новичков, чтобы улучшить их навыки и знания, привить им уверенность в себе и обеспечить работу на рабочем месте. Обучение длится короткое время, обычно от одного до шести месяцев, и это может быть неполный рабочий день или полный рабочий день, в зависимости от контракта с работодателем.

Обучение проводится с целью, чтобы кандидаты учились применять полученные знания при обучении в классе на рабочем месте. Обучение может быть платным или бесплатным. Творческое, техническое и профессиональное образование дается на тренинге. Кроме того, стажеры получают возможность узнать о продажах, административном, руководящем и управленческом образовании.

Ключевые различия между ученичеством и стажировкой

Наиболее важные различия между ученичеством и стажировкой приведены ниже:

  1. Ученичество — это учебная программа, проводимая в отрасли или на предприятии, где стажер получает возможность учиться и зарабатывать одновременно. Стажировка — это система обучения, при которой стажер получает возможность приобрести необходимые навыки и знания, которые необходимы ему для получения работы.
  2. Ученичество — это обучение, основанное на работе, а стажировка — это обучение, основанное на работе.
  3. Продолжительность обучения больше, чем стажировка.
  4. Обучение ученикам предоставляется потенциальным сотрудникам, а обучение стажировке — студентам бакалавриата.
  5. Обучение ученичеству рассматривается как часть профессионального образования и обучения. С другой стороны, стажировка может быть или не быть частью формального образования.
  6. Ученики стажировки называются учениками. Тем не менее, стажеры известны как стажеры в случае стажировки.
  7. Обучение ученичеству заканчивается работой в руках стажеров, а обучение стажировке заканчивается опытом кандидата.
  8. Обучение ученикам всегда платное. В отличие от стажировки, которая может или не может быть оплачена.
  9. При обучении ученичеству дается ориентационное и вводное обучение, которое не относится к стажировке.

Заключение

В настоящее время развитие навыков является основным требованием любой экономики. Такие методы обучения не только делают человека квалифицированным, но и делают его более квалифицированным, предоставляя практический опыт во время тренировки. Это улучшает все резюме кандидата, и он имеет право исследовать лучшие возможности в будущем.

Где студенты и учащиеся могут получить информацию о возможности стажировки? Выплачивается ли стажеру заработная плата за работу, выполненную в период стажировки? Сохраняется ли право на получение стипендии студентами (учащимися) во время практики и выплачивается ли им заработная плата за период работы на рабочих местах и должностях?

Что такое стажировка

Статистика свидетельствует, что значительная часть выпускников высших и профессионально-технических учебных заведений ежегодно пополняет армию безработных или, в лучшем случае, трудоустраивается на любую работу не по специальности. Уважительной причиной невозможности трудоустраиваться по специальности является недостаток у таких лиц опыта работы. Ведь в приглашениях на работу работодатели обычно указывают на обязательность наличия опыта работы у претендента на вакансию.

Чтобы облегчить решение проблемы трудоустройства как выпускников высших и профессионально-технических учебных заведений, так и других лиц, утративших работу в современных условиях, законодательством по вопросам образования, в частности, статьей 47 Закона Украины «Об образовании» от 23 мая 1991 года № 1060-ХІІ и статьей 47 Закона Украины «О высшем образовании» от 1 июля 2014 года № 1556-VІІ, предусматривается введение последипломного образования, под которым подразумевается специализированное совершенствование образования и профессиональной подготовки лица путем углубления, расширения и обновления его профессиональных знаний, умений и навыков на основании полученного ранее высшего образования (специальности) или профессионально-технического образования (профессии) и практического опыта.

Последипломное образование охватывает:

  • специализацию — профильная специализированная подготовка с целью приобретения лицом способности выполнять отдельные задачи и обязанности, имеющие особенности в пределах специальности;
  • переподготовку — профессиональное обучение, направленное на овладение другой профессией работниками, получившими первичную профессиональную подготовку;
  • повышение квалификации — повышение уровня готовности лица к выполнению его профессиональных задач и обязанностей или приобретение лицом способности выполнять дополнительные задачи и обязанности путем приобретения новых знаний и умений в пределах профессиональной деятельности или отрасли знаний;
  • стажировка — приобретение лицом опыта выполнения задач и обязанностей определенной профессиональной деятельности или отрасли знаний.

Стажировка — это прежде всего обучение. Ее можно рассматривать как разновидность повышения квалификации рабочих и специалистов с высшим образованием с целью усвоения лицом лучшего отечественного или зарубежного опыта, приобретения практических умений и навыков по выполнению обязанностей на занимаемой должности или на должности, на которую это лицо претендует. В отличие от специализации, переподготовки и повышения квалификации, которые проводятся в соответствующих учебных заведениях, стажировка может проводиться на предприятии, в учреждении, организации (далее — предприятие).

Цель стажировки — приобретение опыта по выполнению профессиональных задач и обязанностей, усовершенствование профессиональных знаний, умений и навыков, изучение и усвоение новых технологий, техники, приобретение дополнительных компетенций.

Стажировка студентов высших и учащихся профессионально-технических учебных заведений

С целью расширения возможностей для повышения конкурентоспособности молодежи частью 1 статьи 29 Закона Украины «О занятости населения» от 5 июля 2012 года № 5067-VI (далее — Закон № 5067) предусмотрено, что студенты высших и учащиеся профессионально-технических учебных заведений, получившие профессию (квалификацию) по образовательно-квалификационному уровню «квалифицированный рабочий», «младший специалист», «бакалавр», «специалист» и продолжающие учиться на следующем образовательно-квалификационном уровне, имеют право проходить стажировку по профессии (специальности), по которой получается образование, на предприятиях любой формы собственности, вида деятельности и хозяйствования, на условиях, определенных договором о стажировке в свободное от учебы время.

Зачисление на стажировку студентов высших и учащихся профессионально-технических учебных заведений осуществляется приказом руководителя предприятия на основании заключенных с ними договоров о стажировке. Порядок заключения договора о стажировке студентов высших и учащихся профессионально-технических учебных заведений на предприятиях, в учреждениях и организациях, а также Типовая форма такого договора утверждены постановлением Кабинета Министров Украины от 16 января 2013 года № 20 (далее — Порядок № 20, Постановление № 20).

Порядком № 20 определяется механизм заключения студентами высших и учащимися профессионально-технических учебных заведений с предприятиями любой формы собственности, вида деятельности и хозяйствования договоров о стажировке в свободное от учебы время.

Стажерами, т е. лицами, с которыми заключаются договоры о стажировке, не могут быть любые студенты высших и учащиеся профессионально-технических учебных заведений, а только получившие специальность или профессию по образовательно-квалификационному уровню «младший специалист», «бакалавр», «специалист» или «квалифицированный рабочий», продолжающие учиться на следующем образовательно-квалификационном уровне (п. 2 Порядка № 20).

Действие Порядка № 20 не распространяется на:

  • студентов высших учебных заведений, которые проходят стажировку в государственных органах, органах власти Автономной Республики Крым и их аппарате;
  • студентов высших медицинских учебных заведений и интернов;
  • курсантов (слушателей, студентов) высших военных учебных заведений, воинских учебных подразделений высших учебных заведений;
  • курсантов и слушателей высших учебных заведений Министерства внутренних дел Украины и Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям.

Высшие и профессионально-технические учебные заведения (далее — учебное заведение) совместно с предприятиями предоставляют студентам высших и учащимся профессионально-технических учебных заведений (далее — студенты и учащиеся) информацию о возможности стажировки.

Предприятие может внести пункт о проведении стажировки студентов и учащихся в договор о подготовке квалифицированных кадров, который заключается учебным заведением и предприятием — заказчиком подготовки кадров.

Чтобы получить информацию о возможности стажировки, студенты и учащиеся обращаются в соответствующие подразделения таких заведений, территориальные органы центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции, организации работодателей, а также непосредственно к руководителям предприятий.

Заключение договоров о стажировке, организации и проведении стажировки (в частности, несовершеннолетних лиц) по профессиям, связанным с работами с вредными и тяжелыми условиями труда, а также с работами повышенной опасности, осуществляется в соответствии с законодательством по охране труда и с учетом требований нормативно-правовых актов, регламентирующих условия труда и обучения по таким специальностям (квалификациям) или профессиям (квалификационным уровням).

Обратить внимание. Срок стажировки студентов и учащихся не может превышать шести месяцев.

Чтобы заключить договор о прохождении стажировки, студент, учащийся представляет руководителю предприятия:

  • заявление по установленной форме (приложение 1);
  • копию паспорта;
  • копию документа об образовании (при наличии);
  • копию регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика (кроме физических лиц, которые из-за религиозных убеждений отказываются от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика, уведомили соответствующий орган государственной налоговой службы и имеют отметку в паспорте).

Приложение 1

ЗАЯВА
про прийняття на стажування
(з використанням форми, що є додатком до Порядку № 20)


Скачать

Лица, которые будут проходить стажировку согласно Перечню профессий, производств и организаций, работники которых подлежат обязательным профилактическим медицинским осмотрам, утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины от 23 мая 2001 года № 559, дополнительно представляют личную медицинскую книжку (форма № 1-ОМК).

При необходимости лица, которые будут проходить стажировку, дополнительно подают сертификат о прохождении профилактического наркологического осмотра и справку о прохождении предварительного (периодического) психиатрического осмотра в соответствии с требованиями постановлений Кабинета Министров Украины «Об обязательном профилактическом наркологическом осмотре и порядке его проведения» от 6 ноября 1997 года № 1238 и «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических психиатрических осмотров и перечня медицинских психиатрических противопоказаний по выполнению отдельных видов деятельности (работ, профессий, служб), которые могут представлять непосредственную опасность для лица, осуществляющего эту деятельность, или окружающих» от 27 сентября 2000 года № 1465.

Руководитель предприятия назначает руководителя стажировки, который совместно со стажером разрабатывает индивидуальную программу стажировки по полученной специальности (квалификации) или профессии (квалификационному уровню) и перечень работ.

Руководитель стажировки — ответственный за проведение стажировки работник предприятия, имеющий опыт и стаж работы по соответствующей специальности (квалификации) или профессии (квалификационному уровню) не менее трех лет (п. 2 Порядка № 20).

Работа руководителей стажировки, назначенных из числа работников предприятия, может оплачиваться предприятием за счет средств, предусмотренных на подготовку, переподготовку, повышение квалификации кадров, дополнительно на срок стажировки ежемесячно в размере не менее 5% суммы основной заработной платы, которую они получают по основному месту работы (ч. 4 ст. 29 Закона № 5067).

Продолжительность работы во время стажировки не может превышать продолжительности рабочего времени, установленного законодательством для соответствующей категории работников. Следовательно, для несовершеннолетних стажеров устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени, равно как и для несовершеннолетних работников в соответствии со статьей 51 КЗоТ Украины. Для стажеров, работающих в период каникул:

  • в возрасте до 16 лет — не более 24 ч. в неделю;
  • в возрасте от 16 до 18 лет — не более 36 ч. в неделю.

Продолжительность рабочего времени стажеров, работающих в течение учебного года в свободное от учебы время, не может превышать половину максимальной продолжительности рабочего времени, предусмотренной для лиц соответствующего возраста.

Индивидуальная программа стажировки может быть откорректирована в ходе ее выполнения, в частности, с целью учета изменений, происходящих в соответствующей сфере профессиональной деятельности, в организации работы на предприятии, особенностей усвоения стажером индивидуальной программы стажировки.

Одновременно с заключением договора о стажировке (приложение 2) руководитель предприятия утверждает индивидуальную программу стажировки и издает приказ о прохождении стажировки (приложение 3), в котором указываются сроки и место ее прохождения (структурное подразделение), специальность (квалификация) или профессия (квалификационный уровень) стажера, режим стажировки, а также ее руководитель.

Приложение 2

ДОГОВІР
про стажування


Скачать

Приложение 3

НАКАЗ
про проходження стажування


Скачать

За руководителем стажировка закрепляется не более двух стажеров.

Договор о стажировке заключается в двух экземплярах, один из которых хранится на предприятии, другой — у стажера.

Изменения в договор о стажировке вносятся с согласия сторон путем заключения дополнительного договора, который является неотъемлемой частью договора о стажировке.

Если в период стажировки стажер выполняет профессиональные работы, предприятие за все работы, выполненные в соответствии с поставленными задачами, выплачивает ему заработную плату согласно установленным системам оплаты труда по нормам, расценкам, ставкам (окладам) с учетом коэффициентов, доплат и надбавок (ч. 3 ст. 29 Закона № 5067).

Руководитель предприятия отвечает за создание надлежащих условий работы и обеспечение оплаты труда стажера, соблюдение правил и норм охраны труда, безопасности труда и производственной санитарии.

По окончании стажировки стажеру выдается заключение о ее результатах, в котором указываются выполненные работы, оценка качества их выполнения, а также характеристика профессиональной компетентности, личных и деловых качеств стажера.

Договор может быть расторгнут по требованию одной из сторон в случае нарушения его условий.

Действие договора может быть продлено на период отсутствия стажера по уважительной причине, при наличии подтверждающих документов.

Порядок внесения в трудовую книжку стажера записи о прохождении стажировки

Запись о прохождении стажировки вносится в трудовую книжку стажера, которая при необходимости оформляется согласно законодательству (приложение 4).

Приложение 4

Абзацем третьим пункта 1.1 главы 1 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденной приказом Министерства труда Украины, Министерства юстиции Украины, Министерства социальной защиты населения Украины от 29 июля 1993 года № 58 (далее — Инструкция № 58), предусмотрено, что трудовые книжки ведутся на студентов высших и учащихся профессионально-технических учебных заведений, которые получили профессию (квалификацию) по образовательно-квалификационному уровню «квалифицированный рабочий», «младший специалист», «бакалавр», «специалист» и продолжают учиться на следующем образовательно-квалификационном уровне, проходят стажировку на предприятии всех форм собственности.

Заполнение трудовой книжки в первый раз проводит собственник или уполномоченный им орган не позже недельного срока со дня принятия студента, учащегося учебного заведения на стажировку (абзац первый п. 2.2 Инструкции № 58).

Согласно пункту 2.17 Инструкции № 58 запись в трудовую книжку о стажировке студентов, учащихся учебных заведений вносится предприятием, где они проходили стажировку, с указанием должности, периода и места прохождения (структурного подразделения) стажировки, специальности (квалификации) или профессии (квалификационного уровня) стажера. Основанием для таких записей является приказ о прохождении стажировки.

Производственная практика. Ее отличие от стажировки

Стажировка студентов высших и учащихся профессионально-технических учебных заведений имеет определенное сходство с прохождением такими лицами производственной практики, поскольку как стажировка, так и производственная практика в первую очередь являются обучением. Прохождение как первого, так и второго вида обучения осуществляется на предприятии под руководством опытного квалифицированного работника этого предприятия.

В то же время стажировка имеет существенное отличие от производственной практики прежде всего по таким признакам, как правовое регламентирование организации и проведения, цель, круг лиц, срок, порядок записи в трудовую книжку, источник финансирования и т. д. (таблица).

Табл. Основные признаки отличия стажировки от производственной практики

Стажировка

Производственная практика

Правовая регламентация организации и проведения

Статья 29 Закона Украины «О занятости населения» от 5 июля 2012 года № 5067-VI, постановление Кабинета Министров Украины от 16 января 2013 года № 20

Закон Украины «О профессионально-техническом образовании» от 10 февраля 1998 года № 103/98-ВР, постановление Кабинета Министров Украины от 7 июня 1999 года № 992, приказ Министерства образования Украины от 8 апреля 1993 года № 93

Суть

Разновидность повышения квалификации рабочих и специалистов на основе полученного ранее высшего или профессионально-технического образования

Неотъемлемая составляющая процесса подготовки рабочих и специалистов в учебных заведениях

Цель

Приобретение опыта по выполнению профессиональных задач и обязанностей, усовершенствование профессиональных знаний, умений и навыков, изучение и усвоение новых технологий, техники, приобретение дополнительных компетенций

Овладение современными методами, формами организации и орудий труда в отрасли будущей профессии, формирование у студентов, на базе полученных в высшем учебном заведении знаний, профессиональных умений и навыков, умения, касающегося принятия самостоятельных решений в ходе конкретной работы в реальных рыночных и производственных условиях, и творческого применения знаний в практической деятельности

Категория студентов, учащихся

Студенты высших и учащиеся профессионально-технических учебных заведений, которые получили профессию (квалификацию) по образовательно-квалификационному уровню «квалифицированный рабочий», «младший специалист», «бакалавр», «специалист» и продолжают учиться на следующем образовательно-квалификационном уровне

Все студенты высших и учащиеся профессионально-технических учебных заведений

Обязанность студентов, учащихся по прохождению

Имеют право

Обязаны

Время прохождения

В свободное от учебы время

В течение учебного времени

Продолжительность прохождения

Не может превышать шести месяцев

Продолжительность и сроки определяются в учебных планах

Руководство осуществляет

Ответственный за проведение стажировки работник предприятия, который имеет опыт и стаж работы по соответствующей специальности (квалификации) или профессии (квалификационному уровню) не менее трех лет

Руководитель практики (заведующий отделом практики) высшего учебного заведения (для студентов), опытные инженерно-технические работники и квалифицированные рабочие предприятий (для учащихся)

Запись в трудовую книжку о прохождении вносит

Предприятие, где проходит стажировка

На основании справки о прохождении практики:
• учебное заведение (при наличии трудовой книжки);
• предприятие, где в дальнейшем будет проходить трудовая деятельность (в случае отсутствия трудовой книжки на время прохождения практики)

Документ, который выдается по окончании стажировки, практики

Заключение о результатах прохождения стажировки, в котором указывают выполненные работы, оценку качества их выполнения, а также характеристика профессиональной компетентности, личных и деловых качеств стажера

Справка с указанием специальности, квалификации, должности и времени работы

В соответствии с Положением о проведении практики студентов высших учебных заведений Украины, утвержденным приказом Министерства образования Украины от 8 апреля 1993 года № 93, практика студентов является неотъемлемой составной частью процесса подготовки специалистов в высших учебных заведениях и проводится на оснащенных соответствующим образом базах учебных заведений, а также на современных предприятиях и в организациях различных отраслей хозяйства, образования, здравоохранения, культуры, торговли и государственного управления.

Обратить внимание. Прохождение практики, в отличие от стажировки, является обязательным. Студент, учащийся, не прошедший предусмотренных учебными планами практик, и/или не получивший положительную оценку за их прохождение, не может считаться успешно прошедшим полный курс обучения в соответствующем учебном заведении, а следовательно, ему не может быть выдан диплом об образовании.

Цель практики — овладение современными методами, формами организации и орудиями труда в отрасли будущей профессии, формирование у студентов на базе полученных в высшем учебном заведении знаний, профессиональных умений и навыков умения, касающегося принятия самостоятельных решений в ходе конкретной работы в реальных рыночных и производственных условиях, воспитание потребности в систематическом пополнении своих знаний и творческом их применении в практической деятельности.

Перечень видов практик для каждой специальности или специализации, их формы, продолжительность и сроки проведения обусловливаются в учебных планах.

На младших курсах одной из задач практики может быть овладение студентами рабочей профессией из числа массовых специальностей отрасли, соответствующей профессии обучения.

Заключительным звеном практической подготовки является преддипломная практика студентов, которая проводится перед выполнением квалификационной работы или дипломного проекта. В ходе этой практики углубляются и закрепляются теоретические знания по всем дисциплинам учебного плана, собирается фактический материал для выполнения квалификационной работы, дипломного проекта или сдачи государственных экзаменов.

Содержание и последовательность практики определяется программой, которую разрабатывает кафедра или предметная (цикличная) комиссия согласно учебному плану.

Ответственность за организацию, проведение и контроль практики возлагается на руководителей высших учебных заведений.

Учебно-методическое руководство и выполнение программ практик обеспечивают соответствующие кафедры или предметные (цикличные) комиссии высших учебных заведений.

Общую организацию практики и контроль за ее проведением в институте, университете и других учебных заведениях эквивалентного уровня осуществляет руководитель практики (заведующий отделом практики).

Расходы на практику студентов высших учебных заведений входят как составная часть в общие расходы на подготовку специалистов.

Оплачивает труд непосредственных руководителей практики от базы практики учебное заведение согласно действующим в период практики ставкам почасовой оплаты труда работников, занятых во всех отраслях народного хозяйства за проведение учебных занятий из расчета 1 ч. на одного студента в неделю.

Оплачивается труд руководителя практики от учебно-воспитательных заведений (школ, гимназий и т. д.) по руководству педагогической практикой студентов из денежных средств высших учебных заведений, предусмотренных в сметах на практику по нормативам почасовой оплаты.

При наличии вакантных мест студенты могут быть зачислены на штатные должности, если работа на них соответствует требованиям программы практики. При этом не менее 50% времени отводится на общепрофессиональную подготовку по программе практики.

Во время практики в период работы на рабочих местах и должностях с выплатой заработной платы за студентами (учащимися) сохраняется право на получение стипендии по результатам итогового контроля.

Условия и особенности прохождения производственного обучения и производственной практики учащимися (слушателями) профессионально-технических учебных заведений определены Законом Украины «О профессионально-техническом образовании» от 10 февраля 1998 года № 103/98-ВР (далее — Закон № 103) и Порядком предоставления рабочих мест для прохождения учащимися, слушателями профессионально-технических учебных заведений производственного обучения и производственной практики, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 7 июня 1999 года № 992 (далее — Порядок № 992).

В соответствии с Порядком № 992 предприятия предоставляют учащимся, слушателям профессионально-технических учебных заведений рабочие места или учебно-производственные участки для прохождения производственного обучения или производственной практики в соответствии с заключенными с профессионально-техническими учебными заведениями договорами об учебно-производственной практике.

Перечни предприятий, предоставляющих учащимся, слушателям рабочие места или учебно-производственные участки для прохождения производственного обучения или производственной практики, формируются профессионально-техническими учебными заведениями с учетом предложений предприятий — заказчиков подготовки квалифицированных рабочих, организаций работодателей, местных органов исполнительной власти.

Учащиеся, слушатели могут самостоятельно с разрешения руководства профессионально-технических учебных заведений подбирать для себя места для прохождения производственного обучения и производственной практики, в частности с последующим трудоустройством.

Производственная практика проводится с целью совершенствования приобретенных знаний, практических навыков для достижения установленного уровня квалификации по соответствующим профессиям, специальностям и специализациям, а также обеспечения социальной, психологической и профессиональной адаптации в трудовых коллективах.

К руководству производственным обучением и производственной практикой привлекаются опытные инженерно-технические работники и квалифицированные рабочие предприятий.

Обратить внимание. Учащиеся, слушатели профессионально-технических учебных заведений на время производственного обучения и производственной практики в состав (список) и штатное расписание работников предприятия не включаются.

Профессионально-техническое учебное заведение и предприятие, которое предоставляет рабочие места или учебно-производственные участки, не позже двух недель до начала производственной практики обязаны заключить на основе типового договора договор об учебно-производственной практике. В нем указывается количество учащихся, слушателей по профессиям, специальностям и специализациям, сроки, условия и порядок проведения производственной практики, обеспечение соответствующих условий и безопасности труда на уровне нормативных требований, другие взаимные обязательства сторон и срок действия договора.

Обратить внимание. Договор об учебно-производственной практике не заключается, если все его разделы входят в совместный договор о подготовке квалифицированных рабочих, который заключается профессионально-техническим учебным заведением и предприятием — заказчиком подготовки кадров.

За фактически выполненный объем работ учащимися, слушателями за период производственного обучения и производственной практики в соответствии с производственными задачами предприятие начисляет им заработную плату согласно установленным системам оплаты труда по нормам, расценкам, ставкам (окладам) с учетом коэффициентов, доплат и надбавок.

Начисленные учащимся, слушателям денежные средства переводятся для выплаты на счет профессионально-технического учебного заведения или выплачиваются им непосредственно предприятием не позже пяти дней после выплаты заработной платы работникам предприятия.

Пятьдесят процентов заработной платы, начисленной за время производственного обучения и производственной практики учащимся профессионально-технических учебных заведений, может быть направлено на счет учебного заведения для осуществления его уставной деятельности, укрепления учебно-материальной базы, на социальную защиту учащихся, проведение культурно-массовой и физкультурно-спортивной работы.

Работа руководителей производственного обучения и производственной практики, назначенных из числа инженерно-технических работников и квалифицированных рабочих, может оплачиваться предприятием за счет средств, предусмотренных на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, дополнительно на срок производственного обучения и производственной практики ежемесячно в следующих размерах: 5% суммы основной заработной платы, которую они получают по основному месту работы, при наличии 1–2 учащихся, слушателей, 10% — 3–4, 20% — 5–7, 30% — 8–10 учащихся, слушателей.

Порядок внесения в трудовую книжку сведений о работе при прохождении производственной практики

Период работы студентов, учащихся, которые имеют трудовые книжки, при прохождении производственной практики подтверждается соответствующей справкой с указанием специальности, квалификации, должности и времени работы. На основании этих справок учебные заведения обеспечивают внесение в трудовые книжки студентов, учащихся сведений о работе во время производственной практики согласно полученным данным. Справки хранятся в личных делах указанных лиц как документы строгой отчетности (п. 2.16 Инструкции № 58).

Обратить внимание. Для студентов, учащихся, которые ранее не работали и в связи с этим не имели трудовых книжек, сведения о работе на производственной практике соответственно в пункт 2.18 инструкции № 58 вносятся на основании справок предприятием, где в дальнейшем они будут работать.

Статья предоставлена нашему порталу
редакцией журнала

2014

Данный курс отличается от всех ФПК, на которых я была ранее. Полный восторг. Во-первых, очень четкая организация. Во-вторых, сама тематика подобрана с большим знанием проблем учебного процесса. Форма проведения в виде тренингов, особенно для преподавателей, наверное, самая подходящая. Спасибо за учебу, было очень интересно и познавательно, несмотря на мой 30-летний стаж работы в вузе.

Астафьева Л.К. (профессор Институт управления, экономики и финансов),
26.06.14

Хочется выразить благодарность за курсы «Инновационные формы и методы обучения в высшей школе». Ведущим преподавателям курса Сидельниковой Т.Т. и Темникову Д.А., которые неформально подошли к организации занятий. Занятия были насыщенные и интересные. Организация курсов – отличная: не было ни одного срыва, изменения расписания занятий. Преподаватели на курс подобраны грамотно. Спасибо организаторам и всем преподавателям курса.

Габитов Р.Ф. (Институт управления, экономики и финансов)
26.06.2014

Благодарность от имени слушателей курсов по программе «Метод проектов и повышение качества образования»

(24.09.14-11.10.14)

Наша группа выражает огромную благодарность организаторам курсов повышения квалификации преподавателей вузов за высокий профессиональный уровень ведения лекций, прекрасные практические занятия, помощь и поддержку в создании проекта.
Особая благодарность – модератору Петрову С.И. за индивидуальную помощь и рекомендации слушателям курсов.
Мы получили знания, компетенции, необходимые в нашей повседневной работе, научно-исследовательской деятельности.

С уважением и благодарностью, слушатели курсов
Камалова Л.А., Фардеев А.Р., Зиновьева А.А.

Особая благодарность за качество проведения лекций и практическую содержательность программы. Хотелось бы отметить модератора Аюпова А.А.

Коллектив слушателей сердечно благодарит вас за организованные занятия по программе «Психолого-педагогические основы организации работы со студенческой молодежью в новых социокультурных условиях». Знания, полученные нами, навыки и умения значимы, актуальны, практически применимы, необходимы в повседневной преподавательской деятельности. Особую признательность выражаем декану ФПК за организацию и осуществление обучения, а также преподавателям Калацкой Н.Н., Костюниной Н.Ю., Сидельниковой Т.Т.

Асс. кафедры управленческого учета и контроллинга ИУЭиФ КФУ
Хапугина Л.С.
23.10.2014 г.

Всему коллективу ФПК выражаем огромную благодарность за четко организованную программу «Психолого-педагогические основы организации работы со студенческой молодежью в новых социокультурных условиях» и подбор преподавательского состава. Желаем больших творческих успехов, крепкого здоровья и процветания института кураторства в Казанском федеральном университете

Асс. кафедры теории и методики географического и экологического образования ИУЭиФ КФУ
Фархуллин Р.Ш.
23.10.2014 г.

Программа «Современные технологии организации и обеспечения образовательного процесса». Выражаем искреннюю благодарность коллективу ФПК КФУ и лично Темникову Д.А. – модератору нашей группы за интересную творческую организацию подготовки выпускного проекта.

С уважением,
Соколов М.П., профессор кафедры химии и экологии НЧИ (филиала) КФУ
Камахина Р.С., доцент кафедры ботаники и физиологии растений
Закирова А.Р., доцент кафедры управления качеством

Программа «Инновационные формы и методы обучения в высшей школе». Замечательные курсы! Новые идеи, новые знания, новые подходы и дополнительные ресурсы для преподавателей.

Рубцов В.А., зав.кафедрой сервиса и туризма, профессор
Соколова М.Г., доцент кафедры астрономии и космической геодезии
Назаров Р.Р., ст.преподаватель кафедры астрономии и космической геодезии

Спасибо большое за курс и за тренинг! Очень полезно, актуально и интересно!

Симкачева М.В., доцент кафедры журналистики
Майкова Е.В., к.б.н., кафедра биохимии и биотехнологии
Нугаев Ф.Ш., ассистент кафедры налогооблажения
Батталова А.Р., ассистент кафедры экономической теории
Бикмухаметова Ч.З., ассистент кафедры финансового учета

Искренняя благодарность за квалифицированный подход к организации и проведению курсовых занятий. Темы актуальны, однозначна практическая направленность.

Сайдашева В.А., доцент кафедры маркетинга

Выражаю огромную признательность за столь важное дело. Надеюсь на встречу через 3 года!

Астраханцева Е.А., доцент кафедры финансового учета
22.11.2014

Хочется выразить большую благодарность за проведенные курсы! Отдельное спасибо за лекции Щелкунову М.Д., Алишеву Б.С.; за тренинги Темникову Д.А., Сидельниковой Т.Т., Головановой И.И.
До новых встреч! Успехов в работе!

С уважением,
Куваева М.М., доцент кафедры теории и методики обучения технологии,
Файзуллина Л.Р., зав кафедрой педагогики и методики начального образования, доцент
Башкирский государственный университет (филиал в г.Сибай)
26.11.2014

Выражаем благодарность коллективу преподавателей ФПК по программе «Современная биология и основы индивидуального здоровья человека» за содержательные, познавательные лекции и теплую, душевную обстановку на занятиях.

Дорогие, уважаемые и ставшие за такой короткий промежуток времени любимыми (!) преподаватели курсов повышения квалификации по истории и философии науки!!! Это погружение в философию, авторские взгляды, удивительные зарисовки, тонкие этюды и сложные, но понятные системы стали смыслом жизни не только на 10 дней занятий, они открыли потрясающее состояние, которое хотелось бы сохранить надолго. Взрослый человек весьма самодостаточен. Но даже к этой самодостаточности Вам удалось добавить, вдохнуть, смотивировать, вдохновить, направить, увлечь и гармонизировать. Самые добрые и искренние пожелания каждому преподавателю (хотелось внимать и внимать – настолько увлекательные были лекции)! В некоторых было невозможно не влюбиться. Вы раззадорили нас! Спасибо огромное за удовольствие быть снова студентом, жадным до знаний! P.S. Отдельное спасибо организаторам курсов за качественное сопровождение! Процветания Вам, благоденствия, энергии и всегда быть!

Михайлова А.С., доцент кафедры дизайна архитектурной среды КГАСУ

20.03.2015

Выражаем огромную благодарность коллективу ФПК и ведущим программы-тренинга «Визуализация информации при планировании и осуществлении образовательного процесса» за отличную организацию тренинга и чрезвычайно насыщенную, информативную и практико-ориентированную программу работы, индивидуальный подход в обучении столь непростой аудитории, блестяще организованную работу групп-творческих коллективов, детальную рефлексию и внимание к саморефлексии, обмен опытом и множество самых разных импульсов к профессиональному самосовершенствованию.

Доцент РГГУ (г.Москва),

Н.И.Недашковская

От имени коллег выражаю благодарность за проведение курса «Инновационные формы и методы обучения в высшей школе»! Очень выражен профессионализм всех преподавателей и руководителей. Получил много интересного, знания отчасти применимы и в естественных науках.

С уважением и благодарностью. В.Д. Тудрий, к.г.н., доцент Института экологии и природопользования

Замечательные, очень увлекательные занятия! Особенно понравились тренинги. На них мы смогли почувствовать себя настоящей командой. Не менее интересными были и теоретические занятия. Интересный, разноплановый материал, а также мастерство педагогов явились слагаемыми нашего успешного освоения курса «Инновационные формы и методы обучения в высшей школе»

Команда преподавателей «Вектор»,

Выражаем восхищение и благодарность всем преподавателям ФПК за очень увлекательные, полезные и глубокие занятия. Это было незабываемое время, кода мы несмотря на свой большой педагогический опыт, узнали много-много нового. Полученные знания мы обязательно внедрим в учебный процесс на благо наших студентов и нашего любимого КФУ.

Спасибо !!!

Психологи ИПиО

Выражаю огромную благодарность организаторам тренинга, особенно Темникову Д.А. очень теплое отношение преподавателей, много положительных факторов, влияющих на качество образовательного процесса. Спасибо большое!!!

От ассистента кафедры ТГП юридического факультета Окриашвили Т.Г.

Большую благодарность выражаю организаторам ФПК. Занятия были очень насыщенными и работа была организована так, что практически никто из слушателей не пропускал занятия. Просто не хотелось пропускать, тот теоретический материал и тренинги, которые давались на занятиях.

С признательностью, Ф.Б. Михайлов, к.э.н., доцент кафедры управления человеческими ресурсами

Было все хорошо, все занятия, лекции и тренинги очень понравились. Посмотрели на себя с другой стороны. Здорово! Спасибо всем преподавателям!

С уважением, Р.Р. Закирова, к.фил.н., каф английского языка

Все слушатели курсов (более 30 человек) повышения квалификации (каф. физвоспитания) от всего сердца благодарят организаторов ФПК за безупречно проведенные курсы. Все четко, понятно, интересно, здорово! Удачи Вам!

Слушатели курсов ФПК кафедры физвоспитания КФУ по программе «Психолого-педагогические основы организации работы со студенческой молодежью в новых социокультурных условиях »

Уважаемые коллеги! От всей души благодарю Вас за прекрасно организованные курсы ФПК. Я 44 года проработала в КГУ и много раз посещала такие курсы, но впервые с таким интересом бежала каждый день на занятия.

Доброжелательное, уважительное отношение к каждому слушателю. Спасибо Вам огромное! Удачи!

Ст. преп. каф. физвоспитания, Арсланова Т.Л.

Впервые была на ФПК. Все очень понравилось. Очень дружный коллектив. Все организовано на «отлично».

Ст. преподаватель каф. теории и методики обучения праву, Баширова С.Г.

Уважаемые коллеги!

От лица отделения истории ИТОИиВ К(П)ФУ выражаем благодарность за хорошую возможность реально повысить уровень своей квалификации.

Предложенные формы и методы работы были оптимально подобраны к конкретным условиям.

Разработанный нашей группой проект, надеемся, окажется полезным не только нам, но и коллегам со всех факультетов и институтов.

Зайцев А.А., Файзуллина А.Р.

Кафедра маркетинга выражает благодарность за великолепную организацию обучения по программе. Это позволило нам успешно совмещать обучение и текущую работу. Большое спасибо!

Рольбина Е.С., Ахметшин Р.М., Новикова Е.Н, Хаметова Н.Г.

Хочется выразить большую благодарность организаторам и преподавателям курса «Визуализация информации при планировании и осуществлении образовательного процесса». Все очень понравилось и будет полезным в моей педагогической деятельности.

Чмутова Г.А., профессор кафедры органической химии,

Бахтиева Л.У., доцент кафедры прикладной математики

8 апреля 2016

Курс «Визуализация информации при планировании и осуществлении образовательного процесса» стимулирует рефлексию, как профессиональную, так и личностную. Очень ценно общение с коллегами других направлений и специальностей. Огромное спасибо организаторам

Даутова Р.В., доцент кафедры телевещания и телепроизводства

Выражаю огромную благодарность за столь интересную и организованную практику визуализации информации. Для себя отметила очень много важного для дальнейшей деятельности в преподавательской работе.

С уважением, Ибрагимова Г.М., ассистент кафедры менеджмента социальной сфере

Я прослушала курс «Визуализация информации при планировании и осуществлении образовательного процесса». Данный курс позволяет преподавателю обратить внимание и получить навыки использования средств визуализации в своей профессиональной деятельности. Лекторами были затронуты вопросы о том, как способствовать усилению внимания студентов к лекциям и практическим занятиям с помощью интонации, голоса, визуальных средств, жестов и т.д. Проведенные тренинги способствовали более внимательному отношению преподавателей к структурированию и способам подачи учебного материала. Полученные нами знания и материалы, несомненно, окажут помощь при совершенствовании преподавательских навыков. Особенно хочется отметить креативность подходов и новизну информации, полученные в ходе тренингов Сидельниковой Т.Т., Темникова Д.А. и Зелеевой В.П.

Бикеева Н.Ю., доцент кафедры всеобщей истории

Огромная благодарность коллективу ФПК и центра «Аналитическая микроскопия» за огромное удовольствие и ценный опыт работы на уникальной приборной базе! Спасибо!

Заботин Я.Н., к.б.н., кафедра зоологии и общей биологии; Программа «Современные методы микроскопии в биомедицине и экологии»

Уважаемые организаторы курсов «Психолого-педагогические основы организации работы со студенческой молодежью в новых социокультурных условиях»!

Спасибо за школу кураторов! Мне, как начинающему куратору, было познавательно узнать методы, формы и принципы работы со студентами.

Яхина Д.А., кафедра ФУ ИУЭиФ

Кафедра налогообложения ИУЭиФ выражает огромную благодарность коллективу ФПК и Департаменту молодежной политики за разработку и возможность обучения по программе «Психолого-педагогические основы организации работы со студенческой молодежью в новых социокультурных условиях». В процессе обучения мы приобрели много качественных теоретических и практических знаний, которые безусловно найдут свое применение в работе со студентами.

Сбоева И.М., Салмина С.В., Балабанова Ю.Н., Орлова И.Е.

Многоуважаемые Дмитрий Алексеевич, Гульшат Нурулловна, Алсу Фатыховна!

Благодарю вас за организацию и проведение курса обучения кураторов. Мне лично очень понравилось: и теоретически и практически обогатился я. Желаю вам крепкого здоровья, научных успехов и всего наилучшего.

С большим уважением,

Ильгам Фаилевич Фаттахов,

доцент кафедры татарской журналистики.

Уважаемые организаторы!

Я впервые прохожу курсы повышения квалификации. От этих курсов для себя получила очень много полезного и нужного, для применения в своей профессиональной деятельности. Выражаю огромную благодарность вам!

Пожелания: еще больше увеличить практические занятия, тренинги и опыт преподавателей в том числе теоретиков (профессоров).

Гусейнова А.А., кафедра телевещания и телепроизводства, ИСФНиМК

Выражаю огромную благодарность организаторам курса повышения квалификации!

Узнала много нового, познакомилась с методикой работы с группой, тренингами на сплочение и установление доверительных отношений, дружеской атмосферы; переняла опыт коллег, преподавателей других институтов.

Ильдарханова Г.Р., асс. ИУЭиФ

Выражаем большую благодарность организаторам курсов ФПК-2016! Получили много нового, полезного. Особенно понравились лекции Щелкунова М.Д., Костюниной Н.Ю., Афанасьевой Н.Н. Наши пожелания: организовать (в рамках курсов) занятия по иностранным языкам и больше круглых столов с целью обсуждения практических вопросов образования и воспитания в вузе. Очень понравилась лекция Шарафеевой А.Ф. о молодежных субкультурах. Интересными были выступления кураторов. Желаем всем дальнейших творческих успехов.

Преподаватели английского языка ИМОИиВ

Уважаемые организаторы, выражаю благодарность за курсы. Особенно полезными были лекции Фахрутдиновой Л.Р. и Костюниной Н.Ю.

С уважением, доцент кафедры русской и зарубежной литературы

Махинина Н.Г.

Благодарю организаторов ФПК за интересные и полезные лекции по работе с молодежью в условиях современности. К сожалению, в рамках многих вузов, в том числе и СамГТУ, этой проблеме уделяется недостаточное внимание. Надеюсь, что полученные мною знания и информация помогут мне убедить кафедру и факультет важность этого направления работы в учебном процессе.

Лисов Н.И., доцент кафедры «общая и неорганическая химия», СамГТУ, Самара.

Уважаемые организаторы курсов повышения квалификации!

Несмотря на большой педагогический стаж, получила очень много новых знаний, интересных фактов, концепций, встреч с интересными людьми, квалифицированными лекторами. Курс выстроен прекрасно, звучит очень современно; это нужно знать и использовать в работе каждому преподавателю.

Спасибо Темникову Д.А., Шарафеевой А.Ф., Яруллиной Г.Н. за организацию курсов!

Камалова Л.А.,

доцент кафедры педагогики и методики начального образования КФУ

Большое спасибо за организацию и проведение курсов. Тематика курсов очень актуальна: и философские вопросы, и особенности психологии и педагогики воспитания студентов, профилактика девиантного поведения, лекции по здоровому образу жизни и множественные тренинги. Получила кладезь нужной, полезной и высокопрофессиональной информации!

Большое спасибо организаторам: Темникову Дмитрию Алексеевичу, Шарафеевой Алсу Фатыховне, Яруллиной Гульшат Нурулловне за такую тематику курсов! Всем советую их пройти!!!

Журавлева Ю.И., доцент кафедры неорганической химии КФУ

Уважаемые коллеги!

Мы, слушатели ФПК по программе «Аналитико-информационные компетенции и повышение публикационной активности преподавателя» (72 часа) выражаем Вам искреннюю благодарность за цикл лекций и практических занятий, позволивших нам повысить свою грамотность в области использования электронных библиотечных систем, аналитических систем поиска и обработки информации, социальных медиа и научных сетей. Следует отметить доступность, информационную насыщенность, содержательную наполненность и практическую полезность курса. Хотелось бы особо подчеркнуть коммуникативную культуру, открытость, внимание к слушателям со стороны всех преподавателей данной программы: Елизарова А.М., Чижановой Е.А., Фомичевой И.К., Амерхановой Э.И., Лексиной Ю.А., Байрамовой М.А., Трегубова А.А., Александровой И.С., Панфилович М.В., Кузьминой В.Ю.

Благодарные слушатели ФПК,

14-24 июня 2016 г.

Уважаемые коллеги!

Благодарим всех лекторов и организаторов курсов за высокий уровень организации и ведения лекционных и практических занятий. Особая благодарность Щелкунову Михаилу Дмитриевичу, Сидельниковой Татьяне Тимофеевне, Темникову Дмитрию Алексеевичу, ну и конечно, Яруллиной Гульшат Нурулловне за постоянную заботу и внимание!

Доцент кафедры всеобщей истории ИМОИиВ КФУ, Ахмадиев Ф.Н.

Уважаемые коллеги!

Благодарю вас за качественный курс лекций и семинаров. Узнал много полезного и интересного для себя. Есть пожелание уделять большее внимание практическим занятиям, практикумам и мастер-классам.

С уважением, Галиуллин М.З,

Институт международных отношений, истории и востоковедения .

Уважаемые коллеги!

Безумно благодарна Вам за интереснейший курс лекций, тренингов и семинаров. Очень порадовал уровень подготовки: качественная программа, высококвалифицированные преподаватели, отличный курс в целом и позитивный настрой коллег! Все это создало атмосферу трудолюбия и дружелюбия! Огромное спасибо хочется сказать Яруллиной Гульшат Нурулловне! Прекрасный организатор и мастер своего дела.

С уважением, А.М. Имамутдинова,

Институт международных отношений, истории и востоковедения

В целях улучшения качества образования системы СПО Академия организует для наших слушателей стажировки по областям преподаваемых дисциплин: сервис и туризм, строительство, ЗАГСы и центры занятости населения, учреждения культуры и искусства и др. Программы стажировок разработаны на основе квалификационных требований к преподавателям среднего профессионального образования.

В процессе стажировки Вы получите знания и навыки, которые необходимы для эффективной реализации профессиональной деятельности в рамках ФГОС СПО 4+.

Актуальность программы

В условиях развития инноваций в области СПО и их внедрения в образовательный процесс колледжей, возникает актуальный вопрос: «Как преподавателю эффективно освоить такие инновации?». В силу индивидуальных особенностей не каждый педагог сможет беспрепятственно освоить ту или иную технологию, а повышение квалификации в традиционной форме, к сожалению, не гарантирует формирование навыков у преподавателя, связанных с использованием таких новаций.

Поэтому возникает необходимость в повышении квалификации в форме стажировки. Такой вид ДПО более эффективен при изучении передового опыта в педагогике.

Стажировка – это структурированный опыт работы, связанный с основной профессиональной деятельностью; опыт, который должен улучшить академическое и личностное развитие преподавателя под руководством профессионала в этой области.

Преимущества стажировки:

  • получение опыта в технически сложной области в области образования;
  • качественное развитие профессиональной деятельности;
  • налаживание связей и расширение сети профессиональных контактов.

Стажировка как обязательное повышение квалификации для ППС СПО

Обязательное повышение профессиональной квалификации проводится в целях улучшения качества образовательного процесса и повышения компетентности преподавателей.

Такое обучение проводится в соответствии с российским законодательством не реже чем раз в три года.

Тематика курсов повышения квалификации может быть связана с появлением новых технологий средств или методов обучения по преподаваемому предмету, с развитием инклюзивной среды образовательной организации, с развитием электронных библиотечных систем и их внедрением в образовательный процесс.

В 2018-м году, в связи с утверждением нового ФГОС СПО 4+ и планового развития образования в России, начали развиваться базы стажировок для преподавателей. Так, например, с внедрением демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс, преподаватели колледжей начали активно заниматься повышением квалификации в данной области путём прохождения стажировок на базах проведения таких экзаменов.

В рамках федерального проекта «Молодые профессионалы» подразумевается организация стажировок преподавателей системы СПО на базах проведения чемпионатов WorldSkills, в целях внедрения демонстрационного экзамена как итоговой аттестации выпускников СПО.

Помимо этого, в зависимости от области преподавания педагог может проходить стажировку в определённых организациях. Так, например, если преподаватель специализируется на преподавании дисциплин области сервиса и туризма, его стажировка будет проходить в гостиничных комплексах. Соответственно полученные практические навыки во время стажировки, педагог перенесёт на образовательный процесс.

Стажировка как способ профессионального развития преподавателей СПО

В процессе реализации преподавательской деятельности могут возникать определённые проблемы, особенно если образовательный процесс организует молодой профессионал.

К таким проблемам относится:

  • отсутствие навыков внедрения инноваций в процесс преподавания;
  • отсутствие умения выстраивать соответствующие отношения с обучающимися;
  • отсутствие технического сопровождения процесса образования.

Также у молодого педагога может быть ещё не сформирована коммуникативная компетентность.

Помимо этого, сложности могут возникать из-за отсутствия интересов у самих студентов. Это прежде всего связано с тем, что многие преподаватели в колледжах используют старые методы, технологии и подходы к преподавательской деятельности. Вместе с тем, образовательная организация не успевает внедрять в процесс обучения быстроразвивающиеся технические и педагогические технологии.

В целях устранения данных проблем, Академия организует стажировки, направленные на получение навыков применения инновационных педагогических технологий в образовательном процессе колледжа.

Педагогическая стажировка как ресурс личностного роста молодого педагога системы среднего профессионального образования

Личный рост и развитие являются критически важным компонентом, который должны охватить все преподаватели, чтобы максимизировать свой потенциал.

В процессе стажировок молодой педагог перенимает опыт у педагога-наставника. Такое взаимодействие может оказаться полезными для обоих преподавателей, если обе стороны сохраняют открытость. Молодые профессионалы могут опираться на навыки и знания опытных педагогов, в то время как они могут по-новому взглянуть на инновационные образовательные тенденции. Программа наставничества предоставляет педагогам колледжей естественную систему поддержки, где они могут искать обратную связь и рекомендации, обмениваться идеями и время от времени высказываться.

Помимо этого, в связи с развитием социальных сетей и их внедрением в образовательный процесс, а также активным использованием Интернет-ресурсов в образовании, повышение квалификации в виде стажировки преподавателей в данной области стали проводиться все чаще.

Технология меняет образование внутри и за пределами ОО. Никогда прежде преподаватели не могли устанавливать глобальные связи, которые они могут установить сейчас. Эти связи предоставляют молодым профессионалам широкий спектр знаний и информации от других специалистов по всему миру. Интернет в целом предоставляет неограниченные ресурсы для педагогов. Есть миллионы планов занятий, действий и информации, доступной онлайн, которая повысит качество образовательного процесса.

Все это непосредственно влияет на личностное развитие молодых профессионалов, а личное непременно связанно с профессиональным. Именно поэтому педагогическая стажировка как ресурс личностного роста педагога эффективна и результативна.

Инновационные стратегии обучения в системе СПО

Основным мотивом инновационного обучения является побуждение студентов к более активному участию в образовательном процессе. Когда студенты взаимодействуют с педагогом и сверстниками, они получают больше практического опыта и получают больше информации в процессе занятия.

Одной из инновационных стратегий является перекрестное обучение.

Перекрестное обучение в системе СПО

Обучение в неформальной обстановке, например, в учреждениях культуры, может связать образовательный процесс с вопросами, которые имеют значение для обучающихся в их жизни. Эти связи работают в обоих направлениях.

Эффективным методом является то, что преподаватель предлагает и обсуждает вопрос в группе, а затем изучает этот вопрос во время посещения учреждения культуры, собирая фотографии или заметки в качестве доказательства, а затем делится своими выводами в группе, чтобы получить индивидуальные или групповые ответы.

Обучение через аргументацию на занятиях в колледже

Студенты колледжа могут улучшить свое понимание профессиональной деятельности, рассуждая так, как это делают профессиональны в определенной области. Аргументация помогает обучающимся следить за противоречивыми идеями, которые могут углубить их обучение. Это также позволяет студентам уточнить идеи с другими, чтобы они в рамках обсуждений и дискуссий опровергнули или установили факты.

Преподаватели могут стимулировать содержательное обсуждение в группах, побуждая студентов задавать открытые вопросы, пересказывать замечания на более научном языке, а также разрабатывать и использовать модели для построения объяснений. Когда студенты спорят научным образом, они учатся по очереди, активно слушают и конструктивно реагируют на других. Профессиональное развитие может помочь педагогам изучить эти стратегии и преодолеть трудности, такие как умение правильно делиться своими интеллектуальными знаниями со студентами.

Случайное обучение как стратегия системы СПО

Случайное обучение — это незапланированное или непреднамеренное обучение. Это может произойти при выполнении действия, которое, по-видимому, не связано с тем, что изучено. Ранние исследования по этой теме были посвящены тому, как люди учатся в своей повседневной жизни на своих рабочих местах.

Для многих людей мобильные устройства были интегрированы в их повседневную жизнь, предоставляя множество возможностей для случайного обучения с технологической поддержкой. В отличие от формального образования, случайное обучение не ведется преподавателем, не следует структурированной учебной программе. Тем не менее, это может вызвать саморефлексию и тягу к новым знаниям.

ГБПОУ РД «Колледж машиностроения и сервиса им.С. Орджоникидзе»

Утверждаю

Зам. директора по ПР

________А.А.Хасаров

«____» _______201__г.

ПРОГРАММА СТАЖИРОВКИ

преподавателей профессионального цикла

по специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах

Каспийск, 2018

Рассмотрено на заседании ЦК

Программирования

Протокол № _____

от «____» _________ 2018 г.

Председатель ЦК

_________________ Гасанова М.М.

Разработчик: Гасанова М.М.

  1. Паспорт программы стажировки 4

  2. Структура и содержание стажировки 5

  3. План-график по ПМ.01 6

  4. План-график по ПМ.02 8

  5. План-график по ПМ.03 10

  6. Условия реализации программы стажировки 12

  7. Результат освоения программы стажировки 13

Приложения 14

1. Паспорт программы стажировки

1.1 Область применения программы

Программа стажировки является обязательной для преподавателей профессионального цикла специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах».

1.2 Цели и задачи стажировки

Целью стажировки является формирование и закрепление на практике профессиональных знаний и умений, самостоятельное приобретение навыков для выполнения профессиональных обязанностей и профессиональных компетенций преподавателей колледжа.

Стажировка преподавателей профессионального цикла на профильных предприятиях является продуктивной формой повышения профессиональной квалификации и позволяет решать следующие задачи:

  • осуществлять совместную с работодателем деятельность по разработке учебно-методического обеспечения образовательного процесса;

  • значительно повышать учебно-методический потенциал колледжа в целом;

  • повышать профессиональный уровень преподавателей;

  • осуществлять подбор руководителей практики и дипломного проектирования.

Стажировка носит практико-ориентированный характер.

По прибытии на стажировку необходимо иметь:

  • копию приказа ГБПОУ РД «КМиС» о направлении на стажировку;

  • план-график стажировки, подписанный руководителем стажировки от предприятия и заверенный печатью.

2. Структура и содержание стажировки

изучение отраслевой принадлежности и организационной структуры предприятия (организации)

Практическая часть: приобретение дополнительных профессиональных компетенций:

ознакомление с предприятием (организацией), особенностями и спецификой работы

ознакомление с современными технологиями, оборудованием и организацией предприятия (организации), охраной труда (непосредственно на рабочем месте)

выполнение функциональных обязанностей должностных лиц или специалистов (в качестве временно исполняющего обязанности или дублера). Индивидуальные консультации руководителем стажировки/специалистами предприятия (организации).

Выполнение и представление зачетной работы руководителю стажировки.

Утверждаю

ПЛАН-ГРАФИК СТАЖИРОВКИ

преподавателя ГБПОУ РД «КМиС» ____________________________

по ПМ.01 «Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем»

Место проведения стажировки: __________________________________________________________________________

Продолжительность стажировки: с _________________ 20__ г. по _________________ 20__ г. (40 часов).

Руководитель стажировки: ________________________________________________

Выполнение функциональных обязанностей специалиста (техника-программиста)

Разработка внешних спецификаций. Составление математической модели. Определение структуры программы.

Правильность применения основных принципов технологии структурного и объектно-ориентированного программирования.

Разработка внутренних спецификаций. Выбор имен переменных, процедур и функций. Составление кода программы.

Точность создания программы по разработанному алгоритму как отдельного модуля на современных языках программирования.

Отладка и тестирование программы.

Точность использования инструментальных средств на этапе отладки программного продукта.

Оптимизация программного кода

Точность проведения оптимизации программного кода модуля по определенному сценарию.

Изучение порядка и процесса разработки технической документации к программному продукту.

Оформление проектной и технической документации в соответствии со стандартами. Правильность оформления документации на программные продукты.

Всего:

Утверждаю

ПЛАН-ГРАФИК СТАЖИРОВКИ

преподавателя ГБПОУ РД «КМиС» ____________________________

по ПМ.02 «Разработка и администрирование баз данных»

Место проведения стажировки: __________________________________________________________________________

Продолжительность стажировки: с _________________ 20__ г. по _________________ 20__ г. (40 часов).

Руководитель стажировки: ________________________________________________

Выполнение функциональных обязанностей специалиста (администратора базы данных)

  1. Выполнение функциональных обязанностей специалиста (web-программиста)

Всего:

Утверждаю

ПЛАН-ГРАФИК СТАЖИРОВКИ

преподавателя ГБПОУ РД «КМиС» ____________________________

по ПМ.03 «Интеграция программных модулей»

Место проведения стажировки: __________________________________________________________________________

Продолжительность стажировки: с _________________ 20__ г. по _________________ 20__ г. (40 часов).

Руководитель стажировки: ________________________________________________

Выполнение функциональных обязанностей специалиста (техника-программиста)

Всего:

3. Условия реализации программы стажировки

Руководитель предприятия, реализующих стажировку преподавателей, определяет рабочее место/места для преподавателя/стажера.

За стажером закрепляется руководитель стажировки из числа наиболее опытных и высококвалифицированных сотрудников.

В обязанности руководителя стажировки входят регулярные консультации стажера и контроль результатов его практической деятельности в период стажировки.

Программа стажировки предусматривает работу непосредственно на рабочем месте по овладению инновационными технологиями и приемами труда, связанными с профилем и специализацией предприятия; ознакомлению с современным оборудованием и организацией предприятия, охраной труда.

Программа стажировки предусматривает предварительную самостоятельную работу анализу действующих нормативно-правовых актов, технологических документов предприятий индустрии питания и услуг.

Продолжительность стажировок устанавливается индивидуально.

Программа стажировки преподавателей может быть реализована концентрировано (возможно, прохождение стажировки на одном и более предприятиях) или модульно (на одном и более предприятиях) по накопительной системе в течение периода — 3 лет. Объем времени прохождения стажировки на одном предприятии не менее 8 часов.

Сроки стажировки устанавливаются по договоренности с конкретным предприятием.

За преподавателями, проходящими стажировку в предприятиях с отрывом от работы, сохраняется должность и средняя заработная плата по месту работы на период прохождения стажировки.

При необходимости образовательная организация оплачивает прохождение медицинского осмотра для оформления медицинской книжки

В случае прохождения стажировки в предприятиях, расположенных в других регионах, стажерам оплачиваются командировочные расходы по установленным действующим законодательством нормам.

4. Результат освоения программы стажировки

Преподаватель несет персональную ответственность за выполнение программы стажировки в установленные сроки.

Результат стажировки преподаватель/стажер представляет руководителю стажировки, членам цикловой комиссии образовательной организации на заседании цикловой комиссии.

Стажировка преподавателей завершается защитой портфолио.

Портфолио содержит:

  • справку о прохождении стажировки,

  • отчет о стажировке,

  • заключение руководителя стажировки.

В отчете кратко отмечается результат программы, вид профессиональной деятельности, перечень компетенций, которыми овладел преподаватель/стажер в ходе прохождения стажировки.

К портфолио могут быть приложены учебно-методические разработки и пособия, сертификаты, благодарственные письма и другой материал.

Возможный результат стажировки (по согласованию с руководителем стажировки) — разработка конкретных программных продуктов для предприятия.

Документы о прохождении стажировки преподавателем являются необходимыми для прохождения процедуры аттестации на квалификационную категорию. Копия справки о прохождении стажировки хранится в личном деле преподавателя.

В дальнейшем результат стажировки должен служить основой для актуализации рабочей программы учебной дисциплины/профессионального модуля или практики, методического сопровождения к ним, разработки методик проведения занятий и т. д.

Приложение 1

ОТЗЫВ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СТАЖИРОВКИ

Преподавателя ГБПОУ РД «Колледж машиностроения и сервиса

им.С. Орджоникидзе» ___________________________________________,

проходившей стажировку в _______________________________________ _______________________________________________________________

в период с «____» ____________ по «____» ____________ 201__ г.

Высокая степень освоения практических и методических навыков проявились в умение применять их на практике.

Итогом стажировки явились: самостоятельная работа, выполнение зачетной работы по разработке программного продукта.

Стажировка _________________________________ засчитана с её оценкой на «_______________».

«___» ______________ 201__ г.

_______________________ ____________ ________________

Руководитель организации (подпись) Ф.И.О .руководителя

М.П.

Приложение 2

СПРАВКА

Выдана _____________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

(должность)

(наименование учебного заведения)

проходившей стажировку в период с_____________________________________

(период обучения)

в___________________________________________________________________

(наименование организации)

по программе в объеме выполняемые стажером работы_____________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________

(количество часов)

Решением комиссии, протокол № _______ от «___» ___________ 20___г.,

квалификационная работа по профессии _________________________________ выполнена с оценкой _______________________________________________

(прописью)

(фамилия, имя, отчество)

Присвоена квалификация (подтвержден разряд) ___________________________

Дата выдачи «___» ___________ 20__г.

_______________________ ____________ ________________

Руководитель организации (подпись) Ф.И.О .руководителя

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *