Аптека медицинской организации

Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме!

Получить полный доступ к документу

Вход для пользователей Стань пользователем

Доступ к документу можно получить: Для зарегистрированных пользователей:
Тел.: +7 (727) 222-21-01, e-mail: info@prg.kz, Региональные представительства

Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания
Я принимаю Условия обслуживания
Продолжить

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Приложение 3 к приказу

Министерства здравоохранения

Республики Таджикистан

от 19 октября 2005 года № 563

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Положение
об аптеке лечебно-профилактического учреждения
1. Общие требования

1. Настоящее Положение разработано в соответствии со статьей 31 Закона Республики Таджикистан «О лекарственных средствах и фармацевтической деятельности» а также пунктов 4 и 5 Положения «О Министерстве здравоохранения Республики Таджикистан», утвержденный постановления Правительства Республики Таджикистан от 29 июля 2001 № 321 и определяет требования, предъявляемые к аптекам лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ).

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

2. Аптека ЛПУ организуется лечебно-профилактическим учреждением на правах структурного подразделения или как самостоятельная организация.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

3. Аптека организуется с целью снабжения структурных подразделений (отделений) лечебно-профилактического учреждения изготавливаемыми и готовыми лекарственными средствами, а также медицинскими товарами.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

4. Для функционирования аптеки ЛПУ требуются сертификат соответствия помещения сертификат специалиста и лицензия на право осуществления фармацевтической деятельности, полученные в установленном порядке.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

5. Фармацевтическая и финансовая деятельность аптеки осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми актами Республики Таджикистан и требовании настоящего положение.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

6. Контроль за фармацевтической и финансовой деятельностью, выполнением лицензионных требований и условий аптекой ЛПУ осуществляют:

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

7. Орган, выдавший лицензию; другие структуры госнадзора и контроля в пределах их компетенции в соответствии с законодательством.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

8. Аптека ЛПУ может функционировать как отдельное юридическое (коммерческое) лицо с правом реализации лекарственных средств и медицинских товаров.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

9. Ликвидация аптеки ЛПУ осуществляется в порядке, установленном нормативно-правовыми актами Республики Таджикистан.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

2. Производственная деятельность, задачи функции

10. Основной задачей аптеки является обеспечение лечебно-профилактического учреждения лекарственными средствами, перевязочными средствами, предметами ухода за больными и другими медицинскими товарами аптеки ЛПУ:

— соблюдает установленные нормативными документами правила внутриаптечного изготовления и реализации лекарственных средств и медицинских товаров;

— обеспечивает наличие лекарственных средств медицинских товаров в соответствии с профилем и потребностями лечебно-профилактического учреждения;

— своевременно пополняет запас лекарственных средств и медицинских товаров;

— имеет неснижаемый запас вакцин, сывороток, предусмотренный соответствующими нормативными документами ;

— осуществляет закупки у производителей и поставщиков лекарственных средств и медицинских товаров имеющих соответствующие лицензии;

— организует хранение лекарственных средств и медицинских товаров в установленном порядке;

— организует руководство учебно-производственной практикой студентов медицинских учебных заведений в установленном порядке;

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДОЛЖНОСТНОЙ ИНСТРУКЦИИ ФАРМАЦЕВТА

1.1. Фармацевт относится к категории специалистов.
1.2. Фармацевт принимается на должность и освобождается от должности приказом генерального директора по представлению заведующего аптекой.
1.3. Фармацевт подчиняется непосредственно заведующему аптекой.
1.4. На время отсутствия фармацевта его обязанности выполняет другой сотрудник, назначенный приказом генерального директора организации.
1.5. В своей деятельности фармацевт руководствуется: законами РФ и иными нормативно-правовыми актами по вопросам фармации, правилами розничной торговли, правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии, уставом организации, приказами и распоряжениями генерального директора, указаниями заведующего аптекой, правилами внутреннего трудового распорядка, настоящей должностной инструкцией.
1.6. На должность фармацевта назначается лицо, имеющее среднее фармацевтическое образование, диплом по специальности «фармация».
1.7. Фармацевт должен знать:

– знание ПК на уровне пользователя;
– этику делового общения;
– основы рыночной экономики;
– номенклатуру лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
– фармакологические свойства лекарственных средств, показания к применению;
– правила хранения и отпуска лекарственных средств в аптеке;
– основы мерчандайзинга;
– локальные нормативные акты организации;
– правила и нормы охраны труда, техники безопасности и пожарной безопасности;
– основы фармацевтического дела;
– принципы организации и экономической деятельности фармацевтической службы;
– нормативные документы по фармации;
– правила розничной торговли и закон РФ «О защите прав потребителей»;
– требования санитарного-гигиенического режима в аптеках и других нормативных документов, регламентирующих деятельность аптечных работников;
– правила оказания первой доврачебной медицинской помощи.

1.8. Фармацевт должен уметь:

— применять полученные знания на практике;
— быстро и качественно обслуживать посетителей аптеки;
— работать на электронной кассе;
— принимать товар и распределять по местам хранения;
— сортировать лекарственные средства по фармакологическим группам;
— проводить инвентаризацию в отделе;
— обеспечивать условия хранения лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
— проводить консультации потребителей по лекарственным препаратам и другим товарам.

2. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ФАРМАЦЕВТА

2.1. Осуществлять безрецептурный отпуск готовых лекарственных средств, предметов санитарии и гигиены, ухода за больными, лекарственных трав и других медицинских изделий.
2.2. Проводить кассовые операции по приему от населения денежных средств за реализуемый товар, вести учет движения денежных средств.
2.3. Делать кассовые отчеты в конце рабочей смены.
2.4. Проводить определение потребности в лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения и на основе этого составлять заявку-заказ на склад.
2.5. Участвовать в приемке товара, его распределении по местам хранения.
2.6. Обеспечивать условия хранения лекарственных средств и изделий медицинского назначения в соответствии с их физико-химическими свойствами и действующими правилами хранения.
2.7. Проводить контроль качества лекарственных средств на стадиях приема, хранения и реализации.
2.8. Контролировать сроки годности лекарственных средств.
2.9. Маркировать товар и презентовать его на витринах, используя основы мерчандайзинга.
2.10. Обеспечить соблюдение фармацевтического порядка и санитарно-гигиенического режима на рабочем месте.
2.11. Оформлять документацию по фармацевтической деятельности.
2.12. Иметь аккуратный внешний вид и носить форменную одежду.
2.13. Принимать участие в инвентаризации товарно-материальных ценностей.
2.14. Соблюдать правила внутреннего трудового распорядка.
2.15. Соблюдать требования по технике безопасности, противопожарной безопасности, правилам технической эксплуатации оборудования.
2.16. Систематически повышать свою квалификацию.
2.17. Проходить в установленном порядке периодические медицинские осмотры.
2.18. Информировать руководство организации об имеющихся недостатках в обслуживании посетителей, о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей.
2.19. Вежливо обращаться с персоналом и посетителями аптеки.
2.20. Проводить санитарно-просветительную и информационную работу среди населения о лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения, их применении и хранении в домашних условиях.
2.21. Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях.

3. ПРАВА ФАРМАЦЕВТА

Фармацевт имеет право:

3.1. Получать доступ к информационным материалам, необходимым для качественного выполнения должностных обязанностей.
3.2. Представлять на рассмотрение своего непосредственного руководства предложения по совершенствованию своей работы.
3.3. Сообщать руководству обо всех недостатках, выявленных в процессе работы и вносить предложения по их устранению.
3.4. Проходить переподготовку и повышение квалификации в порядке, установленном трудовым законодательством и локальными нормативными актами организации.
3.5. Проходить в установленном порядке аттестацию с правом получения соответствующей квалификационной категории.
3.6. Самостоятельно решать мелкие административные вопросы.
3.7. Взаимодействовать со всеми функциональными подразделениями организации и должностными лицами по вопросам профессиональной деятельности в пределах своей компетенции.
3.8. Требовать от руководства организации обеспечения организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также содействия в обеспечении прав, предусмотренных настоящей должностной инструкцией.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ФАРМАЦЕВТА

Фармацевт несет ответственность:

4.1. За некачественное и несвоевременное выполнение возложенных на него должностной инструкцией обязанностей в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
4.2. За причинение материального ущерба в пределах, определенных действующим законодательством Российской Федерации.
4.3. За правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с приказом генерального директора от «___» _____________ 201__ г. № ____.

Руководитель отдела персонала_________________/________________/
(руководитель структурного подразделения) (подпись) (расшифровка подписи)

«___» _____________ 20__ г.

С настоящей должностной инструкцией ознакомлена.

Один экземпляр получила на руки и обязуюсь хранить на рабочем месте _________________/_________________/
(подпись) (расшифровка подписи)

«___» _____________ 201__ г.

Оборот последнего листа

В настоящей должностной инструкции пронумеровано, прошнуровано и заверено печатью _______ листов

Генеральный директор _________________/_________________/
(подпись) (расшифровка подписи)

«___» _____________ 201__ г.

_______________________________ _________________/_________________/
(должностное лицо юридической службы) (подпись) (расшифровка подписи)

1. Общие положения.

1.1 Провизор (фармацевт) относится к категории специалистов.

1.2 Назначается на должность (с обязательным заключением договора о коллективной материальной ответственности) и может быть освобожден от работы приказом директора в установленном порядке.

1.3 Непосредственно подчиняется заведующему аптечным пунктом.

1.4 Руководствуется в своей работе:

— нормативными документами МЗ РФ и региональными нормативными актами и постановлениями по фармацевтической деятельности, внутренними нормативными актами;

— настоящей должностной инструкцией и договором о коллективной материальной ответственности;

— правилами внутреннего трудового распорядка, внутренними инструкциями по технике безопасности, пожарной и электробезопасности и охране труда;

— требованиями санитарного режима в аптеках;

— правилами хранения медикаментов;

— действующим прейскурантом розничных цен;

— правилами работы с контрольно-кассовым аппаратом;

— программой внутреннего контроля качества ЛС;

— программой производственного контроля за соблюдением санитарных норм и правил.

1.5 На время отсутствия провизора (командировка, отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом руководителя учреждения.

2. Основные задачи и функции.

Основной задачей провизора (фармацевта) является осуществление отпуска лекарственных средств и изделий медицинского назначения населению.

Для этого провизор (фармацевт):

2.1 Принимает товар, распределяет по местам хранения;

2.2 Осуществляет приемочный контроль (внешний вид, количество, кроки годности, наличие сопроводительных документов), ведет журнал приемочного контроля

2.3 Осуществляет контроль за сроками годности ЛС и косметических средств, ведет журнал, своевременно информирует заведующего о наличии ЛС с ограниченным сроком годности;

2.4 Осуществляет контроль за правильностью хранения ЛС (по фармакологическим группам и способам применения);

2.5 Осуществляет контроль при отпуске ЛС населению (количество, срок годности, внешний вид, целостность упаковки, цена);

2.6 Своевременно информирует заведующую о наличии дефектуры;

2.7 Осуществляет расчеты с покупателями с применением контрольно-кассового аппарата и выдачей чека покупателям, следит за исправностью кассового аппарата, заполняет журнал кассира-операциониста.

2.8 Принимает участие в проведении инвентаризации;

2.9 Изучает спрос населения;

2.10 Повышает свою квалификацию, изучает специальную литературу;

2.11 Ведет журналы учета выполненной за смену работы ( журнал кассира-операциониста, журнал приемочного контроля, журнал дефектуры);

2.12 Производит санитарную уборку согласно графика и разделения территории между сотрудниками;

2.13 Расценивает товар в случае необходимости.

3. Обязанности провизора (фармацевта).

Для выполнения возложенных на него функций провизор (фармацевт) обязан:

3.1 Соблюдать правила и условия хранения ЛС;

3.2 Соблюдать правила торговли;

3.3 Соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, техники безопасности, противопожарной безопасности и электробезопасности, охраны труда;

3.4 Соблюдать требования санитарного режима;

3.5 Выполнять распоряжения руководства;

3.6 Соблюдать правила и сроки ведения документов;

3.7 Соблюдать нормы деловой, фармацевтической деятельности, придерживаться корректного и доброжелательного стиля общения с коллегами и клиентами, служебную субординацию;

3.8 Соблюдать конфиденциальность информации;

3.9 Обеспечивать сохранность вверенных товарно-материальных ценностей и документов;

3.10 Строго соблюдать кассовую и ценовую дисциплину.

4. Права провизора (фармацевта).

4.1 Требовать равномерности распределения работы между сотрудниками;

4.2 Вносить предложения руководству по вопросам организации и условий своего труда;

4.3 Требовать своевременной выплаты заработной платы.

4.4 Принимать участие в работе совещаний, конференций, секций фармацевтических ассоциаций.

5. Ответственность провизора (фармацевта)

Провизор (фармацевт) несет ответственность :

5.1 За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих трудовых обязанностей, указанных в данной инструкции;

5.2 За несохранность вверенных товарно-материальных ценностей;

5.3 За нарушение кассовой дисциплины, за получение фальшивых денег;

5.4 За нарушение ценовой дисциплины;

5.5 За нарушение правил внутреннего трудового распорядка, техники безопасности, пожарной и электробезопасности, охраны труда;

5.6 За санитарное состояние своего рабочего места;

5.8 За несвоевременное прохождение медицинского осмотра и сан-тех минимума;

5.9 За недостоверность информации, предоставляемой заведующей;

5.10 За невыполнение программы внутреннего контроля качества ЛС, программы производственного контроля за соблюдением санитарных правил в аптеке;

5.11 За некачественное обслуживание населения;

5.12 За неправильное и несвоевременное ведение установленных документов, журналов;

5.13 За несохранность конфиденциальной информации.

5.14 За ошибки, повлекшие за собой тяжкие последствия для здоровья и жизни человека, — в пределах действующего административного, уголовного и гражданского законодательства Российской Федерации.

6.1 Провизор (фармацевт) подчиняется непосредственно заведующему аптечным пунктом, получает необходимые для работы товарно-материальные ценности, документы первичного учета от заведующей аптечным пунктом;

6.2 Все виды проверок осуществляет совместно с руководством;

6.3 В порядке взаимозаменяемости, в случае производственной необходимости выполняет обязанности другого провизора (фармацевта).

Данная инструкция может быть изменена или дополнена приказом директора. Нарушение данной инструкции или дополнений к ней влечет за собой административное взыскание в соответствии с КЗОТ РФ, вплоть до увольнения.

Вы можете скачать должностную инструкцию фармацевта бесплатно. Должностные обязанности фармацевта

_____________________________ (Фамилия, инициалы)

(наименование организации, ее ________________________________

организационно — правовая форма) (директор; иное лицо, уполномоченное

утверждать должностную инструкцию)

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

ФАРМАЦЕВТА

(наименование учреждения)

00.00.201_г. №00

1. Общие положения

1.3.Фармацевт принимается на должность и освобождается от нее по приказу руководителя учреждения.

1.4.Фармацевт должен знать:

-технологию изготовления лекарственных средств в аптеке, правила их хранения и отпуска;

-правила внутреннего трудового распорядка;

-основы экономики и принципы организации фармацевтической службы;

-законы РФ и иные нормативные правовые акты по вопросам фармации;

-основы фармацевтического дела;

-номенклатуру лекарственных средств и изделий медицинского назначения;

-правила оказания первой доврачебной медицинской помощи;

-правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

2. Должностные обязанности

2.1.Проводить контроль качества лекарственных средств на стадиях изготовления, транспортировки, хранения и реализации.

2.2.Осуществлять отпуск изготовленных в аптеке и готовых лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

2.3.Проводить мероприятия по организации лекарственного обеспечения населения (формирование спроса на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, определение потребности в них, составление заявки-заказа на лекарственные средства).

2.4.Участвовать в приемке товара, его распределении по местам хранения.

2.5.Обеспечивать условия хранения лекарственных средств и изделий медицинского назначения в соответствии с их физико-химическими свойствами и действующими правилами хранения.

2.6.Изготавливать лекарственные средства с учетом особенностей технологического процесса в условиях аптек, фармацевтических предприятий.

2.7.Осуществлять рациональную организацию труда.

2.8.Проводить санитарно-просветительную и информационную работу среди населения о лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения, их применении и хранении в домашних условиях.

2.9.Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях.

2.10.Определять правильности оформления рецептов /требований/ (соответствие прописанных доз возрасту больного, совместимость ингредиентов) на различные лекарственные средства, в т.ч. ядовитые и сильнодействующие, с учетом существующих требований по их отпуску.

2.11.Выполнять требования гигиены труда, техники безопасности, противопожарной безопасности и производственной санитарии.

2.12.Оказывать консультативную помощь фасовщикам по расфасовке лекарственных средств.

2.13.Осуществлять контроль разовых и суточных доз лекарственных средств списков А и Б, расчет общей массы и объема лекарственного средства и отдельных его ингредиентов по массе, объему и каплям, контроль сроков годности лекарственных средств.

2.14.Обеспечивать соблюдение фармацевтического порядка и санитарно-гигиенического режима на рабочем месте.

2.15.Оформлять документацию по фармацевтической деятельности, рациональному использованию производственного оборудования, приборов, аппаратов, средств малой механизации, электронно-вычислительной и компьютерной техники.

2.16.Соблюдать морально-правовые нормы профессионального общения.

3.Права

3.1.Вносить предложения руководству по повышению доступности и качества лекарственной помощи населению.

3.2.Иметь доступ к информации, необходимой для качественного выполнения функциональных обязанностей средних фармацевтических кадров.

3.3.Совершенствовать систему организации труда средних фармацевтических кадров на основе передового опыта, внедрения новых технологий.

3.4.Принимать участие в работе совещаний, конференций, секций фармацевтических ассоциаций.

3.5.Повышать квалификацию, проходить аттестацию на присвоение квалификационной категории.

4. Ответственность

Фармацевт ответственен за:

4.1.Недолжное выполнение или невыполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией в определенных действующим трудовым законодательством РФ рамках.

4.2.Правовые нарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности в определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством РФ рамках.

4.3.Причинение материального вреда в определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ рамках.

Руководитель структурного подразделения: _____________ __________________

(подпись) (фамилия, инициалы)

С инструкцией ознакомлен,

один экземпляр получил: _____________ __________________

УДК 615.1:346.7:34.096

ОСОБЕННОСТИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АПТЕК МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Д. С. Кожанкова., М. А. Коннова, М. А. Мищенко, Н. Н. Чеснокова

В статье рассматривается проблема организации деятельности аптек в медицинских организациях. Авторами проведён анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность больничных аптек. Результаты исследования показывают устаревшую нормативно-правовую базу, которая не соответствует современным требованиям лекарственного обеспечения. Также были выявлены и рассмотрены основные проблемы аптек медицинских организаций, которые должны быть устранены в целях оптимизации их деятельности.

Ключевые слова: больничная аптека, аптека медицинской организации, фармацевтическая помощь, нормативно-правовое регулирование фармацевтической деятельности.

Качество и доступность медицинской помощи в значительной степени зависят от оказания своевременной, эффективной и безопасной фармацевтической помощи, которая представляет собой результат сотрудничества пациентов, медицинских и фармацевтических работников.

Большая роль в организации взаимодействия медицинских работников с фармацевтическими специалистами принадлежит аптеке медицинской организации (МО), которая существенно отличается от прочих видов аптечных организаций как по задачам, так и по организации деятельности.

Цель аптеки МО — удовлетворение потребностей данной МО в товарах аптечного ассортимента для организации лечебного процесса, поэтому перед аптеками МО ставятся определенные задачи: обеспечить лекарственными препаратами и медицинскими изделиями лечебный процесс как при оказании бесплатной медицинской помощи, так и при оказании платных услуг, предоставить медицинскому персоналу профессиональную информацию о лекарственных средствах, организовать фармацевтический надзор в МО .

В существующей отечественной системе здравоохранения аптечные организации играют важную роль в формировании и обеспечении взаимодействия её основных субъектов — медицинских и фармацевтических специалистов и пациентов/потребителей.

Кожанкова Дарья Сергеевна, Коннова Мария Алексеевна — студенты, ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» Минздрава России, г. Нижний Новгород

Мищенко Максим Алексеевич — доцент, ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» Минздрава России, г. Нижний Новгород Чеснокова Наталья Николаевна — ассистент, ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» Минздрава России, г. Нижний Новгород

Аптеки медицинских организаций (далее — МО) занимают особое место. Их основной задачей является удовлетворение потребностей конкретного лечебного учреждения в товарах аптечного ассортимента. Однако, существующая на сегодняшний день нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность именно аптек МО, давно устарела, так как была разработана ещё для советской экономической модели и не соответствует современным требованиям организации лекарственного обеспечения . Несовершенством правовой базы определяется наличие целого ряда проблем в функционировании больничных аптек на современном этапе развития.

Цель работы: провести анализ нормативно-правовой базы и выявить основные проблемы организации деятельности аптек МО.

Материалы и методы

Выполнен анализ нормативных и литературных данных по особенностям и проблемам организации деятельности аптек МО. Методы исследования — информационный поиск, анализ, синтез.

Результаты

По данным Росздравнадзора, в России насчитывается 3408 аптек МО, то есть приблизительно 67% медицинских организаций имеют аптеки, но их количество постоянно сокращается из-за сокращения коечной сети .

Приказ Минздравсоцразвития РФ № 553н выделяет следующие виды аптечных организаций: аптека (готовых лекарственных форм; производственная; производственная с правом изготовления асептических лекарственных препаратов); аптечный пункт; аптечный киоск.

Упоминание о больничной аптеке, как разновидности аптечной организации, имело место в недействующем на данный момент приказе Минздравсоцразвития РФ № 319 , в котором были выделены: больничная аптека; межбольничная аптека; аптека учреждения здравоохранения.

Приказ Министерства здравоохранения РФ № 647н , который является одним из основных документов, регламентирующих осуществление розничной торговли аптечными организациями, и содержит Правила надлежащей аптечной практики (НАП), формально не распространяется на аптеки МО, поскольку они не осуществляют розничную торговлю лекарственными препаратами.

Единичные приказы, которые регламентируют деятельность больничных (межбольничных) аптек и аптек ЛПУ , несмотря на то, что на данный момент не отменены, морально устарели, поскольку разрабатывались для аптек, действовавших в советской экономической системе. Так, например, приказ Минздрава СССР № 758 , регламентирующий деятельность аптеки МО (содержит Положение о межбольничной (больничной) аптеке, а также штатные нормативы), не отменен, но с выходом приказа Минздрава СССР № 504 носит всего лишь рекомендательный характер.

Вопрос о необходимости стандартизации деятельности аптек МО и адаптации нормативно-правовой базы с учетом специфики деятельности больничных аптек назрел давно. Некоторыми исследователями на основании обобщения и систематизации результатов научных работ уже предлагались примеры индикаторов для оценки качества

выполнения фармацевтических работ в аптеках МО, а также модель структуры современного стандарта надлежащей аптечной практики для аптек МО .

В настоящее время недостаточный уровень нормативно-правового регулирования деятельности аптек МО приводит к отсутствию со стороны руководителей МО должного внимания и контроля за их деятельностью. К основным проблемам аптек МО, выявляемым в ходе контрольно-надзорных мероприятий, проводимых Росздравнадзором, относятся :

— размещение аптеки в малоприспособленных для целей осуществления фармацевтической деятельности помещениях МО;

— низкий уровень материально-технического оснащения аптек МО;

— недостаток специалистов с фармацевтическим образованием, особенно с высшим фармацевтическим образованием, что связано с низким уровнем оплаты труда;

— недостаточный уровень профессиональной подготовки специалистов;

— отсутствие или недостаточный уровень автоматизации аптек МО;

— пробелы в знании действующего законодательства и нормативных актов, регламентирующих фармацевтическую деятельность, приводит к нарушению правил хранения, учета лекарственных препаратов, в т. ч. подлежащих предметно-количественному учету;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— отсутствие должного внутреннего контроля за деятельностью аптеки МО со стороны администрации.

Обращение лекарственных средств

В настоящее время регламентирующих документов по организации обращения лекарственных средств именно в медицинских организациях нет.

Поэтому на практике возможны три варианта:

— МО имеет аптеку;

— МО имеет в штате фармацевтических специалистов (провизора или фармацевта);

— МО не имеет ни аптеки, ни фармацевтических специалистов.

Вследствие общего тренда к сокращению расходов МО, наблюдается тенденция к сокращению числа больничных аптек. В результате за обращение лекарственных средств в МО, не имеющих больничных аптек, отвечают главная медсестра, экономист, специалист отдела закупок или бухгалтер, т. е. лица, не являющиеся специалистами в области обращения лекарственных средств и организации фармацевтической деятельности .

При этом только сотрудники аптеки МО, имеющие высшее или среднее фармацевтическое образование, могут в полном объеме обеспечить:

— точный расчет потребности в лекарственных средствах;

— приемку лекарственных средств;

— соблюдение условий хранения различных групп лекарственных средств в зависимости от их физико-химических и токсикологических свойств;

— полный учет движения лекарственных средств по всем отделениям МО;

— первичную бухгалтерскую отчетность по движению лекарственных средств.

Действовавший до 2010 г. Федеральный закон № 86-ФЗ относил к аптечным организациям «аптеки учреждения здравоохранения» и не разрешал продажу лекарственных средств напрямую учреждениям здравоохранения, не имеющим в своей структуре аптеки. МО должны были открывать собственные аптеки или закупать лекарственные средства у аптек различных (чаще муниципальных) форм собственности, что влияло на стоимость лекарственной терапии.

С принятием Федерального закона № 61-ФЗ этот запрет был отменен. То есть последние девять лет МО имеют право закупать ЛС напрямую у производителя или у оптовика, не имея в своей структуре аптеки.

При наличии же аптеки в МО действующими нормативными документами предусмотрено обязательное прохождение процедуры лицензирования фармацевтической деятельности .

Аптеки МО работают на основании лицензии на фармацевтическую деятельность. Однако существующее определение фармацевтической деятельности не в полной мере соответствует выполняемым аптеками МО функциям.

В соответствии с Федеральным законом № 61 -ФЗ, фармацевтическая деятельность — это деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.

Из приведённых выше видов работ, составляющих фармацевтическую деятельность, к аптеке МО применимы:

— хранение лекарственных средств;

— перевозка лекарственных средст;

— изготовление лекарственных препаратов, отпуск лекарственных препаратов (по требованиям МО).

Изготовление лекарственных препаратов

Изготовление лекарственных препаратов в условиях аптек МО регламентируется приказом № 751н . При этом значительные ограничения на ассортимент изготовляемых производственными аптеками лекарственных препаратов накладывает Федеральный закон № 61 -ФЗ, который запрещает изготовление аптечными организациями экстемпоральных лекарственных препаратов, зарегистрированных в Российской Федерации, т.е. аналогов готовых лекарственных препаратов промышленного производства, хотя это не мешает аптекам МО изготавливать эти лекарственные препараты, но в других объемах или дозировках.

В результате подавляющее большинство производственных аптек значительно сократили ассортимент изготавливаемых лекарственных препаратов, а многие из них полностью прекратили изготовление экстемпоральных лекарственных препаратов, что не могло не сказаться на экономических показателях их финансово-хозяйственной деятельности.

При этом на практике аптеки МО сталкиваются с проблемой несоответствия фасовок готовых лекарственных препаратов промышленного производства потребностям лечебного процесса. Отсутствие необходимой фасовки приобретает особое значение, например, в педиатрической практике, где недопустим лишний объем инфузий в связи с малым весом больных.

С практической точки зрения, потребность в экстемпоральных лекарственных формах, несмотря на широчайший ассортимент лекарств промышленного производства, до сих пор сохраняется и остается актуальной. Достоинства экстемпоральной рецептуры заключаются в возможности подбора врачом индивидуального состава и дозировки лекарственного средства с учетом возраста, веса, сопутствующих заболеваний пациента, особенностей организма, состояния выделительных функций, переносимости тех или иных веществ, наличия аллергии, небольшой продолжительности времени между назначением, изготовлением и применением лекарственного средства. Важным является отсутствие необходимости использования консервантов для обеспечения стабильности лекарственной формы (стерильные растворы для внутреннего употребления новорожденными); возможность быстрого удовлетворения потребности в лекарственных средствах при экстремальных ситуациях .

Другим следствием вступления в силу Федерального закона № 61-ФЗ является сокращение объемов изготовления экстемпоральных лекарственных препаратов в аптеках, расположенных в отдаленных и труднодоступных местностях. В то же время особенностью лекарственного обеспечения МО, расположенных в отдаленных и труднодоступных районах, является невозможность оперативной доставки необходимых лекарств и нецелесообразность хранения большого запаса лекарств «на всякий случай».

Организация хранения лекарственных средств

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С точки зрения нормативно-правового регулирования организации процесса хранения лекарственных средств аптеками МО, к ним предъявляются те же требования, что и к розничным аптекам.

Обязательным лицензионным требованием является наличие у аптечной организации принадлежащих ей на праве собственности или ином законном основании помещений и оборудования, необходимых для осуществления фармацевтической деятельности и соответствующих установленным к ним требованиям. Это одна из самых серьезных проблем в организации деятельности аптек МО, т. к. в настоящее время в Российской Федерации нет утвержденных нормативно-технических документов, регламентирующих состав и размеры помещений аптечных организаций. Поэтому очень часто помещения для аптеки МО выделяются по остаточному принципу, что зачастую не позволяет выполнить лицензионные требования, касающиеся соблюдения правил хранения лекарственных средств.

Кроме того, руководителями МО часто упускается из вида необходимость соблюдения требований к хранению лекарственных препаратов за пределами материальных комнат и отделов запасов аптеки МО. Бытует ошибочное мнение, что требования к хранению не распространяются на посты медицинского персонала, процедурные кабинеты МО, ассистентские рецептурных отделов и торговые залы аптек .

Стоит отметить, что в МО, где отсутствуют и аптека, и фармацевтические специалисты в штате МО, еще сложнее организовать правильное хранение лекарственных средств в отделениях МО, поскольку средний медицинский персонал не обучают правилам хранения лекарственных средств ни в медицинских училищах, ни на

курсах повышения квалификации. Поэтому одно из самых распространенных замечаний при проверках медицинских организаций — несоблюдение правил хранения лекарственных средств.

Заключение

Нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность аптек медицинских организаций, требует актуализации по следующим основаниям:

— в действующих на данный момент нормативных документах не содержится понятие «больничная аптека» («аптека медицинской организации»);

— отсутствует «Положение об аптеке медицинской организации», «Положение о провизоре медицинской организации»;

— не соответствуют современным требованиям нормативы штатной численности специалистов больничных аптек;

— не имеют правового статуса Методические рекомендации Росздравнадзора «Об организации контроля за соблюдением лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности аптеками лечебно-профилактических учреждений».

Основными проблемами аптек МО являются:

— слабая материально-техническая база;

— морально устаревшая нормативно-правовая база;

— дефицит фармацевтических кадров и отсутствие у них мотивации к работе в аптеке МО;

— недостаточное финансирование;

— недостаточное внедрение автоматизации в работу аптек МО;

— отсутствие внутрибольничного фармацевтического контроля;

— недооценка роли аптек МО в организации рациональной фармакотерапии и снижении ресурсоёмкости учреждений здравоохранения.

Недостаточная мотивация выпускников к деятельности в сфере больничной фармации обусловлена не только невысокой заработной платой , но и отсутствием достаточных теоретических знаний и практических навыков, необходимых для работы в больничной аптеке.

Необходима разработка мероприятий по повышению роли аптек медицинских организаций в системе оказания лекарственной помощи населению. Необходимо повысить качество теоретической подготовки студентов в части особенностей функционирования аптек медицинских организаций.

Литература

1. Ильин О. М. Организация работы аптеки в составе лечебно-профилактического учреждения: положительные аспекты и сложности обеспечения деятельности // Заместитель главного врача. — 2011. — № 12 (67). — С. 72-76.

3. Корецкая Л. В., Кузнецов Д. А. Формирование у студентов фармацевтического факультета навыков по организации работы в больничной аптеке // Фармакоэкономика: теория и практика. — 2018. — № 1. — Том 6. — С. 53.

5. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 03.05.2005 N 319 «Об утверждении видов аптечных учреждений» (утратил силу с 26.09.2010 на основании приказа Минздравсоцразвития России от 27.07.2010 N 553н) — Утратил силу. . URL: http://docs.cntd.ru/document/901933259/

6. Приказ Минздрава России от 31.08.2016 N 647н «Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения» . URL: http://docs.cntd.ru/document/420377391/

8. Приказ Минздрава СССР от 02.06.1987 N 747 «Об утверждении «Инструкции по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на Государственном бюджете СССР» . URL: http://docs.cntd.ru/document/9014378/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Приказ Минздрава СССР от 31.08.1989 N 504 «О признании рекомендательными нормативных актов по труду Минздрава СССР» . URL: http://docs.cntd.ru/document/9046595/

11. Методические рекомендации «Об организации контроля за соблюдением лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности аптеками лечебно-профилактических учреждений» (утв. Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития 1 августа 2008 г.) . URL: https://base.garant.ru/4187155/

12. Рыжова О. А. Организация деятельности больничных аптек в современных условиях // Управление качеством в здравоохранении. — 2016. — № 3. — С. 36-42.

16. Постановление Правительства РФ от 22.12.2011 N 1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности» (вместе с «Положением о лицензировании фармацевтической деятельности») . URL: http://docs.cntd.ru/document/902321161/

17. Приказ Минздрава России от 26.10.2015 N 751н «Об утверждении правил изготовления и отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность» . URL: http://docs.cntd.ru/document/420313316 /

19. Гарбузова Л. Стеллажные карты в отделениях не нужны и еще пять типичных заблуждений сотрудников больничных аптек // Новая аптека. — 2018. — № 9. — С. 2429.

20. Мороз Т. Л. Проблемы нормативно-правового регулирования деятельности больничных аптек // Правовые вопросы в здравоохранении. — 2013. — № 3. — С. 26-32.

LEGAL REGULATION FEATURES OF PHARMACY ACTIVITY IN

MEDICAL INSTITUTIONS

D.S. Kozhankova, M.A. Konnova, M.A. Mishchenko, N.N. Chesnokova

Privolzhsky Research Medical University, Nizhniy Novgorod

А в перспективе аптекам могут разрешить продавать лекарства через Интернет и курьером доставлять их заказчику. Сейчас, напомним, на сайте фармацевтической организации можно сделать только предварительный заказ препарата, а забирать его покупателю приходится самому.

Правила надлежащей аптечной практики, которые сегодня вступают в силу, утверждены приказами Минздрава России. А возврат к дистанционной торговле лекарствами предусмотрен проектом постановления правительства, разработанным тем же ведомством.

В правилах надлежащей аптечной практики прописаны все детали, как должны быть оснащены аптеки и как они должны работать, вплоть до требований к их руководству и персоналу. Так, к примеру, написано, что работник аптеки должен не только обладать высокой квалификацией, но и быть коммуникабельным и уметь предотвращать конфликты. А руководитель должен внедрять системы качества и постоянно информировать персонал обо всем, что происходит — от изменений в законодательстве до содержания жалоб покупателей.

Как пояснила «РГ» исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей (РААС) Нелли Игнатьева, международная практика регулирования фармдеятельности тоже основывается на нормах, закрепляемых в стандартах.

Все эти стандарты поэтапно запускаются в России, и, вступающий в силу стандарт надлежащей аптечной практики — один из них

«По сути этот нормативный акт объединяет все уже действующие нормы, закрепленные в ряде российских документов. Приказы эти долгожданные», — говорит Нелли Игнатьева. Их внедрение не предполагает каких-либо радикальных изменений для клиентов аптек, продолжает эксперт. Но в качестве обслуживания они в конце концов выиграют. «Новые стандарты нужны для ужесточения входа на аптечный рынок всех желающих и присутствия на нем только порядочных представителей профессионального сообщества», — добавила Игнатьева.

Впрочем, есть, по мнению специалистов, в правилах и небольшая техническая ошибка, которую, по их мнению, стоит исправить. «В правилах есть норма, — пояснила Нелли Игнатьева, — о том, что между оборудованием в аптеках, а также между ним и стенами должно быть расстояние строго 50 сантиметров. Эту норму трудно применить к действующим форматам оборудования аптек в России. И ее не было ранее в проекте документа при публичном обсуждении, она нецелесообразна, и мы расцениваем это требование как техническую ошибку, которую стоит устранить». Эксперт добавила, что РААС от имени 11 тысяч аптечных организаций направили свои предложения в федеральные органы власти, чтобы изменить эту норму.

«Рассчитываем, что в документ будут внесены изменения и аптеки будут работать не меняя планировок, не сокращая ассортимент и без проблем и претензий со стороны проверяющих», — сказала Игнатьева.

Также правилами прописано много деталей для аптечных помещений. Так, указывается, что помещения должны соответствовать санитарно-гигиеническим нормам, они должны быть оснащены системами отопления и кондиционирования, а спроектированы так, чтобы обеспечивать защиту от проникновения насекомых, грызунов или других животных.

Лекарство по интернету

Минздрав поддержал сохранение дистанционной — через Интернет — продажи лекарств.

Напомним, согласно Федеральному закону «Об обращении лекарственных средств», сейчас через Интернет можно сделать только предзаказ, но оплачивать и получать лекарство нужно в аптечном учреждении.

Впрочем, такой порядок покупателям крайне неудобен. Во-первых, пожилым людям и инвалидам гораздо удобнее, заказав лекарство через Интернет, получить его с доставкой на дом. Во-вторых, «заочные» продажи покупатели предпочитают в некоторых «интимных» случаях — многие элементарно стесняются прилюдно спрашивать в аптеке тест на беременность, препараты для повышения потенции. Наконец, в-третьих, разброс цен на одно и то же лекарство способствует тому, чтобы через Интернет найти аптеку с ценами пониже. Учтя все это, в минздраве подготовили правила интернет-продажи лекарств, причем чиновники постарались сохранить плюсы дистанционной торговли и свести на нет возможные риски. Более того, интернет-аптекам разрешат продавать даже рецептурные препараты. Проект постановления правительства, которое должно утвердить новый порядок продаж, министерство вынесло на общественное обсуждение.

«Нет ничего плохого в том, чтобы разрешить дистанционные продажи не только безрецептурных лекарств, но и препаратов, отпускаемых по рецепту. Главное, чтобы аптеки этот порядок соблюдали, а он предусматривает обязательное предъявление рецепта или его копии, — сказала «РГ» глава Аптечной гильдии Елена Неволина. — Угрозы роста контрафакта я тоже не вижу. «Виртуальных» аптек у нас не будет: все сайты, как и сейчас, должны быть привязаны к конкретным аптечным учреждениям и сетям. Правила просто разрешат аптекам доставлять заказанные лекарства по нужному адресу. Причем делать это должны не просто курьеры, а люди с соответствующим образованием — провизоры, фармацевты. То есть будет соблюдаться порядок, при котором покупатель имеет право получить грамотную консультацию специалиста так, как это происходит в аптеке».

Решен в документе и вопрос подтверждения совершенной покупки: работник аптеки обязан проверить оформление рецепта (если покупается рецептурный препарат) и заключить с покупателем договор купли-продажи и доставки.

Аптеки смогут продавать онлайн любые лекарства, кроме наркотических и психотропных, которые подлежат особому учету. «Также будет запрещена продажа через Интернет спиртсодержащих лекарств, доля спирта в которых превышает 30%, — уточнила Елена Неволина. — Так что пресловутый «Боярышник» к вам на дом никто не привезет».

Будет ли взиматься плата за доставку? Правила этот вопрос не затрагивают.

«Аптекам не запрещено запросить за доставку дополнительные деньги, особенно, если, к примеру, речь идет о срочном или ночном заказе, — пояснила Елена Неволина. — Так, например, работают интернет-аптеки в Великобритании. Там даже бесплатные лекарства, предоставляемые по страховке, могут привезти больному прямо домой, но только за деньги. У нас, думаю, все решит рынок и конкуренция. Если спрос на дистанционную торговлю будет, аптеки смогут сами решить, в каком режиме и на каких условиях им выгоднее работать».

Чтобы защитить рынок от контрафакта и подделок, предусмотрено, что аптеки смогут иметь не более одного веб-сайта. А Росздравнадзор будет вести реестр таких сайтов и контролировать их «привязку» к лицензированным аптекам. Сайт по продаже медикаментов может открыть только официально зарегистрированная аптека. Поэтому негативного влияния на рынок возвращение дистанционных продаж не окажет, уверена эксперт.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *