Актуарный дефицит

Закон посвящен актуарной деятельности.

Актуарной признается деятельность по анализу и количественной, финансовой оценке рисков и (или) обусловленных наличием рисков финансовых обязательств, а также разработке и оценке эффективности методов управления финансовыми рисками.

Актуарное оценивание — вид актуарной деятельности по анализу и количественной, финансовой оценке рисков и (или) обусловленных наличием рисков финансовых обязательств, результатом которой является актуарное заключение.

Перечислены органы и организации, деятельность которых является объектом обязательного актуарного оценивания. Это уполномоченный орган при разработке страховых тарифов по обязательному страхованию, НПФ, страховые организации и общества взаимного страхования.

К субъектам актуарной деятельности отнесены актуарий и ответственный актуарий. Прописаны требования, предъявляемые к ним. Актуарий должен иметь высшее математическое (техническое) или экономическое образование, быть членом СРО актуариев, у него не должно быть неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, а также средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие.

Ответственный актуарий помимо этого должен отработать в области проведения актуарного оценивания и (или) актуарных расчетов не менее чем 3 года из последних 5 календарных лет, быть аттестованным СРО актуариев. Ему также необходимо соответствовать дополнительным требованиям к квалификации ответственных актуариев, установленным Банком России.

Надзор за деятельностью СРО актуариев и субъектов актуарной деятельности осуществляет ЦБ РФ.

Стандартами актуарной деятельности определяются требования к порядку и методикам ее осуществления, математическим моделям, используемым при проведении актуарного оценивания.

Они подразделяются на федеральные стандарты актуарной деятельности и стандарты и правила СРО актуариев.

Отдельное внимание уделено СРО актуариев, а также обеспечению имущественной ответственности при осуществлении актуарной деятельности.

Закон вступает в силу с 1 января 2015 г. При этом заключительные положения вводятся в действие со дня его официального опубликования.

Члены так называемых старых пенсионных фондов не готовы смириться с тем, что с июля этого года их пенсии будут уменьшены, в среднем, на 720 шекелей в год (1,26 процента).

Объединение пенсионеров авиационной промышленности угрожает будущему министру финансов иском, если он не предотвратит сокращение пенсий. Сделать это, к слову, будущий глава Минфина может, только переведя в фонды сотни миллионов шекелей из госказны, то есть — за счет налогоплательщиков.

Будущий министр финансов, займет ли этот пост снова Моше Кахлон или кто-то другой, не может рассчитывать на спокойное вступление в должность. На столе министра уже скопилось немало неотложных дел, среди них — и проблема сокращения пенсий, выплачиваемых старыми пенсионными фондами. Компания «Амитим», управляющая этими фондами, уже сообщила в разосланном ею отчете за 2018 год о намеченном сокращении пенсионных прав членов фонда на 1,26 процента. Но сами пенсионеры не готовы мириться с этим.

Объединение пенсионеров авиационной промышленности насчитывает более 11 тысяч человек. «Амитим» направила письмо Моше Кахлону, продолжающему занимать пост министра финансов до формирования нового правительства — а это должно произойти в конце мая. В письме написано, что причиной сокращения является решение министра финансов и финансовой комиссии Кнессета 20-го созыва не повышать пенсионный возраст для женщин, в связи с чем в фондах образовался актуарный дефицит. В таких случаях руководство фондов обязано запустить в действие автоматический механизм «регулирования актуарного баланса», в рамках которого сокращается размер выплачиваемых пенсий.

Как известно, восемь пенсионных фондов были национализированы в 2003 году после того, как оказались в глубоком дефиците и возникли сомнения в их способности выполнить свои обязательства перед пенсионерами. Фонды подписали с государством соглашение о выделении государственной помощи, при этом пенсионные расчеты производились в соответствии с пенсионным возрастом в 67 лет для мужчин и женщин.

В дальнейшем было принято решение, вопреки соглашениям, достигнутым в 2003 году, повысить пенсионный возраст для женщин всего до 64 лет. Но и это решение на данном этапе не реализовано. Сегодня в 67 лет на пенсию выходят только мужчины. В результате в фондах возникает актуарный дефицит почти в 200 млн. шекелей в год, так как женщины откладывают меньше средств, а на пенсию выходят раньше. Cтарые пенсионные фонды не принимают новых членов, поэтому управляющие вынуждены сокращать размер выплачиваемых пенсий.

Министр финансов Моше Кахлон категорически не желал повышать пенсионный возраст для женщин — это никак не соответствовало бы его образу социального министра. Но он заявил в октябре прошлого года, что выделит 200 млн. шекелей на покрытие актуарного дефицита. Однако деньги так и не поступили, и в отчете фондов за 2018 году пенсионные права рассчитаны уже с учетом сокращения на 1,26 процента. К примеру, ежемесячная пенсия в 5 000 шекелей будет уменьшена на 60 шекелей в месяц (720 шекелей в год).

Объединение пенсионеров авиационной промышленности угрожает иском, на том основании, что сокращение пенсий нарушает равенство между ними — и пенсионерами, которые не являются членами старых пенсионных фондов, чья пенсия не будет сокращена.

Ранее, месяц назад, оказать давление на министерство финансов попытался новый председатель Гистадрута Арнон Бар-Давид. Он сменил на этом посту Ави Нисенкорна. Бар-Давид обратился к гендиректору министерства финансов с призывом отложить намеченное сокращение пенсионных пособий членов старых пенсионных фондов. И потребовал, чтобы сокращение было отложено до тех пор, «пока мы не достигнем согласованного решения, которое предотвратит нанесение ущерба пенсионерам».

Юрий Легков, НЭП. К.В. Фото: Томер Аппельбаум

Федеральный закон принят Государственной Думой 25 октября 2013 года и одобрен Советом Федерации 30 октября 2013 года.

Справка Государственно-правового управления

Целью Федерального закона является установление эффективного нормативного регулирования актуарной деятельности, создание и функционирование института актуариев.

Федеральным законом определяются понятия актуарной деятельности и актуарного оценивания, объектов и субъектов актуарной деятельности (это актуарий и ответственный актуарий), актуарного заключения.

Федеральным законом устанавливаются требования к актуарному заключению, квалификационные требования к актуариям и ответственным актуариям, в частности к образованию, стажу работы, членству в саморегулируемой организации актуариев, наличию аттестации, которая проводится саморегулируемой организацией, а также к обеспечению имущественной ответственности при осуществлении актуарной деятельности.

Из числа актуариев выделяются ответственные актуарии – лица, имеющие право осуществлять в соответствии с трудовым или гражданско-правовым договором подготовку актуарного заключения, предназначенного для направления в Центральный банк Российской Федерации, и несущие ответственность за обоснованность содержащихся в таком заключении выводов.

Федеральным законом вводится процедура обязательного актуарного оценивания. Обязательному оцениванию подлежит деятельность Центрального банка Российской Федерации при разработке страховых тарифов по обязательному страхованию, негосударственных пенсионных фондов, страховых организаций и обществ взаимного страхования. Перечень не является исчерпывающим – иные органы и организации, подлежащие обязательному актуарному оцениванию, равно как и дополнительные требования к порядку проведения оценивания, могут быть установлены федеральными законами.

В соответствии с Федеральным законом в сфере актуарной деятельности действуют единые, обязательные для всех федеральные стандарты, которые разрабатываются в соответствии с международными стандартами актуарной деятельности. Кроме того, саморегулируемые организации актуариев должны принять собственные стандарты и правила, которыми устанавливаются требования к порядку осуществления актуарной деятельности дополнительно к требованиям, установленным федеральными стандартами.

Федеральным законом предусмотрено создание совета по актуарной деятельности, который, по сути, станет органом общественного надзора за развитием актуарной деятельности и профессии. Определены полномочия совета, его функции, порядок формирования и другое.

Федеральным законом детально урегулированы отношения, возникающие в связи с приобретением и прекращением статуса саморегулируемых организаций актуариев, их деятельностью, осуществлением взаимодействия этих организаций с их членами и Центральным банком Российской Федерации, который будет осуществлять надзорные функции за деятельностью субъектов актуарной деятельности и саморегулируемых организаций актуариев.

К полномочиям Центрального банка Российской Федерации Федеральным законом также отнесены, в частности, формирование политики в области актуарной деятельности, нормативное регулирование актуарной деятельности и деятельности саморегулируемых организаций актуариев, согласование федеральных стандартов актуарной деятельности, ведение реестра саморегулируемых организаций актуариев, рассмотрение актуарных заключений, подготовленных по итогам обязательного актуарного оценивания, и осуществление надзора за проведением такого оценивания, создание совета по актуарной деятельности, установление программы квалификационного экзамена для лиц, желающих вступить в саморегулируемые организации актуариев, и процедуры его проведения и сдачи.

Предусмотренный Федеральным законом квалификационный экзамен, по существу, обеспечит единый подход к установлению профессионального уровня актуариев.

В целях формирования системы актуарной деятельности (создания саморегулируемых организаций актуариев, проведения квалификационного экзамена, создания совета по актуарной деятельности, разработки и утверждения федеральных стандартов актуарной деятельности) Федеральным законом предусматриваются соответствующие переходные положения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *