Аналитические регистры налогового

Содержание

Регистры налогового учета

Актуально на: 7 мая 2019 г.

Организации, которые являются плательщиками налога на прибыль, для определения налоговой базы должны вести налоговый учет. Ведется он на основе первичных документов (ст. 313 НК РФ).

Какие бывают регистры налогового учета?

В основе налогового учета организации могут лежать регистры бухгалтерского учета. Если для определения налоговой базы в этих регистрах содержится недостаточно информации, то организация должна разработать регистры налогового учета. Для этого необходимо выбрать наиболее подходящий вариант:

  • дополнить регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами;
  • разработать самостоятельные регистры налогового учета.

Аналитические регистры налогового учета

Аналитические регистры налогового учета — сводные формы налогового учета, данные в которых систематизированы и сгруппированы в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ без распределения по счетам бухгалтерского учета (абз. 1 ст. 314 НК РФ).

Обязательные реквизиты аналитических регистров налогового учета

НК предусматривает перечень обязательных реквизитов, которые должны содержаться в аналитических регистрах налогового учета:

  • наименование регистра;
  • период (дата) составления;
  • измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
  • наименование хозяйственных операций;
  • подпись (расшифровка подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

>Как вести регистры налогового учета

Регистры налогового учета организации могут вести как на бумажных носителях, так и в электронной форме (абз. 6 ст. 314 НК РФ).

Можно ли вносить исправления в регистры налогового учета

При обнаружении ошибки в регистре налогового учета организация должна внести в него исправления. Для этого в регистре необходимо указать верные данные, привести обоснование внесенного исправления, поставить дату исправления и заверить подписью лица, которое это исправление внесло.

Регистры налогового учета: образец

НК не предусмотрены обязательные формы регистров налогового учета. И налоговая инспекция не вправе требовать от организации вести регистры по какой-то установленной форме (абз. 5 ст. 313 НК РФ). Организация самостоятельно разрабатывает формы регистров налогового учета и отражает их в своей учетной политике для целей налогообложения.

См. образец налогового регистра по налогу на прибыль

Как вести регистры налогового учета (образец)?

Как создать регистр налогового учета

Требования к налоговым регистрам

Регистры налогового учета по налогу на прибыль

«Доходный» регистр НУ

Как заполнить «расходный» налоговый регистр

Итоги

Как создать регистр налогового учета

Чтобы использовать регистры налогового учета, придется затратить время на разработку их формы, а затем закрепить их в приложении к учетной политике, издав соответствующий приказ (абз. 7 ст. 314 НК РФ).

О нюансах формирования налоговой учетной политики читайте в статье «Как составить налоговую политику организации?».

Законодатель не ограничивает налогоплательщиков в выборе вида и формы этих документов, поэтому регистры налогового учета могут выглядеть по-разному. Объем содержащейся в них информации должен давать представление о том, на основании каких документов и каким образом сформирована налогооблагаемая база. Размещение данных в регистре может быть любым (в табличной или текстовой форме) — эти особенности предусматриваются при разработке форм регистров налогового учета.

Единственное, в отношении чего нельзя проявлять инициативу при оформлении регистров налогового учета, — это обязательные реквизиты. Их состав должен соответствовать НК РФ. Например, при расчете налога на прибыль используются регистры налогового учета, содержащие следующую информацию (абз. 10 ст. 313 НК РФ):

  • наименование регистра;
  • дату составления;
  • натуральные (если это возможно) и денежные измерители операции;
  • наименование объектов учета или хозяйственных операций;
  • подпись ответственного за составление регистра лица и ее расшифровку.

Вести такие регистры можно любым удобным для налогоплательщика способом: на бумаге или электронно.

Требования к налоговым регистрам

Из ст. 314 НК РФ следует, что регистры налогового учета (НУ) заполняются на основании первичных учетных документов непрерывно в хронологическом порядке. Это означает, что беспорядочное или безосновательное занесение данных в регистр, а также пропуски или какие-либо изъятия не допускаются.

ВАЖНО! Расшифровка словосочетания «первичный учетный документ» в НК РФ отсутствует, поэтому подтверждением записей в НУ может служить бухгалтерская первичка (письмо Минфина России от 17.01.2014 № 03-03-06/1/1156).

Не следует забывать, что сформированные налоговые регистры необходимо защищать от несанкционированного исправления. Любые ошибки в регистрах налогового учета исправляются только при соответствующем обосновании, а ответственный исполнитель заверяет все внесенные корректировки своей подписью и указывает дату.

ВАЖНО! Информация, отраженная в регистрах налогового учета, представляет собой налоговую тайну. За ее разглашение (в том числе налоговиками) предусмотрена административная и уголовная ответственность (письмо Минфина России от 12.04.2011 № 03-02-08/41).

Подробнее о требованиях к налоговому учету и налоговым регистрам читайте .

Регистры налогового учета по налогу на прибыль

Для заполнения «прибыльной» декларации понадобится минимум 2 регистра НУ: один по учету доходов, другой по расходам. Информация о полученных доходах и произведенных расходах, сформированная по нормам НУ, позволит определить прибыль — объект налогообложения, без которого расчет самого налога на прибыль невозможен.

О том, какой может быть налоговая база для разных видов налогов, читайте в статье «Основные элементы налогообложения и их характеристика».

Дополнительные регистры придется оформить в случае, когда у налогоплательщика множество видов деятельности, а также, помимо стандартных хозяйственных операций, проводятся операции с особыми условиями перехода права собственности или по которым предусмотрен специальный порядок формирования налоговой базы.

ВАЖНО! Если налогоплательщик не может или не хочет разрабатывать регистры налогового учета, но при этом не желает быть наказанным по ст. 120 НК РФ за их отсутствие, он вправе воспользоваться готовыми. Их формы можно найти в рекомендациях МНС России «Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 НК РФ» от 19.12.2001.

Пример

Специалисты ООО «Ритм» отражают необходимую для расчета налога на прибыль за 2018 год информацию в следующих регистрах налогового учета (РНУ):

  • РНУ «Доходы от реализации» ООО «Ритм»;
  • РНУ «Расходы, уменьшающие доходы от реализации» ООО «Ритм»;
  • РНУ «Внереализационные доходы» ООО «Ритм»;
  • РНУ «Внереализационные расходы» ООО «Ритм».

Учитывая, что в указанный период внереализационные доходы и расходы у ООО «Ритм» отсутствовали, остановимся подробнее на оформлении регистров налогового учета полученных доходов и осуществленных расходов по основной деятельности.

«Доходный» регистр НУ

Продолжение примера

Доходы ООО «Ритм» в отчетном периоде складывались из следующих компонентов:

  • выручка от реализации продукции собственного изготовления (50 367 000 руб.);
  • выручка от реализации покупных изделий (30 590 000 руб.)
  • выручка от реализации прочего имущества (300 000 руб.);

ВАЖНО! Учесть в «доходной» части необходимо всю сумму реализованной за отчетный период продукции, за исключением доходов, перечисленных в ст. 251 НК РФ.

О том, какие доходы отражены в ст. 251 НК РФ, читайте в материале «Ст. 251 НК РФ (2018-2019): вопросы и ответы».

ВАЖНО! Оформляя РНУ «Доходы от реализации», не следует забывать, что выручку в регистре и налоговой декларации необходимо указывать без учета НДС и акцизов (п. 1 ст. 248 НК РФ).

Информация для заполнения «доходного» РНУ берется из данных бухучета (по счетам 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы»).

На нашем сайте вы можете скачать заполненные регистры налогового учета, образецкоторого, относящийся к доходам, оформлен по данным рассмотренного примера.

Скачать образец регистра налогового учета «Доходы от реализации»

Как заполнить «расходный» налоговый регистр

С заполнением «расходных» регистров налогоплательщики могут испытывать определенные трудности. Это связано с тем, что признание расходов в налоговом учете не всегда совпадает с отражением аналогичных расходов в бухучете. Так что использовать бухгалтерские учетные регистры без внесения в них дополнительных корректировок не всегда представляется возможным.

К примеру, отдельные виды расходов в БУ отражаются в полном объеме, а в НУ нормируются (рекламные, представительские и т. д.). А некоторые виды затрат налоговое законодательство вообще запрещает признавать в составе расходов, формирующих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

О нюансах признания прочих расходов, связанных с производством и реализацией, читайте .

Продолжение примера

Специалист ООО «Ритм» сформировал РНУ «Расходы, уменьшающие доходы от реализации», в котором отразил следующие виды расходов: затраты на основное сырье и материалы, зарплату вместе с начисленными страховыми взносами, амортизацию имущества ООО «Ритм», расходы на тепло, воду, электроэнергию и др.

Информацию для заполнения регистра бухгалтер взял из данных бухучета (по счетам 20, 26, 44, 91 и др.). В отчетном периоде фирма не осуществляла расходов, признание которых в НУ не совпадает с правилами БУ, поэтому корректировать данные бухучета не пришлось.

Образец заполненного регистра налогового учета «Расходы, уменьшающие доходы от реализации» вы также можете скачать на нашем сайте.

Скачать образец регистра налогового учета «Расходы уменьшающие доходы от реализации»

ВАЖНО! Если налоговые расходы превысили налоговые доходы и налогооблагаемая база по прибыли в каком-то из периодов (налоговом или отчетном) отсутствует, декларацию налоговикам все равно представить необходимо (п. 1 ст. 289 НК РФ).

Итоги

Регистры налогового учета разрабатываются самим налогоплательщиком, а их форма утверждается в качестве приложения к налоговой учетной политике. Они могут быть составлены в электронном виде или на бумаге — это значения не имеет. Главное — наличие в них обязательных реквизитов, установленных НК РФ. К информации, отражаемой в регистрах, предъявляется основное требование: все записи должны быть обоснованы и достоверны, а из содержания регистра должно быть понятно, как сформирована налогооблагаемая база.

Если регистры налогового учета налогоплательщиком не ведутся, возможны штрафные санкции со стороны налоговиков по ст. 120 НК РФ.

Налоговые регистры, образцы которых вы можете скачать на нашем сайте, позволяют сгруппировать имеющуюся информацию о доходах и расходах компании и правильно рассчитать налог на прибыль.

Статья 313 НК РФ. Налоговый учет. Общие положения

СТ 313 НК РФ.

Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового)
периода на основе данных налогового учета.
Налоговый учет — система обобщения информации для определения налоговой базы по
налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком,
предусмотренным настоящим Кодексом.
В случае, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для
определения налоговой базы в соответствии с требованиями настоящей главы, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными
реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные
регистры налогового учета.
Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации
о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных
налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией
внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и
своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.
Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из
принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется
последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового
учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения,
утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные
органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов
налогового учета.
Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях
налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства о
налогах и сборах или применяемых методов учета. Решение о внесении изменений в учетную
политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с
начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах не ранее
чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства.
В случае, если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также
обязан определить и отразить в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок
отражения для целей налогообложения этих видов деятельности.
Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и
расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем
налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на
расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а
также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.
Подтверждением данных налогового учета являются:
1) первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);
2) аналитические регистры налогового учета;
3) расчет налоговой базы.
Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы,
являющиеся документами для налогового учета, в обязательном порядке должны содержать
следующие реквизиты:
наименование регистра;
период (дату) составления;
измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
наименование хозяйственных операций;
подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.
Содержание данных налогового учета (в том числе данных первичных документов)
является налоговой тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в данных
налогового учета, обязаны хранить налоговую тайну. За ее разглашение они несут ответственность,
установленную действующим законодательством.

Комментарий к Ст. 313 Налогового кодекса

Налоговый учет представляет собой систему регистрации и обобщения информации о совершаемых налогоплательщиком однородных операциях, приводящих к возникновению доходов или расходов, учитываемых в определенном положениями НК РФ порядке при исчислении налоговой базы текущего или будущих периодов.

В письме Минфина России от 16.11.2010 N 03-03-06/1/732 указано, что система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.

Основными задачами налогового учета являются формирование полной и достоверной информации о порядке формирования данных о величине доходов и расходов организации, определяющих размер налоговой базы отчетного налогового периода в порядке, установленном главой 25 НК РФ, а также обеспечение этой информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью расчетов с бюджетом по налогу на прибыль.

Подтверждением данных налогового учета являются первичные учетные документы, аналитические регистры налогового учета, расчет налоговой базы.

Как следует из пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

а) наименование документа;

б) дату составления документа;

в) наименование организации, от имени которой составлен документ;

г) содержание хозяйственной операции;

д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

е) наименования должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

ж) личные подписи указанных лиц.

Следовательно, первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны быть разработаны самостоятельно и содержать все обязательные реквизиты.

Пример 1.

Первичными учетными документами, подтверждающими расходы по приобретению права требования, будут являться договор финансирования под уступку денежного требования, платежные документы, подтверждающие перечисление средств по договору уступки прав требования.

(Смотрите, например, письмо Минфина России от 13.12.2010 N 03-03-06/2/211.)

Пример 2.

Основанием и документальным подтверждением расхода в виде остаточной стоимости ликвидированного основного средства, срок полезного использования которого не истек, является указанный акт о списании объекта основных средств (унифицированная форма N ОС-4).

(Смотрите, например, письмо Минфина России от 16.11.2010 N 03-03-06/1/726.)

Пример 3.

Если организация-покупатель не оплачивает транспортировку товаров, то для оприходования и отражения в учете стоимости приобретенных товаров может служить оформленная товарно-транспортная накладная (форма N 1-Т) либо товарная накладная (форма N ТОРГ-12).

(Смотрите, например, письмо Минфина России от 15.06.2010 N 03-03-06/1/413.)

Пример 4.

Акт сдачи-приемки услуг как документ, форма которого не содержится в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, может быть сводным. При этом форма такого сводного акта должна утверждаться в составе учетной политики организации, его составляющей, и содержать обязательные реквизиты, предусмотренные Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

(Смотрите, например, письмо Минфина России от 19.03.2010 N 03-03-06/1/153.)

Здесь следует также привести позицию Президиума ВАС РФ, изложенную в Постановлении от 20.01.2009 N 2236/07.

В подтверждение обоснованности расходов на оплату консультационных услуг налогоплательщиком представлены акты приема-передачи работ, составленные за второй, третий и четвертый кварталы 2002 года, в которых указаны виды услуг, период времени, в течение которого они оказаны, и их стоимость согласно условиям договора.

Акты подписаны представителями налогоплательщика и контрагента, действовавшими на основании доверенностей.

Форма таких актов не предусмотрена в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а все обязательные реквизиты, установленные статьей 9 Закона N 129-ФЗ, в них имеются. Поэтому предъявление налоговым органом дополнительных требований к их содержанию неправомерно.

Налогоплательщик указывает, что акты приема-передачи работ являются первичной учетной документацией, подтверждающей выполнение компанией работ по договору.

Согласно пункту 5 статьи 38 НК РФ под услугой для целей налогообложения понимается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Из названной нормы следует, что результаты оказанных услуг не имеют единиц измерения, в связи с чем их стоимость общество и компания могли подтвердить актами приема-передачи работ, составленными в соответствии с условиями договора.

Доказательств, свидетельствующих о том, что услуги, названные в актах приема-передачи работ, компания обществу не оказала, инспекцией не представлено. Информации о ведении обществом бухгалтерского учета с нарушением установленных правил в акте налоговой проверки от 31.03.2005 нет.

Таким образом, суд признал необоснованным вывод о том, что акты приема-передачи работ не являются первичными учетными документами, подтверждающими расходы налогоплательщика на оплату услуг, оказанных контрагентом.

Пример 5.

Хозяйственной операцией в отношении командировочных расходов является начисление организацией задолженности перед работником на сумму понесенных им расходов на командировку (списание подотчетной суммы с работника).

Первичным документом, на основании которого принимается к учету данная хозяйственная операция, является утвержденный руководителем организации авансовый отчет (утверждается при наличии письменного отчета о выполненной работе в командировке, согласованного с руководителем структурного подразделения работодателя). Датой признания расходов на командировки согласно подпункту 5 пункта 7 статьи 272 НК РФ является дата утверждения авансового отчета.

Действующий порядок оформления документов, связанных с командированием работников, установленный Положением, в качестве неотъемлемого приложения к авансовому отчету предусматривает наличие следующих оправдательных документов:

— командировочного удостоверения, оформленного надлежащим образом. Форма командировочного удостоверения утверждена Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 (форма N Т-10). В случаях командировок по территории РФ заполнение реквизитов «прибыл-убыл» предусматривается в случаях, если местом командирования является юридическое лицо;

— о найме жилого помещения;

— о фактических расходах по проезду (включая страховой взнос на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте, оплату услуг по оформлению проездных документов и предоставлению в поездах постельных принадлежностей);

— об иных расходах, которые связаны с командировкой.

Указанные оправдательные документы, являющиеся необходимым приложением к авансовому отчету, должны быть надлежащим образом оформлены, то есть составлены по унифицированным формам, если таковые установлены, а в иных случаях — заполнены по формам, предусмотренным организацией-продавцом (исполнителем) и содержащим реквизиты, поименованные в пункте 2 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». При этом согласно Постановлению Госкомстата России от 24.03.1999 N 20 «Об утверждении порядка применения унифицированных форм первичной учетной документации» в утвержденные Госкомстатом России унифицированные формы документов организация при необходимости может вносить дополнительные реквизиты, а также менять форматы бланков. Исключение отдельных реквизитов из унифицированных форм или их изменение не допускается.

Оформление авансового отчета с нарушением установленных законодательством требований, а также отсутствие необходимых приложений к авансовому отчету (или ненадлежащее их оформление) влекут несоответствие авансового отчета требованиям законодательства РФ, и, соответственно, указанная в нем сумма расходов не может быть включена в состав расходов в целях налогообложения прибыли как не имеющая надлежащего документального подтверждения.

Что касается других документов, которыми должна оформляться командировка в соответствии с Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 (в частности, приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку (формы N Т-9 и Т-9а), служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении (форма N Т-10а)), то их наличие и оформление определяются внутренним документооборотом организации и для документального подтверждения в целях налогообложения прибыли организаций не являются обязательным.

(Смотрите, например, письмо Управления ФНС России по г. Москве от 28.10.2010 N 16-15/113462@.)

Если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, первичные документы, документы бухгалтерского и налогового учета могут составляться в электронном виде и заверяться электронной цифровой подписью лиц, ответственных за совершение хозяйственных операций и правильность их оформления, при соблюдении условий, установленных Федеральным законом от 10.01.2002 N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи».

Аналогичная позиция изложена в письме Минфина России от 26.11.2009 N 03-02-08/85).

Внимание!

Следует отметить, что выписка по расчетному счету не является первичным документом, поскольку не содержит необходимых реквизитов, свидетельствующих о хозяйственной операции по реализации товара (работ, услуг), в счет оплаты которой поступил соответствующий платеж.

Как отмечено в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 20.01.2010 N А03-1465/2009, сведения о движении денежных средств по расчетному счету налогоплательщика не содержат информации о существе хозяйственных операций и не являются безусловным доказательством получения дохода (выручки) налогоплательщиком в целях исчисления налога на прибыль, а выписка банка о движении денежных средств по расчетному счету, на основании которой налоговым органом сделан вывод о доначислении налогоплательщику налога, не может служить достаточным доказательством для установления факта осуществления операций по реализации товаров (работ, услуг) и размера полученной налогоплательщиком выручки, а свидетельствует лишь о поступлении денежных средств на расчетный счет.

Как разъяснено в письме Минфина России от 13.12.2010 N 03-03-06/1/771, организация в целях налогообложения прибыли может предусмотреть в налоговом учете обособленный порядок учета товаров, в стоимость которых включены транспортные расходы, и товаров, в стоимость которых данные расходы не включены (в части остатков товаров, не реализованных на 1 января налогового периода, в котором вводится порядок учета транспортных расходов в стоимости приобретенных товаров).

Указанный порядок должен быть установлен в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения прибыли организаций.

В письме Минфина России от 20.05.2010 N 03-03-06/1/336 указано, что при внесении изменений в учетную политику в части определения перечня прямых и косвенных расходов такие изменения касаются расходов налогоплательщика, в том числе расходов по хранению и перемещению материалов, осуществленных с начала нового налогового периода.

Не учтенные на начало нового налогового периода расходы по хранению и перемещению материалов, относимые в предыдущем налоговом периоде к прямым расходам, подлежат отнесению к расходам, учитываемым при налогообложении прибыли, по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены в соответствии со статьей 319 НК РФ.

В письме Минфина России от 16.02.2012 N 03-03-06/1/88 указано, что налогоплательщик вправе самостоятельно определить, будет ли он формировать среднюю стоимость товара по каждому обособленному подразделению или по организации в целом, закрепив это решение в учетной политике.

>
Ст. 313 НК РФ (2018): вопросы и ответы

Статья 313 НК РФ: официальный текст

Скачать ст. 313 НК РФ

Ст. 313 НК РФ: вопросы и ответы

Ст. 313 НК РФ посвящена общим вопросам ведения налогового учета. Из статьи вы сможете узнать, для чего нужен налоговый учет, кто его ведет и в чем его отличия от бухучета. Найдете вы в нашей статье и ответ на вопрос о том, можно ли не вести налоговые регистры.

Что такое налоговый учет, кто его ведет и от чего он зависит?

В чем состоит отличие налогового и бухгалтерского учета: положения ст. 313 НК РФ?

Можно ли не вести налоговые регистры?

Итоги

Что такое налоговый учет, кто его ведет и от чего он зависит?

Налоговый учет — это отдельный вид учета, призванный систематизировать информацию из первичных документов для определения суммы того или иного налога. Осуществляют налоговый учет в основном работники бухгалтерии, хотя в крупных компаниях для этого предусмотрены специальные отделы, службы и даже департаменты — все зависит от масштаба компании, видов уплачиваемых налогов и ряда других факторов (количества и разнообразия объектов налогообложения, их географического расположения и др.).

Объем информации, содержащийся в регистрах налогового учета и необходимый для расчета налогов, зависит от многих факторов. К примеру, для расчета транспортного налога недостаточно иметь перечень транспортных средств, которые зарегистрированы компанией в органах ГИБДД или Ростехнадзоре. Правильный расчет невозможно произвести без данных о мощности двигателя, дате постановки на учет или снятия с него. Кроме того, не обойтись без знания Налогового кодекса (в части порядка расчета налога) и регионального законодательства (по вопросам налоговых ставок, льгот, сроков отчетности и др.).

Подробнее о расчете транспортного налога читайте в материале «Как рассчитать транспортный налог на автомобиль?».

В чем состоит отличие налогового и бухгалтерского учета: положения ст. 313 НК РФ?

Ст. 313 НК РФ дает определение налоговому учету как системе обобщения информации, с помощью которой можно понять, как рассчитан тот или иной налог. Бухгалтерский же учет — это формирование документированной систематизированной информации об имуществе компании, ее обязательствах и их движении (п. 2 ст. 1 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Оба этих учета во многом схожи: они призваны собирать, накапливать и предоставлять информацию для дальнейшей обработки (составления отчетности, расчета налогов и т.д.). Однако различия у этих видов учета все-таки есть: на основе данных только налогового учета невозможно составить достоверную бухотчетность (баланс, отчет о финансовых результатах и т.д.), потому что правила налогового учета, основанные на положениях Налогового кодекса, отличаются от правил бухучета.

Например, в отчете о финансовых результатах для формирования показателя чистой прибыли отчетного периода требуется полная информация о расходах и доходах, сформированная по правилам бухучета. Налоговый учет даст нам информацию о прибыли, сформированной в соответствии с требованиями НК РФ (с учетом нормирования, особого порядка формирования резервов и др.).

Подробнее о том, как заполнить бухгалтерский баланс, читайте в материале «Заполнение формы 1 бухгалтерского баланса (образец)».

С другой стороны, данных бухучета не всегда достаточно для расчета налогов. К примеру, в целях исчисления НДФЛ недостаточно знать, кто и сколько заработал, — нужна информация по каждому сотруднику о количестве и возрасте детей (для получения стандартных вычетов), количестве календарных дней, в течение которых работник находился на территории нашей страны (для применения ставки НДФЛ в зависимости от статуса резидента), данные о гражданстве работников (для правильного расчета страховых взносов) и многое другое.

Можно ли не вести налоговые регистры?

Налоговый учет по нормам ст. 313 НК РФ можно организовать на основе информации, отраженной в регистрах бухучета, дополняя их недостающими данными. Можно вести отдельные налоговые регистры, закрепив их форму в учетной политике. Совсем не вести налоговые регистры опасно — за это предусмотрено наказание по ст. 120 НК ФР.

Отсутствие налоговых регистров может быть чревато для организации и другими негативными последствиями. Например, если при налоговой проверке компания не сможет представить необходимые сведения для правильного расчета налогов, контролеры могут определить суммы налогов расчетным путем (подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ) — а это может грозить компании огромными доначислениями, пенями и штрафами.

О нюансах оформления копий документов для налоговиков читайте в материале «Как представить документы по требованию налоговой инспекции».

Ст. 313 НК РФ определяет, что расчет налогов производится по данным налогового учета. Его организуют сами налогоплательщики и ведут в специальных регистрах на основе информации из первичных документов и иных необходимых документов.

Регистры налогового учета могут разрабатываться на основе регистров бухучета с добавлением в них недостающих реквизитов и информации.

Если компания не ведет обязательные налоговые регистры, она может быть оштрафована.

7.1. Основные требования к аналитическим регистрам налогового учета

Как установлено ст. 313 НК РФ, в случае, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.
Соответственно, налогоплательщик при ведении налогового учета может:
• в случае, если порядок бухгалтерского учета не отличается от порядка ведения налогового учета, — использовать данные бухгалтерского учета для осуществления налогового учета;
• в случае, если порядок бухгалтерского учета отличается от порядка ведения налогового учета незначительно, — дополнить регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами и тем самым сформировать регистры налогового учета;
• в случае, если порядок бухгалтерского учета отличается от порядка ведения налогового учета существенно, — вести самостоятельные регистры налогового учета.
Статья 313 НК РФ, запрещая налоговым и иным органам устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета, содержит положение о том, что формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы, являющиеся документами для налогового учета, в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:
• наименование регистра;
• период (дату) составления;
• измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
• наименование хозяйственных операций;
• подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.
Общие положения об аналитических регистрах налогового учета содержатся в ст. 314 НК РФ (несложно заметить, что эти положения во многом аналогичны положениям ст. 10 Федерального закона «О бухгалтерском учете» о регистрах бухгалтерского учета).
В статье 314 НК РФ определено, что аналитические регистры налогового учета — это сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета. При этом указано, что данные налогового учета — это данные, которые учитываются в разработочных таблицах, справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения.
Статьей 314 НК РФ также установлено следующее:
• формирование данных налогового учета предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения (в том числе операций, результаты которых учитываются в нескольких отчетных периодах либо переносятся на ряд лет). При этом аналитический учет данных налогового учета должен быть так организован налогоплательщиком, чтобы он раскрывал порядок формирования налоговой базы;
• аналитические регистры налогового учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, аналитических данных налогового учета для отражения в расчете налоговой базы.
Самое существенное отличие аналитических регистров налогового учета от регистров бухгалтерского учета — это отсутствие двойной записи. Это означает, что дополнительные реквизиты, которыми налогоплательщик в соответствии со ст. 313 НК РФ вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета для формирования регистров налогового учета, не должны предусматривать двойной записи.
Формальным отличием аналитических регистров налогового учета от регистров бухгалтерского учета являются источники их ведения. В аналитических регистрах налогового учета систематизируются данные, содержащиеся в разработочных таблицах, справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения, в регистрах бухгалтерского учета — данные принятых к учету первичных документов. Формальным приведенное отличие является потому, что исходя из приведенной в ст. 313 НК РФ классификации документов, являющихся подтверждением данных налогового учета, разработочные таблицы и справки бухгалтера могут быть отнесены только к первичным налоговым учетным документам.
Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) любых машинных носителях.
Согласно п. I ст. 10 Федерального закона «О бухгалтерском учете» регистры бухгалтерского учета ведутся в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на магнитных лентах, дисках, дискетах и иных машинных носителях. Пункт 1 9 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ устанавливает, что при ведении регистров бухгалтерского учета на машинных носителях информации должна быть предусмотрена возможность их вывода на бумажные носители информации.
Согласно ст. 314 НК РФ формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения.
Регистры налогового учета формируются по всем операциям, тем или иным образом учитываемым для целей налогообложения. Там же указано, что если порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения соответствует порядку группировки и отражения в бухгалтерском учете, то регистры бухгалтерского учета могут быть заявлены налогоплательщиком как регистры налогового учета и, следовательно, объекты, учтенные в подобных регистрах, будут учтены для исчисления налоговой базы в размерах и порядке, предусмотренном как в бухгалтерском учете, так и в законодательстве о налогах и сборах.
Налогоплательщик анализирует хозяйственные операции, возникающие при осуществлении им деятельности, и самостоятельно определяет, по каким объектам учета он должен разработать и утвердить формы регистров налогового учета, в которых должна быть обеспечена совокупность всех данных, необходимых для правильного определения показателей налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, исходя из требований гл. 25 НК РФ по вопросу учета соответствующих доходов и расходов.
Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах налогового учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их. Совершенно аналогичное положение содержит п. 2 ст. 10 Федерального закона «О бухгалтерском учете» в отношении регистров бухгалтерского учета.
При хранении регистров налогового учета согласно ст. 314 НК РФ должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений. Исправление ошибки в регистре налогового учета должно быть обосновано и подтверждено подписью ответственного лица, внесшего исправление, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления.
Практически аналогичные положения в отношении регистров бухгалтерского учета содержатся и п. 3 ст. 10 Федерального закона «О бухгалтерском учете». Разница состоит в том, что согласно дополнению, внесенному в ст. 314 НК РФ Федеральным законом от 29 мая 2002 г. №57-ФЗ, исправление ошибки в регистре налогового учета должно быть обосновано и подтверждено подписью не просто лица, внесшего исправление, а ответственного лица (видимо, это дополнение подразумевает то, что исправления в регистр налогового учета могут вносить только лица, составившие и подписавшие этот регистр). Кроме того, при внесении исправления в регистр бухгалтерского учета Федеральный закон «О бухгалтерском учете» не предусматривает (но, очевидно, что подразумевает) указание в регистре обоснования внесенного исправления.

Требования к оформлению и составу регистров налогового учета

Требования к оформлению регистров налогового учета

Независимо от форм применяемых регистров (бухгалтерских регистров или специально разработанных налоговых регистров), для целей налогового учета они являются аналитическими регистрами налогового учета.

Согласно ст. 314 НК РФ аналитические регистры налогового учета – это сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями настоящей главы, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета. Данные налогового учета – это данные, которые учитываются в разработочных таблицах, справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения.

Формы аналитических регистров налогового учета в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты (ст. 313 НК РФ):

— наименование регистра;

— период (дату) составления;

— измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;

— наименование хозяйственных операций;

— подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронной форме и (или) любых машинных носителях (ст. 314 НК РФ).

Исправление ошибки в регистре налогового учета должно быть обосновано и подтверждено подписью ответственного лица, внесшего исправление, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления (ст. 314 НК РФ).

Аналитические регистры налогового учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, аналитических данных налогового учета для отражения в расчете налоговой базы (ст. 314 НК РФ). Таким образом, все записи, вносимые в налоговые регистры, должны быть документально подтверждены.

Подтверждением данных налогового учета являются (ст. 313 НК РФ):

1) первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

2) аналитические регистры налогового учета;

3) расчет налоговой базы.

Формирование данных налогового учета предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения (в том числе операций, результаты которых учитываются в нескольких отчетных периодах либо переносятся на ряд лет) (ст. 314 НК РФ). Например, если организация реализовала основное средство с убытком, то форма налогового регистра должна быть разработана таким образом, чтобы в ней содержалась вся необходимая информация об этом основном средстве и операции по его продаже в течение всего срока списания убытка.

Требования к составу регистров налогового учета

Данные налогового учета должны отражать (ст. 313 НК РФ):

— порядок формирования суммы доходов и расходов;

— порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;

— сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;

— порядок формирования сумм создаваемых резервов;

— задолженность по расчетам с бюджетом по налогу.

Согласно ст. 315 НК РФ налогоплательщик по окончании отчетного (налогового) периода обязан составить расчет налоговой базы по налогу на прибыль по данным налогового учета. Соответственно, аналитический учет данных налогового учета должен быть так организован налогоплательщиком, чтобы он раскрывал порядок формирования налоговой базы (ст. 314 НК РФ).

Статьей 315 НК РФ установлен перечень показателей, которые должны включаться в сводный расчет налоговой базы по налогу на прибыль. Отсюда вытекают и требования к составу регистров налогового учета. Как минимум, у организации в отчетном (налоговом) периоде должны быть сформированы регистры, на основании которых он могла бы заполнить сводный расчет.

Статья 314. Аналитические регистры налогового учета

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2012 г. N 97-ФЗ в статью 314 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 314. Аналитические регистры налогового учета

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 314 НК РФ

Аналитические регистры налогового учета — сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями настоящей главы, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета.

Данные налогового учета — данные, которые учитываются в разработочных таблицах, справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения.

Формирование данных налогового учета предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения (в том числе операций, результаты которых учитываются в нескольких отчетных периодах либо переносятся на ряд лет).

При этом аналитический учет данных налогового учета должен быть так организован налогоплательщиком, чтобы он раскрывал порядок формирования налоговой базы.

Аналитические регистры налогового учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, аналитических данных налогового учета для отражения в расчете налоговой базы.

Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронной форме и (или) любых машинных носителях.

При этом формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения.

Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах налогового учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.

При хранении регистров налогового учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений.

Исправление ошибки в регистре налогового учета должно быть обосновано и подтверждено подписью ответственного лица, внесшего исправление, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления.

Все налогоплательщики должны вести налоговый учет по налогу на прибыль в специальных регистрах. Налоговый учет организуется своими силами, а порядок его ведения закрепляется в учетной налоговой политике (ст. 313 НК РФ). Регистры налогового учета, в которых ведется учет, тоже разрабатываются самостоятельно, поскольку налоговые органы устанавливать обязательные учетные формы не вправе. В этой статье мы рассмотрим, какими бывают налоговые регистры, как они ведутся, и приведем образцы заполнения.

Разработка формы регистров налогового учета

НК РФ не содержит перечня налоговых регистров, необходимых для формирования базы по налогу. Каждая организация разрабатывает регистры сама, поэтому и выглядеть они могут совершенно по-разному. Как правило, это таблицы, из содержания которых понятно, как фирмой формируется налоговая база. Вести регистры налогового учета можно электронно в виде таблиц Excel, в специальной бухгалтерской программе или на бумажных носителях.

За основу при разработке регистров можно взять регистры бухучета и дополнить их всем необходимым, или же создать налоговые регистры «с нуля». В любом случае они должны содержать все строки и графы, необходимые для отражения данных.

Налогоплательщик сам решает, какие данные содержат регистры, но существуют и обязательные реквизиты, которые должны включаться в любые виды аналитических регистров налогового учета предприятия. К ним относятся (ст. 313 НК РФ):

  • наименование;
  • дата составления или период,
  • денежное выражение операции, а если возможно, то и натуральное,
  • наименование хозопераций,
  • подпись (с расшифровкой), ответственного за составление регистра.

В качестве шаблона при разработке документов налогового учета можно использовать и регистры налогового учета, перечень которых был рекомендован налоговой службой в помощь налогоплательщикам еще в 2001 году (Рекомендации МНС РФ для исчисления прибыли в соответствии с гл.25 НК РФ, опубликованные 19.12.2001).

Составлять отдельный регистр на каждую строку декларации по налогу на прибыль не требуется. Количество налоговых регистров фирма устанавливает учетной политикой, при условии, что они в полной мере обосновывают данные, указанные в декларации. Налоговики могут привлечь к ответственности за отсутствие только тех регистров, которые предприятию необходимо вести согласно своей учетной политике (см., например, постановление ФАС Поволжского округа от 14.07.2009 № А65-27027/2007).

Требования НК РФ к налоговым регистрам

Формы аналитических регистров налогового учета, являющиеся приложением к учетной политике предприятия, служат подтверждению данных наравне с первичными документами и расчетом налоговой базы (ст. 313 НК РФ). Требования, которые налоговое законодательство предъявляет к ним, следующие:

  • недопустимо вносить данные в регистр без соблюдения хронологического порядка и непрерывности;
  • аналитический учет налоговых данных в регистрах должен раскрывать порядок формирования налоговой базы;
  • хранить регистры следует так, чтобы исключить несанкционированное исправление данных в них;
  • за правильность отражения хозопераций в регистрах отвечают лица, их составляющие; каждое вносимое в налоговый регистр исправление ошибок должно подтверждаться подписью ответственного лица, с обоснованием исправления и указанием даты;
  • данные налогового учета, в том числе и регистры, составляют налоговую тайну; лица, имеющие к ним доступ, несут ответственность за разглашение налоговой тайны согласно законодательству.

Регистры налогового учета: минимальный перечень

Какие регистры понадобятся предприятию для учета налога на прибыль? Поскольку налоговым объектом является прибыль, чтобы определить ее размер следует знать сумму доходов и расходов налогоплательщика, а значит, в любом случае должны присутствовать регистры налогового учета:

  • «Доходы от реализации»;
  • «Расходы, уменьшающие доход от реализации»;
  • «Внереализационные доходы»;
  • «Внереализационные расходы».

Регистры налогового учета, образец которых можно скачать ниже, заполняются согласно данным бухучета по счетам 20, 26, 40, 43, 44, 90, 91 и др., с учетом положений главы 25 НК РФ. При этом нужно помнить, что не все доходные и расходные бухгалтерские операции учитываются в налоговом учете, а значит, и в налоговые регистры они не вносятся. Доход от реализации не включает сумму НДС. Некоторые расходы в целях налогообложения нельзя принять в полной сумме, а только в пределах установленных норм.

Необходимость заполнения иных регистров налогового учета может возникнуть, если предприятие ведет несколько видов деятельности, или совершает операции, облагаемые налогом в особом порядке.

>Аналитические регистры налогового учета: образец

Образец налогового регистра «Доходы»

>Образец налогового регистра «Доходы»

Формируем налоговые регистры

Необходимость формирования налоговых регистров возникает у многих компаний, данные бухгалтерского учета которых не совпадают с аналогичными показателями, применяемыми для расчета налогов. Практика показывает, что не все бухгалтеры ведут налоговый учет. В ст. ст. 313, 314 НК РФ содержатся скудные рекомендации, которые дают лишь общее представление о таком учете и налоговых регистрах. В помощь читателям в статье приведены варианты построения налогового учета.

Несколько слов о налоговом учете

Согласно ст. 313 НК РФ налоговый учет — это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с предусмотренным НК РФ порядком (Письмо УФНС России по г. Москве от 25.06.2009 N 16-15/065194). Налоговый учет строится предприятием самостоятельно, налоговики не вправе навязывать свои правила организации такого учета, в том числе они не могут устанавливать формы документов налогового учета. В то же время инспекторы имеют полномочия проверить, насколько эффективна применяемая организацией система. Как? Дело в том, что данные налогового учета должны отражать следующие элементы расчета налога на прибыль (абз. 8 ст. 313 НК РФ):

  • порядок формирования суммы доходов и расходов;
  • порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем периоде;
  • сумму остатка расходов (убытков), подлежащую налоговому учету в следующих периодах;
  • порядок формирования сумм создаваемых резервов;
  • сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

Кроме указанной информации, налоговики вправе затребовать подтверждение данных налогового учета. В первую очередь таким подтверждением являются первичные документы (Письмо УФНС России по г. Москве от 25.02.2009 N 16-15/016363). Однако на основании документов составить налоговую декларацию вряд ли удастся, ведь объем информации большой и требует систематизации. Для этого применяются налоговые регистры, которые, так же как и первичные документы, служат подтверждением данных налогового учета (абз. 9 ст. 313 НК РФ). Добавим к этому расчет налоговой базы, который также входит в число основных элементов налогового учета. Закрепить знания поможет схема, включающая эти слагаемые расчета налога.

————————————————-¬
¦ Основные элементы системы налогового учета ¦
L—T———————T———————T—
¦ ¦ ¦
—————-+—¬ ———+———¬ —+—————¬
¦ Первичные +——-+ Регистры +——-+ Расчет ¦
¦ учетные документы ¦ ¦ налогового учета ¦ ¦ налоговой базы ¦
L—————T—- L———T———- L—T—————-

¦ ¦ ¦
—-+———————+———————+—¬
¦ Налоговая отчетность ¦
¦ (декларация по налогу на прибыль) ¦
L————————————————-

Как видим, налоговые регистры являются связующим звеном между «первичкой» и расчетом базы. От регистров, в качестве которых порой используются данные бухгалтерских проводок, зависит правильность расчета налога. Рассмотрим, как же составлять и вести налоговые регистры.

Налоговые регистры

Статья 314 НК РФ целиком посвящена аналитическим регистрам налогового учета, которые представляют собой сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ. В связи с тем что единых утвержденных форм регистров налогового учета не существует, организация должна разрабатывать их самостоятельно и указывать в учетной политике для целей налогообложения.

При этом нужно помнить, что, в отличие от регистров бухгалтерского учета, налоговые формы предназначены для систематизации данных без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета. Взамен счетов для налоговых регистров введен перечень обязательных реквизитов, поименованных в абз. 10 ст. 313 НК РФ. Напомним, для бухгалтерских регистров (не путать с первичными документами!) обязательные реквизиты законодательством не установлены.

Налоговых реквизитов немного: одни идентифицируют сам регистр (наименование, дату составления), другие — хозяйственную операцию в натуральном (если это возможно) и денежном выражении. Так же как и бухгалтерские регистры, налоговые формы учета должны быть подписаны составившими их ответственными лицами, которые могут вести регистры как на бумажных носителях, так и в электронном виде (абз. 6 ст. 314 НК РФ). При этом нужно определиться с методологией ведения налогового учета. Поясним, о чем идет речь.

Налоговый кодекс предоставляет организации право выбора из нескольких вариантов формирования регистров налогового учета (абз. 3 ст. 313 НК РФ):

  • принять в качестве налоговых регистры бухгалтерского учета, дополнив их необходимыми реквизитами;
  • сформировать самостоятельные регистры налогового учета.

Безусловно, проще и заманчивее первый вариант, которым можно воспользоваться, если порядок отражения и группировки операций для целей налогообложения соответствует бухгалтерскому учету. В этом случае налоговую базу можно рассчитать по бухгалтерским регистрам, внеся в них при необходимости дополнительные сведения. Но представим другую ситуацию, когда дополнительной «налоговой» информации в таком универсальном регистре не меньше, чем «первичной», взятой из бухучета. Тогда имеет смысл обратиться ко второму варианту и сформировать самостоятельные регистры налогового учета, чтобы не перегружать излишними сведениями регистры бухгалтерского учета.

Бытует мнение, что прямая обязанность вести налоговый учет (в том числе формировать налоговые регистры) возникает только тогда, когда данных бухгалтерского учета недостаточно. Такую точку зрения не разделяют чиновники, считая, что организация должна в обязательном порядке вести налоговый учет для исчисления налога, а вот формы аналитических регистров плательщик может разработать самостоятельно (Письмо Минфина России от 01.08.2007 N 03-03-06/1/531). Главное, чтобы имеющаяся в документах (реквизитах) аналитического учета информация содержала все необходимые сведения для исчисления налоговой базы и составления налоговой отчетности.

Итак, налоговые регистры нужны. Как же их все-таки вести? Практика показывает, что есть два пути: либо непосредственно в бухгалтерской программе, либо с использованием отчетных форм бухгалтерской программы, но в отдельном табличном редакторе (проще говоря, в таблице базы данных, например Excel). Бухгалтерская программа больше подходит для ведения регистров, тем более что во многих продуктах предусмотрена возможность одновременного заполнения бухгалтерских и налоговых документов, но не все пользуются этим, ведь программу нужно подстраивать под налоговый учет каждого предприятия. Поэтому нередко можно встретить ведение налоговых регистров в табличных редакторах, которые работают проще и понятнее, чем многие бухгалтерские программы. В связанных таблицах также видна структура взаимодействия налоговых регистров, что в бухгалтерской программе часто не прослеживается. В связи с этим в рамках статьи уделим внимание проверенному способу ведения налоговых регистров — в отдельном файле Excel. При этом напоминаем, информация для рабочего налогового файла берется из бухгалтерского учета, то есть непосредственно из различных отчетов используемого на предприятии программного продукта.

Выбираем регистры

Перечень и тип налоговых регистров предприятия определяются в первую очередь тем, какую информацию бухгалтер собирается в них фиксировать: всю, имеющую отношение к налоговому учету, или только ту, которая касается различий между бухгалтерским и налоговым учетом. Проще, если налоговые регистры будут вести по операциям, для которых установлен специфический порядок налогообложения. При этом информация об операциях, в отношении которых налоговая специфика отсутствует, берется для расчета налога на прибыль из данных бухгалтерского учета. Мы же выделим основные налоговые регистры, вести которые организацию обязывают различия между бухгалтерским и налоговым учетом, в их числе:

  • регистр расчета амортизационных отчислений по объектам основных средств, в том числе расчета амортизационной премии, если она применяется налогоплательщиком (ст. 258 НК РФ);
  • регистр учета доходов и расходов при реализации амортизируемого имущества, ранее использованного налогоплательщиком (ст. 268 НК РФ);
  • регистр учета полученного убытка, переносимого на следующие периоды (ст. 283 НК РФ);
  • регистр отражения нормируемых расходов, связанных с производством и реализацией (ст. 264 НК РФ);
  • регистр неучитываемых доходов и расходов (ст. ст. 251 и 270 НК РФ);
  • регистр расчета резерва по сомнительным долгам (ст. 266 НК РФ);
  • регистр расчета резерва по ремонту ОС (ст. 324 НК РФ);
  • регистр расчета резерва по расходам на оплату отпусков, резерва на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет (ст. 324.1 НК РФ);
  • регистр расходов по страхованию (ст. 263, п. 6 ст. 272 НК РФ);
  • регистр определения расходов по долговым обязательствам (ст. 269 НК РФ);
  • регистр расходов на приобретение права на земельные участки (ст. 264.1 НК РФ);
  • регистр учета расходов по операциям уступки права требования (ст. 279 НК РФ);
  • регистр учета расчетов с бюджетом налогоплательщика, имеющего обособленные подразделения (ст. 288 НК РФ).

Рассмотрим, как можно формировать и вести отдельные из перечисленных регистров.

Регистры по амортизируемому имуществу

По амортизируемым объектам основных средств целесообразно вести не один регистр (он может быть достаточно громоздким), а целую группу налоговых регистров (информацию в них можно разбить на несколько блоков, удобных и наглядных для бухгалтера).

Пример 1. Организация 30 декабря 2009 г. ввела в эксплуатацию установку переработки бытовых отходов. Первоначальная стоимость данного имущества для налогового учета составляет 771 429 руб., срок полезного использования — 6 лет (72 мес.), амортизация начисляется линейным методом без применения повышающих коэффициентов. Суммы начисленной амортизации включаются в состав прямых расходов организации в полном объеме. В учетной политике для целей налогообложения прописано, что компания применяет амортизационную премию в размере 30% от первоначальной стоимости объектов.

Регистр сведений об амортизируемом имуществе Общие данные об амортизируемом имуществе

Наименование Дата ввода
в эксплуатацию
Стоимость
приобретения
(руб.)
Амортизационная
группа
Срок полезного
использования
(мес.)
Установка
переработки
бытовых
отходов
30.12.2009 771 429 Четвертая 72

Расчет амортизационной премии

Наименование
амортизируемого
имущества
Размер
капитальных
вложений
(руб.)
Доля капитальных
вложений
Амортизационная
премия (руб.)
Налоговая
стоимость
имущества
(руб.)
Установка
переработки
бытовых отходов
771 429 30% 231 429 540 000

Включение суммы амортизации в состав налоговых расходов

Момент определения Доля, приходящаяся
на прямые расходы
Доля, приходящаяся
на косвенные
расходы
Применяемый
коэффициент
Дата ввода
в эксплуатацию
100% 1

Изменение первоначальной стоимости амортизируемого имущества

Дата изменения
(модернизации)
Основание Увеличение
стоимости
Стоимость
имущества
(руб.)
Изменение
срока
использования
Конечный срок
использования
(мес.)
540 000 72

Перерывы в начислении налоговой амортизации

Приостановление начисления
амортизации
Возобновление начисления
амортизации
Дата Основание Дата Основание

Допустим, что через четыре года эксплуатации принято решение продать установку переработки бытовых отходов по цене 118 000 руб. (в том числе НДС — 18 000 руб.). Стоимость объекта в период эксплуатации не менялась.

Налоговая стоимость установки переработки бытовых отходов после вычета амортизационной премии составит 540 000 руб. (771 429 — 231 429). Сумма ежемесячной амортизации — 7500 руб. (540 000 руб. / 72 мес.). За 4 года была начислена амортизация в сумме 360 000 руб. (7500 руб. x 48 мес.).

Регистр начисления амортизации имущества

Наименование
амортизируемого
имущества
Метод
начисления
амортизации
Налоговая
стоимость
имущества
(руб.)
Эксплуатация Оставшийся
срок полезного
использования
(мес.)
Срок
(мес.)
Сумма
(руб.)
Установка
переработки
бытовых отходов
Линейный 540 000 48 360 000 24

Расходы, связанные с реализацией, включают только остаточную стоимость объекта, которая составляет 180 000 руб. Сумма убытка от продажи — 80 000 руб. (118 000 — 18 000 — 180 000). Особые правила учета этого убытка для целей налогообложения прибыли прописаны в п. 3 ст. 268 НК РФ: его можно включить в расчет налоговой базы равными ежемесячными долями в течение оставшихся 24 месяцев начиная с января 2014 г. и заканчивая декабрем 2015 г. Размер ежемесячно переносимого убытка составит 3333 руб. (80 000 руб. / 24 мес.). Эта информация отражается в специальном налоговом регистре.

Регистр учета доходов и расходов от реализации имущества

Наименование
имущества
Остаточная
стоимость
(руб.)
Оставшийся
срок
полезного
использования
(мес.)
Выручка от
реализации
(руб.)
Прибыль
(убыток)
(руб.)
Текущий
расход
за месяц
(руб.)
Установка
переработки
бытовых отходов
180 000 24 100 000 (80 000) 3 333

Обращаем особое внимание, что положения абз. 4 п. 9 ст. 258 НК РФ требуют восстановить амортизационную премию в случае реализации основного средства ранее чем по истечении пяти лет с момента ввода его в эксплуатацию. При этом сумма амортизационной премии формирует внереализационные доходы и отражается в другом налоговом регистре.

В целях применения гл. 25 НК РФ к амортизируемому имуществу относятся не только объекты основных средств, но и нематериальные активы. Для них можно выбрать аналогичные регистры, при этом можно обойтись всего двумя формами: в одной будет указываться общая информация об объекте, а в другой — суммы начисленной налоговой амортизации.

Регистр учета процентов по долговым обязательствам

Выбор формы регистра по долговым обязательствам зависит от того, какой способ расчета налоговых процентов предпочла организация. Напомним, она может либо сравнивать фактически начисленные проценты со средним уровнем процентов, взимаемых по сопоставимым долговым обязательствам, либо нормировать расходы фиксированной величиной — размером процентов, кратным ставке ЦБ РФ. Мы уделим внимание второму способу, более широко применяемому на практике.

Пример 2. Управляющая компания получила кредит (11.01.2010) в размере 1 200 000 руб. сроком на один год на пополнение оборотных средств с ежемесячной уплатой начисленных процентов и равномерным погашением суммы основного долга. Процентная ставка согласно договору составляет 18%, кроме того, предусмотрена возможность ее изменения. Ставка рефинансирования ЦБ РФ — 8,75% (Указание ЦБ РФ от 25.12.2009 N 2369-У). При расчете налоговых расходов в виде процентов по долговым обязательствам организация руководствуется фиксированным лимитом.

Начиная с 01.01.2010 утратили силу ст. ст. 2, 4, 5 Федерального закона от 19.07.2009 N 202-ФЗ об увеличенных предельных размерах расходов в виде долговых обязательств. Так, с 01.08.2009 по 31.12.2009 лимит расходов соответствовал процентам, начисленным исходя из двукратной ставки рефинансирования (по рублевым долговым обязательствам). В свою очередь, в период с 01.01.2010 по 30.06.2010 фиксированный предельный размер процентов по рублевым долговым обязательствам принимается равным двукратной ставке рефинансирования только в отношении долговых обязательств, возникших до 01.11.2009 (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 27.12.2009 N 368-ФЗ). Поскольку в рассматриваемом примере кредит взят после 01.11.2009, на расходы по его обслуживанию не распространяются особые положения. Следовательно, налогоплательщик должен руководствоваться абз. 4 п. 1 ст. 269 НК РФ, согласно которому лимит расходов в виде процентов рассчитывается исходя из ставки рефинансирования, увеличенной в 1,1 раза.

Поскольку кредитный договор содержит условие о возможности изменения процентной ставки в течение срока его действия, при принятии налоговых расходов следует руководствоваться ставкой рефинансирования, действующей на дату учета расходов в виде процентов (абз. 7 п. 1 ст. 269 НК РФ). Начиная с 2010 г. из абз. 1 п. 8 ст. 272 НК РФ следует, что расходы по договорам займа и иным аналогичным договорам, срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, признаются осуществленными и включаются в состав соответствующих расходов на конец месяца соответствующего отчетного периода.

Рассмотрим порядок учета расходов в течение I квартала 2010 г. исходя из допущения, что ставка рефинансирования, а также ставка процентов по кредиту не изменились.

Сумма начисленных к уплате процентов равна:

  • за январь 2010 г. — 11 836 руб. (1 200 000 руб. x 20 дн. x 18% / 365 дн.);
  • за февраль 2010 г. — 15 189 руб. ((1 200 000 — 100 000) руб. x 28 дн. x 18% / 365 дн.);
  • за март 2010 г. — 15 288 руб. ((1 200 000 — 200 000) руб. x 31 дн. x 18% / 365 дн.).

Сумма налоговых расходов по норме 9,625% (ставка ЦБ РФ, увеличенная в 1,1 раза) составит:

  • за январь 2010 г. — 6329 руб. (1 200 000 руб. x 20 дн. x 9,625% / 365 дн.);
  • за февраль 2010 г. — 8122 руб. ((1 200 000 — 100 000) руб. x 28 дн. x 9,625% / 365 дн.);
  • за март 2010 г. — 8175 руб. ((1 200 000 — 200 000) руб. x 31 дн. x 9,625% / 365 дн.).

Регистр определения расходов по долговым обязательствам

Реквизиты
договора
Сумма
долга
(руб.)
Период Кол-во
дней
Ставка Проценты
по
договору
(руб.)
Ставка
ЦБ РФ x
1,1
Налоговые
проценты
(руб.)
Договор
N 1 от
11.01.2010
1 200 000 Январь 20 18% 11 836 9,625% 6 329
1 100 000 Февраль 28 15 189 8 122
1 000 000 Март 31 15 288 8 175

Приведенный регистр удобен тем, что позволяет сравнить бухгалтерские и налоговые расходы, выявить отличия и исчислить постоянное налоговое обязательство с доли не учитываемых при налогообложении процентов по кредиту (если компания применяет ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»). Данную информацию можно отразить в отдельной колонке как примечание.

Регистр учета убытков, переносимых на будущее

Уже несколько лет организации вправе уменьшить налоговую базу на всю сумму полученного в предыдущие годы убытка (п. 1 ст. 283 НК РФ). Однако сумма убытка может быть настолько большой, а прибыль столь незначительной, что убыток придется переносить частями. Убыток, не перенесенный на ближайший следующий год, может быть перенесен целиком или частично на следующий год из последующих девяти лет. Напомним, раньше было установлено ограничение в части переноса убытков (не более 50 и 30% от налоговой базы), в результате на текущий период у налогоплательщика могли накопиться убытки разных периодов. Если налогоплательщик понес убытки более чем в одном налоговом периоде, перенос таких убытков на будущее производится в той очередности, в которой они понесены. Для налогового учета убытков не обойтись без налогового регистра.

Пример 3. На начало 2010 г. организация имеет два неучтенных убытка за 2008 и 2009 г. в размере 250 000 руб. и 400 000 руб. соответственно. В I квартале, который является для компании отчетным периодом, в расчет налоговой базы включается часть убытка 2008 г. в размере полученной организацией прибыли (200 000 руб.). Во II квартале также получена прибыль (150 000 руб.), для ее уменьшения оставшейся части неперенесенного убытка 2008 г. (50 000 руб.) недостаточно, поэтому прибыль уменьшает часть убытка 2009 г. (150 000 руб.). Оставшуюся часть этого убытка можно перенести в последующих отчетных (налоговых) периодах.

В связи с тем что налогоплательщику предоставлено право перенести сумму полученного в предыдущем налоговом периоде убытка на текущий налоговый период, перенос убытков на будущее возможен как по итогам отчетного, так и по итогам налогового периода (Письмо Минфина России от 10.11.2009 N 03-03-06/1/738).

Период Прибыль (убыток)
(руб.)
Год
возникновения
убытка
Остаток
неперенесенного
убытка (руб.)
Сумма учтенного
убытка (руб.)
Остаток
неперенесенного
убытка (руб.)
Текущий
период
С начала
года
Текущий
период
С начала
года
I
квартал
2010 г.
200 000 200 000 2008 250 000 200 000 200 000 50 000
II
квартал
2010 г.
150 000 350 000 2008 50 000 50 000 250 000
2009 400 000 100 000 100 000 300 000

Регистр неучитываемых расходов

Перечень не учитываемых при налогообложении расходов приведен в ст. 270 НК РФ. Напоминаем, он является открытым. В данный перечень могут входить затраты, не поименованные в указанной статье, не соответствующие критериям признания расходов, установленным в ст. 252 НК РФ. Налоговый регистр включает как не учитываемые, так и частично учитываемые при налогообложении (нормируемые) расходы.

Вид затрат Бухгалтерский
счет/субсчет
Сумма
затрат,
всего
(руб.)
Сумма
затрат,
принимаемая
в расчет
(руб.)
Сумма
затрат, не
принимаемая
в расчет
(руб.)
Примечание
Представительские
расходы
26 10 000 8 000 2 000 Пункт 42
ст. 270
НК РФ
Материальная
помощь
сотрудникам
91-2 15 000 15 000 Пункт 23
ст. 270
НК РФ
Проценты
по долговым
обязательствам
91-2 11 836 6 329 5 507 Пункт 8
ст. 270
НК РФ
Дивиденды
учредителям
84 50 000 50 000 Пункт 1
ст. 270
НК РФ

Итак, мы рассмотрели отдельные налоговые регистры, которые являются лишь дополнением к бухгалтерским регистрам, используемым при расчете налога на прибыль. Перейдем к другому варианту, когда налоговые регистры ведутся в полном объеме, что предполагает самостоятельный налоговый учет по всем хозяйственным операциям организации.

Ведение налоговых регистров в полном объеме

Бухгалтеру важно организовать налоговый учет так, чтобы не потерять информацию о доходах и расходах, отражаемых в налоговых регистрах и участвующих в расчете налога на прибыль. Плюс к этому следует придерживаться принципа сопоставимости данных налогового учета с показателями бухгалтерского учета, так как сведения для налоговых регистров берутся именно из бухгалтерских отчетов, формируемых в программе. Иначе говоря, при отсутствии объективных причин расхождения суммовые и количественные оценки доходов и расходов, активов и обязательств налогового и бухгалтерского учета должны соответствовать друг другу. В противном случае налоговый учет может «отойти» не только от бухгалтерского учета, но и от данных первичных документов, являющихся основным подтверждением данных налогового учета.

Опишем одну из схем построения налогового учета и ведения регистров в полном объеме. Для того чтобы охватить всю информацию, имеющую отношение к налогу на прибыль, регистры целесообразно формировать по всем доходным и расходным счетам бухгалтерского учета (90-1, 91-1, 20, 23, 25, 26, 91-2, 97). Заметим, для налоговых регистров можно ввести свой план счетов, что реализуется в программно-прикладных продуктах. Но если учет ведется в отдельном файле, а не в программе, то можно обойтись без налоговых счетов, используя бухгалтерские счета учета. При этом нужно понятно назвать налоговые регистры (например, Р-20, Р-23, Р-26) и правильно организовать взаимодействие между ними для расчета налога и заполнения отчетности.

В этом вопросе бухгалтеру поможет ст. 315 НК РФ, в которой прописан порядок расчета налоговой базы. Он должен содержать следующие данные:

  1. период, за который определяется налоговая база (с начала налогового периода нарастающим итогом);
  2. сумму доходов от реализации, полученных в отчетном (налоговом) периоде, в том числе выручку от реализации основных средств;
  3. сумму расходов, произведенных в отчетном (налоговом) периоде, уменьшающих сумму доходов от реализации, в том числе расходов, связанных с реализацией основных средств;
  4. прибыль (убыток) от реализации, в том числе прибыль (убыток) от реализации основных средств;
  5. сумму внереализационных доходов;
  6. сумму внереализационных расходов;
  7. прибыль (убыток) от внереализационных операций;
  8. налоговую базу за отчетный (налоговый) период (итого).

Для определения суммы прибыли, подлежащей налогообложению, из базы исключается сумма убытка, подлежащего переносу согласно ст. 283 НК РФ.

Итак, ориентиры есть. Плюс к этому будем исходить из того, что организация ЖКХ оказывает услуги и у нее нет ни НЗП, ни готовой продукции, ни других активов, «отвлекающих» на себя прямые расходы. Тем не менее деление расходов на прямые и косвенные никто не отменял и налогоплательщику не следует пренебрегать данным делением для правильного заполнения декларации. Схема взаимодействия регистров может выглядеть следующим образом.

—————¬ —————¬ ——————¬
¦ +———+ «Д-Свод» ¦ ————+ «Р-20» ¦
¦ ¦ L————— ¦ +—————-+
¦ ¦ ¦ ¦ «Р-23» ¦
¦ ¦ ¦ +—————-+
¦ ¦ —————¬ ¦ ¦ «Р-25» ¦
¦ +———+ «Р-Свод» +——+ +—————-+
¦ ¦ L————— ¦ ¦ «Р-26» ¦
¦ ¦ ¦ +—————-+
¦ ¦ ¦ ¦ «Р-АМ» ¦
¦ Налоговая +———T—————¬ ¦ +—————-+
¦ декларация ¦ ¦ «Д-Вн» ¦ ¦ ¦ «Р-ОС» ¦
¦ ¦ L—————+—-¬ ¦ +—————-+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ «Р-97» ¦
¦ ¦ ¦ L———-+—————-+
¦ +———T—————¬ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ «Р-Вн» ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ L—————+—-+————+—————-+
¦ ¦ ¦ «Р-91» ¦
¦ ¦ L——————
¦ +———T—————¬
¦ ¦ ¦ «Р-У» ¦
L————— L—————

Разберем основные элементы налоговой системы регистров:

  1. «Д-Свод» — регистр, в котором собирается вся информация о доходах от реализации товаров (работ, услуг). За основу данного регистра удобно взять Приложение 1 к листу 02 декларации по налогу на прибыль, в котором указывается выручка от реализации (всего) с разбиением на выручку от реализации товаров (работ, услуг) и иные доходы.
  2. «Р-Свод» — налоговый регистр, в котором отражается информация о расходах, связанных с производством и реализацией товаров (работ, услуг).
  3. «Д-Вн» — регистр, в котором обобщается информация о внереализационных доходах организации, полученных в отчетном (налоговом) периоде. Как и регистр «Д-Свод», его можно сформировать, взяв за основу Приложение 1 к листу 02 декларации по налогу на прибыль, в котором предусмотрено место и для внереализационных доходов.
  4. «Р-Вн» — налоговый регистр, в котором приводятся сведения о внереализационных расходах компании. Данные расходы включают прочие бухгалтерские затраты организации, не все из которых учитываются при налогообложении.
  5. «Р-У» — регистр переносимого убытка, уменьшающего налоговую базу текущего периода.
  6. «Р-АМ» — регистр расчета амортизации, включающий исчисление амортизационной премии.
  7. «Р-ОС» — регистр расходов, связанных с реализацией амортизируемого имущества.
  8. «Р-20», «Р-23», «Р-25», «Р-26», «Р-97» — налоговые регистры затрат и расходов будущих периодов. Данные регистры разрабатываются на основе бухгалтерских отчетов, в которых показывается детализация осуществленных затрат. Одной из таких форм является оборотно-сальдовая ведомость по счету. Она включает данные по видам и суммам расходов.

Приведем пример формирования налогового регистра из бухгалтерской «оборотки» по счету 26.

Распределение общехозяйственных расходов компании («Р-26»)

Наименование
затрат
Обороты
по счету
(руб.)
Сумма,
принимаемая в
расчет (руб.)
Сумма, не
принимаемая в
расчет (руб.)
Примечание
(другие регистры,
в которые
включаются суммы)
Заработная плата
АУП
200 000 200 000 «Р-Свод»
Страховые взносы
за сотрудников
52 000 52 000 «Р-Свод»
Амортизация 30 000 Из регистра «Р-АМ»
Расходы на
пользование
программным
продуктом
10 000 Из регистра «Р-97»
Представительские
расходы
10 000 8 000 2 000 «Р-Свод»

Как видим, отдельные данные бухгалтерской «оборотки» в этом регистре не используются, так как они аккумулируются в других регистрах (в частности, в регистре расчета амортизации и регистре списания расходов будущих периодов). Поэтому, после того как налоговые регистры сформированы, следует проверить, все ли учитываемые в них расходы «дошли» до налоговой декларации. Для этого целесообразно составить итоговую таблицу сравнения бухгалтерских и налоговых доходов и расходов, в которой в двух колонках (БУ и НУ) нужно сравнить все данные бухгалтерского и налогового учета, после чего следует провести анализ расхождений. Если они вызваны объективными причинами, а не тривиальной потерей информации, необходимо разницы для целей применения ПБУ 18/02 классифицировать как постоянные или временные и, соответственно, отразить постоянные или отложенные налоговые обязательства и активы в бухгалтерском учете. Таким образом, бухгалтер проконтролирует формирование регистров и выполнит требования бухгалтерского стандарта по отражению налогооблагаемой прибыли в бухгалтерском учете. При этом основным документом, подтверждающим расчет налога, останутся все же налоговые регистры.

* * *

Любой плательщик налога на прибыль обязан вести налоговый учет. Однако форму и порядок организации такого учета он определяет самостоятельно. В статье представлены два варианта. Первый — ведение налогового учета на основе бухгалтерских регистров с дополнением их необходимой информацией, второй — параллельное ведение налогового учета в полном объеме. Выбор — за налогоплательщиком.

С.В.Булаев

Эксперт журнала

«Жилищно-коммунальное хозяйство:

бухгалтерский учет и налогообложение»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *