Ассоциация муниципальных образований Новосибирской области

ЗАКОН
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
от 07 ноября 2011 года N 133-ОЗ
О полномочиях органов государственной власти Новосибирской области
по взаимодействию с Ассоциацией «Совет муниципальных образований Новосибирской области»

(с изменениями на 2 марта 2017 года)

Принят
Законодательным собранием
Новосибирской области
27 октября 2011 года
Подписан
Губернатором
Новосибирской области
07 ноября 2011 года

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

Настоящий Закон в соответствии с частью 1 статьи 66 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает полномочия органов государственной власти Новосибирской области (далее — органы государственной власти) по взаимодействию с Ассоциацией «Совет муниципальных образований Новосибирской области» (далее — Совет муниципальных образований).

Статья 2. Принципы осуществления органами государственной власти
полномочий по взаимодействию с Советом муниципальных образований

Органы государственной власти осуществляют полномочия по взаимодействию с Советом муниципальных образований на основе принципов законности, добровольности сотрудничества и партнерства, гласности, недопустимости вмешательства органов государственной власти в деятельность Совета муниципальных образований, сочетания общегосударственных, региональных и местных интересов.

Статья 3. Полномочия Законодательного Собрания Новосибирской области
по взаимодействию с Советом муниципальных образований

1. К полномочиям Законодательного Собрания Новосибирской области (далее — Законодательное Собрание) по взаимодействию с Советом муниципальных образований относятся:
1) привлечение представителей Совета муниципальных образований:
а) к участию в разработке и обсуждении проектов законов Новосибирской области по вопросам в сфере местного самоуправления, административно-территориального устройства Новосибирской области, в сфере межбюджетных отношений, а также к обсуждению проектов законов Новосибирской области, внесенных в Законодательное Собрание в порядке реализации права законодательной инициативы представительными органами муниципальных образований Новосибирской области;
б) к участию в заседаниях сессии Законодательного Собрания, комитетов, комиссий Законодательного Собрания при рассмотрении вопросов в сфере местного самоуправления;
в) к участию в проводимых Законодательным Собранием совещаниях, «круглых столах», семинарах и других мероприятиях при рассмотрении вопросов в сфере местного самоуправления;
2) рассмотрение предложений Совета муниципальных образований по совершенствованию законодательства Новосибирской области в сфере местного самоуправления, административно-территориального устройства Новосибирской области, межбюджетных отношений;
3) направление представителей Законодательного Собрания в Совет муниципальных образований для обеспечения постоянного взаимодействия Законодательного Собрания и Совета муниципальных образований в соответствии с частью 2 настоящей статьи;
4) рассмотрение докладов Совета муниципальных образований о состоянии местного самоуправления и развитии муниципальных образований в Новосибирской области;
5) оказание Совету муниципальных образований информационной, организационно-методической поддержки.
2. Обеспечение постоянного взаимодействия Законодательного Собрания и Совета муниципальных образований осуществляется путем участия представителей Законодательного Собрания в работе Совета муниципальных образований и в заседаниях органов управления Совета муниципальных образований с правом совещательного голоса, в конференциях и других мероприятиях, организуемых Советом муниципальных образований. Представители Законодательного Собрания вправе запрашивать и получать необходимые документы и информацию о деятельности Совета муниципальных образований, его органов управления и исполнительных органов.

Статья 4. Полномочия Губернатора Новосибирской области по
взаимодействию с Советом муниципальных образований

1. К полномочиям Губернатора Новосибирской области по взаимодействию с Советом муниципальных образований относятся:
1) привлечение представителей Совета муниципальных образований к участию в разработке и обсуждении проектов нормативных правовых актов Новосибирской области по вопросам в сфере местного самоуправления;
2) направление проектов законов Новосибирской области по вопросам в сфере местного самоуправления в Совет муниципальных образований для обсуждения до внесения указанных законопроектов Губернатором Новосибирской области в Законодательное Собрание;
3) направление представителей Губернатора Новосибирской области в Совет муниципальных образований для обеспечения постоянного взаимодействия Губернатора Новосибирской области и Совета муниципальных образований в соответствии с частью 2 настоящей статьи.
2. Обеспечение постоянного взаимодействия Губернатора Новосибирской области и Совета муниципальных образований осуществляется путем участия представителей Губернатора Новосибирской области в работе Совета муниципальных образований и в заседаниях органов управления Совета муниципальных образований с правом совещательного голоса, в конференциях и других мероприятиях, организуемых Советом муниципальных образований. Представители Губернатора Новосибирской области вправе запрашивать и получать необходимые документы и информацию о деятельности Совета муниципальных образований, его органов управления и исполнительных органов.

Статья 5. Полномочия исполнительных органов государственной власти Новосибирской области
по взаимодействию с Советом муниципальных образований

1. К полномочиям Правительства Новосибирской области по взаимодействию с Советом муниципальных образований относятся:
1) привлечение представителей Совета муниципальных образований к участию в разработке проектов нормативных правовых актов Новосибирской области по вопросам в сфере местного самоуправления, в том числе методики определения уровня расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных образований Новосибирской области, а также критериев выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных образований Новосибирской области;
2) привлечение представителей Совета муниципальных образований к участию в рассмотрении вопросов оказания поддержки муниципальным образованиям Новосибирской области, Совету муниципальных образований;
3) привлечение представителей Совета муниципальных образований к участию в работе координационных и совещательных органов, образуемых Правительством Новосибирской области;
4) рассмотрение докладов Совета муниципальных образований о состоянии местного самоуправления и развитии муниципальных образований в Новосибирской области;
5) рассмотрение предложений Совета муниципальных образований по совершенствованию законодательства Новосибирской области в сфере местного самоуправления;
6) организация оказания Совету муниципальных образований информационной, организационно-методической, экономической поддержки;
7) направление представителей Правительства Новосибирской области для участия в работе Совета муниципальных образований и в заседаниях органов управления Совета муниципальных образований с правом совещательного голоса, в конференциях и других мероприятиях, организуемых Советом муниципальных образований.
2. К полномочиям иных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области по взаимодействию с Советом муниципальных образований относятся:
1) привлечение представителей Совета муниципальных образований:
а) к участию в разработке проектов нормативных правовых актов Новосибирской области, регулирующих вопросы в сфере местного самоуправления;
б) к участию в разработке и реализации планово-прогнозных документов Новосибирской области, затрагивающих вопросы в сфере местного самоуправления;
в) к участию в проводимых исполнительными органами государственной власти Новосибирской области конференциях, «круглых столах», тематических семинарах и иных мероприятиях по вопросам в сфере местного самоуправления;
2) рассмотрение предложений Совета муниципальных образований по совершенствованию законодательства Новосибирской области в сфере местного самоуправления;
3) предоставление представителям Совета муниципальных образований права участвовать в заседаниях и аппаратных совещаниях исполнительных органов государственной власти Новосибирской области при рассмотрении вопросов, касающихся развития местного самоуправления в Новосибирской области;
4) оказание Совету муниципальных образований информационной, организационно-методической, экономической поддержки.

Статья 6. Формы взаимодействия органов государственной власти и Совета муниципальных образований

Взаимодействие органов государственной власти и Совета муниципальных образований осуществляется в форме:
1) взаимного обмена информацией по вопросам в сфере местного самоуправления;
2) учета органами государственной власти при определении направлений, являющихся приоритетными для поддержки муниципальных образований Новосибирской области, рекомендаций, выработанных Советом муниципальных образований;
3) организации совместной деятельности по реализации планово-прогнозных документов Новосибирской области по вопросам в сфере местного самоуправления;
4) координации действий в отношениях с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, расположенных на территории Новосибирской области, органами местного самоуправления, единым общероссийским объединением муниципальных образований, советами муниципальных образований иных субъектов Российской Федерации, общественными организациями и ассоциациями, зарубежными партнерами по вопросам в сфере местного самоуправления;
5) привлечения Совета муниципальных образований к решению вопросов участия органов государственной власти в обеспечении профессионального образования и дополнительного профессионального образования лиц, замещающих выборные муниципальные должности, муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений;(Пункт в редакции, введенной Законом НСО от 02.03.2017 N 145-ОЗ
6) организации совместных мероприятий по вопросам в сфере местного самоуправления;
7) привлечения Совета муниципальных образований к разработке и реализации государственных программ Новосибирской области, ведомственных целевых программ Новосибирской области в сфере государственной поддержки развития институтов местного самоуправления в Новосибирской области;(Пункт в редакции, введенной Законом НСО от 02.03.2017 N 145-ОЗ
8) организации и совместного осуществления анализа практики применения законов и иных нормативных правовых актов Новосибирской области по вопросам в сфере местного самоуправления в Новосибирской области;
9) привлечения Совета муниципальных образований к анализу и обсуждению результатов деятельности исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, к полномочиям которых отнесено осуществление контроля за органами местного самоуправления.

Статья 7. Поддержка органами государственной власти Совета муниципальных образований

1. Органы государственной власти в пределах установленных полномочий оказывают Совету муниципальных образований информационную, организационно-методическую, экономическую поддержку.
2. Поддержка органами государственной власти Совета муниципальных образований осуществляется в форме:
1) создания условий для свободного доступа к информации о деятельности органов государственной власти (за исключением информации, доступ к которой в соответствии с федеральным законодательством ограничен);
2) оказания содействия в организации и проведении обучающих тематических семинаров, методических консультаций и научно-практических конференций, совещаний, «круглых столов», иных мероприятий, организуемых Советом муниципальных образований по проблемам развития местного самоуправления и муниципальных образований, в том числе путем направления представителей органов государственной власти для участия в указанных мероприятиях, предоставления аналитических и справочных материалов;
3) оказания содействия в подготовке и издании методических и справочных материалов;
4) предоставления для нужд Совета муниципальных образований помещений, транспорта, средств связи, организационной техники и иного имущества, находящегося в государственной собственности Новосибирской области, в порядке, установленном законодательством Новосибирской области;
5) предоставления субсидий за счет средств областного бюджета Новосибирской области в соответствии с бюджетным законодательством;
6) в иных формах в соответствии с законодательством Новосибирской области.

Статья 8. Вступление настоящего Закона в силу

Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования.

Губернатор
Новосибирской области
В.А. Юрченко

г. Новосибирск,
7 ноября 2011 г.
N 133 _ ОЗ

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений
подготовлена «КОДЕКС»

О Совете > Отчетный доклад > Отчетный доклад 2012

Отчетный доклад о деятельности Ассоциации в 2012 году

Выступающий — А.М. Емельянов, Предселатель Совета

Уважаемые Сергей Анатольевич, Оксана Витальевна!
Уважаемые коллеги!
Уважаемые гости Съезда!
Со дня нашей прошлой встречи в таком представительном составе произошли важные события и в России, и в Томской области. Конца света не случилось. Но произошли изменения в политической жизни, которые, несомненно, коснулись каждого из нас.
С приходом Сергея Анатольевича Жвачкина изменилась управленческая команда региона. Заданы новые направления развития области. Появились новые перспективы, направленные на повышение качества жизни населения Томской области в каждом муниципальном образовании.
В 2011 году избран новый Председатель Законодательной Думы Томской области. Им стала Оксана Витальевна Козловская. У Совета муниципальных образований появился новый представитель Законодательной Думы — председатель комитета по законодательству, государственному устройству и безопасности, Владимир Казимирович Кравченко.
Изменения произошли и в команде муниципальных управленцев. В октябре прошедшего года состоялись выборы глав и депутатов в поселениях — базовом звене местного самоуправления. 64 % глав поселений вновь были поддержаны своими избирателями. Население остальных муниципальных образований проголосовало за новых лидеров и новые перспективы.
Позвольте мне еще раз поздравить всех, кто получил поддержку большинства избирателей. Я желаю всем нам плодотворной совместной работы на одно большое дело — благополучие и развитие Томской области!
Уважаемые коллеги!
Сегодня мы собрались на 8-й Съезд Совета муниципальных образований Томской области. Позади 7 лет кропотливой совместной работы. Но с первых дней существования мы определили для себя принципы, которые считаем важными и которых продолжаем придерживаться.
Совет муниципальных образований — это объединение равных, независимых и самостоятельных муниципалитетов. Не важно, большой это городской округ или маленькое сельское поселение — каждый имеет равное право влиять на принятие решений.
Совет не решает вопросы местного значения на конкретных территориях. Он создает современные, эффективные системы коммуникаций муниципалов между собой, с коллегами из соседних регионов, с органами госвласти, а также предлагает механизмы для быстрого поиска решения острых проблемных вопросов.
Совет создает для своих членов «пространство возможностей» — обучаться, получать правовую, методическую, информационную поддержку, формировать положительный имидж территории, продвигать законодательные инициативы.
За эти 7 лет членство в ассоциации «Совет муниципальных образований Томской области» стало выгодным для всех муниципалитетов.
Каждый год наше муниципальное сообщество определяет для себя конкретные задачи, которые необходимо решать именно сейчас. В 2012 году мы работали по трем направлениям, определившим основу трех крупных проектов Совета: «Защита муниципальных интересов», «Муниципальный менеджер» и «Управление информацией».
В отчете о работе Совета Вы можете ознакомиться с итогами их реализации. А с трибуны я хочу назвать самые активные муниципалитеты, из чьих инициатив складывались повестки дня Совета в 2012 году. Это Асиновский район, Верхнекетский район, город Кедровый, Кривошеинский район, поселения Молчановского района, город Северск, город Томск, Чердатское поселение Зырянского района, Уртамское поселение Кожевниковского района.

Уважаемые коллеги!
Одним из главных вопросов для местного самоуправления в 2013 году остается финансовый. Доходная часть местных бюджетов по-прежнему неадекватна тому объему полномочий, который возложен на органы местного самоуправления.
В декабре прошлого года внесены изменения в Бюджетный кодекс. Расширен перечень источников доходов городских округов и районов области. Однако все мы уже оценили прогноз поступлений этих средств. И он нас не радует. Кардинально ситуация не изменится, и в ближайшее время не стоит ожидать лавины доходов в местные бюджеты.
Как вы все знаете, существующая система межбюджетных отношений сегодня практически не стимулирует муниципальные образования увеличивать свои доходы. Надежнее получить дотацию на выравнивание. Мы прекрасно понимаем, что такая ситуация приводит в тупик.
Поэтому по инициативе города Томска, который является заложником этой схемы, в 2012 году наш Совет пригласил к поиску выхода из сложившейся ситуации все муниципалитеты региона. И все сошлись в одном: межбюджетные отношения в Томской области требуют корректировки.
Необходимо создать механизмы финансового стимулирования тех муниципальных образований, которые увеличивают свои доходы. Часть сверхплановых доходов должна оставаться в местных бюджетах и не должна учитываться при определении расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных образований.
Но! Сколько не раскладывай по карманам три рубля, в итоге их три и останется. Сколько не распределяй средства областного фонда финансовой поддержки, кардинального улучшения качества жизни населения не добиться, если активно не привлекать дополнительные источники доходов.
Успешный пример продемонстрировали в 2012 году Шегарский район и Шегарское поселение, которые объединили усилия и привлекли из Фонда русской фотомодели Натальи Водяновой 9 миллионов рублей. В результате в селе Мельниково создан современный, безопасный, многофункциональный парк. Обустроены игровые площадки для детей разного возраста, есть специальная площадка для отдыха детей-инвалидов и площадка, где, совместно с Госавтоинспекцией, проводится обучение детей правилам дорожного движения.
Этот пример еще раз доказывает, что нужно использовать любую возможность привлечения средств. Поэтому жизненно важно для всех муниципалитетов сегодня участвовать в областных и федеральных целевых программах, работать со всевозможными фондами и инвесторами. Взять на вооружение программу по туристическому бизнесу, научится составлять проекты, способные привлечь средства в поселения.
Если муниципальные районы и городские округа уже «набили руку» в подготовке документов и имеют возможность изыскать средства на софинансирование, то для поселений механизм самостоятельного участия в целевых программах вышестоящего уровня по-прежнему почти не работает. И здесь мы видим несколько причин.
У большинства территорий нет видения перспектив развития. Программы социально-экономического развития не являются руководством к действию и нуждаются в том, чтобы с них сдули пыль и значительно подновили. Поэтому участие в целевых программах, это зачастую — аврал. Для поиска средств на софинансирование спешно перекраиваются уже утвержденные бюджеты, поэтому: к проектам надо готовится заранее.
Одна и основных проблем в поселениях — недостаток профессиональных, подготовленных кадров. Муниципальным образованиям для активизации участия в программах сегодня необходимо правовое и методическое сопровождение.
Хорошие результаты демонстрируют те территории, где есть связка района и поселения по привлечению средств целевых программ вышестоящих уровней.
Такую эффективную практику совместной работы в прошлом году продемонстрировали своим коллегам Асиновский район и Асиновское городское поселение. На сайте Совета Вы можете посмотреть видеорепортаж об этом. Он создан по материалам рабочей поездки в Асино, которую организовал Совет муниципальных образований для глав территорий в прошлом году. А в этом году такой же успешный результат совместной работы района и поселения мы увидели в другой рабочей поездке — уже в Большедороховское поселение этого же района, куда Совет муниципальных образований пригласил вновь избранных глав поселений.
Стоит сказать и о другом важном направлении работы муниципальных образований — об исполнении наших «любимых» отдельных государственных полномочий.
Как-то незаметно и быстро вошло в привычку наделять органы местного самоуправления всё новыми государственными полномочиями. В 2013 году на уровень местного самоуправления в общей сложности их передано около сотни.
Насколько эффективен такой управленческий подход? Казалось бы местное самоуправление, что называется, ближе к народу.
Но!
Давайте рассмотрим результаты на примере такой темы, как исполнение органами местного самоуправления региональных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот. Мы все знаем, что во многих селах нет рынка жилья, у граждан — потенциальных продавцов жилья — отсутствует электронная цифровая подпись. А в малых деревнях дети-сироты сами не хотят жить и дома бросают. И пока мы ищем возможные и невозможные пути решения этих проблем, мы платим штрафы за несвоевременное исполнение решений суда. Только город Томск заплатил 6 с половиной миллионов рублей из местного бюджета за неисполнение в срок судебных решений. А ведь на эту сумму можно было приобрести, как минимум, 6 квартир. Мы считаем, что данное полномочие, как никакое другое, требует централизации исполнения.
Другая проблема — недостаток средств, которые передаются муниципалитетам на исполнение государственных полномочий. Из 18 областных законов, в которые эти полномочия упакованы, по 10-ти не переданы средства на, так называемое, их администрирование. В результате, оплата труда муниципальных служащих, которые непосредственно заняты исполнением переданных госполномочий, и затраты на материально-техническое обеспечение их исполнения производятся за счет средств местных бюджетов.
Особо напряженная ситуация складывается в поселениях при исполнении все тех же региональных полномочий по приобретению жилья для детей-сирот. Вся непосредственная работа по поиску жилых помещений, проведению аукционов, согласованию сделок купли-продажи, оформлению документов проводится поселенческими администрациями без необходимой компенсации материальных затрат и затрат на оплату труда.
Сегодня обсуждается порядок исполнения региональных полномочий по отлову бродячих собак. Переговоры только ведутся, но у муниципалов есть опасения, что ситуация может повторить многие другие — полномочия передадут без достаточного количества средств.
Вместе с тем, есть и вопросы, которые могут быть решены организационными мерами и не требуют дополнительного финансирования — это обеспечение единой методологии, разработка единых административных регламентов предоставления услуг по переданным полномочиям. Ведь государственные полномочия на всей территории области должны осуществляться по одним правилам!
В 2012 году Советом муниципальных образований был организован круглый стол со специалистами органов опеки и попечительства с темой о порядке защиты прав несовершеннолетних при отчуждении принадлежащих им жилых помещений. А порядка как такового пока просто нет. Есть практика. Причем разная, и в основном субъективная. Она не защищает интересы ни граждан, ни работников органов опеки и попечительства.
В проект резолюции Съезда мы включили предложение о разработке профильными Департаментами Администрации Томской области единых административных регламентов осуществления переданных государственных полномочий.

Уважаемые коллеги!

К некоторым вопросам, о которых мы уже говорили на предыдущем Съезде Совета муниципальных образований Томской области, мы вынуждены снова возвращаться.
И главный — муниципальные кадры.
Не мне Вам объяснять, какая это сегодня проблема.
Стратегии, целевые программы, государственно-частное партнерство, обеспечение безопасности территорий, электронное правительство — все, о чем мы говорим, требует постоянного роста квалификации и профессионализма муниципальных служащих. Для этого муниципальная служба должна быть стабильной. А что мы имеем на самом деле?
Вакантные места специалистов в сельских поселениях остаются незанятыми в течение длительного времени. Уходят на пенсию старые кадры, и молодежь не спешит занять их место.
Самый главный стимул — оплата труда. И здесь мы проигрываем другим сферам: государственной службе, работникам бюджетных учреждений, правоохранительным органам, бизнесу.
Средняя заработная плата специалистов администраций Староювалинского и Уртамского поселений по итогам 3-го квартала прошлого года — ниже утвержденного по области прожиточного минимума при том, что средняя заработная плата в регионе на сегодня — 27 тысяч рублей.
Муниципальная служба стала крайне невыгодна и не престижна. Бесперспективняк, как выражается молодежь.
В области подготовлен новый закон о муниципальной службе. Меняются принципы оплаты труда муниципальных служащих. Но нужно сказать честно, что ожидаемое увеличение оплаты труда муниципальных служащих не случится. Закон фиксирует сегодняшнюю ситуацию и предусматривает лишь индексацию.
Для того чтобы как-то оправдать малые зарплаты, разработчики предложили снизить квалификационные требования. Но такие подходы не улучшат ситуацию. Как человек может управлять вопросами жизнеобеспечения и безопасности, не имея специального образования и опыта профессиональной деятельности?
У медали есть и другая сторона — подготовка эффективных муниципальных управленцев. Государственного заказа на нее пока нет. В свою очередь муниципалитеты сегодня не занимаются повышением квалификации муниципальных служащих: вакансия закрыта и уже хорошо. Мы предлагаем совместно с Администрацией Томской области и специалистами вузов разработать стратегию развития муниципальной службы в нашем регионе.
Вторая тема, которую мы тащим за собой с 6-го Съезда и говорим о ней на всех уровнях — взаимодействие с контрольными и надзорными органами. Поднимите в зале руки, кого эта проблема не касается!
Определенные положительные результаты, конечно, есть. Органами прокуратуры и Советом муниципальных образований Томской области теперь регулярно проводятся межведомственные совещания, на которых мы согласовываем свои позиции. Благодаря заинтересованности прокурора Томской области Василия Савельевича Войкина, на некоторых территориях у муниципалитетов налаживается конструктивный диалог с органами прокуратуры.
Получила распространение практика совместного обсуждения вопросов МСУ на совещаниях при Губернаторе Томской области глав муниципальных районов и руководителей надзорных органов. Совет муниципальных образований Томской области регулярно организует семинары-совещания для руководителей и специалистов ОМСУ Томской области с участием представителей контрольно-надзорных органов: органов прокураты, Россельхознадзора, Жилищной инспекции. Управление Минюста РФ по Томской области, Роскомнадзора и др.
Вместе с тем, все-таки не всегда удается находить оптимальные решения, совместимые с бюджетными возможностями муниципальных образований. Надзорные органы при проведении проверок и предъявлении требований о проведении различных мероприятий по решению вопросов местного значения действуют в рамках законодательства, но не учитывают ограниченность денежных средств муниципального образования.
Увеличение количества исков надзорных органов по вопросам местного значения все больше оказывает влияние на формирование расходной части муниципального бюджета. Во многих случаях исполнение решений судов отвлекает бюджетные средства от решения приоритетных для муниципального образования задач. Так, по итогам З-х кварталов т.г. на выполнение решения судов по муниципальному образованию г.Томск потребовалось 621 млн. рублей (10,9% собственных доходов муниципального бюджета), причем, это на решение не первоочередных задач. Приведены в нормативное состояние дорожные покрытия на улицах Загорной и Угрюмова в соответствии с ГОСТом. Это периферийные улицы, находятся вдалеке от транспортных потоков города с ограниченным количеством малоэтажных домов и частных домовладений. А ведь есть более значимые для населения дороги, которые нуждаются в незамедлительном ремонте, другие более приоритетные вопросы местного значения, решение которых запланировано выборными органами местного самоуправления.
Не всегда удается найти понимания органам местного самоуправления с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения и государственным пожарным надзором. Доводы о том, что обязательно все дороги и социальные объекты и именно сегодня не могут быть приведены в нормативное состояние, во внимание не принимаются.
Особо необходимо поговорить о выполнении предписаний государственного пожарного надзора. Большие трудности сегодня испытывают руководители учреждений культуры. Суммы штрафов, накладываемые на руководителей клубных учреждений, достигают 90 тысяч рублей — при должностных окладах от 8 до 10 тысяч. В Томском районе есть примеры административных арестов руководителей домов культуры. По оценкам Томского района, на исполнение вынесенных предписаний органов государственного пожарного надзора им требуется более 12 миллионов рублей. Подобная картина складывается и в других районах области.
Суммы, которые требуются муниципалитетам на исполнение решений судов по искам прокуратуры и других надзорных органов, уже складываются в сотни миллионов. Далеко ходить не буду. Кожевниковский район. По искам надзорных органов вынесены решения судов, для исполнения которых необходимо 92 млн. рублей. Собственные доходы бюджета муниципального образования — 80 млн. рублей.
И в каждом муниципальном образовании подобных решений достаточно.
В рамках программно-целевого финансирования муниципального образования необходимо достигать договоренности с надзорными органами (и закрепить это законодательно) о проработке подготовке и принятии программ регионального и муниципального уровня для решения вопросов, характерных для большей части муниципальных образований региона.
Также считал бы возможным озвучить следующее. Мы сегодня строим гражданское общество, а каждый житель, независимо от занимаемой должности, — еще и житель конкретного муниципального образования, а, следовательно, он вправе принимать самое активное участие в проводимых на территории муниципального образования мероприятий в т.ч. и слушаниях по принимаемому бюджету.
На мой взгляд, было бы разумным рекомендовать надзорным органам принимать активное участие в обсуждении вопросов формирования бюджетов муниципальных образований (слушаниях по бюджету) с возможностью влияния на формирование программ по решению контролируемых надзорными органами вопросов местного значения, влиять на выбор приоритетов, поскольку задачи надзорных органов, как и органов МСУ — улучшение условий жизни и благосостояния жителей данного муниципального образования. И делать это надо сообща, шаг за шагом, согласовывая и планируя совместные действия для достижения поставленных задач. Это будет способствовать развитию местного самоуправления.
Необходимо Ф3№131 закрепить нормы, усиливающие самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а тк же выборе приоритетов при их решении. Необходимо создать механизмы выравнивая финансовых возможностей поселений по осуществлению полномочий в решении вопросов местного значения.
Самостоятельно муниципалитетам с таким финансовым прессингом справляться становится уже сложно. Тем более, что большинство требований связано с затратными инфраструктурными вопросами: противопожарная безопасность учреждений социальной сферы, строительство биотермических ям, обустройство полигонов по утилизации бытовых отходов.
Предлагаем эти вопросы решать совместно программными методами на условиях софинансирования из бюджета Томской области.
Все мы понимаем, что, пока не будет на федеральном уровне законом установлен порядок проведения проверок органов местного самоуправления, местные органы власти и местные бюджеты будет лихорадить.
В январе этого года я принял участие в заседании Совета по местному самоуправлению при Президенте Российской Федерации. На нем рассматривались предложения о том, как упорядочить надзор за деятельностью органов местного самоуправления. От имени Совета муниципальных образований Томской области, на заседании рабочей группы я высказал свои предложения, часть из них была включена в итоговое решение.
Уважаемые коллеги!
В начале своего выступления я говорил о том, что Совет муниципальных образований создает систему возможностей для своих членов. И те, кто имел намерение получить новый опыт и профессионально вырасти, смог это сделать.
Я уже говорил о ситуации с кадрами.
Однако, учиться необходимо не только специалистам, но и главам муниципальных образований. Думая, что дожив до седин, мы знаем все в современном мире, мы ошибаемся. Если вы не меняетесь, это не значит, что мир не меняется, Мир вокруг нас меняется быстро. Поэтому нужно учиться. Это, конечно, банально, но Ленин был прав!
У Совета нет образовательной лицензии, и Совет не может дать вам дипломы. Но наш Совет может дать вам знания. И для этого мы используем все инструменты.
Я не буду вам подробно рассказывать о тех семинарах, которые были проведены Советом в 2012 году. На них мы рассматривали вопросы регламентации предоставления муниципальных услуг, защиты персональных данных, организации деятельности контрольно-счетных органов, муниципального земельного контроля, вопросы противодействия коррупции, организации избирательной кампании, организации конструктивного диалога со СМИ.
Но о чем я бы хотел сказать особо — это о новых находках, новых подходах, которые мы стремимся использовать в нашей работе. Мы получили хороший эффект, когда стали применять формы, не свойственные для муниципального управления, которые не приняты в несколько консервативной чиновничьей сфере, а скорее присущи бизнесу.
В 2012 году были опробированы технологии командообразования, которые ярко показали, что некоторым главам нужно научиться доверять своей команде. Кто-то не желает подчиняться коллективному решению и это вредит общему делу. Выявились лидеры и исполнители.
На психологических тренингах главы муниципальных образований учились навыкам публичных выступлений, учились гасить выпады агрессивно настроенных граждан, отвечать на каверзные вопросы на собраниях.
Эффект культурного шока испытали те главы территорий, которые участвовали в тренинге «Интервью на камеру». Казалось, что видеокамера специально изобретена для того, чтобы вытащить на свет божий все твои недостатки. И профессиональные журналисты сразу разбирали ошибки и давали советы, как можно выигрышно себя подать.
Большой популярностью продолжают пользоваться рабочие поездки по обмену опытом. Видеорепортажи по итогам этих поездок Вы может посмотреть на сайте Совета.
Видеорепортажи, которые делает Исполнительная дирекция Совета, статьи, которые мы размещаем в журнале Вестник Совета — это не только возможность наглядно продемонстрировать коллегам опыт той или иной территории, это еще один механизм построения ее позитивного имиджа.
Хочу выразить благодарность главам тех муниципальных образований, которые в прошлом году принимали у себя своих коллег:
Аксиненко Николаю Александровичу, главе Тунгусовского поселения Молчановского района,
Грибову Ивану Семеновичу, главе Плотниковского поселения Бакчарского района,
Данильчуку Николаю Александровичу, главе Асиновского городского поселения,
Детлуковой Алле Владимировне, главе Могочинского поселения Молчановского района,
Зваричу Леониду Степановичу, мэру города Кедровый,
Идрисову Евгению Андреевичу, главе Наргинского поселения Молчановского района,
Малолетко Александру Александровичу, главе Кожевниковского поселения,
Подглазову Владимиру Александровичу, главе Заречного поселения Томского района,
Слабухо Вере Николаевне, главе Молчановского поселения,
Таукину Николаю Николаевичу, который возглавлял Красноярское поселение Кривошеинского района,
Шахраю Игорю Анатольевичу, главе Трубачевского поселения Шегарского района.
Совет муниципальных образований Томской области всегда находится в поиске новых форм работы, новых управленческих технологий, новых идей, которые могли бы повысить качество муниципального управления.
Для того, чтобы нацелить органы местного самоуправления региона, глав муниципальных образований на поиск новых управленческих решений Совет муниципальных образований организовал конкурс «Инновации в муниципальном управлении».
И если кто-то думает, что на селе и в органах власти не может быть инноваций, он глубоко ошибается. Ведь инновация в мировой практике — это прогресс не только технический, но и, в первую очередь, идейный.
Состоялось уже два таких конкурса — в 2011 и в 2012 годах. Одним из существенных условий в оценке конкурсных работ было обязательное наличие социально-экономического эффекта.
В 2011 году свои инновационные практики представили Администрации Асиновского, Верхнекетского районов, Новиковского поселения Асиновского района, Зоркальцевского поселения Томского района, Улу-Юльского поселения Первомайского района.
В 2012 году число участников конкурса возросло. Свои инновационные практики представили не только администрации, но и представительные органы муниципальных образований. В конкурсе приняли участие Дума города Томска, Администрации ЗАТО Северск, города Кедровый, Кожевниковского района, Молчановского, Кожевниковского и Шегарского поселений. В своих заявках участники описали самые разные управленческие решения: от автоматизации сложных процессов до создания имиджа из топора.
Оценку конкурсных материалов проводили независимые эксперты, в роли которых выступили коллеги из тех муниципальных образований, которые не участвовали в конкурсах. Поэтому победа в этом конкурсе особо ценна, так как лучшим тебя признали твои же товарищи.
Уважаемые коллеги!
Еще одна важная задача для Совета — помогать территориям в формировании положительного имиджа. Как и во всем, мы даем удочку, а не ловим рыбу.
Как можно говорить о привлечении инвестиций, развитии туризма, если мы еще не научились позиционировать себя и заявлять о себе, о своих достоинствах и преимуществах? А меж тем информационное поле существует само по себе, и если его не наполняем мы, то с удвоенной силой его наполняют те, кому нужно отчитаться за раскрытые убийства, пойманных взяточников, ликвидированные ЧС. Мы не в силах запретить им этого сделать. Но в наших силах наполнить информационное поле хорошими новостями и добиться некоторого баланса.
Тем более, что в нашем распоряжении такой замечательный инструмент, как наши муниципальные сайты. Ведь не для прокуратуры же мы, в самом деле, их делаем?
Так что первостепенная задача муниципалитетов, желающих повысить имидж своей территории, — это создание, если хотите, рождение хороших новостей. Под словом хорошие новости я имею в виду не только праздники и концерты. Это, прежде всего, наша работа — покупка нового трактора, ремонт дороги, открытие новых мест в детском саду, победа наших жителей в различных конкурсах.
В качестве хорошего примера я хотел бы привести новостной раздел на сайте Новокусковского сельского поселения Асиновского района. Почему именно их? Потому что мероприятия поселения они превращают в события, заявляют о себе, как об открытой территории, готовой принять все новое, о территории, где живут творческие, доброжелательные люди, — тем самым создавая положительный образ в информационном пространстве.
Дополнительным стимулом к повышению качества сайтов муниципальных образований стал конкурс на лучший сайт, который Совет проводит уже третий год. И стоит отметить, что из года в год качество официальных сайтов органов местного самоуправления растет. Победители конкурса сегодня получат заслуженные награды.
В свою очередь мы стараемся сделать сайт Совета оперативным и эффективным инструментом для всех муниципалов области. В дополнение к существующим опциям, в этом году на сайте Совета создана собственная Лента муниципальных новостей. Теперь оперативно можно узнать не только о том, чем живет ассоциация, но и каждое муниципальное образование нашего региона. В эту Ленту попадают материалы, размещенные на сайтах муниципалитетов, которые предварительно обрабатываются так, чтобы заинтересовать журналистов. Эта работа начата не так давно. Но результаты уже есть — СМИ бесплатно публикуют наши хорошие новости. И эту работу мы продолжим.
Я скажу и про наше корпоративное издание. Наш Вестник в 2012 году изменил свой формат. Теперь это журнал, в нем больше аналитики, все чаще появляются интервью. Но идеология нашего издания осталась прежней: на каждой территории есть что-то хорошее, и это хорошее мы показываем.
Уважаемые коллеги!
Все, о чем я говорил, выгодно отличает Совет муниципальных образований Томской области от Советов других регионов России.
С этим даже был связан казусный момент. Летом у нас с визитом был Председатель Совета муниципальных образований Новосибирской области. Он приехал специально, чтобы выяснить для себя — почему на совместном заседании Общероссийского Конгресса муниципальных образований и Совета Федерации, Валентина Ивановна Матвиенко 4 раза сослалась на инициативы Совета Томской области и ни разу не упомянула о Новосибирске?
Я был искренне горд, и спасибо Вам, уважаемые коллеги, за неравнодушное отношение, активную позицию, за то, что вы находите время и возможности высказываться, участвовать во всех начинаниях Совета, делиться своими находками. Надеюсь, в своих выступлениях вы дополните озвученный отчет о работе Совета, внесете конструктивные предложения по дальнейшему развитию местного самоуправления на территории нашей области.
Ведь все мы работаем на одно большое дело — благополучие и развитие Томской области!
Я поздравляю защитников Отечества с прошедшим праздником. А милых дам — с наступающим замечательным праздником — Международным женским днем!

Спасибо за внимание.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *