Акт об инвентаризации

3.7. Ежегодная инвентаризация: содержание и порядок проведения

Инвентаризация представляет собой определенную последовательность практических действий по документальному подтверждению наличия, состояния и оценки имущества и обязательств организации с целью обеспечить достоверность данных учета и отчетности. Она способствует реализации контрольной функции учета, позволяя выявлять случаи необоснованного уменьшения капитала хозяйствующего субъекта, вложенного в различные виды имущества (активов).

Основу любой инвентаризации составляет полная или выборочная проверка фактического наличия материальных ценностей, имущественных прав и обязательств силами специально созданной в организации комиссии. Различают два вида проверок: натуральную и документальную.

При натуральной (ее также называют вещественной) проверке определяется количество, взвешивание и обмер наблюдаемых объектов. Такого рода проверкам подвергаются, как правило, материально-производственные запасы, бланки документов строгой отчетности, основные средства и наличные денежные средства.

При документальной проверке наличие у организации имущественных прав (нематериальных активов, расходов будущих периодов, дебиторской задолженности и др.) и финансовых обязательств подтверждается непосредственно документами.

В составе документальной проверки иногда выделяют бухгалтерскую или книжную проверку, которая представляет собой сопоставление записей непосредственно в регистрах бухгалтерского учета (например, при инвентаризации сумм начисленной амортизации, оценочных резервов).

Обязательная ежегодная инвентаризация должна охватывать все без исключения виды имущества и обязательств. Нормативными актами предусмотрен специальный порядок ее проведения, по результатам инвентаризации уточняют данные бухгалтерского учета. Поэтому обязательную ежегодную инвентаризацию нельзя заменить какими-либо внешне схожими процедурами – внутренним или внешним аудитом, ревизией финансово-хозяйственной деятельности (хотя при незначительном объеме имущества и обязательств у организации обязанности инвентаризационной комиссии могут быть возложены на ревизионную комиссию).

Обязательная ежегодная инвентаризация имущества и обязательств организации должна быть начата не ранее 1 октября отчетного года и закончена до его завершения.

Ее основные этапы во взаимосвязи с функциями бухгалтерской службы в процессе инвентаризации приведены в табл. 4.

Таблица 4

Обязательная ежегодная инвентаризация начинается с даты, установленной приказом руководителя организации. Ответственность за проведение инвентаризации возлагается на постоянно действующую инвентаризационную комиссию. При значительном объеме имущества и обязательств по приказу руководителя организации могут быть созданы рабочие инвентаризационные комиссии. Их также целесообразно создавать, если организация имеет обособленные подразделения (филиалы и представительства) или ведет деятельность на обширной территории (в строительных организациях, на сельскохозяйственных предприятиях, в леспромхозах и т. д.). В нормативных документах нет прямого запрета на включение в состав комиссий представителей сторонних организаций (аудиторов, оценщиков, экспертов) для формирования экономически обоснованных и достоверных результатов инвентаризации. Приложением к приказу может быть план проведения инвентаризации, который определяет сроки окончания инвентаризации отдельных объектов и продолжительность каждого этапа, разграничивает обязанности между рабочими комиссиями.

На подготовительном этапе материально-ответственные лица передают комиссии приходные и расходные документы по отчетам (реестрам), которые служат бухгалтерии основанием для определения соответствующих остатков по счетам бухгалтерского учета на дату проведения инвентаризации. Полнота передачи первичных документов подтверждается расписками указанных лиц, а также держателей подотчетных сумм или доверенностей на получение материальных ценностей.

Организационно-методическая подготовка к проведению инвентаризации заключается в разработке внутренних нормативных документов – инструкций, правил и т. п., регламентирующих деятельность комиссий на каждом этапе.

Инструкции могут содержать:

• конкретные методики проведения инвентаризации, описание действий членов рабочих комиссий при проверке наличия и состояния отдельных объектов;

• порядок получения подтверждений учетных данных контрагентами – поставщиками, покупателями, банками, налоговыми органами и др.;

• порядок урегулирования претензий к работе инвентаризационных комиссий;

• типовые формы первичных учетных документов для оформления результатов инвентаризации, разработанные организацией самостоятельно.

Второй этап инвентаризации – это натуральная и документальная проверки фактического наличия имущества и обязательств. Их проводят комиссии коллегиально: отсутствие хотя бы одного члена комиссии служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.

Основной формой первичной документации для учета результатов натуральной инвентаризации является инвентаризационная опись, документальной – акт инвентаризации.

Постановлением Госкомстата РФ от 18 августа 1998 г. № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» утверждены 6 типов форм описи и 8 типовых форм акта. В настоящее время отсутствуют типовые формы (актов) инвентаризации финансовых вложений, безналичных денежных средств, резервов предстоящих расходов и платежей, оценочных резервов и ряда других объектов, организации должны разрабатывать их самостоятельно, что снижает аналитичность учетной информации.

В описях (актах) не допускается оставлять незаполненные строки, в конце описи материально-ответственные лица должны расписаться, подтверждая факт проведения проверки в их присутствии, а также отсутствие претензий к членам комиссии и принятие перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.

Натуральная и документальная проверки при обязательной ежегодной инвентаризации проводятся, как правило, сплошным методом. Этот процесс достаточно трудоемок, но действующие нормативные документы позволяют применять упрощенные способы инвентаризации лишь в немногих случаях. Например, допускается выборочная инвентаризация материальных ценностей, хранящихся в неповрежденной упаковке поставщиков.

Таксировочный этап заключается во внесении в описи (акты) денежных оценок имущества и обязательств по данным первичных документов и бухгалтерского учета. На этом этапе не учитывается изменение стоимостных оценок, вызванное изменением физических, функциональных и иных свойств объектов инвентаризации. В табл. 5 приведен примерный перечень первичных документов и регистров бухгалтерского учета, содержащих данные об исторической оценке имущества и обязательств и используемых при заполнении соответствующих граф описей (актов) для журнально-ордерной формы учета (табл. 5).

Таблица 5. Документы, содержащие информацию о стоимости имущества и обязательств

* Унифицированные формы отсутствуют, документы разрабатываются организацией самостоятельно.

** Нумерация журналов-ордеров и ведомостей дана в соответствии с письмом Минфина России от 24 июня 1992 г. № 48.

*** При учете товарно-материальных запасов по учетным ценам.

**** В соответствии с приказом Минфина России от 15 января 1997 г. № 2.

Сравнительно-аналитический этап инвентаризации позволяет подтвердить существующие оценки объектов учета. Необходимость уточнения бухгалтерской оценки отдельных видов имущества и обязательств связана в первую очередь с выявленными расхождениями между значениями показателей по данным учета и фактическими их значениями, подтвержденными в ходе инвентаризации. Рассчитанные отклонения фиксируют непосредственно в актах инвентаризации либо при подведении итогов натуральной проверки в сличительных ведомостях. Кроме того, корректировка оценок возможна в случаях:

• изменения государственных регулируемых цен, когда оценка осуществляется по этим ценам (например, при установлении новых расчетных и отпускных цен на драгоценные камни);

• изменения курса иностранной валюты, если стоимость имущества или обязательств выражена в иностранной валюте;

• изменения величины дебиторской или кредиторской задолженности при использовании в расчетах условных денежных единиц;

• ухудшения качественных характеристик имущества организации (физический или моральный износ, снижение рыночных цен и т. д.);

• наличия в составе дебиторской задолженности сумм, получить которые в полном объеме невозможно из-за неплатежеспособности должников.

Инвентаризационная комиссия должна выявить причины, которыми обусловлена необходимость внесения уточняющих записей в регистры бухгалтерского учета, и предложить способы их отражения в учете результатов инвентаризации. Здесь важно установить, имеются ли в организации лица, несущие материальную ответственность за сохранность ценностей, определить размер этой ответственности, проанализировать возможные способы истребования сомнительной дебиторской задолженности (путем перевода долга, бартерных операций и т. п.). По фактам образования излишков или недостач материальных ценностей необходимо получить подробные объяснения от ответственных лиц.

Предложения инвентаризационных комиссий по результатам выполнения сравнительно-аналитического этапа обобщаются в ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией. На заключительном этапе инвентаризации ведомость подписывают руководитель и главный бухгалтер организации одновременно с изданием приказа (распоряжения) об утверждении результатов инвентаризации. Приказ служит основанием для внесения в регистры бухгалтерского учета соответствующих записей заключительными оборотами за декабрь. Материалы работы комиссий передают в бухгалтерию организации, где их хранят не менее 5 лет.

В настоящее время существуют инвентаризации тех видов имущества и обязательств, по которым не разработаны унифицированные формы описей (актов).

Инвентаризация безналичных денежных средств

Проверка безналичных денежных средств заключается в сличении данных бухгалтерского учета и документально подтвержденных обслуживающими банками остатков денежных средств организации на расчетных, валютных и специальных счетах (аккредитивах, по расчетам чеками и т. п.), а также переводов в пути. Особенности использования каждого банковского счета организации, как правило, устанавливаются в договоре о его открытии. К таким особенностям относятся:

• вид банковского счета (рублевый, валютный);

• тип счета – специфика операций, осуществляемых по счету (текущие операции – расчетный счет, зачисление внешнеторговой выручки – транзитный валютный счет, формирование уставного капитала – накопительный счет и т. д.);

• пользователь счета – непосредственно организация, обособленное подразделение, конкретное должностное лицо;

• состояние счета на дату инвентаризации (функционирующие счета, заблокированные счета).

Данная информация должна отражаться в акте инвентаризации безналичных денежных средств (табл. 6).

Таблица 6. Рабочая таблица к акту инвентаризации безналичных денежных средств

Инвентаризация финансовых вложений

Натуральная проверка финансовых вложений возможна, если организация обладает ценными бумагами в документальной форме. Результат отражается в инвентаризационной описи. При инвентаризации остальных составляющих финансовых вложений возможна только документальная проверка, которую проводят по видам вложений (в разрезе видов ценных бумаг) и отдельным эмитентам с указанием в акте названия, серии, номера, номинальной стоимости и фактических затрат на приобретение, сроков погашения и общей суммы каждого вида вложений. Определенную сложность при проверке представляет сверка остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах бухгалтерского учета, с данными выписок организаций-депозитариев, осуществляющих учет наличия и движения ценных бумаг, принадлежащих организации. Это связано с тем, что депозитарии как профессиональные участники рынка ценных бумаг могут переоценивать принадлежащие клиентам ценные бумаги при изменении котировки на фондовой бирже, а непрофессиональные участники (инвесторы) должны вести учет по фактическим затратам на приобретение ценных бумаг. Поэтому стоимостная оценка объектов у организации и депозитария будет различаться. В связи с этим необходима сверка данных о количестве ценных бумаг на хранение. Для этого целесообразно составить рабочую таблицу к акту инвентаризации финансовых вложений (табл. 7).

Таблица 7. Рабочая таблица к акту инвентаризации финансовых вложений

Инвентаризация капитальных вложений

Особенность инвентаризации данного вида имущества связана с тем, что на счете 08 «Капитальные вложения» учитывают затраты на создание (приобретение) разнородных объектов бухгалтерского учета – основных средств, нематериальных активов, ценных бумаг. Поэтому инвентаризацию такого имущества нужно проводить по направлениям:

• строительство объектов основных средств;

• приобретение объектов основных средств;

• приобретение нематериальных активов;

• приобретение ценных бумаг.

Чтобы получить достоверные данные, необходимо провести как натуральную проверку возводимых объектов, так и документальную проверку затрат на строительство.

В акте отражается наличие каждого строящегося объекта и фактически выполненный объем строительно-монтажных работ, который, как правило, определяется с использованием контрольного обмера. Результат контрольного обмера сопоставляют с данными проектно-сметной документации, справок о стоимости выполненных работ и затрат (ф. № КС-3), а также общего журнала учета работ (ф. № КС-6), который ведет производитель строительных работ.

В качестве первичного документа для оформления результатов инвентаризации незавершенного строительства может быть использован акт инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств (ф. № ИНВ-10) с незначительными текстовыми изменениями.

Инвентаризация вложений в отдельные объекты основных средств сопряжена как с проверкой их наличия и состояния, так и с определением степени готовности к эксплуатации. Если объект фактически принят в эксплуатацию, но продолжает числиться на субсчете 08-4 «Приобретение объектов основных средств», у организации, с одной стороны, возникает неучтенный объект обложения налогом на имущество с момента реального ввода его в эксплуатацию, с другой – занижается себестоимость из-за отсутствия амортизационных отчислений по данному объекту.

В то же время, поскольку единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект, который может представлять собой обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, возможно наличие в составе капитальных вложений объектов, способных к самостоятельному выполнению определенных функций, но предназначенных для включения в создаваемый комплекс. Потенциальная готовность к эксплуатации таких объектов не является причиной для их зачисления в состав основных средств.

При выявлении объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, комиссия должна вносить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам.

Указанные выше особенности должны быть отражены в акте инвентаризации капитальных вложений в приобретение отдельных объектов основных средств (табл. 8).

Таблица 8. Рабочая таблица к акту инвентаризации капитальных вложений в приобретение отдельных объектов основных средств

Наличие у организации остатка по субсчету 08-5 «Приобретение нематериальных активов» обычно связано с неоконченным процессом оформления имущественных прав на конкретный объект в соответствии с требованиями действующего законодательства. Например, организация разработала (самостоятельно или с привлечением исполнителя) товарный знак. Затраты на его разработку учитывают на субсчете 08-5 до получении свидетельства о регистрации товарного знака в Российском агентстве по патентам и товарным знакам. Причина невозможности отразить фактические затраты на приобретение объектов нематериальных активов непосредственно на счете 04 «Нематериальные активы» должна быть указана в акте инвентаризации (табл. 9).

Таблица 9. Рабочая таблица к акту инвентаризации капитальных вложений в приобретение нематериальных активов

При инвентаризации затрат на приобретение ценных бумаг нужно убедиться в правильности и полноте их формирования, выявить расхождения между данными бухгалтерского учета и документами, подтверждающими эти затраты. Расхождения возможны как из-за несовпадения стоимостных оценок (количественных данных) по операциям с ценными бумагами, так и ошибочного отнесения затрат на другие объекты. Для оформления результатов инвентаризации этих затрат нецелесообразно использовать форму акта, применяемую при инвентаризации финансовых вложений, дополнив ее сведениями о продавцах ценных бумаг и реквизитами соответствующих договоров.

Инвентаризация оценочных резервов и резервов предстоящих расходов и платежей

При инвентаризации этого вида обязательств необходимо проверять операции как по начислению, так и по использованию резервов. При этом проводится бухгалтерская проверка использования резервов.

Примерные формы рабочей таблицы к акту инвентаризации оценочных резервов и резервов предстоящих расходов и платежей приведены в табл. 10.

Таблица 10. Рабочая таблица к акту инвентаризации оценочных резервов и резервов предстоящих расходов и платежей

Расчет резервов по сомнительной дебиторской задолженности сочетается с инвентаризацией расчетов с дебиторами. Поскольку резерв сомнительных долгов создается на основе инвентаризации дебиторской задолженности, то целесообразно в акте инвентаризации расчетов с дебиторами фиксировать сомнительную задолженность непосредственно в ходе проверки (табл. 11).

Инвентаризация призвана обеспечить отражение в бухгалтерском балансе только действительно имеющихся в наличии объектов, а не учтенных на счетах, но отсутствующих при проверке. Однако при списании отсутствующего и оприходовании ранее не учтенного имущества следует проявлять осторожность, поскольку выявление объекта, по которому в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют данные, не может служить достаточным основанием для постановки его на баланс. В данном случае организации нужно руководствоваться порядком приобретения права собственности на бесхозяйные вещи. И наоборот, сам по себе факт отсутствия какого-либо объекта (например, в результате хищения) не ведет к утрате организацией права собственности на этот объект.

Таблица 11. Рабочая таблица к акту инвентаризации расчетов с дебиторами

Если по результатам инвентаризации выявлен излишек имущества, учитываемого на счетах, у организации возникает дополнительный объект обложения налогом на имущество. Несмотря на то что результаты обязательной ежегодной инвентаризации отражаются в балансе на первое января, по мнению налоговых органов, базу для расчета налога на имущество необходимо увеличить с даты, когда указанное имущество должно было быть учтено в регистрах бухгалтерского учета и отражено в активе баланса. Если эта дата может быть установлена по данным первичных документов, то при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым отчетным периодам, в текущем отчетном периоде проводится перерасчет налоговых обязательств за время с момента совершения ошибки. И только если конкретный период, в котором должно было быть оприходовано имущество, определить невозможно, обязательства по уплате налога возникают у организации в текущем отчетном периоде.

Стоимость основных средств, материалов, пришедших в негодность, не уменьшает налоговую базу по налогу на имущество до периода, в котором будет документально оформлено их списание, т. е. указание в описях на невозможность дальнейшего использования имущества по назначению не может служить основанием для исключения этого имущества из состава объекта налогообложения.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Инвентаризация основных средств — документальное оформление и проведение — это не такая простая задача, как кажется. В этой статье мы поговорим о том, в каком порядке проводится инвентаризация ОС, какими документами оформляются ее итоги и что нужно сделать при выявлении расхождений между учетными данными и фактическим наличием ОС.

Порядок и сроки проведения инвентаризации основных средств

Инвентаризация основных средств проводится в порядке, установленном приказом об учетной политике предприятия, а также в тех случаях, когда ее проведение является обязательным в соответствии с пп. 26 и 27 Положения по ведению бухучета от 29.07.1998 № 34н, то есть:

  • при продаже основных средств;
  • сдаче их в аренду;
  • приобретении государственного или муниципального унитарного предприятия;
  • смене материально ответственных лиц;
  • выявлении фактов хищения;
  • наступлении стихийных бедствий или пожаров;
  • реорганизации компании;
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (не реже 1 раза в 3 года, библиотечных фондов — 1 раза в 5 лет).

Инвентаризация может быть проведена внезапно, по инициативе руководителя организации для предотвращения фактов хищения. По степени охвата она может быть сплошной или выборочной, по методу проведения — натуральной (предполагающей непосредственное наблюдение наличия объектов учета) или документальной (проводимой по учетным регистрам фирмы).ООО «Консалтинговое бюро «Эврика!» 📌 РекламаВсе оттенки белого или как выжить бизнесу после черного Приглашаем Вас на семинар от практикующего адвоката Натальи Скобкиной Узнать больше

Документальное оформление инвентаризации основных средств осуществляется с использованием унифицированных или разработанных самой организацией и закрепленных в ее приказе об учетной политике форм.

Каждый документ составляется в двух экземплярах, один из которых передается в бухгалтерию, другой — материально ответственному лицу.

Порядок оформления приказа на проведение инвентаризации ОС

Инвентаризация начинается с издания руководителем приказа о проведении инвентаризации основных средств. Для этого можно использовать форму ИНВ-22, утвержденную постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 № 88. Скачайте бланк приказа по форме ИНВ-22. В приказе указываются:

  • место проведения инвентаризации;
  • даты ее начала и окончания;
  • председатель и члены комиссии;
  • степень охвата инвентаризационных объектов;
  • причина проведения инвентаризации;
  • сроки сдачи документов в бухгалтерию.

В состав комиссии могут входить главный или иной ответственный бухгалтер, лицо, ответственное за сохранность основных средств, работники цеха, сотрудники администрации и т. д.Платформа ОФД 📌 РекламаОФД со скидкой 30%. Новогодняя акция на подключение касс ОФД поможет бухгалтеру сдать отчеты + аналитика продаж + работа с Честным ЗНАКом Узнать больше

Приказ регистрируется в журнале учета приказов об инвентаризации ИНВ-23, утвержденном постановлением 88 и вручается под подпись председателю комиссии.

Скачайте образец приказа на инвентаризацию основных средств. Перед проверкой фактического наличия и состояния основных средств необходимо просмотреть наличие:

  • инвентарных карточек учета ОС (форма ОС-6), прочих учетных регистров на объекты ОС и правильность данных, занесенных в них;
  • технических паспортов;
  • документов на получение или сдачу ОС в аренду.

При необходимости учетные документы могут быть дополнены или откорректированы.

Оформление ведомости о проведении инвентаризации

При проведении инвентаризации основных средств проверяется не только их наличие, но и другие важные характеристики, такие как:

  • назначение,
  • работоспособность,
  • инвентарные номера,
  • внешнее состояние,
  • отсутствие каких-либо видимых дефектов.

Во время осмотра зданий, сооружений и других объектов недвижимости проверяются:

  • основной строительный материал,
  • этажность,
  • общая и полезная площадь,
  • год постройки и т. д.

У природных объектов проверяются: длина, глубина, протяженность.

По насаждениям — наличие и возраст.

Однотипные ОС, поступившие одновременно, указываются в ведомости с учетом количественных показателей.

Все выявленные данные заносятся членами комиссии в инвентаризационную ведомость ИНВ-1, утвержденную постановлением 88, или самостоятельно разработанную форму.

Для чего нужна сличительная ведомость?

После завершения обхода комиссия сверяет данные ведомости ИНВ-1 с показателями, отраженными в регистрах бухгалтерского учета.

Все выявленные расхождения между ними заносятся в сличительную ведомость результатов инвентаризации основных средств ИНВ-18, утвержденную постановлением 88, или аналогичную ей форму, разработанную организацией.

Все неучтенные объекты ставятся комиссией на бухгалтерский учет, а по неверно отраженным ОС вносятся необходимые корректирующие записи.

Постановка на учет вновь выявленных объектов производится по действующим рыночным ценам. Степень износа объекта определяется с учетом его фактического состояния. Эти изменения оформляются внутренними актами предприятия.

При выявлении фактов модернизации или ликвидации объектов ОС, которые не были отражены в бухгалтерском учете, в нем делаются корректировочные записи, отражающие увеличение или уменьшение их балансовой стоимости.

По объектам, которые в результате проведенных доработок изменили свои технические характеристики, в опись вносятся новые данные.

По основным средствам, вышедшим из строя и не подлежащим восстановлению, а также по объектам, находящимся в аренде или на ответственном хранении, составляются дополнительные описи.

Те объекты ОС, по которым не было обнаружено каких-либо расхождений, в сличительных описях не отражаются.

Как оформить акт по результатам инвентаризации

После проведения осмотра всех объектов, составления описей и отражения выявленных расхождений между данными учета и осмотра оформляется акт о результатах инвентаризации основных средств.

Форму акта предприятие может разработать самостоятельно или воспользоваться формой, которая утверждена приказом Минфина от 30.03.2015 № 52н, форма по ОКУД 0504835.

Обратите внимание! Несмотря на то что эта форма была разработана для учреждений и органов госвласти, запрета на ее использование другими субъектами нет.

Инвентаризационную опись основных средств по форме ИНВ-1 скачайте . При заполнении этой формы указываются:

  • состав комиссии;
  • материально ответственное лицо;
  • дни начала и завершения проведения инвентаризации;
  • номера и даты ведомостей, актов и сличительных описей.

В нем делаются отметки о результатах проделанной работы, даются полные характеристики обнаруженных разногласий в количественном и стоимостном выражении с указанием причин их появления.

К акту прикладываются: ведомости, сличительные описи, объяснительные записки материально ответственных лиц.

При заполнении этой формы указываются:

  • состав комиссии;
  • материально ответственное лицо;
  • дни начала и завершения проведения инвентаризации;
  • номера и даты ведомостей, актов и сличительных описей.

В нем делаются отметки о результатах проделанной работы, даются полные характеристики обнаруженных разногласий в количественном и стоимостном выражении с указанием причин их появления.

К акту прикладываются: ведомости, сличительные описи, объяснительные записки материально ответственных лиц.

Скачайте образец акта по результатам инвентаризации основных средств. В том случае, если комиссией не было выявлено никаких расхождений между учетными и фактическими данными, в акте делается запись об их отсутствии.

Оформление протокола заключительного заседания комиссии

По окончании проведения инвентаризации ОС комиссия собирается для того, чтобы подвести ее итоги и представить руководителю организации отчет о проделанной работе.

Проведение заключительного заседания комиссии не является обязательным, но протокол ее заседания принимается судом в качестве доказательства причинения ущерба организации.

Порядок и сроки проведения заседания комиссии прописываются в приказе об учетной политике компании.

Примерный бланк протокола инвентаризации основных средств можно скачать . В ходе заседания комиссии фиксируются все случаи недостач, излишков или пересортиц, выявленные комиссией. Заслушиваются пояснения материально ответственных лиц.

По итогам заседания составляется протокол, в котором фиксируются:

  • итоги проделанной работы;
  • причины обнаруженных неточностей;
  • заключения, к которым пришла комиссия;
  • предложения по устранению выявленных недочетов.

Протокол подписывается председателем и всеми членами комиссии. Он передается руководителю организации для принятия окончательного решения по каждому выявленному несоответствию.

Решения, принятые руководителем предприятия, оформляются приказом и отражаются в ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией ИНВ-26, утвержденной постановлением Госкомстата РФ от 27.03.2000 № 26 или ее аналоге, разработанном компанией самостоятельно.

Источник:»Народный СоветникЪ»

Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей – бланк унифицированной формы документации, оформляемый при проведении процедур по учету ценного имущества на конкретном предприятии либо в организации. Порядок заполнения описи учета, обязанность по ее использованию, необходимые реквизиты бланка – основные моменты, знать которые обязательно с целью правильной фиксации результатов инвентаризации.

Инвентаризационная опись ТМЦ

Инвентаризационная опись ТМЦ, форма ИНВ-3 утверждена постановлением Госкомстата от 18.08.1998 №88. Оформление ИНВ-3 необходимо для цели фиксации фактического наличия товарно-материальных ценностей в конкретной организации. При этом под ТМЦ понимаются:

  • товары;
  • готовая продукция;
  • производственные либо иные запасы фирмы и пр.

Ценности могут подлежать хранению в специально отведенных для этого местах (складские помещения, боксы, ангары и др.) либо находиться на любом этапе движения в связи с осуществлением деятельности юридического лица. Таким образом, сведения, вносимые в бланк ИНВ-3, определяются в ходе проводимых процедур пересчета, взвешивания, измерения исключительно по месту нахождения ТМЦ.

Обязательные реквизиты ИНВ-3

При использовании в ходе проведения инвентаризации унифицированной формы описи, сотрудникам проверяющей комиссии необходимо знать, какие обязательные реквизиты подлежат заполнению. Инвентаризационная опись ИНВ-3 должна содержать:

Страница 1 описи — расписка

Заполнение описи начинается с внесения обязательных реквизитов в расписку:

  1. В поля «Организация» и «Структурное подразделение» вносятся полное либо сокращенное фирменное наименование организации согласно ее учредительным документам.
    Если штатным расписанием деление на структурные отделы фирмы не предусмотрено, соответствующее поле остается незаполненным.
  2. В качестве основания для проведения инвентаризации указывается внутренний распорядительный документ исполнительного органа фирмы (постановление, приказ, распоряжение), дата его составления и регистрационный номер. Ненужное наименование документа подлежит зачеркиванию.

Периодичность проведения инвентаризаций определяется руководством конкретного юрлица. Проверка может быть плановой либо осуществляемой в срочном порядке. Инвентаризационные описи товарно-материальных ценностей при плановой инвентаризации по своей форме и содержанию ничем не отличаются от составляемых в ходе незапланированной проверки.

  1. В поля «Дата начала инвентаризации» и «Дата окончания инвентаризации» вносятся соответствующие времени проведения инвентаризационных действий календарные обозначения.
  2. Номер документа и дата его составления заполняются в соответствии с действующей в организации политикой ведения и учета внутреннего документооборота.
  3. В графе «Вид товарно-материальных ценностей» указывается наименование подлежащих учету товаров либо иной производственной продукции.
  4. Следующее порядковое поле должно содержать сведения о виде владения, на основании которого юр. лицо осуществляет пользование либо распоряжение ТМЦ – собственность, аренда, хранение, переработка и пр.
  5. В качестве материально ответственных лиц указываются должности и личные данные работников, на которых возложена обязанность по ведению учета и инвентаризации ценностей. Такая обязанность может быть предусмотрена трудовым договором, приказом, распоряжением, соглашением о возложении обязанности по осуществлению сохранности ТМЦ, должностной инструкцией и др.
  6. В конце расписки указывается фактическая дата снятия остатков товара.

ИНВ-3: образец заполнения 2-4 страниц описи

Инвентарная опись товарно-материальных ценностей (страницы 2, 3, 4) представлена в форме таблицы, включающей в себя следующие сведения:

  • номера счетов и субсчетов;
  • наименование и характеризующие ТМЦ сведения;
  • количество ценностей, единица измерения, номенклатурный номер;
  • стоимость единицы товара;
  • сведения о фактически выявленном количестве ТМЦ и об отраженных объемах по данным бухучета.

Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей в итоговой строке заполняется, по всем сведениям, цифрам и суммам исключительно прописью.

Подписывают бланк инвентаризационной описи товарно-материальных ценностей все члены специально созданной для проведения инвентаризации комиссии. Кроме того, опись заверяется подписью либо подписями материально ответственных за сохранность ценностей работников, а также визируется главным бухгалтером, подтверждающим проведение сличительной операции.

Обязанность по применению документа

Применение унифицированной формы описи, начиная с начала 2013 года, не является обязанностью субъектов хозяйственной деятельности. С целью исполнения норм закона о ведении бухгалтерского учета организации могут использовать самостоятельно разработанный бланк инвентаризации товарно-материальных ценностей. Образец самостоятельно разработанного бланка должен содержать обязательные реквизиты, которые указаны выше. Исключение составляют бюджетные организации, обязанность использования которыми унифицированной формы описи закреплена на законодательном уровне.

Перед началом проведения инвентаризации ТМЦ, инициатором проверки создается специальная комиссия из сотрудников организации. Сама инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей составляется на бумажном носителе в 2-х экземплярах: 1 сдается в бухгалтерию для оформления сличительной ведомости, 2 остается в распоряжении лиц, являющихся материально ответственными.

В случае выявления комиссией товаров, не учтенных бухгалтерией, все данные о таких ТМЦ подлежат обязательному отражению в инвентаризационной описи материально производственных запасов.

На материалы, относящиеся к материальным ценностям, но потерявшие свои свойства для дальнейшего применения (испорченные либо негодные для производства), составляются соответствующие акты.

Акт о результатах инвентаризации (образец заполнения)

Обновление: 13 декабря 2018 г.

Проводить инвентаризацию обязаны не только коммерческие компании, но и государственные учреждения и организации. Органы государственной власти, местного самоуправления, управления государственными внебюджетными фондами, государственные и муниципальные учреждения, а также некоторые иные юридические лица, осуществляющие бюджетные полномочия получателей бюджетных средств, для оформления результатов инвентаризации применяют специальные формы бухгалтерских документов. Они утверждены Приказом Минфина № 52н от 30.03.2015.

Перечисленные выше организации и органы власти используют специальные формы инвентаризационных описей, составляют ведомость расхождений и акт о результатах инвентаризации. Образец заполнения последнего приведен ниже.

бланк акта о результатах инвентаризации

Оформление результатов инвентаризации в органах власти и учреждениях

Порядок проведения инвентаризации в органах власти и учреждениях во многом схож с порядком проведения инвентаризации в коммерческих организациях. Издается приказ, которым назначается комиссия по инвентаризации, осуществляются подготовительные мероприятия, ответственные лица дают расписки о том, что закрепленное за ними имущество списано или оприходовано, в назначенный день проводится инвентаризация в присутствии всех членов комиссии и ответственных лиц.

Но результаты инвентаризации оформляются другими документами.

Вид документа Объект инвентаризации Код формы
Инвентаризационная опись ценные бумаги 0504081
остатки на счетах учета денежных средств 0504082
задолженности по кредитам, займам (ссудам) 0504083
БСО и денежные документы 0504086
наличные денежные средства 0504088
расчеты с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами 0504089
расчеты по поступлениям 0504091
Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) объекты нефинансовых активов 0504087
бланки строгой отчетности и денежные документы 0504086
Ведомость расхождений по результатам инвентаризации 0504092
Акт о результатах инвентаризации 0504835

Процедура составления акта по результатам инвентаризации

Согласно методическим указаниям, утвержденным приказом 52н, форма № 0504835 «Акт о результатах инвентаризации» составляется на основании инвентаризационных описей (сличительных ведомостей). Этот документ включает три части:

  • заголовочную, где указываются название и код документа, дата документа и название экономического субъекта, его составившего;
  • содержательную, где отражаются сведения о проведенной инвентаризации (составе комиссии, объектах, времени проверки и результатах инвентаризации);
  • оформляющую, в которой содержатся подписи членов комиссии по инвентаризации с расшифровкой и указанием должностей.

Акт составляется комиссией по инвентаризации и подписывается всеми ее членами, после чего передается на утверждение руководителю соответствующего учреждения или органа.

Если в результате проверки были установлены расхождения между данными учета и фактическим состоянием имущества, расчетов, то акт о результатах инвентаризации должен содержать приложение в форме ведомости расхождений (форма 0504092). В данной ведомости показывают выявленные по соответствующему объекту учета излишки и недостачи в их стоимостном и количественном выражении.

В качестве примера мы подготовили акт по результатам инвентаризации.

образец заполнения акта о результатах инвентаризации

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *