Банковское сопровождение контракта

2. Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, местная администрация определяют случаи осуществления банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг соответственно для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд, в форме нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов. При этом Правительство Российской Федерации вправе установить минимальный размер начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), с учетом значения которого в соответствии с настоящей частью определяются случаи осуществления банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд.

Что такое банковское сопровождение контракта (БСК) по 44-ФЗ? Для чего оно необходимо и является ли обязательным? Какими нормативно-правовыми актами регулируется? Какие виды банковского сопровождения встречаются? Как выбрать банк для осуществления контроля и мониторинга? Какие условия и требования предъявляются к банкам и предоставляемой ими финансовой отчетности заказчику? Вопросов действительно много. Наша статья дает ответы на самые популярные из них.

Банковское сопровождение контракта и для чего оно необходимо

Что такое банковское сопровождение контракта?

Это процедура сбора, обобщения, систематизации и оценки банком платежных действий поставщика и предоставление их заказчику. Иными словами, это контроль над исполнением контракта, где в полной мере реализован принцип прозрачности и доступности информации. От поставщика требуется открыть отдельный счет в банке, на который впоследствии заказчик осуществляет платеж.

Для чего необходимо банковское сопровождение?

Для реализации целей федеральных и муниципальных нужд. Регулирование данного процесса происходит Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией на своем уровне путем нормативно-правовых актов.

Если контракт заключается с единственным поставщиком, то Правительство РФ имеет право установить НМЦК контракта. Данная цена учитывается при осуществлении банковского сопровождения для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Виды и тарифы банковского сопровождения

Банковское сопровождение делится на два вида:

  1. Простое банковское сопровождение – когда банк отслеживает действия по счету поставщика и результаты анализа предоставляет заказчику.
  2. Расширенное банковское сопровождение – когда банк осуществляет контроль над процессом выполняемых работ и контролирует, используя свой функционал, результат поставки. То есть проверяет на соответствие товары, работы, услуги условиям сопровождаемого контракта.

Тарифы за расширенное банковское сопровождение при установленной цене контракта

Простое БСК проводится бесплатно для заказчика, а к расширенному применяются следующие тарифы:

  • От 500 млн. до 1 млрд. руб. – 1,15%;
  • От 1 млрд. до 5 млрд. – 1,12%;
  • От 10 млрд. до 15 млрд. – 1,09%;
  • От 15 млрд. и выше – 1%.

Взимаемый процент рассчитывается исходя из цены контракта.

Порядок осуществления сопровождения

Где найти сведения о банковском сопровождении?

  • В плане-графике. В графе 30 отметить «да». В электронном виде это будет вкладка «Информация о банковском или казначейском сопровождении контракта» (п.8 ч.3 ст.21 44-ФЗ);
  • В извещении. Нужно указать, что установлено банковское сопровождение контракта в блоке «Обеспечение исполнения контракта»;
  • В закупочной документации. Указать можно в разделе «Информационная карта» (п.8 ст.42 44-ФЗ);
  • В проекте контракта. Указать можно в разделе «права и обязанности поставщика и заказчика» (ч.24 ст.34 44-ФЗ);
  • В контракте также можно указать условие БСК (п.8, 8(1), 9 Правил банковского сопровождения контрактов).

Неуказание заказчиком сведений о банковском сопровождении в документы закупки влечет за собой штраф в размере 3 тыс. руб. (ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ).

В обязанности победителя закупки входит заключение договора банковского сопровождения, иначе заказчик понесет названную ответственность, а поставщик попадет в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Требования к банкам и случаи установления банковского сопровождения

Требования к банкам при осуществлении БСК:

  • Наличие лицензии на банковские операции, опыт работы не менее 5 лет и финансовый ресурс не менее 1 млрд. рублей;
  • Отсутствие требования Банка России о введении мер по финансовому оздоровлению, применимых к данному банку;
  • Соблюдение всех нормативных обязательств Банка России на все отчетные даты за последние 6 месяцев;
  • Особенности банковского сопровождения и требования к банку могут регулироваться условиями контракта;

Данные требования регулируются Налоговым Кодексом РФ (п.3 ст.74.1) и Правилами осуществления банковского сопровождения контрактов (п. 10), являющимися неотъемлемой частью Постановления Правительства РФ от 20 сентября 2014 г. № 963.

Примечание: Список таких банков приведен на сайте Министерства финансов России. Список может меняться, поэтому при необходимости проверяйте наличие или отсутствие того или иного банка. При выборе банка победитель закупки или сам заказчик должны руководствоваться данным перечнем (п.5, п.10-12 Правил).

Еще следует сказать о дополнительном требовании к банку: система передачи финансовых сообщений Банка России должна иметь в пользователях данный банк, если наряду с банковским сопровождением осуществляется казначейское.

Бывает так, что в ходе выполнения контракта банк исключается из списка Минфина России. В этом случае заменить его нет никакой необходимости. Это нужно сделать только в том случае, если Правительство РФ, государственный орган субъекта РФ или местная администрация приняли решение досрочно прекратить сопровождение контракта таким банком (п. 10 Правил)

Случаи установления простого банковского сопровождения:

  • Заключение контракта жизненного цикла на закупку товара или работы (в том числе проектирование, конструирование, обслуживание, ремонт, эксплуатация объекта закупки, при необходимости его утилизация). При этом НМЦК контракта – более 10 млрд. рублей;
  • Заключение контракта с единственным поставщиком по цене, превышающей 10 млрд. рублей. При этом отсутствует условие обеспечения исполнения и предусмотрено привлечение заказчиком банка для оказания банковского сопровождения;
  • Заключение контракта с поставщиком, в отношении которого применяются ограничения иностранными государственными структурами;
  • Заключение контракта строительного характера с единственным поставщиком на основании акта. При этом цена превышает 10 млрд. рублей и обеспечение исполнения не требуется, кроме случаев предусматривающих казначейское обеспечение;
  • Заключение контракта с единственным поставщиком по цене, превышающей 15 млрд. рублей. Такой контракт утверждается государственной программой РФ и условие привлечения банка для сопровождения контракта является обязательным.

Предусмотрены случаи установления НМЦК контракта, заключаемого с единственным поставщиком:

  • Для БСК, при котором банк осуществляет контроль расчетов в области выполнения контракта – не менее 1 млн. рублей (для субъекта РФ), не менее 200 млн. рублей (для муниципального образования). Данная цифра может быть снижена на 100 млн. рублей (для субъекта РФ), на 50 млн. рублей (для муниципального образования). Снижение суммы может произойти только по решению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации;
  • Для БСК, при котором банк выполняет контроль над соответствием товаров, работ услуг – не менее 5 млрд. рублей (для субъекта РФ и муниципального образования). Данная сумма может быть снижена на 1 млрд. рублей и 500 млн. рублей соответственно, также по решению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации.

Состав договора о банковском сопровождении

Состав и содержание договора описаны в п.13 Правил осуществления банковского сопровождения контрактов:

  • Сроки и порядок открытия отдельного счета поставщику, соисполнителям;
  • Права и обязанности сторон;
  • Движение денежных средств по такому счету;
  • Право заказчика требовать списать денежные средства в размере аванса согласно контракту, если не требуется обеспечение исполнения;
  • Обязанность банка каждый месяц предоставлять заказчику сведения о движении средств по счету, отчеты, результаты идентификации поставщика, соисполнителя;
  • Порядок внесения изменений и расторжения;
  • Обязанность банка предоставлять в Федеральное казначейство информацию о проводимых операциях с помощью системы передачи финансовых сообщений Центрального банка РФ;
  • Сведения, которые указываются в платежном документе (по согласованию с заказчиком);
  • Право банка проводить проверку платежного документа (по согласованию с заказчиком);
  • Обязанность поставщика, соисполнителей предоставлять документы, подтверждающие основание платежа и право банка проверки таких документов и отказа в осуществлении платежа (за отказ банк несет полную ответственность);
  • Право заказчика запрашивать отчет о мониторинге и обязанность банка предоставлять такой отчет в течение 5 дней с момента получения запроса в Федеральное казначейство с помощью системы передачи финансовых сообщений ЦБ РФ.

Условия привлечения банка

Условия привлечения банка поставщиком для реализации простого банковского сопровождения:

  • Обязанности поставщика:

— производить расчеты, касающиеся исполнения контракта, на отдельном счете, открытом в банке, который производит сопровождение контракта;

— при заключении договоров с соисполнителями указывать условия расчетов, предусмотренных обязательствами исполняемого контракта;

— предоставлять заказчику необходимые ему сведения о соисполнителях (наименование, почтовый адрес, телефоны руководителя и бухгалтера, ИНН, код причины постановки на учет);

  • Ответственность поставщика за несоблюдение условий согласно контракту;
  • Обязанность заказчика оплачивать товары, работы, услуги на отдельный счет;
  • Право заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения сопровождаемого контракта.

Условия привлечения банка заказчиком для реализации простого банковского сопровождения:

  • Информация о банке;
  • Обязанность поставщика заключения договора о БСК с банком, привлеченном заказчиком;

Условия расширенного сопровождаемого контракта с указанием обязанностей заказчика:

  • Указывать документы для проверки на соответствие условиям контракта;
  • Указывать соисполнителей, чьи платежные документы проверяются на соответствие документам, подтверждающим основание платежа;
  • Согласовывать с банком список дополнительной информации для проверки;
  • Согласовывать с банком проверку платежных документов на соответствие поставки товара и выполнения работ, услуг;
  • Согласовывать случаи отказа банком в проведении платежа;
  • Рассматривать не позднее 5 дней запрос банка об осуществлении платежей поставщика, соисполнителей;
  • Рассматривать не позднее 5 дней запрос поставщика о несогласии с отказом;
  • Согласовывать с банком его ответственность за отказ в проведении платежа;
  • Отражать в контракте и платежных документах и передавать соисполнителям сведения об идентификаторе госконтракта.

Следует отметить, расширенное сопровождение, кроме названных условий, должно отражать хотя бы одно из следующих условий (п. 9 Правил):

  • Анализ исполняемого контракта на соответствие содержания документов, подтверждающих основание платежа, срокам и количеству товара. А также на соответствие таких документов проектной документации и графику работ, связанных со строительством;
  • Предоставление посреднических услуг при строительном контроле и (или) техническом надзоре.

Требования к составу отчетов

Отчеты, формируемые банками, должны соответствовать ряду требований, приведенных ниже:

  • Формировать и передавать заказчику информацию и отчет по движениям отдельного счета поставщика не позже 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом (для простого банковского сопровождения);
  • Формировать и передавать заказчику информацию и отчет по движениям отдельного счета поставщика не позже 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом (для расширенного банковского сопровождения);
  • В отчете по расширенному БСК, помимо названного требования, должны содержаться сведения об итогах проверки на соблюдение поставщиком условий контракта в отношении товаров, работ, услуг;
  • Проверка соответствия стоимости строительных работ со среднерыночной стоимостью;
  • Анализ платежных документов на соответствие объемов выполненных работ (в отношении строительства общая стоимость работ, проверенных банком, не должна быть ниже 75% общей стоимости строительства;
  • Проверка на соответствие выполняемых работ и документов проекта (также сметы и расчеты);
  • Предоставлять другую информацию, если таковая прописана условиями контракта.

Итак, банковское сопровождение – это система мер, направленных на отслеживание, аналитику и предоставление заказчику информации о соответствии поставляемого товара, выполняемых работ, услуг. Результаты банковской работы предоставляются заказчику по его запросу в сроки, установленные условиями контракта, а также в виде отчетов, выписок и иных финансовых документов.

БСК не является обязательным условием выполнения работ. Договор с банком заключается только в том случае, если есть необходимость в соответствующих услугах контроля и мониторинга.

БСК делится на два вида: простое и расширенное, которые предусмотрены Федеральным законом № 44 «О контрактной системе в сфере закупок». Данные виды сопровождения исполнения контракта регламентируются Постановлением Правительства РФ от 20 сентября 2014 г. № 963, его неотъемлемой частью являются Правила осуществления банковского сопровождения контрактов.

Также к указанным видам применяются условия и требования, которым они должны соответствовать. Кроме этого требования установлены к содержанию договоров на исполнение сопровождения и к банковским отчетам.

Список банков, имеющих право осуществлять данную деятельность, приведен на сайте Минфина. Эту информацию следует проверять при необходимости, т.к. сведения сайта периодически обновляются.

Банковское сопровождение контракта — это способ обеспечить контроль использования денежных средств в рамках госконтракта. Статья 35 Закона № 44-ФЗ поручает Правительству РФ определять порядок обслуживания госконтракта финансовой организацией.

Если госконтракт содержит условие о сопровождении, то поставщик обязан подписать договор на обслуживание такого документа с банком. Финансовая организация будет сопровождать все стороны сделки, т.е. проводить контроль использования денежных средств в рамках госконтракта на отдельном (обособленном) расчетном счете, а также предоставлять полную информацию об этом клиенту. В особых случаях банк будет предоставлять дополнительный перечень услуг. Правила их оказания утверждены Постановлением Правительства от 20.09.2014 № 963 (далее — Правила).

Привлекать банк, который соответствует ст. 74.1 НК РФ, может как участник торгов, так и сам заказчик через торги по 44-ФЗ.

Обслуживаемый документ должен содержать подробные условия, ответственность и сроки выполнения операций, связанных с банковским обслуживанием (п. 6–9 Правил).

Виды банковского сопровождения

Первый вид — мониторинг банком расчетов, производимых поставщиком. Отчет заказчику передается не позднее 15-го числа следующего за отчетным месяца. При этом заказчик получает выписку о движениях денег на отдельном счете исполнителя, данные об остатках на конец отчетного месяца и оборотно-сальдовую ведомость. Эти услуги бесплатны.

Второй вид — расширенное банковское сопровождение контракта по 44-ФЗ — подразумевает дополнительно сверку данных в платежных поручениях:

  • с фактически поставленным товаром (оказанными услугами);
  • со сроками исполнения обязательств;
  • с фактическими поставками или работами (не менее 75 % от стоимости договора).

Согласно п. 4 Правил, плата за осуществление расширенного сопровождения зависит от цены контракта. При этом она не может превышать:

  • 1,09 процента цены контракта — при цене от 5 до 10 млрд рублей;
  • 1,05 процента цены контракта — при цене от 10 до 15 млрд рублей;
  • 1 процента цены контракта — при его стоимости более 15 млрд рублей.

Когда требуется банковское сопровождение контракта

Только мониторинг используют, если документ действует в период жизненного цикла товара либо при НМЦК более 10 млрд руб. Также эта услуга применима для сделок стоимостью более 10 млрд руб. с единственным поставщиком (решение Правительства Российской Федерации), при этом требование об обеспечении документа отсутствует.

Если же субъект РФ (например, Москва) либо муниципальное образование проводят закупку на сумму от 1 млрд руб. или от 200 млн руб. соответственно, то здесь необходимо включить в договор условие о проведении мониторинга. А сделки таких заказчиков от 5 млрд руб. и более потребуют расширенного спектра услуг банка.

На банковское сопровождение государственного оборонного заказа, а также на документы, содержащие гостайну, действие Правил не распространяется.

Кроме того, не обслуживают документы, заключенные, в соответствии с ч.1, 4, 5 ст. 15 закона № 44, до 04.10.2014 г., а также сделки, совершаемые по результатам закупок, извещения о которых были размещены в ЕИС ранее указанной даты.

Порядок осуществления

Порядок осуществления банковского сопровождения контрактов устанавливается в договоре (ниже — формулировка предмета).

Кроме того, договор содержит:

  1. Условия открытия отдельного счета.
  2. Обязанности и права сторон.
  3. Сроки и методы проведения расчетов.
  4. Правила списания по требованию заказчика с отдельного счета суммы, равной авансу (если отсутствует обеспечение).
  5. Обязанность банка передавать заказчику результаты мониторинга.
  6. Порядок изменения и расторжения договора.
  7. Обязанность банка направлять данные о расчетах на отдельном счете в Федеральное казначейство, если эти операции должны отражаться на лицевых счетах, открытых в территориальных органах ФК.

Договор на расширенное обслуживание будет содержать все вышеуказанные пункты, а также:

  1. Согласованные между заказчиком и банком данные, указываемые в платежном поручении.
  2. Условия и права банка на проверку платежных документов.
  3. Список и правила предоставления поставщиком документов для подтверждения основания платежа.
  4. Сверка вышеуказанных документов с реальной поставкой / оказанной услугой.
  5. Права, условия и ответственность банка при отказе в проведении платежа.
  6. Порядок предоставления отчетности по требованию ФК.

Как открыть отдельный банковский счёт

  1. Предоставьте в банк подписанную уполномоченным лицом заявку на открытие счета. Для этого воспользуйтесь сервисом онлайн-резервирования, чтобы получить номер отдельного счёта онлайн. Ваш зарезервированный счёт сразу будет доступен для приёма платежей.
  2. В течение 30 календарных дней с момента резервирования счёта предоставьте в отделение банка пакет документов.Подпишите договор банковского сопровождения и договор отдельного (обособленного) банковского счета.
  3. После проверки документов вы сможете совершать расходные операции по счёту.

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ИВАНОВА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 марта 2018 года N 248

Об определении случаев банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд

(с изменениями на 10 марта 2020 года)

(в ред. Постановления Администрации г. Иванова от 10.03.2020 N 277)

В соответствии с частью 2 статьи 35 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», постановлением Правительства Российской Федерации от 20.09.2014 N 963 «Об осуществлении банковского сопровождения контрактов», постановлением Правительства Ивановской области от 18.12.2017 N 473-п «Об определении случаев банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Ивановской области», руководствуясь пунктом 19 части 3 статьи 44 Устава города Иванова, Администрация города Иванова постановляет:

1. Определить следующие случаи банковского сопровождения контрактов:

1.1. Банковское сопровождение контрактов, заключающееся в проведении банком мониторинга расчетов в рамках исполнения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд города Иванова, осуществляется в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)) составляет не менее 200 млн рублей.

1.2. Расширенное банковское сопровождение контрактов в значении, используемом в постановлении Правительства Российской Федерации от 20.09.2014 N 963 «Об осуществлении банковского сопровождения контрактов» (далее — постановление Правительства Российской Федерации N 963), предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд города Иванова, финансирование которых осуществляется полностью или частично за счет средств областного и (или) федерального бюджетов, осуществляется в случаях, если начальная (максимальная) цена такого контракта (цена контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)) составляет не менее 5 млн рублей и предмет контракта соответствует следующим группам и видам кодов Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008):

42.11 — «Дороги автомобильные и автомагистрали; строительные работы по строительству автомобильных дорог и автомагистралей»;

42.13 — «Мосты и тоннели; строительные работы по строительству мостов и тоннелей»;

52.21.22 — «Услуги по эксплуатации автомагистралей»;

52.21.23 — «Услуги по эксплуатации мостов и тоннелей».

1.3. Расширенное банковское сопровождение контрактов в значении, используемом в постановлении Правительства Российской Федерации N 963, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд города Иванова вне зависимости от источника финансирования, осуществляется в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)) составляет не менее 5 млрд рублей.

2. Муниципальный заказчик определяет банк для обеспечения банковского сопровождения контрактов, предусмотренных пунктом 1.2 настоящего постановления, в соответствии с требованиями пункта 12 Правил осуществления банковского сопровождения контрактов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 963.

3. Признать утратившим силу постановление Администрации города Иванова от 19.11.2014 N 2413 «Об определении случая банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд».

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы Администрации города Иванова Карпова В.И.

(в ред. Постановления Администрации г. Иванова от 10.03.2020 N 277)

5. Опубликовать настоящее постановление в сборнике «Правовой вестник города Иванова» и в течение семи дней со дня издания настоящего постановления разместить на официальном сайте Администрации города Иванова в сети Интернет.

6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава города Иванова
В.Н.ШАРЫПОВ

Удачная госинициатива

Работа по принципу «единого окна» значительно облегчает жизнь миллионам людей, пример этому – сеть предоставления госуслуг МФЦ. Этот принцип переходит и в сферу B2B, во взаимоотношения между партнерами, контрагентами и цепочкой подрядчиков.

Все началось с Федерального закона 44-ФЗ «О госзакупках» и Постановления Правительства РФ № 963, которое сделало банковское сопровождение обязательным для некоторых видов госконтрактов. В них сопровождение бывает простым и расширенным. Первое подразумевает открытие и предоставление выписки по движению денежных средств и информации об остатках. Второе предоставляет банковскую экспертизу платежных документов, а также другие банковские услуги, которые позволяют проверить соответствие операций исполнителя условиям контракта, а также реальным физическим объемам работ. Речь шла о крупных контрактах в сфере капитального строительства, дорожного строительства и иных объектах инфраструктуры. Однако постановление устанавливало и финансовый минимум объема сделок, начиная с которого банковское сопровождение становилось обязательным. Этот порог устанавливается централизованно, но может быть пересмотрен в сторону уменьшения региональными и муниципальными властями. Цель введения банковского сопровождения крупных сделок – ужесточить контроль за расходованием бюджетных средств без дополнительной нагрузки на бюджет, с помощью инфраструктуры коммерческих банков.

Идея прижилась и показала свою эффективность настолько, что коммерческие организации обратили внимание на этот механизм и стали применять его по своим проектам. Там, где банковское сопровождение не регулируется нормативно-правовой базой государства, и банки, и компании начали свободно адаптировать эти механизмы под свои нужды.

Для чего это бизнесу

Главная цель применения новой банковской услуги – обеспечить контроль над расходованием средств, исключить их нецелевое использование, избавиться от фирм-однодневок, а также способствовать корректному формированию финансовой отчетности. Заказчик получает комплексный прозрачный механизм, позволяющий видеть в отчетах, как тратятся заложенные денежные средства по ключевым направлениям, как происходит формирование ценообразования, каковы условия контрактов по всей цепочке участников кооперации. Это дает возможность оптимизировать затраты, снизить риски и гибко управлять бюджетом проекта. Помимо этого, сопровождение помогает избавиться от лишних поставщиков в цепочке, установить механизм ценообразования, оптимизировать объемы авансовых платежей и финансовую структуру сделки в целом.

Строительство и другие инфраструктурные проекты – лишь малая часть потенциала банковского сопровождения. Услуга востребована и там, где исполнитель заказа – часть производственной цепочки, с разветвленной сетью субподрядчиков, а суммы по контракту выплачиваются авансом. Банковское сопровождение идеально подходит заказчикам сложных, крупных проектов, с большим числом разноотраслевых компаний-подрядчиков. Это поставщики специализированных строительных материалов, комплектующих, электронного оборудования, компьютеров, турбин и продовольствия для строителей и сотрудников, а также региональные логистические и строительные компании.

Для компаний-исполнителей банковское сопровождение тоже выгодно. На генподрядчика, выигравшего тендер, ложится большой объем работ по поиску и привлечению субподрядчиков. Причем вся ответственность за качество и сроки выполнения работ, а также риски привлечения третьих лиц полностью лежит на генеральном подрядчике. С помощью банковского сопровождения он может обезопасить себя, контролируя исполнение работ и платежи по всем направлениям. Популярностью пользуются контракты на закупки материально-технических ресурсов и техобслуживания, реконструкции и техперевооружения, плановые капитальные ремонты, а также концессионные проекты.

Благодаря механизму сопровождения и заказчик, и генподрядчик могут детально разобраться в способах ценообразования и структуре взаимодействия исполнителей и субподрядчиков в ходе проекта. Очевидными становятся лишние звенья, без которых можно обойтись, а значит, сократить расходы.

Одним из критериев использования обязательного банковского сопровождения госзаказа является сумма контракта. Если же коммерческие структуры договариваются о применении этой услуги, то сумма контракта становится неважной. Речь идет и о многомиллиардных сделках, и о контрактах на несколько миллионов рублей. Добровольное решение обратиться к сопровождению остается за компаниями.

Как это работает

Заказчик выбирает подрядчика, и они решают работать на условиях банковского сопровождения. Стороны определяют банк. Для организации-подрядчика открывается специальный счет для операций, связанных только и непосредственно с контрактом. Все расчеты ведутся с помощью этого счета. Заказчик через гибкие настройки счета устанавливает определенный режим, позволяющий банку контролировать соблюдение условий контракта. Если в проекте задействованы другие контрагенты и субподрядчики, для них также открываются отдельные счета. Такую группу счетов, открытых специально для проекта, называют «периметром банковского сопровождения». В этот периметр не входят госучреждения, которые не имеют права открывать счета где бы то ни было, кроме как в Федеральном казначействе, а также организации и иные лица, чье участие в проекте незначительно или риски нецелевого использования минимальны – например, непосредственные изготовители оборудования, арендодатели, монополисты. То есть можно не контролировать тех, кого не требуется.

Банк контролирует операции и формирует отчетность по исполнению контракта. Каждый платеж проходит проверку банка и классифицируется специалистами как целевой или нецелевой, согласно условиям договора и критериям заказчика. Таким образом, исключаются любые платежи, не относящиеся к контракту.

Разумеется, для анализа необходимости того или иного платежа требуются соответствующие компетенции. Отмечу, что в Департаменте банковского сопровождения контрактов Газпромбанка собрана команда не только профессионалов в банковской сфере, но и специалистов в области аудита, бухгалтерского учета, проектирования и строительства, юриспруденции, снабжения, производства и т.д. Похожими компетенциями должны владеть сотрудники отделов банковского сопровождения любого банка. Такие специалисты глубоко вникают в проект и понимают суть того или иного платежа. Компаниям, которые работают в сфере топливно-энергетического комплекса, при выборе банка следует ориентироваться именно на сотрудников, имеющих нужную вам квалификацию – знакомых с особенностями создания и обслуживания специфических промышленных объектов, с порядком реализации программы закупок крупных холдингов, с работой генерирующих или электросетевых компаний и ценообразованием в энергетике. От компетенций специалистов зависит оперативность оплаты по целевым платежам и эффективность отсечения запрещенных операций, а значит, и своевременность, а также качество реализации всего проекта.

При каждой транзакции плательщик предоставляет документы, на основании которых составлено платежное поручение. Банк проверяет назначение платежа, находит соответствующий пункт или обоснование в порядке работы отдельного счета и других документах. Банковское сопровождение по сделке между коммерческими структурами можно настроить так, как выгодно заказчику – тот сам указывает, чему при проверке уделить внимание в первую очередь. Далее специалист банка либо акцептует перевод, либо отказывает в проведении операции.

Стоит отметить, что при такой системе работы отказы довольно редки: банковское сопровождение дисциплинирует финансовые службы и бухгалтерию. Если же разногласие возникло и подрядчик настаивает на платеже, то уже сам заказчик может дать банку рекомендацию пропустить платеж, даже если он не укладывается в рамки договора. В среднем блокируется порядка 10–15% крупных платежей. При этом не все операции, которые банк отнес к нецелевым, пытаются провести по злому умыслу – таких всего 5–7% от общего числа проводок, или половина от заблокированных. Их видно, поскольку их не пытаются повторить. Другая причина отказов – технические ошибки, например, со стороны составителя платежного поручения. После исправления неточностей платеж проходит успешно.

Услуга востребована

Выделим главные тенденции рынка банковского сопровождения сделок – клиентоориентированность, гибкость и технологичность. В частности, в Газпромбанке очень сильная IT-составляющая, есть ряд уникальных сервисов, которых нет у других банков, появляются дополнительные, нефинансовые сервисы, в том числе за счет накопленного массива данных. Это и система электронного документооборота между всеми участниками банковского сопровождения, и современная интерактивная система отчетности о результатах банковского сопровождения, позволяющая заказчику в режиме реального времени проследить движение каждого рубля инвестиций в проект, и сама автоматизированная система контроля за расчетами, осуществляемыми участниками реализации проекта, а также собственная платформа по проверке контрагентов. Последние новинки – сервис «Риски бизнеса», который дает возможность на основе широкого спектра данных присвоить рейтинг подрядчику, а также трансграничное банковское сопровождение – эксклюзив, который есть только в Газпромбанке. Фактически заказчик услуги получает то же качество сервисов даже при реализации проекта на территории иностранного государства. Все эти сервисы – собственная разработка Газпромбанка. Так мы создали единую гибкую экосистему по управлению проектами, в которой все элементы связаны между собой.

Наш прогноз: рынок банковского сопровождения будет расти – в разы ежегодно. Это связано с тем, что крупные компании отлаживают механизм на тестовых, небольших проектах, прежде чем решиться провести большие контракты новым способом, либо доверяют тестирование дочерним предприятиям, входящим в холдинг. Так случается и с применением новых технологий в разработке: апробация на одном объекте и последующее внедрение на остальных. Если результаты теста устраивают руководство головной компании, механизм распространяют на другие «дочки» и далее масштабируют на весь холдинг. Кроме того, на наш взгляд, классические инструменты снижения рисков в проекте, в т.ч. некоторые банковские, изжили себя. Нельзя положить под подушку банковскую гарантию и спокойно ждать пару лет, рассчитывая, что проект будет реализован точно в срок – погруженность в проект должна быть максимальной на всех этапах. Это как раз про банковское сопровождение. А инфраструктуру для того, чтобы трудозатраты при таком погружении были минимальными, дает банк – бόльшую часть работы мы сделаем сами. Многие крупные заказчики, в том числе государственные, крупные коммерческие компании, стали отказываться от банковских гарантий в пользу банковского сопровождения. На наш взгляд, переход на новую систему снижения рисков – лишь вопрос времени.

Если говорить о нашем опыте в ТЭК, то он на сегодняшний день значителен. Мы достаточно сильно продвинулись в обеспечении банковского сопровождения контрактов Группы «Газпром». Руководство финансового блока компании системно подошло к вопросу внедрения банковского сопровождения – от создания внутренних нормативных документов до разработки собственных уникальных IT-решений. Для нас это потрясающий опыт – фактически нас взяли в команду, которая строит совершенно новый процесс по управлению бюджетом в одной из крупнейших мировых энергетических компаний.

Но это лишь часть, хотя и значительная, нашей работы с ТЭК. Есть интересные проекты и с «Роснефтью», и с НОВАТЭКом, и с СИБУРом. Каждый из этих проектов уникален, в каждом есть свои изюминки в части банковского сопровождения. Точно могу сказать, что заказчик из сектора ТЭК – наиболее требовательный и продвинутый. Сама специфика бизнеса и внешняя среда подталкивают к поиску современных продуктов и технологий, позволяющих управлять проектом, повышая его эффективность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *