Аис в управлении предприятием

ИАСУ — человеко-машинные системы управления, реализующие комплексы задач на основе единого организационного, информационного, технического, математического и программного обеспечения для достижения поставленных целей.

Применение ИАСУ позволяет использовать одну интегрированную программу вместо нескольких разрозненных. Единая система может управлять обработкой, логистикой, дистрибуцией, запасами, доставкой, бухгалтерским учётом.

Все операции планирования и анализа подразделяются в ИАСУ на отдельные функциональные модули: планирование ресурсов для производства товаров или услуг, оперативный контроль за выполнением планов (снабжения, сбыта), выполнением договоров, все виды учета, анализ результатов хозяйственной деятельности. Вся информация хранится в единой базе данных, откуда она может быть в любое время получена по запросу.

Интегрированные АСУ можно отнести к трем группам:

Ш «стандартная» или «коробочная» продукция, которая характеризуется жестко заданным набором функций, не подлежащих изменениям и дополнениям; реализуется через создание АРМ для конечных пользователей без изменения технологии управления;

Ш системы, которые можно настраивать по изменяющимся функциям за счет изменения параметров;

Ш системы, разрабатываемые под конкретного заказчика.

При создании ИАСУ используются следующие виды понятий интеграции:

— пространственная;

— временная;

— организационная;

— информационная;

— техническая;

— программная.

Пространственная интеграция обеспечивает объединение элементов и подсистем ИАСУ разных уровней иерархии управления. Наибольший результат достигается в процессе интеграции АСУ организационного управления и АСУ технологическими процессами.

Временная интеграция, представляет собой интеграцию временных интервалов, позволяющая рационально распределять имеющиеся ресурсы и обеспечивающую более полную координацию действий каждого элемента при реализации целей ИАСУ. Сочетание организационных методов и технических средств, обеспечивающих интеграцию элементов ИАСУ в малом интервале времени, в дальнейшем приводит к созданию САУ.

Организационная интеграция создает возможности для рационального сочетания управленческой деятельности различных уровней ИАСУ. Такой процесс должен осуществляться как на одном уровне иерархии управления, так и между различными уровнями иерархии управляемого объекта.

Информационная интеграция обеспечивает единую систему сбора, обработки и выдачи информации о состоянии объекта управления. Помимо этого создаются предпосылки обмена информацией между отдельными задачами, подсистемами и локальными ИАСУ. Такая интеграция позволяет создавать единую базу данных и распределенный автоматизированный банк данных (РАБД).

Техническая интеграция представляет собой создание принципиально нового комплекса технических средств (КТС), который объединяет в единое целое технические средства локальных АСУ, обеспечивающих эффективное функционирование ИАСУ.

Программная интеграция заключается в том, что создается взаимосвязанный комплекс математических моделей, алгоритмов и программ на единой методологической основе. При этом существует необходимость разработки оригинальных программ для их использования при решении аналогичных задач в различных подсистемах ИАСУ.

Таким образом, ИАСУ представляют собой набор интегрированных приложений, которые позволяют создать единую среду для автоматизации планирования, учета, контроля и анализа всех основных бизнес-операций в масштабе предприятия.

Примером интегрированной АСУ может послужить 1С: Предприятие (Компания 1С, Россия)

Система «1С: Предприятие»: комплексная конфигурация «Бухгалтерия; Торговля; Склад; Зарплата; Кадры» представляет собой универсальную программу — конструктор, которая позволяет вести учет в одной информационной базе от имени нескольких организаций.

Система позволяет вести одновременно два вида учета торговой деятельности: управленческий и финансовый.

Управленческий учет ведется с целью формирования информации о деятельности компании для внутреннего использования, финансовый учет — для правильного отражения деятельности всех фирм составляющих компанию в бухгалтерском учете.

Система позволяет регистрировать прием, увольнение и перемещение сотрудников, вести штатное расписание предприятия, автоматически создавать стандартные формы кадровых приказов и генерировать отчеты по кадровым данным сотрудников.

Продукты компании 1С занимает около 40% российского рынка программ данного класса. Стоимость одноместной конфигурации в зависимости от реализуемых функций от 250 до 500$; сетевая версия стоит около 1000$. Разработкой конфигурации на основе MS SQL и реализацией функций по описанию и учету производства фирма «1С» продвигается в класс малых корпоративных систем.

  1. Функции и назначение.

Автоматизируют задачи учета и контроля производственной деятельностью предприятия (организации), охватывают весь цикл от планирования производства продукции до ее реализации. К таким системам относятся Галактика, BAAN,R3,Alfa. («1С: Предприятие» является финансово-экономической системой и не автоматизирует управление производством изделий).

Комплексные АИС автоматизируют хорошо специализированные и стандартизированные производственные процессы и обеспечивают комплексную информационную поддержку принятия управленческих решений. Не автоматизируют задачи принятия решений (ПР), требуется дополнительный модуль, который интегрируется с АИС на основе БД. Комплексные АИС отвечают следующим основным требованиям:

  1. Адаптивность по отношению к профилю деятельности предприятия (организации) любой формы деятельности;

  2. Наличие достаточного количества параметров, позволяющих настроить систему под специфические особенности хозяйственной, финансовой и производственной деятельности предприятия (организации);

  3. Четкое разграничение оперативно-управленческих и бухгалтерско-учетных задач при полной их интеграции на уровне единой базы данных;

  4. Охват всего спектра типовых производственно-экономических функций;

  5. Соблюдение единообразного для всех решаемых задач пользовательского интерфейса;

  6. Представление пользователям простого инструментария для самостоятельного развития системы;

  7. Поддержка распределенных баз данных для обеспечения информационного взаимодействия удаленных филиалов, подразделений на основе сетевых технологий;

  8. Использование решений, не требующих длительной специальной подготовки системных администраторов, отвечающих за эксплуатацию системы. Дружественный интерфейс по администрированию системы.

При четко налаженной организационной схеме функциональной эксплуатации комплексной АИС каждый специалист выполняет определенные для него инструкцией функции, получая информацию в объеме, необходимом и достаточном для осуществления своих должностных обязанностей. Создается АРМ специалиста, который несет ответственность за содержание своего фрагмента БД. В результате работы всех пользователей системы происходит наполнение БД предприятия (организации) оперативной информацией о производственных процессах, хозяйственной, финансовой и производственной деятельности предприятия. Обработка оперативной информации позволяет определять динамику изменения технических показателей производственных процессов, проанализировать взаимоотношения с контрагентами на основе сведений о движении материальных ценностей, услуг, работ и финансовых средств, оценить эффективность работы предприятия по различным направлениям деятельности. При этом для специалистов обеспечивается вертикальный анализ данных о производственных процессах, то есть одновременно по взаимосвязанным видам и показателям за любой период, горизонтальный анализ данных (динамика изменения), то есть по конкретному виду деятельности предприятия за любой период, вертикальный и горизонтальный анализ данных одновременно за любое время, формирование различных отчетов. Достигается наибольшая эффективность автоматизации.

В комплексной АИС используется общая БД для всех специалистов предприятия и обеспечивается:

— принцип однократного ввода в БД информации и, как следствие, отсутствие дублирования функций пользователей, упорядочивание документооборота;

  • легкость контроля на корректность и целостность данных, персонификацмя действий пользователя;

  • быстрая перестройка системы, изменение эксплуатационной схемы системы при изменении бизнес-процесса (технологии управления);

  • интеграция существующей АИС;

  • развитие комплексной АИС (создание АСПР).

Администрация предприятия, используя для управления производственными процессами комплексную АИС, получает возможность:

  • оперативного получения достоверной информации о текущей деятельности предприятия;

  • оперативного управления финансами;

  • контроля за ходом выполнения договорных отношений;

  • контроля взаимных обязательств;

  • контроля и управления материальными, трудовыми и техническими ресурсами;

  • формирования и контроля бизнес-плана предприятия и подразделений;

  • планирования и учета выполнения внутреннего бюджета.

  1. Структура комплексной АИС

Анализ функций управления предприятием позволяет выделить следующие главные функции в контексте системной модули:

  • контур административного управления;

  • контур оперативного управления;

  • контур управления производством;

  • контур бухгалтерского учета.

Модульный принцип построения системы допускает как изолированное использование отдельных программных модулей, так и их произвольные комбинации, в зависимости от производственно-экономической необходимости. Общая структура комплексной АИС для управления предприятием показана на рис. 1.

Рис. 10.1. Общая структура комплексной АИС

  1. Основные технические характеристики современных АИС.

Создаются версии комплексных АИС под разные базовые платформы: версий ОС и СУБД. Базовыми ОС являются Windows, UNIX, a СУБД MS SQL, Oracle.

Примеры используемых платформ приведены в таблице.

Используемая СУБД

MS SQL

ОС сети с выделенным сервером

Windows NT Server

Более 80 ОС, в том числе 40 вариантов UNIX, Alpha VMS, OC\390;Novell NetWare; Windows NT

ОС клиента сети с выделенным сервером

Windows for Workgroupse; Windows 95,98, Windows NT Workstation

MS DOS,

Windows for Workgroupse; Windows 95,98, Windows NT Workstation

ОС не сетевого клиента

(локальный вариант)

Windows NT Workstation

Windows 95,98, Windows NT Workstation

Разграничение прав

доступа пользователей

на уровне элемента меню, таблицы БД, колонки, строки таблицы

Требования к серверу

Не ниже Pentium II\128\106

Требования к рабочим

станциям

486DX2\8\500(DOS), 486DX2\16\500(Windows), P 120\64\2G, Pentium II\128\106 и т.д.

Рекомендуемое

количество

рабочих станций в сети

до 1000

определяется

техническими

характеристиками

сервера, типом

выбранной ОС,

пропускной

способностью сетевого оборудования

определяется

техническими

характеристиками

сервера, типом

выбранной ОС,

пропускной

способностью сетевого оборудования

Комментарии к выбору технических аспектов реализации.

Выбор MS SQL сервера обусловлен широкой популярностью данной СУБД, а значит, много специалистов, знакомых с данным SQL-сервером. Наличие хороших утилит администратора, защищенность данных как от сбоев, так и от несанкционированного доступа, невысокая цена и несложность освоения, несомненно, компенсируют повышение требований к аппаратуре. Положительным моментом так же можно считать хорошую интеграцию с офисным пакетом Microsoft.

Такая популярная СУБД как Oracle представляет широкий выбор как аппаратных, так и программных платформ, масштабируясь от персонального компьютера до многопроцессорных систем и кластеров. Является одним из лидеров на рынке SQL – серверов. Oracle является отличным решением для корпораций, всерьез задумавшихся о надежности, масштабируемости, открытости и прогрессивности применяемых решений и защите капиталовложений. Конечно, столь мощный инструмент требует квалифицированного обслуживания персонала и стоит несколько дороже. Однако позволяет наращивать число рабочих станций сети в соответствии с нарастающими потребностями предприятия (организации).

  1. Масштабируемость решений при использовании комплексной системы (адаптивность)

Под масштабируемостью принято понимать возможность использования программного продукта в вычислительных сетях разного уровня в масштабе отдельного подразделения, предприятия, корпорации.

Первым направлением масштабируемости является широкий выбор применяемых СУБД (MS SQL, Oracle, Sybase, Informix,DB2, PostgresQL), что позволяет покрыть практически любые запросы по автоматизации. Вторым направлением масштабируемости является возможность выбора аппаратной и программной платформы сервера БД: Intel c Windows NT Server, NetWare, Solaris, IIP c IIP\UX, AIX, Sunc Solaris, SCO Unixware, DEC Alpha c NTWorkgroup Server, AS\400 – это лишь небольшой перечень возможных конфигураций. Необходимо отметить, что невозможно дать однозначные рекомендации по выбору наиболее подходящего варианта, даже опираясь на оценки стоимость\ производительность (основная оценка по выбору варианта конфигурации программно-технических средств), так как помимо этого существует множество других, порой, более важных факторов.

Выбирая ту или иную БД, аппаратную и программную конфигурацию, можно порекомендовать следующие критерии:

  • количество одновременно работающих пользователей в сети;

  • состав существующего парка вычислительной техники и архитектуры вычислительной сети;

  • характер и структура подразделений предприятия (организации) и информационные потоки между ними;

  • необходимая степень надежности системы (критичность информации).

При большом количестве пользователей важную роль начинает играть архитектура построения вычислительной сети, так как «узким местом» может стать пропускная способность самой сети. Обычно для прокладки сети используется коаксиальный кабель со скоростью передачи данных в 10 МВ\ сек. При более 50-ти интенсивно работающих пользователей такая пропускная способность может увеличивать время реакции системы на запрос.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *