Борьба с преступлениями в сфере экономики

УДК 338.023 Агаев Ильгар Алекпер

докторант кафедры экономической безопасности и управления социально-экономическими процессами Санкт-Петербургского университета МВД России dom-hors@mail.ru

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Agaev Ilgar Alekper

MODERN METHODS OF ECONOMIC CRIME CONTROL AND ECONOMIC SECURITY DEPLOYED BY THE INTERNAL AFFAIRS BODIES

Аннотация:

Статья предназначена для всех, кто интересуется макроэкономическими проблемами обеспечения экономической безопасности государства. На примере Азербайджанской Республики рассмотрена система организационно-экономических и правовых мер по предупреждению угроз экономической безопасности, этапы совершенствования организационно-функциональной структуры МВД Азербайджана в данном контексте.

Ключевые слова:

экономическая безопасность, экономическая преступность, угрозы экономической безопасности, коррупция, органы внутренних дел, правоохранительная деятельность, организационнофункциональная структура.

Законодательство Азербайджана в вопросах противодействия экономической преступности основывается на Конституции Азербайджанской Республики и включает Уголовно-процессуальный, Уголовный, Налоговый, Таможенный кодексы, законы «О полиции», «Об оперативно-розыскной деятельности», «Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью», «О прокуратуре» и другие законы и нормативно-правовые акты, а также международные договоры, согласие на обязательность которых предоставлено Милли Меджлисом Азербайджана.

Органы противодействия экономической преступности — соответствующие подразделения правоохранительных органов, согласно законодательству Азербайджанской Республики проводят свою деятельность в данной сфере. Это подразделения Министерства внутренних дел Азербайджана, Министерства налогов Азербайджана, Министерства национальной безопасности Азербайджана и Государственной таможенного комитета Азербайджана. Они обладают правом накапливать, собирать и хранить информацию о преступной деятельности в экономической системе и о лицах, активно участвующих в ней.

Борьба с преступностью в целом, и с экономической беззаконностью в частности, как главная сфера деятельности органов МВД, включает 3 основных направления: общая организация; правоохранительная деятельность, профилактики преступности.

Правоохранительная деятельность по обеспечению экономической безопасности государства представляет собой разновидность государственной деятельности, осуществляемой особо уполномоченными государственными органами и нацеленной на обеспечение в экономическом секторе страны легитимности и правопорядка, защиты интересов и прав как физических, так и юридических лиц, а также государства в целом.

Вышеуказанная деятельность реализуется путем осуществления мероприятия общественного принуждения и государственного воздействия, на основе закона и при соблюдении принятого для них порядка, с применением юридической ответственности к виновным. Функции отдельно взятого правоохранительного органа, реализующего борьбу с экономической преступностью, отражены в нормативно-правовых актах. К примеру, в Законе Азербайджана «О полиции» в гл. 1 ст. 3 перечислены основные обязанности полиции. К ним относятся: исполнительная, оперативно-розыскная, административная, профилактическая, уголовно-процессуальная и сигнальная. Административная функция предполагает исполнительно-распорядительную деятельность аппарата, отделений и служб органов МВД по осуществлению и организации защиты общественного порядка и социальной

безопасности в рамках определенных законом прав. Профилактическая функция состоит в предупреждении преступлений и прочих нарушений закона, выявлении и ликвидации условий и причин, способствующих им. Оперативно-розыскная функция реализуется на основе Закона Азербайджана «Об оперативно-розыскной деятельности» и предполагает выявление соответствующими структурами органов МВД данных о совершенных или готовящихся преступлениях, в том числе о гражданах, избегающих органов следствия или отбывания уголовного наказания, с целью их привлечения к уголовной ответственности. Уголовно-процессуальная функция представляет собой рассмотрение заявлений и сообщений о совершенных преступлениях, осуществление дознания и следствия по уголовным делам до судебного разбирательства, расследование которых со стороны правоохранительных органов предусмотрено законом. Исполнительная функция представляет собой исполнение в рамках данной компетенции административных санкций. Охранная функция состоит в защите на контрактных началах собственности всех видов юридических и физических лиц. Контрольнонадзорная функция состоит из осуществления в соответствии с законодательством надзора за лицами, со стороны правоохранительных органов освобожденными из мест заключения, прочих контрольно-надзорных полномочий.

От функций следует отличать главные сферы деятельности органов МВД. Эти понятия находятся в разных плоскостях и взаимно дополняют характеристику как самого учреждения, так и работы всех правоохранительных органов.

Если функции имеют связь с целями, которые ставят органы МВД в борьбе с преступлениями и другими правонарушениями, встречающимися в своей деятельности, то главные направления определяют цели деятельности органов МВД, вытекающих из общей правовой политики государства.

На наш взгляд, главными направлениями борьбы с экономической преступностью являются:

— применение комплекса оперативно-розыскных мероприятий для предупреждения экономических преступлений, их определение и прекращение;

— борьба с незаконной предпринимательской и иной экономической деятельностью юридических и физических лиц;

— определение хозяйственных преступлений и проведение по ним предварительной проверки;

— предупреждение совершения преступлений в бюджетной сфере;

— привлечение к ответственности лиц, совершивших экономическое преступление;

— обеспечение возмещения государству физическим и юридическим лицам убытков, причиненных в результате совершения экономических преступлений;

— информационная поддержка борьбы с экономической преступностью.

Формирование высокого уровня экономической безопасности и сокращения экономической преступности можно достигнуть следующим путем:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— принятие новых правовых актов и законов, ориентированных против экономической преступности;

— улучшение системы и деятельности органов МВД, борьба с экономической преступностью, с более четким разграничением их компетенции и полномочий;

— организация принципиальных базовых положений относительно структуры и управления деятельности правоохранительных органов, направленных на предупреждение экономической преступности;

— интеграция усилий органов МВД во время выполнения ими функций по противодействию экономической преступности, через совершенствование координации их действий;

— определение новых научно-технических средств и юридических методов и приемов предупреждения экономической преступности;

— помощь органам системы МВД в противодействии экономической преступности в государственных органах, учреждениях, частных и общественных организациях, а также населения, применяя ограничение их участия в данной деятельности;

— развитие материально-технической и финансовой баз деятельности органов МВД для борьбы с экономической преступностью.

В целом борьба с преступностью в современных условиях проводится по следующим направлениям:

— применение предупреждающего и воспитательного влияния уголовного законодательства;

— использование специальных правовых мер;

— особое уголовное предупреждение преступности.

Практическая деятельность служб экономической безопасности, на наш взгляд, должна опираться на применение типовых схем, действий и процедур. В первую очередь, следует упомянуть об общем алгоритме действий, который является основой работы служб МВД по обеспечению экономической безопасности. Однако даже оптимальная система превентивных мер не сможет предвидеть, а тем более ликвидировать спонтанно возникающие нестандартные угрозы, способные причинить существенный ущерб экономике страны, например, мошеннического характера. С целью предупреждения данных угроз следует использовать специфический механизм. К примеру, американские специалисты в области выявления, расследования и предупреждения мошенничества рекомендуют применять активную модель реагирования в процессе обнаружения фактов мошенничества.

Характерной чертой этой модели выступает, во-первых, то, что она предполагает обязательную реакцию на каждый случай мошеннических угроз, и, во-вторых, состоит из таких блоков, которые увеличивают эффективность деятельности служб экономической безопасности. К примеру, стадия «Сообщения о случившемся» предполагает, что среди населения необходимо сформировать такой климат, который дает возможность облегчить людям возможность для дачи информации о подозрительных фактах; стадия «Огласка» подразумевает распространение информации о формах и методах совершения мошенничества, лицах, их совершивших, а также между сотрудниками правоохранительных органов; этап «Профессиональная подготовка» подразумевает непрерывный рост квалификации работников служб экономической безопасности.

Вместе с тем следует отметить, что какую бы модель обеспечения экономической безопасности ни выбрало государство, важно учитывать тот факт, что налаживание эффективной системы предупредительных, профилактических мер будет иметь меньшие расходы, чем борьба с последствиями уже совершенных преступлений, реализованных угроз. Причем, если для настоящего времени характерно доминирование минимизации затрат как условие обеспечения экономической безопасности, то в перспективе — это адаптация к нововведениям в системе управления .

Рост борьбы с экономическими преступлениями стоит понимать более комплексно, как увеличение мер наказания. Для достижения необходимого эффекта в данной области нужно, в первую очередь, действительное желание всех госслужащих высшего ранга, функционирующих в органах внутренних дел, искоренять экономическую преступность.

На наш взгляд, борьба с преступностью не должна ограничиваться лишь поимкой преступников, а включать в себя также систему борьбы с коррупцией , для чего необходимо совершенствовать ее в следующих 4 направлениях:

1. Точный анализ положения дел, планирование и прогноз операций.

2. Предупреждение правонарушений в сфере экономики посредством воздействия на причины коррупции (иначе говоря, одно своевременное решение по кадрам эффективнее нескольких прокурорских обвинений).

3. Главным образом, деятельность структур МВД наряду с мерами противодействия должна восстанавливать законные интересы и нарушенные права потерпевшей стороны (а именно, государства и его населения).

4. Неизбежность наказания.

Борьба с преступностью сегодня находится, главным образом, в области радикальной корректировки того процесса реформ, который на сегодня идет в Азербайджане, естественно, без отказа от целей реформы. Суть проблемы не в отдельных просчетах, а в эффективности конкретной тактики и стратегии.

На наш взгляд, правоохранительная деятельность МВД в ее двух аспектах (карающем и правовосстановительном) также должна соответствовать новым свойствам преступности (ее криминальному «профессионализму», высокой организованности, применению высоких технологий и т.п.).

Противодействие должно проводиться только на базе и в рамках Конституции и законов Азербайджанской Республики. Во-первых, она неизбежно будет требовать определенного ограничения прав целого ряда местных органов, что возможно только на основе законодательства; во-вторых, судопроизводство принимает только те доказательства, которые получены в порядке, предусмотренном законом. Главное во всем вышеуказанном — подключение самого населения в борьбу с преступностью, при этом основываясь строго на законе.

Следует отметить, что современное состояние экономики заставляет в качестве важных направлений деятельности МВД принимать обеспечение протекции бюджетных средств от коррупционных посягательств, определение преступления в финансово-кредитной сфере, направленных против интересов государства, организацию государственного регулирования оборота спирта и алкогольной продукции, табачных изделий.

За последние годы в мировой финансовой системе наметились глубокие изменения, что еще больше усложнило исполнение 3 основных задач: замораживания, обнаружения и конфискации активов и доходов, образованных по итогам преступной деятельности. К такому виду доходов относятся: общая тенденция к снижению эффективности финансового регулирования, «долларизация» нелегальных рынков и создание множества организаций, гарантирующих финансовую тайну.

По нашему мнению, переходу к новой глобальной экономике дало толчок внедрение новых технологий, позволяющих гарантировать высокую скорость оборота денежных средств. Мировая финансовая система обладает большой ролью в обеспечении инвестиций и международной торговли.

В большинстве случаев угроза экономической безопасности со стороны международных преступных организаций связана, в первую очередь, с проблемами поддержания правопорядка и закона в том или ином государстве. В условиях глобализации угрозы со стороны организованных групп лиц и транснациональных преступных объединений отличаются повышенной степенью общественной опасности . Исходя из этого, для борьбы с данными угрозами важна коллективная политическая воля стран, их скоординированные усилия, объединение необходимых ресурсов международного сообщества, а также эффективные оперативно-технические мероприятия.

Ссылки:

1. Новиков В.В. Формирование механизма обеспечения экономической безопасности инфраструктуры органов внутренних дел // Экономическая безопасность личности, общества, государства: проблемы и пути обеспечения: мат-лы всерос. науч.-практ. конф. СПб., 2013. С. 213-217.

2. Федораев С.В. Криминализация социальных и экономических отношений в России как угроза экономической безопасности страны // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2013. № 1 (57). С. 115-121.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Кондрат Е.Н. Международная финансовая безопасность и правоохранительное сотрудничество в эпоху глобализации: моногр. М., 2010. 224 с.

конференции: В 5 томах. Ответственный редактор: Богоявленская Д.Б.. 2015. С. 84-85.

6. Полубинский В.И. Виктимологические аспекты профилактики преступлений:Учебное пособие.-М.: Академия МВД СССР, 1980.

7. Ривман Д.В. Криминальная виктимология.- СПб.: Питер, 2002.

8. Сплавская Н.В. Роль правосознания в виктимном поведении молодежи // Гуманизация образования. 2015. № 4. С. 92-97.

9. Шнайдер Г.Й. Криминология / Пер. с нем.-М.: ЗАО «Юстицинформ»,1994.

Котов Д.А.

борьба с преступностью в сфере Экономики как одно из главных направлений деятельности общества и государства

Современный период развития нашего государства характеризуется полной реорганизацией всего экономического механизма, его структурными изменениями и установлением новых рыночных отношений. Основу этих процессов составляют изменившиеся отношения права (прав) собственности. Разумеется, их становление влечет преобразование форм собственности, её передел, трансформацию, возникновение совершенно иных видов владения со всеми вытекающими отсюда социальными последствиями. Априори этот процесс социально позитивен, поскольку призван вывести страну из глубокого экономического кризиса на путь цивилизованного развития. Однако этот путь длителен и достичь его цели без потерь (социальных, экономических, нравственных и т.д.) представляется невозможным.

Одним из основных дестабилизирующих факторов в этом движении является преступность. Несмотря на принимаемые усилия, она все более приобретает характер реальной угрозы национальной безопасности страны.

В настоящее время организованная преступность старается проникнуть во все сферы экономической деятельности государства. Современное криминальное поле финансово-кредитной сферы все более активно осваивается лицами, занимающимися противоправной деятельностью с использованием электронных

средств доступа к денежным ресурсам (компьютерные, телекоммуникационные системы, кредитные карточки и др.). Вызывает тревогу намечающаяся интернационализация данного вида преступления.

Важной особенностью проявления организованных форм преступности в рассматриваемой сфере экономики является усиление влияния на рынок ссудных капиталов отечественных и зарубежных организованных преступных сообществ и, как следствие этого, широкомасштабная легализация незаконно полученных доходов, массовое несанкционированное перемещение валютных средств за рубеж, субсидирование других криминальных программ.

Сферой повышенного внимания организованной преступности продолжает оставаться потребительский рынок. Статистика показывает, что здесь организованными преступными группами совершается каждое девятое преступление экономической направленности. Основой криминализации потребительского рынка является порочная практика наличных расчетов между хозяйствующими субъектами посредством так называемого «черного нала». Главными направлениями криминальной деятельности организованных преступных групп на потребительском рынке выступают незаконное предпринимательство, торговля фальсифицированными товарами, обман потребителей.

Наиболее прибыльными сферами приложения капитала стали для организованной преступности незаконное производство и оборот алкогольной продукции. Отечественный рынок повсеместно насыщается вино-водочными изделиями неучтенного производства, в том числе низкого качества. Существенным фактором криминализации потребительского рынка является их неконтролируемый ввоз на территорию россии. По мнению специалистов отрасли, фактические объемы производства водки и ликероводочных изделий почти в два раза превышают объемы, проводимые в статистических и налоговых отчетах. Как показывает практика, основная их доля производится на новых предприятиях, имеющих соответствующие лицензии, но отражающих в отчетности только меньшую часть своих объемов производства. Соответственно теневая часть производства налогами не облагается, а расчеты за нее осуществляются наличными деньгами, т.е. опять тем же самым «черным налом».

Криминализации потребительского рынка способствует устойчивая тенденция роста преступлений, связанных с мошенничеством. Практика свидетельствует, что мошеннические операции в основном совершаются устойчивыми преступными группами, маскирующимися под существующие или вымышленные фирмы. Для совершения мошеннических действий ими используются поддельные, утраченные и похищенные паспорта граждан, арендуемые на подставных лиц жилые или нежилые помещения. Для завладения товарами и денежными средствами практикуется заключение фиктивных договоров от имени несуществующих фирм на закупку и реализацию товаров. Изучение уголовных дел, статистических данных Информационного центра ГУ МВД россии по Краснодарскому краю позволяет сделать вывод, что в настоящее время мошенничество в сфере предпринимательства представляет собой продуманную и хорошо

организованную систему действий с устойчивыми преступными связями и высокой эффективностью преступной деятельности.

Серьезную угрозу экономической безопасности России создает проникновение организованной преступности в сферу внешнеэкономической деятельности. Наибольшее распространение в этой сфере экономики получили правонарушения, связанные с контрабандой. Как показывает практика, совершению этих преступлений в большинстве случаев предшествуют хищения материальных ресурсов, взяточничество, коммерческий подкуп и другие правонарушения. Организованные преступные группы, функционирующие в режиме непрерывно действующего вида преступной деятельности, заранее отрабатывают всю схему от производителя до момента сбыта предмета контрабанды за рубежом, выгодно используя льготный таможенный режим.

Организованная преступность давно освоила и широко практикует для достижения своих корыстных целей возможности бартерных сделок, занижение контрактных цен на товары при их вывозе за границу. Получаемая от этих операций разница оседает на счетах в зарубежных банках, после чего делится между участниками преступных групп из числа отечественных и зарубежных предпринимателей. Для облегчения совершения подобного рода операций российские экспортеры нередко создают за границей оффшорные или совместные компании.

Как показывает практика, в поле зрения организованной преступности находятся большинство свободных экономических зон, которые отдельные преступные сообщества используют для легализации капиталов, нажитых противоправным путем, активно занимаясь на их территориях как легальным, так и нелегальным бизнесом.

В свободных экономических зонах под контролем организованной преступности находятся по существу все сферы бизнеса, приносящие наибольший доход (экспорт нефти, металлов, ценных пород рыбы и морепродуктов, импорт продовольственных и иных товаров). В целях маскировки незаконных коммерческих операций используются сложные цепочки коммерческих структур, связанные между собой дочерними отношениями, а также различные холдинговые компании. В результате некоторые свободные экономические зоны из экспортно-производящих превратились в экспортно-вывозящие, зачастую используемые организованной преступностью как канал, позволяющий бесконтрольно вывозить из России стратегически важные сырьевые товары.

Широкий спектр криминальных проявлений со стороны организованной преступности имеет место в сфере приватизации государственной и муниципальной собственности, в том числе жилищной. В основе криминализации приватизационных процессов лежит совпадение корыстных интересов государственных чиновников и бандитских формирований. Первые используют для завладения государственной и муниципальной собственности свое должностное положение и власть, а вторые теневой капитал, образовавшийся в результате традиционного преступного промысла (вымогательства, проституции, порно- и автобизнеса). Как считают специалисты, именно теневые капиталы, находящиеся у крими-

нальных структур, стали теми самыми средствами, которые дали возможность развиваться приватизации и сделать её легальной.

Для завладения государственной и муниципальной собственностью организованными преступными группами используется весь арсенал противоправных средств: от традиционных — подкупа, шантажа должностных лиц, уполномоченных государством на деятельность по реформированию отношений собственности (руководителей местных администраций, территориальных комитетов по управлению имуществом, работников администраций приватизируемых предприятий и др.) до физического устранения конкурентов и несговорчивых чиновников. С помощью подобных методов преступные группировки добиваются искусственного занижения стоимости основных и оборотных средств с целью присвоения части имущества либо последующего приобретения по заниженной стоимости, обеспечивают своим участникам на конкурсах и аукционах льготные условия для достижения выигрыша, добиваются выкупа имущества на выгодных условиях вообще без проведения конкурсов и аукционов.

В качестве направления участия криминальных структур в перераспределении собственности, обеспечивающего над ней последующий контроль, следует также рассматривать противоправные завладения акциями приватизированных предприятий, опять же не без участия коррумпированных связей из числа их руководителей.

Особую тревогу вызывают преступления, связанные с незаконным завладением недвижимостью граждан, в том числе при покупке-продаже, обмене и приватизации квартир. В этой сфере превалируют мошеннические действия. Как правило, они совершаются устойчивыми преступными группами, располагающими достаточно полной информацией о лицах, вынужденных в силу сложившихся обстоятельств изменять свои жилищные условия. Последнее обусловлено тем, что нередко в состав таких преступных групп входят сотрудники районных эксплуатационных управлений (участков), паспортных служб, нотариусы и другие лица, имеющие отношение к оформлению и реализации квартир. Для сокрытия противоправных сделок на рынке жилья организованные преступные группы нередко практикуют физическое устранение владельцев квартир.

Либерализация политики государства в области квотирования и лицензирования поставок товаров и услуг на экспорт привела к росту в легальном бизнесе числа криминально ориентированных фирм, контролирующих перспективные предприятия промышленности. Отдельные преступные формирования стали активно воздействовать на хозяйственную и финансовую деятельность объектов топливно-энергетического комплекса. При поддержке коррумпированных должностных лиц органов государственной власти и управления они оказывают влияние на выбор экспортеров углеводородного сырья, формирование отпускных цен, объемы реализации и распределения валютных и рублевых средств, получаемых от неконтролируемого экспорта. Криминальные сообщества ведут уже открытую борьбу за раздел сфер влияния в этой отрасли, вплоть до физического устранения отдельных должностных лиц предприятий отрасли, коммерческих

организаций, руководящего звена нефтеперерабатывающих заводов. Подобные факты были зарегистрированы в Москве, Уфе, Самаре, Волгограде, Томске, Тюмени и ряде других мест.

Одной из наиболее притягательных для организованной преступности становится сфера добычи и переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, обращения валютных ценностей. Эта сфера и ранее отличалась повышенной криминогенностью. Вместе с тем дальнейшее ослабление контроля и экономического стимулирования, серьезные структурные изменения в золото- и алмазодобывающих отраслях страны, привели к тому, что факты хищений валютных ценностей переросли в массовое разграбление достояния государства. Растет количество случаев незаконной разработки недр, переброски добытого золота в места традиционной нелегальной торговли (Северо-Кавказский регион) и за пределы России. Этими же преступными группировками на российский рынок одновременно ввозится огромное количество низкопробных ювелирных изделий. Предприятия переработки драгоценных металлов и камней используются преступниками как канал легализации похищенной продукции.

Активно завоевывает позиции организованная преступность в агропромышленном комплексе и, особенно, в сфере добычи и переработки рыбы и морепродуктов. В незаконный лов рыбы ценных пород организованными преступными группами втягивается все больше жителей прибрежных районов. Наиболее остро проблема пресечения незаконного вывоза рыбы и морепродуктов за границу (в частности Китай и Южною Корею) стоит в Северном и Дальневосточном водных бассейнах.

Практика борьбы с организованной преступностью свидетельствует, что процесс слияния теневого капитала с преступными группировками способствовал развитию организованных форм преступности по следующим основным направлениям:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Если вначале уголовные авторитеты лишь паразитировали на деятельности лиц теневой экономики, то в дальнейшем стали проявлять заинтересованность в увеличении их доходов, вкладывать в подпольные предприятия собственные средства, добытые преступным путем, организовывать выполнение функций, связанных с охранной деятельностью, поиском сырья, рынков сбыта «левой» продукции, борьбой с конкурентами и т.п. Таким образом, шёл интенсивный поиск определенных компромиссов между различного рода дельцами, с одной стороны, и преступниками — с другой, что характерно для схемы сращивания экономической и общеуголовной преступности.

2. Расширение круга преступной деятельности предпринимателей, как на региональном, так и в межхозяйственном и межрегиональном уровнях, объективно поставило перед криминальными элементами задачу распределения «сфер влияния» и, как следствие, породило необходимость кооперирования отдельных преступных образований на региональном уровне со своей иерархической организацией.

3. Авторитеты криминальной среды для эффективной реализации своих

функций активно налаживают «полезные» связи с хозяйственным и государственным аппаратом, с сотрудниками правоохранительных органов, различных министерств и ведомств, чиновниками, осуществляющими контролирующие и распределительные функции.

4. Постепенно на взаимовыгодных условиях стал складываться альянс отраслевых и региональных функционеров, криминальных авторитетов и коррумпированной бюрократии, которые совместными усилиями начали определять структуру и тенденции развития теневой экономики.

5. Подкупая работников контролирующих, правоохранительных и иных органов, либо непосредственно вовлекая их в противоправную деятельность, участники преступных группировок нейтрализовали практически все формы социального контроля, получив одновременно возможность влиять на деятельность важнейших узлов хозяйственного механизма соответствующих отраслей.

6. В условиях начавшейся приватизации, перекачки огромных государственных средств в частный сектор зарождаются сначала стихийные, а затем организованные формы реагирования криминальной среды на выявление новых держателей крупных капиталов. Начинается «специализация» отдельных преступных формирований в экономике (нефтеавтобизнес, игровой и наркобизнес).

Согласно Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации, правовыми нормами, регулирующими борьбу с преступностью в сфере экономики, охватывается более сорока составов преступлений. Из указанного количества более двадцати правовых норм предусматривают уголовную ответственность за преступления, совершенные организованной преступной группой. На наш взгляд, следует отметить, что в этот перечень входят составы преступлений как корыстно-насильственной направленности (например, грабеж, разбой, вымогательство и др.), так и преступления, совершение которых не связано с предшествующими угрозами потерпевшим. Представляется, что объединяющим признаком является сфера их совершения — экономика.

Преступления, совершаемые организованными преступными группами в сфере экономики, зачастую связаны с иными составами, не вошедшими в раздел VIII УК РФ, но традиционно относящимися к преступлениям экономической направленности. К таким преступлениям относятся, например, взяточничество (ст. 290-291 УК РФ), злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), что может свидетельствовать о коррупционных связях, установленных организованной преступной группой с чиновниками органов государственной власти и управления.

Таким образом, в уголовно-правовом аспекте сфера функционирования организованной преступности должна рассматриваться шире, чем это определяется соответствующими разделами УК РФ, поскольку совершаемые преступления зачастую не ограничиваются пределами собственно сферы экономики, хотя и имеют корыстную направленность.

Специфика организации деятельности организованных преступных групп просматривается в зависимости от сфер экономики. Анализ преступлений, со-

вершаемых организованными преступными группами в этой сфере, свидетельствует, что с появлением в преступных структурах «мозговых центров» постоянно совершенствуются «традиционные» способы совершения преступлений (нарушения технологии производства; фальсификация финансовых документов; мошеннические действия и др.). Ряд способов совершения преступлений, связанных с использованием высоких технологий, заимствуется у зарубежной организованной преступности.

Зачастую преступные структуры отдают предпочтение совершению таких противоправных действий, за которые предусмотрена административная или материальная ответственность (эти нарушения наиболее характерны для налоговой сферы и таможенного дела). Такой выбор организованной преступной группой диктуется тем, что хотя такие нарушения законодательства не приносят высокой сиюминутной прибыли, но сравнительно безопасны и в больших масштабах вполне оправдывают (в материальном плане) затраченные усилия и средства.

Таким образом, анализ современного состояния преступности в сфере экономики однозначно свидетельствует, что она пытается занять главенствующее положение в хозяйственном механизме, стимулирует развитие общеуголовной преступности и, в конечном итоге, становится мощнейшим фактором противодействия происходящим в России преобразованиям. В системе преступности в сфере экономики резче обозначились качественные сдвиги, связанные с ростом наиболее опасных посягательств, организованных форм противоправного поведения, криминального профессионализма, противодействия правоохранительным органам. Преступность характеризуется применением новых способов совершения преступлений, усилением коррумпированности государственных управленческих структур, функционирующих в экономической деятельности, с целью создания противоправным путем первичного капитала для укрепления экономических позиций с последующим завладением властными рычагами.

Из этого следует, что борьба с преступностью в сфере экономики должна рассматриваться в качестве одного из главнейших направлений деятельности общества и государства, причем последнему, как одному из основных субъектов экономической деятельности здесь отводится главенствующая роль.

литература

2. Болва Н.В. Влияние теневой экономики на экономическую безопасность: Автореф. дисс. … канд. экон. наук. Новосибирск, 1998.

3. В секретном режиме // Российская газета от 29.10.2015 г. № 6815.

4. Есипов В.М. Организационно-экономический механизм противодействия криминальной экономике на этапе проведения рыночных реформ: Дис….

докт. эконом. наук. — М.: Академия управления МВД России, 2004.

<<эд1шад1ум-^©1угм&1>>#!ш:ш1]9 / вшшмдса_зз_

УДК 343.3/7

ББК 65 2/4

Коноваленко Сергей Александрович,

кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры экономической безопасности, Рязанского филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

г. Рязань, Российская Федерация, Трофимов Михаил Николаевич кандидат экономических наук, преподаватель кафедры экономической безопасности, Рязанского филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

г. Рязань, Российская Федерация, DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10037 «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПРЕСТУПЛЕНИЙ В

БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ»

Konovalenko, Sergey A.,

Ryazan, Russian Federation, Trofimov Mikhail Nikolaevich

Ryazan, Russian Federation,

«ECONOMIC ASPECTS OF FORENSIC ANALYSIS OF CRIMES IN THE BUDGETARY SPHERE»

Аннотация:

Реализация принятых в ходе управления экономическим и социально-политическим развитием государства решений обусловливает соответствующие финансовые потоки, формирующие бюджетную сферу государства. Неблагополучие в данной области не позволяет обеспечить необходимый уровень экономического роста, затрудняет реформирование экономики, оказывает негативное воздействие на торговую и внешнеэкономическую деятельность Российской Федерации, препятствует совершенствованию денежно-кредитной, налоговой, страховой и иных сфер финансовой системы Российской Федерации.

Криминальным процессам подвержены ЖКХ, здравоохранение, образование, объекты социального обеспечения, культуры и искусства, спорта и туризма, система пенсионного обеспечения, а также деятельность общественных объединений и организаций, иных субъектов аффилированных в потоки бюджетных средств. Одним из основных направлений деятельности криминально активных лиц является получение и использование в преступном сговоре бюджетных средств, выделяемых в рамках реализации государственных программ, с целью финансирования коммерческих организаций, подконтрольных им.

Пристальное внимание контролирующих органов и общественности к сфере бюджетного финансирования зачастую вызвано значительным количеством совершаемых в ней преступлений и правонарушений, а также масштабами ущерба, причиненного бюджетам различного уровня, исчисляемого десятками миллиардов рублей и социальной опасностью данных деяний. Серьезным криминогенным фактором экономической преступности при расходовании бюджетных средств является коррумпированность чиновников государственного аппарата и руководящего управленческого звена организаций бюджетной сферы. В статье рассматриваются экономические аспекты криминалистического анализа преступлений в бюджетной сфере. Анализируются преступления в бюджетной сфере по их видам по данным УМВД по Рязанской области, раскрываются основные причины преступности в бюджетной сфере, даются рекомендации по предупреждению данных преступлений.

34_economics /

Ключевые слова: Финансово-бюджетная сфера. Бюджетная система. Бюджетное финансирование. Преступления в области экономической деятельности, причины преступности в бюджетной сфере, ущерб, схемы экономических преступлений в бюджетной сфере. Хищение бюджетных средств. Мошенничества в бюджетной сфере. Злоупотребления должностными полномочиями. Незаконное участие в предпринимательской деятельности. Правоохранительные органы. Вуалирование преступных схем.

Актуальность исследования заключается в том, что на современном этапе в бюджетной сфере отмечается увеличение количества противоправных деяний, которые отличаются особой интеллектуальной составляющей и значительной латентно-стью. Усугубляет ситуацию вариативность форм финансовой, экономической и бухгалтерской деятельности, логические несоответствия и противоречия в законодательном регулировании данной сферы, а также несогласованность действий контрольных и правоохранительных органов. Отсутствие единообразной методики действий сотрудников подразделений экономической безопасности и противодействии коррупции (далее ЭБиПК) при выявлении, документировании и пресечении преступлений в бюджетной сфере, снижает эффективность противодействия преступности. В свою очередь особую актуальность имеют экономические аспекты криминалистического анализа в данной сфере, которые определяются такими составляющими как материальный ущерб, механизмом совершения противоправных действий и причинами возникновения преступлений в бюджетной сфере.

Вышеизложенное предопределяют важность и актуальность данного исследования в сфере финансово-бюджетного контроля.

Новизна и цель научного исследования, рассмотренная нами в статье заключается в изучение теоретических аспектов криминалистического анализа преступлений в бюджетной сфере с позиции экономической науки.

В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи:

1. Выявлены предпосылки для совершения преступлений в бюджетной сфере

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Проведен криминалистический анализ преступлений в бюджетной сфере с позиции экономической науки.

Объект исследования составили

преступления в бюджетной сфере Российской Федерации.

Предмет исследования составляют криминологические, социально-экономические и уголовно правовые аспекты выявления, документирования и расследования

противоправных деяний с бюджетными средствами субъектами хозяйственной деятельности, влияющие на эффективность их пресечения.

Методологическая основа настоящего исследования базируется на применении метода материалистической диалектики. В процессе исследования осуществлялось использование совокупности общенаучных, специальных и частных методов изучения экономических процессов и явлений в составе сравнительно-правовых, логико-аналитических, формальнологических, системно-ориентированных, статистических и других методов научного познания.

Нормативную базу исследования составляет Конституция РФ, федеральные конституционные законы, правовые нормы уголовного, уголовно -процессуального, финансового, бюджетного, учетного законодательства, а также законодательства иных отраслей права, подзаконные акты Президента РФ, Правительства РФ, акты органов исполнительной власти, акты судов судебной системы РФ, имеющие отношение к предмету исследования.

Эмпирическую основу исследования составили аналитические обзоры, отчеты и статистические данные органов внутренних дел и органов государственного финансового контроля и иные материалы, носящие публичный характер.

Научная и практическая значимость результатов исследования, определяется возможностью их использования в деятельности подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции, в образовательном процессе при подготовке специалистов для органов внутренних дел, в профилактической работе с населением подразделениями органов внутренних дел на территориальном уровне.

Приоритетное значение для успешного социально-экономического развития государства имеет рациональное и эффективное расходование бюджетных средств. Сфера бюджетного финансирования занимают особое место в системе экономических отношений, что обусловлено рядом факторов:

— за счет бюджетного финансирования

осуществляется поддержка организаций, обеспечивается их нормальная деятельность и развитие, когда собственных средств недостаточно;

— за счет средств бюджетов финансируется образование, культура, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, реализуются меры социальной политики государства.

Значительные финансовые ресурсы, выделяемые государством на решение социальных задач, пишет А.М. Даниилов, определяют важность обеспечения защиты бюджетных средств от преступных посягательств . Для подразделений по борьбе с экономическими преступлениями сфера бюджетного финансирования выступает одним из основных объектов оперативно -розыскной деятельности.

Бюджетная сфера имеет ряд характерных особенностей, которые определяют ее привлекательность для совершения преступлений:

— большой объем финансовых ресурсов, которые постоянно выделятся на финансирование деятельности бюджетных, автономных и казенных учреждений;

— широкая материально-техническая база, находящаяся в распоряжении государственных (муниципальных) учреждений;

— инвестиционная привлекательность;

— высокая численность сотрудников, выполняющих управленческие и распорядительные функции;

— приоритетная роль государственных (муниципальных) учреждений в решении финансово-экономических задач на федеральном, региональном и муниципальных уровнях;

— несовершенства законодательной базы, регулирующей управленческие и распорядительные функции, которые определяет возможности для продвижения интересов отдельных коммерческих организаций;

— сложные схемы документооборота;

— невысокая заработная плата должностных лиц учреждений бюджетной сферы.

Для подразделений по борьбе с экономическими преступлениями деятельность учреждений бюджетной сферы всегда являлась объектом пристального внимания. Принимаемые ими меры не могут исключить факты противоправных деяний: хищений и нецелевого расходования бюджетных средств, злоупотребления должностными полномочиями, получения взяток, коммерческого подкупа и иных, — которые создают реальные угрозы экономической безопасности государства.

Общественная опасность преступлений в финансово-бюджетной сфере в целом осознается как руководством страны и правоохранительных органов, так и экспертами. Однако важные характеристики преступлений в финансово-бюджетной сфере учитываются в законодательстве пока не в полной мере.

За нецелевое расходование бюджетных средств и средств внебюджетных фондов в Уголовном кодексе Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность (статьи

285.1, 285.2), которая в большей степени связана с преступными злоупотреблениями должностных лиц.

В соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств и средств внебюджетных фондов (статьи 285.1, 285.2), которая в большей степени связана с преступными злоупотреблениями должностных лиц в финансово-бюджетной сфере. Остальные преступления против интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления в целом не учитывают посягательств на сферу финансово-бюджетных правоотношений.

Кроме того, преступления в области экономической деятельности также не раскрывают особенностей противоправной деятельности в финансово-бюджетной сфере (глава 22 Уголовного кодекса РФ). Ежегодный ущерб определяемый хищением бюджетных средств по оценкам экспертов имеет тенденцию к росту. Ситуация усложняется еще и тем, что в современных условиях проводимой санк-ционной антироссийской кампании, снижается деловая активность, и, как следствие, возможность зарабатывать на свободном рынке. В результате средства бюджетного финансирования все чаще становятся объектом преступной деятельности.

При этом в бюджетной сфере преступления, как правило, отмечает И. Соловьев, совершаются лицами следующих категорий:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— должностные лица, наделенные функциями управленческого и организационно-распорядительного характера;

— лица, деятельность которых сопряжена с соответствующими должностными лицами, наделенными функциями управленческого и организационно-распорядительного характера, как подрядчика и заказчика в рамках выполнения различного рода работ и оказания услуг .

Лица, которые рассматриваются как потенциальные субъекты криминальной деятельности, как правило, обладают следующими характерными полномочиями:

— выполняют функции управленцев;

— имеют полномочия представителя власти;

— наделены функциями по распределения финансовых ресурсов;

— наделены функциями по распределения ресурсов материально-технических характера;

— обладают административно-хозяйственными функциями;

— имеют право подписи финансовых документов;

— являются материально -ответственными.

Наряду с личностными характеристиками

субъектов важным фактором в развитии преступной деятельности являются технологические особенности функционирования финансово-бюджетной системы. Бюджетная система государства выполняет свои функции в рамках отчетных периодов. В соответствии с законодательством Рос-

сийской Федерации отчетными периодами являются квартал, полугодие и год. В течение этих периодов в бюджетной системе происходит:

— формирование (создание) бюджетных фондов денежных средств;

— распределение созданных ранее бюджетных фондов денежных средств;

— расходование распределенных бюджетных фондов денежных средств.

Способы распределения и последующего предоставления бюджетных средств конечному потребителю подлежат нормативному регулированию и включают:

— ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

— выделение средств на оплату товаров (работ, услуг), которые приобретаются (выполняются, оказываются) физическими или юридическими лицами по государственным (муниципальным) контрактам;

— осуществление целевых трансфертов, предоставляемых органам местного самоуправления на обязательные выплаты населению, установленных законодательством;

— ассигнования на покрытие дополнительных расходов, которые связаны с решением органов государственной власти об увеличении бюджетных расходов (уменьшении бюджетных доходов);

— предоставление бюджетных кредитов, в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек при уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет;

— выделение субсидий и субвенций;

— инвестирование в уставные капиталы создаваемых и действующих организаций;

— предоставление средств на выплату процентов по долговым обязательствам, в том числе государственных и муниципальных гарантий.

Процесс распределения денежных и материальных ресурсов часто подвержен влиянию криминальных факторов. С одной стороны, распределение бюджетных средств производится в соответствии с конкретными объективными критериями. Однако, в то же самое время, могут возникать причины противоправного характера, нарушающие принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств:

— отстаивание интересов отдельных лиц, которые являются получателями;

— получение вознаграждений должностными лицами, ответственными за распределение бюджетных средств (ресурсов);

— протекционный интерес распределителя бюджетных средств.

На этапе распределения бюджетных средств преступная деятельность строится вокруг объема ресурса, который предоставляется государственному (муниципальному) учреждению. Целевые

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

фонды, предоставленные с завышением в дальнейшем чаще всего, подлежат расхищению и нецелевому использованию.

Направления использования бюджетных средств строго регулируются на законодательном уровне. Бюджетополучатели вправе использовать получаемые средства на:

— выплату заработной платы в соответствии с заключенными трудовыми договорами, нормативно-правовыми актами, устанавливающими размер заработной платы отдельных категорий работников;

— проведения расчетов (перечисления взносов) с государственными внебюджетными фондами;

— финансирование обязательных выплат населению, установленных федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления;

— командировочные и иные компенсационные выплаты работникам, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

— оплату товаров (работ, услуг) по государственным (муниципальным) контрактам;

— оплату товаров (работ, услуг) без заключения государственных (муниципальных) контрактов по утвержденным сметам.

Криминальные схемы экономических преступлений в бюджетной сфере, имеют ряд характерных признаков:

— строятся с учетом сферы деятельности государственного (муниципального) учреждения, особенности его технологического процесса;

— имеют своей целью получение материальной выгоды, путем хищения активов учреждений бюджетной сферы, или личной выгоды, связанной с лоббированием собственных интересов или интересов отдельных коммерческих организаций;

— часто строятся на основе криминальной взаимосвязи бюджетных и коммерческих организаций;

— детально прорабатываются и в большинстве случаев вуалируются законной деятельностью бюджетной организации (учреждения, предприятия) .

Статистическое исследование размеров и структуры уголовных деяний в бюджетной сфере на примере Рязанской области (таблица 1) позволило определить следующие характерные виды преступлений:

— мошенничество (статья 159 УК РФ);

— злоупотребление должностными полномочиями (статья 285 УК РФ);

— превышение должностных полномочий (статья 286 УК РФ);

— незаконное участие в предпринимательской деятельности (статья 289 УК РФ);

— получение взятки (статья 290 УК РФ).

Таблица 1

Преступления в бюджетной сфере в Рязанской области_

Годы Статьи Уголовного кодекса Российской Федерации

3 09 й 10 Й 4 09 й 10 Й о\ 2 ^ £ <м и 3 ^ £ <м и 8 и >1 * ^ Цр 290, часть6

2013 +

2014 + + + + + +

2015 + + + + +

2016 + + + + +

2017 + + + + + + +

Мошенничества в бюджетной сфере, совершаемые на территории Рязанской области, были связаны, как правило, с незаконной регистрацией земельных участков с участием представителей органов власти муниципальных образований, искажением статистических данные о численности населения, проживающего на территории муниципального образования с целью установления более высокого должностного оклада главе администрации, а также нецелевым использованием бюджетных средств.

Факты злоупотребления должностными полномочиями усматривались в безвозмездной передаче главой муниципального образования и передаче в аренду по заниженной стоимости муниципального имущества, подписании руководителем бюджетного учреждения актов приема приборов уличного освещения города будучи осведомленным о том, что установленные приборы имеют худшие технические характеристики по сравнению с демонтированными.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Незаконное участие в предпринимательской деятельности было зафиксировано со стороны главы администрации муниципального образования при создании подконтрольного ему юридического лица — коммерческой организации, участии в

ее управлении и покровительстве. Превышением должностных полномочий сопровождались факты изготовления документов, содержащих заведомо ложные сведения. Взяткополучателями стали гражданские и муниципальные служащие органов исполнительной власти региона, органов местного самоуправления, сотрудники высших образовательных учреждений.

Превышением должностных полномочий сопровождались факты изготовления документов, содержащих заведомо ложные сведения.

Взяткополучателями стали гражданские и муниципальные служащие органов исполнительной власти региона, органов местного самоуправления, сотрудники высших образовательных учреждений.

При этом наиболее распространенными преступлениями за период 2013-2017 гг. явились мошенничества в предпринимательской деятельности, мошенничества, совершаемые с использованием электронных средств платежа, получение взятки в особо крупном размере.

В период с 2014 года материальный ущерб от бюджетной преступности возрос более чем в два раза — с 16,4 млн. руб. до 34 млн. руб. (таблица 2). В настоящее время данные темпы роста выше даже преступности в финансово-кредитной сфере.

Таблица 2

Динамика объема бюджетных преступлений в Рязанской области_

Статьи УК РФ 2013 2014 2015 2016 2017

тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. %

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

159, часть 3 9649 0,1 834427,64 4,9 6472680 19,0

159, часть 4 480000 100 9969514 60,9 12207263 71,6 8422177 24,8

285, часть 1 10000000 59,2 0 0

285, часть 2 12708834 37,4

286, часть 1 0 0

286, часть 2 0 0

289 0 0

290, часть 2 30000 0,2 218780 0,6

290, часть 3 29000 0,2

290, часть 5, пункт а 600000 3,5

290, часть 5, пункт б 56000 0,3

290, часть 5, пункт в 2037164 12,4 2393233 14,2 194622 0,6

290, часть 6 4305700 26,3 3380000 19,8 4461613 26,4 5960453 17,5

Итого в бюджетной сфере: 480000 100 16378027 100 17051690,6 100 16883846 100 33977546 100

Исходя из размера экономического ущерба, наибольшую опасность представляют

преступления, квалифицируемые по статьям 159 часть 4, 285 часть 1, 285 часть 2, 290 часть 6 Уголовного

Финансово-бюджетная сфера, как объект деятельности правоохранительных органов, имеет ряд характерных признаков:

Во-первых, данная сфера имеет высокую предрасположенность к коррупционным проявлениям среди секторов экономики.

Во-вторых, условия, и как следствие, схемы совершения преступлений в данной сфере могут существенно отличаться и обладают определенной дифференциацией.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

данных преступлений в соответствии с их совокупной материальной составляющей в общем объеме в бюджетной сфере ежегодно составляет около 80-90% (рисунок 1)

В-третьих, преступления в данной сфере сопряжены с организованной преступностью, в результате чего отмечается более высокий уровень маскировки противоправных деяний под непреступные.

При этом необходимо отметить, что на фоне увеличения размера бюджетных преступлений в абсолютном выражении, происходит сокращение их удельного веса в общем объеме экономических преступлений в регионе (рисунок 2).

кодекса Российской Федерации. Доля

Рисунок 1. Структура бюджетных преступлений в Рязанской области (по размеру материальной составляющей)

Рисунок 2. Доля преступлений в бюджетной сфере от общего объема экономических преступлений в Рязанской области

Вуалирование преступных схем в сфере финансово-бюджетных правоотношений под гражданско-правовые значительно затрудняет уголовно-правовую квалификацию представленных деяний. В связи с этим имеется объективная необходимость подготовки комплекса специальных мер предупреждения таких преступлений, реализуемых по следующим направлениям:

1. Усиление взаимодействия правоохранительных и контрольных органов.

2. Усиление государственного контроля в финансово-бюджетной сфере.

3. Определение задачи по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений в финансово-бюджетной сфере в качестве приоритетной для правоохранительных и контролирующих органов.

4. Повышение ответственности должностных лиц в финансово-бюджетной сфере, устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений.

5. Совершенствование законодательства, регулирующего деятельность в финансово-бюджетной сфере, в том числе, в области государственных закупок.

В заключении исследования нами могут быть сделаны следующие выводы:

Во-первых, обобщая результаты проведенного исследования современной криминологической ситуации в свете использования бюджетных средств, выделим основные задачи, возложенные на правоохранительные органы: обеспечение соблюдения нормативно-правовых актов, регулирующих финансово-хозяйственную деятельность учреждений; обеспечение эффективного контроля за осуществлением закупочных процедур; обеспечение целевого использования бюджетных средств; контроль за эффективностью использования объектов государственной собственности; предупреждение и пресечение правонарушений с имуществом и всеми видами ресурсов.

Во-вторых, экономико-криминальные схемы, характерные для бюджетной сферы, обладают рядом специфических признаков:

— они напрямую зависят от технологических особенностей процесса и сферы деятельности бюджетных организаций, учреждений и предприятий;

— криминальные схемы ориентированы на извлечение материальной или иной личной выгоды,

связанной с неправомерным изъятием активов бюджетных организаций, учреждений и предприятий, либо с лоббированием своих личных интересов или интересов коммерческих структур;

— большинство криминальных схем отражает связь криминальных предпринимательских структур с бюджетными организациями;

— криминальные схемы отличаются тщательной подготовкой, скрытностью и в большинстве случаев маскируются законной деятельностью по решению задач, стоящих перед бюджетной организацией, учреждением или предприятием.

Библиографический список

2. Белова Я.Б. Сведения о способах нецелевого расходования бюджетных средств // Территория инноваций. — 2018. — № 3. — С. 50-56.

8. Коноваленко С.А., Харада Г.И. Анализ выявляемых ошибок и нарушений в первичных учетных документах бюджетных и казенных

учреждений // Экономика и предпринимательство. 2018. № 10 (99). с. 1134-1138.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Трофимов М.Н., Коноваленко С.А. Содержание и структура аналитических материалов, рекомендуемых для анализа документальной информации, исследуемой на наличие признаков экономических правонарушений // В сборнике: Социально-экономические и правовые меры борьбы с правонарушениями 2016. С. 65-70.

10. Чернявский А.Г., Грудцына Л.Ю. Вопросы обеспечения экономической безопасности на примере борьбы с экономическими преступлениями в бюджетной сфере // Причины экономической преступности: выявление, обучение противодействие: Материалы межвузовского межведомственного научно -практического круглого стола по обсуждению учебного пособия И.М. Мацкевича / под. ред. В.М. Баранова. — 2017. — С. 49-59.

11. Григорьева И.В. Хищения государственных бюджетных средств как угроза экономической безопасности Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве. — 2017. — № 5. — С. 204-206.

13. Харашвили Г. Преступления в бюджетной сфере // ЭЖ-Юрист. — 2016. — № 21. — С. 16.

15. Коноваленко С.А. Формы и содержание аналитических материалов, рекомендуемые для оценки документальной информации, исследуемой на наличие признаков экономических правонарушений «Роль бухгалтерского учета, контроля и аудита в обеспечении экономической безопасности России» //Сборник научных трудов: Под общей редакцией Сигуновой Т.А. Москва, 2016 с. 37-45.

Bibliographic list

2. Belova J. B. Information about how the mismanagement of budgetary funds // Territory of innovation. — 2018. — № 3. — P. 50-56.

4. Soloviev I. Criminological characteristics and prevention of crimes in the public sector // Branches of law. Analytical portal. — URL: http://oTpac^H-npaBa.p$/artide/15201 (date accessed: 20.06.2018).

13. Harashvili G. Crimes in the public sector / / Ezh-Lawyer. — 2016. — № 21. — P. 16.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *