Дизельное топливо не останется в стороне — размер акциза на него с 1 января увеличится на 12,7 процента, а с 1 июля итоговая величина составит 8258 рублей за тонну.
В прошлом году акциз на литр автобензина повышался дважды — на полтора рубля с 1 января и на два рубля с 1 апреля, на дизель акциз вырос тоже дважды. В этом году ставка поднялась только один раз на дизельное топливо.
«При этом сам рост акцизов связан с компенсацией дефицита федерального бюджета в следующем году. ТЭК является одним из локомотивов его пополнения. Поэтому стоит признать: от роста акцизов на бензин и дизтопливо и в будущем деваться нам некуда», — констатирует исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко.
По его мнению, увеличение акцизов обязательно скажется и на цене на бензин. «В оптовые цены рост акциза в следующем году закладывается уже сейчас, они растут. А что будет с розницей, сказать сложно. Во многом динамика цен будет зависеть от воли региональных властей, их возможностей договориться о том, чтобы стоимость литра не росла резко», — предполагает эксперт. По его прогнозу, в 2018 году «дизельное топливо вырастет в цене на 9 процентов, а цена литра бензина поднимется на 6,5 процента». У ФАС другой прогноз — рост в пределах инфляции.
Документ читайте
- Чтобы сохранить этот материал в
избранное, войдите или зарегистрируйтесь Материал добавлен в «Избранное» Вы сможете прочитать его позднее с любого устройства. Раздел «Избранное» доступен в вашем личном кабинете Материал добавлен в «Избранное» Удалить материал из «Избранного»? Удалить Материал удален из «Избранного»
- Чтобы сохранить этот материал в
избранное, войдите или зарегистрируйтесь Материал добавлен в «Избранное» Вы сможете прочитать его позднее с любого устройства. Раздел «Избранное» доступен в вашем личном кабинете Материал добавлен в «Избранное» Удалить материал из «Избранного»? Удалить Материал удален из «Избранного»
Минфин и Минэнерго хотят повысить акцизы на бензин, но боятся резкого роста цен на топливо М. Стулов / Ведомости
В 2017 г. Минфин намерен собрать с нефтяников дополнительно 200 млрд руб.; Минфин и Минэнерго обсуждают форму изъятия – часть через НДПИ и часть через акцизы. Интригой остается, в какой именно пропорции будет разделена нагрузка между НДПИ и акцизами – чем больше возьмут через акцизы, тем больше нагрузки перенесут на потребителей.
Сейчас ставки акцизов на бензин и дизельное топливо составляют 10,130 и 5,290 руб., по закону они должны снизиться в 2017 г. до 7,430 и 5,090 руб. Это была часть налогового маневра – снижение акцизов должно компенсировать потери нефтепереработки из-за снижения пошлин (см. также стр. 10). Нефтяники предложили компромисс: в 2017 г. акцизы вовсе не снижать, это дало бы бюджету дополнительно 97–100 млрд руб., половину от требуемых 200 млрд руб.
На последнем совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова Минфин предложил новые расчеты: акциз на бензин все же снижается на 1 руб. за литр год к году, а на дизтопливо – немного вырастет. Представитель Шувалова не комментирует эту тему. Такой сценарий предполагает рост акцизов на бензин и дизтопливо на 1 руб. за литр по отношению к действующему налоговому сценарию, рассказали «Ведомостям» два федеральных чиновника.
Маневр-2015
В прошлом году повышение налогов случилось неожиданно для экспортеров – президент обещал не повышать нагрузки до 2018 г. Но это назвали «изъятием девальвационной прибыли» и забрали у нефтяной отрасли 200 млрд руб. через частичное замораживание налогового маневра: пошлины не снизились, а НДПИ был повышен.
Таким образом, через акцизы Минфин в 2017 г. изымет 73 млрд руб. (43 млрд – бензин и 30 млрд – дизтопливо), т. е. через НДПИ будет изъята не половина, как предполагалось, а больше – 127 млрд. В 2018 г. будет изъято 82 млрд, в 2019 г. – 85 млрд руб.
Окончательного решения нет, расчеты еще не представлены, говорит высокопоставленный чиновник. Сейчас обсуждается четыре варианта, говорят два федеральных чиновника. Главная задача, по словам одного из них, вписать акцизы в инфляционные ожидания, чтобы рост стоимости нефтепродуктов не превышал инфляции.
Получается, с учетом предусмотренных налоговым маневром на 2017 г. изменений акцизов и таможенных пошлин на моторные топлива Минфин предлагает повышение акцизов на 1 руб. за литр – это приведет к росту цен на дизтопливо на 1,8 руб. за литр и на автомобильный бензин на 0,5 руб. за литр, приводит данные главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов: «При прочих равных условиях такой уровень повышения розничных цен укладывается в инфляционные ожидания». Но потребление дизельного топлива личным легковым транспортом составляет менее 5%, так что рост цен на дизельное топливо повысит нагрузку на бизнес и будет перенесен в цены услуг и товаров народного потребления, предупреждает Ежов.
Снижение акцизов должно было компенсировать потери из-за внутренней цены на нефть вследствие снижения пошлин; получается, пошлины все равно снижаются до 30%, а акцизы – всего на 1 руб., а не как планировалось изначально, говорит сотрудник нефтяной компании, участвующий в обсуждениях: это сложная конструкция и, когда меняется один элемент, меняются и все остальные. Минфин в прошлом году уже изъял у нефтяников дополнительно 200 млрд руб., но это было сделано через снижение пошлин. Однако из-за снижения цены на нефть снижаются и пошлины, так что в определенный момент Минфин столкнулся с риском не полностью получить 200 млрд руб. Поэтому чиновники Минфина решили уже не использовать этот инструмент, а зафиксировать повышение на определенную сумму.
Еще в начале года, сразу после праздников, розничные цены на бензин в России и Приморье выросли. Одной из основных причин повышения стоимости нефтепродуктов аналитики называют рост НДС с 18% до 20%. Однако эксперты отмечают, что слишком много факторов влияет на рост топливных цен. «Приморская газета» выделила семь актуальных причин повышения стоимости бензина, а также узнала, какие меры по стабилизации ситуации предлагает бизнес-сообщество.
Кстати На данный момент, согласно исследованию агентства «РИА Рейтинг», в России одни из самых низких в Европе цены на бензин для населения. Дешевле только в Казахстане.
Производство бензина при текущей налоговой нагрузке не приносит прибыли нефтезаводам, а значит, нарастить производство топлива и удовлетворить растущий спрос на бензин в России будет проблематично. Из этого следует, что в ближайшее время в стране возникнет дефицит продукта и, как следствие, интенсивный рост цен.
Для сдерживания роста цен на внутреннем рынке власти России предусмотрели демпфирующие механизмы. В ближайшее время государство начнет компенсировать компаниям разницу между установленной базовой ценой топлива и более высокой экспортной ценой. Однако и эти меры позволят лишь временно «заморозить» счетчики цен на заправочных табло.
Оценить эффект от демпфирующего механизма, призванного компенсировать нефтяникам часть упущенной экспортной прибыли при реализации топлива на внутреннем рынке, можно будет минимум через 3-6 месяцев. Так считает глава департамента таможенной и налоговой политики Минфина России Алексей Сазанов.
— Пока действует соглашение между правительством и нефтяниками о сдерживании цен на бензин и дизельное топливо, оценить эффективность демпфера сложно, так как есть смешение двух инструментов — административного регулирования и налогового. Пока достаточно сложно понять, кто из них какой эффект вносит. Будем смотреть, квартал-два точно будем мониторить, — сказал Алексей Сазанов.
Аналитика подтверждает: несмотря на то, что цены на топливо временно стабилизировались, эксперты уверены, что рано или поздно цены на бензин в России должны приблизиться к европейским. Причин для этого несколько.
1. Рост НДС
Ставка налога на добавленную стоимость (НДС) возросла с 18% до 20%. Эта разница присутствует в каждом чеке и ложится бременем на покупателя.
2. Рост акциза в 1,5 раза
Ставки акциза на бензин пятого класса и дизельное топливо в России с 1 января 2019 года увеличились в 1,5 раза. Налоговый кодекс предусматривает рост ставок акцизов на бензин на 4,1 тыс. рублей ( до 12,314 рублей на тонну) и на дизтопливо — на 2,8 тыс. рублей (до 8,541 рублей на тонну).
3. Рост налога на добычу нефти (НДПИ)
Его рост связан с увеличением мировой цены на нефть, а также с принятым решением правительства о поэтапном повышении в рамках налогового маневра. Средняя ставка НДПИ на нефть за 12 месяцев 2018 года выросла на 53,3% по сравнению с 2017 годом.
4. Обременение налогами нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ)
Отраслевые эксперты подсчитали, что потери превышают 3 тыс. рублей на тонну дизельного топлива и 7 тыс. рублей на тонну бензина Аи-92.
5. Рост транспортных тарифов естественных монополий
Этот показатель оказывает значительное влияние на уровень операционных затрат НПЗ. Тарифы на прокачку нефти по системе «Транснефти» в 2019-м будут проиндексированы на 3,87%. Тарифы РЖД на грузовые перевозки и пользование инфраструктурой в 2019 году будут проиндексированы на 3,5%.
6. Влияние сезонных факторов
Рост потребления топлива в связи с началом активных сельскохозяйственных работ и традиционным периодом ремонтов на НПЗ. Оба фактора каждый год вызывают повышение цен на топливо.
7. Компенсации от правительства еще не поступили
Налоговый маневр в нефтяной отрасли, поставивший нефтепереработку на грань рентабельности, продолжается, а обещанные правительством компенсации для НПЗ только вступают в действие.
Участники рынка разработали меры по стабилизации ситуации. «Роснефть» совместно с Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржей (СПбМТСБ) предложили ограничить количество спекулятивных операций в ходе биржевых торгов.
Один из вариантов решения состоит в том, чтобы доля участия производителей нефтепродуктов в биржевых торгах была пропорциональна их доле в общем объеме добычи. Таким образом, можно значительно сократить долю компаний-перекупщиков на бирже. Отметим, что сейчас она составляет около 80%.
Но власти пока никак не отреагировали на эти предложения.
Президент России Владимир Путин подписал закон, который предусматривает корректировку параметров демпфирующего механизма, направленного на стабилизацию цен на бензин и дизельное топливо в стране.
Механизм призван сдерживать цены на топливо внутри России. Таким образом, если экспортная цена бензина и дизтоплива будет выше внутрироссийской, государство компенсирует нефтекомпаниям часть этой разницы, чтобы они не повышали цены на территории страны.
При этом в случае, если российские цены будут выше экспортных, нефтяные компании поделятся частью сверхприбыли с государством. Данный закон призван увеличить размер подобных компенсаций и начнет действовать задним числом, с 1 июля 2019 года. В 2019 году компенсации составят 60–75% для бензина и до 70% для дизтоплива. Начиная с 2020 года, 50–68% для бензина и 50–65% для дизтоплива. Также отмечается, что с 1 августа демпфирующий механизм также вводится и на авиакеросин, пишет ТАСС.
19 июля Путин во время визита на Магнитогорский металлургический комбинат заявил, что серьезное ограничение стоимости моторного топлива не будет верным, так как из-за этого замедлится развитие российского нефтеперерабатывающего бизнеса, что вызовет новый скачок цен.
Правительство располагает достаточным инструментарием, чтобы не допустить роста цен на топливо, в случае необходимости президент России Владимир Путин даст поручение избежать повышения цен, заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
Реклама
«Что касается позиции Кремля, то, вы знаете, президент всегда поручает правительству принимать соответствующие меры, чтобы избежать какого-то скачкообразного повышения цен, в том числе и на топливо», — заявил Песков журналистам, отвечая на вопрос о возможном повышении цен на бензин в случае, если правительство примет решение повысить акцизы.
Он отметил, что пока ситуация не требует какого-либо вмешательства.
Правительство решило повысить с 1 января 2019 года акцизы на бензин и дизельное топливо на 3,7 тысячи рублей за тонну и на 2,7 тысячи рублей за тонну соответственно, заявил до этого в интервью газете РБК вице-премьер Дмитрий Козак, курирующий ТЭК.
«Решение принято. Акцизы будут восстановлены в тех объемах, которые планировались с 1 июля 2018 года»,
— сказал Дмитрий Козак.
При этом он одновременно заверил, что повышение акцизов не приведет к резкому росту цен на топливо.
«Скачка не будет. Во всяком случае, будем применять весь тот набор инструментов, который есть у правительства, чтобы этого не произошло», — добавил он. По его словам, это поможет «удержать цены на розничных рынках, скажем так, в районе инфляции».
В частности, власти намерены завершить налоговый маневр в нефтяной отрасли. Он подразумевает постепенно снижение таможенных пошлин с соответствующим повышением НДПИ. Кроме того, для нефтеперерабатывающих заводов предусматривается отрицательный акциз. Такая мера, как предполагается, поможет стабилизировать цены на топливо на внутреннем рынке.
Кроме того, в правительстве продумали и дополнительные меры сдерживания роста цен на бензин. Кабмин может ввести экспортную пошлину на нефть и нефтепродукты. Это временный выход, который позволит сдержать цены внутри страны.
Аномальное подорожание бензина началось этой весной. К маю повышение составило восемь рублей за литр. При этом после принятых властями мер цены стабилизировались.
Из-за резкого роста цен на бензин в правительстве приняли решение отложить повышение акцизов, которое уже было предусмотрено в бюджете РФ с 1 июля 2018 года. При этом нефтяники обещали сдерживать розничные цены, а также увеличить поставки нефтепродуктов на внутренний рынок.
По словам Дмитрия Козака, на данный момент договоренности между правительством и нефтяными компаниями в целом соблюдаются, хотя «есть за последнюю неделю некоторый незначительный — на копейки — всплеск розничных цен на дизтопливо».
По данным Thomson Reuters Kortes, розничные цены на бензин марки Аи-92 в России с 20 по 24 августа 2018 года в среднем по стране снизились на 1 копейку до 41,49 руб. за л. Средние цены на бензин Аи-95 и дизельное топливо не изменились.
Между тем, как отмечал недавно президент Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша в письме в администрацию президента (АП), литр бензина в ближайшее время может подорожать на 4,4 рубля. Это связано с тем, что
экспорт топлива снова становится более выгодным, чем продажа на внутренний рынок, ведь рост цен на нем ограничивается правительством.
К подорожанию топлива, по мнению Евгения Аркуши, может привести повышение акцизов на бензин и НДС с 18 до 20 процентов и ослабление курса рубля.
«Повышение акциза на бензин с 1 января 2019 года на 3700 рублей было ожидаемым, поскольку ранее для купирования роста цен на бензин правительство отказалось от повышения акциза на 700 рублей и вместо этого снизило его на 3000 рублей», — комментирует Анастасия Соснова, аналитик ИК «Фридом Финанс».
Предложенные правительством меры действительно могут сдержать рост цен на бензин, если не произойдет очень резкого роста стоимости нефти на внешнем рынке, например, из-за эмбарго в отношении Ирана или резкой девальвации рубля из-за санкций в отношении госбанков или суверенного долга, говорит Артем Деев, ведущий аналитик Amarkets.
Это приведет к резкому увеличению экспортного дифференциала, то есть сделает экспорт гораздо выгоднее, поясняет он.
Бензин и дизельное топливо в базовом сценарии, не предполагающем резкой девальвации и других негативных событий, до конца года подорожают темпами чуть выше, чем инфляция. В частности, по мнению аналитика, к декабрю стоимость Аи-92 может оказаться в районе 43 рублей за литр.
«На российском топливном рынке сейчас все довольно неоднозначно, хотя чиновники спешат успокоить участников рынка и обещают, что из-за грамотного проведения реформы в нефтяной отрасли нефтяники с нового года будут получать компенсацию в виде так называемого «отрицательного акциза», который «подсластит» растущую налоговую нагрузку, однако делать прогнозы о том, как это будет, довольно опасно, поскольку не очень понятно, как рынок будет вести себя осенью и в начале зимы. На текущий момент на повышение цены может оказать давление существенное превышение экспортного паритета внутренних цен на топливо, а также плановые ремонты нефтеперерабатывающих заводов», — полагает аналитик ИК «АЛОР» Алексей Антонов.