Часть поправок касается пересмотра размера социальной доплаты к пенсии в связи с изменением величины прожиточного минимума пенсионера. Закреплено, что при таком пересмотре общая сумма материального обеспечения пенсионера с учетом соцдоплаты к пенсии текущего года не может быть меньше показателя предыдущего года. В случае уменьшения прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте Федерации на следующий финансовый год, это положение позволит сохранить (не снизить) общую сумму материального обеспечения неработающего пенсионера, который уже является получателем соцдоплаты к пенсии и имеет сложившийся уровень материального обеспечения.
Также предусмотрена индексация страховых пенсий и фиксированной выплаты к ним неработающим пенсионерам с 1 января 2018 г. на 3,7%. Стоимость одного пенсионного коэффициента установлена в размере 81 руб. 49 коп. Кроме того, с 1 января 2018 г. актуализирован размер фиксированной выплаты к страховым пенсиям неработающих пенсионеров — 4 982 руб. 90 коп.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки.
Комментарий к Федеральному закону от 07.12.2011 N 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральному закону от 06.12.2011 N 407-ФЗ «О внесении изменений в статьи 140 и 241 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»
Внесены многочисленные поправки в уголовное законодательство, направленные на его либерализацию. Мы публикуем и комментируем Федеральный закон от 07.12.2011 N 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 420-ФЗ), а также Федеральный закон от 06.12.2011 N 407-ФЗ «О внесении изменений в статьи 140 и 241 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 407-ФЗ).
Рассмотрим изменения, касающиеся экономических и налоговых преступлений. Напомним, что к статьям УК РФ, предусматривающим ответственность за такого рода преступления, можно отнести, прежде всего, ст. 198 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица», 199 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации», 199.1 «Неисполнение обязанностей налогового агента», 199.2 «Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов».
Важно, что одним из видов ответственности за эти преступления стали принудительные работы.
Принудительные работы могут быть назначены в качестве наказания:
— за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица путем непредставления налоговой декларации или иных документов, подача которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательной, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, — ч. 1 ст. 198 УК РФ (до одного года);
— за то же деяние, совершенное в особо крупном размере, — ч. 2 ст. 198 УК РФ (до трех лет);
— за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, подача которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательной, либо путем включения в налоговую декларацию или указанные документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, — ч. 1 ст. 199 УК РФ (до двух лет с лишением права занимать определенные должности или осуществлять определенную деятельность на срок до трех лет или без такового);
— за то же деяние, совершенное в особо крупном размере или группой лиц по предварительному сговору, — ч. 2 ст. 199 УК РФ (до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или осуществлять определенную деятельность на срок до трех лет или без такового);
— за неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих на основании законодательства РФ о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершенное в крупном размере, — ч. 1 ст. 199.1 УК РФ (до двух лет с лишением права занимать определенные должности или осуществлять определенную деятельность на срок до трех лет или без такового);
— за то же деяние, совершенное в особо крупном размере, — ч. 2 ст. 199.1 УК РФ (до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или осуществлять определенную деятельность на срок до трех лет или без такового);
— за сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством РФ о налогах и сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, совершенное собственником, руководителем организации (иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации) или индивидуальным предпринимателем в крупном размере, — ст. 199.2 УК РФ (до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или осуществлять определенную деятельность на срок до трех лет или без такового).
Зато несколько ужесточены наказания за уклонение от уплаты таможенных платежей, при этом к ним отнесены принудительные работы (ст. 194 УК РФ). За данное правонарушение, совершенное в крупном размере, налагается штраф в сумме от 100 000 до 500 000 (ранее — до 300 000) руб. или в сумме заработной платы (иного дохода осужденного за период от одного года до трех (ранее — двух) лет), либо назначаются обязательные работы на срок до 480 (ранее — от 180 до 240) часов или принудительные работы на срок до двух лет, либо применяется лишение свободы на тот же срок.
Аналогичное деяние, если оно совершено в особо крупном размере или группой лиц по предварительному сговору, теперь наказывается штрафом в сумме от 300 000 (ранее — от 100 000) до 500 000 руб. или в сумме заработной платы (иного дохода осужденного за период от двух (ранее — от одного года) до трех лет), либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или осуществлять определенную деятельность на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или осуществлять определенную деятельность на срок до трех лет или без такового.
В статье 194 УК РФ теперь учитываются и иные нюансы. Если уклонение от уплаты таможенных платежей совершено должностным лицом с использованием служебного положения или с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, оно наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до 1 000 000 руб. или в размере заработной платы (иного дохода осужденного за период до пяти лет) либо без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет или без такового.
Если то же самое или в особо крупном размере совершено организованной группой, предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от 7 до 12 лет со штрафом в размере до 1 000 000 руб. или в размере заработной платы (иного дохода осужденного за период до пяти лет) либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.
Примечательно, что планка, от которой неуплата таможенных платежей признается совершенной в крупном или особо крупном размере, существенно снижена и дифференцирована в зависимости от статуса лица. Теперь крупный размер для физических лиц — более 1 000 000 руб., для организаций — 2 000 000 руб. (ранее для всех — 3 000 000 руб.), особо крупный размер для физических лиц — 3 000 000 руб., для организаций — 10 000 000 руб. (ранее для всех — 36 000 000 руб.).
Скажем также о внесении изменений в ст. 171 УК РФ, предусматривающую ответственность за незаконное предпринимательство. Теперь в ней имеется в виду осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случае, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере.
Прежней редакцией этой статьи предусматривалось наказание за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением правил регистрации, а также за представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения. Теперь такие нарушения не считаются уголовным преступлением.
Что касается конкретных наказаний за незаконное предпринимательство, то они представляют собой штраф в размере до 300 000 руб. или в размере заработной платы (иного дохода осужденного за период до двух лет), либо обязательные работы на срок до 480 (ранее — от 180 до 240) часов, либо арест на срок до шести месяцев.
За такое деяние, совершенное организованной группой или в особо крупном размере, как и раньше, налагается штраф в сумме от 100 000 до 500 000 руб. или в сумме заработной платы (иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет) либо применяется лишение свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до 80 000 руб. или в размере заработной платы (иного дохода осужденного за период до шести месяцев) либо без такового. Однако в дополнение к этим видам наказаний за такое правонарушение теперь возможно и назначение принудительных работ на срок до пяти лет.
Важное новшество заключается в том, что теперь при определенных условиях лицо, которое совершило преступление, относящееся к экономической сфере, освобождается от уголовной ответственности. Для этого в Уголовный кодекс введена новая ст. 76.1.
Так, при неуплате налогов необходимо внести всю сумму, которую суд определил в качестве ущерба бюджетной системе, и подтвердить тот факт, что лицо, совершившее преступление, ранее не совершало подобного нарушения.
Данная возможность предоставлена лицам в случае уклонения от уплаты налогов и (или) сборов и налоговым агентам при неисполнении в личных интересах обязанностей по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих на основании законодательства РФ о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) (ст. 198-199.1 УК РФ).
А вот нарушение, предусмотренное ст. 199.2 УК РФ, то есть сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством РФ о налогах и сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, совершенное собственником или руководителем организации, либо иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации, либо индивидуальным предпринимателем, такой возможности не предоставляет.
В этом случае, а также при незаконном предпринимательстве (ст. 171 УК РФ) уголовной ответственности можно избежать, если не только возместить ущерб, но и перечислить в федеральный бюджет денежное возмещение в размере пятикратной суммы причиненного ущерба либо доход, полученный в результате совершения преступления, и денежное возмещение в размере пятикратной суммы дохода, полученного в результате совершения преступления.
Следует отметить, что в УПК РФ и ранее имелась ст. 28.1, в которой был приведен порядок освобождения от уголовной ответственности, но только по делам, связанным с нарушением законодательства о налогах и сборах. Однако в ней, конечно, не предусматривалось такого основания для этого, как возмещение ущерба бюджету лицом, впервые совершившим данное преступление, в размере, установленном ст. 76.1 УК РФ, так как, собственно, не было данной статьи.
Возмещение полного ущерба, причем не только для лиц, впервые совершивших данное преступление, предусматривалось в качестве основания, но оно должно было произойти до окончания предварительного следствия. Сейчас в соответствии со ст. 28.1 УПК РФ это надо сделать до назначения судебного заседания.
Сохранены в качестве условий освобождения от уголовной ответственности в соответствии со ст. 28.1 УПК РФ основания, перечисленные в ст. 24 и 27 УПК РФ. Это значит, что уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное уголовное дело подлежит прекращению ввиду:
— отсутствия события преступления;
— отсутствия в деянии состава преступления;
— истечения срока давности уголовного преследования;
— смерти подозреваемого или обвиняемого, за исключением случая, когда производство по уголовному делу необходимо для реабилитации умершего;
— отсутствия заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению, кроме случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 20 УПК РФ;
— отсутствия заключения суда о наличии признаков преступления в действиях одного из лиц, указанных в п. 2 и 2.1 ч. 1 ст. 448 УПК РФ (Генерального прокурора и Председателя следственного комитета РФ), либо отсутствия согласия соответственно Совета Федерации, Государственной Думы, Конституционного суда, квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела или привлечение в качестве обвиняемого одного из лиц, перечисленных в п. 1, 3-5 ч. 1 ст. 448 УПК РФ (членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, а также судей разных уровней).
Кроме того, уголовное преследование в отношении подозреваемого или обвиняемого прекращается по причине:
— непричастности подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления;
— прекращения уголовного дела по основаниям, предусмотренным п. 1-6 ч. 1 ст. 24 УПК РФ;
— наличия акта об амнистии;
— наличия в отношении подозреваемого или обвиняемого вступившего в законную силу приговора по тому же обвинению либо определения суда (постановления судьи) о прекращении уголовного дела по тому же обвинению;
— наличия в отношении подозреваемого или обвиняемого неотмененного постановления органа дознания, следователя или прокурора о прекращении уголовного дела по тому же обвинению либо об отказе в возбуждении уголовного дела;
— отказа Государственной Думы в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, и (или) отказа Совета Федерации в лишении неприкосновенности этого лица.
Федеральный закон N 420-ФЗ опубликован в Интернете (www.pravo.gov.ru) 08.12.2011 и с этой даты вступил в силу. Однако нормы, касающиеся применения такого вида наказания, как принудительные работы, будут применяться только с 01.01.2013 (п. 3 ст. 8 указанного закона).
Что касается Федерального закона N 407-ФЗ, то он важен дополнением к новым нормам, ограничивающим перечень оснований для возбуждения уголовного дела по экономическим преступлениям. Те из них, которые касаются уклонения от уплаты налогов, неисполнения обязанностей налогового агента, сокрытия денежных средств, имущества, за счет которых производится взыскание налогов и сборов (ст. 198-199.2 УК РФ), будут доходить до стадии возбуждения уголовного дела только на основании материалов, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Напомним, что в силу п. 3 ст. 32 НК РФ, если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора), направленного налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) не уплатил (не перечислил) в полном объеме указанные в данном требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, соответствующих пеней и штрафов, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 198-199.2 УК РФ, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Данная процедура совершается в соответствии с Приказом МВД России N 495, ФНС России N ММ-7-2-347 от 30.06.2009 «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений».
Е.С. Казаков,
Бесплатная консультация юриста по телефону:
Федеральный закон №420 «О внесении изменений в Уголовный Кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» был принят 17 ноября 2011 года Госдумой РФ. Одобрен законодательный акт был 29 ноября того же года. Вступил в силу ФЗ-420 7 декабря 2011 года. Закон содержит 8 статей.
Изменения в УК РФ
Последние поправки в УК РФ вносились 3 июля 2016 года. Изменения коснулись пункта 7 статьи 4. Из него были исключены абзацы 6 и 7.
Ниже будут рассмотрены статьи, которые при последней редакции не были изменены, но важны для рассмотрения.
Статья 1
В статье 1 регламентируется список изменений, которые необходимо внести в Уголовный Кодекс РФ.
В их число входят:
- в части 2 статьи 15 словосочетание «двух лет» заменить на «трех лет»;
- в части 3 статьи 15 словосочетание «два года» заменить на «три года»;
- часть 6 статьи 15 дополнить следующим: «при наличии смягчающих обстоятельств в деле суд вправе изменить категорию преступления на меньшую.» Это возможно при условии, что осужденный был приговорен к лишению свободы не более, чем на 3 года;
- в пункт 3.1 статьи 44 добавить словосочетание «принудительные работы»;
- часть 1 статьи 45 дополнить словосочетанием «принудительные работы»;
- часть 5 статьи 46 дополнить предложением в котором говорится о положенном наказании за неуплату штрафа;
- в части 2 статьи 49 словосочетание «до двухсот сорока» заменить на «до четырехсот восьмидесяти»;
- статья 53.1 должна быть дополнена следующей информацией: Принудительные работы являются альтернативным вариантом наказания в виде лишения свободы. Они назначаются за совершение преступлений средней и небольшой тяжести. Принудительные работы могут быть назначены сроком от 3 месяцев до 5 лет. Принудительные работы не назначаются: несовершеннолетним, которых суд признал недееспособными, инвалидам первой и второй группы, беременным, женщинам у которых двое и больше детей, а также военнослужащим и пенсионерам;
- статья 82.1 дополняется информацией об отсрочке наказаний для наркоманов. Если лицо, страдающее наркотической зависимостью совершило впервые преступление, то суд может смягчить наказание. Это возможно, если человек согласился проходить лечение в специальных медицинских учреждениях;
- во 2 абзаце части 1 статьи 116 Уголовного Кодекса заменить слова «от ста восьмидесяти до двухсот сорока» на «до четырехсот восьмидесяти»;
- в абзаце 2 части 2 ст 121 заменить словосочетание «за период до двух лет» на «либо принудительными работами на срок до одного года»;
- 6 абзац части 2 ст 158 изложить в следующей форме: «назначается штраф в размере 200 тысяч рублей или в размере ежемесячной зарплаты, или же иного дохода».
Статья 2
Во 2 ст Федерального закона №420 обозначено изменение, которое необходимо внести в часть 4 ст 61 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Она должна быть дополнена пунктом 3.1 об органе власти, который осуществляет контроль над лицом, проходящим реабилитацию от наркотической зависимости.
Статья 3
Ст 3 регламентирует список изменений, которые необходимо внести в Уголовный Кодекс РФ.
Основными из них являются:
- в части 9 ст 12 после слов «осужденные к» дописать словосочетание «принудительным работам»;
- в части 2 ст 13 после фразы «исполняющего наказание в виде» дописать «принудительных работ»;
- в части 4 ст 14 после слов «осужденным к» дописать «принудительным работам»;
- часть первую ст 39 изложить в следующей редакции: «исправительные работы осуществляются заключенными по месту постоянной работы, если такого нет, то по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, самоуправляющий орган назначает место отрабатывания наказания»;
- статью 60.3 дополнить информацией о сроке исчисления принудительных работ. В срок не включается период отсутствия осужденного без разрешения проверяющего;
- ст 60.4 дополнить информацией об обязанностях лиц, находящихся под надзором:
- соблюдать правила внутреннего распорядка на территории исправительного центра;
- добросовестно работать в центре, куда были направлены;
- находиться на территории центра постоянно и быть в поле зрения;
- без дополнительных материальных поощрений участвовать во всех благотворительных мероприятиях, связанных с благоустройством зданий и общественных сооружений;
- иметь при себе копию удостоверения личности.
Согласно изменениям, внесенным в Уголовный Кодекс, осужденный вправе выехать за территорию исправительного центра сроком на 5 суток. Это возможно только с разрешения администрации и также после постановки осужденного на учет.
На основании новых изменений в Уголовном Кодексе, заключенным не разрешается приобретать предметы, запрещенные законодательством РФ. Администрация исправительного центра вправе совершать обыски в комнатах осужденных, и проводить досмотр личных вещей. Если у администрации нет претензий к осужденному, то ему положен ежегодный отпуск за пределами центра.
Изменения в Уголовном Кодексе коснулись и материально-бытового обеспечения осужденных к принудительным работам. Каждому осужденному положено отдельное спальное место и необходимые к нему принадлежности. Одежда, обувь и питание — за счет осужденного. Если он не обладает денежными средствами, государство предоставляет вещи жизненной необходимости из средств федерального бюджета.
Статья 4
В ст 4 Уголовного Кодекса указываются понятия возмещения ущерба, причиненного бюджетной системе РФ.
Ст 7 Уголовного Кодекса о домашнем аресте излагается в новой форме. Согласно изменениям, домашний арест применяется в случаях, когда нельзя применить другое смягчающее наказание. Домашний арест назначается сроком до двух месяцев. Срок начинает исчисляться с момента вынесения решения судом.
Судья назначивший домашний арест вправе запретить:
- обвиняемому выход за пределы дома, где он проживает;
- коммуникации с определенной категорией людей;
- отправку или получение писем;
- выход в «Интернет».
Положения Уголовного Кодекса в отношении принудительных работ в качестве наказания начали действовать с 1 января 2017 г. Положения о домашнем аресте, отсрочке отбывания наказания и других важных аспектах, обозначенных в Уголовном Кодексе, начали свое действие 1 января 2012 г. Закон №420 был подписан Президентом РФ 7 декабря 2011 г.
В дополнение изучите ФЗ 294 о защите прав юридических лиц и 458-ФЗ об отходах производства и потребления с последними изменениями.
Скачать Федеральный закон номер 420
420 Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный Кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» включает в себя 8 глав. В каждой из них перечисляется список поправок и изменений, которыми необходимо дополнить Уголовный Кодекс РФ. Изменения касаются осужденных и действий с ними.
Если хотите подробнее ознакомиться с последней редакцией ФЗ 420 о внесении изменений в УК РФ скачайте его тут.
Бесплатная консультация юриста по телефону: