Аудит денежных средств

Цели, задачи, методы и основные направления аудита операций с денежными средствами.

Законом определено право аудиторской организации (индивидуального аудитора) самостоятельно определять формы и методы проведения аудита.

Прежде чем приступить к проверке денежных средств, аудитор составляет перечень тестов, с помощью которых проверяется система внутреннего контроля, и получает от работников бухгалтерии организации ответы на поставленные вопросы, которые позволяют выявить состояние внутреннего контроля и учета и определить, какие тесты необходимо включить в программу проверки. Эффективность средств внутреннего контроля (СВК) оценивается путем подсчета баллов, по каждой позиции теста. Каждому положительному ответу соответствует 1 балл, отрицательному — 0 баллов.

По результатам количества баллов оценка надежности СВК может быть определена как высокая, средняя и низкая.

Шаблоны таких тестов разрабатываются аудиторской фирмой и утверждаются внутрифирменными аудиторскими стандартами.

Отсутствие проверки надежности СВК снижает эффективность аудиторской проверки. И наоборот, правильная оценка СВК позволяет выдать более достоверную информацию руководству экономического субъекта по результатам аудита.

Оценка систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета во взаимосвязи с аудиторскими рисками позволяет определить основные направления аудита денежных средств (план аудита) организации, объем и перечень процедур (программа аудита) с учетом специфики хозяйственной деятельности организации.

Отличия плана от программы аудита состоит в том, что программа представляет собой перечень процедур проверки и основана на плане аудита, а также содержит конкретные сроки выполнения и исполнителей, а также источники информации.

В общем плане аудита определяется объем, приемы и сроки проведения аудита, включая подготовку письменной информации руководству и аудиторского заключения.

Следующим этапом является планирование характера, масштабов и сроков проведения аудиторских процедур проверки, то есть составление программы аудита денежных средств.

Цель аудита наличных денежных средств заключается в установлении соответствия действующему законодательству хозяйственных операций по кассе и в подтверждении достоверности и полноты отражения указанных операций в бухгалтерском учете организации.

В задачи аудита операций по кассе входят:

— проверка актуального и досконального отражения операций с денежными средствами при соблюдении требований законодательства Российской Федерации в бухгалтерском учете;

— в соответствии с установленными правилами ведения кассовых операций правильная документальная регистрация операций с денежными средствами;

— контроль над сохранностью денежных средств, документов в кассе и их целевым использованием;

— своевременное осуществление инвентаризации денежных средств в кассе, выявление ее результатов и отражение на счетах бухгалтерского учета.

В ходе аудита кассовых операций выполняются следующие процедуры:

— анализ соответствия произведенных операций нормативным документам и законодательным актам, действующим на территории РФ;

— анализ правильности оформления первичных документов по учету наличных денежных средств и документов, подтверждающих операции;

— арифметическое анализирование правильности подсчета оборотов по приходу и расходу наличных денежных средств и выведения остатков на конец дня;

— анализ соответствия записей в выписках банка, кассовой книге и в регистрах бухгалтерского учета, Главной книге и в регистрах бухгалтерского учета, а также сальдо по Главной книге и статей баланса.

Кассовые операции целесообразно проверять сплошным методом.

При проверке денежных средств организации фиксируется множество нарушений.

Типичным нарушением является отсутствие приказов и распоряжений на выдачу средств из кассы; доверенности на получение денежных средств от сторонних предприятий; исполнительные листы и др. Проверяется целевой характер использования наличных средств, полученных по чеку.

Аудиторская проверка заключается в анализе первичных документов, которые являются подтверждением списания денежных средств (договоры, сметы, сопроводительные документы), в корреспонденции со счетами учета затрат. Такие процедуры позволяют выявить умышленные или технические ошибки, заключающиеся в списании расходов на научно — исследовательские работы, консультационные услуги, страхование, на оплату других услуг, на себестоимость продукции, которые ведут к неправильности финансовых результатов и могут возникнуть существенные налоговые последствия.

Аудит правильности оформления кассовых документов является важнейшим этапом аудита наличных денежных средств. Наиболее распространенный нарушения в оформлении кассовых документов заключаются:

— в небрежности при заполнении строк в кассовых документах, в том случае, если они заполнены вручную, и в смещении строк, в том случае если заполнены на ЭВМ;

— в отсутствии номеров ПКО, РКО или авансовых отчетов работников предприятия;

— в отсутствии в ПКО или РКО указанных корреспондирующих счетов и субсчетов;

— в отсутствии в ПКО, РКО в строке «Приложение» реквизитов прилагаемых документов (доверенностей, расчетно-платежной ведомости и т.д.);

— в несовпадении дат квитанций к ПКО;

— в неверном выделении сумм НДС в ПКО;

— в неразборчивости инициалов лиц, подписывающих документы, заполнении их неразборчиво;

— в наличии подчисток, помарок, исправлений.

Ошибки в оформлении часто встречаются при проверке оформления авансовых отчетов и кассовых книг предприятий. Так, при аудите авансовых отчетов зачастую ссылки на даты документов, прилагаемых к авансовому отчету, не совпадают с датами, указанными в первичных документах. В зависимости от количества кассовых документов и масштабов расчетов наличными средствами может быть проведена выборочная или сплошная проверка наличных денежных средств.

Аудитором проверяется наличие журнала регистрации приходных и расходных кассовых документов (форма N КО-3). На предприятиях возможны исправления остатков наличности на конец рабочего дня и количество кассовых ордеров в кассовых книгах. Такое возможно, когда на предприятии не ведется учет кассовых ордеров и отсутствует Журнал учета КО-3. Это характерно тем организациям, где количество кассовых операций невелико и кассир не регистрирует кассовые ордера, делая впоследствии ошибки и исправления в кассовой книге.

Обнаруженные в ходе проверки кассовых операций нарушения аудитор регистрирует в рабочей документации. По результатам проверки оформляется аудиторское заключение.

Таким образом, основная цель аудиторской проверки кассовых операций — установить их достоверность, законность и целесообразность совершения, а также правильность отражения в учете.

Предметом аудиторской проверки операций на расчетном, валютном и других счетах в банке является выработка мнения об объективности бухгалтерской отчетности по разделу «Денежные средства» и соответствии используемой методики учета денежных средств на счетах в банке действующим в Российской Федерации нормативным документам.

Аудиторская проверка операций по счетам в банке наступает с того, что аудитор приступает к ознакомлению с материалами о рублевых счетах и счетах в иностранной валюте в банках, присоединенным к налоговой отчетности. При этом он определяет количество и номера счетов, открытых в банках; наименования банков. Эти показания служат основанием для рассмотрения наличия банковских выписок по всем счетам и регистров синтетического учета по каждому счету.

В банке операции по зачислению и списанию денежных средств со счетов составляют из первичных документов, формы и порядок заполнения которых установлены инструктивными указаниями Центрального банка Российской Федерации. Аудитор подвергает проверке корректность оформления документов, проводит проверку на законность совершаемых по банковским счетам хозяйственных операций и арифметическую проверку документов .

Для подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности проводят проверку соответствия ее показателей данным синтетического и аналитического учета и выпискам банка.

Данная процедура проверки регистрируется в рабочих документах аудитора. Необходимо указать сумму отклонений и выявить их причины при выявлении расхождений .

Во время аудита операций по расчетному счету аудитор также должен проверить:

— порядок ведения учетных регистров;

— ведутся ли регистры синтетического учета по каждому расчетному счету, открытому в банке, составляется ли сводный регистр;

— своевременность отражения в регистрах синтетического учета операций по движению денежных средств на расчетном счете;

— производятся ли записи в учетные регистры по каждой выписке банка;

— идентичность записей в учетных регистрах и в выписке банка.

Необходимо провести сверку записи по дебету счета 51 «Расчетные счета» с кредитовыми записями учетных регистров по счетам 90 «Продажи» или 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» при выполнении проверки точности зачисления денежных средств, перечисленных покупателями и заказчиками в оплату поставленных материально-производственных запасов, выполненных работ и оказанных услуг,

При поступлении денежных средств от финансово-кредитных организаций в виде кредитов, зачисление средств с других расчетных счетов проверяют путем встречной сверки записей по регистрам бухгалтерского учета по счетам 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам, займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам, займам», субсчетам к счету 51 «Расчетные счета», счету 55 «Специальные счета в банках», а также сверки выписок и приложенных к ним документов.

Аудитор обязан уделить особый интерес проверке полноты оприходования наличных денежных средств, сдаваемых в кассу банка (кредитной организации). Для этого проводят встречную проверку записей с данными учетного регистра по кредиту счета 50 «Касса».

Перечисление с расчетного счета денежных средств в погашение задолженности поставщикам необходимо анализировать в разделе аудита расчетных операций по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», чтобы установить, насколько они подлинно и обоснованно использованы.

Операции по счету 51 «Расчетные счета» в сопоставлении со счетами учета затрат (20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы», 25 «Общепроизводственные расходы»), так как в данном случае может быть сокрыто перечисление средств за неоказанные услуги, невыполненные работы, должны быть тщательно проверены.

Совместной процедурой аудиторской проверки операций по расчетному счету является проверка точности оприходования наличных денег в кассу и списания денежных средств со счета.

Выявленные нарушения в течение всей проверки операций по расчетному счету аудитор фиксирует в рабочей документации и отражает в справке (отчете) по результатам данного раздела аудиторской проверки.

Следовательно, в ходе аудита операций по счетам в банке осуществляются такие процедуры:

— проверка правильности оформления первичных документов по учету денежных средств и документов, подтверждающих операции;

— проверка соотношения произведенных операций нормативным документам и законодательным актам, действующим на территории Российской Федерации;

— арифметический анализ правильности выведения остатков на конец дня и подсчета оборотов по приходу и расходу денежных средств;

— проверка соответствия записей в выписках банка, кассовой книге и в регистрах бухгалтерского учета, Главной книге и регистрах бухгалтерского учета, а также сальдо по Главной книге и статей баланса.

Таким образом, организация бухгалтерского учета операций с денежными средствами на предприятии должна обеспечивать полное отражение хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, а аудиторская проверка данного раздела учета должна подтверждать достоверность бухгалтерской отчетности в части учета денежных средств.

Источник: https://studopedia.ru/17_145855_tseli-zadachi-metodi-i-osnovnie-napravleniya-audita-operatsiy-s-denezhnimi-sredstvami.html

Цель, задачи и источники информации аудита денежных средств

Денежные средства — это денежная наличность, находящаяся в кассе и на счетах в банках.

Цель аудита денежных средств — в приобретении уверенности в ниже дальнейшем:

В том, что все зарегистрированные наличные на руках и финансовых учреждениях реально существуют и заказчик имеет законное право на владение ими.

В том, что каждая кассовая наличность ликвидная.

В том, что наличность ограниченна нормативными сроками.

В том, что данные поступления затрат и переводов между банковскими счетами учтены в положенное время.

При совершении операций с денежными средствами соблюдается действующее право.

Источниками информации аудита денежных средств в основном являются:

  • ? Первичные документы по учету денежных средств;
  • ? Учетные регистры;
  • ? Акты инвентаризации кассы;
  • ? Главная книга;
  • ? Отчетные бухгалтерские балансы.

Задачами аудита денежных средств являются:

Проверка на соответствие остатков по статье в балансе с регистрами бухгалтерского учета и Основной книгой.

Проверка наличия денежной наличности на момент аудита.

Проверка периодичности проведения инвентаризации, а также проверка итогов предыдущих инвентаризаций.

Проверка периодичности проведения инвентаризации и итогов предыдущих инвентаризаций.

Проверка схем документооборота.

Проверка контрольных процедур по организации учета кассовых операций.

Проверка полноты и своевременности записей в книге регистрации кассовых ордеров.

Проверка кассовых отчетов с приложенными первичными документами и сопоставление их с основной книгой на приобретение наличности из банка и с квитанциями.

Проверка достоверности выплат из кассы.

Проверка правильности подлинности на расходных документах.

Проверка состояния и правильности ведения регистров бухгалтерского учета.

При проверке правильности учета денежных средств нужно проверить операции по кассе, расчетному счету, валютному счету, особых счетах в банках, денежным документам, переводам в пути.

Основными источниками проверки кассовых операций являются кассовые ордера, кассовая книга, книга аналитического учета, хранящаяся в кассе, акты инвентаризаций кассовой наличности, лимит хранения наличных денег в кассе, координированный с учреждением банка, учетные регистры, журнал-ордер №1, оборотная ведомость и Основная книга. Проверяя кассовые операции нужно установить, как соблюдается расположение с ведением кассовых операций, как соблюдается законность идеальных операций с наличностью.

Одной из задач проверки является установление правильности оформления документов, по которым производится операции, связанных с приобретением и выдачей денежных средств:

  • ? кассовые ордера заполнены без помарок и отчетливо;
  • ? на ордерах должен стоять штамп «оплачено», «получено»;
  • ? ведомости на выдачу заработной платы, росписи лиц, получивших деньги либо отметка «депонировано»;
  • ? внимательно проверить подписи документов.

Приходные и расходные кассовые ордера имеют раздельную порядковую нумерацию, пропуски номеров могут натолкнуть на злоупотребление.

Также нужно проверить не совмещают ли выполнение обязанностей кассира и бухгалтера пользующиеся правом подписи в кассовых документах. При проверке следует проверить применение полученных из банка наличных денег по целевому назначению, своевременность и полноту возврата в банк неиспользованных денежных средств, соблюдение установленных правил расчетов наличных денежных средств, не превышались ли остатки наличного лимита, злоупотребления по кассе (включение в платежные документы вымышленных лиц, неоприходование денежных средств, списание суммы в огромных размерах, чем следует по документам, проводят повторное списание денежных средств по одним и тем же оправдательным документам).

При проверке счета 1030 аудитор устанавливает, сколько на предприятии имеется расчетных счетов и при наличии таких счетов нужно проверить, как ведется аналитический и синтетический контроль по всему из них. Основная информация по расчетному счету содержится в банковских выписках и приложенных к ним первичных документах: аудитор проверяет доказательство всей операции отраженной в выписке, соответствующими первичными документами.

При этом аудитор должен выявить:

  • 1. неправильное перечисление авансов.
  • 2. перечисление денег в качестве предоплаты по бестоварным счетам.
  • 3. расчеты с прочими дебиторами и кредиторами
  • 4. неимение в первичном документе штампа банка.
  • 5. неправильное отражение в учете операций связанных с покупкой либо продажей валюты.

Источник: https://studwood.ru/1485881/buhgalterskiy_uchet_i_audit/tsel_zadachi_istochniki_informatsii_audita_denezhnyh_sredstv

Реализация аудита кассовых операций

Для проверки корректности отражения операций на счетах учета необходимо выполнить следующие процедуры:

  1. Сравнение строки бухгалтерского баланса «Денежные средства» с остатками на конец периода по счетам денежных средств в оборотно-сальдовой ведомости предприятия.
  2. Сравнение сумм движений на бухгалтерских счетах с суммами по банковским выпискам.
  3. Проверка правильности перевода сумм в иностранной валюте в рубли на конец периода (по правильному курсу).
  4. Проверка корректности отражения доходов по процентам, полученным по счетам в банке.

Проверка поступлений денежных средств

В ходе выполнения аудита выполняется сверка корректности и своевременности оприходования наличных денежных средств, поступающих в виде выручки и прочих доходов, а также возврата денежных средств подотчетными лицами и прочих поступлений. С этой целью сверяются суммы в приходных кассовых ордерах и накладных, банковских выписках и прочей релевантной первичной документации.

Постановление Госкомстата РФ № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» от 18.08.1998 регламентирует состав и применение первичной документации, причем применение данных форм в случае операций, относящихся к кассовым, является обязательным.

Проверка сохранности денежных средств

Проверка сохранности денежных средств осуществляется путем инвентаризации кассы при проведении аудита. Компания также обязана инвентаризировать кассу при реорганизации или ликвидации, при выявлении фактов хищения денежных средств, при смене лиц, несущих материальную ответственность за денежные средства в кассе, а также в случае чрезвычайных ситуаций, в ходе которых касса могла быть физически повреждена.

Проверка контрольно-кассовой техники

До 1 июля 2018 года ряд предприятий имеют право совершать торговлю без применения контрольно-кассовой техники. При ведении расчетов при помощи контрольно-кассовой техники остальные предприятия должны зарегистрировать данную технику в органах государственной налоговой инспекции, что должно быть проверено аудитором. В ходе аудита осуществляется проверка корректности ведения журнала кассира-операциониста по формам КМ-4 и КМ-5.

39. Аудит учета денежных средств организации

Аудиторская проверка операций с денежными средствами включает проверку кассовых, банковских и валютных операций. Основная цель проверки – установление законности, достоверности и целесообразности совершения операций с денежными средствами предприятия, правильности их отражения в учете. В ходе проведения аудитор руководствуется законодательством РФ и нормативными документами Министерства финансов РФ, Центрального банка России. Операции по движению денежных средств проверяются сплошным методом.

В ходе аудита операций с денежными средствами решаются следующие задачи:

• ознакомление с условиями хранения наличных денег, ценных бумаг и других денежных документов в кассе;

• изучение фактического порядка документального оформления операций по приходу и расходу денежных средств, ведения кассовой книги, учета кассовых операций;

• проверка соблюдения кассовой дисциплины (своевременности и полноты оприходования наличных денег в кассе и возврата в банк сверхлимитных остатков денежных средств, установленных правилами расчетов наличными деньгами с юридическими лицами, порядком выдачи и возврата в кассу подотчетных сумм, целевого использования полученных из банка по чекам денежных средств, в том числе валютных, и др.);

• установление количества открытых в банках рублевых и валютных счетов, законности совершения операций по каждому счету;

• определение законности и целесообразности операций по поступлению и списанию средств с банковских счетов предприятия, в том числе валютных, правильности их отражения в учете;

• проверка состояния платежно-расчетной дисциплины по заключенным договорам.

Источниками информации для проверки операций с денежными средствами являются: кассовая книга; отчеты кассира с приложенными первичными документами; чековые денежные книжки, выписки банков по рублевым и валютным счетам; журналы регистрации приходных и расходных кассовых ордеров, платежных поручений и т.п.; учетные регистры (ведомости, журналы-ордера) по счетам 50, 51, 52, 55, 57 и т.д.; Главная книга; баланс; Отчет о движении денежных средств

40. Аудит расчетов с поставщиками и покупателями

Источниками информации для проверки расчетов с поставщиками, по­купателями, являются: договоры поставки продукции (выполнения работ, оказания услуг), накладные, счета-фактуры, акты сверки расчетов, протоколы о за­чете взаимных требований, акты инвентаризации расчетов, векселя, копии платежных документов, авансовые отчеты, учетные регистры (журналы-ордера, ведомости, машинограммы) по счетам 60, 62, 71, 75, 76, 79, 91 007 и др., Главная книга, бухгалтерская отчетность, Положение об учетной политике предприятия и др.

Проверка расчетов с поставщиками предусматривает прежде всего изучение договоров поставки сырья и материалов и других хозяйственных договоров на оказанные предприятию услуги, выполнен­ные работы. Аудиторы должны установить наличие договоров поставки по прове­денным сделкам, правильность их оформления, дату возникновения и причину образования просроченной задолженности. Далее, как правило, выборочно проверяются расчетные операции с поставщиками по данным расчетно-платежных документов и учетных регистров по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Определяется также, проводилась ли инвентаризация и сверка расчетов, предъявлялись ли штрафные санкции к поставщикам при нарушении договорных обяза­тельств, обоснованность начисленных или полученных сумм штрафных санкций. Следует проконтролировать правильность корреспонденции счетов, ука­занной в учетных регистрах.

Аудит расчетов с покупателями и заказчиками предусматривает изу­чение полноты и своевременности оформления и правильности отраже­ния на счетах бухгалтерского учета таких расчетов. В процессе проверки выясняется наличие и правильность оформле­ния договоров на поставку продукции, гарантийных писем от покупате­лей. По данным первичных расчетно-платежных документов, актов ин­вентаризации расчетов и учетных регистров по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» устанавливается достоверность, законность и реальность задолженности за реализованную (отгруженную) продукцию (работы, услуги).

Источник: https://StudFiles.net/preview/6325316/page:16/

Нормативная база, значение и задачи бухгалтерского учета и аудита денежных средств

Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (Закон «О бухгалтерском учете», Положения по бухгалтерскому учету), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии).

Денежные средства являются составной частью оборотных активов. Они необходимы предприятию для осуществления расчетов между поставщиками и подрядчиками, для осуществления платежей в бюджет, расчетов с кредитными учреждениями, для выдачи работникам зарплаты, премий и для осуществления других видов выплат .

Денежные средства предприятия находятся в кассе в виде наличных денег, денежных документов, на счетах в банках, в выставленных аккредитивах, открытых особых счетах и др. При умножении денежных средств их правильное использование и контроль за сохранностью является одной из важнейших задач бухгалтерии предприятия и бухгалтерского учета. От успешности решения этой задачи зависит платежеспособность предприятия, своевременность расчетов с поставщиками и подрядчиками, своевременность платежей в бюджет .

При бухгалтерском учете и проведении аудита денежных средств предприятия необходимо принимать во внимание следующие законодательно-нормативные документы:

«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) .

Порядок составление и представления бухгалтерской отчетности регламентирован Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ (ред. от 28.09.2010)»О бухгалтерском учете» (принят ГД ФС РФ 23.02.1996) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2011) .

Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н (ред. от 25.10.2010)»Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.08.1998 N 1598) . Данное положение определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами по законодательству Российской Федерации .

На основании Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утвержденого Приказом Минфина Российской Федерации от 06.10.2008 г. №106н (ред. от 08.11.2010), предприятие устанавливает основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации .

Состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организации регламентируются Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность (ПБУ 4/99), утверждено приказом Минфина Российской Федерации от 6 июля 1999 г. №43н. (в редакции Приказа Минфина РФ от 8.11.2010) .

При разработке организацией самостоятельных форм бухгалтерской отчетности на основе форм, рекомендуемых Минфином России, должны соблюдаться требования (полнота, существенность, нейтральность) изложенные в Положении по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) от 06.07.99. № 43н. (в редакции Приказа Минфина РФ от 8.11.2010). На основании данного положения составляется в объеме и порядке, установленном Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» сводная бухгалтерская отчетность.

Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утверждено приказом Минфина РФ от 6.05.1999 № 32н (ред. от 08.11.2010) устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о доходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации .

Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утверждено приказом Минфина РФ от 6.05.1999 № 33н (ред. от 08.11.2010), устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации .

Порядок проведения инвентаризации имущества организации установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России №49 от 13.06.1995 (ред. от 08.11.2010) . Результаты инвентаризации оформляются документами по формам, утвержденным Постановлением Госкомстата России № 26 от 27.03.2000г. и Постановлением Госкомстата России № 88 от 18.08.1998 г. (в редакции Постановления Госкомстата РФ от 03.05.2000 №36).

На основании Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчета по налогу на прибыль» ПБУ 18/02 (в редакции от11.02.2008 № 23н), утвержденого приказом Минфина РФ от 19.11.2002 № 114н (ред. от 25.10.2010), устанавливаются правила формирования в бухгалтерской отчетности информации о расчетах по налогу на прибыль для организаций, признаваемых в установленном законодательством РФ порядке налогоплательщиками налога на прибыль, а также определяют взаимосвязь показателя, отражающего прибыль (убыток), исчисленного в порядке, установленном нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету в РФ, и налоговой базы по налогу на прибыль за отчетный период, рассчитанный в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах .

Закон Российской Федерации № 5215-1 от 18 июня 1993 г. «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» (ред. от 30 декабря 2001 года) .

Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету денежных средств с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин (утв. Постановлением Госкомстата РФ № 132 от 25.12.1998) .

Бухгалтерский учет денежных средств имеет важное значение для правильной организации денежного обращения организации, расчетов и кредитования на производстве. Учет денежных средств имеет значение в укреплении платежной дисциплины и в эффективном использовании финансовых ресурсов предприятия. Поэтому очень важен контроль за соблюдением кассовой дисциплины, правильностью и эффективностью использования денежных средств, обеспечением сохранности денежных документов, находящихся в кассе предприятия.

Порядок хранения и расходования денежных средств в кассе установлен письмом Центрального банка РФ от 4 октября 1993 года № 18 (в ред. от 26.02.96)»О порядке ведения кассовых операций в РФ» . В соответствии с этим документом организации независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков.

Исходя из этого, основными задачами бухгалтерского учета денежных средств являются:

­ проверка правильности оформления, законности документов;

­ своевременное и полное отражение операций в учете;

­ обеспечение своевременности, полноты и правильности расчетов по всем видам платежей;

­ своевременное проведение инвентаризации денежных средств и отражение ее результатов в учете;

­ обеспечение сохранности денежных средств, денежных документов в кассе предприятия и других местах хранения;

­ изыскание возможностей наиболее рационального вложения свободных денежных средств как источника финансовых инвестиций, приносящих доход;

­ создание условий для повседневного контроля за наличием и движением денежных средств.

Для осуществления расчетов наличными деньгами каждая организация должна иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.

Прием наличных денег организациями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин, согласно с Федеральным законом от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ (ред.27.07.10)»О применении контрольно — кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» .

Наличные деньги, полученные организациями в банках, расходуются на цели, указанные в чеке. Ведение кассовых операций возложено на кассира, который несет полную материальную ответственность за сохранность принятых ценностей, в соответствии с Приложением № 2 к Постановлению Министерства труда и социального развития РФ от 31 декабря 2002 года № 85 «Типовая форма договора о полной материальной ответственности» .

В кассе можно хранить небольшие денежные суммы в пределах установленного банком лимита для оплаты мелких хозяйственных расходов, выдачи авансов на командировки и других небольших платежей. Превышение установленных лимитов в кассе допускается лишь в течение трех рабочих дней (включая день получения денег в банке) в период выплаты заработной платы работникам организации, пособий по временной нетрудоспособности, стипендий, пенсий и премий.

Для учета кассовых операций применяются типовые межведомственные формы первичных документов и учетных регистров, собранные в Альбоме унифицированных форм первичной учетной документации по учету налоговых операций (утв. Постановлением Госкомстата РФ № 88 от 18 августа 1998г.) (ред. от 3.05.2000г.) .

Руководители организации обязаны оборудовать кассу и обеспечить сохранность денег в помещении кассы, а также при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк. В тех случаях, когда по вине руководителей организации не были созданы необходимые условия, обеспечивающие сохранность денежных средств при их хранении и транспортировке, они несут ответственность в установленном законодательством порядке.

Помещение кассы должно быть изолировано, а двери в кассу во время совершения операции — заперты с внутренней стороны. Доступ в помещение кассы лицам, не имеющим отношения к ее работе, воспрещается.

Кассы организаций могут быть застрахованы в соответствии с действующим законодательством. Ключи от металлических шкафов и печати хранятся у кассиров, которым запрещается оставлять их в условленных местах, передавать посторонним лицам либо изготавливать неучтенные дубликаты. Учтенные дубликаты ключей в опечатанных кассирами пакетах, шкатулках хранятся у руководителей организаций. Не реже одного раза в квартал проводится их проверка комиссией, назначаемой руководителем организации, результаты ее фиксируются в акте.

При обнаружении утраты ключа руководитель организации сообщает о происшествии в органы внутренних дел и принимает меры к немедленной замене замка металлического шкафа. Хранение в кассе наличных денег и других ценностей, не принадлежащих данной организации, запрещается .

В организациях, имеющих одного кассира, в случае необходимости временной его замены исполнение обязанностей кассира возлагается на другого работника по письменному приказу руководителя организации (решению, постановлению). С этим работником заключается договор о полной материальной ответственности.

В случае внезапного оставления кассиром работы (болезнь) находящиеся у него под отчетом ценности немедленно пересчитываются другим кассиром, которому они передаются, в присутствии руководителя и главного бухгалтера организации или в присутствии комиссии из лиц, назначенных руководителем организации. О результатах пересчета и передачи ценностей составляют акт за подписями указанных лиц.

В организациях, имеющих большое количество подразделений или обслуживаемых центральными бухгалтериями, оплата труда, выплаты пособий по социальному страхованию, стипендий могут производиться по письменному приказу руководителя организации (решению, постановлению) другими, кроме кассиров, лицами, с которыми заключается договор о материальной ответственности и на которых распространяются все права и обязанности, установленные Порядком ведения кассовых операций в РФ утвержденного решением Совета директоров Центрального банка РФ от 04.10.1993 № 18 и сообщенного письмом Банка России от 4 октября 1993 года № 18 . В малых организациях, не имеющих в штате кассира, обязанности последнего может исполнять главный бухгалтер или другой работник по письменному распоряжению руководителя организации при условии заключения с ним договора о материальной ответственности.

В сроки, установленные руководителем организации, а также при смене кассиров производится внезапная ревизия денежных средств и других ценностей, находящихся в кассе. Остаток денежной наличности в кассе сверяют с данными учета по кассовой книге. Для осуществления ревизии кассы приказом руководителя организации назначается комиссия, которая составляет акт. При обнаружении ревизией недостачи или излишка ценностей в кассе в акте указывают их сумму и обстоятельства возникновения .

В условиях автоматизированного ведения кассовой книги должна проводиться проверка правильности работы программных средств обработки кассовых документов.

Ответственность за соблюдение Порядка ведения кассовых операций возлагается на руководителей организаций, главных бухгалтеров и кассиров. Лица, виновные в неоднократном нарушении кассовой дисциплины, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок ведения кассовых операций систематически проверяют банки (не реже одного раза в два года).

В настоящее время в соответствии с Указанием Центрального банка Российской Федерации от 14.11.01 г. № 1050-У установлен предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами на уровне 60000 рублей по одной сделке. При этом следует учитывать, что под сделкой в данном случае понимается один отдельный договор. Для расчетов с физическими лицами предельный размер расчетов наличными не установлен .

Существенные ограничения по порядку осуществления кассовых операций устанавливает Указ Президента Российской Федерации от 19 ноября 1998 года № 416-У «О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения» . В соответствии с данным Указом организациям запрещено вносить из кассы наличные денежные средства непосредственно на расчетные счета других лиц (юридических и физических), минуя свой счет. За несоблюдение этого порядка налоговые органы накладывают на организацию штраф в 2-кратном размере от суммы произведенного взноса.

Организациям запрещена прямая выплата наличных денежных средств физическим лицам и организациям по операциям с векселями либо в целях возврата платежей, поступивших в виде предоплаты по контракту, выполнение которого было прекращено. За нарушение данного порядка налоговые органы налагают штраф в размере суммы наличных денежных средств, выданных через кассу организациям и физическим лицам.

Использование контрольно-кассовых машин для учета расчетов с населением обязательно для всех организаций. Если организации в силу специфики своей деятельности или особенностей местонахождения не имеют возможности применять контрольно-кассовые машины, то в качестве документов строгой отчетности при расчетах с населением могут использоваться формы бланков документов, утвержденные Минфином России.

За нарушение требований Закона Российской Федерации «О применении контрольно — кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» применяются штрафные санкции к организациям в зависимости от характера нарушения .

Денежные расчеты осуществляются организацией либо наличными деньгами, либо в виде безналичных платежей. Безналичные расчеты осуществляются посредством безналичных перечислений по расчетным, текущим и валютным счетам, с помощью векселей и чеков, заменяющих наличные деньги.

Формы безналичных расчетов определены статьей 862 Гражданского Кодекса РФ и Положением Центрального банка РФ «О безналичных расчетах в РФ» (ред.27.07.10):

­ расчеты платежными поручениями;

­ расчеты по инкассо;

­ расчеты по аккредитиву;

­ расчеты чеками.

Платежные поручения на перечисление денежных средств в бюджеты всех уровней оформляются, согласно Приложению 5 к Приказу Министерства финансов РФ от 24.11.2004 года № 106н «Правила указания информации, идентифицирующей лицо или орган, оформившие расчетный документ, на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему российской Федерации».

Источник: https://studbooks.net/1443814/buhgalterskiy_uchet_i_audit/normativnaya_baza_znachenie_zadachi_buhgalterskogo_ucheta_audita_denezhnyh_sredstv

Нормативные документы, регулирующие учет и аудит денежных средств

Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (Закон «О бухгалтерском учете», положения по бухгалтерскому учету), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии). В зависимости от назначения и статуса нормативные документы регулирующие движение денежных средств целесообразно представить в виде следующей системы:

  • 1-й уровень: законодательные акты, указы Президента РФ и постановления Правительства, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации. К ним относятся:
    • -Гражданский кодекс РФ;
    • -Налоговый Кодекс РФ;
    • -Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 02.11.2013) «О бухгалтерском учете». Этот Закон определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность, требования к составлению первичной документации и учетных регистров;
    • -Указ Президента Российской Федерации от 18.08.1996 № 1212 (ред. от 25.11.2003) » О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения «.
  • 2-й уровень: стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности. Учетный стандарт можно определить как свод основных правил, устанавливающий порядок учета и оценки определенного объекта или их совокупности. Положения призваны конкретизировать закон о бухгалтерском учете и отчетности. Единственным регулирующим органом системы нормативных документов является Министерство Финансов РФ. К ним относятся:
    • -Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, утвержденное приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 года № 34н. Регулирует общие вопросы организации и ведения бухгалтерского учета, составления первичных документов, организации документооборота;
    • -«Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте». ПБУ 3/2006. Утверждено приказом Минфина РФ от 27.11.2006 года №154н( ред. от 24.12.2010);
    • -«Бухгалтерская отчетность организации». ПБУ 4/99 г. Утверждено приказом Минфина РФ от 06 июля 1999 года № 43н(ред. от 08.11.2010);
  • 3-й уровень: методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств. Методические рекомендации и инструкции призваны конкретизировать учетные стандарты в соответствии с отраслевыми и иными особенностями. Они разрабатываются Минфином РФ и различными ведомствами.
  • -План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 года № 94н. Эта инструкция применяется как регулирующая организацию и ведение бухгалтерского учета кассовых операций;
  • -Приказ Минфина РФ от 02.07.2010 года № 66н (ред. от 04.12.2012) «О формах бухгалтерской отчетности организаций» — применяется в части требований по группировке и детализации данных о движении наличных, денежных средств и иных ценностей, хранящихся в кассе, а также в части требований по составлению Отчета о движении денежных средств;
  • -«Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации», утвержденный решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 40 и сообщенный письмом Банка России от 4 октября 1993 года №18 применяется в полном объеме;
  • -Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации, утвержденное постановлением Центробанка РФ от 5 января 1998 года №14-П применяется в части порядка получения денежных средств в банке и сдачи наличных денег в банк, установления лимита остатков наличных денег и других вопросов, касающихся отношений между организацией и банком в рамках договора о расчетно-кассовом обслуживании.
  • 4-й уровень: рабочие документы по бухгалтерскому учету самого предприятия. Рабочие документы самого предприятия определяют особенности организации и ведения учета в нем. Основными из них являются:
    • -документ по учетной политике предприятия;
    • -утвержденные руководителем формы первичных учетных документов;
    • -графики документооборота;
    • -утвержденный руководителем План счетов бухгалтерского учета;
    • -утвержденные руководителем формы внутренней отчетности

В процессе аудиторской проверки операций с денежными средствами следует руководствоваться следующими нормативными документами:

  • — Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 02.11.2013) «О бухгалтерском учете»;
  • — Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об аудиторской деятельности»

Федеральный закон «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ.

  • — Постановление Правительства РФ «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности», утвержденное 23 сент. 2002 г. № 696;
  • — Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом МФ РФ от 29 июля 1998 г. № 34н( ред. от 24.12.2010);
  • — Положение «О безналичных расчетах в Российской Федерации», утвержденное ЦБ РФ 3 октября 2002 г. № 2-П;
  • — План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению, утвержденные Приказом МФ РФ от 31 октября 2000 г. № 94н;
  • — Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный Письмом ЦБ РФ от 4 октября 1993 г. № 18 (в ред. Письма ЦБ РФ от 26 февраля 1996 г. № 247);
  • — Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом МФ РФ от 13 июня 1995 г. № 49.

Информационная база, используемая аудитором при проверке денежных операций, включает:

  • — основные нормативные документы, регулирующие порядок проведения кассовых, банковских и расчетных операций, а также бухгалтерский учет этих операций;
  • — приказ об учетной политике организации;
  • — бухгалтерскую отчетность — Бухгалтерский баланс (ф. № 1) и Отчет о движении денежных средств (ф. № 4);
  • — налоговую отчетность (сведения о рублевых счетах и счетах в иностранной валюте);
  • — регистры синтетического учета денежных операций: журналы-ордера, ведомости, машинограммы по счетам 50, 51, 52, 55, 57; журналы регистрации приходных и расходных кассовых ордеров, платежных поручений; кассовую книгу; Главную книгу;
  • — первичные документы, оформляющие операции с денежными средствами — отчеты кассира с приложенными первичными документами (приходные и расходные кассовые ордера, платежные ведомости, квитанции и др.); чековые денежные книжки; выписки банков по рублевым и валютным счетам с приложенными первичными документами (счета, платежные поручения, платежные требования-поручения, ) и др.

Источник: https://studwood.ru/2062568/buhgalterskiy_uchet_i_audit/normativnye_dokumenty_reguliruyuschie_uchet_audit_denezhnyh_sredstv

Сущность аудита денежных средств.

Аудит денежных средств и дебиторской задолженности

1. Сущность аудита денежных средств.

2. Организация и процедуры проведения аудита наличных денежных средств.

3. Методика аудита денежных средств на счетах в банке.

4. Сущность аудита дебиторской задолженности.

5. Методика аудита расчетов с покупателями и заказчиками.

Сущность аудита денежных средств.

Денежные средства – это наиболее ликвидная часть активов организации, представляющая собой наличные и безналичные платежные средства в российской и иностранной валюте; легко реализуемые ценные бумаги, а также платежные и денежные документы.

По месту нахождения денежные средства делятся на следующие группы:

Денежные средства в кассе – это наличные средства необходимые для текущих нужд предприятия, а также средства, поступающие на различные цели и из разных источников.

Денежные средства в пути – это денежные средства, сданные в банк через инкассаторов, через органы связи, в вечерние кассы банка, которые на конец отчетного периода (месяца) еще не зачислены на расчетный счет предприятия и не подтверждены выпиской банка.

Денежные средства в банке – это безналичные средства организации, размещенные в кредитных организациях на расчетных и различных депозитных счетах в российской и иностранной валюте.

Денежные средства и их эквиваленты отражаются в Бухгалтерском балансе по строке 1250 «Денежные средства и денежные эквиваленты» (остаток денежных средств в кассе, на расчетных и валютных счетах в кредитных организациях), а также в Отчете о движении денежных средств, который включает информацию о наличных и безналичных денежных потоках организаций и представляется в составе Пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.

В п. 5 ПБУ 23 дано определение денежных эквивалентов, информация о движении которых вместе с денежными средствами представляется в Отчете о движении денежных средств. Денежные эквиваленты – краткосрочные высоколиквидные финансовые вложения, которые могут быть легко обращены в заранее известную сумму денежных средств и которые подвержены незначительному риску изменения стоимости (например, открытые в кредитных организациях депозиты до востребования).

Для учета денежных средств Планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по его применению предусмотрены счета: 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках». Для учета денежных эквивалентов следует использовать информацию на счетах:
56 «Денежные документы» (кроме собственных акций, выкупленных у акционеров), 57 «Переводы в пути» и 58 «Финансовые вложения» (в части инвестиций, первичный срок погашения которых не превышает трех месяцев).

Цель аудита денежных средств – предоставление обоснованного вывода о законности, достоверности и целесообразности операций с денежными средствами организации, правильности их отражения в бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также их соответствии требованиям законодательных и нормативных актов во всех существенных аспектах.

Задачами аудита денежных средств является проверка:

а) по учету денежных средств в кассе:

— условий хранения, сохранности денежных средств в кассе и при доставке их из банка;

— наличия договоров о полной материальной ответственности;

— соблюдения сроков и порядка проведения инвентаризации, выявление ее результатов и отражение на счетах бухгалтерского учета;

— правильности документального оформления операций с денежными средствами в кассе;

— выполнения кассовой дисциплины, порядка оприходования и расходования наличности;

— соблюдения установленного лимита хранения наличных денег в кассе и выдачи денежных средств под отчет на командировочные, хозяйственные расходы и другие нужды;

— целевого использования наличных денежных средств;

— соответствия данных первичного, аналитического и синтетического учета и финансовой отчетности и пр.

б) по учету денежных средств в банке:

— наличия у организации расчетных и других счетов в банках;

— законности операций, которые осуществляются на этих счетах;

— правильность документального оформления банковских операций;

— полнота и соответствие оплаченных средств выставленным счетам;

— соответствие сумм в выписках банка суммам, отраженным в первичных расчетных документах;

— достоверность и целесообразность осуществления банковских операций;

Основные законодательные и нормативные документы, используемые аудиторами для проведения аудита денежных средств:

— Федеральный закон от 22.05.2003 г. №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»;

— Федеральный закон от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»;

— Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. №34н;

— План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций агропромышленного комплекса и Методические рекомендации по его применению, утвержденные Приказом Минсельхоза РФ от 13.06.2001 г. №654;

— Указание Банка России от 11.03.2014 г. №3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства»;

— Указание Банка России от 07.10.2013 г. №3073-У «Об осуществлении наличных расчетов»;

— Инструкция Банка России от 30.05.2014 г. №153-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов»;

— Положение о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденное Банком России 19.06.2012 г. №383-П;

— Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2006, утвержденное Приказом Минфина РФ от 27.11.2006 г. №154н;

— Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/2002, утвержденное Приказом Минфина РФ от 10.12.2002 г. №126н;

— Положение по бухгалтерскому учету «Отчет о движении денежных средств» ПБУ 23/2011, утвержденное Приказом Минфина РФ от 02.02.2011 г. №44н;

— Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 г. №49;

— Унифицированные формы первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации, утвержденные постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 г. №88 и др.

Источниками информации для аудита денежных средств предприятия является:

— приказ об учетной политике организации;

— договоры с банком об обслуживании банковского счета; договоры о материальной ответственности;

— приходные и расходные кассовые ордера (ф. № КО-1, ф. № КО-2), платежное поручение, платежные требования, чеки, банковские ордера и т.п.; расчетно-платежные (платежные) ведомости на выплату зарплаты, отпускных, материальной помощи и других выплат;

— Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов (ф. № КО-3), Кассовая книга (ф. № КО-4), Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств (ф. № КО-5), отчеты кассира; выписки банка;

— акты типовой формы, оформляемые при проведении ревизии, инвентаризации денежных средств;

— журналы-ордера №№ 1-АПК, 2-АПК, 3-АПК, 4-АПК, 5-АПК и ведомости ф. № 25-АПК, ф. № 27-АПК, ф. № 27-АПК, аналитические данные к счетам 50, 51, 52, 55, 56, 57, 58; главная книга;

— формы годовой финансовой отчетности: Бухгалтерский баланс, Отчет о движении денежных средств; и пр.

Основными методами аудиторской проверки денежных средств являются: инвентаризация, проверка документов по форме и по содержанию, арифметическая, логическая, экспертная, встречная, взаимная проверка, оценка документов по данным корреспондирующих счетов, опрос и пр.

Операции с денежными средствами должны проверяться сплошным методом. Это связанно с подвижностью данных активов и подверженностью их злоупотреблением, со стороны работников и третьих лиц. Существует два вида сплошного наблюдения: проверка части документов за все месяцы проверяемого периода и проверка всех документов данного вида за несколько месяцев.

В ходе проверки проводится сбор аудиторских доказательств по следующим критериям:

1. Существование – убедиться в том, что все отраженные в документах и отчетности операции по движению денежных средств действительно существуют и относятся к деятельности. Для этого аудитор пересчитывает кассу, а также смотрит выписки с банковских счетов предприятия.

2. Права и обязательства – убедиться в том, что права организации на денежные средства, отраженные в учете и отчетности, документально подтверждены и не ограничены правами третьих лиц. Например, заработная плата сотрудников, находящаяся в кассе, все еще находится на предприятии, однако, фактически она вот-вот станет собственностью его сотрудников.

3. Порядок закрытия периода – убедиться в том, что отраженные в бухгалтерском учете операции с денежными средствами имели место в течение отчетного периода.

4. Полнота – убедиться в том, что отсутствуют операции с денежными средствами, которые должны были быть отражены в бухгалтерском учете и отчетности, но не были в нем отражены.

5. Оценка и распределение – убедиться в том, что операции с денежными средствами отражены в учете и отчетности в правильной оценке, а способ оценки соответствует учетной политике. Самое сложное – установить реальную стоимость денежных средств в иностранной валюте и эквивалентов денежных средств на день проверки, т. е. подтвердить либо опровергнуть правильность их оценки.

6. Точность – убедиться в том, что операции с денежными средствами отражены в учете в правильной оценке и числовые показатели определены правильно.

7. Классификация и понятность – убедиться в том, что операции с денежными средствами отражены в учете в соответствии с нормативными актами, правильно классифицированы в отчетности и вся существенная информация о них раскрыта в отчетности.

Источник: https://helpiks.org/9-23145.html

Цель и задачи аудита денежных средств

Основной цельюпроверки денежных средств является установление законности, достоверности и целесообразности совершенных операций с денежными средствами и правильности отражения их в учете.

Задачами аудита денежных средств являются:

  • ознакомление с условиями хранения наличных денег и определение их сохранности;

  • изучение правильности документального оформления операций по приходу и расходу денежных средств, ведению кассовой книги и учету кассовых операций;

  • проверка соблюдения кассовой дисциплины, полноты и своевременности оприходования наличных денег в кассу;

  • соблюдение лимита кассовой наличности и установление правил расчетов наличными деньгами с юридическими лицами;

  • соблюдение порядка выдачи и возврата в кассу подотчетных сумм, целевое использование, полученных в банке денег;

  • определение законности и целесообразности операций по поступлению и списанию средств с банковских счетов предприятия, правильности отражения их в учете;

  • проверка состояния расчетно-платежной дисциплины по заключенным договорам.

Источниками информации служат:

  • ПКО и РКО с оправдательными документами;

  • Журнал регистрации ордеров;

  • Кассовая книга;

  • Журнал-ордер № 1 и ведомость по счетам 30 – 35;

  • Выписки банка с приложенными платежными документами;

  • Главная книга;

  • Баланс;

  • Отчет о движении денежных средств (ф. 3).

Основным нормативным документом является Положение “О ведении кассовых операций в национальной валюте Украины” утвержденное НБУ 19. 02. 01. № 72.

Приступая к проверке операций с денежными средствами аудитору целесообразно провести тестирование по заранее подготовленному вопроснику, по результатам которого дается оценка состояния учета и внутреннего контроля денежных средств, составляется программа аудиторской проверки кассовых и банковских операций для целенаправленного сбора доказательств.

Доказательства аудитор получает с помощью следующих приемов: участия в инвентаризации кассовой наличности; наблюдения за проведением кассовых операций; устного опроса; получения письменного подтверждения; проверки аудиторских расчетов; анализа полученных данных.

  1. Аудит кассовых операций

Аудиторскую проверку денежных средств проводят по согласованию с руководителем предприятия. начинают с внезапной инвентаризации кассовой наличности. Кассир составляет отчет на момент проверки, затем по купюрную опись наличных денег в присутствии аудитора. Результаты инвентаризации оформляют заключением (актом) проверки кассы. Выявленные излишки оформляют Дт 301 Кт 719.

Недостачи денежных средств списывают расходным кассовым ордером на счет кассира для взыскания Дт 375 Кт 301, а затем Дт 301, 661 Кт 375.

Затем аудитор проверяет правильность документального оформления операций, качество ведения приходных и расходных кассовых ордеров, ведение кассовой книги и журнала регистрации кассовых ордеров. Одновременно проверяют законность кассовых операций, полноту денежных средств в кассу от выручки или из банка.

Проверяя расходование наличных денег обращают внимание на наличие подписи руководителя, главного бухгалтера, получателя и его паспортные данные.

Проверяя корреспонденцию счетов и погашение приходных кассовых ордеров штампом “получено”, а расходных “оплачено” с указанием даты.

В зависимости от объема кассовых операций и степени доверия к клиенту проверка кассовых документов может быть сплошной или выборочной. В выборку, как правило, включают все документы за 1 месяц каждого квартала и если доля ошибок превысит 10%, то целесообразно проверить все кассовые документы сплошным способом.

Инструкция НБУ предусматривает, что сумма платежа наличностью предприятия не должна превышать 10000 грн. в течение 1 дня по 1 или нескольким платежным документам. Платежи свыше 10000 должны проводиться в безналичном порядке.

При проверке выясняют соблюдение установленного лимита расчета наличными деньгами и установленного банком лимита кассовой наличности.

В заключение исследуют правильность корреспонденции счетов, подсчета оборотов и выведения остатков по счету 30. Сверяют обороты по счету 30 с соответствующими данными в журналах-ордерах № 2, 3, 7, 11 и др.

Типичные ошибки:

  1. отсутствие первичных кассовых документов или неправильное их оформление;

  2. прямое хищение денежных средств, скрытое расписками или неоформленное документами;

  3. не оприходование и присвоение денежных средств, поступивших из банка от юридических и физических лиц;

  4. излишнее списание денег по кассе путем повторного использования кассовых документов или их подделки;

  5. присвоение сумм, начисленных организациям и лицам в виде депонированной заработной платы или кредиторской задолженности;

  6. превышение лимита кассовой наличности на конец дня и лимита расчетов наличностью с организациями (до 10000 грн.).

Обнаруженные ошибки и недостоверные данные аудитор регистрирует в своих рабочих документах. Аудитор должен информировать клиента о возможных финансовых санкциях за выявленные нарушения и помочь их устранить.

Источник: https://StudFiles.net/preview/5283692/page:15/

План и программа аудита денежных средств

Составьте план аудита денежных средств самостоятельно, используя (можно — частично) отражены ниже задачи и добавляя свои, а потом сравните его с тем, который будет представлен на лекции по этой ними. Согласно методики, которую используют авторы этого пособия, план аудита по конкретному объекту составляется по таблице, представленной в вопросе 4 Темы 5 Модуля.

Задачами аудита денежных средств в целом являются:

— проверка организации и методики учета денежных средств, определенных Приказом об учетной политике;

— проверка наличия и использования предприятием различных валют для хозяйственной деятельности;

— определение организационной структуры движения денежных средств и наличии текущих счетов на предприятии;

— оценка состояния синтетического и аналитического учета средств, качества отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете учетных регистрах и отчетности;

— проверка наличия денежных средств у предприятия (не только в главной кассе, а также и в операционных кассах различных подразделений) и выявления недостач или излишков;

— проверка наличия и движения средств на текущих и других счетах в учреждениях коммерческих банков, подтвержденных выписками и первичными документами, включая движение средств в иностранной валюте;

— проверка состояния хранения денежных средств и ценных бумаг в кассе и правильности организации ведения кассового хозяйства;

— проверка соблюдения Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине;

— проверка своевременности и полноты оприходования денежных средств;

— проверка законности расходования денежных средств.

Программу (расширенный план) аудита денежных средств целесообразно составлять по отдельным направлениям : средства в кассе, средства на текущем счете, на других счетах в коммерческих банках на основе заданий плана, детализируя процедуры и определяя источники получения доказательств. Кроме того, необходимо учесть, сколько человек будут принимать участие в проверке и срок проверки, определенный заданием для проведения аудита денежных средств.

Методика аудита денежных средств

Аудитор, получив задание на проведение аудита денежных средств, составляет план и программу проведения аудита (детализация процедур должна быть максимальна) и, соответственно к ней, начинает проводить проверку.

Начинается проверка с оценки методики и организации учета денежных средств, указанных в Приказе об учетной политике. При этом, аудитор определяет методические и организационные особенности, выясняет возможность применения тех или иных методик, которые можно предложить и оценивает такие вопросы в Приказе об учетной политике:

— уточняет в рабочем плана счетов, какие счета и субсчета использует предприятие и каким образом детализирует информацию;

— изучает должностные инструкции бухгалтеров по учету денежных средств;

— определяет номера текущих и других счетов в учреждениях коммерческих банков, как в национальной, так и в иностранной валютах;

— выясняет наличие лимита остатка денежных средств в кассе (для главной кассы и отдельных операционных касс за отдельными объектами);

— определяет, сколько операционных касс за отдельными подразделениями предприятия и порядок сдачи выручки на них;

— выясняет использования иностранной валюты при выдаче наличной иностранной валюты и проведения расчетов с иностранными контрагентами и тому подобное.

На основе задания и программы проведения, аудитор приступает к проведению аудита денежных средств.

Аудит денежных средств необходимо начинать с оценки данных финансовой отчетности, а именно — Баланса (Отчета о финансовом состоянии), из которого выясняют сумму денежных средств в национальной и иностранной валюте (для отчетности по 2012 г. включительно), и остатки денежных средств в кассе на начало и конец отчетного периода и сравнивают с Оборотной ведомостью по синтетическим счетам, чтобы действительно подтвердить остатки в разрезе отдельных счетов: касса, текущий счет (за каждым счетом в учреждении банка), другие счета в учреждениях коммерческих банков. Все эти суммы денежных средств также необходимо сравнить с Главной книгой и регистрами бухгалтерского учета. В случае несоответствия сумм аудитор фиксирует нарушение в рабочих документах.

Аудит денежных средств проводится по следующим основным направлениям:

— аудит денежных средств (наличных) в кассе в национальной и иностранной валютах;

— аудит денежных средств на текущих счетах в национальной и иностранной валютах;

— аудит денежных средств на прочих счетах в коммерческих банках;

— аудит денежных средств в пути в национальной и иностранной валютах.

Аудит денежных средств (наличных) в кассе в большинстве случаев начинается за наблюдением аудитора за инвентаризацией наличных в кассе в начале проведения аудита в целом по предприятию. Эта процедура дает возможность проверить, допускает злоупотребление управленческий персонал предприятия, или допускаются кражи денежных средств.

На основе полученного задания на проведение аудита наличных и в соответствии с программой аудитор проверяет сколько операционных касс имеет предприятие (предприятие может иметь центральную кассу и кассы в магазинах, кафе и других организациях и учреждениях), из которых выручка может быть сдана как инкассаторов, так и через центральную кассу для зачисления на текущий счет. По каждой кассе должен вестись отдельный учет движения наличности в кассовых книгах.

Необходимо провести одновременную инвентаризацию во всех кассах, при этом выяснить, допускаются внутренние перемещения наличных денежных средств между кассами в тех случаях, когда средства предусмотрено сдавать непосредственно через инкассаторов. В таких случаях могут возникать злоупотребления со стороны управленческого персонала, а именно: кражи, временное использование средств и тому подобное.

Аудитор должен определиться с лимитом кассы, рассчитанным и утвержденным предприятием. Если же Приказ об установленном лимите кассы и его расчет отсутствуют, то любые остатки в кассе на конец рабочего дня считаются сверхлимитными. Следующим, аудитор должен проверить Кассовую книгу и Отчеты кассиров с целью выяснения — не было ли превышение лимита кассы за период, что проверяется, и использовались ли средства по назначению.

Перед проведением проверки аудитор должен оценить состояние внутреннего контроля на предприятии, определить лиц, которые имеют право выписывать и подписывать кассовые ордера и которые обязаны осуществлять контроль за движением кассовых операций. Аудитор должен проверить на наличие возможных признаков проведения не реальной, а формальной инвентаризации кассы на предприятии и наличие и содержание договора о полной материальной ответственности кассира.

Аудитор, проверяя приходные и расходные кассовые ордера, должен обратить внимание на заполнение всех реквизитов, так и на выплату заработной платы и средств по разовым трудовым соглашениям, расчеты с нештатными работниками, выдачу средств под отчет на закупку материальных ценностей (здесь обязательно проверяется наличие приказа руководителя предприятия о том, кому могут выдаваться средства под отчет) и тому подобное.

Особое внимание необходимо обратить на учет кассовых операций в иностранной валюте, а именно: особенности ее оприходование в кассу и выдача конкретным лицам, возврат неиспользованной иностранной валюты, срок ее возврата и тому подобное. Аудитор проверяет, не допускает случаев предприятие с наличием остатка средств в иностранной валюте, не использует средства не по назначению, или не выдает средства другим лицам, которые получены от подотчетных лиц неиспользованные тому подобное.

Аудит денежных средств на текущих счетах в национальной и иностранных валютах начинается с выяснения — какие счета и в каких банках имеет предприятие, при этом аудитор должен занести в рабочие документы как номер счета, так и название учреждения коммерческого банка, в котором этот счет находится и сумму остатка на счете согласно выписке на конец отчетного периода, за который проводится аудит. Аудитор сравнивает полученную информацию с данными финансовой отчетности, Оборотной ведомостью по синтетическим счетам, Главной книгой, регистрами аналитического и синтетического учета. В случае выявления отклонений, он фиксирует эту информацию в рабочих документах.

Аудитор проверяет все операции по текущим счетам в коммерческих банках на предмет выявления нарушений, а именно:

— своевременность оприходования денежных средств в кассу, полученных со счетов в учреждениях банков, путем построения сравнительной таблицы по операциям кассы и банка;

— перечисление средств, особенно если эти средства непосредственно списаны на счета затрат;

— проверка выписок банка на предмет изъятия тех или иных документов или выписки по операциям по счету. При обнаружении таких ошибок или злоупотреблений аудитор должен потребовать от предприятия направить запрос в банк на подтверждение определенных операций, по которым отсутствуют документы или выписка за конкретный день.

Аудитор проверяет операции по существу с целью выявления сомнительных операций или незаконного перечисления средств в результате злоупотреблений, воровства управленческого персонала. При обнаружении таких злоупотреблений после сбора всех необходимых доказательств аудитор обязан отразить выявленные злоупотребления в своих рабочих документах и уведомить руководство предприятия. Особое внимание необходимо уделить проверке средств на текущих расчетных счетах в иностранной валюте и отражении этих операций на счетах бухгалтерского учета, а именно — курсовых разниц, операций по приобретению и продаже иностранной валюты, своевременного перечисления средств по назначению. Кроме того, обязательно необходимо проверить правильность отражения расходов за перечисление денежных средств, других операций в иностранной валюте.

Качество проверки средств на текущих счетах и в кассе в большинстве случаев зависит от интуиции и опыта аудитора относительно возможности выявления злоупотреблений и нарушений.

Аудит денежных средств на других счетах в учреждении банка необходимо проводить, начиная с выявления счетов. которые имеет предприятие в учреждении банка, проверка аналитического учета по счетам, особенности организации учета (счета и субсчета по рабочим планом счетов, документооборот, регистры аналитического и синтетического учета). При проведении проверки необходимо выяснить наличие договора с банком по тому или иному счету, условия по депозитному счету, своевременность зачисления на счет средств, возвращенные учреждением банка, правильность отражения в учете начисленных процентов как суммы финансовых доходов.

При осуществлении аудита денежных средств на счета по корпоративной банковской платежной карте необходимо проверить:

— правильность отражения средств при зачислении их с текущего счета, особенно если эти средства есть в иностранной валюте;

— правильность отражения на счетах бухгалтерского учета при получении выписки, из которой перечислено получены средства наличными подотчетным лицом (эти средства необходимо отразить как денежные средства, выданные под отчет, а не сразу списывать на расходы).

По этим счетам необходимо проверить каждую операцию на предмет правильности отражения их в бухгалтерском учете, потому что могут быть допущены злоупотребления и ошибки.

Аудиторская проверка средств в пути начинается с изучения каждой хозяйственной операции с средств в пути сплошным способом. При этом, аудитор должен выяснить причины возникновения каждой такой операции, проверить правильность закрытия за каждым.

Эти операции могут возникать в момент сдачи выручки в вечернюю кассу в последний день месяца, поэтому аудитор должен проверить, все средства зачислены на текущий счет, были случаи несоответствия сумм, сданных через инкассатора и зачисленных на текущий счет, и как отражено в учете такие разногласия. Аудитор должен проверить правильность отражения операций по покупке и продаже иностранной валюты, так как на предприятии эти средства не всегда правильно отражают на счетах. Эти средства также являются средствами в дороге.

Для накопления информации аудитору целесообразно использовать таблицы, в которых отражаются все искажения: ошибки, разногласия, злоупотребления и прочее, что предоставит больше возможностей для определения общей суммы искажений.

Источник: https://studbooks.net/63497/buhgalterskiy_uchet_i_audit/plan_programma_audita_denezhnyh_sredstv

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *