Антикоррупционная оговорка в договорах

Содержание

>Антикоррупционные положения в трудовом договоре

Законодательство об антикоррупционной политике

Коррупция в трудовом договоре образец государственного мейнстрима. Это понятие называют злоупотребление должностным местом или властью с целью получения собственной выгоды. Противоправные действия могут встречаться как в работе сотрудников государственных организаций, так и частных компаний. Основные принципы противодействия ей, а также способы предупреждения закреплены в ФЗ от 25.12.08 № 273-ФЗ “О противодействии коррупции”. Ст. 13.3 Закона обязывает руководителей организаций принимать меры по ее предупреждению.

Введение антикоррупционных положений в трудовые договора работников, по мнению законодателей, должно способствовать формированию у них нетерпимости к противозаконным действиям.

Например, госслужащий обязан сообщать работодателю или в прокуратуру о случаях, когда его пытались склонить к получению взятки. Кроме того, нужно декларировать свои доходы и имущество, а также доходы ближайших родственников.

Сотрудники частных компаний чаще всего сталкиваются с коммерческим подкупом со стороны поставщиков товаров с целью их скорейшего сбыта. Они также должны сообщать о каждом подобном случае своему руководителю.

Основные принципы противодействия коррупции в организации

При создании системы мер противодействия коррупции в организации рекомендуется основываться на следующих ключевых принципах:

  1. Политика компании не может противоречить законодательству;
  2. Руководитель должен подавать работникам личный пример и формировать у них культуру нетерпимости к коррупции;
  3. Работодатель обязан информировать работников о положениях законодательства, касающихся этого вопроса;
  4. Проводимые мероприятия должны способствовать снижению вероятности вовлечения сотрудников организации в коррупционную деятельность, быть легко реализуемыми и эффективными;
  5. Сотрудников организации нужно оповестить об ответственности за содействие коррупции о наказании.
  6. Политика компании должна быть известна партнерам и общественности;
  7. Руководитель обязан контролировать процесс проведения мероприятий и оценивать их эффективность.

Антикоррупционная оговорка в трудовых договорах пример

Мероприятием, направленным на борьбу с коррупцией, можно считать внесение в трудовые договора специальной оговорки. Текст оговорки не закреплен в нормативных актах. Для того, чтобы написать его, можно обратиться к методическим пособиям, разработанным Минтруда РФ. Эти рекомендации составлены для использования всеми организациями, для которых не предусмотрены особые требования, в том числе чтобы сформулировать собственное антикоррупционное положение в трудовом договоре образец которого мы разместили ниже.

>Как прописать в должностной инструкции пункт о антикоррупции?

Антикоррупционные положения в трудовых договорах работников: образец, введение, оговорка и соглашение

В борьбу с коррупцией с 2008 года вовлечен и частный бизнес, руководство каждого предприятия обязано разрабатывать антикоррупционную политику. Одна из ее частей – отдельные положения в трудовых договорах, нацеленные на предотвращение злоупотребления полномочиями с целью получить личную выгоду. Цель законодателя – сформировать у населения нетерпимость к противозаконным действиям.

Нормативное регулирование

Принципы предупреждения коррупции и противодействия этому явлению установлены в Законе № 273-ФЗ. Статья 13.3 обязует юридические лица и ИП принимать меры, предупреждающие коррупцию, и определяет дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность по отношению к сотрудникам. В ст. 14 определена ответственность юридических лиц.

Одна из мер предотвращения коррупции – включение в трудовые договоры антикоррупционных оговорок. Однако руководство вправе самостоятельно решить, нужны ли они.

В нормативах текст не закреплен, но можно использовать методические рекомендации, которые расположены на сайте Минтруда.

Руководство предприятия может ограничиться изданием внутреннего норматива, регулирующего данный вопрос, и обучением сотрудников.

Стоит ли вводить

Ст. 57 ТК (Трудового кодекса) допускает включение в трудовой договор перечень обязанностей работника, вытекающих из федеральных законов и внутренних нормативов. Если в соглашении имеются пункты, обязующие предупреждать коррупцию и противодействовать ей, руководитель при нарушениях вправе применять дисциплинарные взыскания, даже увольнение.

Важно! Антикоррупционные оговорки включаются в трудовые договора по согласию сторон. То есть, соискатель может отказаться подписать контракт, если не согласен с содержанием.

Введение антикоррупционных положений в трудовых договорах работников

Антикоррупционная отметка выделяется отдельным пунктом, содержащим:

  • определение понятия «коррупция» (получение и дача взятки, подкуп, использование служебного положения с выгодой для себя и др.);
  • указание на обязанность соблюдать условия антикоррупционного положения предприятия;
  • перечень действий, которые являются нарушением антикоррупционного законодательства;
  • обязанности работника: не совершать правонарушений, информировать руководство о фактах коррупции;
  • порядок уведомления руководства;
  • ответственность за нарушения.

Отдельно необходимо указать, что антикоррупционное положение обязаны соблюдать все сотрудники независимо от должности и выполняемых обязанностей.

При составлении документа учитываются особенности структуры и сферы деятельности предприятия. Руководитель обязан проследить, чтобы работник внимательно изучил этот пункт.

Скачать примерный ТД с антикоррупционной оговоркой можно здесь.

Образец ТД с антикоррупционной оговоркой

Как применяется оговорка

В рамках ст. 13 Закона № 273-ФЗ на практике применяются соответствующие статью УК (Уголовного кодекса):

  • мошенничество с использованием преимуществ служебного положения (ст. 159);
  • мошенничество при ведении бизнеса (ст. 159.4);
  • злоупотребление положением (ст. 201 и 285);
  • подкуп в сфере бизнеса (ст. 204);
  • дача, получение взятки, посредничество при даче взятки (ст. 290, 291, 291.1).

По данным статьям для руководителей различного уровня предусмотрены штрафы большого размера, запреты заниматься определенной деятельностью, принудительные работы, ограничение и лишение свободы.

Для рядовых сотрудников в рамках ст. 13 Закона № 273-ФЗ используются установки ст. 192 ТК, определяющей понятие «дисциплинарное взыскание». Работодатель может расторгнуть трудовое соглашение по:

  • ч. 5, 6,9, 10 ст. 81 ТК;
  • п. 7 и 7.1 ч. 1 ст. 81;
  • п.1 ст. 336.

Эти пункты определяют действия работников, дающих основание работодателю использовать при увольнении в качестве причины утрату доверия:

Как защитить свои права

Однако применить ТК не просто. Это удается только по отношению к работникам, занимающимся обслуживанием товаров и денежных средств на основании дополнительного соглашения о материальной ответственности.

Если это соглашение коллективное, при увольнении необходимо доказать степень виновности каждого сотрудника. Работодателю для увольнения дается 1 месяц со дня выявления проступка и полгода со дня совершения нарушения (ст. 193 ТК).

Доказать, что действий работника достаточно для утраты доверия, должен работодатель.

Доказательства должны быть обоснованные и подтвержденные документально. Даже в том случае, если выявлена порча материальных ценностей или недостача, работника нельзя уволить до того, как будет доказана его вина.

Доказательством могут служить жалобы клиентов об обмере, обсчете, обвесе, получении оплаты без предоставления чека, докладные записки других сотрудников, данные бухгалтерского учета, результаты инвентаризации.

  • Уволить можно как за однократный проступок, так за систематические нарушения, если проведено служебное расследование. Приказ об увольнении издается на основании перечисленных выше документов. При недостаче в исковом заявлении должен быть пункт о возмещении ущерба, так как вычесть такие суммы из зарплаты нельзя.
  • Работника, который переведен на место, связанное с материальными ценностями, временно, уволить нельзя, если отсутствует отдельное соглашение о материальной ответственности с указанием сроков совмещения.

Все эти обстоятельства должен учесть работник перед подачей в суд искового заявления с просьбой признать увольнение незаконным. Необходимо учесть, что материальная ответственность может быть закреплена не только в трудовом договоре, но и в служебной инструкции.

Из судебной практики можно сделать вывод, что уволенные работники восстанавливаются, если работодатель не понимает нормы, определенные в ТК. Увольнение по ст. 81 требует серьезной подготовки. Без достаточной доказательной базы суд восстановит даже такого работника, который на самом деле совершил проступки, достойные утраты доверия.

О том, что должен содержать качественный ТД, расскажет видео ниже:

Антикоррупционная оговорка в договоре

В последнее время все чаще в своей работе сталкиваюсь с тем, что в договоры стали включать антикоррупционную оговорку. Обычно она включается в текст договора по инициативе одной из сторон договора.

Мне так же при проверке договоров от контрагентов поступают предложения и даже требования о включении в договор такой оговорки.

В большинстве случаев ее включение является принципиальным и без нее контрагент отказывается заключить договор.

Ранее 2014 года я сталкивался с такой ситуацией только при согласовании (разработке) договоров, когда одной из сторон являлась компания с иностранным происхождением (инвестором), имеющая отношение к западной части света. Для них наличие антикоррупционной оговорки являлось принципиальным и безусловным.

Оговорка в своем содержании имела ссылку на антикоррупционное законодательство иностранного государства.

Несмотря на возражения относительно наличия этой оговорки она все равно включалась так, как заключение договора с таким контрагентом было выгодным и/или необходимым.

Как это обычно бывает коммерция побеждает здравый смыл: деньги получаем сейчас, а проблемы неизвестно будут или нет, а если и будут, то неизвестно, когда. Ну, что тут скажешь, чьи риски тот и принимает решение.

В 2014 году аналогичные предложения/требования стали поступать от российских компаний. Российские компании необходимость наличия антикоррупционной оговорки либо никак не мотивировали, либо ссылались на внутреннюю политику компании, либо объясняли тем, что Федеральный закон №273-ФЗ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008, дополнен статьей 13.

3 которой на организации возложена обязанность разрабатывать и применять меры по предупреждению коррупции, а именно разрабатывать и внедрять в практику стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации.

Также в обоснование необходимости контрагенты ссылаются на «Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции» разработанные во исполнение подпункта «б» пункта 25 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г.

№309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» и в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции».

1. Федеральный закон №273-ФЗ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008г

Статья 13.3 Федерального закона №273-ФЗ «О противодействии коррупции» от 25.12.

2008, содержит обязанность организаций разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции и в ней указан, примерный перечень мер по предупреждению коррупции, одной из которых является разработка и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации. Данная норма действует с 2013 года.

При буквальном толковании этой нормы следует, что каждая организация самостоятельно определяет, как и каким образом будет противодействовать коррупции, но не обязана это делать только путем разработки и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации или предпринимать эту меру одновременно в совокупности с другими мерами противодействия. Из данной нормы также следует, что она ориентирована на организацию противодействия коррупции внутри организации, но не между организациями и это правильно. Каждая организация обязана самостоятельно контролировать недопущение проявления коррупции у себя в организации, а также ее сотрудниками при вступлении во взаимоотношения с третьими лицами. Другое дело, когда организации вступая друг с другом в гражданско-правовые отношения и заключая договор, прописывают в нем антикоррупционную оговорку.

Антикоррупционная оговорка является одной из мер по противодействию коррупции, но требует волеизъявления обеих сторон и одна из сторон может выразить желание не указывать эту оговорку в договоре и это ее право.

Отказ, в первую очередь, может быть вызван различной антикоррупционной политикой, применяемой в организациях, общего стандарта нет, каждый реализует требование закона по-своему.

Юридическое или физическое лицо могут отказаться указывать антикоррупционную оговорку не желая смешивать антикоррупционное законодательство и сделку, потому что они хоть и тесно связаны, но все же это разные правоотношения.

Для исполнения антикоррупционного законодательства стороны договора не обязаны возлагать на себя дополнительное обязательство друг перед другом и/или третьими лицами и нести за него ответственность.

Возможно мое рассуждение и моветон, но при осуществлении предпринимательской деятельности в правовом государстве, лица ее осуществляющие обязаны исполнять закон, а не навязанную волю других лиц.

Идем дальше,

2.»Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции» (далее — Методические рекомендации)

Этот документ на момент написания настоящей статьи (2015 год) официально не опубликован и размещен на сайте Министерства труда и социальной защиты РФ.

Целью Методических рекомендаций является формирование единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств.

Методические рекомендации не распространяются на государственные органы, а также на государственные фонды и организации.

Методические рекомендации также разработаны для организации мероприятий по профилактике и противодействию коррупции внутри организации, но с целью стандартизации антикоррупционной политики государства. Вы можете внутри своей организации руководствуясь данными рекомендациями разработать обязательные для сотрудников вашей компании локальные акты.

В Методических рекомендациях в качестве меры противодействия коррупции действительно рекомендовано вводить в договоры, связанные с хозяйственной деятельностью организации, стандартную антикоррупционную оговорку (раздел IV таблица №1), но в качестве примера.

Что такое стандартная антикоррупционная оговорка неизвестно, а, рекомендовано, не значит обязательно.

Если руководство организации использует Методические рекомендации или считает их обязательными к использованию внутри своей организации, то оно вправе это сделать, но навязывать включение антикоррупционной оговорки в договор, заключаемый с контрагентом, тем более с наличием в ее тексте обязанности по соблюдению Методических рекомендаций, она не имеет право.

Поэтому компания, у которой имеются локальные акты антикоррупционного содержания или компания собирающаяся такие акты создать, должна осторожно относиться к наличию в них обязанности по включению в договоры антикоррупционной оговорки.

Иначе, в случае заключения договора с «выгодным» контрагентом, договор не будет подписан, если контрагент против антикоррупционной оговорки, либо будет подписан договор без наличия в нем антикоррупционной оговорки и тогда будут нарушены локальные акты, если ими предусмотрено наличие антикоррупционной оговорки в договоре.

– Как один из способов соблюдения действующего законодательства по борьбе с коррупцией.

– Проявление руководством компании высокоморальных принципов и гражданской ответственности по борьбе с коррупцией. Это зависит от личного мировоззрения руководителя(ей) компании, а не от наличия таковой обязанности в законодательстве.

– Как событие, наступление которого влечет юридические последствия (прекращение договора, уплата штрафов, уплата компенсации и т.д.), обычно негативные для стороны, у которой такое событие наступило.

  1. Действующее законодательство РФ не предусматривает обязанность соблюдения хозяйствующими субъектами антикоррупционного законодательства при вступлении во взаимоотношения друг с другом путем включения каких-либо антикоррупционных оговорок в договор.
  2. Действующим законодательством РФ не установлена обязанность включения каких-либо антикоррупционных оговорок в договор, как основание для возникновения, изменения и прекращения обязательств.
  3. В Российской Федерации любые действия (бездействия) физическими и юридическими лицами должны совершаться (воздерживаться от их совершения) в соответствии с действующим законодательством, поэтому дополнительное указание на необходимость соблюдения очевидного факта уже установленного и закрепленного законом не требуется.

    Независимо от того будет включена антикоррупционная оговорка в договор или нет, хозяйствующие субъекты обязаны соблюдать законодательство о противодействии коррупции.

    Но при отсутствии антикоррупционной оговорки в договоре, хозяйствующие субъекты руководствуются только нормами права и несут ответственность перед государством, а при ее наличии в договоре хозяйствующие субъекты дополнительно к нормам права, должны будут руководствоваться условиями антикоррупционной оговорки и нести ответственность за ее нарушение друг перед другом.

  4. Факт наличия антикоррупционной оговорки в договоре, и последствий при наступлении указанных в ней событий, требует обязательного и четкого исполнения ее условий, так как она является одним из условий или частью договора.
  5. При наличии в антикоррупционной оговорке ссылки на документ, например, на Методические рекомендации или иной документ, которым стороны обязаны руководствоваться с целью исполнения антикоррупционной оговорки, стороны будут обязаны руководствоваться этим документом в своей деятельности, так как подписав договор с наличием в нем такой антикоррупционной оговорки добровольно взяли на себя такое обязательство.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Образец договора с антикоррупционным разделом». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Можно охарактеризовать положение договора как общее положение (условие), если не было предварительно особо оговорено сторонами при оформлении контракта, а сторона, намеревающаяся применять это положение, не имела намерения обсуждения его использования с деловым партнером.

На случай возникновения подобных ситуаций Руководство министерства юстиции Великобритании в качестве адекватной превентивной процедуры предписывает использование контрактных антикоррупционных стандартов в рамках цепочки поставок.

Закон Соединённых Штатов Америки о предотвращении коррупционной деятельности в отношении иностранных субъектов (Foreign Corrupt Practices Act), совместно опубликованный Комиссией по ценным бумагам и биржам (SEC) и Минюстом страны, рекомендует использование комплаенс-стандартов применительно к случаям анализа деятельности деловых партнёров.

Примерная форма антикоррупционной оговорки (подготовлено экспертами компании «Гарант»)

Антикоррупционная оговорка

ГАРАНТ:

Примечание. Антикоррупционная оговорка является приложением к договорам, связанным с хозяйственной деятельностью организаций.

, именуемое в дальнейшем «», в лице , действующего на основании ,

и , именуемое в дальнейшем «», в лице , действующего на основании , договорились о нижеследующем:

1. Каждая из сторон договора от N (далее — договор) подтверждает, что ни сама сторона, ни ее руководство или работники не предлагали, не обещали, не требовали, не принимали деньги, ценные бумаги, иное имущество или услуги, связанные с заключением или исполнением договора.

2. Стороны обязуются в течение всего срока действия договора и после его истечения принять все разумные меры для недопущения действий, указанных в п. 1, в том числе со стороны руководства или работников сторон, третьих лиц.

3. Стороны обязуются соблюдать, а также обеспечивать соблюдение их руководством, работниками и посредниками, действующими по договору, настоящей оговорки, а также оказывать друг другу содействие в случае действительного или возможного нарушения ее требований.

4. Сторонам договора, их руководителям и работникам запрещается:

4.1. Передавать или предлагать денежные средства, ценные бумаги или иное имущество, безвозмездно выполнять работы (оказывать услуги) и т. д. представителям публичных органов власти, должностным лицам, лицам, которые являются близкими родственниками представителей публичных органов власти или должностных лиц, либо лицам, иным образом связанным с государством, в целях неправомерного получения преимуществ для сторон договора, их руководства, работников или посредников, действующих по договору.

4.2. Передавать или предлагать денежные средства, ценные бумаги или иное имущество, безвозмездно выполнять работы (оказывать услуги) и т. д. работникам или руководству другой стороны с целью обеспечить совершение ими каких-либо действий в пользу стимулирующей стороны.

4.3. Совершать иные действия, нарушающие действующее антикоррупционное законодательство РФ.

5. В случае возникновения у стороны договора подозрений, что произошло или может произойти нарушение каких-либо положений настоящей оговорки, соответствующая сторона обязуется уведомить другую сторону об этом в письменной форме. Указанная сторона имеет право приостановить исполнение обязательств по договору до получения подтверждения от другой стороны, что нарушение не произошло или не произойдет.

Подтверждение должно быть направлено в течение рабочих дней с даты получения письменного уведомления.

6. В случае если нарушение одной из сторон настоящей оговорки подтвердится, другая сторона имеет право расторгнуть договор в одностороннем порядке, направив письменное уведомление о расторжении.

7. В отношении третьих лиц (посредников) стороны обязуются:

7.1. Проинструктировать их о неприемлемости коррупционных действий и нетерпимости участия в каком-либо коррупционном действии, связанном с исполнением договора.

7.2. Не привлекать их в качестве канала для совершения коррупционных действий.

7.3. Не осуществлять им выплат, превышающих размер соответствующего вознаграждения за оказываемые ими законные услуги.

7.4. .

8. Настоящая оговорка составлена в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, — по одному для каждой из сторон.

9. Настоящая оговорка вступает в силу с момента подписания и является неотъемлемой частью договора N от .

10. Реквизиты и подписи сторон:

М. П.

Антикоррупционная оговорка в договоре.

В последнее время все чаще в своей работе сталкиваюсь с тем, что в договоры стали включать антикоррупционную оговорку. Обычно она включается в текст договора по инициативе одной из сторон договора. Мне так же при проверке договоров от контрагентов поступают предложения и даже требования о включении в договор такой оговорки. В большинстве случаев ее включение является принципиальным и без нее контрагент отказывается заключить договор.

Ранее 2014 года я сталкивался с такой ситуацией только при согласовании (разработке) договоров, когда одной из сторон являлась компания с иностранным происхождением (инвестором), имеющая отношение к западной части света. Для них наличие антикоррупционной оговорки являлось принципиальным и безусловным.

Оговорка в своем содержании имела ссылку на антикоррупционное законодательство иностранного государства. Несмотря на возражения относительно наличия этой оговорки она все равно включалась так, как заключение договора с таким контрагентом было выгодным и/или необходимым. Как это обычно бывает коммерция побеждает здравый смыл: деньги получаем сейчас, а проблемы неизвестно будут или нет, а если и будут, то неизвестно, когда. Ну, что тут скажешь, чьи риски тот и принимает решение.

В 2014 году аналогичные предложения/требования стали поступать от российских компаний. Российские компании необходимость наличия антикоррупционной оговорки либо никак не мотивировали, либо ссылались на внутреннюю политику компании, либо объясняли тем, что Федеральный закон №273-ФЗ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008, дополнен статьей 13.3 которой на организации возложена обязанность разрабатывать и применять меры по предупреждению коррупции, а именно разрабатывать и внедрять в практику стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации. Также в обоснование необходимости контрагенты ссылаются на «Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции» разработанные во исполнение подпункта «б» пункта 25 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. №309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» и в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Разбираемся, обязательна антикоррупционная оговорка в договоре или нет:

Статья 13.3 Федерального закона №273-ФЗ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008, содержит обязанность организаций разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции и в ней указан, примерный перечень мер по предупреждению коррупции, одной из которых является разработка и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации. Данная норма действует с 2013 года.

При буквальном толковании этой нормы следует, что каждая организация самостоятельно определяет, как и каким образом будет противодействовать коррупции, но не обязана это делать только путем разработки и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации или предпринимать эту меру одновременно в совокупности с другими мерами противодействия. Из данной нормы также следует, что она ориентирована на организацию противодействия коррупции внутри организации, но не между организациями и это правильно. Каждая организация обязана самостоятельно контролировать недопущение проявления коррупции у себя в организации, а также ее сотрудниками при вступлении во взаимоотношения с третьими лицами. Другое дело, когда организации вступая друг с другом в гражданско-правовые отношения и заключая договор, прописывают в нем антикоррупционную оговорку.

Антикоррупционная оговорка является одной из мер по противодействию коррупции, но требует волеизъявления обеих сторон и одна из сторон может выразить желание не указывать эту оговорку в договоре и это ее право.

Отказ, в первую очередь, может быть вызван различной антикоррупционной политикой, применяемой в организациях, общего стандарта нет, каждый реализует требование закона по-своему. Юридическое или физическое лицо могут отказаться указывать антикоррупционную оговорку не желая смешивать антикоррупционное законодательство и сделку, потому что они хоть и тесно связаны, но все же это разные правоотношения. Для исполнения антикоррупционного законодательства стороны договора не обязаны возлагать на себя дополнительное обязательство друг перед другом и/или третьими лицами и нести за него ответственность. Возможно мое рассуждение и моветон, но при осуществлении предпринимательской деятельности в правовом государстве, лица ее осуществляющие обязаны исполнять закон, а не навязанную волю других лиц.

Идем дальше,

2. «Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции» (далее — Методические рекомендации).

Этот документ на момент написания настоящей статьи (2015 год) официально не опубликован и размещен на сайте Министерства труда и социальной защиты РФ. Целью Методических рекомендаций является формирование единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств. Методические рекомендации не распространяются на государственные органы, а также на государственные фонды и организации.

Методические рекомендации также разработаны для организации мероприятий по профилактике и противодействию коррупции внутри организации, но с целью стандартизации антикоррупционной политики государства. Вы можете внутри своей организации руководствуясь данными рекомендациями разработать обязательные для сотрудников вашей компании локальные акты. В Методических рекомендациях в качестве меры противодействия коррупции действительно рекомендовано вводить в договоры, связанные с хозяйственной деятельностью организации, стандартную антикоррупционную оговорку (раздел IV таблица №1), но в качестве примера. Что такое стандартная антикоррупционная оговорка неизвестно, а, рекомендовано, не значит обязательно.

Если руководство организации использует Методические рекомендации или считает их обязательными к использованию внутри своей организации, то оно вправе это сделать, но навязывать включение антикоррупционной оговорки в договор, заключаемый с контрагентом, тем более с наличием в ее тексте обязанности по соблюдению Методических рекомендаций, она не имеет право.

Поэтому компания, у которой имеются локальные акты антикоррупционного содержания или компания собирающаяся такие акты создать, должна осторожно относиться к наличию в них обязанности по включению в договоры антикоррупционной оговорки. Иначе, в случае заключения договора с «выгодным» контрагентом, договор не будет подписан, если контрагент против антикоррупционной оговорки, либо будет подписан договор без наличия в нем антикоррупционной оговорки и тогда будут нарушены локальные акты, если ими предусмотрено наличие антикоррупционной оговорки в договоре.

3. Почему включают антикоррупционную оговорку в договор:

– Как один из способов соблюдения действующего законодательства по борьбе с коррупцией.

– Проявление руководством компании высокоморальных принципов и гражданской ответственности по борьбе с коррупцией. Это зависит от личного мировоззрения руководителя(ей) компании, а не от наличия таковой обязанности в законодательстве.

– Как событие, наступление которого влечет юридические последствия (прекращение договора, уплата штрафов, уплата компенсации и т.д.), обычно негативные для стороны, у которой такое событие наступило.

И так, что нам известно об антикоррупционной оговорке:

  1. Действующее законодательство РФ не предусматривает обязанность соблюдения хозяйствующими субъектами антикоррупционного законодательства при вступлении во взаимоотношения друг с другом путем включения каких-либо антикоррупционных оговорок в договор.
  2. Действующим законодательством РФ не установлена обязанность включения каких-либо антикоррупционных оговорок в договор, как основание для возникновения, изменения и прекращения обязательств.
  3. В Российской Федерации любые действия (бездействия) физическими и юридическими лицами должны совершаться (воздерживаться от их совершения) в соответствии с действующим законодательством, поэтому дополнительное указание на необходимость соблюдения очевидного факта уже установленного и закрепленного законом не требуется. Независимо от того будет включена антикоррупционная оговорка в договор или нет, хозяйствующие субъекты обязаны соблюдать законодательство о противодействии коррупции. Но при отсутствии антикоррупционной оговорки в договоре, хозяйствующие субъекты руководствуются только нормами права и несут ответственность перед государством, а при ее наличии в договоре хозяйствующие субъекты дополнительно к нормам права, должны будут руководствоваться условиями антикоррупционной оговорки и нести ответственность за ее нарушение друг перед другом.
  4. Факт наличия антикоррупционной оговорки в договоре, и последствий при наступлении указанных в ней событий, требует обязательного и четкого исполнения ее условий, так как она является одним из условий или частью договора.
  5. При наличии в антикоррупционной оговорке ссылки на документ, например, на Методические рекомендации или иной документ, которым стороны обязаны руководствоваться с целью исполнения антикоррупционной оговорки, стороны будут обязаны руководствоваться этим документом в своей деятельности, так как подписав договор с наличием в нем такой антикоррупционной оговорки добровольно взяли на себя такое обязательство.

>Обязательно ли в заключенных договорах должен быть пункт об антикорупционной деятельности?> Вопрос

Подскажите, действительно ли, что с этого года во всех заключенных договорах должен быть пункт об антикорупционной деятельности?

Ответ

Данным требованиям 6 лет.

Еще с 1 января 2013 года все организации обязаны разрабатывать и реализовывать антикоррупционные мероприятия (ст. 13.3 Закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ). То есть требование является общим.

Рекомендация. Как разработать корпоративную программу по противодействию коррупции, мошенничеству и хищениям

Антикоррупционная оговорка в гражданско-правовых договорах

Антикоррупционная оговорка должна установить обязанность контрагентов не нарушать законодательство о противодействии коррупции. Такая оговорка дает право расторгнуть договор в одностороннем порядке, если контрагент нарушит закон.

Пример антикоррупционной оговорки, которую можно включать в договоры с контрагентами

«1. При заключении и (или) исполнении настоящего Договора Стороны, их аффилированные лица, сотрудники не выплачивают, не предлагают выплатить и не разрешают выплату каких-либо денежных средств или ценностей в любой форме, ни напрямую, ни через посредников, любым лицам для оказания влияния на действия или решения этих лиц с целью сохранить или получить какие-либо неправомерные преимущества в хозяйственной деятельности. При заключении и (или) исполнении Договора Стороны, их аффилированные лица, сотрудники или посредники не осуществляют действия, квалифицируемые применимым для целей Договора законодательством как дача или получение взятки, коммерческий подкуп, а также действия по легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

2. В случае возникновения у Сторон подозрений, что произошло или может произойти нарушение каких-либо положений настоящей Статьи, соответствующая Сторона обязуется уведомить другую Сторону в письменной форме. В письменном уведомлении Сторона обязана сослаться на факты или предоставить материалы, достоверно подтверждающие или дающие основания предполагать, что произошло или может произойти нарушение каких-либо положений настоящей статьи контрагентом, его аффилированными лицами, сотрудниками или посредниками, выражающееся в действиях, квалифицируемых применимым законодательством как дача или получение взятки, коммерческий подкуп, а также действиях по легализации доходов, полученных преступным путем. После письменного уведомления соответствующая Сторона имеет право приостановить исполнение обязательств по Договору до получения подтверждения, что нарушение не произошло или не произойдет. Это подтверждение должно быть направлено в течение 10 рабочих дней с даты направления письменного уведомления.

3. В случае нарушения одной Стороной обязательств воздерживаться от запрещенных в данном разделе действий и (или) неполучения другой Стороной в установленный Договором срок подтверждения, что нарушение не произошло или не произойдет, другая Сторона имеет право расторгнуть Договор в одностороннем порядке полностью или в части, направив письменное уведомление о расторжении. Сторона, по чьей инициативе был расторгнут Договор в соответствии с положениями настоящей статьи, вправе требовать возмещения реального ущерба, возникшего в результате такого нарушения».

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *