Содержание
- Общие положения
- 2.1. Подготовка/обновление списков рабочих мест
- 2.2. Разработка инструкций на рабочие места
- 2.3. Внесение изменений в инструкции на рабочие места
- 2.4. Ведение реестра рабочих мест
- 2.5. Контроль и обеспечение качества
- Требованияк содержанию инструкций на рабочие места
- ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
- ИРМ-03.03-2
- Требованияк содержанию реестра рабочих мест
- Показателирезультативности разработки и внесения изменений в инструкции на рабочие места
- «Моему офису» не хватает конкурентов
- Предпроверочный анализ
- «Схема» или нормальная предпринимательская деятельность?
- Неработающие налоговые схемы
- Не ищите оправданий
В целях упорядочения разработки и внесения изменений в инструкции на рабочие места сотрудников территориальных органов ФНС России и работников ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России в рамках перевода децентрализованных компонент АИС «Налог-3» в централизованную архитектуру, с учетом приказов ФНС России от 15.01.2015 N ММВ-7-12/6@ и от 11.09.2015 N ММВ-7-12/392@ приказываю:
1. Утвердить Регламент разработки и внесения изменений в инструкции на рабочие места сотрудников территориальных органов ФНС России и работников ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России (далее — Регламент) согласно приложению к настоящему приказу.
2. Начальникам структурных подразделений центрального аппарата ФНС России, являющимся владельцами технологических процессов ФНС России, обеспечить исполнение Регламента в структурных подразделениях центрального аппарата ФНС России.
3. Руководителям управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации обеспечить исполнение Регламента в управлениях ФНС России по субъектам Российской Федерации и в нижестоящих территориальных органах ФНС России.
4. Начальникам межрегиональных инспекций ФНС России обеспечить исполнение Регламента в межрегиональных инспекциях ФНС России.
5. Генеральному директору ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России Р.В. Филимошину обеспечить исполнение Регламента в ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России и в его филиалах.
6. Признать утратившим силу приказ Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 27.06.2003 N БГ-3-25/366 «О Порядке разработки и внесении изменений в инструкции на рабочие места».
7. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы С.Н. Андрющенко.
Руководитель Федеральной налоговой службы |
М.В. Мишустин |
Общие положения
1.1. Настоящий регламент определяет порядок разработки и внесения изменений в инструкции на рабочие места сотрудников территориальных органов ФНС России и работников ФКУ «Налог-Сервис» ФНС (далее — инструкции на рабочие места) в рамках перевода децентрализованных компонент АИС «Налог-3» в централизованную архитектуру.
1.2. В рамках настоящего регламента под рабочим местом понимается совокупность операций одного технологического процесса ФНС России (далее — технологический процесс), выполняемых одним сотрудником.
1.3. Инструкция на рабочее место разрабатывается на каждое рабочее место в соответствии с организационно-распорядительными документами, регламентирующими технологический процесс, паспортом функции для соответствующего технологического процесса, эксплуатационной документацией на программное обеспечение, автоматизирующее технологический процесс.
1.4. В целях контроля разработки и внесения изменений в инструкции на рабочие места ведется реестр рабочих мест, в котором отражается информация о наличии соответствующих инструкций на рабочие места, о состоянии работ по их разработке или внесению изменений.
1.5. Реестр рабочих мест и разработанные инструкции на рабочие места публикуются на Интранет-портале ФНС России (далее — Портал).
1.6. В разработке и внесении изменений в инструкции на рабочие места участвуют:
— ответственные технологи структурных подразделений центрального аппарата ФНС России (далее — СП ЦА);
— ответственные технологи территориальных органов ФНС России;
— технологи по направлениям в территориальных органах ФНС России;
— ответственный технолог ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России;
— технологи по направлениям ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России;
— ответственные технологи филиалов ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России.
1.7. Требования к содержанию инструкций на рабочие места приведены в приложении N 1 к настоящему регламенту.
2.1. Подготовка/обновление списков рабочих мест
2.1.1. Управление модернизации налоговых органов (далее — УМНО) направляет владельцам технологических процессов поручение подготовить/обновить списки рабочих мест в следующих случаях:
— в связи с переводом децентрализованных компонент АИС «Налог-3» в централизованную архитектуру;
— в связи с окончанием отчетного периода по итогам контроля качества инструкций на рабочие места в соответствии с пунктом 2.5 настоящего регламента.
2.1.2. УМНО представляет в данном поручении список паспортов функций в статусе «Рекомендован», по которым необходимо представить списки рабочих мест.
2.1.3. Ответственные технологи СП ЦА в течение 10 рабочих дней по каждому паспорту функции, относящемуся к сфере их ответственности, предоставляют УМНО списки уникальных наименований рабочих мест, а также следующие сведения о наличии инструкций для них:
— «инструкция на рабочее место актуальна» (указать номер инструкции или ее наименование);
— «необходимо внести изменения в инструкцию на рабочее место» (указать номер инструкции или ее наименование);
— «необходимо разработать инструкцию на рабочее место»;
— «в настоящее время невозможно определить рабочие места» (дополнительно необходимо указать причину, например, «не завершена разработка программного обеспечения по соответствующему паспорту функции»);
— «рабочие места не требуются» (если соответствующий технологический процесс полностью автоматический).
2.1.4. Полученную информацию УМНО после ее рассмотрения на предмет полноты учитывает в реестре рабочих мест (в сроки, указанные в пункте 2.4.3).
2.2. Разработка инструкций на рабочие места
2.2.1. Ответственные технологи СП ЦА обеспечивают разработку, согласование, утверждение и доведение до территориальных органов ФНС России для руководства в работе инструкций на рабочие места для сотрудников территориальных органов ФНС России, а также согласование инструкций на рабочие места для работников ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России по технологическим процессам ФНС России, относящимся к компетенции СП ЦА.
2.2.2. Ответственный технолог ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России организует:
— разработку структурными подразделениями ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России и его филиалами, согласование, в том числе с СП ЦА, утверждение и доведение для руководства в работе инструкций на рабочие места для работников ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России и его филиалов;
— разработку структурными подразделениями ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России и его филиалами и представление в СП ЦА инструкций на рабочие места для сотрудников территориальных органов ФНС России, взаимодействующих с ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России.
2.2.3. Разработка проекта инструкции на рабочее место поручается базовым территориальным органам ФНС России и филиалам ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России, осуществляющим опытную эксплуатацию компонентов АИС «Налог-3» (в рамках их перевода в централизованную архитектуру), автоматизирующих соответствующее рабочее место, а также структурным подразделениям ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России.
2.2.4. Не позднее, чем за 2 месяца до планируемой передачи в промышленную эксплуатацию компонентов АИС «Налог-3» (в рамках их перевода в централизованную архитектуру), автоматизирующих рабочее место, ответственный технолог базового территориального органа ФНС России/ответственный технолог ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России направляет для согласования подготовленный проект инструкции на рабочее место (согласно реестру рабочих мест) владельцу технологического процесса (копию в УМНО).
2.2.5. Не позднее 15 рабочих дней после поступления проекта инструкции на рабочее место на согласование владелец технологического процесса, обеспечив его совместное рассмотрение с совладельцами технологического процесса, направляет ответственному технологу базового территориального органа ФНС России/ответственному технологу ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России (копию в УМНО) письмо о его согласовании или письмо с замечаниями.
2.2.6. Согласование и утверждение проекта инструкции на рабочее место (включая исправление замечаний) должно быть завершено не позднее, чем за 10 рабочих дней до планируемой передачи в промышленную эксплуатацию компонентов АИС «Налог-3» (в рамках их перевода в централизованную архитектуру), автоматизирующих данное рабочее место.
2.3. Внесение изменений в инструкции на рабочие места
2.3.1. Ответственные технологи территориальных органов ФНС России и ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России направляют владельцу технологического процесса (копию в УМНО) предложения о внесении изменений в инструкции на рабочие места, в том числе в следующих случаях:
— действующая версия инструкции на рабочее место не соответствует введенным в действие организационно-распорядительным документам;
— действующая версия инструкции на рабочее место не соответствует принимаемым в эксплуатацию средствам автоматизации;
— действующая версия инструкции на рабочее место неудобна для использования.
Вместе с данным предложением может быть направлен проект новой версии инструкции на рабочее место.
2.3.2. Не позднее 10 рабочих дней после получения от территориального органа ФНС России или ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России предложения о внесении изменений в инструкцию на рабочее место владелец технологического процесса направляет в соответствующий территориальный орган ФНС России или ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России поручение (копию в УМНО) разработать новую версию инструкции на рабочее место или уведомление о том, что данное предложение отклонено.
Если вместе с данным предложением был направлен проект новой версии инструкции на рабочее место, то поручение разработать новую версию инструкции на рабочее место не направляется. Дальнейшие действия выполняются в соответствии с пунктом 2.3.4.
2.3.3. Не позднее 2 месяцев после получения поручения разработать новую версию инструкции на рабочее место ответственный технолог территориального органа ФНС России/ответственный технолог ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России направляет подготовленный проект новой версии инструкции на рабочее место для согласования владельцу технологического процесса (копию в УМНО).
2.3.4. Не позднее 15 рабочих дней после поступления проекта новой версии инструкции на рабочее место на согласование владелец технологического процесса, обеспечив совместное рассмотрение с совладельцами технологического процесса, направляет ответственному технологу территориального органа ФНС России/ответственному технологу ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России и УМНО письмо о его согласовании или письмо с замечаниями.
2.3.5. Не позднее 15 рабочих дней после получения письма с замечаниями ответственный технолог территориального органа ФНС России / ответственный технолог ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России устраняет их и направляет исправленный проект новой версии инструкции на рабочее место для согласования владельцу технологического процесса (копию в УМНО).
2.4. Ведение реестра рабочих мест
2.4.1. Ведение реестра рабочих мест осуществляется УМНО в электронном виде.
2.4.2. Реестр рабочих мест содержит сведения, указанные в приложении N 2 к настоящему регламенту.
2.4.3. Реестр рабочих мест с внесенными в него изменениями (с указанием даты актуальности) размещается на Портале не позднее 5 рабочих дней после поступления соответствующих сведений в УМНО.
2.4.4. Инструкции на рабочие места размещаются на Портале одновременно с реестром рабочих мест. При этом:
— каждой записи реестра рабочих мест в статусе «Действует» или «Дорабатывается» должна соответствовать версия инструкции на рабочее место с информацией на титульном листе о дате ее ввода в действие;
— каждой записи реестра рабочих мест в статусе «Отменена» должна соответствовать версия инструкции на рабочее место с информацией на титульном листе о датах ее ввода в действие и отмены;
— записи реестра рабочих мест в статусе «Разрабатывается» может соответствовать версия инструкции на рабочее место, не прошедшая согласования, с пометкой «Проект» на титульном листе (в случае ее получения УМНО).
2.4.5. Каждая запись реестра рабочих мест соответствует версии инструкции на рабочее место, которая может поочередно принимать следующие статусы:
— Разрабатывается;
— Действует;
— Дорабатывается (данный статус может быть пропущен);
— Отменена.
2.4.6. Для записи реестра рабочих мест в статусе «Разрабатывается» заполняются следующие поля:
— Наименование рабочего места;
— Применение;
— Код технологического процесса;
— Версия (значение этого поля в дальнейшем не должно меняться);
— Разработчики.
2.4.7. Для записи реестра рабочих мест в статусе «Действует» дополнительно в поле «Ввод в действие» указывается дата письма о согласовании (утверждении).
2.4.8. Для записи реестра рабочих мест в статусе «Дорабатывается» дополнительно в поле «Заменяется на» указывается новая версия инструкции на рабочее место (в статусе «Разрабатывается»).
2.4.9. Для записи реестра рабочих мест в статусе «Разрабатывается», созданной в связи с необходимостью внесения изменений в действующую версию инструкции на рабочее место, дополнительно в поле «Взамен» указывается та версия инструкции на рабочее место, которую она должна заменить.
2.4.10. Для записи реестра рабочих мест в статусе «Отменена» дополнительно в поле «Отмена» указывается дата ввода в действие заменяющей ее версии или, если заменяющей версии нет, дата письма владельца технологического процесса, подтверждающего отмену данной инструкции на рабочее место.
2.5. Контроль и обеспечение качества
2.5.1. За 30 рабочих дней до окончания отчетного периода (отчетный период — год) УМНО организует сбор исходных данных для расчета показателей результативности разработки и внесения изменений в инструкции на рабочие места. Перечень показателей результативности приведен в приложении N 3 к настоящему регламенту.
2.5.2. СП ЦА предоставляют информацию об актуальности и полноте инструкций на рабочие места по запросу УМНО в соответствии с разделом 2.1.
2.5.3. В части информации, касающейся понятности инструкций на рабочие места для пользователей:
— УМНО подготавливает формы анкет и направляет запрос на проведение анкетирования пользователей в территориальные органы ФНС России и ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России;
— ответственные технологи территориальных органов ФНС России и ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России организуют анкетирование пользователей и не позднее 20 рабочих дней после получения запроса от УМНО обеспечивают предоставление данных по результатам анкетирования.
2.5.4. После завершения сбора исходных данных УМНО осуществляет расчет значений показателей результативности разработки и внесения изменений в инструкции на рабочие места согласно их определениям в приложении N 3 к настоящему регламенту.
2.5.5. УМНО готовит аналитический отчет, в котором приводит значения показателей результативности разработки и внесения изменений в инструкции на рабочие места, а также:
— оценивает показатели результативности сравнительно с предшествующими периодами;
— определяет целевые значения показателей результативности для будущих периодов;
— в случае наличия проблем качества разработки и внесения изменений в инструкции на рабочие места, организует доработку инструкций на рабочие места.
* При необходимости создания новой версии инструкции на рабочее место создается новая запись в реестре рабочих мест
Приложение N 1
к Регламенту разработки и внесения
изменений в инструкции на рабочие
места сотрудников территориальных
органов ФНС России и работников
ФКУ «Налог Сервис» ФНС России
Требованияк содержанию инструкций на рабочие места
Инструкция на рабочее место должна содержать следующие сведения:
1. Идентификация принадлежности документа органу исполнительной власти. В верхней части титульного листа указывается: «ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА».
2. Идентификация типа документа. В заголовке на титульном листе указывается: «ИНСТРУКЦИЯ».
3. Идентификация применения инструкции. В подзаголовке на титульном листе указывается: «для сотрудников <территориальный орган ФНС России>» или «для работников ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России».
4. Идентификация технологического процесса. В продолжении подзаголовка на титульном листе указывается: «по исполнению операций технологического процесса <код технологического процесса>».
5. Идентификация рабочего места.
5.1. В продолжении подзаголовка на титульном листе указывается: «ИРМ-<номер инструкции>».
5.2. В продолжении подзаголовка на титульном листе указывается уникальное наименование рабочего места.
6. Версия инструкции. В продолжении подзаголовка на титульном листе указывается: «Версия <номер версии>». При изменении инструкции данный номер должен быть изменен разработчиками.
7. Дата ввода в действие. В продолжении подзаголовка на титульном листе указывается: «Действует с <дд.мм.гггг>» или «Проект».
8. Подсистемы АИС «Налог-3», автоматизирующие исполняемые процедуры, указываются в разделе «Средства автоматизации».
9. Шаблон ролей, который должен быть подключен пользователю в АИС «Налог-3», указывается в разделе «Права пользователя».
Ниже приведен образец оформления титульного листа.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
для работников ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России
по исполнению операций технологического процесса
103.01.05.00.0010
ИРМ-03.03-2
Регистрация документов, поступивших на бумажных носителях от регистрирующих органов в соответствии со ст. 85 НК РФ
Версия 1.0
Действует с 21.01.2015
Приложение N 2
к Регламенту разработки и внесения
изменений в инструкции на рабочие
места сотрудников территориальных
органов ФНС России и работников
ФКУ «Налог Сервис» ФНС России
Требованияк содержанию реестра рабочих мест
Реестр рабочих мест должен содержать следующие сведения:
1. Код технологического процесса. Указывается в соответствии с перечнем технологических процессов ФНС России.
3. Номер инструкции. Совпадение номеров инструкций для разных рабочих мест не допускается. Данное поле должно соответствовать номеру инструкции, указанному в подзаголовке инструкции на рабочее место.
4. Наименование рабочего места. Дублирование наименований рабочих мест не допускается. Данное поле должно соответствовать наименованию рабочего места, указанному в подзаголовке инструкции на рабочее место.
5. Версия. Указывается номер версии инструкции на рабочее место. Если он не был определен при ее выпуске, то указывается: «от <дата ввода в действие>».
6. Статус. Указывается: «Разрабатывается», «Действует», «Дорабатывается» или «Отменена».
7. Взамен. Указывается версия инструкции, которую заменяет данная версия инструкции (если она разрабатывается взамен действующей версии).
8. Заменяется на. Указывается версия инструкции, на которую заменяется данная версия инструкции (если инструкция дорабатывается).
9. Разработчики. Указываются фамилии и инициалы разработчиков данной версии инструкции и аббревиатура подразделения, например, «Иванов И.И. (УФНС России по Волгоградской области)».
10. Ввод в действие. Указывается дата и исходящий номер письма владельца технологического процесса, которым согласована (утверждена) версия инструкции на рабочее место.
11. Отмена. Указывается дата и исходящий номер письма владельца технологического процесса, которым согласована отмена версии инструкции на рабочее место.
Приложение N 3
к Регламенту разработки и внесения
изменений в инструкции на рабочие
места сотрудников территориальных
органов ФНС России и работников
ФКУ «Налог Сервис» ФНС России
Показателирезультативности разработки и внесения изменений в инструкции на рабочие места
1. Актуальность действующих инструкций на рабочие места:
Множество объектов для измерений: | Инструкции на рабочие места в статусе «Действует» или «Дорабатывается». | |
---|---|---|
Измерения для каждого объекта: | значение показателя | при условии, что |
0 (календарных дней) | инструкция введена в действие после завершения автоматизации соответствующего рабочего места. | |
Владелец технологического процесса подтвердил отсутствие необходимости обновления данной инструкция. | ||
Срок (в календарных днях) от ввода в действие инструкции до даты измерения | инструкция не обновлялась после завершения автоматизации (включая доработки) рабочего места, за исключением подтвержденного владельцем технологического процесса отсутствия необходимости обновления. | |
Область агрегирования значений показателя: | — по подклассам технологических процессов, — по классам технологических процессов, — по ФНС России в целом. | |
Способ агрегирования значений показателя: | Среднее по объектам измерений. |
2. Понятность инструкций на рабочие места для исполнителей:
Множество объектов для измерений: | Инструкции на рабочие места в статусе «Действует» или «Дорабатывается». | |
---|---|---|
Измерения для каждого объекта: | значение показателя | при условии следующей оценки инструкции пользователями: |
100% | Инструкция понятна всем без дополнительных объяснений. | |
50% | Новым сотрудникам помимо изучения инструкции требуются дополнительные объяснения. | |
0% | Для понимания новыми сотрудниками своих обязанностей инструкция бесполезна. | |
Область агрегирования значений показателя: | — по подклассам технологических процессов, — по классам технологических процессов, — по ФНС России в целом. | |
Способ агрегирования значений показателя: | Среднее по объектам измерений. |
3. Полнота обеспечения технологических процессов инструкциями на рабочие места:
Множество объектов для измерений: | Технологические процессы ФНС России. | |
---|---|---|
Измерения для каждого объекта: | значение показателя | при условии, что |
100% | Действующие инструкции обеспечивают технологический процесс полностью. | |
50% | Действующие инструкции обеспечивают часть рабочих мест технологического процесса. | |
0% | Действующие инструкции для технологического процесса отсутствуют. | |
Область агрегирования значений показателя: | — по подклассам технологических процессов, — по классам технологических процессов, — по ФНС России в целом. | |
Способ агрегирования значений показателя: | Среднее по объектам измерений. |
Федеральная налоговая служба (ФНС) оценила свои затраты на переход на отечественный софт в 3,3 млрд руб. в течение четырех лет. Эти средства понадобятся на доработку ведомственной информационной системы «Налог-3», которая оказалась плохо совместима с отечественной ОС «Альт Линукс» и офисным ПО «МойОфис». Сами разработчики указывают, что тестирование софта проводилось еще полтора года назад и многие недостатки с тех пор устранены.
ФНС требуется около 3,3 млрд руб. в течение четырех лет для импортозамещения программного обеспечения, говорится в отчете ведомства по итогам тестирования отечественного софта (есть у «Ъ”). 19 октября Минкомсвязь направила отчет ФНС в аналитический центр (АЦ) при правительстве, НИИ «Восход» и в Центр компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ по итогам совещания у замминистра связи Алексея Соколова. Средства нужны для доработки автоматизированной информационной системы (АИС) «Налог-3», которая плохо совместима с отечественным софтом, следует из отчета: в январе—марте 2017 года ФНС тестировала ее с операционной системой «Альт Линукс» компании «Базальт СПО» и офисным ПО «МойОфис» компании «Новые облачные технологии» (НОТ). В ФНС и Минкомсвязи на запросы «Ъ” не ответили.
АИС «Налог-3» — единая информационная система ФНС, обеспечивающая автоматизацию деятельности ведомства по всем его функциям, включая прием, обработку, предоставление и анализ информации, формирование статистических данных и т. д., говорится на сайте ФНС.
В АЦ подтвердили, что получили письмо Минкомсвязи, отметив, что оно «принято к сведению и учету в работе, но не содержит прямых поручений» в адрес центра. В Центре компетенций по импортозамещению письма не получали, сообщил его директор Илья Массух, «видимо, отправили «Почтой России»». По его мнению, «неправильно» судить о качестве программных продуктов по результатам тестирования полуторагодичной давности, поскольку они «динамично развиваются». Тем не менее инвестировать в адаптацию ведомственных АИС к российскому софту необходимо, уверен господин Массух, сейчас они «настолько глубоко используют зарубежные программные продукты, что это стало опасно с точки зрения информационной безопасности». Стоимость такой адаптации не превышает 10% от стоимости самих информационных систем, оценивает он.
Михаил Мишустин, глава ФНС, в сентябре 2017 года
Цифровая экономика — это не только экономика знаний, но и экономика доверия. В перспективе технологии позволят создать в России систему добровольного соблюдения налогового законодательства
«Базальт СПО» участвовала в тестировании ПО, подтверждает гендиректор компании Алексей Смирнов. «Эти работы были продолжены после марта 2017 года, и сейчас есть понимание того, какие прикладные системы уже совместимы и успешно работают, а для каких требуется доработка. В частности, необходима серьезная доработка АИС «Налог-3″, которая была написана с использованием технологии .NET»,— поясняет господин Смирнов, называя саму АИС «масштабной и сложной».
«МойОфис» тестировался в версии, выпущенной еще в конце 2016 года, и за два прошедших года около 90% замечаний было устранено, утверждает гендиректор НОТ Дмитрий Комиссаров. В случае продолжения работ по импортозамещению оценка в 3,3 млрд руб. должна «существенно сократиться», уверен он. В то же время для переработки АИС «Налог-3» потребуются «существенные затраты», связанные с заменой закрытого языка программирования доступным к использованию сторонними производителями, полагает он.
Помимо совместимости с «Альт Линукс» и «МойОфис», проблемы при тестировании возникали и с антивирусным ПО Kaspersky Endpoint Security 8, указывается в отчете ФНС. В частности, не выполнялось сканирование файлов и обновление софта, а также не устанавливался агент администрирования для «Альт Линукс». В пресс-службе «Лаборатории Касперского» вчера отметили, что не знают, почему для тестирования была выбрана такая версия продукта, поскольку она была выпущена более шести лет назад и не поддерживает «Альт Линукс».
Кристина Жукова, Денис Скоробогатько
«Моему офису» не хватает конкурентов
Для импортозамещения офисного софта в российских госструктурах на рынке должны появиться не менее двух отечественных компаний-лидеров в его разработке, считает Минкомсвязь. Сейчас под это определение подпадает только одна компания — «Новые облачные технологии» (НОТ), которая не может участвовать в централизованных закупках из-за отсутствия альтернативы. Из-за этого и выигрывают иностранные конкуренты, прежде всего Microsoft, уверены в НОТ.
Автоматизация учета и администрирования налогов, концентрация сведений из множества источников о налогоплательщике в налоговом органе, внедрение и эффективная работа АСК НДС-2, введение АИС Налог 3, интеграция с базой ЗАГС, использование иных автоматизированных систем на сегодняшний момент делают бизнес налогоплательщика во многом прозрачным для налоговых органов. В связи с этим многие изобретенные налогоплательщиками схемы ухода от налогов остаются в прошлом. Посмотрим, откуда налоговики черпают ту или иную информацию и в каких действиях компании они непременно усмотрят «схему».
Руководитель ФНС России Михаил Мишустин, подводя итоги работы налоговых органов за 2018 г., в своем докладе, сделанном 20 февраля 2019 г., указал на рост всех налоговых поступлений на 23% по сравнению с 2017 г. Кроме того, он также отметил основной тренд налогового администрирования: «Ключевой принцип в контрольной работе — начинать проверку только в тех случаях, когда инструментами предиктивной аналитики выявлены схемы уклонения от уплаты налогов. Подчеркну, выбор объектов для назначения ВНП не случаен. Он основан на детальном анализе данных АСК НДС-2, позволяющем контролировать все товарные цепочки».
Итак, способы достижения целей и планов по сбору налогов становятся все более эффективными. Аналитическая работа по обработке данных налогоплательщика практически полностью автоматизирована, и налоговый орган одним нажатием кнопки формирует досье с информацией о бизнесе налогоплательщика и маркерами применения незаконных «схем».
Благодаря информационным технологиям в 2018 г. количество выездных проверок сократилось на 30% в сравнении с 2017 г. (информация по данным сайта nalog.ru). Таким образом, проверки приходят только к тому, у кого есть признаки применения налоговых схем и получения необоснованной налоговой выгоды.
Предпроверочный анализ
База для анализа
Для максимальной эффективности выездной налоговой проверки налоговые органы проводят предпроверочный анализ деятельности налогоплательщика. Основой для него служат:
-
информационные базы налоговиков: АСК-НДС, ВНП-отбор, ЮЛ-КПО, ПК ВАИ, ГИБДД, ФРС, ФТС, ПИК-однодневка, ИР РИСК и т.д.; аналитические базы: ФИРО-ПРО, СПАРК, Контур-Фокус;
-
аналитика по физическим лицам (база ПК ВАИ): учредителям, руководителям, топ-менеджменту, с целью установить, в каких компаниях физлицо работает и получает доход, сведения о его доходах в виде процентов по вкладам в банках, сведения о недвижимости и лицах, зарегистрированных в ней, сведения о транспортных средствах и т.п.;
-
аналитика внешних источников информации о компании: сайт, интернет, реклама, иная коммерческая информация, сообщения «доброжелателей» и т.п.;
-
анализ финансово-хозяйственных показателей деятельности налогоплательщика по его отчетности на предмет выявления использования налоговых схем;
-
анализ движения денежных средств по расчетным счетам налогоплательщика и его контрагентов;
-
аналитика информации и документов, полученных на различных комиссиях, аналитика пояснений налогоплательщика по конкретным сделкам или контрагенту, пояснений и допросов бывших и действующих сотрудников и контрагентов;
-
аналитика информации и документов, полученных от контрагентов налогоплательщика в ходе встречных проверок.
Такая тотальная аналитическая работа объясняет, почему не работают многие налоговые схемы и почему налогоплательщику стоит думать о своей безопасности прямо сейчас, не дожидаясь вопросов от инспекции или проведения проверочных мероприятий.
Что о нас знают налоговики
Из сказанного выше следует, что еще до выхода на налоговую проверку налоговая знает о налогоплательщике:
-
информацию об имуществе, доходах и источниках их получения учредителей и топ-менеджемента и членов их семей, в том числе по взаимозависимым юридическим лицам;
-
схему бизнеса и схему движения денежных средств, построенную по «цепочке» на основании выписок с расчетных счетов налогоплательщика и его контрагентов;
-
сквозную цепочку уплаты НДС из АСК НДС-2 и информацию о наличии разрывов по типам: тип «НДС» — оба контрагента отразили сделки, но сумма налога не сошлась; тип «разрыв» — контрагент не отразил сделку, или вообще не сдал отчетность, или сдал нулевую;
-
перечень организаций из «цепочки» движения денежных средств, осуществляющих в данное время реальную финансово-хозяйственную деятельность;
-
перечень организаций из «цепочки» движения денежных средств, обладающих признаками фирм-однодневок, «технических» звеньев;
-
выводы об установлении взаимозависимости организаций и физических лиц, участвующих в схеме движения денежных средств;
-
перечень организаций, участвующих в цепочке движения средств, прекративших свою деятельность, и способ прекращения деятельности;
-
расчет недоимки в разрезе конкретных контрагентов с разбивкой по годам;
-
данные о наличии недобросовестных контрагентов, сделок сомнительного характера, финансовых показателей отчетности, которые могут свидетельствовать о применении схем: большая дебиторская задолженность, которую не взыскивают, маленькая заработная плата сотрудников, большое количество сделок с посредниками и т.п.
«Схема» или нормальная предпринимательская деятельность?
При налоговом планировании необходимо рассматривать сделки с точки зрения применения ст. 54.1 НК РФ «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов». Исходя из ее положений, при совершении сделки и ведении учета налогоплательщик не должен умышленно искажать: факты хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), сведения об объектах налогообложения, налоговую отчетность.
Если это правило соблюдается, налогоплательщик может совершать сделки, которые приводят к налоговой экономии, при одновременном соблюдении двух принципов:
1) принцип деловой цели: основной целью сделки не может быть экономия на налогах (неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога);
2) принцип реальности: обязательство по сделке исполнено именно тем лицом, которое заявлено стороной договора, либо лицом, к которому обязательство перешло по закону или договору (например, по договору цессии, в порядке правопреемства и т.п.).
Налоговое планирование должно проводиться с учетом того, что все сделки будут анализироваться налоговыми органами с точки зрения их реального экономического смысла, во взаимосвязи с иными сделками налогоплательщика. Сделки должны иметь реальную деловую цель, рыночные параметры и проверяться на логичность.
На практических примерах можно увидеть, почему должно измениться налоговое планирование и почему старые схемы не работают.
Неработающие налоговые схемы
Оптимизация НДС, фиктивные сделки, однодневки
Использование технических контрагентов с целью имитации сделки, когда в реальности товар не поставляется, услуга не оказывается, — это прошлое налоговой оптимизации. Фактически сделки нет, товара нет, но налогоплательщик учитывает эти сделки на бумаге и уменьшает налог на прибыль на якобы произведенные расходы, а также принимает к вычету НДС по счетам-фактурам от такого контрагента.
Работа АСК НДС-2 сделала невозможным уклонение от уплаты НДС. Программа выявляет все разрывы в цепочке уплаты НДС от производителя (импортера) до конечного потребителя товара или услуги.
Разрывы бывают двух видов:
1) простые разрывы — как правило, это просто ошибка, которую легко устранить. Налогоплательщик заявил вычет по счету-фактуре, АСК НДС-2 не нашла аналогичного документа в отчетности соответствующего контрагента. Такой разрыв убирается, когда контрагент либо сдаст уточненку, либо направит пояснения с верными реквизитами счета-фактуры;
2) сложные разрывы — это те, в которых налоговый орган усматривает возможность применения схемы (получения необоснованной налоговой выгоды), по таким разрывам налоговики стараются всеми способами не принимать декларации и проводят в рамках камеральных налоговых проверок мероприятия налогового контроля (осмотры, допросы, истребование документов у плательщика, у контрагента и т.д.).
Автоматизировано и выявление технических компаний: директор-номинал определяется или по базе массовых учредителей/директоров, или же выявляется в ходе допроса; по имеющимся базам выявляется отсутствие активов (техники, складов и т.п., необходимых для выполнения договорных обязательств); по выпискам с расчетного счета и данным из баз налоговиков выявляется отсутствие платежей за аренду, канцтовары и т.п., за поставленный товар.
Таким образом устанавливается технический характер компании, и у налоговиков сразу же возникают вопросы к ее контрагентам.
Все попытки оптимизировать незаконными способами НДС сейчас сталкиваются с тем, что спорные счета-фактуры из схем со сложными разрывами налоговики отказываются принимать. Их главная задача — показать налогоплательщику, что реальным бенефициаром от таких схем является он и переложить ответственность на транзитные компании или однодневки ему не удастся, так как с помощью программных средств АСК НДС-2 применение схем видно наглядно.
Делают это налоговики с применением одного из трендовых налоговых инструментов — вызов на комиссии в налоговую и убеждение под страхом больших потерь при выездной проверке подать уточненную декларацию и не работать больше с такими «схемами». За прошлый год, к примеру, от подобного рода мер налогового контроля по результатам контрольно-аналитической работы в бюджет дополнительно без проведения налоговых проверок поступило 80 млрд руб.
Обратите внимание, что, если даже вам не предъявляли претензии по подобным сомнительным контрагентам во время камеральных проверок или предъявляли, но вы от них «отбились», это вовсе не гарантирует, что подобные претензии не будут предъявлены во время выездной налоговой проверки, так как налоговые органы проведут более глубокий анализ вашей деятельности и соберут необходимые доказательства в ходе проведения предпроверочного анализа.
Дробление бизнеса
Само по себе ведение бизнеса с использованием нескольких юридических лиц или ИП законно, даже если они взаимозависимы и применяют спецрежимы. Незаконным дробление делают следующие признаки:
-
несамостоятельность и подконтрольность одному центру компаний в группе;
-
отсутствие деловой цели;
-
в результате дробления возникает налоговая выгода, и она необоснованна.
В письме от 29.12.2018 № ЕД-4-2/25984 ФНС России напомнила бизнесу, что дробление без деловой цели незаконно. В целях выявления злоупотреблений предлагается усилить контрольно-аналитическую работу в отношении налогоплательщиков, которые создают видимость деятельности нескольких самостоятельных налогоплательщиков, прикрывающих деятельность одного налогоплательщика, с целью получения или сохранения права на применение специального налогового режима, предусматривающего пониженную, по сравнению с общим режимом налогообложения, налоговую (фискальную) нагрузку.
Интерес к налогоплательщику в фокусе дробления обычно начинается с того, что налоговые органы устанавливают факты взаимозависимости компаний или ИП, при этом взаимозависимость может быть разного рода:
-
прямая — родственные связи, участие в органах управления, учреждение компаний одними и теми же лицами и т.п.;
-
косвенная — любые факты, которые налоговый орган истолкует как доказательства согласованных действий налогоплательщиков: единый сайт, один адрес для отправки по ТКС отчетности, один почтовый или юридический адрес, работники, которые числятся в нескольких компаниях одновременно или переводятся из компании в компанию, расчетные счета в одном банке и т.п.
После установления факта взаимозависимости налоговая начинает подозревать налогоплательщика в применении схемы по дроблению бизнеса с целью получения необоснованной налоговой выгоды и решает вопрос о целесообразности проведения выездной налоговой проверки.
Результатом такой проверки будет объединение выручки участников схемы путем суммирования доходов основного общества и подконтрольных ему лиц. Таким образом налоговый орган устанавливает сумму реальных доходов налогоплательщика и определяет сумму занижения дохода, на которую и исчисляется НДС, налог на прибыль, штрафы и пени за просрочку уплаты налога.
Избежать таких обвинений можно, если у вас будут обоснованные доводы относительно участников группы по вопросам:
1. Наличие реальной деловой цели, экономического смысла, предпринимательской логики в выбранном способе ведения бизнеса.
2. Самостоятельность субъектов. Наличие у каждой единицы бизнеса обособленного ресурса для реального ведения заявленной деятельности (персонал, оборудование, офис и т.п.). Самостоятельное ведение и учет расходов и доходов.
Взаимоотношения с ИП
Суть схем с индивидуальными предпринимателями состоит в попытке замаскировать трудовые отношения гражданско-правовым договором с ИП с целью сэкономить на зарплатных отчислениях или в использовании подконтрольного ИП в качестве контрагента, оказывающего услуги или поставляющего товары для увеличения расходов и вывода денежных средств.
Чтобы вас не обвиняли в создании схемы, индивидуальный предприниматель, с которым у вас есть деловые отношения, должен быть самостоятельным:
-
он должен иметь необходимое имущество и сотрудников (в тех случаях, когда не может осуществлять в одиночку заявленный вид деятельности);
-
он должен получать прибыль, самостоятельно нести расходы, необходимые для своей деятельности;
-
у него должны быть и иные заказчики услуг или покупатели, поставщики;
-
договор с ИП не должен содержать признаков трудового договора. В случае оказания услуг (в том числе по управлению) ИП должен составлять периодические отчеты с подробным описанием реально оказанных услуг.
Переквалификация сделок
Налоговые органы давно не проверяют компании, основываясь только на первичной документации. Их задача — выявлять необоснованную налоговую выгоду именно там, где налогоплательщик пытается скрыть отсутствие реальных отношений с контрагентом или маскирует фактические отношения договором с другим предметом.
Правовая квалификация сделок — это установление реальных отношений между сторонами. В результате определяется, какая именно сделка была совершена в действительности. Если одна сделка просто прикрывала другую, то первая из них будет признана притворной (п. 2 ст. 170 ГК РФ). Тогда налоговики вправе переквалифицировать притворную сделку — вернуть ей действительный правовой смысл и исчислить налоги по той сделке, которую стороны имели в виду.
Отлично демонстрируют принципы переквалификации притворные заемные отношения, а именно заем, прикрывающий инвестиции в дочернюю компанию. Стороны оформляют заем, который освобождается от налога на прибыль и НДС и одновременно позволяет снижать налог на прибыль за счет включения суммы процентов в состав внереализационных расходов. Налоговые органы, проанализировав условия сделки, обратят внимание на взаимозависимость. Если условия сделки не будут отвечать рыночным (нет процентов или они очень низкие, слишком долгий срок возврата займа, неоднократное продление договора на фоне систематического невозврата тела займа и процентов, отсутствие реальной возможности возврата займа у заемщика в силу экономических причин и т.п.), налоговики сделают вывод, что ее целью были не заемные отношения, а инвестиции в развитие общества, которые должны оформляться вкладом в уставный капитал или вкладом в имущество. То есть целью договора займа является уменьшение налога на прибыль за счет включения суммы процентов в состав внереализационных расходов. В этом случае последуют доначисления налога на прибыль.
Аналогичным образом налоговые органы раскрывают практикующиеся схемы «прикрытия» фактических отношений по купле-продаже (поставке) договорами:
-
займа (экономия на НДС с аванса, компании заключают договор займа, а после отгрузки товара зачитывают заемные средства в счет его оплаты);
-
комиссии (реально товар продается, фиктивно он прикрыт документооборотом по посредническому договору с целью регулирования отсрочки уплаты НДС и налога на прибыль до момента реализации конечному покупателю);
-
лизинга (фактическая купля-продажа товара в рассрочку прикрывается лизингом с целью применения ускоренной амортизации);
-
реализации долей в уставном капитале или косвенной покупкой актива (через доли/акции владеющей активом компании) с целью ухода от уплаты НДС.
Не ищите оправданий
Несмотря на то что налоговый контроль автоматизирован и контрольно-аналитические меры приводят ко все более ощутимым последствиям для налогоплательщиков, их все равно посещают мысли типа «Все так делают, и мы будем», «У наших конкурентов цены меньше, значит, они точно оптимизируют налоги, а нам почему нельзя?», «У нас слишком маленький бизнес — нас не заметят», «Будем решать все вопросы, когда (если) к нам придут с проверкой», «Даже если начислят недоимку — найдем способ избежать ответственности».
Такие размышления приводят порой к фатальным последствиям: ошарашенный налогоплательщик, который не заметил предпроверочных мероприятий, судорожно пытается подготовить правовую позицию и собрать доказательства своей невиновности уже после начала проверки. А это не самый эффективный способ, и он не дает нужных результатов. В итоге такому налогоплательщику, вернее, его директору, а в некоторых случаях и иным лицам, контролировавшим финансово-хозяйственную деятельность, приходится сталкиваться со всеми возможными в этой ситуации проблемами:
-
крах бизнеса из-за необходимости оплатить огромную недоимку (арест счетов, взыскание за счет имущества компании, невозможность продолжения работы компании из-за того, что взыскание недоимки происходит одномоментно);
-
неэффективное обжалование решения по проверке в вышестоящий орган и суд;
-
уголовное преследование и наказание за неуплату налогов, гражданский иск в уголовном деле (взыскание ущерба, причиненного бюджету, с конкретного физического лица, как правило, с руководителя в уголовном деле);
-
банкротство компании и привлечение к субсидиарной ответственности по ее долгам контролирующих лиц (субсидиарная ответственность подразумевает личную ответственность менеджмента компании по ее долгам);
-
перенос налогового долга на взаимозависимых юридических или физических лиц.
Можно уверенно сказать, что пора отказаться от устаревших методов налоговой оптимизации и не искать себе оправданий. Сейчас самое время заняться налоговым планированием с учетом всех современных тенденций и нововведений законодательства, пересматривать свои риски в прошлых периодах и предпринимать меры по их минимизации.