СОГЛАШЕНИЕ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
Настоящее соглашение регламентирует отношения между АО «Аналитический центр» и физическим лицом (Пользователь) и вступает в силу с момента принятия Пользователем условий настоящего соглашения. При несогласии Пользователя с хотя бы одним из пунктов соглашения, Пользователь не имеет права дальнейшей регистрации. Продолжение процедуры регистрации говорит о полном и безоговорочном согласии с настоящим соглашением.
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Регистрация — процедура, в ходе которой Пользователь предоставляет достоверные данные о себе по утвержденной форме регистрации (регистрационная карта). Прохождение процедуры регистрации говорит о том, что Стороны полно и безоговорочно согласились с условиями настоящего соглашения.
Персональные данные Пользователя — данные, используемые для идентификации личности, добровольно указанные Пользователем при прохождении регистрации. Данные хранятся в базе данных на сервере АО «Аналитический центр» и подлежат использованию исключительно в соответствии с настоящим соглашением и законодательством РФ.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
Мы используем персональные данные Пользователя только для тех целей, которые указываются при их сборе. Мы не используем персональные данные для других целей без согласия Пользователя. Мы можем использовать персональные данные Пользователя для следующих целей:
- Для организации выдачи Пользователю электронной цифровой подписи в рамках сети Аккредитованных при Некоммерческой организации «Ассоциация Электронных Торговых Площадок» Удостоверяющих центров, а также ее обслуживания и оказания сопутствующих услуг;
- Для обратной связи с Пользователем в целях предоставления услуги или информации, в том числе посредством рассылки рекламных, информационных и (или) иных материалов АО «Аналитический Центр» на указанную электронную почту. Отказаться от рассылки рекламных, информационных и (или) иных материалов АО «Аналитический Центр» можно нажав на соответствующую кнопку в нижнем колонтитуле любого письма в рамках такой рассылки;
- Для ответов на запросы Пользователя в службу поддержки;
- Для выполнения обязательств по договорам.
Для использования персональных данных для любой иной цели мы запрашиваем подтверждение Пользователя. Пользователь соглашается, что АО «Аналитический центр» оставляет за собой право использовать его персональные данные анонимно и в обобщенном виде для статистических целей.
ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ ПО РЕГИСТРАЦИИ
Пользователь соглашается предоставить правдивую, точную и полную информацию о себе по вопросам, предлагаемым в регистрационной карте. Если Пользователь предоставляет неверную информацию, АО «Аналитический центр» имеет право приостановить либо отменить регистрацию.
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ ТРЕТЬИМ ЛИЦАМ
АО «Аналитический центр» не передает персональные данные третьим лицам для маркетинговых целей без разрешения Пользователя.
АО «Аналитический центр» может передавать персональные данные Пользователя компаниям, аффилированным по отношению к АО «Аналитический центр», для обработки и хранения. Пользователь соглашается с тем, что АО «Аналитический центр» передает персональные данные Пользователя уполномоченным организациям для создания и выдачи электронной подписи, выполнения требуемых услуг и операций.
АО «Аналитический центр» предоставляем третьим лицам объем персональных данных, необходимый для оказания требуемой услуги или транзакции. При необходимости АО «Аналитический центр» можем использовать персональные данные Пользователя для ответа на претензии, исковые заявления.
АО «Аналитический центр» можем собирать и, при необходимости, передавать уполномоченным органам имеющуюся в нашем распоряжении информацию для расследования, предотвращения и пресечения любых незаконных действий. АО «Аналитический центр» вправе раскрывать любые персональные данные по запросам правоохранительных органов, решению суда и в прочих случаях, предусмотренных законодательством РФ.
С целью предоставления дополнительной информации, оказания услуг, Пользователь можете быть направлен на другие ресурсы, содержащие информационные или функциональные ресурсы, предоставляемые третьими лицами.
Только в тех случаях, когда информация собирается от лица АО «Аналитический центр», использование данных Пользователя будет определяться политикой АО «Аналитический центр» в отношении конфиденциальности персональных данных. При предоставлении информации на других ресурсах будут использоваться политики в отношении конфиденциальности персональных данных, проводимые их владельцами.
АО «Аналитический центр» требует от своих партнеров использования политики в отношении конфиденциальности персональных данных, согласующихся с политикой АО «Аналитический центр».
БЕЗОПАСНОСТЬ ВАШИХ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
АО «Аналитический центр» использует технологии безопасности, процедуры и организационные меры для защиты персональных данных Пользователя от несанкционированного доступа, использования или разглашения.
АО «Аналитический центр» стремится защитить персональные данные Пользователя, но не может гарантировать безопасность передаваемых данных.
АО «Аналитический центр» рекомендует принимать все меры по защите ваших персональных данных при работе в Интернете. Часто меняйте пароли, используйте сочетание букв и цифр при создании паролей и используйте защищенный браузер.
ХРАНЕНИЕ ДАННЫХ
АО «Аналитический центр» не хранит персональные данные Пользователя дольше, чем необходимо для целей их сбора, или чем требуется в соответствии с действующими законами или правилами.
Сдвиг наметился
Тем не менее процесс импортозамещения движется. Если в 2014 году доля закупок отечественного ПО составляла 20–30% от общего объема, говорил год назад на профильной конференции глава Минкомсвязи Николай Никифоров, то в 2018 году — до 70%. «Российское ПО легло в основу многих общероссийских проектов, количество приобретаемых лицензий исчисляется уже десятками тысяч», — комментирует Дмитрий Сорокин.
В системном интеграторе ЛАНИТ отмечают, что пять лет назад начали разрабатывать проект ГИС ЖКХ, где изначальным требованием к архитектуре было отсутствие программных продуктов иностранного производства. «Все известные мне новые системы для госсектора разрабатываются исключительно с таким подходом», — говорит директор по разработке программного обеспечения, исполнительный вице-президент ЛАНИТ Александр Морлок.
Минкомсвязи уже использует российскую систему электронного документооборота, отечественные средства антивирусной защиты и офисные приложения. В 2017 году министерство провело пилотный проект с использованием 16 продуктов из Единого реестра российского ПО.
Решения отечественной разработки внедряет ФНС России, в 2018 году утвердившая стратегию по импортозамещению ИТ-инфраструктуры и ПО до 2020 года. К этому моменту объем использования отечественного офисного ПО и операционных систем здесь будет доведен до 80%.
В Росгвардии сегодня применяют отечественные антивирусы, систему электронного документооборота и серверную виртуализацию. В 2019 году планируют использовать российский офисный софт и ОС на 80% рабочих мест.
«Почта России» тестирует отечественные приложения «МойОфис» и активно внедряет «1С», планируя к 2020 году перейти полностью на российские решения. Другим компаниям с госучастием, таким как ВТБ, РЖД, «Аэрофлот», «Газпром», «Роснефть», также в конце 2018 года было предписано запланировать поэтапный переход на отечественное ПО. Директива, подписанная первым зампредом правительства России Антоном Силуановым, предполагает завершение миграции в 2021 году в соответствии с планом, которые к февралю 2019 года уже должен быть подготовлен и утвержден в каждой госкомпании. К 2022 году более половины софта у госкомпаний должно быть российским.
«Это может дать ощутимый стимул для того, чтобы отечественный софт стал не хуже иностранного», — считает Александр Морлок. По его словами, если в заказной разработке, когда софт пишется с нуля под заказчика, отечественные разработчики уже научились реализовывать проекты без западных систем управления базами данных, операционных систем и других инфраструктурных решений, то в части коробочных решений (офисные пакеты, ПО для машиностроения, крупные ERP-системы) пока заметно отставание.
В 2018 году в Центре компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий отмечали, что отечественные продукты в сегментах антивирусных и бухгалтерских решений занимают более половины рынка, но присутствие в сегментах офисного софта, управления базами данных и ERP-систем пока скромнее — менее 20%.
«Движущей силой импортозамещения в сфере ИТ по-прежнему остаются действия регуляторов как России, так и других мировых держав», — считает Дмитрий Сорокин.
Конкурентоспособность и совместимость
«Многие российские продукты в сфере информационной безопасности конкурентоспособны не только в России, но на Западе — некоторые из них высоко оцениваются в различных исследованиях зарубежных компаний», — подтверждает Мария Воронова, директор по консалтингу ГК InfoWatch. К ним можно отнести антивирусное ПО, системы защиты от утечек данных (Data Leakage Prevention, DLP), решения для защиты веб-сайтов класса Web Application Firewall (WAF) и системы проактивной защиты от внешних угроз Threat Intelligence.
«Заказчики буду активнее переходить на российское ПО, когда оно, не уступая в качестве иностранным разработкам, будет ниже по стоимости», — считает Александр Морлок. Важно, чтобы российские решения позволяли легко выполнить миграцию с одного ПО на другое и могли прозрачно поддерживать форматы западного софта. Например, чтобы пользователь, работающий на отечественном ПО, мог без проблем открыть на своем офисном продукте файл, который создали в иностранном решении.
Чтобы правильно оформить заявку, следует знать некоторые особенности этой процедуры. Рассмотрим их.
В левом поле заявления после слов «Заявление о государственной регистрации» знаком «X» отмечается вид представленного на регистрацию объекта.
В поле «Адрес для переписки» приводится полный почтовый адрес на территории Российской Федерации заявителя (представителя заявителя), Ф.И.О или наименование адресата, номер телефона, факса и адрес электронной почты адресата, если они имеются.
В графе 1 заявления указывается название программы для ЭВМ или базы данных. Допускается использование в названии предупредительной маркировки, с указанием вида, номера и даты документа, подтверждающего правомерность ее использования.
Название не должно явным образом характеризовать представленный на регистрацию объект в качестве объекта, не являющегося программой для ЭВМ или базой данных как таковой. Название не должно содержать несоответствующие действительности сведения относительно назначения представленной на регистрацию программы для ЭВМ или базы данных и ее принадлежности к органам государственной власти или местного самоуправления.
В графе 2 заявления приводятся сведения обо всех заявителях (правообладателях):
1) полное наименование юридического лица или Ф.И.О. физического лица.
2) полный почтовый адрес заявителя — место нахождения юридического лица, место жительства физического лица, включая официальное наименование и код страны по стандарту ВОИС, если стандартом ВОИС код страны не установлен, то указывается код страны в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира ОК (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-2001 (ОКСМ);
3) идентификаторы заявителя:
- для российского юридического лица указываются ОГРН и ИНН;
- для российского физического лица указываются ИНН, серия и номер документа, удостоверяющего личность заявителя, и СНИЛС;
4) сведения об общем количестве заявителей.
В заявлении российских заявителей дополнительно к указанию Ф.И.О. физического лица — заявителя, наименования организации — заявителя, адреса для переписки на русском языке допускается их указание буквами латинского алфавита.
В заявлениях иностранных заявителей фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии) физического лица — заявителя, наименование организации — заявителя, адрес для переписки, адрес места нахождения или места жительства приводятся буквами кириллического алфавита, арабскими цифрами и дополнительно допускается их указание буквами латинского алфавита.
В графе 2А заявления проставляется знак «X» перед соответствующим основанием возникновения прав на регистрируемую программу для ЭВМ или базу данных из числа указанных в данной графе. Если оснований несколько, то знак «X» проставляется перед соответствующими основаниями.
В графе 3 заявления проставляется знак «X» в соответствующем поле, указывающем на отсутствие или наличие в регистрируемой программе для ЭВМ или базе данных персональных данных.
Если регистрируемая программа для ЭВМ или база данных содержит персональные данные, то указывается регистрационный номер заявителя (правообладателя) в Реестре операторов, осуществляющих обработку персональных данных, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
В графе 4 заявления указывается год окончания создания регистрируемой программы для ЭВМ или базы данных.
В графе 5 заявления указываются страна и год первого опубликования (выпуска в свет) в соответствии с положениями пункта 1 статьи 1268 ГК РФ регистрируемой программы для ЭВМ или базы данных, регистрация которой осуществляется в соответствии с пунктом 4 статьи 1259 ГК РФ, или страна и год обнародования базы данных, государственная регистрация которой осуществляется в соответствии с пунктом 3 статьи 1334 ГК РФ, в соответствии с положениями пункта 2 статьи 1333 ГК РФ, если они имели место до даты подачи заявки на регистрацию.
В графе 5А заявления указывается год обновления регистрируемой базы данных, государственная регистрация которой осуществляется в соответствии с пунктом 3 статьи 1334 ГК РФ, если оно имело место до даты подачи заявки на регистрацию.
Графа 6 заявления заполняется, если заявка подается в отношении базы данных. Если представленная на регистрацию база данных ранее была зарегистрирована в Реестре баз данных как объект иных прав, в соответствующем поле проставляется знак «X» и указывается номер и дата регистрации. Если представленная на регистрацию база данных ранее не была зарегистрирована в Реестре баз данных, то знак «X» проставляется в поле «нет». Если в графе 6 знаком «X» не отмечено ни одно из полей, то при проверке заявки на регистрацию считается, что представленная на регистрацию база данных ранее не была зарегистрирована в Реестре баз данных.
В графе 7 заявления указывается общее количество авторов. Если авторы (или хотя бы один из авторов) отказались быть упомянутыми в качестве таковых, дополнительно проставляется знак «X» в соответствующем поле данной графы.
Если в графе 7 заявления количество авторов не указано или указанное количество не соответствует фактически приведенным сведениям, то количество авторов признается равным количеству сведений об авторах, приведенных в заявлении и дополнении к заявлению.
Если заявка подается в отношении базы данных, государственная регистрация которой осуществляется в соответствии с пунктом 3 статьи 1334 ГК РФ, графа 7 не заполняется.
В графе 7А заявления указываются сведения об авторе, не отказавшемся быть упомянутым в качестве такового, включающие его фамилию, имя, отчество; число, месяц и год рождения; место жительства, включая указание страны, и телефон (при наличии).
Для авторов, не являющихся гражданами Российской Федерации, указывается гражданство и постоянное место жительства. Также приводится краткое описание творческого вклада автора при создании регистрируемой программы для ЭВМ или базы данных, государственная регистрация которой осуществляется в соответствии с пунктом 4 статьи 1259 ГК РФ.
При регистрации базы данных, государственная регистрация которой осуществляется в соответствии с пунктом 4 статьи 1259 ГК РФ, указывается вклад авторов в подбор или расположение составляющих ее самостоятельных материалов.
В одном поле, соответствующем способу упоминания автора при публикации сведений о государственной регистрации программы для ЭВМ или базы данных, с которым автор согласен, проставляется знак «X».
Заполнением графы 7А заявитель подтверждает наличие у него:
- согласия авторов на указание сведений о них в заявлении о государственной регистрации программы для ЭВМ или базы данных;
- согласия авторов на обработку указанных персональных данных Роспатентом в связи с предоставлением государственной услуги.
Сведения о втором и последующих авторах приводятся в дополнении к заявлению.
Если в графе 7А заявления и дополнения к заявлению приведены сведения о количестве авторов, указанном в графе 7 заявления, и при этом в графе 7 проставлена отметка в поле – «авторы отказались быть упомянутыми в качестве таковых», то данная отметка при проверке заявки на регистрацию рассматривается как ошибочно проставленная и во внимание не принимается.
Если в графе 7А не отмечено ни одно из полей, касающихся способа упоминания автора при публикации сведений о государственной регистрации программы для ЭВМ или базы данных, то считается, что автор дал согласие упоминать его при публикации под своим именем.
Если объектом регистрации является база данных, государственная регистрация которой осуществляется в соответствии с пунктом 3 статьи 1334 ГК РФ, графа 7А не заполняется.
В графе 8 заявления приводятся сведения о плательщике государственной пошлины, в том случае если уплата осуществлена уполномоченным представителем правообладателя. Если уплата государственной пошлины осуществлена непосредственно правообладателем, графа 8 не заполняется.
В графе 9 заявления знаком «X» отмечаются прилагаемые к заявке на регистрацию документы.
В графе 10 заявления по желанию заявителя приводятся его контактные реквизиты для предоставления третьим лицам (телефон, факс, адрес электронной почты, почтовый адрес и другие). Указанные контактные реквизиты предоставляются третьим лицам без предварительного согласования с заявителем в целях и объеме, необходимых для предоставления государственной услуги.
В графе 12 заявления приводится подпись заявителя или его представителя с указанием даты подписания.
От имени фирмы заявление подписывает ее руководитель или другое лицо, уполномоченное на это доверенностью (с указанием должности). Подпись скрепляют печатью фирмы.
Документы заявки на регистрацию должны быть выполнены на прочной, белой, гладкой, неблестящей бумаге.
Каждый документ нужно начинать на отдельном листе. Минимальный размер верхнего, нижнего и правого поля на листах документов составляет 20 мм, размер левого поля – 25 мм.
В каждом документе заявки на регистрацию второй и последующие листы следует нумеровать арабскими цифрами.
Документы должны быть напечатаны обычным шрифтом черного цвета, не менее 12 размера, через 1,5 интервала.
Если документы представляются на бумажном носителе, одновременно с ними может быть представлена копия документов в электронной форме на машиночитаемом носителе.
На машиночитаемом носителе изображения должны быть представлены:
1) черно-белые — в формате TIFF с использованием метода сжатия GROUP-4 в разрешении 300 DPI;
2) содержащие оттенки серого — в формате TIFF с использованием метода сжатия LZW или в формате JPEG с глубиной цветности 8 бит и разрешением 300 DPI;
3) цветные — в формате TIFF с использованием метода сжатия LZW или в формате JPEG с глубиной цветности 24 бита, минимальным разрешением 300 DPI и максимальным — 600 DPI.
Размер файла с изображением не должен превышать 6 Мбайт (рекомендуемый размер — 1 Мбайт).
Образец заявки на регистрацию программы для ЭВМ приведен так.
Уважаемые коллеги!
Интересный и полезный материал для государственных и муниципальных заказчиков размещён на сайте Экспертного центра электронного государства d-russia.ru. Данный материал содержит пошаговую инструкцию по применению постановления Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Реестр российского ПО – инструкция для госзаказчиков
С 1 января 2016 года все государственные и муниципальные органы, государственные корпорации «Росатом» и «Роскосмос», органы управления государственными внебюджетными фондами, а также казённые и бюджетные учреждения, осуществляющие закупки в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», обязаны соблюдать запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Запрет введен Постановлением правительства РФ от 16 ноября 2015 г. № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
При закупке программного обеспечения вышеперечисленные заказчики должны прямо указывать на запрет приобретать импортное ПО в извещении об осуществлении закупки.
Запрет распространяется на закупки программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения.
Есть несколько исключений, когда закупка импортного ПО заказчикам разрешена. Это:
- закупки программного обеспечения и (или) прав на него дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, торговыми представительствами Российской Федерации при международных организациях для обеспечения своей деятельности на территории иностранного государства;
- закупки программного обеспечения и (или) прав на него, сведения о котором и (или) о закупке которого составляют государственную тайну.
Во всех остальных случаях от заказчика перед осуществлением закупки программного обеспечения потребуется работа с единым реестром российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и классификатором программ для электронных вычислительных машин и баз данных.
Реестр – ключевой элемент механизма, обеспечивающего исполнение постановления правительства. Он представляет собой классифицированный список программных продуктов.
Формированием и ведением реестра в качестве уполномоченного федерального органа исполнительной власти занимается Минкомсвязь России.
Заказчик не имеет права приобретать без специального обоснования программные продукты, аналоги которых есть в реестре.
Применительно к кодам Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) запрет распространяется на следующие позиции (без учета компьютерных игр):
Код ОКПД2
58.29.11.000 — Системы операционные на электронном носителе
58.29.12.000 — Обеспечение программное сетевое на электронном носителе
58.29.13.000 — Обеспечение программное для администрирования баз данных на электронном носителе
58.29.14.000 — Средства разработки инструментальные и программное обеспечение языков программирования на электронном носителе
58.29.21.000 — Приложения общие для повышения эффективности бизнеса и приложения для домашнего пользования, отдельно реализуемые
58.29.29.000 — Обеспечение программное прикладное прочее на электронном носителе
58.29.31.000 — Обеспечение программное системное для загрузки
58.29.32.000 — Обеспечение программное прикладное для загрузки
58.29.40.000 — Обеспечение программное в диалоговом режиме
58.29.50.000 — Услуги по предоставлению лицензий на право использовать компьютерное программное обеспечение (в части, удовлетворяющей следующему описанию: «Предоставление (передача) неисключительного права на использование программного обеспечения» или «Предоставление (передача) лицензий на право воспроизводить, распространять или использовать компьютерные программы, описания программ и вспомогательные материалы, касающиеся системного и прикладного программного обеспечения, включая права на размножение и распространение программного обеспечения, права на использование компонентов программного обеспечения в целях создания других программных продуктов или включения в такие продукты»)
62.01.29.000 — Оригиналы программного обеспечения прочие
63.11.13.000 — Услуги по предоставлению программного обеспечения без его размещения на компьютерном оборудовании пользователя (в части, удовлетворяющей следующему описанию: «Предоставление прав использования конкретного программного обеспечения и баз данных, размещенных, эксплуатируемых и управляемых на компьютерном оборудовании, не принадлежащем пользователю, через удаленный доступ к такому оборудованию, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, с предоставлением или без предоставления для установки на компьютерном оборудовании пользователя программного обеспечения, обеспечивающего указанное использование» (проще говоря, речь идёт о SaaS)
Примечание
В текущей версии классификатора коды ОКПД не указаны, но в доработанном по результатам общественного обсуждения и опубликованном на сайте regulation.gov.ru проекте приказа они присутствуют.
см.: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201602240033?index=0&rangeSize=1
Для того, чтобы принять решение о закупке ПО, заказчику необходимо провести работу с реестром. При работе с реестром российского ПО заказчик, размещающий заказ на поставку программных продуктов, должен:
1) изучить классификатор и определить, какому классу соответствует программное обеспечение, планируемое к закупке;
2) зайти на официальный сайт реестра и выяснить, есть ли в реестре сведения о программном обеспечении по данному классу (как это сделать, см. ниже);
3) если сведения об одном или нескольких программных продуктах по искомому классу в реестре есть, заказчику необходимо будет самостоятельно определить, соответствует ли хотя бы один из продуктов тем характеристикам, которые требуются заказчику и которые он планирует включить в описание объекта закупки. Для этого целесообразно определить требуемые функциональные, технические и эксплуатационные характеристики ПО и сравнить их с аналогичными характеристиками ПО, сведения о котором размещены в реестре.
Примерная форма сравнения характеристик приведена ниже:
№ п/п | Характеристики ПО | Требуемые | Продукт А | Продукт Б |
Функциональные характеристики | ||||
1.1. | Централизованное управление | Да | Да | Да |
1.2. | Управление физической и виртуальной инфраструктурой | Да | Ограничено | Да |
… | Возможность управлять средами виртуализации от различных поставщиков | Да | Да | Да |
Технические характеристики | ||||
2.1. | Максимальное количество хостов виртуализации | 64 | 64 | 200 |
2.2. | Максимальное количество виртуальных машин | 3000 | 8000 | Не документировано |
2.3. | Автоматическое восстановление ВМ после сбоя (HA) | Да | Да | Да |
Эксплуатационные характеристики | ||||
3.1. | Интеграция c AD | Да | Да | Нет |
3.2. | Возможность централизованного управления через веб-браузер | да | Да | Да |
3.3. | Наличие API для резервного копирования | Нет | Да | Нет |
Образец реального сравнения программных продуктов
Примечание
Необходимо отметить, что в соответствии с постановлением правительства Российской Федерации № 1236 в части характеристик ПО, реестровая запись содержит только адрес страницы сайта правообладателя в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, на которой размещена документация, содержащая описание функциональных характеристик программного обеспечения и информацию, необходимую для установки и эксплуатации программного обеспечения. На практике сайт правообладателя не всегда содержит всю необходимую информацию о ПО. Механизм получения такой информации для подготовки обоснования не урегулирован. В случае недостаточности информации о необходимом ПО целесообразно запросить правообладателя о предоставлении таких характеристик.
По результатам проведенной работы заказчик принимает одно из двух решений: либо приобретать один из российских программных продуктов, указанных в реестре, либо обосновывать закупку ПО, не входящего в реестр.
Второе возможно, если:
а) в реестре отсутствуют сведения о программном обеспечении искомого класса;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр по искомому классу, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует требованиям заказчика.
В этом случае заказчик должен подготовить, утвердить и опубликовать (вместе с документацией о закупке) обоснование невозможности соблюдения запрета. Такая обязанность установлена частью 3 статьи 14 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Порядок подготовки обоснования (Порядок) утвержден постановлением правительства от 16.11.2015 г. № 1236.
Стоит обратить внимание, что в соответствии с п. 4 Порядка, заказчик должен утвердить указанное обоснование по состоянию непосредственно на день размещения извещения об осуществлении закупки. Недостаточно утвердить обоснование одновременно со всем пакетом документации о закупке.
Для соблюдения указанного положения, учитывая сложные процедуры закупки в целом, заказчикам стоит осуществлять мониторинг не только самого реестра, но и заявлений, поданных для включения в реестр (они также размещены на сайте оператора реестра). Это позволит заранее предусмотреть включение того или иного программного обеспечения в реестр.
Целесообразно подготовить проект обоснования в момент подготовки полного пакета документации о закупке, а затем актуализировать и утвердить его в день публикации.
Обоснование должно содержать указание на:
а) обстоятельство, в связи с которым невозможно соблюдение запрета (выбирается подпункт «а» или «б» пункта 2 постановления правительства Российской Федерации № 1236);
б) класс (классы) программного обеспечения, которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение, являющееся объектом закупки;
в) требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам программного обеспечения, являющегося объектом закупки, установленные заказчиком (с указанием класса (классов), которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение, см. выше);
г) функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики, в том числе количественные, по которым программные продукты из реестра не соответствуют установленным заказчиком требованиям к программному продукту, являющемуся объектом закупки, по каждому программному продукту из реестра (с указанием его названия). Сравниваемые таким образом программные продукты должны принадлежать одному классу (пример сравнения программных продуктов).
Если в реестре нет сведений о программном обеспечении по искомому классу (выбран подпункт «а» пункта 2 постановления правительства Российской Федерации № 1236), последний блок («г») в обоснование не включается.
По данному блоку («г») также следует иметь в виду, что постановлением правительства Российской Федерации № 1236 не предусмотрено обязательное указание и функциональных, и технических, и эксплуатационных характеристик закупаемого ПО, чтобы доказать его отличие от ПО, указанного в реестре. Тем не менее, некорректно указанные характеристики, как требуемого заказчику ПО, так и ПО, размещенного в реестре, могут послужить основанием для возникновения претензий контролирующих органов. Причиной для претензий может послужить, например, обращение разработчика программного обеспечения, сведения о котором внесены в реестр, с жалобой в Федеральную антимонопольную службу на некорректное обоснование заказчиком невозможности соблюдения запрета.
В случае недостаточности информации о характеристиках ПО, сведения о котором размещены в реестре, целесообразно запросить правообладателя о предоставлении таких характеристик.
Если такая информация не будет предоставлена, целесообразно сделать скриншоты страниц сайта правообладателя, на которых размещена информация о характеристиках ПО из реестра (на момент публикации обоснования), и приложить данные скриншоты к обоснованию.
Пример обоснования невозможности соблюсти запрет на закупку ПО приведен в приложении.
Проверка наличия в реестре сведений о программном обеспечении по конкретному классу на сайте reestr.minsvyaz.ru в его нынешнем виде выполняется следующим образом:
1) на сайте реестра российского ПО заходим в раздел «Реестр»;
2) выбираем необходимый класс (классы) ПО:
3а) если в реестре сведений о программном обеспечении по искомому классу нет, появляется соответствующее сообщение:
3б) если в реестре есть сведения о программном обеспечении искомого класса, появляется список программных продуктов:
Специальное постановление правительства, принятое в ноябре 2015 г., предписывает госорганам закупать софт из специального реестра отечественных продуктов, который ведет Минкомсвязи. Иностранный продукт они могут приобрести, лишь если российский аналог отсутствует или же не подходит по функционалу (что покупателю предстоит отдельно объяснять). Сейчас реестр отечественного софта содержит более 5700 продуктов. Козак предлагал заменить эти механизмы на правило «третий лишний» или ценовые преференции.
«Третий лишний» означает запрет на закупку иностранной продукции, если на торгах есть конкуренция двух товаров разных российских производителей. Ценовые преференции в 15% действуют сейчас в госзаказе для закупок продовольствия, ядерных установок, проката, а также для всех закупок госкомпаний. На конкурсе из цены российской поставки вычитают 15%, и эта виртуальная цена сравнивается с иностранным предложением. Если оно и в этом случае оказывается дешевле, то можно покупать импортный продукт.
Созданная система преференций для отечественного софта показала свою эффективность, уверен замминистра связи Алексей Соколов: его доля в госзакупках выросла в несколько раз. Сейчас установлены более жесткие меры, а ценовые преференции или правило «третий лишний» не в полной мере учитывают специфику IT-отрасли и могут негативно сказаться на рынке, опасается Соколов. С ним солидарен директор центра компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ Илья Массух. По его мнению, исполнение правила «третий лишний» зависит от формулировок технических заданий, которые при закупке программного обеспечения могут быть осознанно прописаны не в пользу российского софта, рассказывает Массух. Зарубежные вендоры могут позволить себе занижать цены, чтобы вытеснить местных конкурентов, солидарен представитель Минкомсвязи.
При действующих ограничениях госорганы продолжают пользоваться иностранным софтом, констатировала Счетная палата: в 2017–2018 гг. они потратили на софт 17,2 млрд руб., из которых на софт из реестра пришлось лишь 8,5 млрд руб. При этом закупки на 3,3 млрд руб. прошли с нарушениями, говорится в отчете Счетной палаты. Нарушения были связаны с попытками купить программное обеспечение, не включенное в реестр. Запрет на покупку иностранного софта при наличии российских аналогов из реестра преодолим: механизмов контроля за исполнением запретов нет, разводят руками аудиторы. Анализ представленных Федеральной антимонопольной службой решений и предписаний показал, что законодательством не установлены ограничения к характеристикам закупаемого софта, отмечено в отчете Счетной палаты. Согласно документу покупатели завышают требования к российскому программному обеспечению, что ограничивает конкуренцию, и создают необоснованные преференции для поставщиков иностранного софта.
Несмотря на то что в целом процесс импортозамещения в госорганах буксует, есть положительная динамика и в закупках, и в активном пополнении реестра новыми продуктами, отмечает директор IT-ассоциации «Отечественный софт» Ренат Лашин. Сам процесс импортозамещения требует большего контроля и корректировки, но замена основного постановления изменит правила игры, что может привести к нежелательным последствиям для всей IT-отрасли, признает он. Президент холдинга Infowatch Наталья Касперская предупреждает, что отмена действующего постановления приведет к «коллапсу отрасли».