499 п положение

Зарегистрировано в Минюсте России 10 августа 2016 г. N 43196

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Внести в Положение Банка России от 15 октября 2015 года N 499-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», зарегистрированное Министерством юстиции Российской Федерации 4 декабря 2015 года N 39962 («Вестник Банка России» от 16 декабря 2015 года N 115), следующие изменения.

1.1. В пункте 1.1:

в абзаце втором после слов «физическое или юридическое лицо,» дополнить словами «иностранную структуру без образования юридического лица,», слова «которому кредитная организация оказывает услугу на разовой основе либо которое» заменить словами «которым кредитная организация оказывает услугу на разовой основе либо которых»;

в абзаце третьем слова «(включая единоличный исполнительный орган юридического лица)» исключить, после слова «законе» дополнить словами «, а также единоличный исполнительный орган юридического лица»;

в абзаце пятом слова «подпунктами 2.6 — 2.9» заменить словами «подпунктами 2.6 — 2.10».

1.2. В пункте 1.2:

в абзаце первом слова «контролирует действия клиента — юридического или физического лица» заменить словами «контролирует действия клиента»;

в абзаце третьем после слов «клиента — юридического лица — нерезидента» дополнить словами «либо организационная форма клиента — иностранной структуры без образования юридического лица», после слов «бенефициарного владельца и» слово «(или)» исключить.

1.3. В пункте 1.6:

абзац первый после слов «полученные в результате идентификации» дополнить словами «(упрощенной идентификации)»;

абзацы второй и третий после слов «полученных в результате идентификации» дополнить словами «(упрощенной идентификации)»;

абзац пятый после слов «(за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет (вклад) клиента» дополнить словами «, операций в рамках предусмотренных законодательством Российской Федерации мер принудительного исполнения в виде обращения взыскания на денежные средства или иное имущество клиента».

1.4. В пункте 2.2:

в абзаце первом после слов «При идентификации» дополнить словами «(упрощенной идентификации)», слова «полученных в результате их идентификации» заменить словами «полученных в результате идентификации (упрощенной идентификации)»;

в абзаце пятом слова «Федеральной миграционной службы» заменить словами «Главного управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации».

1.5. Абзац второй пункта 2.4 после слов «бенефициарного владельца» дополнить словами «, упрощенная идентификация клиента — физического лица».

1.6. В пункте 2.5:

в абзаце втором слова «или межгосударственным банком» исключить.

1.7. Абзац пятый пункта 3.2 после слов «юридических лиц — нерезидентов» дополнить словами «, иностранных структур без образования юридического лица».

1.8. Пункт 3.3 после слов «юридическим лицом» дополнить словами «, иностранной структурой без образования юридического лица», после слова «регистрации» дополнить словом «(инкорпорации)», после слов «юридического лица — нерезидента» дополнить словами «, иностранной структуры без образования юридического лица».

1.9. В приложении 1:

в пункте 1:

дополнить подпунктом 1.8.1 следующего содержания:

«1.8.1. Информация о страховом номере индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования (при наличии).»;

подпункт 1.17 изложить в следующей редакции:

«1.17. Сведения, подтверждающие наличие у лица полномочий представителя клиента, — наименование, дата выдачи, срок действия, номер документа, на котором основаны полномочия представителя клиента.»;

дополнить пунктом 3 следующего содержания:

«3. Сведения, предусмотренные подпунктом 1.8.1 пункта 1 настоящего приложения, устанавливаются в отношении клиента в случае реализации кредитной организацией права, предусмотренного пунктом 5.4 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ.

Сведения, предусмотренные подпунктами 1.12 — 1.14 пункта 1 настоящего приложения, устанавливаются кредитной организацией в отношении клиентов с повышенной степенью (уровнем) риска клиента.

Сведения, предусмотренные подпунктом 1.15 пункта 1 настоящего приложения, устанавливаются в случае реализации кредитной организацией права, предусмотренного подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 7, а также в случае, предусмотренном подпунктом 3 пункта 1 статьи 7.3 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ.».

1.10. В приложении 2:

название изложить в следующей редакции:

«Сведения, получаемые в целях идентификации клиентов и выгодоприобретателей, являющихся юридическими лицами, иностранными структурами без образования юридического лица, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой»;

в пункте 1:

абзац первый изложить в следующей редакции:

«1. Сведения (документы), получаемые в целях идентификации клиентов — юридических лиц и иностранных структур без образования юридического лица, выгодоприобретателей — юридических лиц и иностранных структур без образования юридического лица.»;

дополнить подпунктом 1.3.1 следующего содержания:

в подпункте 1.4:

в абзаце втором слова «согласно Свидетельству о государственной регистрации юридического лица (Свидетельству о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года)» исключить;

абзац третий изложить в следующей редакции:

«номер записи об аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, регистрационный номер юридического лица по месту учреждения и регистрации — для нерезидента;»;

дополнить абзацем следующего содержания:

«регистрационный номер (номера) (при наличии), присвоенный иностранной структуре без образования юридического лица в государстве (на территории) ее регистрации (инкорпорации) при регистрации (инкорпорации) — для иностранной структуры без образования юридического лица.»;

дополнить подпунктами 1.7 и 1.8 следующего содержания:

«1.7. Место ведения основной деятельности иностранной структуры без образования юридического лица.

1.8. Состав имущества, находящегося в управлении (собственности), фамилия, имя, отчество (при наличии) (наименование) и адрес места жительства (места нахождения) учредителей и доверительного собственника (управляющего) — в отношении трастов и иных иностранных структур без образования юридического лица с аналогичной структурой или функцией.»;

в пункте 2:

абзац первый дополнить словами «и иностранных структур без образования юридического лица»;

подпункт 2.4 изложить в следующей редакции:

«2.4. Сведения об органах юридического лица, иностранной структуры без образования юридического лица (структура и персональный состав органов управления юридического лица, за исключением сведений о персональном составе акционеров (участников) юридического лица, владеющих менее чем одним процентом акций (долей) юридического лица, структура и персональный состав органов управления иностранной структуры без образования юридического лица (при наличии).»;

в абзаце первом подпункта 2.6, абзаце первом подпункта 2.7 слова «юридическое лицо» в соответствующем падеже заменить словом «клиент» в соответствующем падеже;

в пункте 3:

в подпункте 3.2 слова «согласно Свидетельству о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (Свидетельству о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2004 года)» исключить;

абзац второй подпункта 3.3 признать утратившим силу;

дополнить пунктом 4 следующего содержания:

«4. Сведения, предусмотренные подпунктом 2.9 пункта 2 настоящего приложения, устанавливаются в случае реализации кредитной организацией права, предусмотренного подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ.».

1.11. Пункт 2 приложения 3 после слов «о результатах» дополнить словом «каждой», после слов «о его причастности к экстремистской деятельности» дополнить словами «или терроризму».

2. Настоящее Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

Председатель Центрального банка
Российской Федерации
Э.С. НАБИУЛЛИНА

Серия записей по рассмотрению Положения Банка России от 15.10.2015 №499-П, в том числе в сравнении с требованиями Положения Банка России от 19.08.2004 №262-П

Преамбула Положения Банка России от 15.10.2015 №499-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

Положение Банка России от 19.08.2004 №262-П Положение Банка России от 15.10.2015 №499-П
На основании Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» Банк России устанавливает требования к идентификации кредитными организациями лиц, находящихся у них на обслуживании (клиентов), и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Настоящее Положение на основании Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ) и Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» устанавливает требования к идентификации (в том числе упрощенной идентификации) кредитными организациями клиентов, представителей клиента (в том числе идентификации единоличного исполнительного органа как представителя клиента), выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее — ПОД/ФТ).

Следует обратить внимание, что Положение №499-П отличается от Положения 262-П кругом субъектов, на которых распространяются требования по идентификации. Если в Положении №262-П шла речь о клиентах и выгодоприобретателях, то Положение №499-П охватывает всех субъектов, в отношении которых процедуры идентификации должны быть реализованы.

Следующий момент, на который следует обратить внимание, это момент с требованиями к идентификации единоличного исполнительного органа как представителя клиента. Вопрос с момента появления требований в Федеральном законе №115-ФЗ относительно представителей неоднократно комментировался Банком России, но по всей видимости в надзорной практике находились такие кредитные организации, которые не рассматривали ЕИО в качестве представителя, что в свою очередь могло приводить к существенному количеству фиксируемых нарушений в том числе в части направления сведений в уполномоченный орган.

Примечание (требования Федерального закона №115-ФЗ)

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ кредитная организация обязана до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1, 1.2, 1.4, 1.4-1 и 1.4-2 статьи 7.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ кредитная организация обязана принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев клиентов, в том числе по установлению в отношении их сведений, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ.

Буквальное прочтение подпункта 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ указывает на то, что обязанность по идентификации распространяется на представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, при этом Положение Банка России №499-П устанавливает требования к идентификации представителей, выгодоприобретателей (без использования конструкции «и (или)»).

Учитывая изложенное, Положение Банка России №499-П более точно (относительно требований Федерального закона №115-ФЗ) устанавливает требования в части идентификации такого субъекта, как выгодоприобретатели и вносит отдельные изменения в сравнении с требованиями, которые были установлены Положением Банка России №262-П.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНФОРМАЦИЯ

НОВЫЕ ПРАВИЛА ИДЕНТИФИКАЦИИ КЛИЕНТОВ ПРИ ОБМЕНЕ ВАЛЮТЫ

Вступающие в силу с 27 декабря новые правила идентификации банками клиентов не создадут гражданам дополнительных сложностей при обмене валюты. При покупке или продаже валюты на сумму до 15 тысяч рублей идентификация клиента по-прежнему не требуется. Если сумма операции больше, то клиент предоставляет паспорт, а анкету заполняет сам банк.

Положение Банка России от 15.10.2015 N 499-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» принято в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ.

Действующее законодательство позволяет не идентифицировать физическое лицо при осуществлении им операции по покупке или продаже наличной иностранной валюты на сумму, не превышающую 15 000 рублей либо ее эквивалента в иностранной валюте. Если сумма операции выше, идентификация проводится на основе документа, удостоверяющего личность.

Получаемые при идентификации сведения кредитная организация фиксирует в анкете (досье), которую оформляет в соответствии с положением Банка России N 499-П различными способами. В том числе это может быть сделано на основе использования предусмотренных действующим законодательством реестров операций с наличной валютой. Они оформляются самими кредитными организациями, в них могут быть включены необходимые для идентификации данные физического лица.

Таким образом, законодательство не обязывает физических лиц самостоятельно фиксировать свои идентификационные данные путем заполнения анкет, опросных листов и т.п. Положение не возлагает на кредитные организации дополнительных обязанностей по идентификации клиентов, помимо предусмотренных законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *