419 закон РБ

► С 01.07.2019 Законом от 17.07.2018 № 136-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» вводится в действие новая редакция Закона от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (рег. № 2/2574 от 30.07.2018).

► С 01.07.2019 Указом от 07.06.2019 № 223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» (рег. № 1/18402 от 10.06.2019) определен порядок регулирования закупок в строительной отрасли и механизм проведения торгов (подрядных торгов), биржевых торгов либо переговоров при их осуществлении.

► С 01.07.2019 постановлением Совмина от 22.03.2019 № 187 (рег. № 5/46281 от 27.03.2019) внесены изменения в постановление Совмина от 08.07.1997 № 837: изложены в новой редакции п.п. 21, 25 и приложение 2 в правилах индивидуального (персонифицированного) учета за­страхованных лиц в системе государственного социального страхования, утв. постановлением Совмина от 08.07.1997 № 837.

► С 01.07.2019 постановлением Совмина от 02.04.2019 № 217 (рег. № 5/46320 от 04.04.2019) внесены изменения в постановление Совмина от 17.03.2016 № 206 «О допуске товаров иностранного происхождения и поставщиков, предлагающих такие товары, к участию в процедурах государственных закупок»:

  • к участию в открытом конкурсе, электронном аукционе, процедуре запроса ценовых предложений допускается участник, предложение которого содержит информацию о поставке товара, указанного в приложении к настоящему постановлению, происходящего из иностранного государства или группы иностранных государств, за исключением Армении, Казахстана, Кыргызстана и России, если для участия в этих процедурах госзакупок подано менее двух предложений, содержащих информацию о поставке такого товара, происходящего из Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и (или) России, и соответствующих требованиям конкурсных документов, аукционных документов, документов, предоставляемых юридическому или физическому лицу, в т.ч. индивидуальному предпринимателю (ИП), для подготовки предложения в целях участия в процедуре запроса ценовых предложений, включая приглашение к участию в процедуре госзакупки.

► С 01.07.2019 постановлением Совмина от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (рег. № 5/46639 от 17.06.2019):

  • определен перечень товаров ежедневной и (или) еженедельной потребности;
  • определены перечни товаров (работ, услуг), госзакупки которых:

– осуществляются с применением электронных аукционов;

– проводятся с участием субъектов малого и среднего предпринимательства;

– осуществляются с применением процедуры закупки из одного источника (вооружения и военной техники);

– осуществляются с применением биржевых торгов;

– осуществляются с применением процедуры закупки из одного источника (необходимых для проведения выборов и референдумов);

– осуществляются с применением процедуры закупки из одного источника у закрытого перечня поставщиков (печатная продукция, требующая специальной степени защиты);

  • определен перечень поставщиков печатной продукции, требующей специальной степени защиты;
  • утверждено Положение о порядке аккредитации на электронной торговой площадке.

► С 01.07.2019 до 01.01.2020 экспорт из Беларуси за пределы таможенной территории ЕАЭС отдельных видов лесоматериалов, классифицируемых кодами 4407 91 150 0, 4407 91 310 0, 4407 91 390 0, 4407 91 900 0, 4407 93 100 0, 4407 93 910 0, 4407 93 990 0, 4407 95 100 0, 4407 95 910 0, 4407 95 990 0, 4407 99 100 0, 4407 99 400 0, 4407 99 900 9, 4409 29 920 0 единой ТН ВЭД ЕАЭС, происходящих с территории РБ, при помещении под таможенную процедуру экспорта осуществляется по разовым лицензиям, выдаваемым МАРТ по согласованию с концерном «Беллесбумпром». В этих целях постановлением Совмина от 17.06.2019 № 401 «О лицензировании экспорта отдельных видов лесоматериалов» (рег. № 5/46649 от 19.06.2019) дополнен подп. 24.1942 единый перечень административных процедур, осуществляемых госорганами и иными организациями в отношении юридических лиц и ИП, утв. постановлением Совмина от 17.02.2012 № 156..

Порядок выдачи разовой лицензии аналогичен Правилам выдачи лицензий и разрешений на экспорт и (или) импорт товаров, предусмотренными приложением к Протоколу о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (приложение № 7 к Договору о ЕАЭС от 29.05.2014).

Действие новых правил не рас­пространяется на экспорт из Беларуси лесоматериалов твердолиственных пород, вывозимых в Азербайджан, Грузию, Сербию и Туркменистан.

► С 01.07.2019 постановлением Минфина № 29 от 14.06.2019 (рег. № 8/34257 от 24.06.2019) установлена сумма оплаты за книгу замечаний и предложений в размере 5,5 руб.

► С 01.07.2019 вступила в силу Инструкция о порядке рассмотрения жалоб при осуществлении госзакупок, утв. постановлением МАРТ от 29.12.2018 № 91 (рег. № 8/33817 от 30.01.2019), которая определяет порядок рассмотрения МАРТ жалоб, подаваемых участниками либо иными юрлицами или физлицами (в т.ч. ИП), на действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), комиссии по госзакупкам и (или) ее членов, товарной биржи, оператора электронной торговой площадки при осуществлении госзакупок, в случае нарушения их прав и законных интересов.

► С 01.07.2019 вступила в силу Инструкция о порядке формирования и ведения списка поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах госзакупок, утв. постановление МАРТ от 29.12.2018 № 92 (рег. № 8/33816 от 30.01.2019). Для включения в список юр. или физлица, в том числе ИП, заказчик (организатор) представляет в МАРТ заявление по установленной форме.

► С 01.07.2019 постановлением МАРТ от 21.01.2019 № 7 (рег. № 8/33849 от 07.02.2019) установлен новый порядок формирования комиссии по госзакупкам, создаваемой заказчиком (организатором) в случае организации и проведения открытого конкурса, закрытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений, и ее функции. Необходимость формирования комиссии при организации и проведении процедуры закупки из одного источника с 1 июля определяется заказчиком (организатором) самостоятельно.

► С 01.07.2019 постановлением МАРТ от 28.01.2019 № 10 (рег. № 8/33889 от 21.02.2019) установлена новая форма годового плана государственных закупок.

► С 01.07.2019 меняются правила изучения конъюнктуры рынка товаров (работ, услуг), являющихся предметом госзакупки при проведении процедуры закупки из одного источника в связи со вступлением в силу постановления МАРТ от 12.04.2019 № 30 «О проведении процедуры закупки из одного источника» (рег. № 8/34110 от 25.04.2019).

► С 01.07.2019 меняются правила проведения проверки по месту нахождения МАРТ на основании изучения документов и информации, полученных им в соответствии с Законом от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» и иными актами законодательства, без истребования от проверяемого субъекта иных документов и информации в связи со вступлением в силу постановления МАРТ от 12.04.2019 № 34 «О порядке проведения камеральной проверки» (рег. № 8/34122 от 30.04.2019).

Камеральная проверка проводится без выдачи предписания на ее проведение.

Она не проводится в случае проведения заказчиком (организатором) закрытого конкурса, процедуры запроса ценовых предложений в случае, если сведения о госзакупках составляют госсекреты, биржевых торгов, процедуры закупки из одного источника.

► С 01.07.2019 меняются способы определения ориентировочной стоимости предмета госзакупки в связи со вступлением в силу постановления МАРТ от 12.04.2019 № 35 (рег. № 8/34121 от 30.04.2019).

► С 01.07.2019 вступает в силу Инструкция по бухгалтерскому учету операций уступки прав денежного требования, утв. постановлением Правления Нацбанка от 29.03.2019 № 137 (рег. № 8/34133 от 03.05.2019).

► С 05.07.2019 вступят в силу многочисленные изменения в порядке проведения госэкспертизы градо­строительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации), утв. постановлением Совмина от 30.09.2016 № 791, внесенные постановлением Совмина от 19.03.2019 № 173 (рег. № 5/46266 от 20.03.2109).

► С 07.07.2019 вступят в силу изменения в постановление Совмина от 30.11.1998 № 1842 «О введении контрактной формы найма на работу педагогических, медицинских, фар­мацевтических работников, работников культуры, включая руководителей этих работников, специалистов и руководителей специализированных учебно-спортивных учреждений, специалистов сельского и жилищно-коммунального хозяйства, специалистов, осуществляющих ветеринарную деятельность, работников и специалистов системы потребительской кооперации в районах, подверг­шихся радиоактивному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС» внесенные постановлением Совмина от 14.06.2019 № 390 (рег. № 5/46657 от 21.06.2019).

► С 13.07.2019 вступит в силу Закон от 09.01.2019 № 167-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности» (рег. № 2/2605 от 11.01.2019): установлен перечень владельцев автомобильных дорог, к которым относятся организации государственного дорожного хозяйства, государственные юрлица, юр. и физлица, ИП, частные партнеры.

С 13 июля автомобильные дороги, находящиеся в госсобственности, для исполнения обязательств, предусмотренных соглашением о государственно-частном партнерстве, могут передаваться частному партнеру во владение, пользование, в т.ч. в безвозмезд­ное пользование, для осуществления дорожной деятельности.

► С 19.07.2019 Законом от 09.01.2019 № 171-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь» (рег. № 2/2609 от 17.01.2019) вносятся многочисленные изменения и дополнения в УК, УПК, УИК, КоАП, ПИКоАП. Вводится понятие специальной конфискации, меняются правила зачета домашнего ареста и содержания под стражей и многое другое.

► С 27.07.2019 Декретом от 24.01.2019 № 2 «Об изменении декретов Президента Республики Беларусь» (рег. № 1/18157 от 25.01.2019) вводится новая редакция Декрета от 17.12.2002 № 28 «О государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий» («антитабачный декрет»).

► С 27.07.2019 вступят в силу новые Правила продажи товаров при осуществлении розничной торговли по образцам, утв. постановлением Совмина от 15.01.2009 № 31 (рег. № 5/46219 от 04.03.2019).

► С 27.07.2019 претерпят серьезные изменения правила розничной торговли в связи со вступлением в силу постановления Совмина от 10.05.2019 № 287 (рег. № 5/46425 от 13.05.2019):

– в постановление Совмина от 14.06.2002 № 778 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей»,

– в правилах комиссионной торговли непродовольственными товарами, утв. постановлением Совмина от 01.06.2007 № 744,

– в перечне запрещенных к продаже товаров, утв. постановлением Совмина от 16.07.2014 № 686,

– в правилах продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утв. постановлением Совмина от 22.07.2014 № 703.

► С 27.07.2019 устанавливаются квоты на производство табачных изделий сроком на 3 года (с разбивкой по годам). Квотами определяется предельный объем производства юрлицами табачных изделий, пред­назначенных для реализации на территории Беларуси и подлежащих маркировке акцизными марками РБ в связи с внесением изменений в постановление Совмина от 18.03.2003 № 361 (рег. № 5/46436 от 14.05.2019).

► С 27.07.2019 постановлением Минфина от 03.05.2019 № 25 (рег. № 8/34161 от 15.05.2019) устанавливается стоимость акцизной марки, предназначенной для маркировки табачных изделий, в размере 2 бел. коп.

► С 27.07.2019 постановлением МАРТ от 27.03.2019 № 21 «Об изменении постановления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 5 июня 2018 г. № 46» (рег. № 8/34056 от 10.04.2019) в перечень товаров розничной и оптовой торговли, утв. постановлением МАРТ от 05.06.2018 № 46 «О мерах по реализации постановления Совета Министров Республики Беларусь от 14 мая 2018 г. № 351», дополнительно включаются электронные системы курения; жидкости для электронных систем курения; системы для потребления табака.

В соответствии с п. 1, 2 ст. 18 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон № 419-З), Положением о порядке размещения информации о государственных закупках и актов законодательства о государственных закупках на официальном сайте, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2012 № 778 (далее – Положение № 778), заказчиком (организатором) предмет государственной закупки подлежит включению в годовой план государственных закупок с отнесением его к тому или иному коду общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности», утвержденного постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.12.2012 № 83 «Об утверждении, внесении изменений и отмене общегосударственного классификатора Республики Беларусь».
Согласно п. 1 ст. 20 Закона № 419-З описание потребительских, технических и экономических показателей (характеристик) предмета государственной закупки, включая при необходимости технические спецификации, планы, чертежи и эскизы, а также объем (количество), срок (сроки) и место поставки или приобретения иным способом товаров (выполнения работ, оказания услуг), являющихся предметом государственной закупки, должно давать полное представление о предмете государственной закупки и быть изложено таким образом, чтобы исключить заведомый выбор товаров (работ, услуг), поставляемых или реализуемых иным способом (выполняемых, оказываемых) только одним поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При описании указываются объем (масса) единицы товара, технические характеристики (касаемо продуктов питания — пищевые характеристики, отнесение продуктов к гомогенизированным или диетическим) и иные характеристики, которые в целом позволяют сформировать представление о предмете государственной закупки.
К видам процедур государственных закупок относятся открытый и закрытый конкурсы, электронный аукцион, биржевые торги, процедуры запроса ценовых предложений и закупки из одного источника.
Следует отметить, что закупка из одного источника может проводиться только по основаниям, предусмотренным в приложении к Закону № 419-З. К ним, в том числе, относится приобретение товаров (работ, услуг), ориентировочная стоимость годовой потребности государственной закупки которых составляет не более 300 базовых величин.
Порядок проведения процедуры закупки из одного источника определен ст. 50 Закона № 419-З (заказчик организует проведение изучения конъюнктуры рынка по требуемому предмету закупки; проводит переговоры с известными поставщиками по условиям поставки и иным условиям; на основании результатов изучения конъюнктуры рынка и предварительных переговоров с известными поставщиками определяет поставщика для заключения договора; такому поставщику направляется приглашение и проект договора на государственную закупку).
Требования к составлению и размещению приглашений к участию в процедуре закупки из одного источника и к договору между заказчиком и участником такой процедуры предусмотрены в ст. 21, 25 Закона № 419-З.
Кроме того, примерные формы документов по процедурам государственных закупок приведены в постановлении Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 28.06.2017 № 35 «Об утверждении примерных форм документов по процедурам государственных закупок».
После заключения договора на государственную закупку в течение пяти рабочих дней составляется справка о процедуре государственной закупки. Статья 29 Закона № 419-З регламентирует, что должна содержать данная справка.
Далее согласно абз. 7 ч. 2 п. 10 Положения № 778 заказчиком обеспечивается размещение сведений о заключенном договоре на государственную закупку на официальном сайте (www.icetrade.by) в течение 20 календарных дней с момента заключения. Также размещению на официальном сайте подлежат сведения об изменениях и дополнениях к договорам и результатах их исполнения в течение 20 календарных дней с момента наступления указанных фактов.
При заполнении форм, размещенных на официальном сайте, можно руководствоваться письмом Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 24.03.2017 № 14-01-06/742 «О размещении сведений о договорах».
Следует отметить, что за нарушение порядка проведения государственных закупок на территории Республики Беларусь предусмотрена административная ответственность по ч. 4 ст. 11.16 КоАП Республики Беларусь в виде предупреждения или штрафа в размере до пятидесяти базовых величин, а в случае если такое нарушение совершено повторно в течение года или повлекло дополнительное расходование бюджетных средств, то по ч. 5 ст. 11.16 КоАП Республики Беларусь в виде штрафа в размере от пятидесяти до ста базовых величин.

МИНИСТЕРСТВО АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ТОРГОВЛИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

13.08.2019 № 14-01-06/2322к

Государственные органы
(организации) (согласно списку)

О направлении разъяснений по государственным закупкам

Министерство антимонопольного регулирования и торговли (далее – МАРТ) на основании полномочий, предоставленных статьей 10 Закона Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон), разъясняет некоторые положения законодательства о государственных закупках.

Относительно начала процедуры государственной закупки.

В соответствии со статьей 1 Закона под процедурой государственной закупки понимается регламентированная Законом последовательность действий заказчика (организатора) и комиссии по государственным закупкам (в случае ее создания) по выбору поставщика (подрядчика, исполнителя) от принятия решения о проведении процедуры государственной закупки до заключения договора либо отмены процедуры государственной закупки или признания ее несостоявшейся, если иное не установлено Законом.

При этом Закон не регламентирует порядок принятия решения заказчиком о проведении процедуры государственной закупки и не определяет форму принятия такого решения.

В этой связи МАРТ полагает возможным по данному вопросу высказать следующую позицию.

Исходя из нормативных предписаний Закона в части открытого и закрытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений, в том числе проводимой в случае, если сведения о государственных закупках составляют государственные секреты (далее – закрытая процедура запроса ценовых предложений), по общему правилу принятием решения о проведении процедуры государственной закупки является:

утверждение и размещение заказчиком на электронной торговой площадке конкурсных документов, аукционных документов, документов, предоставляемых юридическому или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, для подготовки предложения в целях участия в процедуре запроса ценовых предложений (далее – документы, предоставляемые для подготовки предложения);

утверждение и направление заказчиком потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям) документов, предоставляемых для подготовки предложения, в случае проведения закрытого конкурса и закрытой процедуры запроса ценовых предложений.

Данная позиция, в том числе основывается на том, что в соответствии с пунктом 3 статьи 27 Закона заказчик (организатор) вправе принять решение об отмене процедуры государственной закупки в целом либо в отношении отдельных частей (лотов) предмета государственной закупки в ходе ее проведения. При этом такое решение в случае проведения открытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений размещается заказчиком (организатором) на электронной торговой площадке не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения. В случае проведения закрытого конкурса, закрытой процедуры запроса ценовых предложений решение об отмене процедуры государственной закупки направляется заказчиком (организатором) участникам не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения.

В случае проведения процедуры закупки из одного источника основанием для ее проведения является решение, принятое в порядке, установленном в локальном правовом акте заказчика (организатора).

В частности, такое решение может быть выражено в виде приказа, распоряжения либо посредством учинения надписи уполномоченным должностным лицом на докладной записке, ином аналогичном документе. Соответственно, вышеуказанные документы могут служить подтверждением принятия решения о проведении процедуры государственной закупки до 1 июля 2019 г.

По вопросу приобретения минимального объема (количества) предмета государственной закупки и определения вида процедуры.

Согласно абзацу тринадцатому статьи 1 Закона предмет государственной закупки представляет собой товары (работы, услуги), определенные заказчиком для приобретения в рамках процедуры государственной закупки. При этом ограничений по минимальному объему (количеству) предмета государственной закупки, который можно приобретать в рамках отдельной процедуры государственной закупки, Законом не установлено.

Соответственно, заказчик вправе провести процедуру государственной закупки, в том числе на месячную потребность в товаре (работе, услуге).

При этом независимо от закупаемого объема (количества) предмета государственной закупки вид процедуры определяется по общим правилам, исходя из ориентировочной стоимости годовой потребности в однородных товарах (работах, услугах), указанной в годовом плане государственных закупок (часть первая пункта 2 статьи 18 Закона), за исключением случая, предусмотренного частью второй пункта 3 статьи 18 Закона.

По вопросу составления годового плана государственных закупок товаров по перечню для субъектов малого и среднего предпринимательства, а также формирования годового плана филиалом.

Планирование государственных закупок осуществляется заказчиком путем формирования, утверждения и ведения годового плана государственных закупок. Одновременно субъектам малого и среднего предпринимательства гарантируется предоставление возможности участия в процедурах государственных закупок по перечню товаров (работ, услуг), определяемому Советом Министров Республики Беларусь, с учетом требований, установленных пунктом 2 статьи 29 Закона.

В частности, если предмет государственной закупки и его объем (количество) могут распределяться по частям (лотам), формируются части (лоты), одна из которых должна составлять не более десяти процентов объема (количества) этого предмета государственной закупки.

В свою очередь, в соответствии с частью второй пункта 1 статьи 19 Закона и формой годового плана государственных закупок, установленной постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 28 января 2019 г. № 10 «Об установлении формы годового плана государственных закупок», в годовой план государственных закупок включается наименование однородных товаров (работ, услуг), которые планируется приобрести в рамках процедуры государственной закупки или ее части (лота) (часть вторая пункта 1 статьи 19 Закона).

Таким образом, уже при формировании годового плана государственных закупок должно быть принято решение о разделении либо неразделении предмета государственной закупки на соответствующие части (лоты). При этом часть (лот) предмета государственной закупки, выделенная для субъектов малого и среднего предпринимательства, включается отдельно в годовой план государственных закупок.

Кроме того, как и указано выше, годовой план государственных закупок формирует, утверждает и ведет заказчик. При этом в соответствии с абзацем четвертым статьи 1 Закона заказчик – это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие государственную закупку, в том числе через обособленное подразделение юридического лица (включая филиал либо представительство), уполномоченное от имени этого юридического лица.

Таким образом, филиал, не являясь юридическим лицом, не является и заказчиком, соответственно, не может иметь отдельный годовой план государственных закупок. Его потребность в товарах (работах, услугах) включается в годовой план государственных закупок юридического лица, при необходимости отдельными позициями.

Что касается непосредственного проведения процедур государственных закупок, то соответствующие функции могут быть возложены на филиал, с закреплением их в локальных правовых актах и при необходимости выдачей доверенности на подписание договоров.

По вопросу оформления результатов изучения конъюнктуры рынка при проведении процедуры закупки из одного источника отмечаем, что такой порядок установлен постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли от 12 апреля 2019 г. № 30 «О проведении процедуры закупки из одного источника», в том числе определяющим кому, сколько и в какой форме направлять запросов.

При этом сведения о результатах изучения конъюнктуры рынка отражаются в справке о проведении процедуры закупки из одного источника. В частности, в данной справке отражаются наименование (фамилия, собственное имя, отчество (при наличии), данные документа, удостоверяющего личность (номер, дату выдачи, орган, выдавший документ), – для физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя), место нахождения (место жительства) и учетный номер плательщика (при наличии) каждого потенциального поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цены предлагаемых ими товаров (работ, услуг) (абзац шестой части второй пункта 3 статьи 49 Закона).

При этом законодательство о государственных закупках устанавливает лишь минимальное количество запросов, которые должен направить заказчик (организатор), но не определяет количество требуемых ответов, так как потенциальные поставщики (подрядчики, исполнители) в целом не обязаны отвечать на запрос, поступивший от заказчика (организатора).

Соответственно, решение о выборе поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик (организатор) принимает на основании представленных в установленный срок ответов о предлагаемых потенциальными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) товарах (работах, услугах) и ценах на них. При этом направление запросов о предоставлении сведений потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям) не является единственным способом проведения изучения конъюнктуры рынка при проведении процедуры закупки из одного источника. Следовательно, при непоступлении в установленный заказчиком (организатором) срок ответов от потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), которым были направлены соответствующие запросы, заказчик (организатор) использует результаты изучения конъюнктуры рынка, полученные иными способами, либо при необходимости делает дополнительные запросы.

По вопросу изменения сроков поставки товара и исключения требования о предоставлении обеспечения исполнения обязательств по договору при проведении процедуры закупки из одного источника после признания конкурентной процедуры государственной закупки несостоявшейся.

В случае, если повторная процедура государственной закупки признана несостоявшейся, заказчик (организатор) вправе принять решение о переходе к процедуре закупки из одного источника в соответствии с абзацем третьим пункта 2 статьи 27 Закона. При этом не подлежат изменению предмет государственной закупки и требования к предмету государственной закупки, требования к участникам, сроки и условия поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) и их оплаты, определенные при проведении процедуры государственной закупки, которая признана несостоявшейся, в том числе в отношении отдельных частей (лотов).

Соответственно, изменение срока поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) в процедуре закупки из одного источника после признания конкурентной процедуры государственной закупки несостоявшейся не допускается.

В этой связи МАРТ рекомендует определять срок поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) истечением периода времени со дня заключения договора (например, в течение месяца со дня заключения договора), без привязки к календарной дате.

Одновременно, учитывая положения абзаца третьего пункта 2 статьи 27 Закона, отмечаем, что запрета на изменение иных условий процедуры государственной закупки, в том числе требования о предоставлении обеспечения исполнения обязательств по договору, Закон не содержит.

В то же время во избежание наличия неравных условий для субъектов хозяйствования – участников, в том числе потенциальных, конкурентной процедуры государственной закупки, признанной несостоявшейся, и процедуры закупки из одного источника при переходе к последней полагаем необходимым сохранение требования об обеспечении исполнения обязательств по договору, если такое требование было установлено в конкурентной процедуре государственной закупки, признанной несостоявшейся.

По вопросу возможного уменьшения сроков исполнения обязательств поставщиком.

Частью первой пункта 1 статьи 25 Закона определено, что не допускается изменение условий договора при его исполнении, в том числе в части сроков исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, установленных Советом Министров Республики Беларусь.

Случаи возможного изменения условий договора государственной закупки определены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 июня 2019 г. № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – постановление № 395). При этом постановлением № 395 в части сроков исполнения обязательств поставщиком предусмотрена лишь возможность их увеличения по инициативе заказчика, если необходимо изменение конструктивных, технологических решений, требующих от поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительного времени для поставки или реализации иным способом товара (выполнения работы, оказания услуги), и такое изменение невозможно было предусмотреть при проведении процедуры государственной закупки.

Таким образом, законодательством о государственных закупках не предусмотрена возможность уменьшения срока исполнения обязательств поставщиком.

В то же время обращаем внимание, что не запрещено законодательством о государственных закупках досрочное исполнение обязательств, осуществляемое с учетом положений Гражданского кодекса Республики Беларусь.

По вопросу действий заказчика при наличии разночтений в ценах участника, а также отмены процедуры государственной закупки при предоставлении участником-победителем цены, выше рыночной.

В соответствии с частью третьей пункта 2 статьи 48 Закона комиссия по государственным закупкам (далее – комиссия) не позднее семи рабочих дней со дня предоставления оператором электронной торговой площадки доступа заказчику (организатору) к предложениям может посредством электронной торговой площадки обратиться к участнику с запросом о разъяснении предложения. Участник посредством электронной торговой площадки размещает ответ на запрос не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения запроса. При этом ответ на запрос не должен вносить изменения и (или) дополнения в предложение, за исключением исправления ошибок, включая арифметические, и (или) устранения неточностей по предложению заказчика (организатора).

При этом предложение отклоняется комиссией в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 48 Закона, в том числе, если участник, представивший предложение, отказался исправить выявленные в нем ошибки, включая арифметические, и (или) устранить неточности по предложению заказчика (организатора).

Аналогичные подходы определены и статьей 35 Закона при проведении открытого конкурса.

Одновременно исключительный перечень случаев для отмены процедуры государственной закупки предусмотрен частью первой пункта 3 статьи 27 Закона, при этом в этот перечень не входит случай превышения цены предложения участника над ориентировочной стоимостью предмета государственной закупки либо над рыночной ценой соответствующего товара (работы, услуги).

Таким образом, при наличии достаточного объема финансирования договор государственной закупки должен быть заключен с участником-победителем по цене его предложения.

В случае же отсутствия финансирования либо его недостаточности, в соответствии с законодательством возможны следующие варианты действий.

Так, если участник-победитель еще не выбран, то комиссия вправе отклонить все предложения при отсутствии необходимого объема финансирования у заказчика и нецелесообразности уменьшения объема (количества) предмета государственной закупки, предусмотренного пунктом 2 статьи 21 Закона (пункт 3 статьи 35, пункт 3 статьи 42, пункт 3 статьи 44, пункт 3 статьи 48 Закона).

В такой ситуации процедура государственной закупки – электронный аукцион на основании абзаца второго пункта 1 статьи 27 Закона будет признана несостоявшейся.

Кроме того, независимо от этапа проведения процедуры государственной закупки заказчик (организатор) до заключения договора вправе отменить процедуру государственной закупки в случае отсутствия финансирования (части первая пункта 3 статьи 27 Закона).

По вопросу применения преференциальной поправки при приобретении работ (оказании услуг), а также ее применения к организациям, в которых численность инвалидов составляет не менее 50 процентов списочной численности работников.

В соответствии с абзацем четырнадцатым статьи 1 Закона преференциальная поправка представляет собой предоставление преимущества товарам (работам, услугам), предлагаемым участниками.

При этом преференциальная поправка не применяется в отношении части товаров (работ, услуг), являющихся предметом государственной закупки (абзац второй части пятой подпункта 1.5 пункта 1 постановления № 395).

Таким образом, необходимость подтверждения для применения преференциальной поправки страны происхождения запасных частей (материалов), используемых при выполнении работ (оказании услуг), зависит от того, каким образом сформирован предмет государственной закупки и что, соответственно, предлагает участник.

В случае, если запасные части (материалы) отдельно поименованы и включены в предмет государственной закупки и участник в своем предложении их указывает, то тогда для применения преференциальной поправки соответствующий документ должен быть предоставлен, в том числе и на них.

Если же запасные части (материалы) отдельно не поименованы, а включаются лишь в стоимость работ (услуг), в частности, при исполнении договора иждивением подрядчика, то тогда достаточно подтверждающих документов на работы (услуги).

Также отмечаем, что в соответствии с подпунктом 1.6 пункта 1 постановления № 395 при проведении процедуры государственной закупки документами, подтверждающими право на применение преференциальной поправки в размере 25 процентов, являются:

документ, подписанный руководителем организации Республики Беларусь, в которой численность инвалидов составляет не менее 50 процентов списочной численности работников, или уполномоченным им лицом не ранее, чем за пять рабочих дней до дня подачи предложения для участия в процедуре государственной закупки, с указанием общего количества работников, численности инвалидов, номеров удостоверений, подтверждающих инвалидность, и сроков их действия;

а также сертификат продукции (работ, услуг) собственного производства, выданный Белорусской торгово-промышленной палатой или ее унитарными предприятиями, или их копия.

Таким образом, для применения преференциальной поправки в таком случае заказчику необходимо лишь проверить соответствие представленных участником документов требованиям, определенным в указанном подпункте постановления № 395. При этом ответственность за достоверность сведений несет участник.

По вопросу проведения двумя заказчиками совместной процедуры государственной закупки.

Закон позволяет двум и более заказчикам проводить совместные процедуры государственных закупок однородных товаров (работ, услуг). Ограничений по количеству таких процедур государственных закупок, в том числе проводимых с применением процедуры закупки из одного источника, законодательство о государственных закупках не содержит.

При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона планирование государственных закупок осуществляется заказчиком путем формирования, утверждения и ведения годового плана государственных закупок, который должен содержать перечень товаров (работ, услуг), приобретение которых запланировано в текущем финансовом году. Одновременно согласно части второй пункта 2 статьи 19 Закона годовой план государственных закупок, размещенный в государственной информационно-аналитической системе управления государственными закупками, является основанием для проведения процедуры государственной закупки, за исключением случая, установленного пунктом 5 приложения к Закону.

Исключений из указанных положений в случае проведения совместной процедуры государственной закупки двумя и более заказчиками Закон не содержит.

Соответственно, товары (работы, услуги), планируемые к приобретению в рамках совместной процедуры государственной закупки, должны быть включены в годовой план каждого из заказчиков в объеме их потребности. При этом годовой план каждого из заказчиков должен быть размещен в государственной информационно-аналитической системе управления государственными закупками.

Одновременно требования к проведению совместной процедуры государственной закупки определены пунктом 3 статьи 12 Закона, согласно которому заказчики в таком случае самостоятельно по письменному соглашению определяют их права, обязанности и ответственность. Следовательно, обязанности, в том числе по ведению дела по процедуре государственной закупки, распределяются соответствующим соглашением. При этом состав дела по процедуре государственной закупки формируется в соответствии с требованиями части второй пункта 1 статьи 28 Закона. Наряду с этим в него целесообразно включить и соглашение, которым определены права, обязанности и ответственность заказчиков.

По вопросу соответствия участников требованиям к участникам при проведении биржевых торгов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 50 Закона биржевые торги проводятся в соответствии с законодательством о товарных биржах с учетом требований, в том числе абзацев четвертого–шестого пункта 2 статьи 16 Закона, согласно которым к участникам процедур государственных закупок предъявляются следующие требования:

отсутствие у юридического лица или индивидуального предпринимателя задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней. Данное требование не распространяется на юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, находящихся в процедуре экономической несостоятельности (банкротства), применяемой в целях восстановления платежеспособности (в процедуре санации);

юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, не должно быть включено в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок;

юридическое лицо или индивидуальный предприниматель не должны быть включены в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере.

Стоит отметить, что Указом Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2019 г. № 151 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь» Указ Президента Республики Беларусь от 23 октября 2012 г. № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств», регламентирующий вопросы создания и ведения реестра коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере, признан утратившим силу.

Соответственно, требование абзаца шестого пункта 2 статьи 16 Закона в настоящее время не может быть применимо для ограничения участия субъектов хозяйствования в процедурах государственных закупок, в том числе биржевых торгов.

Таким образом, фактически на участников биржевых торгов в соответствии с Законом распространяется лишь требование об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней и невключения в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок.

Согласно пунктам 76 и 80 Правил биржевой торговли в ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа», утвержденных постановлением Правления ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» от 22 ноября 2005 г. № 3, выставление биржевого товара на биржевые торги производится путем подачи участником биржевой торговли заявки на продажу биржевого товара, допущенного к биржевой торговле, при этом одним из оснований для отказа в принятии заявки и (или) ее исключения из реестра заявок является включение участника биржевой торговли в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок.

Одновременно заказчик дополнительно может проверить нахождение участника в соответствующем списке, размещенном в государственной информационно-аналитической системе управления государственными закупками. Равно как и отсутствие задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней заказчик проверяет через официальный сайт Министерства по налогам и сборам в глобальной компьютерной сети Интернет. При этом на стадии заключения договора от участника может быть затребовано соответствующее заявление либо от участника-победителя, являющегося нерезидентом Республики Беларусь, – соответствующий документ.

Организация и проведение аукциона осуществляется Организатором аукциона.

После принятия в установленном порядке решения о продаже на аукционе Объекта, Продавец заключает с Организатором аукциона договор поручения на организацию и проведение аукциона по продаже Объекта.

Продавец:

— заключает с Организатором аукциона договор поручения на организацию и проведение аукциона, который должен содержать реквизиты сторон, предмет договора, права и обязанности Организатора аукциона и Продавца, в том числе по обеспечению Организатора аукциона необходимыми документами и информацией о реализуемом Объекте, порядок взаиморасчетов и ответственность сторон, иные условия в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

— определяет вид аукциона (открытый, закрытый);

— устанавливает начальную цену Объекта;

— устанавливает размер задатка для участия в аукционе;

— устанавливает шаг аукциона;

— назначает представителей в Комиссию по проведению аукциона (далее — комиссия);

— обеспечивает возможность ознакомления заинтересованных лиц с Объектом;

— имеет право снять Объект с аукциона в срок, предусмотренный в извещении либо в действующем законодательстве Республики Беларусь;

— заключает с Победителем аукциона (Претендентом на покупку) договор купли-продажи Объекта;

Организатор аукциона:

— организует публикацию извещения о проведении аукциона;

— организует поиск потенциальных покупателей;

— обеспечивает рекламу предстоящего аукциона;

— проводит информационную работу с потенциальными покупателями и организовывает их ознакомление с имеющимися документами на Объект;

— создает комиссию;

— принимает заявления на участие в аукционе с прилагаемыми документами;

— подписывает с Участниками соглашение о правах и обязанностях сторон в процессе подготовки и проведения аукциона;

— проводит аукцион и оформляет его результаты;

— разрешает спорные вопросы, возникающие в ходе проведения аукциона по согласованию с комиссией;

— осуществляет денежные расчеты с Участниками аукциона (Претендентами на покупку), за исключением расчетов по договору купли-продажи Объекта;

Организатор аукциона своим приказом создает комиссию по организации и проведению аукциона (далее – Комиссия).

Комиссия может создаваться для организации и проведения одного аукциона или на определенный период времени.

Заседание Комиссии считается правомочным при условии присутствия на нем не менее 2/3 общего числа членов комиссии. Решения принимаются простым большинством голосов членов комиссии, присутствующих на заседании, путем открытого голосования. В случае равенства голосов председатель комиссии (в его отсутствие – заместитель председателя) имеет право решающего голоса.

Решения Комиссии оформляются протоколами, которые подписываются председателем (в его отсутствие – заместителем председателя) и членами комиссии, присутствовавшими на заседании.

Извещение публикуется не менее чем за 30 дней до дня проведения аукциона, не менее чем в одном из печатных средств массовой информации.

Дополнительно информация об объявленном аукционе и Объекте может размещаться в иных печатных средствах массовой информации.

Информация об объявленном аукционе и Объекте дополнительно размещается в глобальной компьютерной сети Интернет.

Доступ к информации, размещенной в глобальной компьютерной сети Интернет, предоставляется заинтересованным лицам без взимания платы и заключения договора.

В извещении по продаже Объекта, впервые выставляемого на торги, указываются:

— дата, время, место и форма проведения аукциона;

— порядок, в соответствии с которым проводится аукцион;

— сведения об Объекте;

— начальная цена Объекта;

— наименование Продавца, его контактные телефоны;

— наименование Организатора аукциона, его место нахождения и контактные телефоны;

— место нахождения Объекта;

— условия аукциона (при их наличии);

— сумма задатка и необходимые реквизиты текущего (расчетного) счета, на который она должна быть перечислена;

— информация о необходимости возмещения затрат на организацию и проведение аукциона, в том числе расходов, связанных с изготовлением и предоставлением Участникам аукциона документации, необходимой для его проведения, Победителем аукциона (Претендентом на покупку);

— место, дата и время окончания приема заявлений на участие в аукционе и прилагаемых к ним документов;

— срок возможного отказа от проведения аукциона;

— срок подписания договора купли-продажи Объекта.

В случае проведения повторного аукциона извещение публикуется не менее чем за 10 дней до даты проведения повторного аукциона и содержит следующие сведения:

— дата, время и место проведения аукциона;

— сведения об Объекте;

— начальная цена Объекта;

— место нахождения Объекта;

— сумма задатка и реквизиты текущего (расчетного) счета, на который она должна быть перечислена;

— место, дата и время окончания приема заявлений на участие в аукционе и прилагаемых документов;

— информация о необходимости возмещения затрат на организацию и проведение аукциона, в том числе расходов, связанных с изготовлением и предоставлением Участникам аукциона документации, необходимой для его проведения, Победителем аукциона (Претендентом на покупку);

— срок подписания договора купли-продажи Объекта;

— ссылка на ранее опубликованное извещение;

— другие сведения, определяемые Организатором аукциона.

Под повторным, следует понимать аукцион, проводимый после несостоявшегося (заявление на участие подано менее чем двумя Участниками; перед началом аукциона у Организатора зарегистрированы и обменяли билеты участников на аукционные номера менее чем два Участника) или нерезультативного (ни один из Участников аукциона после трехкратного объявления первой объявленной цены не поднял аукционный номер) аукциона, а также в случае аннулирования результатов аукциона независимо от времени принятия решения о продаже Объекта на торгах.

Начальная цена Объекта, не проданного ранее на торгах, может быть понижена в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Лица, желающие участвовать в аукционе, обязаны подать Организатору аукциона в указанный в извещении срок заявление на участие в аукционе с приложением следующих документов:

— заверенная банком копия платежного поручения о внесении суммы задатка на расчетный счет, указанный в извещении;

— индивидуальным предпринимателем – копия свидетельства о государственной регистрации, копия извещения о присвоении УНП;

— юридическим лицом – доверенность, выданная представителю юридического лица (кроме случаев, когда юридическое лицо представляет его руководитель), а также копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации юридического лица, копия извещения о присвоении УНП;

— иностранным юридическим лицом, иностранной организацией, не являющейся юридическим лицом, созданной в соответствии с законодательством иностранных государств, иностранным государством и их административно-территориальными единицами в лице уполномоченных органов, международной организацией – легализованные в установленном порядке копии учредительных документов, выписка из торгового реестра страны происхождения (выписка должна быть подготовлена в течение шести месяцев до подачи заявления на участие в торгах) либо иное эквивалентное доказательство статуса юридического лица в соответствии с законодательством страны происхождения, документ о финансовой состоятельности, выданный обслуживающим банком или иной кредитно-финансовой организацией, с нотариально удостоверенными переводами на русский или белорусский язык;

— представителем иностранного инвестора – легализованная в установленном порядке доверенность, документ о финансовой состоятельности иностранного инвестора, выданный обслуживающим банком или иной кредитно-финансовой организацией, с нотариально удостоверенными переводами на русский или белорусский язык;

— представителем гражданина Республики Беларусь или индивидуального предпринимателя – доверенность.

При подаче документов на участие в аукционе представитель юридического лица должен иметь при себе паспорт (иной документ, удостоверяющий личность) и документы, подтверждающие его полномочия на участие в аукционе и подписание документов необходимых для участия в торгах:

— руководитель юридического лица — документ о его назначении или избрании;

— решение уполномоченного органа управления юридического лица об участии в аукционе и приобретении Объекта (в случае отсутствия (либо ограничения) полномочий руководителя по распоряжению денежными средствами юридического лица);

— иные представители — доверенность, оформленную в соответствии с законодательством.

При подаче документов на участие в аукционе граждане Республики Беларусь, иностранные граждане, физические лица (граждане Республики Беларусь и лица без гражданства), постоянно проживающие за пределами Республики Беларусь, в том числе представители юридических лиц Республики Беларусь, представители иностранных инвесторов предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.

Прием заявлений на участие в аукционе со всеми необходимыми документами заканчивается в установленные Организатором аукциона день и час, указанные в извещении. Заявления, поступившие после установленного срока, не рассматриваются. Сроком поступления заявления является дата его регистрации в журнале регистрации заявлений на участие в аукционе (далее — журнал).

После регистрации в журнале, Участники получают билеты участников аукциона с указанием даты регистрации заявления и заключают с организатором аукциона соглашение о правах и обязанностях сторон в процессе подготовки и проведения аукциона.

Сведения об Участниках аукциона не подлежат разглашению.

Если Участник аукциона желает участвовать в аукционе по нескольким Объектам, ему необходимо внести задатки в размере, установленном для каждого из Объектов.

Участник имеет право до начала торгов письменно отозвать свое заявление на участие в них. Неявка Участника аукциона на торги также признается отказом от участия в аукционе. В этих случаях сумма внесенного им задатка возвращается организатором аукциона в течение 5 банковских дней со дня проведения аукциона (назначенной даты его проведения в случае признания аукциона несостоявшимся).

Письменный отзыв заявления или неявка Участника аукциона на торги регистрируется в журнале.

Перед началом аукциона Участники обязаны пройти заключительную регистрацию у Организатора аукциона и обменять билеты участников на аукционные номера, которые возвращаются Организатору аукциона после окончания торгов.

Аукцион проводится в месте, в день и время, указанные в извещении, аукционистом, определяемым Организатором аукциона.

Аукцион начинается с объявления аукционистом порядка проведения аукциона, начальной цены Объекта, его наименования, адреса и краткой характеристики Объекта, условий, с которыми продается данный Объект (при проведении аукциона с условиями), шага аукциона. Шаг аукциона определяется в пределах от 5 до 15 процентов от предыдущей названной аукционистом цены Объекта.

Не допускается начало аукциона и продажа Объекта по начальной цене. После объявления очередной цены аукционист называет номер Участника, который первым поднял аукционный номер, и указывает на этого Участника. Затем аукционист в соответствии с шагом аукциона объявляет новую цену. Аукцион продолжается до тех пор, пока по новой объявленной аукционистом цене аукционный номер поднял только один Участник. Аукционист называет последнюю цену и номер данного Участника трижды и объявляет проданным Объект словом «продано», а Участника аукциона – Победителем аукциона по соответствующему Объекту.

Если два и более Участника согласились с объявленной аукционистом ценой, но ни один из них не согласился со следующей объявленной им ценой, аукционист предлагает Участникам аукциона объявить свою цену, которая должна быть выше последней цены, с которой согласились Участники аукциона.

После объявления Участником аукциона своей цены аукционист называет аукционный номер этого Участника и предложенную им цену. При этом предложенная Участником аукциона цена, равная цене, предложенной другим Участником аукциона, не принимается. Участники аукциона объявляют свою цену до тех пор, пока не останется только один Участник, предложивший наиболее высокую цену. Аукционист называет аукционный номер этого Участника, трижды предложенную им цену и при отсутствии предложений иных Участников аукциона объявляет о продаже Объекта, а Участника — Победителем аукциона по соответствующему Объекту.

В случае если аукцион признан несостоявшимся в силу того, что заявление на участие в нем подано только одним Участником, Объект продается этому Участнику при его согласии по начальной цене, увеличенной на 5 процентов. Данный Участник получает статус «Претендент на покупку» и на него распространяются правила и условия, установленные законодательством Республики Беларусь для Победителя аукциона. Согласие либо отказ лица приобрести Объект по начальной цене, увеличенной на 5 процентов, отражается в протоколе о результатах аукциона.

Спорные вопросы, возникающие в ходе проведения аукциона, разрешаются комиссией.

Результаты аукциона по конкретному Объекту могут быть аннулированы комиссией в случаях, если Победитель аукциона (Претендент на покупку):

— не подписал протокол о результатах аукциона;

— своевременно не возместил стоимость фактических затрат по организации и проведению аукциона;

— своевременно не заключил договор купли-продажи Объекта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *