Аналогичные рабочие места

Содержание

>Как определяется количество рабочих мест?

Вопрос

В связи с предоставлением статистической отчетности о данных по общему количеству рабочих мест работодателя, например форма 4 ФСС запрашивает данные об общем количестве рабочих мест работодателя, подлежащих специальной оценке условий труда, вне зависимости от того, проводилась или не проводилась специальная оценка условий труда.Прошу дать разъяснения по методике определения и расчета количества рабочих мест в Организации, а так же ответственности специалистов за определение количества рабочих мест с указанием нормативных документов.

Ответ

Ответ на вопрос:

В ст. 209 ТК РФ, дано следующее определение рабочего места:

«Рабочее место — место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя».

Все о согласовании локальных нормативных актов вы узнаете, если прочитаете материал по ссылке.

Для целей проведения СОУТ, другого определения рабочего места не используется. При этом Минтруда уточнило, что с учетом данного определения, рабочим местом может являться часть пространства, в котором один или несколько работников выполняют трудовые функции (см. п. 15 Информации Минтруда России от 29 октября 2014 г. в приложении к ответу ниже).

Перечень рабочих мест, на которых будет проведена специальная оценка, с указанием аналогичных рабочих мест определяется соответствующей комиссией. Такие правила установлены статьей 9 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Следует отметить, что конкретная методика подсчёта количества рабочих мест не определена и работодатель вправе самостоятельно разработать такую методику (ст. 8, 22 ТК РФ). То есть, работодатель может самостоятельно определить, как именно будут определяться количество рабочих мест в организации, с учётом определений рабочих мест представленных выше. Например, закрепив соответствующий порядок в одном из локальных нормативных актов.

Нарушение порядка проведения специальной оценки влечет административную ответственность:

  • для организации – штраф в размере от 60 000 до 80 000 руб.;
  • для должностных лиц организации (в частности, руководителя) – предупреждение или штраф в размере от 5000 до 10 000 руб.

Это предусмотрено в части 2 статьи 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

За повторное нарушение порядка проведения специальной оценки предусмотрены следующие административные наказания:

  • для организации – штраф в размере от 100 000 до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • для должностных лиц организации (в частности, руководителя) – штраф в размере от 30 000 до 40 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет.

Об этом сказано в части 5 статьи 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Подробности в материалах Системы Кадры:

ИНФОРМАЦИЯ МИНТРУДА РОССИИ от 29.10.2014

Типовые вопросы и ответы по специальной оценке условий труда

1. Такой параметр, как освещенность рабочей поверхности при искусственном освещении, идентифицируется всегда, получается, что спецоценку необходимо проводить на всех местах? Освещенность же идентифицируется?
Ответ: Исследования (испытания) и измерения по фактору «Световая среда» следует проводить в случае, если указанный фактор идентифицирован на рабочем месте как вредный, а именно: освещенность рабочей поверхности недостаточна, имеются жалобы работников на недостаточность или избыточность освещенности рабочей поверхности, на рабочем месте имеются слепящие или отражающие поверхности и др.
В случае, если фактор «Световая среда» не идентифицирован как вредный, исследования (испытания) не проводятся.

2. Действительны ли результаты спецоценки без проведения испытаний эффективности СИЗ?
Ответ: Нормы частей 6-8 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» в части возможности снижения класса (подкласса) условий труда при применении эффективных средств индивидуальной защиты являются диспозитивными, в связи с чем возможность снижения класса (подкласса) условий труда является правом работодателя, а не его обязанностью.
Отсутствие в настоящее время утвержденной Методики снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты не препятствует применению Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н.

Читайте подробнее о примерах локальных нормативных актов по этой ссылке.

3. Обязана ли организация проводить специальную оценку условий труда (по истечении срока действия декларации) на рабочих местах, на которые была оформлена декларация, при выявлении профессионального заболевания на рабочих местах, которые не входили в состав декларируемых?
Ответ: Не обязана, так как профессиональное заболевание выявлено на незадекларированном рабочем месте.
При этом, согласно частям 5 и 7 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ, по истечении срока действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и в случае отсутствия в период ее действия несчастных случаев на производстве с занятыми на нем работниками (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или случаев профессиональных заболеваний, причиной которых явилось воздействие на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, срок действия данной декларации считается продленным на следующие пять лет.

4. Что делать работникам при их несогласии с результатами спецоценки?

Ответ: В случае несогласия работника с результатами специальной оценки условий труда он может обратиться в орган исполнительной власти по охране труда субъекта Российской Федерации для проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда или в Государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации по месту нахождения работодателя (часть 1 статьи 5 и статья 26 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

5. В воздухе рабочей зоны присутствуют вещества, которых нет в Перечнях веществ приложений 2-7 к Методике проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н (например, окись кальция в теплоэнергетических предприятиях). Как проводить оценку по химическому фактору при отсутствии веществ в приложениях 2-7 к Методике?
Ответ: Приложения 2-7 к Методике проведения специальной оценки условий труда сформированы на основе существующих гигиенических нормативов (прямые ссылки) и содержат в себе наиболее часто встречающиеся в производственных процессах химические вещества, в связи с чем, по существу, являются справочными. Если при проведении специальной оценки условий труда выявлены химические вещества, не вошедшие в указанные Приложения, оценка условий труда по ним должна проводиться, исходя из гигиенических нормативов, а оформление результатов осуществляться в соответствии с Методикой проведения специальной оценки условий труда.

6. В Приложении № 18 отнесение условий труда к классу (подклассу) условий труда на рабочем месте при воздействии неионизирующих электромагнитных излучений оптического диапазона (лазерное, ультрафиолетовое) отсутствуют ссылки на документы, из которых можно взять значение ПДУ. В этом случае проведенная оценка может быть легко оспорена в судебном порядке. На какие документы ссылаться в протоколах измерений и оценке факторов?
Ответ: В качестве нормативных актов, содержащих ПДУ для лазерного и ультрафиолетового излучений, следует использовать «Санитарные нормы и правила устройства и эксплуатации лазеров» (утвержденные Главным государственным санитарным врачом СССР 31 июля 1991 года № 5804-91) и «Санитарные нормы ультрафиолетового излучения в производственных помещениях» (утвержденные Главным государственным санитарным врачом СССР 23 февраля 1988 года № 4557-88).

7. В соответствии с Классификатором (приложение № 2 к приказу Минтруда России от 24.01.2014 № 33н) виброакустические факторы идентифицируются как вредные и (или) опасные факторы только на рабочих местах, на которых имеется технологическое оборудование, являющееся источником указанных виброакустических факторов. Исключаются ли тем самым рабочие места водителей транспортных средств, а соответственно строительных и сельскохозяйственных машин, так как, опираясь на многолетний практический опыт работы, фактические уровни шума и вибрации на рабочих местах водителей и машинистов зачастую превышают нормативные значения?

Ответ: Оценка условий труда по виброакустическим факторам на рабочих местах водителей автотранспортных средств, строительных и сельскохозяйственных машин проводится аналогично стационарным рабочим местам, на которых присутствует оборудование, являющееся источником шума и вибрации.
Кроме того, при наличии виброакустических факторов идентификация и оценка условий труда проводится также в отношении рабочих мест, на которых заняты работники, использующие ручные инструменты, являющиеся источником соответствующих факторов.

8. Исследования (испытания) и измерения фактических значений вредных и (или) опасных факторов осуществляются испытательной лабораторией (центром), экспертами и иными работниками организации, проводящей специальную оценку условий труда. Иные работники организации — это кто? Какие к ним требования?
Ответ: К иным работникам организации могут быть отнесены, например, сотрудники организации, не являющиеся экспертами, но имеющие квалификацию, позволяющую им провести необходимые испытания (измерения).

9. В переходный период экспертом назначают работника аттестующей организации, имеющего стаж работы 3 года. При этом во многих организациях отсутствуют врачи с указанным периодом стажа. Возможно ли назначать экспертом врача без стажа работы в области аттестации рабочих мест?
Ответ: Согласно статье 27 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ организации, аккредитованные в порядке, действовавшем до дня вступления в силу данного Федерального закона, в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда, вправе проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся на день вступления в силу настоящего Федерального закона аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров) этих организаций, но не позднее чем до 31 декабря 2018 года.
При этом в переходный период обязанности экспертов вправе выполнять лица, работающие в этих организациях по трудовому договору и допущенные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, к работе в испытательных лабораториях (центрах), по состоянию на день вступления в силу данного Федерального закона.

10. Можно ли при проведении спецоценки использовать средства измерения, которые находятся в аренде?

Ответ: Требования к испытательной лаборатории (центру) в части проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса изложены в части 3 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ, в связи с чем указанная лаборатория должна быть аккредитована на проведение указанных измерений и обладать соответствующей приборной базой для их проведения.
При этом, согласно части 2 статьи 19 данного Федерального закона, организация, проводящая специальную оценку условий труда, вправе проводить исследования (испытания) и измерения энергетической экспозиции лазерного излучения, мощности амбиентного эквивалента дозы гамма-излучения, рентгеновского и нейтронного излучений, радиоактивного загрязнения производственных помещений, элементов производственного оборудования, средств индивидуальной защиты и кожных покровов работников, биологических факторов самостоятельно или привлечь по гражданско-правовому договору для проведения исследований (испытаний) и измерений данных факторов испытательные лаборатории (центры), аккредитованные национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
Кроме того, вопрос об использовании арендуемых средств измерений необходимо решать с учетом законодательства об аккредитации в национальной системе аккредитации, нормативных документов, устанавливающих требования к испытательным лабораториям (центрам), а также руководства по качеству испытательной лаборатории (центра). Необходимо обратить внимание на то, что при проведении исследований (измерений) применяются только те методики (методы) измерений, которые указаны в области аккредитации испытательной лаборатории (центра) организации, проводящей специальную оценку условий труда.

11. В связи с новыми требованиями к аккредитованным лабораториям в состав лаборатории должен входить врач по общей гигиене труда или врач по санитарно-гигиеническим исследованиям. Должен ли врач иметь трудовой стаж по АРМ или в исследовательских лабораториях, как у остальных экспертов?
Ответ: Согласно части 3 статьи 20 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ лица, претендующие на получение сертификата эксперта, должны соответствовать следующим требованиям:

1) наличие высшего образования;

2) наличие дополнительного профессионального образования, содержание дополнительной профессиональной программы которого предусматривает изучение вопросов оценки условий труда в объеме не менее чем семьдесят два часа;

3) наличие опыта практической работы в области оценки условий труда (например, аттестации рабочих мест по условиям труда) не менее трех лет.
Данные требования едины для всех экспертов, в том числе и для врачей-гигиенистов.

12. В нашей организации в 2013 году проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, по результатам которой работникам, занятым во вредных условиях труда, назначены компенсации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2008 № 870. Можем ли мы сейчас установить гарантии и компенсации работникам в соответствии с действующей редакцией Трудового кодекса Российской Федерации?
Ответ: Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда», вступившим в силу с 1 января 2014 года, в Трудовой кодекс Российской Федерации внесены изменения, устанавливающие дифференцированный подход к определению вида и объема гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда (статьи 92, 117, 147 ТК РФ).
При этом отнесение условий труда на рабочих местах к вредным или опасным условиям труда в целях, предусмотренных трудовым законодательством, с 1 января 2014 года должно осуществляться на основании результатов специальной оценки условий труда в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ.
До вступления в силу Федеральных законов от 28.12.2013 № 426-ФЗ и N 421-ФЗ гарантии и компенсации предоставлялись работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на основании результатов аттестации рабочих мест в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2008 № 870 (признано утратившим силу постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2014 № 726).
При этом переходными положениями статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ предусмотрено, что при реализации в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.

Таким образом, к моменту вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ виды и достигнутые размеры предоставляемых гарантий (компенсаций) работникам, на рабочих местах которых по результатам проведенной до 31 декабря 2013 года аттестации рабочих мест по условиям труда установлены вредные (опасные) условия труда, должны сохраняться до улучшения условий труда на данных рабочих местах, подтвержденного результатами проведения специальной оценки условий труда.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ результаты ранее проведенной работодателями аттестации рабочих мест по условиям труда действуют в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев, требующих в соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ проведения внеплановой специальной оценки условий труда.
Пересмотр предоставляемых компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, возможен по результатам специальной оценки условий труда, при этом улучшением условий труда считается уменьшение итогового класса (подкласса) условий труда на рабочем месте.
Предоставление компенсаций работникам, принятым на работу в 2014 году, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, действующим с 1 января 2014 года.

13. Можно ли заполнять протокол оценки эффективности СИЗ (раздел 4 Отчета по СОУТ) без указания оценки эффективности СИЗ п.7 «в» до утверждения Методики эффективности СИЗ?
Ответ: До принятия и вступления в силу Методики снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты заполнять протокол оценки эффективности СИЗ в отчете не следует.

14. Согласно Методике при воздействии на работника постоянного шума или постоянного инфразвука отнесение условий труда осуществляется по результатам измерения уровней звукового давления в октавных полосах. К какому классу отнести условия труда, если превышение ПДУ звукового давления наблюдается в октавных полосах по одной из среднегеометрических частот?
Ответ: Отнесение условий труда к классу (подклассу) при воздействии на работника постоянного шума или постоянного инфразвука отнесение условий труда осуществляется в соответствии с пунктом 37 и приложением № 11 Методики. Превышение уровня звукового давления в октавных полосах по одной из среднегеометрических частот в условиях постоянного шума и (или) инфразвука дает основание для установления на рабочем месте вредных условий труда.

15. Сноска 3 в классификаторе «Идентифицируются как вредные и (или) опасные факторы только на рабочих местах, на которых имеется технологическое оборудование, являющееся источником указанных виброакустических факторов». Как поступать с рабочими местами, на которых отсутствует технологическое оборудование, являющееся источником виброакустических факторов, но сам виброакустический фактор есть? Не идентифицировать? Пример: технологическое оборудование имеется на соседнем рабочем месте.
Ответ: В соответствии со статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации рабочее место — место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. С учетом данного определения, рабочим местом может являться часть пространства, в котором один или несколько работников выполняют трудовые функции.
Если в том месте, где работник должен находиться в связи с его работой, имеется технологическое оборудование, являющееся источником виброакустических факторов, экспертом может быть принято решение об идентификации потенциально вредных и (или) опасных факторов.

16. В каком объеме должна содержаться информация о СНИЛС работников. Достаточно ли только № или указывать и Ф.И.О. работников? Кто вносит в стр.021 изменения в связи с увольнением или принятием работника? Как оформить данные изменения? Можно ли эксперту при оформлении Карты оставлять стр.021 незаполненной для последующего заполнения этих данных работодателем?
Ответ: В карту специальной оценки условий труда в строку 021 заносится только номер СНИЛС при его наличии (предоставлении работодателем/работником). Если на рабочее место, на котором ранее проведена специальная оценка условий труда, принят новый работник, то внесенный в Карту специальной оценки условий труда СНИЛС может быть изменен только в случае проведения очередной или внеплановой специальной оценки условий труда. При этом в Карту вносится СНИЛС работника, фактически занятого на данном рабочем месте на момент проведения идентификации (измерений (исследований) производственных факторов).

17. Пункт 14 приложения № 1 к приказу. При проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов должны применяться утвержденные и аттестованные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, методы исследований (испытаний) и методики (методы) измерений и соответствующие им средства измерений, прошедшие поверку и внесенные в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений. Аттестованные методики по измерению физических факторов и факторов трудового процесса в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений отсутствуют.

Ответ: В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» аттестацию методик (методов) измерений проводят аккредитованные в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели; порядок аттестации методик (методов) измерений и их применения устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения единства измерений.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2008 № 438, функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения единства измерений осуществляет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.
В настоящее время порядок аттестации методик измерений и их применения указанным органом власти не принят.
В соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.97 № 1009, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия подлежат государственной регистрации в Минюсте России.
При этом, соответствующими разъяснениями Минюста России (утверждены приказом от 04.05.2007 № 88) детализировано, что нормативные акты, имеющие межведомственный характер — содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций, не входящих в систему федерального органа исполнительной власти, утвердившего (двух или более федеральных органов исполнительной власти, совместно утвердивших) нормативный правовой акт.

С учетом изложенного полагаем, что до принятия соответствующего порядка аттестации методик организации, осуществляющие специальную оценку условий труда, вправе применять методики (методы) измерений, утвержденные в установленном порядке полномочными органами исполнительной власти, в том числе ведомствами бывшего СССР.

Как сделать правильный подсчет рабочих мест для соут?

Если на предприятии принято решение о приведении всех направлений в полное соответствие с требованиями нормативно-правовых актов, вам придется оформлять большое количество документации. Не избежать вам и проведения обязательной спецоценки рабочих мест по условиям труда. Вместе с этим возникнет вопрос о том, как правильно посчитать рабочие места для СОУТ.
Важность данной процедуры заключается в том, что она является целым комплексом последовательных мероприятий и действий, которые направлены на обстоятельное изучение фактических условий трудовой деятельности, созданных работодателями для собственного персонала на предприятиях с всесторонним использованием приборов измерения.
Важнейшим шагом по подготовке и осуществлению специальной оценки является правильный выбор подходящей подрядной организации, которая обладает всем комплектом разрешительной документации, в частности, аттестатом аккредитации, который выдается федеральными органами, а также подтверждением о ее внесении в реестр организаций, аккредитованных в части оказания услуг по охране труда.
Вторым шагом к проведению спецоценки станет подсчет количества рабочих мест, в отношении которых следует провести оценочные действия. Данный этап отличается особой важностью для заказчиков, поскольку от их правильного подсчета зависит окончательная стоимость предполагаемых работ.
В перечень рабочих мест, которые имеются на предприятиях, должны включаться все РМ, в том числе административно-управленческого персонала (руководителя, бухгалтеров, секретаря, помощников руководителя и т.д.), специалистов (инженеров, мастеров, главных специалистов и т.д.), рабочего персонала (уборщиц, поваров, электриков и т.д.).
При определении рабочих мест за основу необходимо брать имеющееся штатное расписание. Если такого нет, то в перечне РМ должно указываться количество работников на каждой должности.
При этом, не стоит удивляться, что полученное количество мест для СОУТ может отличаться от количества работников, занятых на производственных участках. Это возможно, поскольку есть такое понятие, как аналогичность рабочих мест, то есть имеются места, на которых выполняются одинаковые операции с использованием таких же одинаковых инструментов, материалов, сырья, оборудования и т.д.
При возникновении у работодателей каких-либо сложностей с подсчетом рабочих мест для спецоценки, можно получить обстоятельную консультацию в учебно-консультационном центре «Развитие», при котором успешно действует структурное подразделение, созданное именно для проведения такой процедуры.
Наша испытательная лаборатория для оказания услуг по проведению СОУТ для заказчиков имеет все необходимое. Это и специалисты соответствующего профиля и образования, и полный комплект обязательного инструментария и оборудования, а также большой опыт такой деятельности персонала лаборатории.

Общее количество рабочих мест страхователя: как посчитать

Очень часто в фирме работают наемные люди, чья деятельность связана с опасными и вредными условиями труда. На таких предприятиях владелец должен проводить специальные медицинские проверки, создавать условия для своих работников, а также заполнять необходимые документы на таких работников. О том, что такое общее количество рабочих мест страхователя, как посчитать их владельцу — можно узнать далее. Но сначала нужно выяснить, что такое рабочее место страхователя.

Что такое рабочее место страхователя

Это количество рабочих мест, предусмотренное в организации, количество наименований должностей по штатному расписанию или по количеству занимаемых рабочих мест. Руководитель компании, прежде чем проводить специальную проверку, должен определиться с количеством рабочих мест. От этого показателя зависят объем дальнейших работ, стоимость услуг по проведению СОУТ при заключении договора с организацией, которая будет эту проверку проводить.

Рабочее место страхователя

Если директор компании правильно определил рабочие места на своем предприятии, то это дает ему право существенно сэкономить при проведении оценки и подготовить корректный отчет о проведенной экспертизе, который максимально точно отразит условия труда.

Количество рабочих мест можно определить по штатному расписанию, действующему в организации, а количество и продолжительность смен можно по правилам внутреннего трудового распорядка.

В каких случаях необходимо заполнять 4-ФСС

Таблицу 5 и вообще всю форму 4-ФСС нужно заполнять всем работодателям, которые имеют наемных рабочих и сдают в ФНС отчеты, в том числе и нулевые.

К примеру, если работник работает в компании по трудовому договору, то работодатель обязан делать взносы за него в соцстрах. Тарифы определяются индивидуально для каждого человека. Размер взносов зависит от деятельности, которой занимается работодатель, штата, контингента сотрудников.

К сведению! Если владелец предприятия не внес в форму свой ОКВЭД, то размер взносов увеличивается.

Если работник работает в компании по гражданско-правовому или иному договору, то взносы вносятся только в том случае, если это оговорено в условиях контракта.

Предприниматель, открывший компанию в начале года, не заполняет таблицу, то есть вносить в нее какие-то сведения не требуется. Во всех полях ему нужно поставить прочерк.

Список профессий, кому нужно заполнять форму 4-ФСС

Что содержит форма 4-ФСС и где взять данные

Форма 4-ФСС заполняется в строго установленном законом порядке. В нее обязательно входят следующие разделы:

  • титульный лист. Здесь вносятся идентификационные реквизиты компании, которая заполняет отчет;
  • таблица № 1. В ней содержатся сведения о размере страхового обеспечения на травматизм;
  • таблица № 1.1. Информация о направлении работников на работу в иные компании;
  • таблица № 2. Расчеты;

Что вносится в форму 4-ФСС

  • таблица № 3. Информация о тех расходах, что понес владелец предприятия при оплате НС и ПЗ;
  • таблица № 4. Информация о численности работников, которые пострадали от НС и ПЗ;
  • таблица № 5. Информация о специальной проверке условий труда, проведенной в организации.

Обратите внимание! Титульный лист и таблицы №№ 1, 2, 5 заполнять обязательно, а если остальных сведений у руководителя компании нет, то их оставляют пустыми. Отдавать их в ФСС также не нужно. Причем заполнять руководитель компании обязан новую форму 4-ФСС за 2 квартал 2019 г.

Порядок заполнения таблицы

В форму 4-ФСС входит таблица № 5, в которой содержатся сведения о проведенной специальной оценки условий труда. Также в ней есть отметка о проведенном обязательном медосмотре сотрудников. Но проводят его при необходимости.

Порядок заполнения данной таблицы описан в п.п. 14-14.4 приложения № 2 Приказа ФСС РФ № 381.

Особенности заполнения формы 4-ФСС

Таблица заполняется в строго установленном законом порядке. В ней обязательно указываются:

  • название показателя;
  • код строки;
  • общее количество рабочих мест страхователя;
  • количество рабочих мест, где была проведена специальная оценка условий труда. Обычно ее проводят в начале года;
  • общее число сотрудников, которые сталкиваются с вредными и опасными условиями труда. Именно таких работников отправляют на обязательные предварительные и периодические медосмотры;
  • количество работников, которые также работают в опасных и вредных условиях труда, но которые прошли обязательный и периодический медосмотр.

Важно! Фирма, где есть наемные сотрудники, обязана 1 раз в 5 лет проводить специальную проверку условий труда.

Готовая таблица № 5 формы 4-ФСС, отправляемая в Фонд социального страхования, включает в себя две строки.

Первая строка

В данную строку вносят показатели, полученные после аттестации или специальной проверки. Но данные должны быть актуальными на 1 января 2019 г.

В графе 3 под названием «Общее число зон» фиксируется число мест, где аттестация или проверка не проводилась.

В графы 4-6 вносится количество рабочих мест, по которым аттестация или специальная проверка проводилась совсем недавно. Но если проверка не проводилась, то в данной графе нужно поставить «0».

В графы 7-8 ничего вносить не требуется.

В первую строку вносится именно количество рабочих мест, количество сотрудников, занятых на них, здесь не учитывается.

Обратите внимание! По закону на одном месте могут работать 2 человека по совместительству. К примеру, если сотрудники работают по сменному графику.

Вторая строка

Из этих строк можно выявить количество работников, которые связаны с вредными и опасными условиями труда. Именно такие работники обязаны проходить предварительный или периодический медосмотр. Причем здесь вносятся данные, полученные от медкомиссии.

В графу 7 вносится общее количество сотрудников, работающих в данной организации, которым требуется проходить медкомиссию.

В графу 8 вносится количество сотрудников, которым нужно обязательно проходить медосмотр или которые уже прошли его до 1 января 2019 г.

В графы 3-6 никакие данные вносить не требуется.

Сведения о специальной оценке условий труда

Это акт, где фиксируются именно рабочие места. Специалисты лицензированной компании проверяют вредные производственные факторы и оценивают, насколько данные показатели в фирме соответствуют нормам.

Процесс оценки условий труда условно делят на 13 основных этапов:

Важные сведения находятся здесь

  1. Руководитель фирмы издает приказ о формировании комиссии по проведению специальной оценки условий труда. При этом он должен установить состав и график ее работы. Обязательно количество членов комиссии должно быть нечетным. И еще в него должен входить специалист по охране труда. Руководителем комиссии обычно является генеральный директор фирмы.
  2. Руководитель фирмы вместе с комиссией устанавливает перечень рабочих мест, где нужно провести специальную оценку условий труда.
  3. Руководитель фирмы издает приказ об утверждении графика проведения СОУТ. Причем оценку проводят даже в подсобных помещениях.
  4. Руководитель фирмы заключает договор со специальной компанией, которая будет проводить СОУТ. Эта организация должна иметь аккредитацию на проведение данной деятельности.
  5. Руководитель фирмы передает данной организации все сведения, важные бумаги. В них должна содержаться информация об условиях труда на проверяемых рабочих местах. Также руководитель должен отдать работникам организации все технологические бумаги, проекты строительства зданий.
  6. Руководитель фирмы утверждает результаты идентификации вредных и опасных производственных факторов.
  7. Руководитель фирмы утверждает отчет о проведении СОУТ.
  8. Руководитель фирмы уведомляет комиссию об утверждении отчета о проведении СОУТ.
  9. Руководитель фирмы подает в ФНС декларацию о соответствии условий труда на его предприятии установленным законом нормам.
  10. Руководитель фирмы знакомит своих работников с данным отчетом.
  11. Директор предприятия размещает полученные в ходе экспертизы результаты на сайте, принадлежащем данной компании.
  12. Руководитель фирмы уведомляет ФСС о результатах проведенной экспертизы. Страховщик отправляет в ФНС отчет об обязательном социальном страховании граждан от несчастных случаев на производстве и профессиональных болезней. Данные о проведенной экспертизе вносятся в форму 4-ФСС.
  13. Руководитель фирмы применяет результаты специальной оценки труда. Сотрудники, работающие в опасных условиях труда, имеют право на сокращенный рабочий день, т. е. на 36-часовую рабочую неделю, дополнительный отпуск продолжительностью семь дней, компенсацию в размере 4 % от оклада. А еще пункт с условиями труда обязательно должен быть включен в трудовой договор, заключенный между работодателем и работником.

Заполнение, если не на всех местах была СОУТ

Обратите внимание! Работодатель в начале года должен заполнять новый бланк по форме 4-ФСС.

В таблице № 5 указываются данные о проведенной проверке на начало нового года. В течение года руководитель фирмы может не менять данные, внесенные в таблицу. Но подавая отчетную декларацию в конце каждого квартала, руководитель фирмы должен вносить в форму и данную таблицу. Она включается даже в том случае, если повторная проверка не проводилась.

Рассчитать общее количество рабочих мест страхователя и заполнить таблицу № 5 в форме 4-ФСС просто. Главное, чтобы владелец предприятия правильно внес все сведения в скаченный бланк, вовремя предоставил все документы в ФНС. Но чаще всего работники контролирующего органа самостоятельно указывают пользователю на ошибки и помогают ему заполнить отчеты и таблицы.

Вопрос: Как правильно рассчитать количество рабочих мест в организации для проведения СОУТ (специальной оценки условий труда)? Например, в учреждении здравоохранения есть отделение, в котором работают медсестры, санитарки. Само отделение достаточно крупное и поделено на две части. На одной половине работает одна часть медсестер и санитарок, а на другой — другая (работа посменная, но в одну смену могут выходить 2-3 человека). Можем ли мы считать, что есть одно рабочее место медсестры и одно рабочее место санитарки в отделении, просто на этих местах работает достаточно большое количество человек, ведь они выполняют одни и те же обязанности, или его… (информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», май 2016 г.)

Как правильно рассчитать количество рабочих мест в организации для проведения СОУТ (специальной оценки условий труда)? Например, в учреждении здравоохранения есть отделение, в котором работают медсестры, санитарки. Само отделение достаточно крупное и поделено на две части. На одной половине работает одна часть медсестер и санитарок, а на другой — другая (работа посменная, но в одну смену могут выходить 2-3 человека). Можем ли мы считать, что есть одно рабочее место медсестры и одно рабочее место санитарки в отделении, просто на этих местах работает достаточно большое количество человек, ведь они выполняют одни и те же обязанности, или его необходимо считать аналогичным рабочим местом? В отделе закупок работают 3 человека, находятся в одном кабинете, используют однотипное оборудование. Можем ли мы считать, что рабочее место одно, а количество работающих на нем 3?

Для определения количества рабочих мест, необходимо воспользоваться штатным расписанием.

Статья 209 Трудового кодекса РФ дает определение рабочему месту. Согласно ей:

Рабочее место — место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Как правило, минимальное количество рабочих мест определяется простым подсчетом наименований должностей штатного расписания. При этом необходимо учесть следующие нюансы:

Работники инженерно-технического персонала, которые имеют на своем рабочем месте стол, компьютер, другую офисную технику и работающие в одну смену, заняты каждый на своем рабочем месте. То есть, сколько в штатном расписании специалистов в отделе закупок — столько и рабочих мест

Взаимозаменяемые работники и работники, для которых рабочее место не может быть однозначно определено, (медсестры, санитарки), могут быть объединены в одно рабочее место. Например, три санитарки, работающих в одном и том же здании могут работать, фактически, на одном рабочем месте.

Кроме того, необходимо также учитывать сменность. Если сотрудники работают в несколько смен, то количество рабочих мест может быть сокращено. В этом случае количество рабочих мест будет определяться не общим количеством сотрудников, а количеством работников, выходящих в одну смену. Например, четыре санитарки, работающих по графику «одни сутки через трое суток», будут работать вместе на одном рабочем месте, но выходить на него будут по очереди.

Необходимо отметить, что количество рабочих мест для проведения СОУТ определяет комиссия.

Правовое обоснование:

В соответствии с абз. 6 ст. 209 ТК РФ рабочее место — место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

В соответствии с п. 5 ст. 9 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» комиссия до начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест.

Информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», май 2016 г.

Аналогичные рабочие места при спецоценке

Определение аналогичных рабочих мест практически всегда вызывает трудности у работодателей при формировании перечня рабочих мест, необходимых для проведения специальной оценки условий труда (СОУТ – Спецоценка, – ред.). Практически каждый, прежде чем обратиться в аккредитованную организацию, самостоятельно определяет перечень, чтобы рассчитать примерный бюджет на проведение процедуры. Но, как показывает практика, в 90% случаев этот перечень составлен неверно и в нем не всегда выделено нужное количество рабочих мест, подлежащих спецоценке. Фундаментальные ошибки, как правило, возникают на этапе определения аналогичных рабочих мест, вследствие неоднозначного понимания требований ФЗ № 426-ФЗ «О СОУТ».

Аналогичными рабочими местами считаются рабочие места, которые располагаются в одном или нескольких идентичных производственных помещениях, оснащенных однотипным оборудованием, инструментами, системами вентиляций, отопления, кондиционирования воздуха, освещения. Обязательным условием является принадлежность работников к одинаковой профессии, специальности, должности и выполнение одних и тех же трудовых обязанностей. Как Вы думаете, можно ли отнести, к примеру, рабочее место бухгалтера и ведущего бухгалтера, находящихся в кабинете напротив друг друга к аналогичным? Верно, этого сделать невозможно. Даже если работники выполняют одинаковые функции, находятся в одной рабочей зоне, но у них разные должности, то об аналогии не может быть и речи.

Так как оценку необходимо проводить посредством обязательного привлечения организации, оказывающей услуги по спецоценке за счет финансовых средств работодателя, наличие аналогичных мест составляет особую выгоду для работодателя. За счет сокращения общего количества рабочих мест, которое предусмотрено законом по специальной расчетной формуле: оценке подлежит двадцать процентов от общего числа таких мест, но строго не менее двух. Несмотря на формулу, на требования к определению аналогичных рабочих мест, ошибки при определении аналогии все же допускаются. Рассмотрим наиболее типичные примеры.

Ошибка №1. Начнем с расчётов по формуле. В штате компании на должности «менеджера по продажам» работает 5 сотрудников, все они находятся в одном кабинете, выполняют одинаковые должностные обязанности. По всем признакам их можно отнести к аналогичным. Многие специалисты автоматически рассчитывают по формуле – 20% из 5, получают «1» и на СОУТ, соответственно, заявляют только одного работника.

Верный вариант: В данном случае специалистом упускается из виду требование закона, о том, что оценке подлежит не менее 2-х рабочих мест. Даже если у Вас всего два рабочих места, например, «менеджера», которые отвечают принципам аналогичности, СОУТ будут подлежать оба рабочих места.

Установленный минимум по рабочим местам был определен для того, чтобы в ходе проведения инструментальных исследований получался объективный результат работ. Если хотя бы один из измеряемых параметров на двух рабочих местах будет отличаться, оценке будет подвергаться все 100 процентов рабочих мест.

Важно: если для работника занимаемая ставка равна одной или менее одной, то при СОУТ это приравнивается к одному рабочему месту. То есть, 0,5 ставки = 1 рабочее место; 0,2 ставки = 1 рабочее место; 2,25 ставки = 2 рабочих места (в данном примере подразумевается три рабочих места, но согласно правилу аналогии, СОУТ будет подлежать два рабочих места) и т.д.

Ошибка №2. Офисный кабинет, в котором представлены такие категории сотрудников, как бухгалтер, главный бухгалтер, ведущий бухгалтер, инженер по кадровому делопроизводству. У каждого из них на рабочем столе имеется ПК. Ряд специалистов пытаются приравнять их друг к другу по причине того, что они находятся в одном кабинете с одинаковыми условиями и выполняют работы за ПК.

Верный вариант: наличие идентичного оборудования не означает, что работники выполняют одинаковый технологический процесс. Учитываться оборудование будет только в том случае, если должности работников одинаковые. При этом марка, год выпуска оборудования должны быть идентичными. В данном случае признак аналогии не допустим.

Ошибка №3. В продолжение темы по оборудованию можно также привести пример определения аналогии на рабочих местах водителей. Уточним, рабочим местом водителя является кабина автотранспортного средства.

В организации имеется 5 водителей. Петрову выделен автомобиль «Renaultlogan» 2009 года выпуска, Иванову – трактор «Беларус-1025» 2008 года выпуска, Сидорову, Морозову и Милину тракторы «Беларус-3022» 2012 года выпуска. Наиболее часто специалисты определяют аналогию из 5-ти рабочих мест водителей и включают в перечень только два из них. Встречаются случаи, что рабочее место Петрова определяют, как одно рабочее место, а места Сидорова, Милина, Морозова и Иванова, как аналогичные места.

Верный вариант: Оба варианта распределения рабочих мест ошибочны. Из указанной совокупности рабочих мест аналогичными будут являться только места Сидорова, Милина и Морозова, т.к. они используют одинаковую марку автотранспорта с одинаковым годом выпуска. Дополнительно необходимо запросить сведения о заводе-изготовителе, типе используемого топлива, категории транспортного средства.

К сведению. На аналогичные рабочие места по результатам СОУТ оформляется одна карта спецоценки. В нее включаются все сведения о работниках, занятых на работе на данный момент.

Ошибка №4. В должностной графе указано 5 штатных единиц «Руководителей отдела». Работодатели относят их к аналогичным и при СОУТ выделяют только два.

Верный вариант: За одним отделом не может быть закреплено сразу пять руководителей. Это сродни тому, как если бы у нас было сразу пять генеральных директоров. То, что наши кадровые специалисты привыкли их объединять под одну должность в действующем штатном расписании – несколько некорректно. Если мы столкнулись с данной ситуацией, необходимо уточнять – каким именно отделом, подразделением, структурой заведует работник. Например, руководитель отдела сбыта, отдела логистики. В подобных примерах оценке будут подлежать все рабочие места.

Ошибка №5. В отделе по производству стерильных и лекарственных средств имеется 14 операторов линии, которые занимаются розливом лекарственных средств. Работы ведутся в 2 смены. Работодатель заявляет на оценку 3 рабочих места.

Верный вариант: Посменность выполнения работ – существенный момент и упускать его нельзя. В данном случае мы разбиваем 14 штатных единиц на 2 смены и аналогию вычисляем из 7 рабочих мест при условии, что оставшиеся 7 человек приходят на одно и тоже место, выполняют одни и те же функции и условия работы не меняются. Оценке будет подлежать только 2 места.

Исключить вышеприведенные ошибки можно посредством обращения в экспертные организации, проводящие спецоценку. Каждое предприятие по своей структуре индивидуально и при СОУТ важно учитывать все нюансы и характеристики рабочих мест. Сделать это правильно сможет специалист, который уже имеет определенный опыт и навыки работы в области охраны труда.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Аналогичные рабочие места: специальная оценка условий труда

Согласно ст. 212 ТК РФ, каждый предприниматель, предоставляющий места для трудящихся, обязуется осуществить специальную оценку условий труда (СОУТ). Он должен определять пагубные и небезопасные критерии труда, посчитать все финансовые возмещения персоналу и т. д. Данная мера адресована для обеспечения кадрового состава благоустроенностью и безопасностью.

Что такое аналогичные рабочие места при специальной оценке условий труда

В обязанность генерального директора входит проведение контроля кадровых мест. Поэтому такие словосочетания, как «аналогичные рабочие места», «специальная оценка условий труда» для бизнесмена — это руководство к действию.

Аналогичные рабочие места

Аналогичные рабочие места — это места для трудовой деятельности, размещенные в одном или нескольких похожих производственных помещениях. Большинство директоров, добиваясь экономии, старается большинство кадровых мест презентовать в качестве аналогичных. Однако комиссия, осуществляющая СОУТ, без усилий выявляет не отвечающие регламенту положения труда. Данная мера проводится ежегодно.

Что такое СОУТ

Вначале созывается комиссия, в обязанность которой входит составление общей карты рабочих мест. Полностью провести контроль невозможно, поэтому лишь 20 % подвергается проверке. Если же объектов мало, рассматривают два из них.

К примеру, если задействованы семь автомобилей одной и той же марки и такое же количество водителей, тогда решено, что они относятся к однотипным рабочим местам. Из семи проверку проходят двое водителей. Чем больше таких мест, тем меньше финансовой нагрузки несет предприятие.

Каким требованиям должны отвечать аналогичные рабочие места

В 2013 г. ТК РФ выпустил Приказ о СОУТ. Установились главные постулаты к местам работы, входящих в категорию аналогичных. Согласно нормативному акту, особенность таких мест в том, что они должны:

  • занимать одно помещение либо располагаться в нескольких одинаковых по своим признакам помещениям;
  • иметь одинаковые условия труда, идентичное оборудование (вентиляцию, освещение, отопление);
  • предназначаться для работников однотипной профессии, специальности, должности;
  • быть идентичными по занятости кадровиков за определенный промежуток времени;
  • по оборудованию, инструментам, материалам не должны отличаться.

Важно! Если при спецоценке один из проверяемых не будет отвечать другим, тогда контролю подвергнутся все объекты.

Отличной иллюстрацией к определению подобных мест является пример главного бухгалтера и бухгалтера, которые трудятся в одном кабинете. Даже если они выполняют одни и те же функции, их нельзя назвать аналогичными, так как сама должность главного бухгалтера отличается от должности рядового бухгалтера.

Ошибки при выделении аналогичных мест при СОУТ и их последствия

Зачастую выявлении аналогичных мест при СОУТ допускаются типичные ошибки.

  • Ошибка № 1. Согласно формуле, проверке подвергается 20 % рабочих мест. Если в офисе работают пять менеджеров по продажам, все они находятся в одном помещении, выполняют одинаковые обязанности, тогда они являются тождественными. Многие специалисты из пяти выбирают одного, (5 × 20 % = 1) соответственно формуле и посылают на СОУТ, забыв, что проверке подлежат два места.
  • Ошибка № 2. В одном кабинете работают сотрудники с различными должностями и обязанностями. Например, предприниматель объединил двух главных экономистов отдела и одного ведущего экономиста. У каждого из них есть персональный компьютер, на первый взгляд, они выполняют одни и те же функции. Некоторые специалисты ошибочно их приравнивают. Аналогичные рабочие места занимают два главных экономиста, а на ведущего должна заполняться отдельная карта.

Подготовка к СОУТ

  • Ошибка № 3. В графе «должность» заполнено следующее: указано пять штатных единиц в качестве руководителей отдела. Работодатель относит их к аналогичным и выделяет двух. Однако это серьезная ошибка. В одном отделе количество руководителей не может превышать цифру «1», так же, как на одном предприятии не могут существовать пять генеральных директоров. В данном случае работодателю необходимо разъяснить ситуацию, скорее всего, руководители заведуют разными отделениями и подразделениями. Например, заведующий отдела снабжения, отдела сбыта, логистики и т. д.
  • Ошибка № 4. Например, в отделе по разливу лекарств работают 14 штатных единиц. Трудятся они в две смены, поэтому работодатель, созывая делегацию СОУТ, в качестве образца предоставляет трех работников. Ошибка заключается в том, что не учитывается особенность посменной работы. В данном варианте 14 кадровых единиц разбивают на две смены по семь в каждой. Условия у всех одинаковые. При этом правильный расчет — это выделения 20 % из семи. Следовательно, специальной проверке должны быть отведены два места из семи.

К сведению! Чтобы исключить подобные ошибки, необходимо обращаться к специалистам, экспертным организациям. Консультант поможет определить, рассчитать, выявить все нюансы данной организации, описать характеристики рабочих мест, другими словами, проделает сложную работу.

Какие особенности проведения СОУТ на аналогичных рабочих местах

Оценку труда должен проводить каждый работодатель совместно с экспертной организацией СОУТ. Подобной процедуре подвергаются все места трудящихся, кроме мест дистанционных работников, надомников и лиц, не зарегистрированных в качестве индивидуального предпринимателя.

Специальная оценка условий труда в отношении аналогичных рабочих мест проводится раз в пять лет, но лишь на тех предприятиях, где условия труда не удовлетворяют основным требованиям. Если в процессе оценки данному месту присваивается категория 1 класса (оптимальная) или категория 2 класс (допустимая), тогда спецоценка там больше не проводится.

Состав комиссии

Сегодня ужесточилась административная ответственность генеральных директоров. Вдобавок к штрафам за губительные и неблагонадежные рабочие места они должны выплачивать повышенные страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

Если раньше с индивидуального предпринимателя взыскивался штраф до 5000 руб., а с юридического — от 30 тыс. руб. до 50 тыс. руб., то сегодня суммы за нарушение начинаются от 10 тыс. руб. до 20 тыс. руб. с ИП, а с юридические лица — от 50 тыс. руб. до 70 тыс. руб*. Другая мера — это приостановление деятельности от года до трех лет.

К сведению! Начиная с 2014 г., вышел приказ, согласно которому лица, желающие стать экспертом в СОУТ, должны пройти аттестацию в Минтруде. Экспертом может стать любой человек, имеющий высшее образование, трехлетний стаж работы по профилю.

Такое решение было принято, чтобы исключить формальности в подготовке будущих специалистов, которая может привести к трагическим последствиям. Не секрет, что некомпетентная оценка эксперта зачастую влечет за собой производственные травмы, несчастные случаи и профессиональные заболевания среди служащих.

Первое, на что делают акцент — это ВОПФ, то есть вредные, опасные, производственные факторы. Эксперт учитывает объем работ на производстве, рассматривает и изучает информацию об оборудовании, материале, сырье, которые используются рабочими. Также рассматривает ранее проведенные исследования, случаи травм на работе. Важным пунктом считается изучение физических, химических и биологических факторов.

Проведение СОУТ имеет ряд приоритетов. На ее базе работодатель получает право на сорокапроцентную скидку у страховой компании от несчастных происшествий на производстве и профессиональных заболеваний.

Методика проведения СОУТ

Другое преимущественное право — это финансирование ведомства для усовершенствования условий и защиты труда. Предприниматель может за счет предназначенных для страховой компании средств проводить медицинский осмотр у работников, добиться для них санитарно-лечебного питания, организовать курортное лечение. Также это позволяет возместить часть расходов до 20 % на выполнение СОУТ. При проведении специальной оценки работодателю открываются преимущества при участии в тендерах, конкурсах, аукционах и при получении лицензии на некоторые виды деятельности.

В результате проведения специальной оценки условий труда в отношении аналогичных рабочих мест оформляется отчет, содержащий информацию об организации, проводящей контроль. Также заполняются ведомости, списки мер по улучшению рабочих мест, заключения экспертов. Отчет подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем.

Таким образом, проведение СОУТ — это не пустой звук от государства, а действительно преимущественная процедура, которая на руку как руководителю компании, так и ее сотрудникам.

*Цены указаны на июль 2019 г.

Обновление: 7 июня 2017 г.

При проведении специальной оценки условий труда (далее – СОУТ, спецоценка) используется такое понятие, как «аналогичные рабочие места». Специальная оценка условий труда в данном случае может быть проведена в отношении меньшего числа рабочих мест, а значит, работодатель имеет возможность сэкономить на проведении СОУТ. Рассмотрим данное понятие более подробно.

Общие положения

Закон о спецоценке N 426-ФЗ от 28.12.2013 перечисляет признаки, по которым рабочие места могут быть объединены в категорию аналогичных.

Итак, данные рабочие места характеризует следующее:

  • они находятся в одном помещении или нескольких однотипных помещениях, в которых созданы одинаковые условия с использованием однотипного оборудования (вентиляция, отопление, кондиционирование, освещение);
  • эти места занимают работники одной профессии, специальности, должности, выполняющие одни и те же трудовые функции в том же режиме рабочего времени;
  • работа на этих местах представляет собой однотипный процесс;
  • в работе используются одинаковые оборудование, материалы, инструменты, средства защиты.

Если в ходе спецоценки будет выявлено хотя бы одно несоответствие рабочих мест по указанным признакам, СОУТ должна быть проведена в отношении всех рабочих мест, ранее объединенных в одну категорию.

Комиссия по проведению спецоценки до начала процедуры должна утвердить перечень рабочих мест, которые будут подвергнуты СОУТ. В этом же перечне указываются аналогичные рабочие места. При проведении спецоценки рабочих мест из этой категории результаты будут применяться ко всем таким рабочим местам.

При определении их количества работодатель должен учитывать, что СОУТ должна проводиться в отношении 20 % от общего количества одинаковых рабочих мест (но не менее двух).

По этим рабочим местам составляется одна карта СОУТ, устанавливается один перечень мероприятий по улучшению условий труда.

Основные ошибки при определении аналогичных рабочих мест

Прежде чем заказать услуги по СОУТ, работодатель оценивает, в какую сумму ему обойдется данная процедура. Зачастую подсчеты работодателя оказываются неверными, поскольку не учитываются следующие моменты.

Ситуация 1. Рабочие места бухгалтера и главного бухгалтера находятся в одном кабинете, а значит, они работают в одинаковых условиях по температуре воздуха, освещению и т.д. Трудовая деятельность данных работников одинаково связана с работой на компьютере. И все-таки данные рабочие места нельзя признать аналогичными, поскольку у этих работников разные должности, а значит, и разные трудовые функции.

Ситуация 2. В службе техподдержки в одном помещении работают 10 человек. У них одна и та же должность – оператор службы поддержки, одинаковые трудовые функции. Все они используют компьютеры и телефонную аппаратуру. Для того, чтобы данные рабочие места могли быть признаны аналогичными, работники должны использовать именно одинаковое оборудование: одной марки, одного года производства, с одинаковыми техническими характеристиками и т.д.

Ситуация 3. В юридическом отделе работает 5 юристов. Согласно требованиям законодательства спецоценке подлежат двадцать процентов аналогичных рабочих мест. Путем несложных вычислений получается, что СОУТ может быть проведена в отношении одного рабочего места из пяти. Однако при таком подсчете не учитывается другое правило – спецоценка проводится в отношении не менее двух рабочих мест из категории аналогичных.

Итак, возможность сократить число рабочих мест, которые должны пройти СОУТ, за счет отнесения их к аналогичным действительно очень полезна для работодателя. Главное в этом вопросе – правильно установить количество рабочих мест в данной категории, а также рабочих мест, в отношении которых все-таки будет проведена спецоценка, и вовремя утвердить список таких рабочих мест.

>Как посчитать аналогичные рабочие места

Специальная оценка условий труда аналогичных рабочих мест

Перед проведением специальной оценки условий труда работодателю нужно составить перечень рабочих мест, которые будут оцениваться. Так можно узнать примерную стоимость этой процедуры. Но в большинстве случаев расчеты оказываются неверными, потому что неправильно определены аналогичные рабочие места. Разберемся, как избежать типичных ошибок.

Сколько рабочих мест можно отнести к аналогичным

Аналогичными считаются рабочие места, которые (Пункт 6 ст. 9 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»): — расположены в одном или нескольких однотипных помещениях (зонах); — оборудованы одинаковыми системами вентиляции, кондиционирования, отопления и освещения;

Например, рабочие места бухгалтера и главного бухгалтера, сидящих в одном кабинете, не являются аналогичными. Все потому, что у них разные названия должностей. Стремление работодателя отнести как можно больше рабочих мест к аналогичным понятно. Это уменьшает расходы на спецоценку: на аналогичные рабочие места заполняется одна карта специальной оценки условий труда и для них оформляется общий перечень мероприятий по улучшению условий труда.

Пример В штате компании есть пять операторов call-центра. Все они работают в одном кабинете и имеют одинаковые обязанности. То есть речь идет об аналогичных рабочих местах. Казалось бы, оценивать нужно 20 процентов от их общего числа – одно рабочее место. Но не тут-то было. Закон о спецоценке требует проводить процедуру как минимум на двух рабочих местах.

Поэтому в перечень рабочих мест для спецоценки включаем двух операторов call-центра. Если в организации, например, два аналогичных рабочих места менеджера, то оценивать все равно придется оба. Это необходимо, чтобы получить объективный результат при инструментальных исследованиях. В случае несовпадения хотя бы одного измеряемого параметра, оценивать будут 100 процентов рабочих мест.

Независимо от размера ставки сотрудника, его рабочее место при специальной оценке условий труда будет приравниваться к одному. То есть: занятость на полставки – одно рабочее место, на 0,3 ставки – одно рабочее место, на 2,15 ставки – два рабочих места.

Почему рабочие места с одинаковым оборудованием не всегда аналогичные

Одинаковое оборудование на рабочих местах не всегда является признаком одинакового производственного процесса.

Пример В кабинете работают бухгалтер, ведущий бухгалтер, главный бухгалтер и специалист по кадровому делопроизводству. У всех абсолютно одинаковые компьютеры. Тем не менее данные рабочие места не аналогичные. Во-первых, у сотрудников – разные должности. Во-вторых, оборудование на рабочих местах должно быть абсолютно идентичным: и марка, и модель, и год выпуска. Похожий пример можно привести для рабочих мест водителей.

Пример В организации – пять водителей. Иванов работает на автомобиле Renault 2010 года выпуска, Сидоров – на автомобиле Ford 2009 года выпуска, Петров, Стаханов и Павлов – на автомобилях Ford 2013 года выпуска. Часто работодатели относят все такие рабочие места к аналогичным. Это неверно, поскольку аналогичными будут только рабочие места Петров, Стаханов и Павлова.

Когда рабочие места для одинаковых должностей нельзя считать аналогичными

Иногда рабочие места, на которых трудятся работники с одинаковыми должностями, все равно не являются аналогичными. В штатном расписании организации может быть пять руководителей отдела, но это не значит, что у них одинаковые функции. В подобных ситуациях нужно уточнять, каким отделом руководит сотрудник.

Пример На производстве – 14 операторов линии по розливу лекарств. Они работают в две смены. На спецоценку представлено три рабочих места. В данном случае работодатель неправильно подошел к определению аналогичных рабочих мест. В одной смене работают семь человек. То есть с учетом аналогии оценивать нужно два рабочих места.

При условии, что семь человек, работающих во вторую смену, приходят на те же рабочие места и выполняют такие же функции. Таким образом, если вы не уверены, что учли все особенности и правильно определили аналогичные рабочие места, то лучше обратиться за помощью в организацию, которая будет проводить спецоценку.

Ответы на ваши вопросы

Как обосновать работникам изменение класса условий труда?В образовательном учреждении провели СОУТ. Убрали класс вредности 3.1 у уборщиц, что вызвало их огромное возмущение. Как объяснить сотрудницам правомерность изменения класса их условий труда с 3.1 на 2?

Необходимо ознакомить персонал с результатами спецоценки под роспись. При желании можете также ознакомить их с нормативными документами, подтверждающими правомерность ваших действий. Если спецоценка подтвердила, что условия труда улучшились, вы вправе отменить компенсации, которые уборщицы получали раньше (ч. четвертая ст. 219 ТК РФ).

Нужно ли платить дополнительные страховые взносы, если по результатам спецоценки установлены вредные условия труда?В организации провели спецоценку. Для многих должностей (бухгалтер, начальник отдела кадров и т. д.) установили класс вредности 3.1. Нужно ли оплачивать дополнительные взносы в ПФР или достаточно устранить нарушения по освещенности?

Если на рабочих местах установлен класс условий труда 3.1, то за них необходимо платить страховые взносы по дополнительному тарифу – два процента (Пункт 2.1 ст. 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»).

Можно ли определить влияние влажности и плесени на работников?У нашего предприятия есть подземный музей горного дела, геологии и спелеологии, расположенный в отработанных выработках действующей шахты. Там естественная повышенная влажность и плесень. Рабочие места экскурсовода и сопровождающего подлежат спецоценке, но в Классификаторе вредных и (или) опасных производственных факторов влажности и плесени нет.

Можно ли оценить их вредность для работников музея? Правомерно ли делать это не в рамках спецоценки?Вы можете пригласить независимую экспертную организацию для измерения уровня влажности и характера плесени. Если исследования подтвердят, что данные факторы действительно могут негативно повлиять на работников, то появится веский повод выдавать персоналу СИЗ и спецодежду, а также отправлять на медосмотр.

Запомните главное:1 Аналогичными считаются рабочие места, расположенные в одном помещении (однотипных помещениях) и занятые работниками с одинаковыми должностями и трудовыми функциями. 2 Спецоценке подлежат 20 процентов аналогичных рабочих мест, но не менее двух. 3 Для того чтобы рабочие места считались аналогичными, на них должно быть одинаковое оборудование, вплоть до года выпуска. 4 При посменной работе допустимо проводить спецоценку только работников одной смены.

При специальной условия труда аналогичные рабочие места играют весьма важную роль. Их наличие на предприятии позволяет проводить спецоценку условий труда (далее – СОУТ) в меньших объемах, а значит – экономить время и материальные ресурсы компании. Рассмотрим, какие рабочие места можно считать аналогичными и как избежать ошибок при их определении.

03.10.2017 9:46:00

Проведение специальной оценки условий труда (СОУТ) начинается с подготовки перечня рабочих мест, которые предстоит оценивать. Это позволяет работодателю узнать предварительную стоимость процедуры. Но из-за неправильного определения аналогичных рабочих мест ценовые расчеты часто оказываются ошибочными.

КАК ПОДСЧИТАТЬ РАБОЧИЕ МЕСТА ДЛЯ СОУТ БЕЗ ОШИБОК?

Федеральным законом № 426-ФЗ определяются признаки аналогичности, согласно которым аналогичными считаются рабочие места: размещенные в одном или в нескольких монотипных помещениях (рабочих зонах); оснащенные монотипными инженерными системами (освещения, отопления,вентиляции); занимаемые работниками одинаковой профессии, выполняющими одинаковые должностные обязанности в одинаковом рабочем режиме с использованием одинаковых устройств и инструментов, сырья и материалов, обеспеченные одинаковыми СИЗ.

Например, рабочие места бухгалтера и главного бухгалтера не будут считаться аналогичными. Поскольку, несмотря на то, что они работают в едином рабочем пространстве, их должности называются по-разному.Стремление работодателей как можно больше рабочих мест отнести к аналогичным, объясняется желанием минимизировать временные и финансовые ресурсы на проведение СОУТ.

Ведь обязательно оценивается только 20% от общего числа аналогичных рабочих мест (но не менее двух), на которые оформляется общая карта СОУТ и подготавливается единый список действий по совершенствованию условий труда. Например, Штатный состав call-центра включает в себя пять операторов, выполняющих одинаковые должностные обязанности в одном помещении.

Безусловно, это аналогичные рабочие места. Так как оценивается 20% от общего числа, то СОУТ подлежит одно рабочее место. Но нет, закон обязывает оценивать не менее двух рабочих мест.Cледовательно, в перечень для СОУТ требуется внести два рабочих места по должности «оператор». Если на предприятии два аналогичных рабочих места инженера, они оба подлежат спецоценке, что требуется для обеспечения получения наиболее объективных результатов в ходе инструментальных измерений.

Прежде чем заказать услуги по СОУТ, работодатель оценивает, в какую сумму ему обойдется данная процедура. Зачастую подсчеты работодателя оказываются неверными, поскольку не учитываются следующие моменты.

Ситуация 1. Рабочие места бухгалтера и главного бухгалтера находятся в одном кабинете, а значит, они работают в одинаковых условиях по температуре воздуха, освещению и т.д. Трудовая деятельность данных работников одинаково связана с работой на компьютере. И все-таки данные рабочие места нельзя признать аналогичными, поскольку у этих работников разные должности, а значит, и разные трудовые функции.

Ситуация 2. В службе техподдержки в одном помещении работают 10 человек. У них одна и та же должность – оператор службы поддержки, одинаковые трудовые функции. Все они используют компьютеры и телефонную аппаратуру. Для того, чтобы данные рабочие места могли быть признаны аналогичными, работники должны использовать именно одинаковое оборудование: одной марки, одного года производства, с одинаковыми техническими характеристиками и т.д.

Ситуация 3. В юридическом отделе работает 5 юристов. Согласно требованиям законодательства спецоценке подлежат двадцать процентов аналогичных рабочих мест. Путем несложных вычислений получается, что СОУТ может быть проведена в отношении одного рабочего места из пяти. Однако при таком подсчете не учитывается другое правило – спецоценка проводится в отношении не менее двух рабочих мест из категории аналогичных.

  1. Работодатель при расчете 20% рабочих мест, подлежащих оценке, не учитывает, что по каждой группе должны быть оценены не менее двух мест. Таким образом, во всех случаях, когда аналогичных рабочих мест в группе десять и менее, следует оценивать два из них (даже если их всего два).
  2. Работодатель не учитывает, что рабочие места должны отвечать всем критериям «аналогичности», перечисленным выше, а не части из них.

Начальники отдела снабжения и отдела сбыта работают в кабинетах одинаковой площади, с одной общей системой отопления и кондиционирования, пользуются одинаковой оргтехникой. Но считать эти рабочие места аналогичными нельзя, т.к. руководители разных отделов выполняют разные трудовые функции.

Водители грузовых автомобилей работают по одинаковому графику, перевозят однотипные грузы. Рабочим местом водителя является кабина автомобиля. В данном случае аналогичными могут считаться только рабочие места тех водителей, которым выделены автомобили одной марки и года выпуска.

Специалисты по технической поддержке работают в одном общем зале в формате open space, выполняют одинаковые функции – консультируют клиентов компании. Но для того, чтобы их рабочие места можно было считать аналогичными, они еще должны пользоваться одинаковой оргтехникой. В частности, телефонные аппараты должны быть одного производителя, года выпуска и со сходными техническими характеристиками.

Ошибки при выделении групп аналогичных рабочих мест могут привести к тому, что вместо экономии времени и ресурсов предприятие понесет дополнительные затраты. Пункт 5 ст. 16 закона № 426-ФЗ предусматривает, что при выявлении несоответствия признакам аналогичности хотя бы по одному рабочему месту, спецоценку нужно будет провести по всем рабочим местам из данной группы, которые ранее были признаны аналогичными.

Поэтому целесообразно воспользоваться услугами специализированной организации уже на этапе отбора рабочих мест для СОУТ. Это поможет оптимально спланировать работу и свести к минимуму вероятность ошибок.

При отборе аналогичных рабочих мест для проведения СОУТ важно правильно оценить все критерии, позволяющие объединить рабочие места в группу. Чтобы избежать ошибок, лучше всего уже на этом этапе обратиться к специализированной организации.

Аналогичными рабочими местами считаются рабочие места, которые располагаются в одном или нескольких идентичных производственных помещениях, оснащенных однотипным оборудованием, инструментами, системами вентиляций, отопления, кондиционирования воздуха, освещения. Обязательным условием является принадлежность работников к одинаковой профессии, специальности, должности и выполнение одних и тех же трудовых обязанностей.

Как Вы думаете, можно ли отнести, к примеру, рабочее место бухгалтера и ведущего бухгалтера, находящихся в кабинете напротив друг друга к аналогичным? Верно, этого сделать невозможно. Даже если работники выполняют одинаковые функции, находятся в одной рабочей зоне, но у них разные должности, то об аналогии не может быть и речи.

Ошибка №1. Начнем с расчётов по формуле. В штате компании на должности «менеджера по продажам» работает 5 сотрудников, все они находятся в одном кабинете, выполняют одинаковые должностные обязанности. По всем признакам их можно отнести к аналогичным. Многие специалисты автоматически рассчитывают по формуле – 20% из 5, получают «1» и на СОУТ, соответственно, заявляют только одного работника.

Верный вариант: В данном случае специалистом упускается из виду требование закона, о том, что оценке подлежит не менее 2-х рабочих мест. Даже если у Вас всего два рабочих места, например, «менеджера», которые отвечают принципам аналогичности, СОУТ будут подлежать оба рабочих места.

Установленный минимум по рабочим местам был определен для того, чтобы в ходе проведения инструментальных исследований получался объективный результат работ. Если хотя бы один из измеряемых параметров на двух рабочих местах будет отличаться, оценке будет подвергаться все 100 процентов рабочих мест.

Важно: если для работника занимаемая ставка равна одной или менее одной, то при СОУТ это приравнивается к одному рабочему месту. То есть, 0,5 ставки = 1 рабочее место; 0,2 ставки = 1 рабочее место; 2,25 ставки = 2 рабочих места (в данном примере подразумевается три рабочих места, но согласно правилу аналогии, СОУТ будет подлежать два рабочих места) и т.д.

Ошибка №2. Офисный кабинет, в котором представлены такие категории сотрудников, как бухгалтер, главный бухгалтер, ведущий бухгалтер, инженер по кадровому делопроизводству. У каждого из них на рабочем столе имеется ПК. Ряд специалистов пытаются приравнять их друг к другу по причине того, что они находятся в одном кабинете с одинаковыми условиями и выполняют работы за ПК.

Верный вариант: наличие идентичного оборудования не означает, что работники выполняют одинаковый технологический процесс. Учитываться оборудование будет только в том случае, если должности работников одинаковые. При этом марка, год выпуска оборудования должны быть идентичными. В данном случае признак аналогии не допустим.

В законодательстве есть определение специальной оценки условий труда аналогичных рабочих мест. Это ч. 6 ст. 9 профильного Закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ.

В итоге, специальная оценка условий труда аналогичных рабочих мест – это когда на этапе подготовки к проведению спецоценки они могут быть классифицированы по схожим характеристикам: каждая сформированная категория объектов будет состоять из аналогичных мест труда наемного персонала.

Закон № 426-ФЗ выделяет перечень критериев, по которым ведут объединение рабочих мест в группу аналогичных. Это когда:

  • рабочие места расположены на одном производственном объекте, в одном или нескольких однотипных помещениях;
  • условия работы идентичны или почти одинаковые;
  • персонал при выполнении своей трудовой функции применяет однотипное оборудование, схожими характеристиками обладают системы кондиционирования, вентиляции, отопления и освещения;
  • на схожих рабочих местах трудятся специалисты с одинаковыми должностными инструкциями, совпадают их квалификационные уровни, должности, профессиональные навыки;
  • рабочий процесс на разных объектах, которые предполагается объединить, протекает однотипно;
  • при выполнении заданий наемный персонал использует инструменты и средства защиты с одинаковыми техническими характеристиками.

Как говорят разъяснения о специальной оценке условий труда на аналогичных рабочих местах, если не выявлены совпадения по всему набору признаков, нельзя объединять места труда для целей спецоценки. То есть, подходит только сплошной метод.

Ответственность за выявление однотипных рабочих мест и их разделение по группам возложена на комиссию по подготовке к СОУТ. Этот коллегиальный орган создает руководитель предприятия. Одна из функций комиссии – составление полного перечня рабочих мест, которые есть в компании, сбор информации о вакантных должностях и других исключаемых трудовых местах.

Если аналогичных мест на предприятии много, ориентироваться необходимо на лимит минимального охвата проверкой рабочих мест. Оценивание должно пройти в отношении 20% рабочих мест, признанных одинаковыми. В абсолютном значении минимальный порог охвата установлен на 2 рабочих объекта.

По итогам специальной оценки условий труда аналогичных рабочих мест приказ руководства закрепляет общую картину – карту СОУТ. По всем объединенным объектам выносят одинаковые рекомендации по повышению уровня безопасности и комфортности труда.

На предварительном этапе работодатель составляет ориентировочную смету затрат на спецоценку. При расчете необходимых финансовых вложений в это мероприятие все предприятия стремятся сэкономить. Это, конечно, возможно, если объединить аналогичные рабочие места: специальная оценка условий труда будет проведена тогда в отношении меньшего числа объектов (за счет уменьшения объема работы экспертов снижается стоимость их услуг).

Ошибка Пример Пояснение
При объединении в одну группу не был учтен фактор разных наименований штатных должностей и наличия отличий в должностных функциях Бухгалтерский отдел занимает один кабинет. В помещении находится несколько бухгалтеров и главный бухгалтер с кассиром. Работодатель причислил весь финансовый персонал к одной категории. Это неверный подход – объединять можно только бухгалтеров со схожими функциональными обязанностями. А у кассира и главного бухгалтера набор трудовых обязанностей отличается от всех других должностей.

В итоге, в данном примере 3 группы рабочих мест.

Не учтен фактор идентичности эксплуатируемого оборудования Служба технической поддержки клиента состоит только из операторов. Все они трудятся в одном помещении, их рабочие обязанности и названия должностей совпадают. Наниматель объединил их в одну группу для проведения спецоценки. Этот шаг будет оправданным при одном условии – весь набор используемого такими работниками отдела оборудования и инструментов обладает идентичными характеристиками, совпадают даты изготовления этих технических средств и марки производителей.
Нарушен лимит проверки – аналогичные рабочие места специальная оценка условий труда должна охватывать в объеме от 20%, но не менее 2-х штатных единиц В одном цехе работает 5 раскройщиц. Они соответствуют всем критериям идентичности для объединения в группу аналогичных рабочих мест. Вычисляют 20-типроцентный порог проверки: он равен 1 единице (5 × 20%). Работодатель включает в план оценочной проверки одну должность. Это неверное решение – если 20% должностей внутри одной группы охватывают менее 2-х штатных единиц, спецоценку проводят хотя бы по двум рабочим местам

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *