Аттестация на соответствие должности

Содержание

>Переаттестация работников: как проводить

Из этой статьи вы узнаете:

  • Когда проводится переаттестация персонала;
  • Как организовать переаттестацию.

Когда проводится переаттестация персонала

Если аттестация – обязательная по закону процедура, то она проводится, как правило, раз в три года. Такое правило действует в государственных организациях. В коммерческих компаниях переаттестация, или как ее еще называют по-другому, оценка персонала, может проходить ежегодно.

Кроме того, бывают случаи, когда потребуется внеочередная аттестация. Например, при переходе на вышестоящую должность с изменением размера оплаты труда, после прохождения испытательного срока. Частые аттестационные процедуры нецелесообразны и отнимают много сил и времени, снижают мотивацию работников.

Периодичность проведения аттестации следует указать в Положении об аттестации сотрудников. Там же следует прописать, в каких случаях понадобится досрочная (внеочередная) переаттестация.

Как проводится переаттестация сотрудников

Перед тем как организовать масштабные оценочные процедуры для персонала компании, необходимо сделать следующее:

  • разработать общий алгоритм мероприятия;
  • подготовить необходимые для этого документы;
  • проинформировать об оценке все заинтересованные стороны;
  • продумать до мелочей, как проводить саму переаттестацию;
  • определить для себя, что будет итогом оценки, и какие решения будут приниматься по ее результатам;
  • прописать всю схему проведения мероприятия в Положении об аттестации сотрудников, утвердить данный документ у руководства.

Пошаговый алгоритм проведения переаттестации сотрудников

Этап 1: выясняем, для чего компании нужна переаттестация сотрудников

Например, в государственных учреждениях эта процедура положена по законодательству. Следовательно, ее цели и задачи уже прописаны в соответствующем законе. В негосударственных компаниях переаттестация персонала проводится для определения соответствия работников потребностям бизнеса. А это значит, что оценка персонала должна выявить, в какой степени сотрудники компании способствуют росту и развитию фирмы, выполняя свои основные обязанности.

Этап 2: выбираем вариант организации аттестационной процедуры

Например, можно использовать традиционные собеседование и тестирование для рядовых специалистов (офисных служащих). Если речь идет о переаттестации для рабочих специальностей, то можно оценить профессиональное мастерство в процессе выполнения тестового задания. Скажем, ремонт машины, выточка детали. Деловые качества и профессиональные навыки работников из сферы услуг (консультанты по продукту, продавцы) выявляются в ходе деловой игры.

Интересная ситуация: Хотим в рамках аттестации провести и оценку по компетенциям. Правомерно ли это?

Этап 3: разрабатываем перечень вопросов и заданий, нацеленных на оценку тех или иных профессиональных навыков

Отмечаем, что можно проверить в ходе выполнения практических заданий, а что – в процессе тестирования и (или) собеседования. Если нужно проверить знание технологии работы, техники безопасности, то предпочтение стоит отдать тестам с несколькими вариантами ответов. Если оцениваем практические навыки, нестандартное мышление, то предлагаем практические задачи без готовых ответов.

Этап 4: выбираем методы переаттестации

Например:

  • оценка «360 градусов» (опрос всех, с кем работает аттестуемый сотрудник, на предмет выяснения его деловых качеств);
  • Центр оценки, или Assessment Center (комплекс оценочных процедур для выяснения уровня развития компетенций);
  • групповая экспертная оценка (когда несколько экспертов-профессионалов оценивают профессионализм аттестуемого работника) и другие.

Этап 5: разъясняем персоналу особенности оценочных процедур

Для создания необходимого позитивного отношения к ним рассказываем о том, как переаттестация повлияет на карьеру работников. Уточняем, в какой форме всё будет происходить, какие будут примерные вопросы или задания. Предоставляем необходимые материалы для повторения, доступ к компьютеру, с помощью которого будет происходить тестирование.

Этап 6. Уточняем способы сохранения и анализа информации, полученной в ходе переаттестации

Например, анкета аттестуемого работника, содержащая все необходимые сведения, аттестационный лист как протокол проведения процедуры и др. Итоговые данные их этих документов переносим в личную карточку работника.

Подробнее о переаттестации и оценке персонала читайте в статьях:

Образцы документов

Зарегистрируйтесь, чтобы скачать файлы и получить доступ к более чем 3000 hr-документов

«Кадровая служба и управление персоналом предприятия», 2006, N 11

Аттестация персонала: как провести, избежав ошибок

Аттестация занимает свое, особое, место в системе управления персоналом, хотя нередко ее путают с оценкой персонала. Аттестация — это лишь один из методов оценки, но ее результаты могут иметь серьезные последствия для сотрудников. Если оценка персонала — процесс определения эффективности деятельности сотрудников в ходе реализации задач компании, то аттестация — это процедура систематической формализованной оценки соответствия деятельности конкретного работника стандарту выполнения работы в должности, которую он занимает. Результаты этой процедуры можно использовать в суде для защиты кадровых решений (например, увольнение сотрудника). Но не будем о грустном… Ведь прежде всего аттестация — реальный способ повысить эффективность работы сотрудников предприятия.

Термин «аттестация» пришел в современные российские компании из советского прошлого: как отдельный блок работы по организации труда служащих аттестация была введена в 1973 г. Постановлением Совета Министров СССР от 26 июля 1973 г. N 531 (с изм. от 21.02.1986), а Постановлением Госкомтруда СССР и Госкомнауки и техники СССР от 5 октября 1973 г. N 267/470 было утверждено Положение о порядке проведения аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи (далее — Положение 1973 г.). Последние изменения вносились в него в 1986 г., и на данный момент оно не отменено и не признано утратившим силу.

В советский период экономика строилась на крупных государственных предприятиях с численностью персонала в тысячи и десятки тысяч человек. Сегодня в России тоже немало крупных компаний в реальном секторе экономики и сфере услуг, имеющих разветвленную структуру управления и филиальную сеть, для которых советский опыт проведения аттестаций стал актуальным. Даже небольшие компании с численностью сотрудников 50 — 100 человек, планирующие расширение бизнеса, рассматривают аттестацию как инструмент для повышения эффективности такого ресурса, как персонал.

Для кого аттестация обязательна?

Следует отметить, что наше законодательство не обязывает всех без исключения работодателей проводить аттестацию своих работников. Ни Трудовой кодекс РФ, ни другие нормативно-правовые акты общеотраслевого и обязательного характера не устанавливают, что любой работодатель должен периодически проверять соответствие своих работников занимаемым ими должностям.

Однако есть здесь и исключения. Например, в соответствии со ст. 48 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в целях определения соответствия замещаемой должности 1 раз в 3 года проводится аттестация государственных служащих. А согласно Федеральному закону от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» обязательной аттестации подлежит руководитель унитарного предприятия.

Обязательная аттестация установлена также специальными федеральными законами в отношении персонала организаций отдельных отраслей экономической деятельности (некоторые категории работников в энергетике, транспортной сфере, на опасных производственных объектах, в сфере образования и другие).

В остальных случаях проведение аттестации не обязательно, но если руководство предприятия решило провести эту процедуру, то препятствий для этого нет. Единственное, что должен сделать работодатель и его служба персонала, — это закрепить систему аттестации в соответствующем локальном нормативном акте, например в положении об аттестации персонала организации. Менеджерам по персоналу, приступившим к разработке локального положения об аттестации, необходимо знать, что Минтруд России в своих разъяснениях уточняет: локальный акт должен учитывать правила, которые были установлены ранее актами СССР, а также желательно учесть рекомендации, данные по разным отраслям профильными министерствами.

Зачем нужна аттестация?

В первую очередь аттестация позволяет провести диагностику персонала, то есть получить информацию о сотрудниках, выявить «болевые точки», моменты, затрудняющие работу персонала, и своевременно решить эти проблемы. В процессе аттестации проводится инвентаризация бизнес-компетенций, что необходимо компании для достижения намеченных целей. Речь идет об определении с помощью аттестации ценности сотрудников не только для подразделения (группы), но и для организации в целом, оптимальной расстановке сотрудников на местах, наиболее адекватном применении системы оплаты труда.

Если у конкретного сотрудника есть необходимые для своей должности компетенции — он получает соответствующий оклад, если они «подросли» — оклад тоже может «подрасти». Сотрудники, которые продемонстрировали лучшие результаты, по итогам аттестации получают наивысшую оценку и могут стать кандидатами в кадровый резерв. В свою очередь, сотрудникам с недостаточным количеством компетенций, но в которых компания заинтересована, может быть предложена программа по обучению и развитию, то есть аттестация позволяет сделать обучение более адресным.

Аттестация позволяет принять решения, связанные с:

— изменением компенсационного пакета, что имеет конкретные материальные последствия для работников;

— развитием организации (приведение в соответствие человеческих ресурсов с планами организации);

— оценкой текущей деятельности (положения) всей организации и выявлением рабочих проблем;

— формированием кадрового резерва компании.

Проведение аттестации

Для проведения аттестации создается аттестационная комиссия во главе с председателем, которая делится на подкомиссии для оценки работников конкретной должности или направления деятельности. Если целью аттестации является проверка соответствия занимаемой должности и по ее итогам возможно увольнение работников, в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включается член комиссии от соответствующего выборного профсоюзного органа (при условии, что есть профсоюз). Если у аттестации другие цели и ее итоги не предусматривают возможности увольнения (или других негативных последствий для сотрудников), то включение члена профсоюза в состав аттестационной комиссии не обязательно (например, если аттестация проводится с целью формирования кадрового резерва, для повышения категорий по оплате труда и т.д.).

Важно знать, что с юридической точки зрения неправомерным может быть признано проведение аттестации работников, проработавших в занимаемой должности менее 1 года, и беременных женщин. Также аттестации не подлежат женщины, имеющие детей в возрасте до 3 лет и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком (их аттестация проводится не ранее чем через год после выхода из отпуска).

При подготовке аттестации организаторам необходимо определить, какие категории сотрудников будут проходить ее и с какой периодичностью (обычно аттестация проводится раз в год).

Важно также представлять, что именно необходимо оценивать, так как в полную процедуру аттестации могут быть включены оценка результатов труда, профессиональных знаний и навыков сотрудников, оценка свойств их личности. Формально оценка личностных качеств и мотивационной сферы человека не входит в предмет аттестации в ее классическом понимании. Однако современные рыночные условия диктуют свои требования, и исходя из этого все больше компаний включают такую оценку в систему аттестации для ряда должностей (специальностей), где личностно-мотивационная сфера сотрудников имеет ничуть не меньшее значение, чем профессиональные знания и навыки. Это относится, например, к руководителям, сотрудникам коммерческих служб и т.д., т.е. к тем должностям, для которых очень важен человеческий фактор, влияющий на бизнес компании в целом.

Необходимо также разработать:

— критерии оценки результатов труда и порядок их учета;

— выбрать те навыки и личностные качества, которые являются профессионально важными для каждой должности (типа должностей), и построить так называемые профили успешности;

— определить порядок проведения самой процедуры оценки, а также процедур информационного обеспечения работы аттестационной комиссии.

После этого следует подобрать соответствующий диагностический аппарат (методы, которыми будет проводиться диагностика) и осуществить пробную эксплуатацию разработанной системы аттестации в одном из подразделений компании.

На подготовительном этапе аттестации сотрудники готовят отчеты о выполнении своего профессионального плана развития и плана работы. Материалы представляются секретарю комиссии, формирующему таблицу с оценками сотрудников, которые также включают и оценку сотрудника непосредственным руководителем.

В ходе аттестации работник зачитывает свой отчет по планам работы и профессионального развития. Выставленные оценки по компетенциям обсуждаются комиссией, а потом суммируются и сверяются с профилем должности. Чем больше итоговый балл по всем компетенциям, тем выше профессиональный уровень сотрудника, а значит, он может претендовать и на более высокий оклад или попасть в кадровый резерв.

Процедура аттестации требует значительных трудовых и временных затрат, а также объективного подхода к решению проблем. Если при ее проведении необходимо внешнее экспертное мнение или не хватает собственных специалистов, то оправданно будет привлечение профессиональных консультантов со стороны. Ситуация, когда вводные условия задает клиент, а консультанты непосредственно осуществляют постановку системы аттестации, в последнее время очень распространена.

К консультантам можно обратиться за помощью как к предметным экспертам. Они подскажут, как лучше решить ту или иную задачу в рамках этой процедуры, помогут обучить сотрудников компании, с тем чтобы они могли построить и внедрить систему аттестации собственными силами. Внешние консультанты могут быть приглашены для решения локальных задач в рамках проведения аттестации, например для организации и проведения профессионального тестирования сотрудников или экспертного заключения по отдельным компетенциям, для проведения комплексного исследования методом Ассессмент-центр.

Ошибки при проведении аттестации

Главная ошибка может быть допущена на самом первом шаге — при выборе цели проведения аттестации. Если аттестация проводится только с целью сокращения персонала или для избавления от отдельных неугодных сотрудников, то многие плюсы, которые она дает (повышение эффективности труда, повышение бизнес-показателей за счет грамотной ротации кадров и их адресного развития), сводятся на нет.

Низкая информационная поддержка процедуры аттестации тоже может сказаться на психологическом климате коллектива, особенно если аттестация проводится впервые. Следует подробно разъяснять менеджерам высшего звена, какие сведения они получат в результате проведения аттестации, как ими пользоваться и какие задачи с их помощью можно решить. Сотрудников компании можно предупредить о проведении аттестации за пару месяцев, чтобы они смогли подготовиться к этой процедуре, освежить в памяти необходимую информацию, дополнительно почитать профессиональную литературу. И не стоит бояться некоторого напряжения в коллективе, поскольку люди в это время начинают лучше работать, т.к. грядущая аттестация служит им дополнительным стимулом.

Еще одной существенной ошибкой при проведении аттестации является применение в предварительных оценочных процедурах только субъективных методов (экспертная оценка, «метод 360» и т.д.). Эти методы целесообразно использовать в дополнение к оценке реально измеримых критериев: результатов труда, результатов профессионального тестирования, которые являются объективными показателями.

Ошибкой будет и неиспользование результатов аттестации в дальнейшей кадровой работе (обучение, ротация, работа с кадровым резервом). Нельзя считать проведенную аттестацию конечным мероприятием — провели большую работу, поставили «галочку», кого-то уволили, кому-то понизили зарплату… Результаты проведенных процедур можно и нужно использовать для повышения качества такого ресурса, как персонал.

Итоги аттестации

Как говорилось выше, аттестация нужна и для того, чтобы обоснованно принимать управленческие решения, связанные с кадровым менеджментом. В частности, по итогам аттестации можно принять ряд кадровых решений на законном основании (увольнение, понижение в должности, перевод на другую работу).

Процедура принятия решения о переводе работника, его увольнении или об изменении других существенных условий трудового договора должна быть подробно закреплена в локальном положении об аттестации персонала.

В противном случае затрудняется применение соответствующих статей ТК РФ. Если в приказе по итогам аттестации службе персонала дается указание рассмотреть вопрос о переводе работника, признанного не соответствующим занимаемой должности, то работнику в соответствии с ч. 2 ст. 81 Трудового кодекса РФ должен быть предложен перевод на другие вакантные должности при наличии последних. Как правило, предлагаются нижестоящие должности. Если работник отказывается от перевода (причем в письменной форме) или же вакантных должностей нет, то только в этом случае работодатель может уволить работника по п. 3 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ.

Если работник был уволен по этому основанию и оспаривает увольнение в судебном порядке, то:

1) выводы аттестационной комиссии о деловых качествах работника будут подлежать оценке в совокупности с другими доказательствами по делу;

2) работодатель обязан представить доказательства, свидетельствующие о том, что работник отказался от перевода на другую работу либо что работодатель не имел возможности (например, в связи с отсутствием вакантных должностей или работ) перевести работника с его согласия на другую работу в этой же организации;

3) если уволенный работник является членом профсоюза, работодатель должен будет представить доказательства о том, что в состав аттестационной комиссии при проведении аттестации, которая послужила основанием для увольнения работника, входил представитель от соответствующего выборного профсоюзного органа (ч. 3 ст. 82 ТК РФ), а кроме того, доказательства, что в соответствии со ст. 373 ТК РФ:

— работодатель провел дополнительные консультации с профсоюзным органом, если последний выразил несогласие с предполагаемым увольнением работника;

— был соблюден месячный срок для расторжения трудового договора, исчисляемый со дня получения работодателем мотивированного мнения выборного профсоюзного органа (ст. 373 ТК РФ).

Чтобы избежать подобных судебных разбирательств, работодателю необходимо использовать утвержденные формулировки. Общепринятыми оценками работников по итогам аттестации являются оценки «соответствует занимаемой должности» и «не соответствует занимаемой должности» (нередко в компаниях используют формулировки «аттестован», «годен» и другие, что неправильно).

* * *

В заключение стоит напомнить, что аттестация не должна проводиться ради самой процедуры. Она может быть эффективной, только если будет лишена признаков формальности, будет объективной, а по ее результатам проведутся конкретные мероприятия. Самое главное — должны последовать реальные действия в соответствии с теми целями, которые были заявлены перед началом оценки.

Д.Л.Овчинников

Консультант по кадровому консалтингу

Компании «Коминфо HR»

Подписано в печать

Положение об аттестации персонала

Аттестация персонала — один из важнейших элементов кадровой работы, представляющий собой периодическое освидетельствование профессиональной пригодности и соответствия занимаемой должности каждого работника определенной категории. Состав персонала, подлежащий аттестации, устанавливается в каждой отрасли деятельности согласно перечню должностей руководителей, специалистов и др. работников.

Законодательство не обязывает всех без исключения работодателей проводить аттестацию своих работников. Ни в Трудовом кодексе РФ, ни в ином нормативном правовом акте общеотраслевого и обязательного характера не установлено, что любой работодатель должен периодически проверять профессиональную пригодность своих работников.

Обязательной аттестация является лишь для работников, осуществляющих отдельные виды деятельности, что регулируется специальными федеральными законами и нормативными правовыми актами.

Обязательной аттестации подлежат:

– государственные гражданские служащие РФ, государственные служащие ряда федеральных органов исполнительной власти, государственные служащие органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а так же муниципальные служащие Российской Федерации;

– персонал организаций отдельных отраслей экономической деятельности, это:

  • работники, осуществляющие деятельность, связанную с оперативно-диспетчерским управлением в электроэнергетике;
  • работники, чья деятельность связана с движением поездов и маневровой работы на железнодорожных путях общего пользования;
  • работники, ответственные за обеспечение безопасности судоходства;
  • работники опасных производственных объектов;
  • работники, работающие на объектах по хранению химического оружия и объектах по уничтожению химического оружия;
  • авиационный персонал;
  • работники, выполняющие работы с источниками ионизирующего излучения;
  • работники библиотек;
  • персонал объектов космической инфраструктуры;
  • педагогические и руководящие работники образовательных учреждений;

– руководители унитарных предприятий.

В остальных случаях проведение аттестации является делом добровольным – нормативно-правовых препятствий для ее введения в организации нет. Единственное, что должен сделать работодатель и его служба персонала, – это закрепить правила проведения аттестации в соответствующем локальном нормативном акте – Положении об аттестации персонала организации.

Основные моменты, имеющие юридическое значение, при подготовке Положения об аттестации персонала

Поскольку методики оценки работников должны разрабатываться службами персонала с учетом специфики деятельности организации, квалификационного состава ее персонала, других управленческих факторов, то давать универсальные рекомендации было бы опрометчиво. Поэтому остановимся на основных моментах локального Положения об аттестации персонала, которые имеют юридическое значение и являются общими для любой процедуры аттестации, вне зависимости от того, каким образом оценивается профессиональная пригодность работников:

1. Работники, подлежащие и не подлежащие аттестации

В разрабатываемом Положении должны быть четко определены категории работников, подлежащих аттестации, и категории, не подлежащих аттестации.

Аттестация на предмет установления соответствия работников занимаемым должностям, их профессиональной пригодности проводится в отношении такой группы работников, как служащие. Под определением служащие понимается социальная группа работников, занятых преимущественно умственным (нефизическим) трудом, как правило, осуществляющих руководство, принятие и выработку управленческих решений, подготовку информации.

Рабочие – социальная группа работников, занятых преимущественно физическим трудом, заключающимся в создании материального продукта, а также в техническом и производственном обеспечении деятельности организации – указанной аттестации не подлежат.

Какие именно категории служащих – руководители, специалисты или технические исполнители – должны проходить аттестацию, решает служба персонала в каждой организации индивидуально. Так, в ряде организаций в персонал, подлежащий аттестации, не включаются технические исполнители.

Не подлежат аттестации:

  • работники, проработавших в занимаемой должности менее 1 года, т.к. они не имеют надлежащего опыта работы и сделанные выводы об их деловых качествах будут необъективными;
  • беременные женщины, в данном случае даже если будет установлено несоответствие, они все равно не могут быть уволены, исходя из запрета, установленного статьей 261 Трудового кодекса РФ;
  • женщины, имеющие детей в возрасте до 3 лет и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком; их аттестация проводится не ранее, чем через год после выхода из отпуска, т.к. во-первых, за время отпуска по уходу за ребенком работник может потерять квалификацию и разумным сроком на ее восстановление является 1 год, а, во-вторых, установление несоответствия занимаемой должности все равно не позволит прекратить с работником трудовые отношения по пункту 3 статьи 81 ТК РФ.

В перечень работников, не подлежащих аттестации, могут быть включены:

  • работники, работающие на условиях внутреннего совместительства;
  • работники, с которыми заключены срочные трудовые договоры сроком до 1-2 лет;
  • работники, которые прошли повышение квалификации или профессиональную переподготовку в течение года с момента окончания повышения квалификации или переподготовки;
  • работники, назначенные на должность по конкурсу в течение 1 года с момента назначения;
  • молодые специалисты (следует уточнить, что молодые специалисты не подлежат аттестации в период срока обязательной работы по назначению после окончания учебного заведения. Поскольку такой практики сейчас почти нет, то вопрос об аттестации вчерашних студентов решается работодателем по своему усмотрению) и др.

2. Периодичность и сроки проведения аттестации

Согласно Положению о порядке проведения аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи утв. постановлением Госкомтруда СССР и Госкомнауки и техники СССР от 05.10.1973 № 267/470 (последние изменения вносились в него в 1986 году, и на данный момент оно не отменено и не признано утратившим силу), аттестация проводится периодически, 1 раз в 3-5 лет.

Поэтому в локальном акте организации – Положении об аттестации персонала – должна быть прописана конкретная периодичность: аттестация работников проводится 1 раз в 3 года или 1 раз в 4 года, либо же частота проведения аттестации (например, «Не чаще, чем 1 раз в 3 года»).

При установлении периодичности проведения аттестации желательно определить дату начала течения этого срока – с момента издания руководителем приказа (распоряжения) о проведении аттестации или же с даты, указанной в приказе (распоряжении).

Далее следует определить срок, который отводится на проведение аттестации до установления итогов (от начала). Этот срок устанавливается каждой организацией самостоятельно, исходя из штатной численности, состава аттестационной комиссии и количества этих комиссий, квалификационного состава аттестуемых и др.

Из опыта оптимальным считается срок 3-6 месяцев. В течение этого срока должна быть полностью проведена аттестация персонала.

Если организация очень большая, то для того, чтобы можно было уложиться в разумные сроки, предусматривается поэтапная аттестация, т.е. распределение общей численности аттестуемых по годам в пределах установленной периодичности.

В том случае, когда в локальном Положении об аттестации персонала сроки проведения аттестации определить сложно по каким-либо причинам, то они могут определяться в приказе (распоряжении) о проведении аттестации. Возможность установления сроков проведения аттестации приказом (распоряжением) должна быть записана в локальном акте – Положении.

3. Информирование работников о проведении аттестации

В локальном акте – Положении – необходимо прописать об:

  • обязательном доведении до работника не менее чем за 1 месяц до начала аттестации информации о сроках проведения аттестации, графика аттестации;
  • не менее чем за 1 неделю до аттестации – ознакомление работника с представленным на него отзывом (характеристикой);
  • с какими еще документами, фиксирующими прохождение аттестации, должен или может быть ознакомлен работник.

Работнику также должна быть предоставлена возможность ознакомиться с итоговыми документами по аттестации, вплоть до выдачи соответствующих копий.

4. Виды и цели аттестации

Аттестация может быть:

  • очередная плановая: это аттестация, которая проводится в установленные сроки, считается очередной плановой аттестацией;
  • досрочная: аттестация, проводимая в межаттестационный период.

Причинами проведения досрочной аттестации могут быть:

  • выдвижение кандидатуры на вышестоящую должность, если образовалась вакантная должность;
  • существенные упущения или просчеты в работе или же совершение дисциплинарного проступка, суть которого заключается в ненадлежащем, некачественном исполнении должностных обязанностей;

Упущения в работе всего подразделения могут быть названы в качестве основания для проведения аттестации всех работников подразделения:

  • просьба самого работника, если он желает получить вышестоящую должность или заявить о себе как о кандидатуре на выдвижение;
  • инициатива руководителя организации или иного руководящего лица о проверке соответствия принятого год назад работника, не прошедшего очередную аттестацию; в этом случае речь идет о работнике, который на момент проведения аттестации не имел необходимого аттестационного стажа и не подлежал аттестации, но необходимость в проверке соответствия его занимаемой должности осталась;
  • получение оценки при аттестации «условно аттестован».

Учитывая возможные споры, в Положении должны быть подробно описаны правила проведения досрочной аттестации, включая основания для ее проведения и саму процедуру.

Цели аттестации

Основные:

  1. Оценка результатов труда сотрудника.
  2. Определение соответствия их занимаемой должности.
  3. Выявление недостатков в уровне подготовки.
  4. Составление плана развития работника.

Дополнительные:

  1. Проверка совместимости с коллективом (умение работать в команде, лояльность организации, работодателю и руководству).
  2. Проверка мотивации к труду, к работе в данной должности.
  3. Определение перспектив развития карьеры работника.

Общие:

  1. Улучшение управления персоналом и повышение эффективности кадровой работы.
  2. Повышение ответственности и исполнительной дисциплины.

Специфические:

  1. Определение круга работников и перечня должностей, подлежащих увольнению или сокращению.
  2. Улучшение морального и психологического климата в организации.

5. Регламент работы аттестационной комиссии

Что бы избежать конфликтов и споров с работниками в Положении должна быть подробно определена схема работы аттестационной комиссии:

  • порядок проведения заседаний комиссии;
  • правила принятия комиссией решений и их оформление;
  • правила подготовки комиссией рекомендаций работникам.

Важно знать!

В части три статьи 81 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что при проведении аттестации, которая может послужить основанием для увольнения работников в соответствии с подпунктом «б» пункта 3 статьи 81 Кодекса, в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включается член комиссии от соответствующего выборного профсоюзного органа.

Поэтому в Положении необходимо определить форму участия представителя профсоюза в проведении аттестации.

Включение представителя профсоюза в аттестационную комиссию обязательно только в том случае, если целью аттестации является лишь проверка соответствия занимаемой должности и по ее итогам возможно увольнение работников. Если у аттестации другие цели (формирование кадрового резерва, повышение категорий по оплате труда и т.д) и ее итоги не предусматривают возможности увольнения, то включение члена профсоюза в состав аттестационной комиссии не обязательно.

6. Итоги аттестации

В Положении должны быть прописаны формулировки результатов аттестации: «соответствует занимаемой должности» и «не соответствует занимаемой должности». В некоторых случаях предусматривается третья оценка – «условно соответствует занимаемой должности» или «соответствует занимаемой должности при условии выполнения рекомендаций аттестационной комиссии». Эта промежуточная оценка очень важна, так как позволяет службе персонала воздействовать на работника. Однако действия работодателя при ее использовании должны быть продуманными.

Другие формулировки результатов аттестации, такие как «аттестован», «не аттестован», «годен» и т.д. не что иное, как творчество и могут привести не только к внутренним конфликтам с работником, но и далее к судебным разбирательствам, где отметится непрофессионализм кадровой службы работодателя.

Оценка работника как «условно соответствует занимаемой должности», не дает возможность работодателю для принятия решение об увольнении работника до тех пор, пока он не проверит, выполнил ли работник рекомендации аттестационной комиссии. Это означает проведение повторной аттестации этого работника, например, через год. В таком случае в Положении необходимо прописать, как будет проводиться внеочередная аттестация, сделать циклическую отсылку к порядку установления итогов очередной аттестации и предусмотреть, что второй раз аттестационная комиссия может выставить только две оценки: соответствует или не соответствует занимаемой должности.

7. Оформление итоговых документов аттестации

Очень важно, чтобы в Положении был четко определен перечень документов, образующихся в ходе аттестации.

На основе решения аттестационной комиссии готовится отчет о проведенной аттестации, в котором служба персонала сообщает руководителю организации итоги аттестации: сколько работников соответствует занимаемым должностям, сколько не соответствует.

Далее готовятся конкретные предложения по работникам.

На основе этих документов руководитель организации издает общий приказ (распоряжение) о мероприятиях по итогам аттестации, в котором ставит перед службой персонала задачу решить сразу все вопросы:

  • о переводах на вышестоящие должности в рамках локального регулирования о кадровом резерве или по индивидуальному решению руководителя организации;
  • о присвоении категории;
  • о повышении окладов, установлении надбавок;
  • об изменении или отмене надбавок;
  • о понижении квалификационной категории;
  • о поощрении работников;
  • о рассмотрении вопроса о переводах или об увольнении работников, не соответствующих занимаемой должности.

8. Сроки исполнения итогов аттестации

В Положении обязательно должны быть определены сроки, в которые работодатель вправе принять решение, связанное с продолжением, изменением или прекращением трудовых отношений с работниками. Это поможет избежать в дальнейшем оспаривание решения руководителя организации по отношению к работнику в судебном порядке.

В п. 12 Положения 1973 года установлено, что руководитель организации с учетом рекомендаций аттестационных комиссий в установленном порядке применяет к работникам соответствующие меры поощрения и в надлежащих случаях, в срок не более 2 месяцев со дня аттестации, может принять решение о переводе работника, признанного по результатам аттестации не соответствующим занимаемой должности, на другую работу с его согласия.

При невозможности перевода работника с его согласия на другую работу руководитель организации может в тот же срок в установленном порядке расторгнуть с ним трудовой договор в соответствии с законодательством. (См. подпункт «б» пункта 3 статьи 81 Трудового кодекса РФ).

Далее в этом же п. 2.Положения 1973 года говорится о том, что по истечении 2-месячного срока перевод работника на другую работу или расторжение с ним трудового договора по результатам данной аттестации не допускается.

Кроме того, необходимо связать срок, в который может быть принято решение о переводе или увольнении работника, со сроком проведения аттестации (например, четко установить, что отсчет 2-месячного срока ведется с момента утверждения руководителем организации итогов аттестации).

9. Меры воздействия на работников

!Знайте, что в Положении об аттестации персонала в числе мер воздействия на работников не могут быть предусмотрены дисциплинарные взыскания. Это недопустимо, так как несоответствие занимаемой должности не предполагает вины работника в отсутствии у него достаточной квалификации. В случае возникновения спора и рассмотрения его в суде, действия работодателя по привлечению работников к дисциплинарной ответственности будут признаны неправомерными, а Положение об аттестации персонала будут признано недействительными на основании статьи 8 Трудового кодекса РФ.

10. Порядок изменения и прекращения трудовых отношений по результатам аттестации

Процедура принятия решения о переводе работника, об изменении существенных условий трудового договора и увольнении должна быть подробно закреплена в Положении об аттестации персонала. Также необходимо определить не только механизмы подбора должностей, перевод на которые может быть предложен работнику, признанному не соответствующим занимаемой должности, но и сроки, в которые работнику должно быть сделано такое предложение, форму предложения, порядок оформления согласия или отказа работника от перевода.

В случае возникновения споров между работодателем и работником и их разрешение в суде, у работодателя будут возможности обоснования законности своих действий.

Следует также отметить следующее:

  • Оценка не должна соединяться с критикой.
  • Нельзя говорить работнику одновременно о результатах аттестации и об оплате труда.
  • В обязательном порядке нужно объяснить работникам, что аттестация персонала – это не карательный инструмент для увольнения неугодных или «неправильных» специалистов; она призвана помочь не только работодателям, но и самим работникам найти слабые места в своей профессиональной подготовке и устранить их.

По результатам аттестации строится индивидуальный план развития каждого специалиста, предусматривающий повышение его квалификации (семинары, тренинги, стажировки, консультации) и его карьерный рост.

При необходимости в Положение можно добавить необходимые главы и приложения.

Форма приказа о проведении аттестации

Форма графика о проведении аттестации

Форма аттестационного листа работника

Форма аттестационного листа работника при повторной аттестации

Форма отзыва непосредственного руководителя

Форма отчета работника о проделанной работе

Форма решения аттестационной комиссии

Форма протокола аттестационной комиссии

Примерный перечень показателей для оценки квалификации руководителей подразделений

Оценка служебной квалификации аттестуемого работника основывается на заключении о его соответствии положениям должностной инструкции, определении доли его участия в решении поставленных задач, сложности выполняемой им работы, ее результативности:

— образование;

— стаж работы по специальности;

— профессиональная компетентность;

— знание необходимых в работе нормативных правовых актов;

— знакомство с отечественным и зарубежным опытом в данной области;

— умение оперативно принимать решения для достижения поставленных целей;

— качество законченной работы;

— способность адаптироваться к новой ситуации и находить новые подходы к решению возникающих проблем;

— своевременность выполнения должностных обязанностей;

— ответственность за результаты работы;

— интенсивность труда (способность в ограниченные сроки справляться со значительным объемом работы);

— умение работать с документами;

— способность прогнозировать и планировать, организовывать, прогнозировать и анализировать свою работу или работу подчиненных;

— способность в короткие сроки осваивать технические средства, обеспечивающие повышение производительности труда и качества работы;

— производственная этика и стиль общения;

— способность к творчеству, предприимчивость;

— участие в коммерческой деятельности;

— самостоятельность;

— способность к самооценке.

Кому проходить аттестацию не обязательно?

Во многих организациях аттестация работников носит формальный характер.

Это связано с тем, что в Трудовом кодексе РФ не содержится обязательных сроков и указаний для ее проведения.

Однако аттестация персонала способна в разы повысить эффективность организации за счет увольнения работников, не справляющихся со своими обязанностями, и найма служащих, больше соответствующих должности.

Понятие об аттестации

На сегодняшний день в ТК РФ не предусмотрено четкого определения понятия аттестации.

Для понимания сути вопроса следует обратиться к словарю, в котором сказано, что под аттестацией следует иметь ввиду оценку профессиональных навыков и компетенции сотрудника для определения его соответствия занимаемой должности.

Проведение аттестации помогает организации:

  • оптимизировать численность персонала;
  • создать дополнительные мотивационные условия для профессионального роста сотрудников;
  • сформировать кадровый резерв из наиболее компетентных работников;
  • уволить или перевести на другую должность сотрудников, работающих не на своем месте.

Правовое регулирование

При рассмотрении понятия аттестации стоит опираться на определение квалификации сотрудников, которое содержится в ч. 1 ст. 195.1 ТК РФ.

Согласно данному положению, квалификация работников — это уровень их знаний, навыков и профессионального опыта, помогающего им выполнять свои трудовые обязанности.

Характеристика понятия квалификации, согласно ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ, определяется профессиональными стандартами.

Сегодня существует немалое количество подобных стандартов, действующих совместно со справочниками квалификации (ЕТКС и ЕКС).

Обязательное использование данных справочников пока нигде не указано.

Исходя из ст. 81 ТК РФ, порядок проведения аттестации регулируется нормативно-правовыми документами и внутренними положениями предприятия.

Последние принимаются в соответствии с установленными на предприятии правилами.

При этом должно учитываться мнение органа, представляющего интересы работников данной организации.

На государственных предприятиях аттестация проводится согласно порядку, описанному в нормативно-правовых актах. Коммерческие предприятия вольны самостоятельно устанавливать методику оценки знаний сотрудников.

Однако тут есть два небольших ограничения. В соответствии с пп. 2-3 ст. 82 ТК РФ, при проведении аттестации возможны несколько сценариев:

  1. В случае если по итогам проведения оценки стало возможным увольнение сотрудника, в состав апелляционной комиссии должен быть включен представитель профсоюза.
  2. Если увольнение коснулось члена профсоюза, тогда должно быть учтено обоснованное мнение профсоюза, препятствующее увольнению.

Главным принципом при проведении аттестации является ее добровольность.

В некоторых сферах работник имеет право добровольно пройти аттестацию на основании поданного им заявления.

Чаще всего подобное встречается среди педагогов. В этом случае оценка проводится для повышения квалификации и назначения первой или высшей категории.

Необходимость проведения и основная роль

Проведение аттестации заключается в оценке уровня навыков и подготовки сотрудников и определении их соответствия занимаемым должностям.

Ее главное назначение заключается не в контроле, а в обнаружении резервов, которые можно использовать для повышения отдачи от сотрудников.

Главное требование, предъявляемое к аттестации, — это объективность при оценке. Она обычно противопоставляется такому понятию, как субъективность, от которой необходимо избавляться любыми способами.

Вне зависимости от того, существуют ли нормативный акт о порядке проведения аттестации, в каждой организации должен быть предусмотрен собственный документ, регламентирующий данную процедуру.

В Положение об аттестации рекомендуется внести следующие пункты:

  • понятие аттестации, ее основные цели и задачи;
  • категории работников, подлежащих и не подлежащих аттестации;
  • сроки проведения аттестации;
  • полномочия комиссии и ее состав;
  • графики проведения испытания;
  • список сотрудников, отвечающих за подготовку материалов для проведения оценки;
  • критерии оценки;
  • порядок проведения;
  • возможные последствия для работника.

Подобный документ требуется для объективности проведения оценки.

Категории неаттестуемых работников

Согласно ч. 7 ст. 336 ТК РФ, аттестация не проводится в отношении сотрудников, трудоустроенных на основании срочного трудового договора.

Помимо этого, оценка профессиональных навыков не может проводиться для следующих категорий работников:

  • лиц, занимающих свою должность меньше двух лет;
  • беременных женщин;
  • женщин, находящихся в отпуске по беременности и родам;
  • сотрудников научной сферы, пребывающих в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста.

В последнем случае аттестация возможна не раньше, чем через два года после выхода из отпуска.

Данный перечень сотрудников, не подлежащих аттестации, может быть расширен в соответствии с локальным Положением об аттестации.

На этом основании в него могут быть включены сотрудники:

  • трудящиеся на основании внутреннего совместительства;
  • оформленные по трудовому соглашению на срок до одного или двух лет;
  • только что прошедшие профессиональную переподготовку;
  • назначенные на должность на конкурсной основе.

В последних двух случаях аттестация не проводится в течение года после повышения квалификации или после назначения на должность.

Спорные вопросы

Больше всего сложностей проведение аттестации вызывает в организациях, где нет профсоюза и категорий работников, для которых строго описан процесс проведения оценки.

Процедура должна происходить на основании локальных актов, однако не все работодатели разбираются в том, что должно быть отражено в них.

По этой причине оценка в таких организациях можно носить слишком субъективный характер.

Аттестация на соответствие занимаемой должности

Согласно совокупным требованиям Федерального закона за № 240-ФЗ (в редакции от 27.07.2010г.) «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» и Статьи 55.5 Градкодекса РФ – аттестация на соответствие занимаемой должности входит в число минимальных необходимых требований, которые предъявляют различные саморегулируемые организации к своим кандидатам для получения ими свидетельства о допуске к работам для осуществления градостроительной деятельности (организации строительства, проведение инженерных изысканий, разработка проектно-сметных документов и документаций).

Квалификационный аттестат на соответствие занимаемой должности выдается руководителям и инженерно-техническим работникам (специалистам), которые занимаются организацией строительных, производственных и технологических процессов в компаниях. В современных условиях развития бизнес-процессов аттестация на соответствие занимаемой должности персонала фирм является точечным, эффективным механизмом, определяющим уровень их подготовки к реализации поставленных задач. Специалисты и инженерно-технические работники, а также их руководители, прошедшие соответствующее тестирование, получают квалификационный аттестат сроком на 5 лет.

Необходимые требования, касающиеся аттестации сотрудников:

  • аттестуемый должен иметь подтверждение получения им образования (высшего или среднего профессионального);
  • аттестуемый должен иметь подтверждение прохождения им повышения квалификации по профилю конкретного вида его деятельности. Оно осуществляется специализированными организациями каждые 5 лет;
  • трудовой стаж аттестуемого в области градостроительства не должен быть менее 3 лет (с высшим образованием) и менее 5 лет (со средним профессиональным образованием).

Проведение аттестации персонала

Аттестация сотрудников: основные цели

  • повысить уровень ответственности, эффективности, безопасности и качества выполняемых работ;
  • проверить навыки и знания лиц, ответственных за проведение работ на строительных объектах;
  • определить возможность допуска аттестуемого к работам на объектах строительного комплекса;
  • установить соответствие уровня профессиональных знаний и навыков на требование квалификации в отношении сотрудников различных организаций;
  • содействовать повышению качества, конкурентной способности работников РФ;
  • содействовать развитию системы дополнительного профессионального образования; поддержать в Российской Федерации систему качественной оценки реализуемого образования.

Аттестация сотрудников: основные задачи

  • удостовериться в соответствии обладаемой квалификации соискателя работы или работника требованиям определенных профстандартов;
  • разработать процедуры и методы проведения квалификационной аттестации сотрудников, которая будет обеспечивать получение результирующих достоверных данных;
  • подобрать и подготовить экспертов в своей отрасли для проведения оценки аттестуемых лиц и ведения их учета и реестра;
  • осуществлять строгий учет лиц, которыми была успешно пройдена аттестация на соответствие занимаемой должности.

Квалификационная аттестация сотрудников: основные принципы

  • защищенность прав заявителей;
  • добровольность аттестации сотрудников;
  • доступность проведения аттестационной процедуры;
  • информационная открытость для всех участников;
  • исключение предвзятости, дискриминации при принятии решений;
  • исключительная компетентность экспертов, проводящих процедуру квалаттестации;
  • конфиденциальность информации, составляющую двустороннюю коммерческую тайну.

Для проведения аттестации персонала заявитель представляет в аттестационную комиссию института на каждого кандидата следующие документы:

  • ксерокопию документа об образовании (высшем или среднем профессиональном);
  • ксерокопии удостоверения, подтверждающего прохождение повышения квалификации;
  • ксерокопию документа, подтверждающего наличие у кандидата необходимого стажа работы;
  • заявление в письменной форме на проведение аттестации персонала (квалаттестации);
  • если имеются, документы о научных или почетных званиях или иных заслугах.

Проверка квалификации каждого кандидата может быть проведена в следующих форматах: компьютерное тестирование или собеседование. Форму проверки устанавливает специально созданная аттестационная комиссия самостоятельно. Результаты аттестации на соответствие занимаемой должности оформляются протоколом. Если сотрудник не прошел проверку квалификации, то он может подать письменное заявление на проведение повторного тестирования не раньше чем через 7 дней после предыдущего тестирования.

Если аттестуемый прошел проверку квалификации, то на основании соответствующего протокола ему выдается аттестат по должностям. Если сотрудник представил документы о своих научных или почетных званиях или иных заслугах, то ему выдается аттестат без прохождения проверки знаний его квалификации. В случае утери документа взамен выдается его дубликат. Для этого необходимо подать письменное заявление, свидетельствующее об его утрате. Срок выдачи дубликата аттестата составляет не более 10 дней со дня подачи заявления.

Причины отказа в аттестации сотрудников, прекращение действия и аннулирование аттестата

Комиссия вправе отказать в проведении аттестации персонала при его несоответствии квалификационным требованиям. Квалаттестат также может быть полностью аннулирован в случае установления факта недостоверности документов или сведений, предоставленных в комиссию института. Перед рассмотрением вопроса аннулирования аттестата институт не позже чем за 10 дней уведомляет соответствующего сотрудника. Работник имеет право присутствовать на процедуре рассмотрения и давать устные или письменные пояснения и возражения. Если трудовая деятельность специалиста претерпевает изменения (увольнение, смена места работы), это не может быть основанием к аннулированию квалаттестата.

По истечении срока действия аттестата (5 лет) и отказе специалиста в очередном подтверждении своей квалификации, документ также аннулируется. В этом случае комиссия института письменно уведомляет руководство организации, в которой работает данный специалист. Институт ведет реестр аттестованных лиц, где отражается фактическое действие или аннулирование квалаттестата.

Хотите получить аттестат на соответствие занимаемой должности?
Свяжитесь с нами по телефону: +7 (495) 120-22-73

Для выполнения определенных работ требуется квалификационная аттестация, которая определяет как знания, так и практические навыки сотрудника.

Квалификационная аттестация стала обязательной после того, как было внесено соответствующее изменение в законодательство из сферы саморегулирования. Также выполнению закона подлежат индивидуальные предприниматели и те организации, которым был разрешен допуск в более ранний период. Все же требовать оформление аттестатов стали далеко не все саморегулируемые организации, а вот после 2011 года документ о повышении квалификации потребовался многими СРО.

Квалификационная аттестация представляет собой оценку, свидетельствующую о соответствии имеющейся должности, при этом проводится проверка знаний, необходимых для выполнения конкретных видов деятельности. Сегодня квалификационная аттестация выполняется в различных областях, среди которых особенное место занимает архитектура, строительство, проектирование, инженерные изыскания.

Аттестация проводится тремя способами:

  1. В саморегулируемой организации, которая занимается выдачей квалификационных аттестатов.
  2. Аттестованными центрами, которые обладают необходимой аттестацией, выданной НОСТРОЙ.
  3. Аттестованными центрами, работающими без нужной аккредитации, но при этом обладающих лицензией, позволяющей проводить оценку знаний аттестуемых.

В настоящее время существует 3 рода аттестации:

  1. в аттестационных центрах, аккредитованных НОСТРОЕМ;
  2. аттестация, проводимая саморегулируемой организацией (СРО выдается квалификационный аттестат);
  3. в аттестационных центрах, не аккредитованных НОСТРОЕМ, но имеющих лицензию на проведения мероприятий данного рода.

Существует еще одна аттестация – видовая, которая выдается работнику на конкретные виды деятельности. При этом сама компания, организующая тестирование, должна обладать допуском к этому виду деятельности. В частности, среди видовых аттестаций особенная популярность наблюдается монтажных и строительных работ, земляных работ.

Чтобы пройти аттестацию, работнику необходимо положительно сдать тест, который составляется на основе должностных инструкций, а также функционирующих на тот период СНИПов. Выдается подобный тест учебным центром, который, собственно, определяет необходимый уровень знаний проведения деятельности или соответствие должностному статусу.

Положительно завершившееся тестирование приводит к тому, что выдается необходимый квалификационный аттестат, который считается действительным на протяжении пяти лет от даты сдачи теста.

В зависимости от получаемой квалификационной аттестации вносится необходимая стоимость за предоставляемые услуги:

  • Выдача документа на соответствие занимаемому должностному статусу – 3500 руб.
  • Выдача документа по видам деятельности зависит от того центра, в котором планируется прохождение тестирования. Проведение квалификации саморегулируемой организацией оценивается в 1000 руб. При этом с нашей стороны предоставляется решение тестов, а с Вашей – заполненная заявка.
  • Выдача документа НОСТРОЙ, а также аттестованными им центрами – 2000 руб. При этом каждый тест оплачивается отдельно.
  • Выдача документа неаттестованными НОСТРОЙ центрами – 3000 руб. Каждый вид работ оплачивается отдельно.

Оплату за услуги возможно проводить двумя способами: наличным и безналичным. На подготовку аттестата уходит 1-2 дня после даты оплаты предоставленного счета.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *