Банк Санкт-Петербург работа

Министерство труда РФ дало детальные разъяснения о том, как работодатель может формализовать перевод сотрудников на удаленный формат работы. Для этого достаточно издать соответствующий приказ, даже если это не предусмотрено трудовым договором.

Реклама

«В целях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции работодатели могут организовать применение гибких режимов работы для сотрудников, для которых существуют такие технические возможности», — пояснили в министерстве информагентству «РИА Новости».

В приказе должны быть прописаны условия работы — от графика работы до продолжительности рабочего дня.

«Заработная плата при удаленной занятости при сохранении должностных обязанностей, которые возложены на сотрудника, остается без изменений», — уточнили в ведомстве.

Госдума на пленарном заседании 21 июня приняла в первом чтении законопроект об особенностях регулирования дистанционной работы.

Три типа удаленки

Инициатива дополняет и детализирует положения главы 49.1 Трудового кодекса (ТК) РФ, посвященной особенностям регулирования дистанционного труда. Законопроект содержит нормы, касающиеся рабочего времени и отдыха таких работников, регламентирует типы удаленной занятости, основания для их применения, а также порядок взаимодействия работника и работодателя.

Документом устанавливается порядок компенсации расходов, связанных с использованием работником личного оборудования, средств защиты информации.

Законопроект регламентирует три типа удаленной занятости: дистанционная (удаленная) работа, временная дистанционная (удаленная) работа и комбинированная работа. Под первой понимается выполнение трудовой функции вне места нахождения работодателя, его филиала или представительства, вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под его контролем.

Предполагается, что временная удаленная занятость будет вводиться на основании трудового договора или дополнительного соглашения к нему (если основания для установления такого режима возникли уже после заключения трудового договора).

Стороны смогут устанавливать график временной дистанционной работы.

В случае «обстоятельств непредвиденного характера» (катастрофа природного или техногенного характера, производственная авария, эпидемия и др.) предлагается упрощенный порядок перехода на временную удаленную работу, но «с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации».

Право быть офлайн

Работник на удаленке не может быть круглосуточно на связи с работодателем и может не отвечать на письма и звонки в определенные временные интервалы.

«Время взаимодействия работника с работодателем в период времени отдыха работника включается в рабочее время», — подчеркивается в законопроекте.

Взаимодействие по рабочим вопросам в период времени отдыха тоже допускается, но с предварительного письменного согласия работника.

При этом оговариваются случаи, когда возможно такое взаимодействие сторон и без предварительного письменного согласия — в случае предотвращения катастрофы, производственной аварии, несчастных случаев, уничтожения или порчи имущества работодателя, государственного или муниципального имущества, а также неотложных работ в условиях чрезвычайных обстоятельств (пожары, наводнения, голод, землетрясения).

«Время взаимодействия работодателя с работником в период времени отдыха работника оплачивается работнику в порядке, установленном для оплаты сверхурочной работы», — отмечается в проекте закона.

В приоритетном порядке на временную удаленную работу в упрощенном порядке при наличии такой возможности предлагается переводить беременных женщин, работников, имеющих детей в возрасте до 14 лет, инвалидов, пенсионеров по возрасту.

Вводится также понятие комбинированной работы, под которой подразумевается «режим работы, включающий работу на стационарном рабочем месте и дистанционную (удаленную) работу».

В схеме взаимодействия работодателя и работника может быть предусмотрена обязанность удаленных работников отвечать на звонки, электронные письма и запросы работодателя в определенный срок.

Если порядок взаимодействия не был согласован сторонами трудового договора о дистанционной работе либо работник не был ознакомлен с такой нормой, он не может быть привлечен к ответственности «за несвоевременный ответ или отсутствие ответа на запросы работодателя».

Рабочее место — набережная или кафе

Кроме того, законопроект исключает ряд существующих требований, касающихся удаленной занятости. В частности, речь идет об указании рабочего места. Рабочее место дистанционного работника может находиться везде, где есть возможность использовать интернет и выполнять свои обязанности.

Законодательная инициатива об удаленной работе была внесена на рассмотрение Госдумы 16 июня главами обеих палат Федерального собрания. В правительстве законопроект поддержали с учетом ряда замечаний.

В частности, кабмин выступил за уточнение понятийного аппарата и регламентацию последствий отказа сотрудника от перевода на временную дистанционную работу.

Как ранее отмечал депутат Госдумы Андрей Исаев, для дистанционных сотрудников может быть скорректирован перечень оснований для увольнения. Например, в случае систематического невыхода работника на связь с работодателем.

Парламентарий также подчеркивал, что в документе пока не раскрыта тема охраны труда.

Кроме того, считает он, недостаточно регламентирован вопрос предоставления оборудования и компенсации расходов, понесенных удаленными работниками.

Законопроект об удаленке планируется принять до конца 2020 года, чтобы он вступил в силу уже с 1 января следующего года.

По данным Росстата, в 2019 году из 67,1 млн занятых лишь 30 тысяч работали дистанционно на официальной основе.

Опрошенные «Газетой.Ru» эксперты единодушны во мнении: для работодателей удаленная возможность работы их сотрудников — большая выгода. Это существенная экономия на аренде и оптимизация бизнес-процессов.

Но и минусов предостаточно. Правда, речь не идет о деньгах и выгоде, а, скорее, о психологических тонкостях дистанционного труда.

Еще недавно удаленка была прерогативой избранных, теперь о ней мечтают многие и для этого есть все возможности, отмечает член генсовета «Деловой России» Владимир Кузнецов.

«Минус в удаленке я вижу только один — отсутствие социализации. Технические возможности позволяют удаляться, но многие люди хотят ходить на работу, для того чтобы общаться вживую», — говорит Кузнецов.

HR-директор международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza Елена Попова считает, что основной трудностью при удаленной работе для многих сотрудников являются отвлекающие факторы. «Прежде всего домочадцы, особенно дети, которые могут существенно мешать рабочему процессу. Еще одной серьезной проблемой психологического характера является размывание границ рабочего времени», — указывает Попова.

При удаленном режиме может повышаться тревожность сотрудника..

«Особенно, если в компании не налажены внутренние коммуникации и сотрудники не получают качественной обратной связи, не знают о положении дел в компании. Человек может изо дня в день отправлять по почте результаты своей работы, при этом постоянно тревожась, получит ли он следующую зарплату, не разорится ли его компания», — поясняет Попова.

Работодателю важно понять, каким образом технически взаимодействовать с работником в течение рабочего дня и как с него спрашивать результаты труда, контролировать режим рабочего времени, обращает внимание старший преподаватель кафедры предпринимательского, трудового и корпоративного права ИПНБ РАНХиГС Татьяна Голубева.

«Если работодатель доводит какие-то приказы и распоряжения до работника, важно удостовериться, что сотрудник с ними ознакомлен. Также важно учитывать, как часто работник может просматривать почту. Чтобы обеспечить права работника, нужно договориться об установленном времени для перерывов в работе», — говорит Голубева.

Юрист ФБК Legal Дарья Шевцова уточняет, что «при переходе на «удаленку» отсутствует необходимость в заключении новых трудовых договоров с работником». «Работодателю следует определиться с перечнем работников, издать соответствующий приказ с указанием времени начала и окончания рабочего дня, его продолжительностью, порядком обмена информацией, контролем за исполнением произведенной работы», — добавляет Шевцова.

«Если компания технически готова к удаленке и у нее налажены основные рабочие процессы, то проблем для бизнеса не будет. Возможно, впрочем, некоторых руководителей может не устраивать отсутствие постоянного контроля за сотрудниками», — подчеркивает Попова из FinExpertiza.

Но уже давно существуют различные программы, позволяющие контролировать сотрудников, работающих из дома, с помощью скриншотов экрана компьютера, контроля времени, проведенного за ноутбуком, напоминает Шевцова из ФБК Legal.

«При установлении данных систем необходимо предупреждать сотрудника о такой форме контроля, соблюдать требования к работе с персональными данными, а также помнить, что без согласия работника программу можно установить только на технику компании», — говорит Шевцова.

Пока не вступил в силу новый порядок регулирования дистанционной работы, и работники, и работодатели однозначно находятся в зоне риска, возражает общественный уполномоченный по вопросам охраны труда при уполномоченном по защите прав предпринимателей в Москве Дмитрий Порочкин.

«Де-юре мы все еще подчиняемся прежним правилам. А они, как показала практика, устарели и не подходят современным реалиям. Похоже, все зависит исключительно от добропорядочности работодателей и сотрудников, так как в такой нестандартной ситуации легко найти выгодные лазейки», — считает Порочкин.

Зампред правления банка Санкт-Петербург Оксана Сивокобильска рассказала Frank Media о сложностях работы руководителя на удаленке и о том, сколько сотрудников банк планирует перевести на частично дистанционную работу после окончания изоляции.

Зампред правления банка Санкт-Петербург Оксана Сивокобильска. Фото: пресс-служба

Как перешли на удаленку. Я и все мои непосредственные подчиненные работаем дистанционно с конца марта, с самого начала пандемии.

Переход на дистанционный (цифровой) формат работы мы совершили за короткое время. Перестройка бизнеса или цифровизация, что была запланирована на годы, у нас произошла в течение нескольких недель в марте-апреле. Это случилось достаточно быстро, потому что многое мы уже давно делаем удаленно, так с 2017 года 99% представителей МСБ работают с банком в цифровой среде – все транзакционные сервисы, заявки на новые финансовые продукты давно доступны дистанционно.

Сложнее оказалось поменять менталитет не клиента, а сотрудника, особенно менеджера.

Оксана Сивокобильска, фото: пресс-служба банка

Было бы не совсем верно говорить о том, что сотрудники на 100% работают в удаленном режиме. Некоторые люди бывают в офисе на каких-либо критически важных заседаниях, где важно личное присутствие.

Мой формат работы – это 8-11 встреч в день в режиме видеосвязи. Активный рабочий день длится до 19-20 часов, в остальное время нужно быть в доступе на телефоне. Конечно, увеличилась интенсивность ненормированного рабочего дня. Звонки бывают в вечернее и даже в ночное время. Это размывает понятия рабочего и нерабочего пространства. И, честно говоря, о балансе в эти времена говорить не приходится. Рабочая доминанта увеличилась.

В чем минусы дистанционной работы. Работа менеджера стала сложнее. Онлайн-режим имеет свое ограничение. Он на порядок сложнее для разговоров и той управленческой работы, которая присутствует в работе каждого менеджера и связана с созданием атмосферы в коллективе. Весь этот микромир человеческих взаимоотношений, конечно, очень лимитирован в формате онлайн, аватарки и смайлики не заменят общения. Работа менеджера (управленца/руководителя) – это в значительной степени работа по сплочению коллектива, по созданию атмосферы, по управлению конструктивными конфликтами.

Это так называемые софт-компетенции (связаны с социальными навыками по организации рабочего процесса — Frank Media), на которые приходится примерно половина обязанностей менеджера. Для софт-компетенций дистанционная работа, возможно, не очень хороша, так как ставит определенные вызовы.

Представьте, если бы я хотела вдохновить сотрудника по видеосвязи, а у него пропал звук. Образно говоря — это как признаваться в любви, в то время как связь прерывается. В менеджменте то же самое: надо почувствовать настроение сотрудника, услышать какие-то его сомнения или тревоги. По видеосвязи это сложнее считывать и передавать. Получается, что весь этот объем софт-компетенций менеджер не может применить.

В чем плюсы. Для хард-компетенций (профессиональные навыки, связанные с основной деятельностью — Frank Media) дистанционная работа подходит. Мы глубже вникаем в детали обсуждаемого вопроса, у нас лучше подготовлены материалы для обсуждения.

Онлайн-режим очень хорош для отстроенных процессов и практик. Если вы находитесь в этой стадии развития своего бизнеса, то это идеально. Он позволяет экономить время, быть сжатыми, точными, не отвлекаться, внимательно смотреть на цифры в презентациях. Обсуждения становятся короче, а решения принимаются быстрее.

Пандемия уйдет, удаленка останется. Мы видим, что существует потребность работы в дистанционном режиме вдолгую. Не потому что пандемия будет долгой, а потому что надо учиться работать так. Это тот формат, который может нам помочь в перспективе сэкономить на офисных площадях, а также позволит оказывать услуги бесперебойно в разных ситуациях.

Уже сейчас на частично дистанционный формат работы можно перевести некоторые функции — если это достаточно cтандартизированная работа с оцифровываемым результатом. Это могут быть, например, андеррайтеры. Работа руководителя в дистанционный формат на 100% не переносится.

Сейчас мы моделируем вариант перевода на частично дистанционную работу 20-30% персонала.

Есть несколько вещей, которые мы привнесем в работу после окончания изоляции. За последние два месяца мы показали рекордные сроки внедрения новых продуктов, и вот эту скорость принятия решений будем переносить в привычные рабочие процессы. Мы, конечно, сохраним и будем развивать все наработки по цифровизации, которые были совершены в последние недели. Это то, к чему мы стремились последние несколько лет, цель нашей стратегии по созданию цифрового банка.

Наша задача — при имеющихся почти 100% цифровых услугах (а сегодня нет ни одной услуги, которую мы бы не предлагали дистанционно) установить баланс между онлайн и оффлайн-работой.

Во времена финансовых кризисов банкирам важно оставаться в курсе текущих новостей. Подпишись на наш телеграм – канал Frank RG (https://t.me/frank_rg) чтобы оперативно получать данные о ситуации в банках и экономике. Не пропусти, когда начнется!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *