Добавить в «Нужное»
Обновление: 19 апреля 2017 г.
Первоочередной задачей работодателя при включении антикоррупционных положений в трудовые договоры работников является предотвращение коррупционных правонарушений со стороны работников, связанных с дачей либо предложением взятки, совершением коммерческого подкупа, незаконной выгодой для себя и своих родственников. Антикоррупционная политика на предприятии является элементом правовой культуры как со стороны работодателя, так и со стороны работников.
Антикоррупционная оговорка в трудовом договоре работника (образец)
Включение работодателем во все трудовые договоры с работниками антикоррупционной оговорки является частью мер, направленных на соблюдение законодательства о коррупции.
Помимо антикоррупционных положений в трудовых договорах работников организациям рекомендуемся разработать и утвердить кодекс этики и служебного поведения работников в организации, а также осуществлять специальные антикоррупционные процедуры, включая заполнение декларации о конфликте интересов, ротацию сотрудников, чье служебное положение может влиять на принятие решений либо быть связанным с получением денег и иных материальных ценностей (выгоды, преимущества) при исполнении должностных обязанностей.
Обязанность предпринимать и разрабатывать в своей компании меры, направленные на предупреждение коррупции, регламентируется Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Вместе с тем законодатель предоставляет организациям свободу как в части разработки специальных антикоррупционных процедур, так и в части формулирования антикоррупционных положений в договорах как гражданско-правового характера, так и трудового, поэтому официальных образцов таких документов нет. Приведем образец антикоррупционной оговорки в трудовом договоре работника.
Скачать образец трудового договора с антикоррупционной оговоркой
Антикоррупционные процедуры
Среди антикоррупционных мер в организации можно выделить следующие:
- использование антикоррупционной оговорки в трудовом договоре работника. Такая оговорка, как правило, предполагает обязательство работника не совершать и по возможности предотвращать возможные коррупционные правонарушения; обязанность уведомить работодателя о факте совершения коррупционного правонарушения и возможном круге лиц, причастных к нему; право работника на вознаграждение за предоставление подобной информации; непривлечение работника к дисциплинарной ответственности в случае сообщения о факте коррупционного правонарушения и неприменение мер уголовного преследования в случае доказанности факта участия и нарушения положений законодательства о коррупции;
- обучение работников, в том числе ознакомление всех сотрудников с нормативно-правовым регулированием в сфере противодействия коррупции в целом, включая международное и на предприятии в частности; разъяснения законодательства; профилактика; рассмотрение практических ситуаций;
- антикоррупционные мероприятия при приеме на работу. В первую очередь такие мероприятия направлены на предупреждение конфликта интересов, связанного с возможной подчиненностью родственников работника или членов его семьи или, например, участием родственников в принятии решений, способных принести работнику необоснованную материальную выгоду, и пр.
Выявление, пресечение, предупреждение коррупционных правонарушений (преступлений) и привлечение лиц, виновных в их совершении, к ответственности в пределах своей компетенции осуществляется органами прокуратуры, государственной безопасности, внутренних дел, таможенной службы.
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют борьбу с коррупцией в пределах своих полномочий.
В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации государственной политики в области противодействия коррупции по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц.
При полученных данных о совершении коррупционных правонарушений органы по координации деятельности в области противодействия коррупции передают их в соответствующие государственные органы, уполномоченные проводить проверку таких данных и принимать по итогам проверки решения в установленном законом порядке.
Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.
Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности борьбы с коррупцией законодатель определил:
— проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции;
— создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества; принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;
— совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;
— введение антикоррупционных стандартов, т.е. установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области; унификация прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных служащих, а также для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;
— обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
— обеспечение независимости средств массовой информации;
— неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;
— совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции; совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы; обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;
— устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности; совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения;
— повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих;
— укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм сотрудничества с правоохранительными органами и со специальными службами, с подразделениями финансовой разведки и другими компетентными органами иностранных государств и международными организациями в области противодействия коррупции и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным путем и находящегося за рубежом;
— усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;
— передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям;
— сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов;
— повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции.
Наименование: | ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 25 июня 2018 года № 110 Об утверждении «Программы противодействия коррупции в администрации муниципального образования Раздольевское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области на 2018-2020 годы» |
Дата: | 25.06.2018 |
Администрация муниципального образования Раздольевское сельское поселение
муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Об утверждении «Программы противодействия коррупции в администрации муниципального образования Раздольевское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области на 2018-2020 годы»
В целях реализации Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», а также систематизации работы по предупреждению и устранению условий, способствующих возникновению и распространению коррупции, координации деятельности администрации МО Раздольевское сельское поселение МО Приозерский муниципальный район Ленинградской области и повышения эффективности взаимодействия с институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами по борьбе с коррупцией
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
- Утвердить прилагаемую Программу противодействия коррупции в администрации МО Раздольевское сельское поселение МО Приозерский муниципальный район Ленинградской области на 2018-2020 годы (далее — Программа).
- Настоящее постановление вступает в силу после размещения на официальном сайте администрации муниципального образования Раздольевское сельское поселение Приозерского района Ленинградской области «раздольевское.рф. и в средствах массовой информации.
- Контроль за исполнением данного постановления оставляю за собой.
Глава администрации А.Г. Соловьев
Михайлова Е.А.
тел.: 66-725
Разослано: Дело-2, прокуратура-1 ,
УТВЕРЖДЕНА
Постановлением администрации
МО Раздольевское сельское поселение
от 25.06. 2018 года № 110
ПРОГРАММА
противодействия коррупции в администрации МО Раздольевское сельское поселение МО Приозерский муниципальный район Ленинградской области
на 2018 – 2020 годы
Паспорт Программы
Наименование Программы: | Программа противодействия коррупции в администрации МО Раздольевское сельское поселение МО Приозерский муниципальный район Ленинградской области на 2018 – 2020 годы. |
Правовая основа Программы: | Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» |
Заказчик Программы: | Администрация МО Раздольевское сельское поселение. |
Разработчик Программы: | Администрация МО Раздольевское сельское поселение. |
Исполнители Программы: | Администрация МО Раздольевское сельское поселение. |
Цели Программы: | создание системы противодействия коррупции в администрации МО Раздольевское сельское поселение;
снижение уровня коррупции при исполнении отдельных государственных и муниципальных полномочий и предоставлении муниципальных услуг; обеспечение защиты прав и законных интересов граждан, предприятий, организаций и учреждений от негативных проявлений, связанных с коррупцией; устранение причин и условий, порождающих коррупцию. |
Задачи Программы: | обеспечение координации деятельности администрации МО Раздольевское сельское поселение в сфере противодействия коррупции;
расширение сферы нормативного правового регулирования, охватываемой процедурой антикоррупционной экспертизы; обеспечение открытости, здоровой конкуренции и объективности при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд; осуществление просветительской работы в обществе по вопросам противодействия коррупции, укрепления доверия к органам местного самоуправления; содействие в реализации прав граждан и организаций на доступ к информации о противодействии коррупции в Раздольевском сельском поселении; вовлечение гражданского общества, общественных организаций в реализацию антикоррупционных мероприятий. |
Механизм реализации Программы: | Программа реализуется в соответствии с прилагаемым планом мероприятий по противодействию коррупции в администрации МО Раздольевское сельское поселение (приложение к Программе). |
Сроки реализации Программы: | 2018 – 2020 годы. |
Объем и источники финансирования Программы: | источником финансирования Программы является бюджет МО Раздольевское сельское поселение,
в том числе: 2018 год не предусмотрено; 2019 год не предусмотрено 2020 год не предусмотрено субсидии, получаемые на реализацию мероприятий Программы из областного бюджета. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы: | снижение уровня коррупции при выполнении отдельных государственных и муниципальных полномочий, предоставлении муниципальных услуг;
повышение качества и доступности муниципальных услуг; снижение издержек граждан и организаций на преодоление административных барьеров; увеличение доли граждан, положительно оценивающих деятельность органов местного самоуправления Раздольевского сельского поселения. |
Описание Программы
- Обоснование необходимости разработки Программы
Согласно положениям Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года № 1789-р, необходимым условием для достижения заявленных в административной реформе целей является ликвидация коррупции в исполнительных органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Коррупция, подменяя публично-правовые решения и действия отношениями, основанными на удовлетворении в обход закона частных противоправных интересов, становится существенным тормозом экономического и социального развития, препятствует успешной реализации приоритетных национальных проектов.
Ядро коррупции составляет взяточничество.
Наряду со взяточничеством коррупция имеет обширную периферию, включающую множество самых разнообразных деяний противоправного и аморального характера.
Противодействие коррупции требует широкого обще-социального подхода, применения не только правовых, но и экономических, политических, организационно-управленческих, культурно-воспитательных и иных мер.
Борьба с коррупцией не может сводиться к привлечению к ответственности лиц, виновных в коррупционных преступлениях, и к кратковременным кампаниям по решению частных вопросов, она должна включать хорошо продуманную и просчитанную систему разноплановых усилий, сориентированных не менее чем на среднесрочную перспективу и осуществляемых множеством субъектов.
Противодействие коррупции обусловливает острую необходимость решения проблемы программными методами, что позволит обеспечить должную целеустремленность и организованность, тесное взаимодействие субъектов, противостоящих коррупции, наступательность и последовательность антикоррупционных мер, адекватную оценку их эффективности и контроль за результатами.
Внедрение административных регламентов исполнения полномочий (предоставления муниципальных услуг) существенно сужает возможности коррупционных действий должностных лиц при принятии решений, устраняет информационный дефицит о порядке получения муниципальных услуг, снижает издержки при получении разрешений, справок, лицензий. В то же время, необходимо принятие специальных мер, направленных на значительное ограничение коррупции, а также устранение причин и условий, порождающих коррупцию.
- Правовое обоснование Программы
Программа разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации и следующими нормативными правовыми актами:
Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
Федеральный закон от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ (ред. от 25 декабря 2008 года) «О муниципальной службе в Российской Федерации»;
Уголовный кодекс Российской Федерации;
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 года № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих»;
Национальный план противодействия коррупции, утвержденный Президентом Российской Федерации от 31 июля 2008 года № Пр-1568;
постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2009 года № 195 «Об утверждении Правил проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции»;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года № 1789-р «О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах»;
приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 31 марта 2009 года № 92 «Об аккредитации юридических и физических лиц в качестве независимых экспертов, уполномоченных на проведение экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов на коррупциогенность»;
областной закон Ленинградской области № 44-оз от 17.06.2011 г. «О противодействии коррупции в Ленинградской области»
Разработка и внедрение правовых, организационных и иных механизмов противодействия коррупции в администрации МО Раздольевское сельское поселение являются необходимыми элементами реализации административной реформы.
- Основные цели и задачи
Главные цели Программы:
— проведение эффективной работы по предупреждению коррупции в администрации поселения;
— укрепление доверия жителей МО Раздольевское сельское поселение к местному самоуправлению;
— активное привлечение общественных организаций и средств массовой информации к деятельности по противодействию коррупции, обеспечению открытости и доступности информации о деятельности администрации МО Раздольевское сельское поселение.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие основные задачи:
— усовершенствовать муниципальную службу в целях устранения условий, порождающих коррупцию;
— организовать контроль за исполнением муниципальными служащими администрации МО Раздольевское сельское поселение ограничений, установленных законодательством о муниципальной службе, и предоставлением сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
— усовершенствовать организацию деятельности администрации МО Раздольевское сельское поселение по размещению заказов для муниципальных нужд поселения;
— проводить антикоррупционную экспертизу проектов правовых актов администрации МО Раздольевское сельское поселение с целью исключения из них норм, способствующих проявлению коррупции и повышающих вероятность совершения коррупционных действий;
— формировать нетерпимое отношение к проявлениям коррупции, разъяснять положение действующего законодательства по борьбе с коррупцией;
— проводить регулярное информирование населения поселения о ходе реализации антикоррупционной политики.
- Система программных мероприятий
Программа основывается на реализации плана программных мероприятий, по следующим основным направлениям.
4.1. Создание условий для разработки и введения механизмов противодействия коррупции в органах местного самоуправления МО Раздольевское сельское поселение
Для эффективной реализации антикоррупционных мероприятий на начальном этапе создаются условия для разработки и введения механизмов противодействия коррупции. К данным мероприятиям относятся:
— проведение социологического опроса, исследования состояния проблемы в поселении;
— создание интернет-страницы, посвящённой деятельности по противодействию коррупции в поселении;
— проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления МО Раздольевское сельское поселение;
— регулярное проведение заседаний комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации МО Раздольевское сельское поселение и урегулированию конфликта интересов.
4.2. Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов, регламентация муниципальных услуг
Антикоррупционная экспертиза включает в себя мероприятия по исключению из проектов правовых актов норм, способствующих проявлению коррупции, а также повышающих вероятность совершения коррупционных действий.
В частности, проведение экспертизы в отношении тех правовых актов, которые регулируют контрольные, разрешительные и иные полномочия муниципальных служащих во взаимоотношениях с физическими и юридическими лицами, а также порядок и сроки реализации данных полномочий.
4.3. Обеспечение публичности и открытости деятельности органов местного самоуправления МО Раздольевское сельское поселение
Реализация мероприятий по данному направлению направлена на создание условий и обеспечение информационной открытости деятельности органов местного самоуправления МО Раздольевское сельское поселение, должна предусматривать:
— обнародование (опубликование) органами местного самоуправления МО Раздольевское сельское поселение информации о своей деятельности в средствах массовой информации;
— размещение органами местного самоуправления МО Раздольевское сельское поселение информации о своей деятельности в сети Интернет;
— размещение органами местного самоуправления МО Раздольевское сельское поселение информации о своей деятельности в помещениях, занимаемых органами местного самоуправления, и в иных отведенных для этих целей местах;
— ознакомление физических, юридических лиц, общественных объединений с информацией о деятельности органов местного МО Раздольевское сельское поселение в помещениях, занимаемых органами местного самоуправления МО Раздольевское сельское поселение, а также через библиотечные и архивные фонды;
— присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов на заседаниях коллегиальных органов местного самоуправления поселения МО Раздольевское сельское поселение;
— предоставление физическим, юридическим лицам, общественным объединениям по их запросу информации о деятельности органов местного МО Раздольевское сельское поселение;
— информирование населения о работе дополнительных каналов связи для приема обращений граждан о фактах коррупции; о фактах нарушения муниципальными служащими установленных ограничений.
— формирование перечня муниципальных услуг, реализация которых вероятней всего связана с риском проявления коррупционных факторов; разработка, в первоочередном порядке, административных регламентов оказания таких услуг.
4.4.Совершенствование деятельности по размещению муниципальных заказов
Деятельность органов местного самоуправления МО Раздольевское сельское поселение, муниципальных заказчиков, связанная с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд, является сферой с повышенным риском проявления коррупционных факторов. В целях противодействия проявлению данных факторов необходимо обеспечить:
— проведение анализа эффективности муниципальных закупок путём сопоставления среднерыночных цен на закупаемую продукцию (выполнение работ, оказание услуг) на момент заключения контракта и цены контракта;
— проведение оценки и сопоставления максимальной цены контракта, указанной в конкурсной (аукционной) документации на закупаемую продукцию (выполнение работ, оказание услуг), и окончательной цены муниципального контракта;
— проведение анализа закупок у единственного источника, признания торгов несостоявшимися и объявления победителем торгов единственного участника;
— проведение анализа исполнения муниципальных контрактов на предмет внесения изменений в спецификацию, перенесения сроков и т.п. признаков возможного коррупционного сговора, а также выявления и снижения доли расходов, неэффективных для бюджета муниципального образования.
4.5. Совершенствование порядка использования муниципального имущества, а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения
Повышенным риском проявления коррупционных факторов характеризуется деятельность, связанная с реализацией полномочий органов местного самоуправления по использованию муниципального имущества, в том числе:
— владение, пользование и распоряжение объектами недвижимости, находящимися в муниципальной собственности МО Раздольевское сельское поселение;
— распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности МО Раздольевское сельское поселение, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена;
— контроль за использованием недвижимого имущества, земельных участков на территории МО Раздольевское сельское поселение.
Для снижения коррупционных рисков при распоряжении муниципальным имуществом и земельными участками необходимо обеспечить:
— организацию и утверждение порядка информирования граждан и предпринимателей через средства массовой информации и (или) Интернет:
о возможностях заключения договоров аренды муниципального недвижимого имущества, свободных помещениях, земельных участках;
о порядке и результатах приватизации муниципального имущества;
о предстоящих торгах по продаже, передаче в аренду муниципального имущества, земельных участков и результатах проведенных торгов;
— анализ результатов передачи прав на земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена;
— анализ передачи муниципального имущества в аренду.
4.6.Совершенствование кадровой политики
Противодействие коррупции в данном направлении включает:
4.6.1. Формирование перечня должностей, в наибольшей степени подверженных риску коррупции (коррупциогенных должностей).
В частности, перечни коррупциогенных должностей включают в себя должности муниципальной службы, замещение которых связано с:
— непосредственным предоставлением услуг заявителям, а также иными непосредственными контактами с гражданами и организациями;
— осуществлением контрольных и надзорных мероприятий;
— подготовкой и принятием решений о распределении бюджетных средств, а также распределением ограниченного ресурса;
— подготовкой и принятием решений, связанных с осуществлением закупок для муниципальных нужд;
— управлением муниципальным имуществом;
- Внедрение дополнительного внутреннего контроля деятельности муниципальных служащих, замещающих коррупциогенные должности, который может включать следующее:
— контроль за соблюдением установленных законодательством ограничений для данной категории муниципальных служащих в связи с занимаемой должностью;
— требование сообщать в обязательном порядке сведения о склонении муниципального служащего к коррупционным правонарушениям;
— виды ответственности за нарушение оговоренных в контракте ограничений, а также в случае выявления коррупционных проявлений в действиях должностного лица;
— функционирование системы внутреннего контроля, основанной на механизме служебных проверок;
- Работу Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации МО Раздольевское сельское поселение и урегулированию конфликта интересов;
- Разработку должностных инструкций муниципальных служащих с четкими формулировками функций, обязанностей муниципальных служащих;
- Формирование постоянного кадрового резерва для замещения вакантных должностей муниципальной службы.
4.7. Формирование нетерпимого отношения к проявлениям коррупции со стороны муниципальных служащих, граждан и организаций
Должна быть создана и внедрена программа этического образования муниципальных служащих в форме семинаров и тренингов.
Ее основная задача — формирование у муниципальных служащих осознания важности и ответственности государственной и муниципальной службы, как формы служения обществу и государству, разъяснение им вопросов административной и уголовной ответственности за коррупционные правонарушения и преступления, основных положений международного, федерального и регионального законодательства по противодействию коррупции, ситуаций конфликта интересов и механизмов его преодоления, формирование ясного представления о действиях и проявлениях, рассматриваемых как коррупционные.
Вышеупомянутая деятельность может выполняться посредством:
— проведения семинаров и тренингов для муниципальных служащих с целью формирования у них четкого понимания целей и задач деятельности органов местного самоуправления, чувства гражданской ответственности, мотивации к достижению общественных целей;
— информирования населения о работе дополнительных каналов связи для приема обращений граждан о фактах коррупции, иных противоправных действиях; о фактах нарушения муниципальными служащими требований к служебному поведению;
— проведения совещаний, «круглых столов» для муниципальных служащих, посвященных мерам, направленным на предупреждение и борьбу с коррупцией.
4.8. Мониторинг коррупционных рисков
В целях измерения показателей достижения целевых результатов Программы в администрации МО Раздольевское сельское поселение должен осуществляться мониторинг. Мониторинг включает в себя следующие мероприятия:
— анализ жалоб граждан на предмет выявления фактов коррупции и коррупционно опасных факторов в деятельности муниципальных служащих;
— проведение тематического анкетирования среди получателей муниципальных услуг с целью выявления коррупционно опасных факторов и их последующего устранения;
— анализ деятельности администрации МО Раздольевское сельское поселение на предмет соблюдения сроков и выполнения процедур при реализации муниципальных функций и оказании услуг для граждан, подготовка предложений по изменению административных процедур в целях снижения рисков возникновения коррупции.
- Ожидаемые результаты реализации программы
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:
— создание условий для обеспечения большей информационной открытости и доступности процесса принятия решений администрацией МО Раздольевское сельское поселение;
— принятие мер, обеспечивающих прозрачность закупок за счёт средств местного бюджета и их конкурсный характер; создание системы мер ответственности в отношении должностных лиц за нарушения при использовании бюджетных средств, в том числе персональной ответственности должностных лиц в сфере распоряжения средствами и имуществом;
— ограничение условий для произвольной деятельности должностных лиц администрации МО Раздольевское сельское поселение, в частности установление чёткой системы процедур подготовки и принятия административных решений и иной административной деятельности;
— снижение издержек граждан на преодоление административных барьеров;
— укрепление доверия граждан к деятельности органов местного самоуправления МО Раздольевское сельское поселение.
Показатели достижения указанных результатов реализации Программы:
— доля граждан и организаций, сталкивающихся с проявлениями коррупции в органах местного самоуправления МО Раздольевское сельское поселение, муниципальных учреждениях;
— объем коррупционных рынков (с разделением на отдельные сферы: бюджетный процесс, размещение муниципального заказа, распоряжение муниципальным имуществом и др.);
— уровень удовлетворенности заявителями качеством и доступностью муниципальных услуг.
По указанным показателям достижения результатов реализации Программы должен ежегодно осуществляться мониторинг.
- Сроки и этапы реализации Программы
Срок реализации Программы: 2018-2020 годы.
- Ресурсное обеспечение Программы
Реализация мероприятий Программы, требующих финансовых затрат, предусмотрена за счет средств бюджета поселения в пределах выделенных сумм на соответствующий год.
- Система управления, механизмы и контроль реализации Программы
Выполнение перечня программных мероприятий осуществляется специалистами администрации МО Раздольевское сельское поселение — исполнителями перечня мероприятий.
Для выполнения программных мероприятий могут создаваться рабочие группы.
Общий контроль за реализацией Программы осуществляется Главой администрации МО Раздольевское сельское поселение.
Ответственность за своевременное и качественное выполнение мероприятий Программы несут исполнители мероприятий плана реализации Программы.
МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Наименование мероприятия | Исполнитель | Срок исполнения | Объем финансирования по годам (тыс. руб.) | |||||
2018 | 2019 | 2020 | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||
1. Организационно-правовые меры по реализации антикоррупционной политики | |||||||||
1.1. | Определение перечня направлений деятельности администрации МО Раздольевское сельское поселение с повышенным риском коррупции | специалист по кадрам | 3 квартал 2018 года | — | — | — | |||
1.2. | Определение перечня должностей муниципальной службы, замещение которых связано с коррупционными рисками | специалист по кадрам | 3 квартал 2018 года | — | — | — | |||
1.3. | Исполнение Плана противодействия коррупции в администрации МО Раздольевское сельское поселение | специалист по кадрам | 3 квартал 2018 года -2019 год | — | — | — | |||
1.4. | Анализ структуры правонарушений коррупционной направленности в администрации | специалист по кадрам | 4 квартал
каждого года реализации программы |
— | — | — | |||
2. Антикоррупционная экспертиза муниципальных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) | |||||||||
2.1. | Организация и проведение антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов, проектов муниципальных правовых актов | Приозерская городская прокуратура | 2018 – 2020 | — | — | — | |||
3. Внедрение антикоррупционных механизмов в рамках реализации кадровой политики. Антикоррупционное образование | |||||||||
3.1. | Организация проведения проверок на предмет полноты и достоверности сведений, представленных гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей, должностей муниципальной службы, сведений о доходах, имуществе, обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности, должности муниципальной службы, членов семьи, включая супруга (супругу), их несовершеннолетних детей | специалист по кадрам | 2018 – 2020 | — | — | — | |||
3.2. | Оказание консультативной помощи муниципальным служащим администрации МО Раздольевское сельское поселение по вопросам, связанным с применением на практике общих принципов служебного поведения муниципальных служащих | юрист администрации района, и специалист по кадрам | 2018 – 2020 | — | — | — | |||
4. Оптимизация системы закупок для муниципальных нужд | |||||||||
4.1. | Проведение анализа результатов плановых и внеплановых проверок соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере размещения заказов, а также выполнения других полномочий органом, уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов | специалист в сфере размещения заказов для муниципальных нужд | ежегодно | — | — | — | |||
4.2. | Проведение анализа эффективности муниципальных закупок путём сопоставления среднерыночных цен на закупаемую продукцию (выполнение работ, оказание услуг) на момент заключения контракта и цены контракта | специалист в сфере размещения заказов для муниципальных нужд | ежегодно | — | — | — | |||
4.3. | Проведение оценки и сопоставления максимальной цены контракта, указанной в конкурсной (аукционной) документации на закупаемую продукцию (выполнение работ, оказание услуг), и окончательной цены муниципального контракта | специалист в сфере размещения заказов для муниципальных нужд | ежегодно | — | — | — | |||
5. Антикоррупционный мониторинг | |||||||||
5.1. | Разработка проекта муниципального правового акта о порядке проведения антикоррупционного мониторинга | Специалист по кадрам | 2018 год | — | — | — | |||
5.2. | Размещение отчета о состоянии коррупции и реализации мер противодействия коррупции на официальном сайте администрации поселения в сети Интернет | специалист по кадрам | Ежегод-
но |
— | — | — | |||
6. Антикоррупционная пропаганда и информирование населения о реализации государственной политики в области противодействия коррупции в администрации Раздольевского сельского поселения | |||||||||
6.1. | Размещение информации о противодействии коррупции в органах местного самоуправления МО Раздольевское сельское поселение, разъяснений населению о порядке предоставления муниципальных услуг (функций) на официальном сайте администрации МО Раздольевское сельское поселение в сети Интернет | специалист по кадрам | не менее одного раза в год | — | — | — | |||
Итого по программе: | — | — | — | ||||||
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Коррупция в органах внутренних дел и ее предупреждение»
Актуальность темы исследования. Коррупция как общественное явление сопровождала человечество на протяжении всей истории его существования. В настоящий момент, когда масштабы распространения коррупции в стране, в том числе и в правоохранительных органах, вызывают беспокойство всего российского общества и руководства государства, тема коррупции стала особенно актуальна.
Центральным звеном в системе правоохранительных органов, осуществляющих борьбу с преступностью, являются органы внутренних дел, которые в настоящее время испытывают на себе всю полноту, происходящих в стране кризисных процессов.
Одним из наиболее негативных последствий сложившихся социально-экономических противоречий с полным основанием следует признать их прямое влияние на состояние правопорядка и законности в деятельности органов внутренних дел1.
Следует отметить, что, к сожалению, в последние годы нарушения законности, в том числе и коррупция, получили свое широкое распространение в системе органов внутренних дел.
Преступления, которые совершают сотрудники органов внутренних дел в связи со своей служебной деятельностью, довольно распространены и представляют повышенную общественную опасность, так как не только нарушают нормальную работу правоохранительных органов, подрывают авторитет государственной власти, но и существенно нарушают права, свободы и законные интересы граждан страны. Преступник, наделенный знаниями закона, в том числе уголовного, обладающий властными полномочиями и имеющий в силу этого возможности применения различных средств принуждения к рядовым гражданам, вдвойне опасен.
1 Проблемы укрепления законности в деятельности органов внутренних дел / Под общей ред. ВЛ.Кикотя. М., 2001. С.З.
12 ноября 2009 г. в своем ежегодном послании к Федеральному собранию, Президент РФ Д.А. Медведев отметил: «Борьба с коррупцией должна вестись по всем направлениям: от совершенствования законодательства, работы правоохранительной и судебной систем — до воспитания в гражданах нетерпимости ■ к любым, в том числе бытовым, проявлениям этого социального зла. У нас зачастую говорят, что мало случаев привлечения к ответственности коррупционеров. Хочу назвать несколько цифр: только за шесть месяцев 2009 года рассмотрено свыше 4,5 тысячи дел коррупционной направленности. Среди осуждённых — 532 бывших представителя органов государственной власти и органов местного самоуправления, более 700 работников правоохранительных органов. Эти цифры, к сожалению, свидетельствуют и о масштабах коррупции, поразившей наше общество. Должны быть приняты самые энергичные меры для очищения рядов милиции и специальных служб от недостойных сотрудников. Таких следует предавать суду. Нужно жёстко укреплять дисциплину, активнее . заниматься внутренними расследованиями, добиваться полного — соответствия морально-психологических качеств личного состава высоким профессиональным требованиям»2.
Выступая на коллегии МВД 18 февраля 2010 г., Президент РФ Д.А. Медведев особо отметил необходимость принятия мер по противодействию коррупции в органах внутренних дел: «Особого внимания требует антикоррупционная работа. С принятием нового антикоррупционного законодательства деятельность правоохранительных органов в этой сфере стала более активной. Но.это только первый этап работы по радикальному снижению уровня коррупции. Должна быть
2 http://www.kremlin.ru/transcripts/5979 создана надежная система антикоррупционной защищенности Министерства внутренних дел»3.
Статистические данные ГИАЦ МВД России и результаты проводимых во ВНИИ МВД России и в отделе по изучению общественного мнения УИРОС МВД России социологических исследований свидетельствуют, что сотрудники органов внутренних дел все чаще становятся на путь установления неформальных коррумпированных связей не только с обычными гражданами, но и лицами, осуществляющими незаконную предпринимательскую деятельность, а также преступными ‘ элементами. При этом следует отметить, что коррупционные проявления в системе органов внутренних дел в последнее время носят не эпизодический, а массовый характер. Об этом свидетельствует значительный ряд факторов, которые говорят о коррупционной деятельности ряда достаточно высокопоставленных должностных лиц органов внутренних дел, получивших большой общественный резонанс.
Указанными обстоятельствами и обусловлена актуальность избранной темы.
А.Б. Осипова, P.B. Скоморохова, H.B. Тарасова, A.A. Тирских, а также монографии С.Н. Мухортова, А.Д. Сафронова и др.
Лишь в нескольких работах были рассмотрены отдельные аспекты коррупции в органах внутренних дел, среди них кандидатская диссертация А.Б. Осипова, посвященная коррупции среди сотрудников органов внутренних дел в современных условиях, а также отдельные работы С.А. Невского, В.А. Карлебы, А.Д. Сафронова, в которых рассматривались исторические аспекты противодействия коррупции в правоохранительных органах.
Однако с момента издания научных работ указанных авторов, представляющих большой научный интерес и внесших значительный вклад в науку, произошли существенные изменения в законодательстве и практике борьбы с данным негативным явлением в системе органов внутренних дел, которые еще не нашли широкого научного изучения.
В этой связи данная проблема в настоящее время требует более детального исследования.
Объектом настоящего исследования являются общественные отношения, связанные с существованием и распространенностью коррупционных проявлений в органах внутренних дел.
Предмет исследования составляют криминологические характеристики коррупции и её отдельных видов, их современное состояние и тенденции развития в органах внутренних дел, личность сотрудника органов внутренних дел, совершившего коррупционное преступление, факторы, детерминирующие распространение коррупции в органах внутренних дел, деятельность государства и органов, имеющих нормативно выделенные функции по противодействию коррупции в органах внутренних дел.
Цель данной работы состоит в выработке эффективных мер предупреждения коррупции в органах внутренних дел, на основе исследования современных тенденций развития коррупционных отношений в данном звене правоохранительных органов.
Поставленная цель определяет следующие основные задачи исследования: дать определение понятия «коррупции в органах внутренних дел»; выявить виды коррупции в органах внутренних дел; определить факторы, влияющие на распространение коррупции среди сотрудников правоохранительных органов; дать криминологический анализ личности сотрудников органов внутренних дел, совершающих коррупционные преступления; проанализировать современное законодательство и существующие методы в сфере борьбы с коррупцией в органах внутренних дел; разработать предложения по совершенствованию деятельности по предупреждению коррупции в органах внутренних дел.
Методология и методика исследования. Диссертационное исследование основано на системном подходе к изучению явлений в их взаимодействии и взаимообусловленности. В процессе исследования был применен общенаучный метод всеобщего познания, системный, статистический, сравнительно-правовой, формально-логический, социологические методы исследования (изучение материалов уголовных дел, анкетирование сотрудников органов внутренних дел и иных респондентов), контент-анализ документов и публикаций в прессе, изучение практики профилактической деятельности органов внутренних дел (в том числе и зарубежный).
Теоретическую основу исследования составляют современные достижения теории познания, фундаментальные теоретические положения криминологии, социологии, юридической психологии, относящиеся к проблеме исследования. В процессе исследования изучены и обобщены труды отечественных и зарубежных ученых-юристов в области криминологии, уголовного права, социологии и психологии.
Нормативную базу исследования составляют Конституция РФ, правовые акты международного и федерального уровней, посвященные различным аспектам противодействия коррупционных проявлений в органах внутренних дел, а также нормативно-правовые акты МВД России по организации профилактики нарушений законности и преступлений в органах внутренних дел.
Эмпирическую базу составляют данные уголовной статистики о коррупционных преступлениях среди сотрудников органов внутренних дел, информационные материалы Департамента кадрового обеспечения МВД России о сотрудниках органов внутренних дел, осужденных судами РФ за последние годы, информационно-аналитические справки органов внутренних дел, результаты изучения 107 уголовных дел, рассмотренных судами города Москвы, Московской, Тульской и Волгоградской областей, о коррупционных преступлениях, совершенных сотрудниками органов внутренних дел за период с 2003 по 2008 годы.
В рамках диссертационного исследования был проведен специальный опрос среди сотрудников органов внутренних дел и граждан.
В диссертации использованы результаты следующих основных социологических исследований состояния коррупции в российском обществе: социологические исследования коррупции, проводимые исследователями фонда «Общественное мнение» (ФОМ)4; инициативный Всероссийский опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) от 6-7 сентября 2008 г., посвященный распространенности коррупции в российском обществе5.
Были проанализированы и использованы результаты изучения преступности сотрудников милиции, полученные другими авторами, а также исследований, проведенных в других регионах страны. Данные
4 http://bd.fom.ru/cat/power/coir
5 http://wciom.ru/ указанных исследований сопоставлялись с результатами настоящей диссертационной работы.
Научная новизна исследования заключается в том, что оно представляет собой одно из первых комплексных исследований посвященных криминологическому анализу коррупции в органах внутренних дел и направленных на совершенствование деятельности по ее предупреждению. Комплексность заключается в том, что исследовано появление коррупции в правоохранительных органах российского государства, развитие законодательства об ответственности за коррупционные преступления, а также положения современного международного и отечественного законодательства, дано авторское определение коррупции в органах внутренних дел, выявлены криминологические особенности коррупционных преступлений, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел, определены различные виды коррупции. Большое внимание здесь уделяется изучению особенностей личности сотрудников органов внутренних дел, вовлеченных в коррупционную деятельность, впервые исследованы глубинные мотивы их коррупционного поведения, рассматриваются факторы, детерминирующие коррупцию в органах внутренних дел, проанализировано современное антикоррупционное законодательство России.
Исследование автора позволило предложить новые подходы к профилактике коррупции в органах внутренних дел. Разработан комплекс предложений, направленных на повышение общего и индивидуального предупреждения данного негативного явления.
Положения, выносимые на защиту:
1. Авторское определение коррупции в органах внутренних дел, под которой понимается негативное социальное явление, осуществляемое посредством использования сотрудниками ОВД своего служебного положения, авторитета и статуса службы, чаще всего, вопреки законным 9 интересам общества и государства, для получения выгод материального или нематериального характера для себя лично или других лиц либо в корпоративных интересах преступным путем.
2. Мотивы коррупционных преступлений сотрудников органов внутренних дел можно разделить на основной и дополнительный. Основным мотивом является личная корысть, а в качестве дополнительного в некоторых случаях выступает игровой мотив. Под «игровым мотивом» автор подразумевает потребность человека испытать острые ощущения, преступая закон, играя с ним. Характерно, что в мотивах, рассматриваемых преступлений, корыстные побуждения действуют, как правило, наряду с игровыми, поскольку для «игроков» одинаково личностно значимы как материальные выгоды, получаемые в результате совершения преступлений, так и те эмоциональные переживания, которые связаны с самим процессом преступной деятельности.
Игровая мотивация в коррупционных преступлениях сотрудников органов внутренних дел не имеет своей четкой выраженности, она происходит на подсознательном уровне, тогда как реализация своего корыстного интереса стоит на первом месте.
Мотивация коррупционных преступлений сотрудников органов внутренних дел практически не отличается от мотивации коррупционного поведения сотрудников других силовых ведомств.
3. Для теории и практики борьбы с коррупцией, дифференцированного воздействия на нее, необходимо выделить виды коррупции в органах внутренних дел. Они разделяются в зависимости от: 1) должностного положения и объема полномочий субъектов коррупционных отношений на низовую и верхушечную коррупцию; 2) степени регулярности совершения коррупционных деяний: на систематическую и эпизодическую; 3) в зависимости от активности субъектов коррупционных действий: на активную и пассивную;
4) по направленности коррупционных действий: на горизонтальную и вертикальную.
Отдельными и специфическими видами именно для органов внутренних дел являются: 1) силовое предпринимательство («крышевание»); 2) коррупция в образовательных учреждениях МВД.
4. Криминологический портрет сотрудника органов внутренних дел, совершающего коррупционные преступления: сотрудник в возрасте до 30 лет, стаж в службе органов внутренних дел у большинства, исследованных нами, составляет не более пяти лет, имеет звание младшего и среднего начальствующего состава органов внутренних дел, обладает преимущественно средним специальным образованием. Большая часть преступлений коррупционной направленности совершается сотрудниками милиции общественной безопасности (сотрудники государственной инспекции безопасности дорожного движения, дорожно-патрульной службы, участковые уполномоченные милиции, милиционеры патрульно-постовой службы). Преступления, совершаемые сотрудниками органов внутренних дел, в основной своей массе являются латентными. Официальная статистика отражает лишь верхушку айсберга, в ней не фигурируют сведения о сотрудниках-коррупционерах, уволенных «вчерашним числом» и «по собственному желанию», о тех, кто был привлечен к ответственности по ст. 159 УК РФ или о тех кому удалось уйти от ответственности, если дело не получило огласки, и вовремя были задействованы связи (опять же коррупционные).
5. Авторская классификация криминогенных факторов, детерминирующих распространение коррупции в органах внутренних дел: социально-экономические (появление достаточно представительного слоя людей, имеющих сверхдоходы и, следовательно, свободные деньги, которые могут широко использоваться для подкупа; традиция уравнительного подхода к оплате труда сотрудников органов внутренних дел, провоцирующая их на поиск дополнительных источников доходов;
11 низкие заработные платы, не соответствующие объему и сложности выполняемой работы; наличие у должностных лиц широких возможностей злоупотреблять властью; отсутствие надежной системы контроля со стороны населения за деятельностью должностных лиц; ликвидация социальных льгот; ненормированный рабочий день и проблема оплаты переработки); организационно-управленческие (неэффективная деятельность подразделений собственной безопасности; недостатки в подборе и расстановке кадров в ОВД, в проведении психологической и воспитательной работы с сотрудниками, отсутствие конкурса на замещение вакантных должностей; долгие годы существовавшая в МВД система постановки задач, отчетности об их выполнении и оценки деятельности отдельных подразделений и сотрудников; недостаточное финансирование органов внутренних дел, недостаточное материальнотехническое обеспечение); правовые (длительное отсутствие законодательного определения коррупционного преступления, принятие в свое время несовершенных правовых актов, создающих возможности для злоупотреблений; пробелы в законодательстве); информационные (массовое изображение в произведениях культуры и средствах массовой информации сотрудников милиции лишь в негативном плане; постоянная и целенаправленная неконструктивная критика деятельности органов внутренних дел; пропаганда культа наживы, жестокости, насилия, достижения собственного благополучия любыми средствами, в том числе незаконными); психологические (традиционно низкий уровень солидарности населения с нормами об ответственности за подкуп, психологическая и моральная готовность значительной части населения к подкупу сотрудников органов внутренних дел для реализации своих как законных, так и незаконных интересов; ощущение безнаказанности коррупционеров
12 из-за крайне низкой степени быть привлеченным к ответственности за совершение коррупционного деяния).
6. Предупреждение коррупции — сложный и длительный процесс, включающий в себя комплекс общесоциальных и специально-криминологических мер.
Важнейшим среди мер общесоциального воздействия является усиление социальной защищенности сотрудников органов внутренних дел. Необходимо значительно повысить денежное содержание сотрудников, совершенствовать систему гарантированного обеспечения сотрудников и членов их семей социальными льготами с введением строгой правовой ответственности соответствующих должностных лиц за нарушение порядка обеспечения закрепленными в законе льготами и гарантиями, выработать эффективную систему обеспечения жильем сотрудников, повысить пенсии, при этом, нормативно закрепив, что в случае коррупционного нарушения сотрудник будет не просто уволен из органов внутренних дел, но и лишится всех вышеупомянутых благ.
К специально-криминологическим мерам предупреждения коррупции относится: осуществление контроля за служебной и внеслужебной деятельностью сотрудников, контроль за осуществлением работы по рассмотрению жалоб и обращений граждан на неправомерные действия сотрудников органов внутренних дел, поступающих через телефоны доверия, телевизионные горячие линии, проверка кандидатов на службу, которая должна проводиться на более высоком профессиональном уровне.
Необходимо совершенствовать систему профессиональной подготовки и переподготовки личного состава, повышения его квалификации. Профессиональное обучение должно способствовать повышению по карьерной лестнице, материально и морально стимулироваться.
Пропагандистская деятельность МВД России должна состоять в освещении в средствах массовой информации результатов борьбы с
13 коррупционными преступлениями, совершенными сотрудниками органов внутренних дел, в предоставлении общественности информации о тех условиях, при которых становится возможным совершение таких противоправных деяний, и о действиях граждан в случае нарушения сотрудниками их прав. Однако эту негативную информацию следует сочетать с позитивной оценкой работы служб и конкретных сотрудников. Это будет способствовать росту доверия населения к органам внутренних дел.
Успех в деле борьбы с коррупцией будет достигнут только в том случае, если будет предпринят весь комплекс общесоциальных и специально-криминологических мер, и этот комплекс приобретет масштабы массовости, систематичности и повсеместности, невзирая на лица, должности и звания.
7. Для предупреждения коррупции с игровой мотивацией следует переключить активность сотрудника ОВД на те области его служебной деятельности, в которых этот мотив может быть реализован с успехом для дела (например, показать, что розыск преступника тоже есть игра). Такая переориентировка может быть осуществлена с помощью психолога. Желание обогатиться, работая в органах внутренних дел, высокая тревожность по поводу своего социального статуса и материального положения, психологом могут быть выявлены с помощью тестирования или (и) клинических бесед. Таких лиц не следует брать на службу либо держать их под строгим контролем. Необходимо постоянное проведение с сотрудниками воспитательной работы, повышение уровня культуры и профессиональной подготовки сотрудников ОВД.
Теоретическая значимость исследования заключается в возможности и целесообразности использования его результатов для дальнейшего изучения предупреждения коррупции в системе органов внутренних дел, внесения необходимых изменений и дополнений в законодательство России, направленных на нейтрализацию негативных
14 факторов, детерминирующих коррупционные проявления в органах внутренних дел.
Практическая значимость диссертации заключается в том, что сформулированные автором предложения могут быть учтены при внесении корректив в действующие нормативные правовые акты правоохранительных органов в части, касающейся профилактики коррупции среди сотрудников органов внутренних дел. Изложенные в работе выводы, предложения и рекомендации, имеющие прикладной характер, могут быть использованы в профилактической деятельности органов внутренних дел, а также в учебном процессе при преподавании курса криминологии.
Апробация работы. Основные положения, выводы и рекомендации диссертации опубликованы в семи научных статьях автора общим объемом 2,28 п.л., из которых две опубликованы в издании, рекомендованном Минобрнауки РФ для опубликования результатов диссертационных исследований. Результаты исследования докладывались на научно-практических конференциях «Борьба с преступным насилием» (ВНИИ МВД России, 26 сентября 2008 г.), «Актуальные вопросы деятельности служб и подразделений милиции общественной безопасности» (Краснодарский университет МВД России, 21-23 мая 2009 г.), обсуждались на заседаниях научно-исследовательского центра № 1 ВНИИ МВД России, внедрены в деятельность указанного научно-исследовательского центра., в учебный процесс и научно-исследовательскую работу АНОО ВПО «Одинцовский гуманитарный институт», использованы при подготовке лекционных материалов по учебной дисциплине «Уголовно-правовые основы борьбы с коррупцией и международной преступностью» в данном институте, а также в практическую деятельность Управления организации капитального строительства Департамента тыла МВД России при подготовке программы по предоставлению жилья для сотрудников органов внутренних дел.
Структура диссертации обусловлена характером исследуемых в ней проблем. Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения, списка использованных источников и приложений.