Аналитический обзор

НАУЧНЫЙ ОБЗОР: РОЛЬ И МЕСТО В СИСТЕМЕ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ, ПОДГОТОВКА В ФОРМАТЕ ЖУРНАЛЬНОЙ СТАТЬИ

А.Н.Курзанов

В научной литературе важное место занимают обзорно-аналитические тексты, позволяющие ученым ориентироваться в основных направлениях развития соответствующих отраслей науки, обеспечивающие информационную поддержку исследовательской деятельности, позволяя на основе систематизации и обобщения разрозненных сведений оценить состояние определенных научных проблем, а также тенденции и перспективы их решения . Обзорно-аналитическая деятельность направлена на преодоление противоречий между объемом существующей информации и возможностями ее восприятия человеком в условиях все возрастающего информационного потока . Известно, что информационное обеспечение – важнейшее условие развития любой отрасли науки, а обзорно-аналитические тексты – очень эффективный инструментарий решения этой задачи.

Существующие представления о таком сложном понятии, каким является научный обзор, как разновидность научного текста, неоднозначны. Единой и окончательной трактовки дефиниции научного обзора нет, но примеры ее существуют:

  • научным обзором является текст, содержащий концентрированную информацию, полученную в результате отбора, анализа, систематизации и логического обобщения из большого количества первоисточников по определенной теме, за определенный период времени ;
  • обзор – это последовательное изложение наиболее важных сведений на определенную тему на основе обобщения и оценки информации за определенный период ;
  • обзор – это синтезированный текст, в котором содержится обобщенная информация по определенному вопросу или проблеме, основанная на использовании сведений, полученных из первоисточников за определенный промежуток времени ;
  • обзор – текст, содержащий синтезированную информацию сводного характера о конкретном вопросе или ряде вопросов, изъятую из отобранных для этой цели первичных научных источников, опубликованных за определенное время .

Обзорные статьи, по существующим представлениям относятся ко вторичной научной литературе, которая посвящена анализу, обобщению и оценке информации, представленной в первичной научной литературе, связанной общей тематикой, т.е. ранее опубликованных научных литературных текстов, представляющих результаты оригинальных исследований, предварительных сообщений и иных материалов, отвечающих критериям первичной научной публикации. Именно в обзорных статьях на основе аналитико-синтетического осмысления результатов оригинальных исследований нередко формулируются новые идеи, гипотезы, теории, парадигмы.

Авторам научных обзоров следует иметь ввиду, что к первичной научной литературе не относятся публикации в форме отчетов по результатам исследований, выполненных по договорам с правительственными (министерствами, агентствами и т.п.) или неправительственными организациями (российские и зарубежные небюджетные фонды, различные хозяйствующие структуры).

Публикации по результатам исследований, выполненных по грантам государственных бюджетных фондов развития науки (РФФИ, РГНФ, РНФ) могут быть отнесены к первичной научной литературе, если это не противоречит документам, регламентирующим взаимоотношения грантополучателей и фондов, предоставляющих гранты.

Важно отметить, что первичная и вторичная научная литература – это не литература первого и второго сорта, а только научные тексты, публикуемые в порядке, определенном логикой развития науки. Их научная ценность не может сравниваться, а научная значимость определяется только содержащейся в них информацией.

Тексты, именуемые научными обзорами, публикуют в специальных обзорных периодических и продолжающихся изданиях «Ежегодные обзоры», «Ежегодники», «Научное обозрение», «Annals», в выпусках ВИНИТИ, ИНИОН, в журналах, издаваемых научными обществами, в сборниках ведомственных служб информации: ЦНИИТЭнефтехим, ВНИИНТПИ, НИИВО, Информавтодор и другие). Научные обзоры публикуют и в первичных периодических и продолжающихся изданиях (в основном, это журналы, названия которых начинаются со слов «Успехи …», «Достижения …», «Современные проблемы …», «Advancesin …», «Progressin …» ). Эти журналы могут быть как профилированными по отраслям науки («Успехи химии», «Успехи физиологических наук»), так и мультидисциплинарными («Успехи современного естествознания»).

В последнее время, все чаще обзорные статьи публикуются в материалах конгрессов, конференций. Многие узкопрофильные журналы размещают на первой позиции нового номера заказные (и не только заказные) обзорные статьи. Научные обзоры являются традиционными компонентами монографий, диссертаций, научно-технических отчетов. Статьи обзорного характера публикуют и ведущие научно-популярные журналы: «В мире науки», «Химия и жизнь», «Природа» и другие. Существующее многообразие изданий, публикующих обзорную информацию, убедительно свидетельствует о ее важной роли в удовлетворении потребностей ученых и специалистов . Качественно составленные обзоры являются заметными вехами в истории развития научной проблемы или отрасли науки, а самые лучшие обзоры вполне логично трансформируются в монографии. Не является преувеличением утверждение, что многие авторы успешных монографий формировали свое научно-литературное мастерство в ходе подготовки добротных и актуальных научных обзоров.

Сферы применения научных обзоров разнообразны. Они являются обязательным разделом научно-квалификационных работ, авторы которых претендуют на получение ученой степени, компонентами дипломных работ, отчетов по НИР. Пишут научные обзоры, как отдельные ученые, являющиеся сотрудниками научных организаций и ВУЗов, так и аналитики научно-исследовательских центров крупных производственных структур, специалисты в области информатики и библиографии. Для ученого получить предложение редакции журнала на подготовку обзорной статьи по наиболее актуальным и современным достижениям в своей области науки, весьма престижно. Однако обзоры могут писать (и пишут) не только именитые авторы, но и молодые ученые. И зачастую, на весьма достойном уровне. Обзорные научные статьи пишут не только по заказу редакций журналов или иных изданий, но и по собственной инициативе. И такие обзоры пишут, как известные ученые, так и начинающие авторы, на темы их лично интересующие. Такие обзорные статьи, подготовленные на должном научном и литературном уровне, имеют все шансы и права на опубликование. Среди научных периодических изданий широко представлены авторитетные рецензируемые журналы, которые публикуют только обзорные статьи, либо специальные выпуски журналов, в которых публикуют содержание докладов обзорного характера, представленных на научных форумах. Авторам обзорных статей следует помнить, что вероятность их публикации в большой мере зависит от представленных на них рецензий, а внимательный учет мнений, замечаний и рекомендаций рецензентов позволит существенно улучшить первоначальный вариант обзора, как по сути, так и по стилю написания его текста.

Научные обзоры уверенно занимают очень престижное место в рейтинге цитирования публикаций. Цитируемость добротного научного обзора многократно превышает цитируемость даже весьма значимых оригинальных статей. Научные обзорные статьи по данным библиометрических критериев цитируются не реже, чем самые прорывные первичные публикации. Вероятность цитирования обзорной публикации уменьшается вдвое за 10 лет, а оригинальной статьи – всего за 3 года .

Несомненно значимое, но недостаточно обсуждаемое место в контексте анализа роли и места научных обзоров в системе информационно-анали-тических текстов занимают литературные обзоры научно-квалификационных работ, т.е. диссертаций. В нашей стране одновременно идет работа над десятками тысяч диссертаций. На подготовку каждой диссертации уходит несколько лет. Во всех диссертациях в качестве обязательного раздела содержится глава «Литературный обзор». Ее объем может варьировать от 20-25 страниц в кандидатских диссертациях до 60-80 страниц в докторских. Подготовкалитобзора по теме диссертации – большая и отнюдь не простая работа, продолжающаяся много месяцев, а нередко и годы. А по существующим положениям диссертация – это рукопись и, следовательно, не является опубликованным научным текстом. Автореферат диссертации, несмотря на типографский способ тиражирования, также обладает правами рукописи.

В итоге с результатами длительного напряженного труда по написанию литобзора диссертации имеют возможность ознакомиться только официальные оппоненты, рецензенты, члены диссертационных и экспертных советов и некоторая часть научного сообщества, интересующаяся просмотром сайтов, на которых размещают тексты диссертаций. Это явно не соответствует ни интересам соискателей ученых степеней, ни развитию науки и образования. Как следует действовать, чтобы изменить такое положение вещей? А ответ состоит в том, что диссертационные литературные обзоры полностью или по частям (это больше относится к докторским диссертациям) нужно трансформировать в журнальные обзорные статьи, которые можно публиковать как в обзорных изданиях, так и в профильных журналах.

Как показывает даже предварительный анализ, лишь незначительная часть диссертантов публикует в качестве обзорной статьи результаты весьма трудоемкого этапа написания квалификационной научной работы — подготовки литобзора диссертации. Причинами этого, в первую очередь, является недостаточное знание существующих возможностей для публикации материалов литобзоров, а во вторую очередь – внутренняя убежденность исследователей, что подготовленный ими литературный обзор необходим только им самим, их научным руководителям и интересен лишь официальным оппонентам.

Это принципиально ошибочная позиция. Библиометрические данные убедительно свидетельствуют, что на обзорную статью по теме диссертации, опубликованную в рецензируемом журнале, ссылаются кратно чаще, чем на саму диссертацию или ее автореферат. К тому же в ряде изданий (например, в журналах ИД «Финансы и кредит») рекомендуют не включать авторефераты и диссертации в список литературы, используемый при подготовке журнальных статей, так как они имеют статус рукописей.

В вышеприведенном ответе на вопрос, как сделать диссертационные литобзоры достоянием научной общественности, не случайно первым действием автора литобзора является его трансформация, то есть переработка в текст журнальной обзорной статьи. Суть в том, что форматы литературного обзора диссертации и обзорной журнальной статьи имеют определенные различия. Эти различия определяются, прежде всего, их функциональным назначением и читательской аудиторией. В обзорной журнальной статье необходим широкий и современный взгляд на научную проблему и последние достижения в ее разрешении и такая статья приставляет собой информационно-аналитический текст. Главной целью диссертационного литобзора является констатация различий в понимании и оценке путей решения проблемы, что послужит обоснованием необходимости проведения данного исследования . Важным элементом диссертационного литобзора является формулирование в его заключительной части вопросов, требующих дальнейшего изучения в рамках анализируемой проблемы и анализ путей ее решения.

Потенциальных читателей диссертации не так много, как читателей журналов. К тому же наиболее заинтересованными читателями диссертации являются официальные оппоненты, утверждаемые диссертационными советами, исходя в большой мере из того, что они являются высококомпетентными учеными в той отрасли науки и, более того, в той научной проблематике, в сфере которой находится рассматриваемое диссертационное исследование. И в этой связи литобзор диссертации не является для них, как, впрочем, и для других ученых, участвующих в рассмотрении диссертации на различных этапах защиты диссертации и утверждения ее результатов, источником совершенно новой информации. Скорее литобзор диссертации даст им основание убедиться в существовании различных точек зрения на предмет диссертационного исследования и подтвердить (или не подтвердить) своими отзывами и мнениями его целесообразность и актуальность. Читательская аудитория журнальной обзорной статьи намного шире и в большей мере непредсказуема. Это дает существенный шанс на повышение индекса цитируемости и будет реальной заявкой на закрепление автора обзорной статьи в среде узнаваемых и цитируемых исследователей.

Еще одно отличие обсуждаемых форматов научного обзора состоит в плоскости вопроса — включать ли в него данные собственных научных публикаций? Принято считать, что в литобзор диссертации их включать не следует , а в обзорную журнальную статью никто не запрещает. При этом следует объективно соотнести свои данные с данными коллег. Следует отметить еще один момент — из литобзора диссертации после его переработки в журнальную статью формируется текст со значительно меньшим списком использованной литературы, в который не следует включать публикации, не вошедшие в базу данных РИНЦ, авторефераты и диссертации. Рекомендуемое количество литературных источников для обзорной журнальной статьи — 30-50, из которых не менее 60% должны быть опубликованы за последние 5 лет. В соответствии с этикой научных публикаций степень самоцитирования не должна превышать 10%.

Подготовка научного обзора в формате журнальной статьи — процесс творческий, но ее эффективность существенно возрастает при использовании существующего набора правил и рекомендаций по его составлению. Обзорные статьи, а также другие виды обзоров в соответствии с ГОСТ-7.23-96 «Издания информационные. Структура и оформление» должны включать: основную часть, справочно-поисковый аппарат, исходные данные, дополнительные сведения. Основная часть обзора может в качестве составных элементов содержать введение, аналитическую часть, выводы и приложения. Аналитическая часть — обязательный элемент обзора.

Введение должно содержать обоснование выбора темы обзора, перечень круга вопросов, рассматриваемых в обзоре, временные границы, анализируемого периода, а также виды использованных источников информации. Аналитическая часть должна содержать сведения, которые комплексно характеризуют существующий уровень фактического состояния проблемы, ее анализ и оценку, а также основные тенденции, направления и перспективы развития предмета обзора. Выводы должны включать сведения о новых тенденциях и перспективах решения проблемы, рассмотрение которой составило предмет обзора. Материалы справочного характера, дополняющие основное содержание обзора, могут быть включены в текст обзора. Объем научных обзоров в формате журнальной статьи регламентируется правилами для авторов, имеющихся во всех журнальных изданиях, и может существенно отличаться от объема обзора, размещаемого в обзорных изданиях.

Написание научного обзора включает разработку тематического плана, библиографический, аналитический и синтетические этапы .

Разработка тематического плана обзора должна содержать обоснование целесообразности его написания, характеристику актуальности проблемы, которой будет посвящен обзор. Конкретизация отдельных аспектов темы обзора позволит определить его структуру, которая будет включать систематизированный перечень разделов, подразделов, пунктов и подпунктов. План научного обзора должны включать не менее двух-трех разделов, а в них – двух-трех подразделов. Научный обзор, план которого придуман и зафиксирован в разделах и подразделах, позволит добиться ясности и целостности изложения его содержания, а также избавит автора от потери основной линии обзора и уклонения в смежные вопросы. Стройность изложения и отсутствие логических нестыковок должны обеспечить красную линию обзорной статьи.

План обзора структурируется в соответствии с рубрикатором, представляющим совокупность ключевых слов, характеризующих содержание обзора и наименование его разделов и подразделов. Рубрикатор научной обзорной стати, как и обзоров другого формата, в большой мере определяет логическую структуру обзора, являясь, по сути, опорной конструкцией плана обзора. Систематизация ключевых слов — основной элемент формирования рубрикатора, позволяющий выявить принадлежность ключевых слов в соответствии с их смысловым содержанием к различным пунктам рубрикатора и позволит автору обзора систематизировать рубрики по прицепу «от общего к частному» .

После составления плана научного обзора начинается формирование пула источников информации, подлежащих рассмотрению и анализу по его теме.

В данной работе детально не рассматриваются существующие методы поиска источников информации. Они хорошо известны и в полной мере представлены в специальных работах по информационно-аналитической деятельности и в библиографической литературе . Необходимо лишь отметить, что ведущую роль в формировании пула источников информации для подготовки научного обзора играют как традиционные информационные издания, так и электронные базы данных, а возможность включить в число источников новейшие публикации дает использование первичных периодических изданий — журналов, сборников материалов научных форумов, которые еще не отраженны в информационных изданиях и в базах данных.

Для автора обзорной статьи важно оценить качество источника анализируемой информации по общепринятым библиометрическим (наукометри-ческим) критерия (импакт-факторы журналов, анализ цитирования в базах данных Scopus, WebоfScience, CiteSeer, Sciras, GoogleScholar, РИНЦ) и отобразить только то, что с уверенностью можно использовать для подготовки обзора. Важно не ограничиваться каким-либо одним способом поиска необходимой литературы, а использовать максимум существующих возможностей решения этой задачи. С учетом все возрастающей роли интернет-поисковиков найденные источники информации можно сгруппировать в одной папке, где их всегда легко найти, используяпрограммs-органайзеры (Endote, Mendeley). Целесообразно тщательно проанализировать предыдущие научные обзоры, имеющие прямое или косвенное отношение к рассматриваемой теме, на них следует ссылаться в готовящемся обзоре, подчеркивая при этом появившиеся новые данные. В начальной части обзорной статьи целесообразно связать его тему с постановкой проблемы, которой он посвящен, в основополагающих трудах ведущих ученых, имеющих высокий индекс цитируемости (монографии, руководства). К иным источникам информации следует обращаться, если в них содержится новые данные, мнения и идеи, пусть и не всегда согласующиеся с устоявшимися представлениями, но имеющими принципиальное значение для анализируемой в данном обзоре проблемы. Ценным информационным ресурсом являются списки литературы к диссертациям зарубежных ученых. Их поиск возможен с использованием поисковиков: OpenThesis (www.оpenthеsis. оrg; www.dissertations.se); ЕТhoS (http:\\ethos.bl.uk) и др.

В научных текстах, отобранных для написания обзора, выделяют фрагменты в соответствии с планом обзора и осуществляют их семантическую группировку в соответствии с наличием в них заданных ключевых слов. Дальнейший анализ отобранных литературных источников, установление между ними логических взаимосвязей позволит сформировать основной текст обзора, включающий критические замечания, обобщения и выводы. Логичным завершением научной обзорной статьи является формулирование вопросов, на которые пока не получены ответы в рамках анализируемой проблемы, решение которых позволит получить новое научное знание. Заключительный этап подготовки текста обзора включает редактирование его текста с точки зрения соблюдения логических норм, корректировки стилистических, орфографических и синтаксических ошибок, а также подготовки его справочной части, включающей список сокращений, список литературы, содержащий перечень библиографических описаний источников информации, использованных при написании обзора. Обзор может считаться подготовленным для опубликования, когда он будет оформлен в полном соответствии с требованиями, установленными изданием, в которое автор обзора его представляет для публикации (эти требования, как правило, доступны на сайтах журналов, публикующих научные статьи). Автору обзорной журнальной статьи следует обратить особое внимание на формулировку его названия.

Название обзора статьи должно быть тщательно сформулировано одной фразой, которая должна в максимально возможной мере отражать содержание статьи. Название обзора не должно быть слишком кратким или излишне длинным. Правильное название обзорной статьи должно состоять не менее, чем из трех-четырех и не более, чем из пятнадцати слов. Название не должно включать слов, которые не несут реальной информационной нагрузки: «Изучение…», «К вопросу…», «Исследование». Нежелательно использовать в качестве названия обзора вопросительные предложения. Название обзорной статьи должно привлекать к ней внимание потенциальных читателей. Название — единственная часть обзорной статьи, которая будет прочитана наибольшим количеством читателей, просматривающих содержание номеров периодических и продолжающихся изданий, а также теми, кто увидит данный обзор при запросе в поисковой системе . От того, насколько правильно будет подобрана комбинация из наименьшего количества слов, адекватно отражающая содержание обзорной статьи, зависит привлечение возможно большего внимания читателей к ознакомлению с ее текстом и вероятность ее цитирования. Поэтому подбирать слова для названия обзорной статьи следует очень внимательно, с учетом их информационной наполненности, значимости и сочетаемости .

Порядок и смысл слов в названии статьи важны не только для читателей содержания номеров журналов, но и для ученых и специалистов, которые узнают об обзоре из вторичных библиографических источников. (IndexMedicus, BiologiсalAbstracts и др.). Современные библиографические системы реферирования используют ключевые слова (keywordsincontecst), что повышает вероятность заинтересовать потенциального читателя оглавления журнала в случае, если ключевые слова будут использованы в названии обзорной статьи.

Автор научного обзора должен написать его так, чтобы он был понятен максимально большему количеству читателей. При этом быть правильно понятым. Это достижимо при соблюдении ряда условий – не применять одного слова в разных значениях и разных слов в одном значении ; не использовать термин, имеющий несколько значений, не определив, в каком смысле он применяется; употреблять в тексте статьи по возможности ясные и недвусмысленные термины и словосочетания. Термины, имеющие иноязычное происхождение, следует использовать с учетом их смысловых вариаций и оттенков.

Текст обзора литературных источников, используемых при его написании, необходимо излагать в уважительном плане к их авторам, независимо от того, какое мнение лично у автора обзора сформировалось по итогам их изучения. Важно показать непредвзятое отношение автора обзора к анализируемым литературным источникам, их компетентный анализ и обобщение, а также, если это обосновано, то и критическое отношение к рассматриваемым материалам. Это будет в полной мере соответствовать основной цели научного обзора – рассмотреть в рамках научной дискуссии различающиеся существующие точки зрения по теме обзора. В обзорной статье недопустимы эмоциональные критические замечания, которые могут быть обидными для авторов анализируемых источников информации. Следует избегать использования безапелляционных утверждений, не оставляющих места для дискуссии по анализируемой проблеме.

При цитировании литературных источников в обзорной статье необходимо соблюдение существующих правил.

Цитирование фрагмента анализируемого текста обязательно должно исключать произвольное его изменение, сокращение, искажение смысла. Текст цитаты приводится с сохранением особенностей авторского написания. Количество цитат в тексте обзорной статьи – не более трех на странице. Каждая цитата должна иметь отсылку к первоисточнику, включающую не только указание имени автора и источника заимствования, но и на страницу, на которой находится цитируемый фрагмент текста. В целом, цитаты не должны превышать 5-10% текста обзора и принятая квота цитирования одного автора сос-тавляет не более 300 знаков (около 50-55 слов). При необходимости размещения в тексте обзорной статьи крупного фрагмента любого текста необходимо получить на это разрешение обладателя копирайта на данную публикацию. Использование цитирования анализируемых в обзоре работ целесообразно тогда, когда смысл цитат касается центральной проблемы обзора. В обзорной статье, как и в иных авторских текстах, юридически и этически запрещено воспроизведение смысловых фрагментов публикаций без кавычек и точного указания источника цитаты. Использование чужих опубликованных текстов регулируется Гражданским кодексом РФ (Раздел IV. «Авторское право» ст. 1274). Цитировать следует только первоисточники, так как переписывание цитат из прочих текстов не будет гарантировать, что авторская фраза не искажена. Если такой возможности нет, необходимо указать не только автора и издание, где размещена цитируемая публикация, но и источник заимствования цитаты «из вторых рук». Это соответствует этическим и правовым нормам, избавляя от упреков в неэтичности цитирования. В целом, цитирование чужих текстов требует максимальной скурпулезности и внимательности. Существует утверждение, что цитирование – привилегия опытных авторов .

При подготовке данного пособия были использованы следующие источники информации:

Работа по сбору информации может ограничиваться передачей информации руководителю, но перед секретарем-референтом может быть поставлена и более сложная задача: провести анализ информации и подготовить аналитический обзор. Аналитический обзор (реферат) — сокращенное изложение содержания первичных документов с основными фактическими сведениями и выводами. Аналитические обзоры составляются на основании книг, статей, газетных и журнальных публикаций, управленческих документов и других источников информации.

Составление аналитического обзора необходимо для того, чтобы руководитель мог быстро, не затрачивая много времени, получить исчерпывающую информацию по проблеме. Поэтому главное требование, предъявляемое к аналитическому обзору, звучит так: вся информация должна быть представлена в сжатом и систематизированном виде.

Работа над аналитическим обзором начинается после того, как изучена литература и собран фактический материал. Первым ее шагом является составление плана, в котором определяется последовательность изложения материала. План помогает лучше продумать структуру аналитического обзора, определить, какие разделы оказались перегруженными материалом, где его недостаточно, какие вопросы следует опустить и т.д. Составление плана помогает избежать ошибок в построении текста.

Хороший аналитический обзор должен содержать ответы на следующие вопросы: кто совершал, что, где, когда и с какой целью совершалось. В нем должно содержаться как можно больше конкретной информации, имеющейся в исходных информационных материалах. Если аналитический обзор составляется на основании управленческих документов, в нем необходимо акцентировать внимание на новых сведениях и определить, насколько целесообразно обращаться в дальнейшем к самому документу.

В начале аналитического обзора помещается перечень первичных источников информации, на основании которых он составлен. Если аналитический обзор составлен на основе книг, статей, газетных или журнальных публикаций, то собственно аналитическому обзору предшествует библиографическое описание реферируемых документов в соответствии с требованием ГОСТ 7.1-84 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления». Если аналитический обзор составляется на основании законодательных, иных нормативных правовых актов, управленческих документов, перед текстом помещается перечень использованных документов с указанием наименования каждого документа, издавшего его органа, заголовка к тексту, даты и регистрационного номера. Перечисление источников информации может опускаться, если исходные книги или копии документов прилагаются к аналитическому обзору.

Аналитический обзор должен иметь заголовок, который может отличаться от заглавия реферируемого документа, если:

· аналитический обзор составляют не на языке реферируемого документа;

· аналитический обзор составляют на часть документа (в этом случае заголовок отражает содержание реферируемой части документа);

· заголовок документа не отражает содержания документа или аналитического обзора;

· аналитический обзор составляется на основании нескольких источников.

Аналитические обзоры составляются по определенной схеме: тема, предмет (объект), характер и цель работы, метод проведения работы.

Заголовок и сведения, имеющиеся в библиографическом описании, не должны повторяться в тексте. Следует избегать лишних вводных конструкций (автор статьи рассматривает… и т.п.). Исторические справки, если они не составляют основное содержание реферируемого документа, описание ранее опубликованных работ и общеизвестные положения в аналитическом обзоре не приводятся.

В начале аналитического обзора, если это требуется, следует поместить ключевые слова — элементы информационно-поискового языка. Для этого из текста реферируемого документа выбирают от 5 до 15 слов или словосочетаний, наиболее точно передающих содержание документа. Ключевые слова должны обеспечить возможность поиска аналитического обзора в автоматизированной информационной системе. Ключевые слова записывают в именительном падеже прописными буквами в строку через запятые.

Текст аналитического обзора начинается с изложения сути вопроса, затем раскрываются его конкретные или частные стороны. В обзоре может даваться описание методов выполнения работы. Его целесообразно проводить в том случае, если эти методы представляют особый интерес в рамках темы аналитического обзора. Широко известные методы только называются. Если в аналитическом обзоре приводят конкретные данные, то указывают источники этих данных и характер их получения и обработки.

Приводя основные теоретические, экспериментальные, описательные результаты, следует отдавать предпочтение новым и проверенным фактам, результатам долгосрочного значения, открытиям, важным для решения практических вопросов. Если в исходных информационных материалах имеются новые сведения, выходящие за пределы основной темы, о них также можно упомянуть в аналитическом обзоре.

Выводы (оценки, предложения), содержащиеся в источниках, также следует отразить в аналитическом обзоре и указать область их применения.

Если в документе отсутствует какая-либо часть (методы, выводы, область применения), то в аналитическом обзоре ее опускают, сохраняя последовательность изложения.

В аналитическом обзоре допускается излагать содержание документа с большей или меньшей детализацией. Если составляется краткий аналитический обзор, ограничиваются основной темой и результатами, изложенными в реферируемом документе.

Аналитический обзор должен быть лаконичным и точным. Следует употреблять синтаксические конструкции, свойственные языку реферируемых документов, избегать сложных грамматических конструкций.

В аналитическом обзоре следует применять стандартизованную терминологию, избегать непривычных терминов и символов, а если без них обойтись нельзя, разъяснять их значения при первом упоминании в тексте. Термины, отдельные слова и словосочетания, названия организаций и должностей допускается заменять официально принятыми аббревиатурами и общепринятыми текстовыми сокращениями, смысл которых понятен из контекста.

Формулы в аналитическом обзоре приводятся в том случае, если без них невозможно передать содержание и если они отражают итоги работы, описанной в реферируемом документе. Формулы облегчают понимание изложенного.

Допускается включать в аналитический обзор иллюстрации и таблицы, если они помогают раскрыть содержание документа и сокращают объем текста.

Если реферируется источник на иностранном языке, фамилии, названия учреждений, организаций, фирм, названия изделий и другие имена собственные в тексте аналитического обзора приводят на языке оригинала. Допускается записывать иностранные имена собственные буквами русского алфавита в соответствии с существующими правилами транслитерации или приводить их в транскрибированном виде. Для этого нужно использовать таблицу соответствия букв русского и латинского алфавитов (косой чертой отделены другие варианты записи), рекомендованные международной службой связи*:

Русские

Латинские

Русские

Латинские

А

А

Р

R

Б

В

С

S

В

V

Т

Т

Г

G

У

U

Д

D

Ф

F

Е

Е

Х

Н

Ж

J/ZH

Ц

С

З

Z

Ч

СН

И

I

Ш

SH

К

К

Щ

SC/SHCH

Л

L

Ы

Y

М

М

Э

Е

Н

N

Ю

IY

О

О

Я

IA

П

Р

При применении транслитерации рекомендуется при первом упоминании имени собственного в тексте приводить в скобках имена на языке реферируемого документа или в оригинальном написании.

Все географические названия в аналитическом обзоре приводятся в соответствии с новейшим изданием «Атласа мира» Главного управления геодезии и картографии. При отсутствии данного географического названия в «Атласе мира» его приводят на языке оригинала или на языке реферируемого документа.

В аналитический обзор можно включать и иные сведения, представляющие интерес для тех, кому адресован аналитический обзор (название организации, в которой выполнена работа, сведения об авторе первичного документа, ссылки на ранее опубликованные документы и т.п.). Если в первичном документе допущены ошибки или имеются противоречия, в дополнительных сведениях следует поместить соответствующие примечания.

Объем аналитического обзора определяется содержанием документа, количеством сведений и их научной ценностью или практическим значением. Тем не менее существуют общие рекомендации по их объему при публикации в специальных изданиях. Средний объем текста аналитического обзора составляет (в печатных знаках): 500 — для заметок и кратких сообщений; 1000 — для большинства статей, патентов; 2500 — для документов большого объема. При необходимости объем аналитического обзора может быть увеличен.

Смелова Маргарита Владиславовна

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого факультет искусств, социальных и гуманитарных наук (3 курс)

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР СТУДЕНЧЕСКИХ НАУЧНЫХ ЖУРНАЛОВ РОССИИ

Аннотация: в статье приводится аналитический обзор восьми студенческих научных журналов из четырёх регионов России (Ставропольский край, Москва, республика Марий-Эл, Казань) с указанием сайтов и информацией о возможности публикации.

Ключевые слова:студенческий научный журнал, аналитический обзор, преимущества и недостатки, издатели, молодые учёные.

Keywords: student research magazine, analytical review, advantages and disadvantages, publishers, young scientists.

Данный материал был подготовлен по инициативе редакционной коллегии журнала для того, чтобы познакомить студентов с научными периодическими изданиями, дать возможность рассмотреть студенческие журналы как источник фактов и достижений современной мировой и российской науки, расширить кругозор начинающих исследователей. Читатель может перейти по ссылке и познакомиться со статьями в журналах самостоятельно, выбрать «площадку» для презентации собственных результатов или для дискуссии с авторами.

К сожалению, собственно студенческих научных журналов в нашей стране существует очень мало. В рамках данного обзора мы рассмотрим все выявленные издания. Не утверждаем, что список является исчерпывающим и будем рады любым его дополнениям. Итак, обратимся к журналам.

1. YOUNG SCIENCE (http://www.yscience.ru)

Сетевой электронный научный журнал издаётся с 2014 г. ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет» в сотрудничестве с ООО «НПП Кандела». Данный рецензируемый журнал публикует ак-

туальные исследования докторантов, аспирантов, магистрантов, бакалавров, студентов.

Направления и темы издания: «Информационные технологии», «Медицина и ветеринария», «Современные материалы и технологии их создания», «Новые приборы и аппаратные комплексы», «Биотехнологии и сельское хозяйство», «Гуманитарные науки».

По требованиям редакции «в статьях должны содержаться результаты научных исследований, готовые для использования в практической работе, либо представлять для них познавательный интерес» , требуются рецензии на статьи (внутренняя, внешняя) и автореферат для размещения в AGRIS (Agricultural Science and Technology) — международной библиографической базе данных. Перед публикацией редакция направляет материалы на дополнительное рецензирование членам редколлегии.

Журнал представлен только электронной версией. Отметим отсутствие общего оглавления и единой обложки, что крайне неудобно. С первой страницы без интерфейса, без информации о редакции, без правил публикации и сведений об авторах и т.п. начинается текст статей, тем самым стиль журнального оформления теряется.

Многие материалы в журнале носят краеведческий характер. Например: «Биологическая безопасность говядины в Ставропольском крае», «Применение пермакультуры в обустройстве приусадебных участков в климатических условиях г. Ставрополя» и др. Эти и другие аналогичные статьи рассматривают выращивание культур, урожайность, приёмы обработки почвы, дойность стада применительно только к Ставропольскому краю, что, безусловно, важно, но, вместе с тем, направленность на узкую аудиторию делает проблематичным использование этих материалов студентами других районов и областей.

2. ВЕСТНИК МАГИСТРАТУРЫ

Издаётся с 2011 года; с 2012 года — ежемесячно. Учредитель: Научно-издательский центр «Коллоквиум», Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола.

Редакционная коллегия состоит из 24 научных сотрудников (из них 8 -доктора наук, профессоры) из разных городов.

Индексируется: Российским индексом научного цитирования Science Index, научной электронной библиотекой Elibrary.ru, Винити Ран (viniti.ru) (электронный каталог научно-технической литературы), Google scholar. У журнала 19 рубрик по всем направлениям наук: «физика и математика», «химия», «биология», «медицина», «техника», «сельское хозяйство и земледелие», «история», «археология», «философия», «филология», «педагогика», «искусствоведение», «психология», «социология», «политология», «культурология», «экономика» и «юриспруденция».

Рубрикация журнала соответствует Номенклатуре специальностей научных работников, утверждённой Минобрнауки России.

К публикации принимаются статьи: магистрантов, бакалавров и студентов, обучающихся по программам специалитета, студентов колледжей .

Выходит печатная версия журнала тиражом 800 экземпляров. Каждому автору отсылается экземпляр. После прохождения обязательного рецензирования автор оплачивает публикацию и экземпляр.

Каждый выпуск журнала рассылается более чем по 20 библиотекам России: при МГУ, при консерватории им. П. И. Чайковского, в Российскую государственную, в Российскую национальную, в Государственную публичную историческую библиотеку и др.

Статьи в журнале разноплановые, отражающие взгляд студенчества на насущные проблемы науки и практики.

Интересующимся практическими вопросами эффективного управления полезно изучить, к примеру, статью студентки Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» О. А. Исаевой «Система менеджмента качества в ИТ-организации» (№1, 2011, с.3-6).

Статья А. В. Белоусовой «Кредит в РФ: основные тенденции и перспективы развития» (№1, 2011, с.7-8) может служить интересной «шпаргалкой» в области кредитной политики.

В сфере работы с молодежью и в социальной работе необходимо знать, какие законодательные нормы защиты прав детей существуют и применяются на практике, на что позволяет обратить внимание статья К. Р. Акчуриной «Защита прав несовершеннолетних в рекламе» (№1, 2011, с. 23-25).

Статья Ю. С. Фукаловой «Этика деловых отношений как фактор предпринимательской активности в Российской Федерации» (№12 (15), 2012, с. 26-33) не только анализирует деловую активность и деловой климат, но и поднимает тему философско-этических норм.

Е. А. Саушева в статье «Смертная казнь: за и против» (№12 (15), 2012, с. 80-82) рассматривает историю смертной казни в разных странах. В нашем государстве данный вопрос не решён до сих пор, автор приводит аргументы «за» и «против», основанные на опросе граждан.

В статье «Автоматизированная информационная система рейтинговой оценки деятельности преподавателей» М.Р. Бахитов, С.К. Дамекова (2014, № 7(34), Том I) раскрывают понятие «рейтинговой оценки» и её критерии, а также предлагают разработанную ими систему.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Интересно проследить, как изменялся, модернизировался журнал. В 2012г. его объём увеличился в 2 раза (выпуск 15), а в 2013 г. — ещё на столько же (выпуск 23), что говорит о доверии читателей и авторов к изданию. В 2012-2014 гг. значительная часть материалов была посвящена экономике, психологии, юриспруденции и др. С 2015 года журнал уже не ограничивается социально-гуманитарным направлением, формируются разделы по всем наукам: физика, математика, биология, химия, техника, сельское хозяйство и т.д. Достаточно много статей по истории и археологии, филологии, социологии и проч. Среднее количество статей в выпусках за 2015 год — 30.

Тем же учредителем и на тех же условиях публикации выпускается еще один научный журнал — «Бакалавр».

3. БАКАЛАВР (www.bakalavrjournal.ru)

Журнал издаётся с 2014 г. ежемесячно. В редколлегию входят 8 специалистов, статьи публикуются по техническим, политическим, филологическим, социологическим, экономическим и юридическим наукам. Объём каждого выпуска примерно от 15 до 20 статей. Большинство статей студентов

из самой республики Марий-Эл, из Поволжского государственного технологического университета. Студенты знакомят читателя с результатами проведённых опросов, исследований на актуальные и даже «острые» темы: о роли политических партий, последствиях экономических санкций для России, о межнациональных и межэтнических конфликтах, об исполнении указов президента, о пенсионных выплатах, о миграции и т.д.

Рубрики в журнале, дизайн и интерфейс сайта такие же, как у журнала «Вестник магистратуры».

Будущему организатору работы с молодёжью может оказаться полезной статья «Молодёжная политика: передовой опыт зарубежных стран» Е.Е. Москвичёвой и Е.Г. Букатиной (№ 9- 10 (10-11), 2015). «В статье рассматривается процесс реализации и формирования молодёжной политики в разных странах мира. Большое внимание уделяется развитию институциональной нормативно-правовой базы молодежной политики, изучаются специфика государственной деятельности и принимаемых решений» (с.37-42). Опыт социальной работы с молодёжью США, Германии, России важно знать для анализа политики государств и реализуемых программ, проектов, для сравнения положения молодёжи в разных странах.

4. НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (www.universitviourna1.ru).

Это международный научный журнал, адресованный студентам, аспирантам, преподавателям. Его выпускает научно-издательский центр «Коллоквиум», Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, оформление сайта аналогично.

Издание выходит ежемесячно в форме альманаха по сериям «Экономика и право» (рубрики «Мировая экономика», «Экономика народного хозяйства», «Предпринимательская деятельность: новые подходы к управлению и повышению конкурентоспособности», «Современная банковская система», «Проблемы теории и практики правового регулирования»); «Технические науки», «Вопросы естественных наук», «Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук» (рубрики «Исторические науки и археология», «Философские науки», «Филология», «Педагогика», «Психология», «Социология», «Политика», «Искусствоведение», «Культурология»). В

международный редакционный совет входят учёные из Испании, Болгарии, Германии, Украины, Узбекистана, Кыргызской Республики, республики Молдова, США.

В каждом выпуске присутствует рубрика «Свежий взгляд»,в которой опубликовать свою статью могут студенты, аспиранты и преподаватели до 35 лет.

В номерах помещено от 8 до 20 статей. К 2015 году количество рубрик и желающих публиковать свои работы возросло. Многие статьи написаны в соавторстве.

На сайте можно просмотреть и скачать как весь выпуск, так и отдельные статьи.

5. ГРАНИ НАУКИ — СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ.

(http://graninauki.ru/).

Журнал выпускает Казанский (Приволжский) федеральный университет.

На сайте доступна как полная, так и мобильная версия журнала.

К публикации допускаются только студенческие работы объёмом до пяти страниц. Публикация бесплатная.

Главной целью создания данного журнала университет обозначил помощь в реализации способностей молодых исследователей и обеспечение доступности их работы читателю, «закрепление» молодёжи в науке — от физики до философии.

Научное периодическое издание учреждено в 2013 г., выходит 2 раза в год. Журнал рекомендует знакомиться с публикуемыми исследованиями не только студентам, но и преподавателям, и всем, кто занимается научно-исследовательской работой. Как заявляет редакция, публикуются только объективные, информативные статьи высокого уровня, работает институт анонимного рецензирования. В редколлегии работает более 20 преподавателей и сотрудников Казанского (Приволжского) федерального университета.

волжского) федерального университета, Пермского госнационального исследовательского университета, Томского госуниверситета, Нижегородского госуниверситета им. Н.И. Лобачевского и др.

Представлены статьи по направлениям: «Социально-гуманитарное», «Естественнонаучное и физико-математическое», «Техника и технология», присутствует отдельная рубрика: «Письма в редакцию». На сайте доступна электронная версия каждого номера. В статьях закреплены активные ссылки.

Выпуск № 3 — 2015 (Т.з) «Грани науки» посвящён Всероссийской научной конференции молодых ученых в честь 95-летия со дня рождения Рэя Брэдбери «Проблемы современной научной фантастики». Этот специальный выпуск наиболее полно охватывает гуманитарное (философско-ли-тературное) направление, тему научной фантастики как отдельного жанра. 24 статьи разносторонне раскрывают перед нами «фантастоведение» и мифологию — зарубежную (Франц Кафка, Рэй Брэдбери, Г. Уэллс, Дж. Мартин, С. Коллинз, Д. Коупленд, К. Денниг, К. Лассвиц, Б. Фришмут, Ф. Герберт) и отечественную (Анатолий Ким, А. и Б. Стругацкие, Л. Лагин). Этот творческий выпуск вводит в мир фантастических романов, новелл, пьес и сериалов; знакомит с тем, что такое утопия, сатира, мистификация, апокалипсис, синтез жанров; позволяет поразмышлять об общественных идеалах, нравственном выборе, ответственности учёного, городах будущего, пользе или вреде научно-технического прогресса, совместимости понятия «эвтаназия» с человечностью… Представление о фантастике меняется: «фантастоведение» — это часть филологической науки. Есть возможность узнать о многих произведениях, которые стоит прочесть.

В статье «Взаимодействие антиутопических и постапокалиптических тенденций в романе Д. Коупленда «Пока подружка в коме» (с. 36-40) автор Ускова В.А. анализирует нерешаемый конфликт человека и общества в век свободы и информатизации, век «потери своего Я». Особо в тексте выделены минусы и проблемы СМИ: «Власть СМИ увеличивается: масс-медиа не только влияют на героев в таких вопросах, как «что носить» и «как себя вести», но и пытаются полностью формировать образ их мыслей, провоцируя определенные реакции. Представители СМИ влияют не только непосредственно на тех людей, с которыми контактируют, но также, создавая види-

мость некой красивой жизни с помощью определенных эффектов и сцен, формируют необходимые им эмоции у телезрителей, тем самым «зомбируя» их. Более того, власть СМИ проявляется во все большей «зависимости» героев от различных телепередач, модных журналов, видеокассет с фильмами, которые занимают все их свободное время» .

Журнал привлекателен для чтения, его в буквальном смысле хочется прочесть «от корки до корки», не пропуская ни одной страницы.

6. EUROPEAN STUDENT SCIENTIFIC JOURNAL

(http://sjes.esrae.ru/).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мультидисциплинарный журнал, публикующий статьи студентов, аспирантов и молодых учёных. В год выходит 2 — 3 номера. Публикация бесплатная, объём — до 8 страниц.

Необходимо зарегистрироваться на сайте и отправить материалы через созданный «Личный портфель автора». К организационным моментам относится обязательное наличие «Сопроводительного письма», оно должно быть напечатано на бланке учреждения с подписью руководителя учреждения, отсканировано и загружено в «Личный портфель». В письме автором гарантируется соблюдение авторских прав и ответственность за интеллектуальную собственность «в соответствии с действующим международным законодательством». Автор отвечает за то, что данная статья не публиковалась и в других изданиях публиковаться не будет, и передаёт права на неё учредителю журнала, которым выступает Академия естествознания (Москва) и European Academy of Natural History (Edinburgh, Scotland, UK). Редакторы находятся не только в Москве, но и в Германии и Великобритании.

В электронной версии единого номера не представлено, каждая статья идёт отдельным файлом, текстом без визуального оформления в журнальном формате, что при знакомстве с продуктом и при чтении кажется неудобным. Сама стилистическая окраска термина «журнал» предполагает ожидание определённой формы представления материалов, привычной для работы. В данном случае восприятие журнала теряется из-за разделения на отдельные статьи.

7. СТУДЕНЧЕСКИЙ ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК

(http://geo.esrae.ru/).

Учредитель: Российская академия естествознания (г. Москва).

Журнал создан для студентов-исследователей в области географических и смежных наук и «является единственным специализированным географическим журналом в своём роде». Публикация бесплатна, в год выходит 3 выпуска. «Журнал освещает студенческие исследования теоретического и прикладного характера в области географических наук, а также информирует о прошедших и предстоящих научных событиях». Рубрики (направления) журнала: 1. Физическая география; 2. Экономическая, социальная и политическая география; 3. Рекреационная география и география туризма; 4. Охрана природы; 6. Географическая история и образование; 7. Междисциплинарные исследования; 8. Информационные сообщения».

На сайте доступны три номера за 2015 год. Планируется дальнейший выпуск трёх номеров в 2016 г.

Аналогично с журналом «EUROPEAN STUDENT SCIENTIFIC JOURNAL», на сайте регистрируется «Личный портфель автора», и все материалы редакции направляются через него. «Журнал находится на регистрации индекса ISSN. Планируется регистрация журнала в НЭБ eLibrary».

В вышедших статьях авторами рассмотрены: мировое хозяйство, стадии производства, садово-парковое искусство Англии, плодородие почв, исследование биогеографии Сибири зарубежными деятелями науки, нефтяные месторождения, полезные ископаемые, ландшафт и др.

Особо хочется выделить статью «Художественная литература как метод экологического воспитания на уроках географии в школе» Миловановой И.В. (Красноярский гос. пед унив. им. В.П. Астафьева) (2015, №2). Она интересна для тех, кто преподаёт или собирается преподавать географию в школе. Предложенные автором методы воспитания и художественной репрезентации (т.е., представительства) универсальны, и могут быть использованы педагогами и на других уроках. Взгляд исследователя на проблемы новых дополнительных направлений в курсе школьной программы обозначен чётко и понятно. Автор рассматривает художественную литературу как «сильнейший стимул и средство самовоспитания». Представляется важным

формирование личности не только через получение и усвоение научной информации, но и через искусство — литературу, музыку, живопись и т.п. Такие студенческие статьи позволяют задуматься о применении новых методов в воспитании, и могут оказать своевременную помощь.

8. МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК. (http://eduherald.ru/).

Учредитель: информационно-технический отдел Академии естествознания (г. Москва). На сайте также происходит отправка материалов через «Личный портфель», присутствует как полная, так и мобильная версия сайта.

В 2014 г. в свет вышли 4 номера, в 2015 г. их было уже 6 (причём номера разделены на части по отраслям наук: экономические науки, искусствоведение, культурология; юридические, социологические, философские, геолого-минералогические, исторические, политические науки, архитектура и другие). В журнале публикуются научные обзоры, статьи проблемного и научно-практического характера, а также научные студенческие рефераты, курсовые и дипломные работы. Автор оплачивает издательские расходы.

Присутствуют статьи на английском языке.

Кандидаты и доктора наук могут публиковать статьи только в соавторстве со студентом, аспирантом или соискателем, т.к. журнал рассчитан именно на творчество студентов.

Интересно, что в журнале очень подробно рассматриваются темы весьма узкой направленности: например, анализируется определённая сказка, образ, выставка, бумага как художественный материал, внеклассная работа в кружках по изобразительному искусству, формат признания в чувствах, рок-музыка, деятельность музея в годы Великой Отечественной войны, даже особенности выбора имени новорожденному.

ИТОГ

Работа со студенческими научными журналами дает много материалов для саморазвития. Есть возможность узнать, какие журналы для студентов выпускаются в России, внимательно ознакомиться с правилами публикации, увидеть, какое количество учёных задействовано в процессе выпуска одного номера и какой это трудоёмкий процесс — зарегистрировать журнал, заслужить право быть включённым в различные библиотеки и базы данных, получить признание и высокую оценку читателей. Интересно попытаться сравнить качество разных изданий не только с позиции читателя, но и как студенту-исследователю, входящему в науку. А самое главное — изучить большое количество выпусков, актуальные рубрики в них и сами статьи, многие факты истории, получить информацию по разным дисциплинам, а уже изученные предметы (педагогика, психология, право, литература) открываются с новых сторон.

Из рассмотренных выше изданий выделяются два — «Грани науки» и «Новый университет», их гуманитарные рубрики имеют много общего с журналом «The Time of Science».

Для себя я смогла определить, что найти интересующий вопрос в многопрофильном журнале очень сложно. Например, журнале «Новый университет» тяжело ориентироваться в разбросе тем от «Каламбура как одно из средств создания комизма в эпиграммах П. П. Ершова» до «Концептуально-инструментального аспекта процесса информатизации политической сферы жизни общества». Если журнал используется не для досуговых целей, а необходим в работе, то это не удобно. Гораздо лучше, когда номер посвящён смежным наукам или является специальным выпуском на одну тему.

В целом, благодаря проделанной работе, возможно не только изучить журналы, но и сделать для себя выводы, какими журналами лучше пользоваться при подготовке учебных заданий и разработке проектов, и получить опыт работы с научными изданиями.

В статье рассмотрены следующие студенческие научные журналы:

1. Бакалавр (www.bakalavrjournal.ru),

2. Вестник магистратуры (http://www.magisterjournal.ru/),

3. Грани науки (http://graninauki.ru/),

4. Международный студенческий научный вестник (http://eduherald.ru/),

5. Новый университет (www.universityjournal.ru),

6. Студенческий географический вестник (http://geo.esrae.ru/),

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящем обзоре представлен критический анализ документации по предоставлению услуг здравоохранения в Кыргызской Республике за последние пять лет. В частности, поднимаются следующие вопросы: какие основные проблемы стоят перед организацией предоставления услуг здравоохранения в стране? Какие актуальные факторы политики здравоохранения следует принять во внимание, чтобы ускорить реализацию программы по совершенствованию организации предоставления услуг здравоохранения?

В 2017 году было инициировано исследование в формате аналитического обзора с целью дать ответы на эти вопросы в контексте активизации реформ в сфере предоставления услуг здравоохранения в Кыргызской Республике. Помимо установления сдерживающих факторов в организации предоставления услуг и их причин, в обзоре также отмечен ряд положительных примеров и инновационных мероприятий, предлагающих практические ноу-хау и политические меры для устранения причин выявленных проблем.

В обзоре объединены выводы и рекомендации из более чем 150 документов, касающихся предоставления услуг, которые были опубликованы в период с 2012 по 2017 годы. Целью данной работы было выявить и подчеркнуть последовательность развития информационной составляющей и представить проблематику организации предоставления услуг здравоохранения, используя общие принципы и подход. Выводы исследования были дополнены результатами полуструктурированных опросов ключевых респондентов и обсуждены с основными заинтересованными сторонами в ходе недельного тематического совещания по предоставлению услуг здравоохранения в рамках Программы «Ден Соолук», которое состоялось 4-7 декабря 2017 года.

В предлагаемом документы представлены основные выводы и рекомендации, в т.ч. предложенные на тематическом совещании меры по ускоренному внедрению улучшений в процессах выбора услуг, разработки модели медико- санитарных услуг, организации работы поставщиков, организации стратегических закупок и отстройки систем управления, а также других содействующих факторов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *