Авторские права на игры

«Компьютерная игра» перенаправляется сюда. Для видеоигр в целом см. Видеоигры . И другие значения, см. Компьютерная игра (значения) .

Часть серии по:

Видео игры

Игры PC , также известный как компьютерная игра или персональный компьютер игры , является одним из видов видеоигры играют на персональном компьютере , а не игровой консоли или аркада машины . Его определяющие характеристики включают: более разнообразное и определяемое пользователем игровое оборудование и программное обеспечение; и, как правило, большая емкость ввода, обработки, вывода видео и звука. Несогласованный характер рынка компьютерных игр, а теперь и отсутствие на нем физических носителей, затрудняют точную оценку его размеров. В 2018 году мировой рынок компьютерных игр оценивался примерно в 27,7 миллиарда долларов.

Домашние компьютерные игры стали популярными после краха видеоигр в 1983 году , что привело к эре «программистов для спальни». В 1990-х игры для ПК потеряли популярность на массовом рынке по сравнению с консольными играми , прежде чем в середине 2000-х они снова стали популярными благодаря цифровому распространению .

Newzoo сообщает, что сектор компьютерных игр является третьей по величине категорией (и, по оценкам, сокращается) на всех платформах по состоянию на 2016 год, при этом сектор консолей является вторым по величине, а сектор мобильных игр / смартфонов — крупнейшим. 2,2 миллиарда геймеров приносят 101,1 миллиарда долларов дохода без учета затрат на оборудование. «Доходы от цифровых игр составят 94,4 миллиарда долларов, или 87% мирового рынка. Мобильные устройства являются наиболее прибыльным сегментом: игры на смартфонах и планшетах вырастут на 19% в годовом исчислении до 46,1 миллиарда долларов, что составит 42% рынка. игры будут представлять чуть более половины всего игрового рынка. Ожидается, что Китай принесет 27,5 миллиардов долларов, или четверть всех доходов в 2017 году «.

Компьютерные игры считаются синонимом (Newzoo и др.) Систем, совместимых с IBM Personal Computer ; в то время как мобильные компьютеры — смартфоны и планшеты, например, под управлением Android или iOS — также являются персональными компьютерами в общем смысле. По оценкам, в 2016 году в Азиатско-Тихоокеанском регионе было получено 46,6 млрд долларов, или 47% от общих мировых доходов от видеоигр (обратите внимание, не только на игры для ПК). Только на Китай приходится половина доходов Азиатско-Тихоокеанского региона (24,4 миллиарда долларов), что укрепляет его место в качестве крупнейшего рынка видеоигр в мире, опережая ожидаемый размер рынка США в 23,5 миллиарда долларов. Ожидается, что в 2017 году в Китае 53% доходов от видеоигр будет приходиться на мобильные игры (46% в 2016 году).

Эта статья будет актуальна как для разработчиков компьютерных и онлайн игр, так и для авторов настольных игр.

Что делать, если идею вашей игры украли и выдают за свою?

Ниже вы найдете ответы на эти вопросы и узнаете, как правильно построить стратегию защиты игры как объекта интеллектуальной собственности. Мы неоднократно помогали нашим заказчикам регистрировать права на свои игры и защищать их от плагиата, поэтому можем дать вам практические рекомендации, проверенные жизнью.

Как защитить название игры?

Название своей игры вы можете зарегистрировать как торговую марку. Для более полной защиты кроме самого названия игры можно зарегистрировать также названия и изображения героев игры и эпизодов. Для регистрации доменного имени в зоне .ua для сайта игры также нужно получить свидетельство о регистрации торговой марки.

Для отнесения компьютерной или онлайн игры к определенному классу товаров и услуг обычно выбирают 09-й класс товаров «Компьютерные игры» Международной классификации товаров и услуг (далее — МКТУ), а также 41-й класс услуг «Развлечения и онлайн игры» и 42-й класс услуг «Разработка компьютерных программ». Для настольных игр следует указывать 28-й класс товаров «Игры, игрушки».

Если планируется продажа сувенирных товаров и атрибутики с использованием названия игры и изображений ее героев, то выбираются соответствующие классы МКТУ для каждой группы товаров.

Имейте в виду, что охрана торговой марки возможна только в той стране, где была подана заявка на регистрацию. В этой статье речь идет о правах, действующих на территории Украины. Если вы хотите защитить свою игру на международном уровне, то нужно регистрировать торговую марку в конкретных странах или подавать единую международную заявку по Мадридской системе.

Можно ли запатентовать идею игры?

Идея игры может быть защищена с помощью авторского права, для этого нужно описать ее концепцию: основные характеристики, сценарий, правила, персонажи и получить авторское свидетельство на произведение.

Авторское свидетельство дает имущественные и неимущественные права.

К неимущественным правам относятся:

  • право требовать указания имени автора произведения при любом его публичном использовании;
  • право требовать сохранения целостности произведения и противодействовать любому его искажению или изменению.

К имущественным правам относится исключительное право автора запрещать воспроизведение, публичное исполнение, переработку своего произведения и возможность получать вознаграждение за его использование.

Срок действия имущественных прав — на протяжении всей жизни автора и 70 лет после его смерти. Неимущественные права охраняются бессрочно.

Как запатентовать правила игры

В нашей практике есть примеры регистрации игр, в частности, настольной игры «Крысиные бега», как объекта авторского права. Для регистрации последней было получено несколько авторских свидетельств на описание правил игры: правила игры, художественное оформление игрового поля, иллюстрации к игре и набор карточек для игры. При этом на каждую новую версию игры было получено отдельное авторское свидетельство, в котором отражались вносимые изменения.

Стоимость регистрации авторских прав на одно произведение составляет для частных лиц около 800 грн., а для юридических лиц около 1800 грн.

Как защитить графику игры?

Графические элементы игры могут быть защищены двумя способами: с помощью патентования как промышленные образцы или с помощью авторского права как произведения.

1-й способ: Процесс получения патента на промышленные образцы занимает около 6-8 месяцев по стандартной процедуре и 2 месяца по ускоренной. Стоимость получения патента составляет около 2900 грн. Действителен он в течение 10 лет и может быть продлен еще на 5 лет. Следует учесть, что для поддержания патента на промышленный образец в силе ежегодно уплачиваются патентные пошлины.

2-й способ: Графическая концепция игры может быть описана и зарегистрирована как авторское произведение. Авторские фото и иллюстрации (картинки) могут быть защищены объекты авторского права.

Можно ли запатентовать исходный код компьютерной игры?

В большинстве стран, включая Украину, законодательно предусмотрена охрана компьютерных программ с помощью механизма авторского права по аналогии с литературными произведениями. Это значит, что защита авторским правом распространяется только на текст кода и не распространяется на принципы, методы, процессы или процедуры, используемые в программе. Таким образом, если кто-то изменит оформление программного кода вашей игры, не изменяя его сути, то он получит совершенно новый объект, уже незащищенный вашим авторским свидетельством.

Для защиты функциональной части компьютерной игры можно использовать патентование используемых в ней функций или алгоритмов. Объектом защиты в этом случае будет алгоритм, т.е. принцип или метод решения конкретной задачи, на основе которого создана компьютерная программа игры.

Чтобы рассчитывать на патентную охрану как изобретение, алгоритм вашей программы должен быть соответствовать 3 критерием патентоспособности — новизне, изобретательскому уровню и промышленной применимости. Для патентования в качестве полезной модели достаточно иметь новизну и промышленную применимость, без изобретательского уровня. Об отличиях между ними можно прочитать в статье «Чем полезная модель отличается от изобретения?»

Очень важно правильно составить патентную заявку, поскольку после подачи возможности изменить ее ограничены, поэтому рекомендуем вам проконсультироваться у эксперта по интеллектуальной собственности для составления заявки.

Процесс патентования изобретения занимает 1,5-2 года, патент на изобретение выдается на 20 лет, при этом каждый год уплачивается пошлина за его поддержание в силе.

Патент на полезную модель может быть получен через 4-6 месяцев и действителен он в течение 10 лет, при этом за поддержание патента на промышленный образец ежегодно уплачиваются патентные пошлины.

Можно ли запатентовать игру в качестве изобретения либо полезной модели?

Учитывая то, что в качестве изобретения охраняется техническое решение в любой области, относящееся к продукту или способу, при условии, что упомянутое техническое решение является новым, промышленно применимым и обладает изобретательским уровнем.

Поэтому игры могут быть запатентованы в качестве изобретения либо полезной модели, и особых условий для патентования игр, конечно же, при, при соблюдении упомянутых ограничительных условий. Наиболее вероятней, что патентовании игр, может подпадать как устройства (игровые поля, элементы игры), так и способы.

Также следует обратить внимание на то, что наиболее перспективным является патентование технических решений в качестве полезных моделей, т.к. полезная модель, в отличии от изобретения, удовлетворяет двух условиям правовой охраны: новизна и промышленная применимость, при этом срок регистрации полезной модели составляет до 1 года с даты подачи заявки патентное ведомство, что очень актуально для игр, которые имеют небольшой срок использования на рынке и часто зависят от моды и сиюминутных ожиданий рынка.

Для примера патентования игр и её составных элементов в качестве изобретений можно привести следующие патенты:

Также для примера патентования игр и её составных элементов в качестве полезных моделей можно привести следующие патенты:

  • настольная игра №№ RU146752, RU142248, RU117823 и RU96021;
  • элементы настольных игр №№ RU143363, RU115675, RU81085, RU30089 и RU22888;
  • спортивные игры №№ RU92802, RU87357 и RU72828;
  • системы управления или взаимодействия №№ RU128743, RU94454 и RU79048.

Следует учитывать, что выбор вида охраны (изобретение или полезная модель), разработанной игры или её элементов, зависит от самой технической сути разработанного технического решения, а также зависит от иных упомянутых условий, прямо не связанных с патентованием, но всегда учитываются при его осуществлении — планы вывода игры на рынок, время вывода игры на рынок, ёмкость рынка и возможные прибыли от использования разработанного технического решения, текущей финансовой ситуации.

Если ваши авторские права на игру либо ее элементы могут быть подтверждены документально (свидетельствами о регистрации товарного знака (торговой марки), авторскими свидетельствами, патентами и т.д.), Вы можете направить Письмо-претензию, в качестве предупреждение нарушителю Ваших прав.

Согласно ч. 2 ст. 54 Конституции Украины «никто не может использовать или распространять результаты творческой деятельности лица без его согласия». Также, согласно п. 6 ч. 1 ст. 15 Закону Украины «Об авторском и смежных правах» от 23.12.93 № 3792-ХП «автору принадлежит исключительное право разрешать или запрещать использование своего произведения другими лицами».

Вы можете предложить нарушителю приобрести права на Вашу игру, или же так изменить концепцию его игры, чтобы она не нарушала Ваших авторских прав, или же решать этот вопрос в судебном порядке.

Согласно ст. 51 Закона Украины «Про авторське право і суміжні права» защита личных неимущественных и имущественных прав субъектов авторского права осуществляется в порядке, установленном административным, гражданскимa и уголовным законодательством. Суд может обязать нарушителя возместить моральный ущерб за нарушение авторских прав, удержать с него доход, полученный вследствие нарушения, обязать выплатить компенсацию в размере от 10 до 50000 минимальных заработных плат, изъять контрафактные образцы игры либо обязать третьих лиц прекратить распространение или хранение образцов игры.

Мы рекомендуем Вам защищать свои авторские права на игры, т.к. существует объективная цена усилий автора, которую нужно, по меньшей мере, «отбить» у нарушителя. Ваша интеллектуальная собственность должна обеспечивать Вам получение дохода, а не приносить убытки.

Зачем мы играем? Так ли бесполезна игра? Правда ли, что игра – это детское занятие?

Игра является основным видом человеческой деятельности, наряду с трудом и учением.

Это осмысленная, непродуктивная (то есть, не нацеленная на конкретный результат) деятельность, в которой самое главное – это процесс. Потому что он увлекателен и приносит удовольствие. Зачем человек играет?

Ребенок в процессе игры усваивает социальные роли (например, игра в семью), учится общению, взаимодействию в команде. В игре могут проявиться лидерские способности или же наоборот – талант к точному исполнению указаний. Игра, таким образом, представляет собой пространство свободного творчества ребенка. Поэтому игра совсем не бесполезна. Это касается «свободных» игр, вне компьютера. Последние сильно сужаются набором правил, которым нужно следовать. Однако и у них есть своя польза.

Правда ли, что игра – детское занятие? Сегодня аудитория компьютерных игр очень широка – от маленьких детей, которые еще толком не говорят, до пенсионеров. В Швеции даже есть команда по Counter-Strike – Серебряные снайперы, её участникам от 63 до 81 года.

Компьютерные игры позволяют в безопасных условиях отработать навык действия в стрессовых ситуациях (со слабо выраженным стрессом, естественно), улучшают реакцию, что, кстати, особенно важно для пенсионеров. Так что научите своих бабушек-дедушек играть в Танки и Доту – у них, в отличие от вас, есть на это время, им не нужно готовиться к ЕГЭ.

Животные тоже могут и любят играть. Как и человек, в процессе игры они усваивают качества, которые пригодятся им во взрослой самостоятельной жизни. Например, котята, гоняющиеся за мухами, вскоре будут бить мышей или даже крыс.

Во второй части ЕГЭ по обществознанию может встретиться следующий вопрос, касающийся игры:

С опорой на курс обществоведения и социальный опыт приведите три подтверждения изменчивости игры как вида деятельности.

Здесь все достаточно просто: игры изменяются со временем, и игра может меняться в процессе. Это и нужно доказать.

1. В игре могут меняться правила – в зависимости от количества игроков, особенностей местности (например, пни или кочки, по которым разрешено прыгать, могут быть заменены в городе на автомобильные шины и т.п.)

2. Игру можно выдумать. Более того, некоторые игры целиком построены на фантазии и свободном сюжете – например, детские ролевые игры в дочки-матери, ковбоев, пиратов и т.п.

3. С течением времени игры меняются технически: сегодня распространены компьютерные игры, однако это не лишило популярности активные игры.

Записаться на курсы ЕГЭ по обществознанию в Красноярске вы можете позвонив по телефону +7(391)2-950-216, +7(391)2-4141-23

Глушенкова Ольга Александровна,
преподаватель истории и обществознания

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Несмотря на всеобъемлющую популярность компьютерных игр, настольные игры продолжают сохранять свою актуальность и удерживают свои позиции на рынке. Существуют всем известные и любимые поколениями игры, а также новые игры, которые создаются сегодня.

Ко мне несколько раз обращались за советом создатели и издатели настольных игр. Их интересовал одинаковый вопрос: как защитить авторские права на игру и сделать так, чтобы никто не выпускал подобные игры. Немного забегая вперед, могу сразу сказать, что в России методами авторского или патентного права защитить саму механику (процесс, правила игры) невозможно. Однако настольная игра может включать в себя множество других элементов, которые, в свою очередь, могут подлежать защите и представлять собой объекты авторских прав.

Перечень объектов авторских прав дан в ст.1259 ГК РФ. Игра сама по себе таким объектом не является. Но игра обычно состоит из правил, упаковки, игровых приспособлений, игрового поля и других элементов. Интеллектуальные права как раз на эти элементы и могут подлежать охране.

Начнем с коробки. Дизайн коробки является охраняемым результатом интеллектуальной деятельности. Во-первых объекты дизайна отнесены статьей 1259 ГК РФ к объектам авторских прав. Как известно, вопреки всеобщему заблуждению, для возникновения и осуществления авторских прав не требуется регистрация авторских прав или соблюдение каких-либо иных формальностей. Исключительное право на объект дизайна возникает первоначально у автора, как и в случае с другими объектами. В дальнейшем эти права могут принадлежать и другим лицам в силу отчуждения исключительного права или, например, в силу перехода к заказчику прав от дизайнера на основании договора на создание этого дизайна.
Помимо защиты авторским правом дизайна упаковки, правообладатели также могут прибегнуть к помощи права патентного. Дизайн упаковки вполне может быть запатентован в качестве промышленного образца. Не стоит также и забывать о правах на средства индивидуализации. Логотип игры можно зарегистрировать в качестве товарного знака.
Таким образом, права на упаковку (например, коробку) настольной игры могут быть защищены. Защита может осуществляться двумя путями: через авторское право или через патентное право.

Продолжаем знакомиться с элементами игры. Во многих играх действие разворачивается на игровом поле. Как и в рассмотренном выше примере с упаковкой, права на дизайн игрового поля также будут подлежать защите. И тоже через призму как авторского, так и патентного права. В качестве примера можно привести игровое поле оригинальной формы с уникальным расположением сегментов хода и исполненное в уникальной цветовой гамме. Такое поле вполне будет отвечать признакам промышленного образца и на него можно получить патент.

Помимо игрового поля и упаковки в состав настольных игр входят и другие объекты. Я уже упомянул, что логотип игры может быть зарегистрирован в качестве товарного знака. Ту же процедуру можно проделать, например, и с героями игры. Если В вашей игре есть уникальный герой, то он вполне может стать товарным знаком; помните старичка из Монополии?

Вот еще один интересный момент. Однажды я столкнулся с настольной игрой, где процесс ходов зависел не от бросания кубиков, как многие привыкли, а от другого устройства, входящего в комплект игры и напоминающего своеобразный волчок-рулетку. Такой оригинальный атрибут игры становится настоящей фишкой, отличительной особенностью игры, способной повлиять на коммерческий успех. Было бы весьма несправедливо, если бы таким объектам не предоставлялась защита с точки зрения интеллектуальных прав. И такая защита предоставляется. На мой взгляд, такое устройство вполне подходит под определение полезной модели. И опять же, прибегнув к патентному праву, такой результат интеллектуальной деятельности может быть защищен.

Ну и напоследок самое интересное – правила игры. Вопрос охраноспособности именно правил интересует правообладателей больше всего. К сожалению, мне приходится их разочаровывать – права на правила игры не могут подлежать защите ни с точки зрения авторского, ни с точки зрения патентного права. Правила игры – это метод, способ проведения игры. Согласно п.5. ст.1259 ГК РФ, авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах. Таким образом, с позиции авторского права охрана такому объекту не предоставляется. В то же время и в патентном праве есть специальное упоминание: статья 1350 ГК РФ напрямую регламентирует, что не являются изобретениями правила и методы игр. Таким образом, и запатентованы правила игры быть не могут.
Некоторые специалисты высказывают мнение, что правила игры могут охраняться в качестве литературных произведений. Теоретически, да – могут. Только толку от этого не будет никакого. Защита в качестве литературного произведения позволит пресекать копирование текста правил (именно текста). Однако вряд ли найдется много таких незатейливых конкурентов, которые скопируют слово в слово текст правил Вашей игры. Что же касается принципов, изложенных в правилах, то тут закон содержит прямое изъятие: согласно п.3. ст.1270 ГК РФ, практическое применение положений, составляющих содержание произведения, не является использованием произведения. Так что стоит кому-либо изложить Ваши правила другими словами и это уже будет самостоятельный объект.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *