Акт обследования приказ минэкономразвития

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

«О ПОРЯДКЕ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ НА ВСЕХ ЭТАПАХ ЗАКУПОЧНОГО ЦИКЛА»

I. Общие положения по привлечению экспертов, экспертных организаций

1. Настоящие Методические рекомендации (далее — Рекомендации) разработаны в целях оказания помощи заказчикам, уполномоченному органу, уполномоченному учреждению в определении порядка проведения экспертизы, случаев привлечения к осуществлению закупки для нужд Нижегородской области эксперта и/или экспертной организации в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Федеральный закон № 44-ФЗ).

2. Рекомендации предназначены для приме­нения заказчиками, уполномоченным органом, уполномоченным учреждением при привлечении к осуществлению закупки эксперта и/или экспертной организации, а также при планировании и обосновании бюджетных затрат на привлечение эксперта и/или экспертной организации и составлении проекта контракта (договора) на определение поставщика (подрядчика, исполнителя).

3. Финансирование экспертных услуг заказчиком осуществляется путем включения затрат по этим услугам в смету бюд­жетных расходов.

4. Рекомендации разъясняют возможные случаи привлечения экспертов и/или экспертных организаций в соответствии Федеральным законом № 44-ФЗ.

5. Задачей экспертизы в рамках настоящих Рекоменда­ций является оказание содействия заказчикам, уполномоченному органу, уполномоченному учреждению в разрешении вопросов и/или подготовке предложений, требующих специальных познаний.

6. При оказании услуг эксперты и экспертные организации руководствуют­ся следующими принципами:

— полноты, всесторонности, компетентности, достоверности, обоснованности и законности экспертизы и ее результатов;

— объективности и беспристрастности;

— ответственности сторон;

— разумности сроков проведения экспертиз;

— независимости от кого-либо, заинтересованного в результатах экспертизы;

— ответственности за организацию, проведение и качество экспертизы;

— обязательности выполнения требований, установленных контрактом
и предусмотренной им нормативной и технической документации;

— соблюдения государственной и коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при проведении экспертизы.

II. Основания и случая привлечение к осуществлению закупки эксперта, экспертной организации

1. В соответствии с ч. 3 и 4 ст. 94 Федерального закона № 44-ФЗ заказчики обязаны проводить экспертизу результатов, полученных по контрактам.

Цель такой экспертизы — проверка соответствия условиям контракта предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом.

2. Экспертиза проводится как по итогам исполнения всего контракта, так и по каждому этапу контракта в отдельности. Иными словами, количество заключений по результатам экспертизы должно совпадать с количеством подписанных приемочных документов.

3. Следует обратить внимание, что заказчикам необходимо проводить экспертизу результатов, полученных по всем без исключения контрактам, в том числе по закупкам на сумму до 100 тыс. руб. Каких-либо исключений не предусмотрено.

4. Экспертиза может быть проведена любыми работниками заказчика, в должностных обязанностях которых будет закреплено проведение экспертизы результатов, полученных по контрактам.

5. В отдельных случаях, указанных в ч. 4 ст. 94 Федерального закона № 44-ФЗ, заказчик не может провести экспертизу своими силами, а обязан привлечь экспертов, экспертные организации. Помимо этого Правительство РФ вправе определить иные случаи обязательного привлечения экспертов, экспертных организаций для экспертизы поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг. В остальных случаях заказчик вправе вместо экспертизы, проводимой своими силами, или в дополнение к ней привлечь таких экспертов, экспертные организации.

6. Эксперт, экспертная организация — обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией лицо, которое осуществляет деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также по подготовке экспертных заключений по поставленным вопросам (п. 15 ст. 3 Федерального закона № 44-ФЗ).

7. Заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы товара, работы, услуги, если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании п. 2, 3, 7, 9 — 14, 16, 19 — 21, 24, 25, 27 -34 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ. Правительство РФ может определить иные случаи обязательного проведения экспертизы (ч. 4 ст. 94 Федерального закона № 44-ФЗ).

8. Дополнительно, заказчик привлекает экспертов, экспертные организации при осуществлении закупки в случаях, которые предусмотрены Федеральным законом № 44-ФЗ (ч. 1 ст. 41 Федерального закона № 44-ФЗ). К ним относятся (ст. 58 Федерального закона № 44-ФЗ):

1) оценка конкурсной документации в рамках предквалификационного отбора участников конкурса;

2) оценка заявок на участие в конкурсах в рамках предквалификационного отбора;

3) оценка соответствия участников конкурса дополнительным требованиям заказчика при проведении предквалификационного отбора.

Экспертиза в перечисленных случаях может проводиться по усмотрению заказчика. Необходимость ее проведения обусловлена установлением при проведении конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса дополнительных квалификационных требований к участникам закупки. К таким требованиям относятся условия о наличии у них финансовых, материальных, кадровых ресурсов и опыта работы, связанного с предметом контракта, а также требования к деловой репутации. Установление указанных требований обусловлено технической и (или) технологической сложностью, инновационным, высокотехнологичным или специализированным характером объекта закупки (ч. 2 ст. 56 Федерального закона № 44-ФЗ). Таким образом, у заказчика может возникнуть необходимость экспертно оценить требования, которые должны быть предъявлены к участникам закупки, а также соответствие участников этим требованиям;

9. Решение о привлечении к приемке эксперта, экспертной организации заказчик принимает по своему усмотрению, однако в ряде случаев их участие в приемке является обязательным.

Для привлечения к осуществлению закупки эксперта, экспертной организации заказчику необходимо их выбрать и заключить с ними контракт.

Заключить контракт с экспертом, экспертной организацией целесообразно заранее, с учетом времени, необходимого для выбора эксперта, экспертной организации и заключения контракта.

III. Требования к экспертам, экспертным организациям

1. Эксперт, экспертная организация должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в отношении предмета экспертизы (п. 15 ст. 3 Федерального закона № 44-ФЗ). Однако не каждое лицо, обладающее такими познаниями, опытом, квалификацией, может быть привлечено заказчиком в качестве эксперта, экспертной организации.

2. Таким образом, согласно положениям Федерального закона № 44-ФЗ для проведения экспертизы результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик вправе:

— привлечь физическое лицо, обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла и не являющегося либо в течение менее чем двух лет, предшествующих дате проведения экспертизы, являвшегося должностным лицом или работником заказчика, осуществляющего проведение экспертизы, либо поставщика (подрядчика, исполнителя);

— привлечь индивидуального предпринимателя, обладающего специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла и не являющегося либо в течение менее чем двух лет, предшествующих дате проведения экспертизы, являвшегося должностным лицом или работником заказчика, осуществляющего проведение экспертизы, либо поставщика (подрядчика, исполнителя);

— привлечь юридическое лицо (работники юридического лица должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла);

— провести экспертизу своими силами, то есть силами своего структурного подразделения.

3. Часть 2 ст. 41 Федерального закона № 44-ФЗ определяет перечень лиц, которые не могут привлекаться к проведению экспертизы. К ним относятся лица, с помощью которых заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) прямо и (или) косвенно могут оказывать влияние на результат проводимой экспертизы, в частности:

1) лица, являющиеся либо являвшиеся в течение двух лет, предшествующих дате проведения экспертизы, должностными лицами или работниками заказчика или поставщика (подрядчика, исполнителя);

2) лица, имеющие имущественные интересы в заключение контракта, в отношении которого проводится экспертиза;

3) близкие родственники, усыновители или усыновленные руководителя заказчика, членов комиссии по осуществлению закупок, руководителя контрактной службы, контрактного управляющего, должностных лиц или работников поставщика (подрядчика, исполнителя) либо состоящие с ними в браке;

4) юридические лица, в которых заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) имеют право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов либо более чем 20% вкладов, долей.

Эксперт, экспертная организация обязаны письменно уведомить заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) о допустимости своего участия в проведении экспертизы и отсутствии оснований для недопуска к ее проведению (ч. 3 ст. 41 Федерального закона № 44-ФЗ). В случае выявления в составе экспертов, экспертных организаций лиц, которые не могут привлекаться к проведению экспертизы, заказчик должен незамедлительно принять меры, направленные на привлечение иного эксперта, иной экспертной организации (ч. 4 ст. 41 Федерального закона № 44-ФЗ).

Требования к независимости экспертов сформулированы в ч. 2-4 ст. 41 Федерального закона № 44-ФЗ. Эксперты, экспертные организации должны быть независимыми как от заказчика, так и от поставщика (подрядчика, исполнителя), в отношении которого проводится проверка.

За предоставление недостоверных результатов экспертизы, экспертного заключения или заведомо ложного экспертного заключения, за не выполнение экспертом и/или экспертной организацией требования части 3 статьи 41 эксперт и/или экспертная организация, должностные лица экспертной организации несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

IV. Отбор эксперта, экспертной организации

Привлечение эксперта, экспертной организации осуществляется на основании договора (п. 15 ст. 3 Федерального закона № 44-ФЗ). Федеральный закон № 44-ФЗ не определяет особенностей порядка выбора заказчиком экспертов, экспертных организаций для заключения такого договора. Следовательно, при выборе он должен руководствоваться общим порядком, установленным Федеральным законом № 44-ФЗ.

Таким образом, для осуществления закупки услуг экспертов, экспертных организаций заказчику необходимо:

1) определить предмет экспертизы;

2) выбрать способ определения исполнителя — эксперта, экспертной организации.

При выборе способа определения заказчик должен учитывать ограничения, предусмотренные Федеральным законом № 44-ФЗ для каждого из способов закупки (открытый конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и т.д.);

3) провести процедуру определения исполнителя — эксперта, экспертной организации.

Если для проведения экспертизы необходимы осуществление исследований, испытаний, выполнение работ, оказание услуг и в отношении лиц, их осуществляющих, законодательством установлены обязательные требования (обязательная аккредитация, лицензирование, членство в саморегулируемых организациях), отбор экспертов, экспертных организаций осуществляется из числа лиц, соответствующих указанным требованиям (ч. 8 ст. 41 Федерального закона № 44-ФЗ);

4) заключить контракт с экспертом, экспертной организацией.

V. Контракт с экспертом, экспертной организацией

Заказчик привлекает эксперта, экспертную организацию на основании договора (п. 15 ст. 3 Федерального закона № 44-ФЗ). Ввиду отсутствия в Федерального закона № 44-ФЗ указания на особенности порядка заключения контракта с экспертом, экспертной организацией такой контракт должен заключаться по результатам определения исполнителя в общем порядке, предусмотренном Федеральным законом № 44-ФЗ.

Если закупка услуг эксперта, экспертной организации осуществляется путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок, форма контракта должна соответствовать проекту контракта, утвержденному в составе документации о закупке.

В контракте рекомендуется указать:

1) условия, которые являются обязательными для включения в контракт в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ;

2) предмет экспертизы, функции и полномочия эксперта, экспертной организации;

3) условие о праве эксперта, экспертной организации запрашивать у заказчика, поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительные материалы, относящиеся к предмету экспертизы (ч. 6 ст. 41 Федерального закона № 44-ФЗ);

4) вид и размер ответственности эксперта, экспертной организации, в том числе за предоставление недостоверных результатов экспертизы, недостоверного или заведомо ложного экспертного заключения, невыполнение экспертом требования об уведомлении заказчика о наличии оснований для отстранения от проведения экспертизы (ч. 7 ст. 41 Федерального закона № 44-ФЗ).

VI. Порядок проведения экспертизы

1. Перед началом проведения экспертизы эксперту, экспертной организации следует убедиться в создании необходи­мых условий для выполнения экспертных услуг и получить все необходимые и достоверные сведения, а заказчику экс­пертных услуг следует обеспечить создание указанных усло­вий и предоставление всех сведений.

При проведении экспертных услуг эксперту, экспертной организации следует:

— соблюдать установленные контрактом (договором) порядок и сроки проведения экспертных услуг;

— проводить анализ полученных в результате оказываемых услуг данных и готовить обоснованные, объективные выводы и (или) предложения по по­ставленным вопросам;

— приостанавливать оказание экспертных услуг, если предъявленные для экспертизы документы недостаточны, не­пригодны, а также, если не созданы необходимые условия для проведения экспертизы;

— сохранять объекты, переданные для проведения экспертизы, в усло­виях, исключающих их хищение, утрату, порчу или видоизменение.

2. В зависимости от вида экспертных услуг в контракт реко­мендуется помимо перечисленных в пункте 1 раздела VI настоящих Методических ре­комендаций полномочий включать, в частности, следующие положения о функциях эксперта, экспертной организации:

а) при разработке технических, технологических и качественных характеристик товаров (работ, услуг), подлежащих включению в документации (извещение) по закупке:

— формулирование технических требований к товарам (работам, услу­гам) исходя из установленного заказчиком функционального назначения то­варов (работ, услуг);

— определение конкретных параметров характеристик товаров (работ, услуг), требований к результатам работ, вытекающих из нормативной и технической документации;

— определение характеристик товаров (работ, услуг), исключающих возможность недобросовестной конкуренции участников закупки;

— определение требований безопасности товаров (работ, услуг);

— определение нормативной и технической документации (ТР, ГОСТ Р, ГОСТ, СТО, ТУ и др.), положениям которой должны соответствовать ха­рактеристики товаров (работ, услуг);

— формулирование технических требований проекта контракта;

б) при экспертизе технического задания входящего в проект документации (извещении) о закупке:

— анализ содержащихся в техническом задании технических требований к товарам (работам, услугам) на соответствие установленного заказчиком функционального назначения товаров (работ, услуг);

— анализ содержащихся в техническом задании характеристик товаров (работ, услуг), требований к результатам работ, требований безопасности

— товаров (работ, услуг), вытекающих из нормативной и технической доку­ментации;

— анализ характеристик товаров (работ, услуг) на предмет предотвра­щения недобросовестной конкуренции участников закупки;

— предложения по техническим требованиям проекта конкурсной до­кументации, документации об аукционе, запроса котировок;

в) при экспертизе заявок участников закупки:

— определение соответствия указанных в заявках характеристик (коли­чества, ассортимента, комплектности, объема, качества) товаров (работ, ус­луг) и результатов работы требованиям документации (извещении) о закупке;

— определение соответствия указанных в заявках характеристик товаров (работ, услуг) и результатов работы определенному заказчиком функцио­нальному назначению товаров (работ, услуг);

— установление соответствия указанных в заявках качественных ха­рактеристик товаров (работ, услуг) требованиям системы(ам) добровольной сертификации;

— установление соответствия указанных в заявках систем менеджмента участников закупки требованиям российских и международных стандартов в сфере менеджмента (ИСО и другие);

— анализ предложений участников закупки и информации об участниках закупки на предмет недопустимости заключения мнимого или притворного контракта и ограничения добросовестной откры­той конкуренции участников закупки;

— проверку соответствия указанных в заявках критериев безопасности товаров (работ, услуг) установленным законодательством требованиям безопасности товаров (работ, услуг);

г) при приемке товаров (работ, услуг):

— соблюдение установленных контрактом и (или) предусмотренной им нормативной и технической документацией правил, порядка, сроков и мето­дов проведения приемки товаров (работ, услуг), отбора образцов (проб) това­ров;

— определение конкретных характеристик (количества, ассортимента, комплектности, объема, качества) товаров (работ, услуг);

— проведение полного исследования конкретных характеристик (коли­чества, ассортимента, комплектности, объема, качества) товаров (работ, ус­луг) на соответствие их требованиям контракта и положениям предусмот­ренной им нормативной и технической документации, образцу — эталону то­варов;

— маркировку объекта экспертизы путем нанесения оттиска личного штампа эксперта или иным способом, подтверждающим проведение исследования с объектом экспертизы, за исключением случаев, если это невоз­можно осуществить на определенных видах товаров, результатов работ (ус­луг), или это может привести к потере товарного вида продукции, либо огра­ничить в последующем использование объектов экспертизы;

— соблюдение правил по охране труда и противопожарной безопасности при проведении экспертизы;

— право собирать или запрет на сбор самостоятельно сведений, связан­ных с приемкой товаров (работ, услуг), отбором образцов (проб) товаров;

д) при инспектировании производства товаров, выполнения работ и оказания услуг (контроль качества сырья, соблюдения технологий производ­ства) в процессе исполнения контракта:

— определение методов и программы инспектирования производства то­варов, выполнения работ и оказания услуг, обеспечивающей соответствие их характеристик качества и безопасности требованиям нормативных правовых

— актов, договора (контракта), положениям нормативной и технической доку­ментации;

— проверку наличия и достаточности технологического оборудования для обеспечения обязательных требований к безопасности продукции;

— проверку соответствия инфраструктуры, производственной среды и технологического режима производства, включая критерии безопасности и качества, заявленным характеристикам и технологическому описанию соот­ветствующего производства и требованиям нормативной и технической до­кументации;

— оценку соответствия производства отраслевым документам, регла­ментирующим качество продукции;

— оценку стабильности качества продукции и основных технологиче­ских процессов;

— проверку соответствия критериев безопасности производства сырья и материалов требованиям, установленным договором (контрактом), норма­тивной и технической документацией для безопасности товаров (работ, ус­луг);

— осуществление контроля качества изготовления продукции, включая осуществление контроля за технологией изготовления продукции и проведе­ние всех видов испытаний в соответствии с требованиями договора (контрак­та) и технологической документации;

— проверку системы или отдельных ее элементов менеджмента качества производителя продукции.

3. Для обеспечения проведения точного, полного и обоснованного экспертного исследования заказчику экспертных услуг следует проинформи­ровать эксперта, экспертную организацию о функциональном назначении подлежащих поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг.

Помимо этого в зависимости от вида оказания экспертных услуг в кон­тракт рекомендуется включение, в частности, следующих полномочий заказчика:

а) при экспертизе технического задания включенного в документации (извещение) по закупке:

— предоставление проекта технического задания;

— предоставление различных справочных и информационных материа­лов, необходимых для проведения экспертизы;

б) при экспертизе заявок участников закупки:

— предоставление проекта конкурсной документации, включая проект контракта;

— предоставление, при необходимости, нормативной и технической до­кументации, предусмотренной контрактом;

— предоставление имеющейся у заказчика экспертных исследований информации об участниках закупки, обеспечение содействия в получении необходимой дополнительной указанной информации;

в) при приемке товаров (работ, услуг):

— присутствие либо отсутствие при проведении экспертизы представи­телей заказчика, поставщика (подрядчика, исполнителя) или изготовителя, если это вытекает из условий контракта поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;

— присутствие представителей таможенных органов, карантинной службы, органов государственного контроля (надзора) или других органов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации товары подлежат досмотру этими службами, органами;

— предъявление необходимой для проведения экспертизы коммерче­ской, товаросопроводительной, нормативной, технической и иной докумен­тации;

— предоставление, при необходимости, поверенных органами государ­ственной метрологической службы или другими уполномоченными органами средств измерений (в том числе переносные средства измерений — щупы, из­мерительные линейки, рулетки и другие средства), подлежащих государст­венному метрологическому контролю, а также калиброванных любой метро­логической службой или уполномоченным физическим лицом средств изме­рений, не подлежащих государственному метрологическому контролю;

— обеспечение свободного доступа экспертов к товарам, результатам работ (услуг), подлежащим экспертизе;

— предоставление отдельного помещения для обеспечения сохранности товаров, результатов работ (услуг), подлежащих экспертизе, за исключением случаев проведения лабораторных исследований в аккредитованных испыта­тельных лабораториях независимой экспертной организации;

— соблюдение правил по охране труда и технике противопожарной безопасности при проведении экспертизы.

3. По окончании экспертных исследований эксперт, экспертная организация передает приемочной комиссии заказчи­ка экспертных услуг акт экспертизы.

VII. Акт экспертизы

1. По результатам произведенного экспертом, экспертной организацией исследования составляется акт экспертизы, в котором содержится описание только тех фактов, которые были установле­ны в ходе проведения экспертизы. В акте экспертизы не допускаются подчи­стки, помарки и незаверенные печатью эксперта, экспертной организации исправления.

Акт экспертизы прилагается к протоколу приемочной комиссии по проведению приемки товаров (работ, услуг).

Акт экспертизы включает вводную часть, исследовательскую часть и выводы.

2. В водной части акта экспертизы следует, в частности, отражать:

— сведения о эксперте, экспертной организа­ции, о заказчике экспертизы и его представителях;

— дату и место проведения экспертизы, дату и номер контракта (догово­ра) и уведомления — заявки;

— фамилию, инициалы, должность эксперта, проводившего экспертные исследования, а также номер и срок действия аттестата эксперта (в случае наличия аттестата);

— наименование и функциональное назначение объекта экспертизы;

— задачу экспертизы;

— сведения о предъявленной документации, поставщике (подрядчике, исполнителе), грузоотправи­теле, изготовителе объекта экспертизы;

— условия хранения объекта экспертизы, состояние упаковки, маркиро­вочные данные.

3. В исследовательской части акта экспертизы следует, в частности, отражать:

— описание объекта экспертизы;

— ход изучения предъявленных заказчиком экспертизы документов, имеющих значение для формирования выводов;

— этапы проведения экспертизы с указанием методов исследования;

— сведения об использованных технических средствах измерений (пове­ренных, калиброванных), условиях их применения;

— краткую характеристику использованных устройств, материалов, ре­жимов съемки и печати;

— сведения о нормативной и технической документации, протоколах испытаний и других документах, которыми руководствовался эксперт при разрешении закупки;

— фактически установленные результаты проведения экспертизы в со­ответствии с поставленной задачей;

— оценку отдельных этапов экспертизы, анализ полученных результатов в целом;

— даты начала и окончания экспертизы,

— причины невозможности решения отдельных вопросов в полном объ­еме, требуемом задачей экспертизы.

4. В выводах акта экспертизы следует, в частности, отражать:

— однозначные исключающие возможность двоякого толкования ответы на поставленные вопросы, корреспондирующиеся с задачей экспертизы и ис­следовательской частью акта экспертизы без потребности в дополнительных объяснениях эксперта;

— причины, по которым не возможно было решить поставленный во­прос и дать на него ответ;

— установленные в процессе исследования выводы по не поставленным заказчиком экспертизы вопросам.

Акт экспертизы подписывается экспертами, проводившими экспер­тизу. При проведении экспертизы экспертной организацией акт экспертизы регистрируется в этой организации, удостоверяется подписью её руководителя и скрепляется печатью экспертной организации.

VIII. Стоимость экспертных услуг

Зарегистрировано в Минюсте России 8 июля 2019 г. N 55172

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В целях приведения нормативной правовой базы Минэкономразвития России в соответствие с законодательством Российской Федерации приказываю:

Внести изменения в требования к подготовке акта обследования, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 20 ноября 2015 г. N 861 (зарегистрирован в Минюсте России 25 декабря 2015 г., регистрационный N 40274) с изменениями, внесенными приказом Минэкономразвития России от 23 ноября 2016 г. N 742 (зарегистрирован в Минюсте России 16 декабря 2016 г., регистрационный N 44772), и требования к подготовке технического плана и состав содержащихся в нем сведений, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 г. N 953 (зарегистрирован в Минюсте России 2 марта 2016 г., регистрационный N 41304) с изменениями, внесенными приказами Минэкономразвития России от 1 ноября 2016 г. N 689 (зарегистрирован в Минюсте России 12 декабря 2016 г., регистрационный N 44677), от 9 августа 2018 г. N 418 (зарегистрирован в Минюсте России 8 октября 2018 г., регистрационный N 52351), от 14 декабря 2018 г. N 710 (зарегистрирован в Минюсте России 29 января 2019 г., регистрационный N 53615), согласно приложению к настоящему приказу.

Министр
М.С. ОРЕШКИН

Приложение
к приказу Минэкономразвития России
от 26.03.2019 N 166

1. В пункте 9 требований к подготовке акта обследования, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 20 ноября 2015 г. N 861 <1>:

<1> Зарегистрирован в Минюсте России 25 декабря 2015 г., регистрационный N 40274 (с изменениями, внесенными приказом Минэкономразвития России от 23 ноября 2016 г. N 742 (зарегистрирован в Минюсте России 16 декабря 2016 г., регистрационный N 44772).

1) подпункт 1 изложить в следующей редакции:

«1) решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или муниципального образования о признании объекта недвижимости в установленном законом порядке аварийным и подлежащим сносу; документа, подтверждающего изъятие для государственных или муниципальных нужд земельного участка с находящимися на данном земельном участке объектами недвижимости, подлежащими сносу; документа, подтверждающего развитие застроенной территории, на которой расположен объект недвижимости, подлежащий сносу; иных документов, на основании которых принято решение об осуществлении сноса (демонтажа) в случае принудительного изъятия объекта недвижимости у собственника;»;

2) дополнить подпунктами 1.1 — 1.3 следующего содержания:

«1.1) решения о сносе самовольной постройки либо решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, принятого органом местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории, органом местного самоуправления муниципального района;

1.2) решения о сносе объекта капитального строительства самостоятельно, принятого собственником объекта капитального строительства или собственниками помещений в нем (подготовленного в произвольной письменной форме и подписанного таким собственником (собственниками), нотариальное удостоверение такого решения не требуется), в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории либо заключением соглашения о возмещении убытков, причиненных ограничением прав указанных собственника объекта капитального строительства или собственников помещений в нем в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории;

1.3) решения суда о сносе самовольной постройки или решения суда о сносе объекта капитального строительства, принятого в связи с недостижением соглашения о возмещении убытков при сносе объекта капитального строительства в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории;»;

3) подпункт 3 изложить в следующей редакции:

«3) решения собственника здания, сооружения, объекта незавершенного строительства (собственников помещений в нем) о сносе объекта недвижимости (подготовленного в произвольной письменной форме и подписанного такими собственниками, нотариальное удостоверение такого решения не требуется) в случае добровольного сноса объекта вне связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории;»;

4) дополнить абзацем восьмым следующего содержания:

«В случае если объект капитального строительства прекратил существование после 4 августа 2018 г. в результате его сноса, в реквизит «Перечень документов, использованных при подготовке акта обследования» также вносятся сведения об уведомлении о завершении сноса объекта капитального строительства и о направлении такого уведомления в орган местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального района по месту нахождения земельного участка, на котором располагался снесенный объект капитального строительства.».

2. В требованиях к подготовке технического плана и составе содержащихся в нем сведений, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 г. N 953 <2>:

<2> Зарегистрирован в Минюсте России 2 марта 2016 г., регистрационный N 41304 (с изменениями, внесенными приказами Минэкономразвития России от 1 ноября 2016 г. N 689 (зарегистрирован в Минюсте России 12 декабря 2016 г., регистрационный N 44677), от 9 августа 2018 г. N 418 (зарегистрирован в Минюсте России 8 октября 2018 г., регистрационный N 52351), от 14 декабря 2018 г. N 710 (зарегистрирован в Минюсте России 29 января 2019 г., регистрационный N 53615).

1) в пункте 20:

а) абзац второй изложить в следующей редакции:

«Сведения о здании — объекте индивидуального жилищного строительства, садовом доме, за исключением сведений о местоположении такого объекта недвижимости на земельном участке, его площади, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ уведомления застройщика о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, а также уведомления, направленного органом государственной власти или органом местного самоуправления, о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным федеральными законами, и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (при наличии такого уведомления, далее — Уведомления), проектной документации объекта строительства (если правообладатель земельного участка (застройщик) обеспечил изготовление такой документации) и декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости или правообладателем земельного участка, на котором расположен такой объект недвижимости, предусмотренной частью 11 статьи 24 Закона (далее — Декларация). Сведения о здании — объекте индивидуального жилищного строительства, расположенном на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), за исключением сведений о местоположении такого объекта недвижимости на земельном участке, его площади, указываются в техническом плане также на основании проектной документации такого объекта (при ее наличии) либо Декларации (в случае, если проектная документация не изготавливалась) и разрешения на строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, срок действия которого не истек, в случае, если такое разрешение было получено до 4 августа 2018 г., либо на основании поданного до указанной даты в уполномоченный на выдачу таких разрешений орган государственной власти, орган местного самоуправления заявления о выдаче разрешения на строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства.»;

б) в абзаце десятом слова «жилого помещения» заменить словами «помещения в многоквартирном доме»;

в) абзац пятнадцатый изложить в следующей редакции:

«Декларация, а в случае подготовки технического плана объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома — Декларация и Уведомления, являются его неотъемлемой частью и включаются в состав Приложения.»;

г) абзац восемнадцатый дополнить предложением следующего содержания:

«В случае подготовки технического плана на основе проектной документации в состав Приложения включаются копии тех листов проектной документации, которые содержат включенные в состав технического плана сведения, в том числе сведения о наименовании проектной документации, об утверждении такой документации и при наличии — о внесении в такую документацию изменений, влияющих на результат кадастровых работ.»;

2) в абзаце четырнадцатом пункта 34 слова «жилого помещения» заменить словами «помещения в многоквартирном доме»;

3) в абзаце втором подпункта 1 пункта 48 слова «жилых помещений» заменить словами «помещений в многоквартирном доме».

Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 20 ноября 2015 года N 861

Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке

(с изменениями на 25 сентября 2019 года)

1. Утвердить:

1) форму и состав сведений акта обследования (приложение N 1);

2) требования к подготовке акта обследования (приложение N 2).

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2017 года.

Врио Министра
Н.Р.Подгузов

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
25 декабря 2015 года,
регистрационный N 40274

Приложение N 1. Форма и состав сведений акта обследования

Приложение N 1
к приказу
Минэкономразвития России
от 20 ноября 2015 года N 861
(В редакции, введенной в действие
с 1 января 2017 года
приказом Минэкономразвития России
от 23 ноября 2016 года N 742;
в редакции, введенной в действие
с 10 января 2020 года
приказом Минэкономразвития России
от 25 сентября 2019 года N 592. —
См. предыдущую редакцию)

Форма и состав сведений акта обследования

Приложение N 2. Требования к подготовке акта обследования

Приложение N 2
к приказу
Минэкономразвития России
от 20 ноября 2015 года N 861

(с изменениями на 25 сентября 2019 года)

1. Требования к подготовке акта обследования (далее — Требования) устанавливают правила оформления акта обследования (далее — Акт).

2. В соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон) Акт представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения, машино-места или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся сведений Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости подтверждает прекращение существования здания, сооружения, объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения, машино-места в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в котором помещение, машино-место было расположено, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение, машино-место было расположено.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года приказом Минэкономразвития России от 23 ноября 2016 года N 742.
________________
Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст.4344; 2016, N 1, ст.51; N 18, ст.2484, 2495; N 23, ст.3296; N 26, ст.3890; N 27, ст.4198, 4237, 4248, 4284, 4287, 4294.
(Сноска в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года приказом Минэкономразвития России от 23 ноября 2016 года N 742.

3. Акт подготавливается на основании сведений, полученных в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости с учетом сведений Единого государственного реестра недвижимости, а также иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости. Указанные документы, за исключением документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости, включаются в состав приложения к Акту (далее — Приложение).
В случае отсутствия в составе Приложения соответствующих документов в строке «Заключение кадастрового инженера» должна быть приведена причина их неиспользования.

4. Все записи, за исключением установленных законодательством случаев, производятся в Акте на русском языке. Числа записываются арабскими цифрами.

5. В состав Акта включаются следующие сведения: об объекте недвижимости, в отношении которого проводятся кадастровые работы, о заказчике кадастровых работ, о кадастровом инженере и дате подготовки Акта, о документах, использованных при подготовке Акта.

6. В реквизите «Сведения об объекте недвижимости, в отношении которого проводятся кадастровые работы» указываются сведения о виде объекта недвижимости и его кадастровом номере, а также сведения о наличии (отсутствии) в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на объект недвижимости.

7. В реквизите «Сведения о заказчике кадастровых работ» приводятся сведения о заказчике кадастровых работ:
в отношении физического лица — фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии), страховой номер индивидуального лицевого счета (при наличии);
в отношении юридического лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления, иностранного юридического лица — полное наименование. В отношении иностранного юридического лица дополнительно указывается страна регистрации (инкорпорации).

8. В реквизите «Сведения о кадастровом инженере и дате подготовки акта обследования» приводятся следующие сведения:

1) фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии) кадастрового инженера;

2) уникальный регистрационный номер члена саморегулируемой организации кадастровых инженеров в реестре членов саморегулируемой организации кадастровых инженеров и дата внесения сведений о физическом лице в такой реестр;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 10 января 2020 года приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2019 года N 592.

4) контактный телефон кадастрового инженера;

5) почтовый адрес и адрес электронной почты, по которым осуществляется связь с кадастровым инженером;

6) наименование саморегулируемой организации кадастровых инженеров, членом которой является кадастровый инженер;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года приказом Минэкономразвития России от 23 ноября 2016 года N 742.

7) полное или (в случае, если имеется) сокращенное наименование юридического лица, если кадастровый инженер является работником юридического лица, адрес местонахождения юридического лица;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 10 января 2020 года приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2019 года N 592.

8) наименование, номер и дата документа, на основании которого выполняются кадастровые работы;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 10 января 2020 года приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2019 года N 592.

9) дата подготовки окончательной редакции Акта кадастровым инженером (дата завершения кадастровых работ) в формате число, месяц, год, номер и дата документа, на основании которого выполняются кадастровые работы.
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 10 января 2020 года приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2019 года N 592.

9. В реквизит «Перечень документов, использованных при подготовке акта обследования» вносятся сведения о наименовании и реквизитах документов, использованных при подготовке Акта, в том числе следующих:

1) решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или муниципального образования о признании объекта недвижимости в установленном законом порядке аварийным и подлежащим сносу; документа, подтверждающего изъятие для государственных или муниципальных нужд земельного участка с находящимися на данном земельном участке объектами недвижимости, подлежащими сносу; документа, подтверждающего развитие застроенной территории, на которой расположен объект недвижимости, подлежащий сносу; иных документов, на основании которых принято решение об осуществлении сноса (демонтажа) в случае принудительного изъятия объекта недвижимости у собственника;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 20 июля 2019 года приказом Минэкономразвития России от 26 марта 2019 года N 166.
1.1) решения о сносе самовольной постройки либо решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, принятого органом местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории, органом местного самоуправления муниципального района;
(Подпункт дополнительно включен с 20 июля 2019 года приказом Минэкономразвития России от 26 марта 2019 года N 166)

1.2) решения о сносе объекта капитального строительства самостоятельно, принятого собственником объекта капитального строительства или собственниками помещений в нем (подготовленного в произвольной письменной форме и подписанного таким собственником (собственниками), нотариальное удостоверение такого решения не требуется), в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории либо заключением соглашения о возмещении убытков, причиненных ограничением прав указанных собственника объекта капитального строительства или собственников помещений в нем в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории;
(Подпункт дополнительно включен с 20 июля 2019 года приказом Минэкономразвития России от 26 марта 2019 года N 166)

1.3) решения суда о сносе самовольной постройки или решения суда о сносе объекта капитального строительства, принятого в связи с недостижением соглашения о возмещении убытков при сносе объекта капитального строительства в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории;
(Подпункт дополнительно включен с 20 июля 2019 года приказом Минэкономразвития России от 26 марта 2019 года N 166)

2) проектная документация объекта капитального строительства (за исключением проектной документации линейных объектов) в случае сноса или демонтажа объекта капитального строительства, его частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства;

3) решения собственника здания, сооружения, объекта незавершенного строительства (собственников помещений в нем) о сносе объекта недвижимости (подготовленного в произвольной письменной форме и подписанного такими собственниками, нотариальное удостоверение такого решения не требуется) в случае добровольного сноса объекта вне связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 20 июля 2019 года приказом Минэкономразвития России от 26 марта 2019 года N 166.

4) документы органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или муниципального образования, подтверждающие факт стихийных бедствий или других чрезвычайных ситуаций в случае прекращения существования здания, сооружения, объекта незавершенного строительства в связи с гибелью такого объекта недвижимости либо прекращения существования помещения, машино-места в связи с гибелью здания или сооружения, в котором помещение, машино-место было расположено, гибелью части здания или сооружения, в пределах которого такое помещение, машино-место было расположено, по причинам, не зависящим от воли собственника такого объекта недвижимости;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года приказом Минэкономразвития России от 23 ноября 2016 года N 742.

5) иные документы, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Копии документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости, в состав Приложения не включаются.
В случае если объект капитального строительства прекратил существование после 4 августа 2018 г. в результате его сноса, в реквизит «Перечень документов, использованных при подготовке акта обследования» также вносятся сведения об уведомлении о завершении сноса объекта капитального строительства и о направлении такого уведомления в орган местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального района по месту нахождения земельного участка, на котором располагался снесенный объект капитального строительства.
(Абзац дополнительно включен с 20 июля 2019 года приказом Минэкономразвития России от 26 марта 2019 года N 166)

10. В реквизите «Заключение кадастрового инженера» в виде связного текста приводится заключение кадастрового инженера о прекращении существования объекта недвижимости.

11. Акт подготавливается в форме электронного документа в виде XML-документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план, и оформляется в виде файлов в формате XML (далее — XML-документ), созданных с использованием XML-схем и обеспечивающих считывание и контроль представленных данных.
Состав сведений Акта в форме электронного документа должен соответствовать составу сведений, содержащихся в утвержденной форме Акта, с учетом Требований.

12. XML-схемы, используемые для формирования XML-документов, считаются введенными в действие по истечении двух месяцев со дня их размещения на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: www.rosreestr.ru (далее — официальный сайт).
При изменении нормативных правовых актов, устанавливающих форму и требования к подготовке Акта, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии изменяет форматы XML-документов и XML-схем, при этом обеспечивает на официальном сайте возможность публичного доступа к текущей актуальной версии и предыдущим (утратившим актуальность) версиям.
Средства усиленной квалифицированной электронной подписи кадастрового инженера должны быть сертифицированы в соответствии с законодательством Российской Федерации и совместимы со средствами квалифицированной электронной подписи, применяемыми Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, ее территориальными органами.
Информация о требованиях к совместимости, сертификату ключа подписи, обеспечению возможности подтверждения подлинности усиленной квалифицированной электронной подписи кадастрового инженера размещается на официальном сайте.

13. Документы, подготовленные на бумажном носителе, которые в соответствии с Требованиями подлежат включению в состав Приложения, оформляются в форме электронных образов бумажных документов в виде файлов в формате PDF, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего Акт.
Электронный образ документа должен обеспечивать визуальную идентичность его бумажному оригиналу в масштабе 1:1. Качество представленных электронных образов документов должно позволять в полном объеме прочитать текст документа и распознать его реквизиты. Если бумажный документ состоит из двух и более листов, электронный образ такого бумажного документа формируется в виде одного файла. Для сканирования документов необходимо использовать монохромный режим с разрешением 300 dpi.
В случае если законодательством допускается подготовка документа, подлежащего включению в состав Приложения, в форме электронного документа, такой документ может быть включен в состав Приложения в форме электронного документа.
Подлежащий включению в состав Приложения электронный документ, выданный органом государственной власти, органом местного самоуправления, организацией, заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица такого органа государственной власти, органа местного самоуправления, организации, а электронный документ, подготовленный физическим лицом, — усиленной квалифицированной электронной подписью такого физического лица.

14. Акт подготавливается также в форме документа на бумажном носителе, если это предусмотрено договором подряда. Акт, подготовленный в форме документа на бумажном носителе, заверяется подписью и печатью кадастрового инженера, подготовившего такой Акт. Незаполненные реквизиты Акта в форме документа на бумажном носителе не исключаются, в таких реквизитах проставляется знак «-» (прочерк).
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

Федеральная кадастровая палата по Челябинской области, в связи с вступлением в силу Приказа от 25.09.2019 № 592 «О внесении изменений в приказы Минэкономразвития России от 20.11.2015 № 861 «Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке» и от 18.12.2015 № 953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений» (далее – Приказ № 592), сообщает следующее.

С 10.01.2020 внесены изменения в требования к подготовке технического плана и требования к подготовке акта обследования.

Согласно Приказу № 592 в акте обследования и техническом плане скорректирован раздел, содержащий сведения о кадастровом инженере, а именно:

— уникальный регистрационный номер члена саморегулируемой организации кадастровых инженеров в реестре членов саморегулируемой организации кадастровых инженеров и дата внесения сведений о физическом лице в такой реестр (ранее указывался номер регистрации в государственном реестре лиц, осуществляющую кадастровую деятельность);

— полное или (в случае, если имеется) сокращенное наименование юридического лица, если кадастровый инженер является работником юридического лица, адрес юридического лица (ранее указывалось сокращенное наименование юридического лица, если кадастровый инженер является работником юридического лица, которое заключило договор подряда на выполнение кадастровых работ, адрес местонахождения юридического лица);

— наименование, номер и дата документа, на основании которого выполняются кадастровые работы (ранее указывался номер и дата заключения договора на выполнение кадастровых работ).

Также Приказом № 592 внесены изменения в требования к подготовке декларации об объекте недвижимости и состав содержащихся в ней сведений:

— в реквизите «Вид, назначение и наименование объекта недвижимости» для здания может быть указан вид назначения «Садовый дом»;

— из реквизита «Описание объекта недвижимости» (строка «Описание здания, помещения, машино-места») исключены сведения о площади здания, помещения, машино-места.

Кроме того, форма декларации дополнена реквизитом «1.9. Вид (виды) разрешенного использования объекта недвижимости», в котором указывается вид (виды) разрешенного использования здания, сооружения, помещения, в том числе выбранный (выбранные) из числа установленных градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, в границах которой расположен соответствующий объект недвижимости, с учетом ограничений использования земельного участка, установленных в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, сообщаем, что с 10.01.2020 технические планы и акты обследования должны быть подготовлены в соответствии с учетом изменений, внесенных Приказом № 592.
Источник: Пресс-служба
Федеральной кадастровой палаты
по Челябинской области

Процесс снятия объектов недвижимости с кадастрового учета важен не менее, чем учет объектов вновь построенных. Несвоевременное обновление сведений в Едином государственном реестре капитального строительства влечет за собой нежелательные последствия: налогообложение непригодных к использованию или полностью уничтоженных зданий, невозможность продать земельный участок, на котором находился утраченный объект, или начать новое строительство.

Актуализация сведений в кадастровом реестре производится на основании акта обследования зданий, сооружений и объектов незавершенного строительства. Что же представляет собой данный документ, когда он необходим и как его оформить?

В каких случаях требуется акт обследования

Согласно части 1 статьи 23 действующего Федерального от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон о регистрации), акт обследования зданий, сооружений или объектов незавершенного строительства — это документ, в котором кадастровый инженер по итогам осмотра подтверждает прекращение существования объекта по причине гибели или уничтожения. Акт обследования имеет форму электронного документа, заверенного квалифицированной электронной подписью аттестованного кадастрового инженера. Если договор подряда это предусматривает, возможно изготовление акта на бумажном носителе.

Важно!
С 1 января 2017 года взамен действующего Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» вступает в силу Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Итак, акт обследования доказывает, что недвижимость полностью или частично перестала существовать. Необходимость составления документа обусловлена тем обстоятельством, что уничтожение объекта в результате чрезвычайного происшествия, техногенной катастрофы или другого форс-мажора де-факто не служит поводом для снятия строения с кадастрового учета. Основанием для внесения изменения в реестр также не является, например, соответствующая справка из подразделения МЧС. То есть фактическая гибель строения с юридической точки зрения не является основанием, например, для снятия уничтоженного объекта с налогового учета или для начала нового строительства.

Итак, акт обследования зданий и сооружений необходим в случаях:

  • гибели объекта недвижимости;
  • умышленного уничтожения объекта (сноса);
  • аннулирования временной постановки на учет и др.

Справка
Под гибелью или уничтожением гражданское законодательство понимает необратимое прекращение существования объекта, его невозможность удовлетворять потребности владельца. Если в результате наводнения, пожара, землетрясения или оползня здание разрушено частично, речь будет идти не об уничтожении, а об изменении его свойств. Если восстановление бессмысленно или экономически неоправданно, собственник должен организовать снос, а после — произвести обследование.

Таким образом, право собственности и начисление налогов за пользование недвижимым имуществом прекращается только после внесения на основании акта обследования соответствующей записи в Единый государственный реестр объектов капитального строительства.

Обратиться с заявлением о снятии объекта с кадастрового учета могут конкретные лица, определенные статьей 4 Закона о регистрации. Это собственники зданий, сооружений и объектов незавершенного строительства, а также собственники земельных участков, на которых эти объекты находятся. Процедура подачи заявления и составления акта четко регламентирована законодательством.

Процедура составления акта обследования зданий и сооружений

Акт обследования здания составляет кадастровый инженер. Это квалифицированный специалист, который уполномочен государством на проведение работ и подготовку документации. Кадастровые инженеры должны отвечать перечню требований, которые закреплены в статье 29 Закона о кадастре:

  • гражданство Российской Федерации;
  • высшее образование;
  • отсутствие судимости, а также наказания в виде дисквалификации за нарушение законодательства о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и кадастровой деятельности;
  • наличие квалификационного аттестата, выданного на основании прохождения квалификационного экзамена;
  • наличие личной печати, штампа, бланков. На них указывается адрес и идентификационный номер квалификационного аттестата;
  • наличие электронной цифровой подписи для использования в электронном государственном документообороте;
  • опыт работы — не менее 2 лет в качестве помощника кадастрового инженера с обязательным участием в обследованиях зданий или подготовке к ним.

Основанием для выполнения кадастровых работ является договор подряда. В нем указывают все виды работ, которые будет выполнять инженер, а также условия, сроки, сумму оплаты. К договору прикладывают утвержденную заказчиком смету и задание на выполнение работ.

Единственный документ, который в обязательном порядке необходимо предоставить кадастровому инженеру — это свидетельство о праве собственности на данный объект либо земельный участок, где он расположен.

На заметку
Ускорить процесс подготовки кадастровым инженером акта обследования позволит предоставление владельцем объекта недвижимости кадастрового паспорта или технической документации на него.

Кадастровый инженер запрашивает выписку из Государственного кадастра недвижимости (далее — ГКН) и сверяет учетные данные с реальным состоянием недвижимого объекта, выезжая на место. Затем готовит акт в соответствии с требованиями и передает информацию в виде xml-файла, скрепив данные усиленной электронной подписью. Специалисты ГКН сведения от исполнителей принимают только в электронном виде. Для заказчика исполнитель готовит бумажный вариант в двух экземплярах, каждый из которых необходимо прошнуровать, пронумеровать страницы и заверить печатью и подписью кадастрового инженера на последней странице. В общей сложности процедура обследования и оформления акта занимает 5–7 рабочих дней.

Акт обследования зданий должен отвечать установленным законом требованиям. Это крайне важно, поскольку на его основании выносится решение о прекращении права собственности. Объект перестает существовать не только физически, но и документально с соответствующей отметкой в ГКН. Все эти действия в совокупности требуют финансовых затрат как от собственника недвижимости, так и от государства.

Как грамотно оформить документ

Требования к документу перечислены в Приказе Министерства экономического развития РФ от 20 ноября 2015 года № 861 «Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке». Там же представлена и типовая форма акта обследования здания (рис. 1). Она включает в себя сведения об объекте недвижимости, о заказчике, о кадастровом инженере и прочих документах, используемых при проведении работ.

Рис. 1

Увеличить

Краткие пояснения по заполнению разделов:

  1. В строке «Сведения об объекте недвижимости» указывают объект и его кадастровый номер.
  2. В строке «Сведения о заказчике» приводят информацию о заказчике кадастровых работ. Для физических лиц — ФИО, страховой номер индивидуального лицевого счета (если есть), для юридических — полное наименование.
  3. В строке «Сведения о кадастровом инженере» указывают ФИО инженера, номер квалификационного аттестата, контактный телефон, почтовый и электронный адрес. Если инженер является сотрудником компании — наименование юридического лица и адрес. Здесь же ставят дату завершения кадастровых работ.
  4. В строке «Перечень документов» вписывают наименования и реквизиты приложенных к акту документов.
  5. В строке «Заключение» приводят заключение кадастрового инженера о том, что объект недвижимости прекратил существование.

Сведения вносят на русском языке. Цифры арабские. Электронный образ документа должен полностью соответствовать бумажному в соотношении 1:1. Качество электронной версии должно позволять безошибочно распознать все представленные реквизиты. Если в документе два и более листов, образ необходимо сформировать в одном файле.

При составлении акта обследования здания не исключены ошибки, начиная от технических погрешностей (опечатки, неточные названия, неверные цифры и т.п.) и заканчивая недостоверными сведениями. Случается, что в акте неверно указана информация о квалификационном аттестате инженера, что является грубой ошибкой. Бывает, что документ заверяют недействительной электронной подписью (к примеру, если сведения об исполнителе исключены из общего реестра кадастровых инженеров). Все это приводит к признанию акта обследования недействительным, а значит, делает невозможными и другие кадастровые операции.

Важность грамотного и скрупулезного оформления документа с учетом всех требований к акту обследования зданий не вызывает сомнений. От квалификации кадастрового инженера зависит и вовлеченность заявителя в процесс снятия объекта с учета. Так, экспертам дано право самостоятельно запрашивать документы из Государственного кадастра недвижимости и обращаться с запросами о внесении изменений в реестр. В случае надлежащего выполнения этих действий клиент будет избавлен от необходимости посещать Кадастровую палату лично.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *