395 постановление

Вступившими в силу судебными решениями с общества в пользу компании были взысканы проценты за пользование чужими деньгами, возникшие из задолженности по оплате услуг, а также в связи с неосновательным обогащением за счет компании, судебные расходы по оплате госпошлины. Судебные акты были исполнены должником.

После этого компания обратилась в суд с иском о взыскании с общества процентов, предусмотренных ст. 395 и 317.1 ГК РФ, начисленных на взысканные судами суммы процентов за период со следующего дня после вынесения решений судов первой инстанции по день исполнения судебных актов.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что начисление сложных процентов не предусмотрено ни договором об оказании услуг, ни законом, а положения ст. 317.1 ГК РФ не распространяются на правоотношения, возникшие из договора, заключенного до 1 июня 2015 г. Суд апелляционной инстанции согласился с тем, что основания для взыскания процентов, начисленных по ст. 395 ГК РФ, отсутствуют.

Однако суд округа отменил эти решения, указав, что общество является должником, у которого на основании вынесенных решений возникло денежное гражданско-правовое обязательство, за просрочку исполнения которого в соответствии со ст. 395 ГК РФ могут быть начислены проценты. Обосновывая свое решение, суд сослался на п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 4 апреля 2014 г. № 22.

В связи с решением кассационной инстанции общество обратилось с жалобой в ВС РФ. Рассмотрев материалы дела, Судебная коллегия отметила, что ст. 183 АПК РФ предусматривает индексацию присужденных судом денежных сумм на день исполнения решения суда в случаях и в размерах, которые предусмотрены федеральным законом или договором.

Но так как указанный федеральный закон до настоящего времени не принят, на практике в целях индексации используется механизм, предусмотренный ст. 395 ГК РФ. Согласно указанной статье за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств, размер которых определяется учетной ставкой банковского процента или средними ставками банковского процента по вкладам физических лиц.

ВС РФ указал, что, взыскав с ответчика проценты на сумму задолженности по оплате услуг, предусмотренных договором, и на сумму неосновательного обогащения из этого договора, суд обеспечил покрытие инфляционных потерь, принимая во внимание размер учетной ставки, средние ставки банковского процента по вкладам физических лиц в сравнении с уровнем инфляции.

Более того, Суд подчеркнул, что ч. 5 ст. 395 ГК РФ вводит запрет на начисление процентов на проценты. «Взыскание процентов на уплаченные проценты, начисленные на сумму погашенной задолженности, приводит к несоблюдению принципа соразмерности ответственности (статья 395 ГК РФ) последствиям нарушения обязательства», – отмечается в определении.

Также Судебная коллегия отметила, что суд кассационной инстанции, опираясь на разъяснения п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ № 22, не учел, что Постановлением Пленума ВС РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» данный пункт признан не подлежащим применению.

Таким образом, ВС РФ пришел к выводу, что решения судов первой и апелляционной инстанций об отказе в удовлетворении иска в этой части являются правильными.

В то же время Суд уточнил, что решения судов первой и апелляционной инстанций в части отказа в удовлетворении требования о начислении процентов на сумму судебных расходов кассационной инстанцией отменены обоснованно. ВС РФ пояснил, что если судебный акт о возмещении судебных расходов не исполнен либо исполнен несвоевременно, то лицо, в пользу которого он вынесен, на основании ст. 395 ГК РФ вправе обратиться с заявлением о начислении процентов за пользование чужими денежными средствами на присужденную вступившими в законную силу судебными актами сумму судебных расходов.

В связи с тем что в расчете процентов, представленном компанией, суммы, на которые они начислены, не разделены, а для правильного рассмотрения требования о взыскании процентов, начисленных на сумму судебных расходов, присужденных компании в рамках каждого дела, требуется проверка обоснованности размера иска в этой части, ВС РФ определил отменить решения первой и апелляционной инстанций в рамках указанных положений и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Постановление кассационного суда отменено в полном объеме.

Старший партнер АБ «Яблоков и партнеры» Ярослав Самородов отметил, что определение ВС РФ не привносит ничего нового в толкование норм о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, а лишь обращает внимание судов на текст ст. 395 ГК РФ и напоминает, что эта норма применяется в связи с тем, что нет закона, устанавливающего возможность индексации на стадии исполнения решения суда. «Однако интересным является тезис Суда о том, что не исключена возможность взыскания процентов за несвоевременную компенсацию судебных расходов. Этим обычно мало кто пользуется, – пояснил эксперт. – Но после такого решения можно быть смелее в этой части».

Адвокат АП Краснодарского края Сергей Радченко отметил, что требование о взыскании процентов за несвоевременную выплату ранее начисленных или взысканных процентов зачастую отклоняется судами и рассматриваемое дело – единственный дошедший до ВС РФ казус.

Эксперт согласился с мнением, что определение едва ли серьезно повлияет на уже устоявшуюся практику, но вместе с тем обратил внимание на попытку ВС РФ теоретически обосновать недопустимость начисления процентов на проценты исходя из нарушения принципа соразмерности ответственности последствиям нарушения обязательства. «Раньше это обосновывалось недопустимостью двух мер ответственности за одно нарушение. Суды указывали на то, что взыскание процентов на основании судебного акта не изменяет их правовой природы как ответственности за ненадлежащее исполнение обязательства и не формирует новую сумму основной обязательственной или деликтной задолженности. Как следствие, начисление процентов на проценты – это уже другая санкция», – пояснил Сергей Радченко. Адвокат добавил, что другие суды мотивировали тот же тезис тем, что «исходя из положений п. 1 ст. 329, ст. 330, 307, 395 ГК РФ, неустойка является способом обеспечения исполнения основного обязательства и не относится к денежным обязательствам, поэтому проценты за пользование чужими денежными средствами не могут быть начислены на сумму неустойки» (постановление арбитражного суда по делу № А66-10019/2016).

Юрист Dentons Анна Свиридова указала: Президиум ВС РФ в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ № 1 (2017) от 16 февраля 2017 г. уже пояснял, что проценты по ст. 317.1 ГК РФ не применяются к правам и обязанностям, возникшим из договоров, которые заключены до 1 июня 2015 г.

Что касается возможности начисления процентов на понесенные стороной судебные расходы – эксперт отмечает, что законодательно такое начисление не исключено, но в арбитражных судах до 2012 г. не было единого подхода по данному вопросу. Президиум ВАС РФ рассматривал аналогичное дело в 2012 г. (№ ВАС-5338/12) и пришел к выводу о возможности начисления процентов на сумму судебных расходов. «Теперь и ВС РФ в своем определении по данному делу подтвердил возможность начисления процентов на понесенные стороной судебные расходы, что положительно повлияет на дальнейшую судебную практику по аналогичным делам», – заключила Анна Свиридова.

отменен/утратил силу Редакция от 05.04.1997 Подробная информация

Наименование документ ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 05.04.97 N 395 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О МИНИСТЕРСТВЕ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Вид документа постановление, положение
Принявший орган правительство рф
Номер документа 395
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 05.04.1997
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус отменен/утратил силу
Публикация
  • Документ в электронном виде ФАПСИ, НТЦ «Система»
  • «Собрание законодательства РФ», 14.04.1997, N 15, ст. 1796,
  • «Российская газета», N 81, 24.04.97
Навигатор Примечания

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 05.04.97 N 395 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О МИНИСТЕРСТВЕ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Постановление

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о Министерстве общего и профессионального образования Российской Федерации.

2. Министерству общего и профессионального образования Российской Федерации по согласованию с Министерством юстиции Российской Федерации в 2-месячный срок внести в Правительство Российской Федерации предложения об изменении и признании утратившими силу решений Правительства Российской Федерации в связи с настоящим постановлением.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН

Утверждено
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 5 апреля 1997 г. N 395

ПОЛОЖЕНИЕ О МИНИСТЕРСТВЕ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации (Минобразование России) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере общего, профессионального и дополнительного образования (далее именуется — сфера образования), а также в сфере научной и научно-технической деятельности учреждений среднего и высшего профессионального образования, научных и иных организаций сферы образования (далее именуется — сфера научной деятельности).

Минобразование России координирует деятельность в сфере образования иных федеральных органов исполнительной власти.

2. Минобразование России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением.

3. Минобразование России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Российской академией наук, Российской академией образования, другими отраслевыми академиями наук, научными организациями и общественными объединениями.

4. Основными задачами Минобразования России являются:

1) осуществление государственной политики в сфере образования, обеспечивающей сохранение единого образовательного пространства Российской Федерации и необходимые условия для реализации конституционных прав граждан России на получение образования и для удовлетворения потребностей государства и общества в работниках квалифицированного труда;

2) разработка и реализация системы управления сферой научной деятельности, координация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в учреждениях и организациях сферы образования;

3) реализация кадровой политики в сфере образования и сфере научной деятельности;

4) совершенствование организационно-экономического механизма функционирования сферы образования;

5) информатизация сферы образования;

6) организация и развитие международного сотрудничества в сфере образования, участие в формировании единого образовательного пространства в Содружестве Независимых Государств.

5. Минобразование России в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции:

1) разрабатывает и реализует концепцию развития образования, а также федеральную программу развития образования, координирует и контролирует в пределах своей компетенции е выполнение федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, учреждениями и организациями сферы образования и другими исполнителями;

2) участвует в реализации Программы поддержки Российской Федерацией интеграционных процессов в области образования в Содружестве Независимых Государств;

3) разрабатывает с участием других федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, учреждений и организаций сферы образования, общественных объединений целевые федеральные, межгосударственные и межведомственные программы и проекты в сфере образования;

4) организует работу по формированию целевых программ разработки и производства учебной техники, пособий и оборудования для образовательных учреждений, формирует программы научно-исследовательских работ в этой области и обеспечивает их реализацию;

5) обеспечивает контроль за реализацией законодательства Российской Федерации в сфере образования и сфере научной деятельности;

6) осуществляет комплексный анализ и прогнозирование тенденций развития сферы образования;

7) осуществляет научно-методическое обеспечение деятельности органов управления образованием субъектов Российской Федерации;

8) выступает учредителем и осуществляет полномочия учредителя в отношении подведомственных учреждений и организаций в сфере образования и сфере научной деятельности;

9) разрабатывает типовые положения об образовательных учреждениях, разрабатывает и утверждает типовое положение о филиалах государственных учреждений высшего профессионального образования и порядок их организации;

10) участвует в изучении рынка труда и в разработке прогнозов подготовки специалистов;

11) определяет с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти перечень профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональное образование и профессиональная подготовка в образовательных учреждениях;

12) координирует деятельность государственных образовательных учреждений независимо от их ведомственной принадлежности по вопросам определения объемов и структуры подготовки специалистов, а также определяет порядок организации их подготовки по профессиональным образовательным программам (направлениям, специальностям);

13) устанавливает для подведомственных образовательных учреждений ежегодно контрольные цифры приема всех категорий обучающихся, рассматривает и осуществляет согласование количества граждан, принимаемых на обучение в государственные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования за счет средств федерального бюджета, учитывая направления (специальности) подготовки соответствующих специалистов образовательными учреждениями других федеральных органов исполнительной власти;

14) устанавливает порядок приема граждан в государственные учреждения среднего и высшего профессионального образования и перевода обучающихся из одного учебного заведения в другое;

15) участвует в установленном порядке в проведении психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек;

16) определяет в пределах своей компетенции перечень учебной и учебно-методической литературы для образовательных учреждений, обеспечивающей реализацию федеральных компонентов государственных образовательных стандартов, разрабатывает и утверждает долгосрочные и краткосрочные программы выпуска учебной и учебно-методической литературы, аудио -визуальных и технических средств обучения;

17) координирует издательскую деятельность подведомственных организаций и редакций, осуществляет в пределах своей компетенции государственную поддержку учебного и научного книгоиздания;

18) разрабатывает и реализует совместно с профсоюзными органами, общественными организациями, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти комплекс мер по охране труда, направленный на обеспечение здоровья и безопасных условий учебы и труда обучающихся, воспитанников и работников сферы образования, а также по их социальной защите;

19) организует с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе специальных педагогических программ и методик систему работы с детьми и подростками с девиантным (общественно-опасным) поведением и отклонениями в физическом и умственном развитии для получения ими образования, коррекции нарушения развития и социальной адаптации;

20) оказывает методическую помощь и содействие органам опеки и попечительства, ведет централизованный учет детей, оставшихся без попечения родителей;

21) участвует в разработке и реализации государственной научной и научно-технической политики, способствующей сохранению и развитию научного потенциала сферы образования, взаимодействию высшей школы и фундаментальной науки, повышению качества образовательного процесса;

22) обеспечивает сотрудничество подведомственных учреждений и организаций с Российской академией наук, Российской академией образования, другими отраслевыми академиями наук, учреждениями и организациями в области интеграции науки и образования, создания и внедрения наукоемких систем и технологий;

23) утверждает межвузовские научные и научно-технические программы и проекты;

24) участвует совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в формировании рынков научной, научно-технической продукции и образовательных услуг, проводит работу по созданию на базе учреждений высшего профессионального образования и научно-исследовательских организаций сети аккредитованных лабораторий и центров по сертификации продукции (работ, услуг) в сфере образования;

25) выступает заказчиком государственных научно-технических программ, выдает на конкурсной основе организациям и учреждениям заказы на реализацию научно-технических разработок, производственное освоение их результатов, организацию экспертизы, заключает контракты (договоры) на выполнение этих работ, а также предоставляет в установленном порядке гранты научным работникам подведомственных учреждений и организаций на проведение конкретных научных исследований;

26) организует проведение научно-технических конференций, симпозиумов, совещаний, выставок и конкурсов, в том числе международных, в сфере образования;

27) организует разработку государственных образовательных стандартов и утверждение их федеральных компонентов;

28) осуществляет совместно с органами управления образованием субъектов Российской Федерации государственный контроль за качеством образования;

29) устанавливает федеральные требования к содержанию образования и разработке общеобразовательных программ и профессиональных образовательных программ;

30) обеспечивает разработку на основе государственных образовательных стандартов примерных образовательных программ, учебных планов и программ курсов;

31) утверждает положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников образовательных учреждений;

32) разрабатывает и утверждает положение о золотой и серебряной медалях, а также порядок награждения ими выпускников общеобразовательных учреждений Российской Федерации;

33) утверждает положения об экстернате в образовательных учреждениях общего и профессионального образования;

34) устанавливает порядок лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений;

35) осуществляет лицензирование и государственную аккредитацию образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации;

36) координирует и контролирует деятельность государственных органов управления образованием по проведению ими аттестации отдельных типов образовательных учреждений, предусмотренной законодательством Российской Федерации в области образования;

37) разрабатывает и утверждает формы документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, устанавливает порядок их выдачи и решает вопросы, связанные с подтверждением, признанием и эквивалентностью этих документов за рубежом в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

38) определяет порядок признания эквивалентности документов о соответствующем образовании и об ученых званиях, полученных в иностранных государствах, выдает в соответствии с международными договорами Российской Федерации свидетельства об эквивалентности указанных документов;

39) осуществляет информатизацию в сфере образования и сфере научной деятельности с учетом современного мирового уровня развития информационных технологий;

40) определяет порядок накопления и обработки документированной информации с ограниченным доступом, правила ее защиты и порядок доступа к ней в сфере образования и сфере научной деятельности, обеспечивает методическое руководство работами по информационной безопасности деятельности подведомственных учреждений и организаций;

41) организует участие подведомственных учреждений и организаций в создании национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы, связанной с международными компьютерными сетями;

42) организует и координирует работы по разработке и использованию новых информационных технологий в образовательном процессе и научно-исследовательской деятельности подведомственных учреждений и организаций, в том числе в целях создания системы дистанционного образования;

43) оказывает методическую помощь библиотекам и службам научно-технической информации образовательных учреждений;

44) организует федеральную систему подготовки и переподготовки педагогических кадров образовательных учреждений и работников органов управления образованием;

45) разрабатывает и осуществляет совместно с другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации комплекс мер по профессиональному образованию — подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих и служащих, а также профессиональному обучению и переобучению высвобождающегося и незанятого населения;

46) организует повышение квалификации и переподготовку научно-педагогических работников государственных учреждений высшего профессионального образования, государственных научных организаций, действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования;

47) устанавливает порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений и работников органов управления образованием, а также образовательные цензы для педагогических работников;

48) утверждает положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров;

49) утверждает положения о порядке замещения должностей педагогического и научно-педагогического персонала государственных образовательных учреждений;

50) открывает в соответствии с законодательством Российской Федерации в государственных высших учебных заведениях, научных организациях независимо от их ведомственной принадлежности аспирантуру и докторантуру;

51) разрабатывает и реализует систему поощрения кадров в сфере образования и сфере научной деятельности;

52) присваивает в установленном порядке ученые звания научно-педагогическим работникам образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования;

53) согласовывает назначение руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации;

54) осуществляет контроль за исполнением и обобщает практику применения федерального законодательства в сфере образования, разрабатывает предложения по его совершенствованию и вносит их в установленном порядке в Правительство Российской Федерации;

55) разрабатывает в пределах своей компетенции нормативную правовую базу, обеспечивающую функционирование и развитие сферы образования, и контролирует соблюдение государственных образовательных стандартов;

56) согласовывает нормативные документы в области образования, издаваемые федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся образовательные учреждения;

57) обеспечивает в установленном порядке осуществление совместно с другими федеральными органами исполнительной власти полномочий собственника по распоряжению федеральным имуществом в системе высшего и послевузовского профессионального образования;

58) участвует в разработке и реализации государственной финансовой, инвестиционной и инновационной политики в сфере образования;

59) разрабатывает федеральные нормативы финансирования подведомственных учреждений и организаций;

60) осуществляет разработку и контроль за выполнением государственных нормативов материально-технического обеспечения образовательного процесса в государственных образовательных учреждениях;

61) создает в установленном порядке государственные фонды стабилизации и развития сферы образования;

62) готовит с участием других федеральных органов исполнительной власти предложения по установлению норм труда и государственных нормативов оплаты труда в образовательных учреждениях;

63) участвует в пределах своей компетенции в подготовке предложений по формированию налоговой политики в отношении сферы образования и сферы научной деятельности;

64) осуществляет в установленном порядке за счет средств федерального бюджета финансирование деятельности подведомственных учреждений и организаций, а также капитального и текущего ремонта закрепленного за ними имущества;

65) осуществляет за счет средств федерального бюджета финансирование научных исследований, проводимых государственными учреждениями высшего профессионального образования, независимо от финансирования их образовательной деятельности;

66) обеспечивает развитие материально-технической и экспериментально-производственной базы учебного процесса и научных исследований в подведомственных учреждениях и организациях;

67) осуществляет в установленном порядке сбор, обработку, анализ и представление государственной статистической отчетности в сфере образования и сфере научной деятельности;

68) представляет в установленные сроки сводную ежемесячную, квартальную и годовую статистическую и бухгалтерскую отчетность Министерства, подведомственных учреждений и организаций;

69) проводит в подведомственных учреждениях и организациях инспекторскую и контрольно-ревизионную работу, проверку состояния бухгалтерского учета, отчетности и осуществляет внутриведомственный финансовый контроль, в том числе за целевым расходованием средств, выделяемых из федерального бюджета;

70) представляет в установленном порядке интересы Российской Федерации в международных организациях по вопросам образования и научной деятельности;

71) заключает в соответствии с законодательством Российской Федерации международные договоры межведомственного характера в сфере образования и сфере научной деятельности;

72) обеспечивает выполнение обязательств Российской Федерации, вытекающих из договоров с иностранными государствами по вопросам образования, программ международного научно-технического сотрудничества, межведомственных договоров и соглашений;

73) устанавливает прямые связи с иностранными юридическими и физическими лицами и содействует развитию международных связей подведомственных учреждений и организаций;

74) обеспечивает прием иностранных граждан на обучение, стажировку и повышение квалификации в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

75) оказывает помощь в получении виз иностранным студентам и специалистам, оформляет в установленном порядке соответствующие документы для выезда за границу обучающихся, воспитанников и работников сферы образования и обращается за получением виз иностранных государств непосредственно в их дипломатические и консульские представительства в г.Москве;

76) принимает участие в подборе кандидатур на должности сотрудников аппарата по образованию, науке и технологиям посольств Российской Федерации, соответствующих групп постоянных представительств Российской Федерации при международных организациях, российских центров науки, культуры и образования за рубежом и рекомендует их Министерству иностранных дел Российской Федерации;

77) оказывает в установленном порядке содействие соотечественникам, проживающим в государствах — участниках СНГ, в получении ими основного общего образования на родном языке, а также в изучении русского языка и литературы за рубежом.

6. Минобразование России имеет право:

1) издавать в пределах своей компетенции, в том числе совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, приказы, инструкции, другие нормативные правовые и иные акты, включая акты, обязательные для исполнения всеми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся образовательные учреждения, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственными учреждениями и организациями, давать разъяснения по ним;

2) создавать, переименовывать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке подведомственные учреждения и организации;

3) участвовать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в учреждении фондов и организаций поддержки развития образования и научно-технической деятельности, в том числе международных;

4) создавать в установленном порядке при Министерстве научные и координационные советы, научно-технические комиссии, временные научные (творческие) коллективы, экспертные и рабочие группы для решения вопросов развития сферы образования и сферы научной деятельности;

5) запрашивать и получать в установленном порядке от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, учреждений и организаций (независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности) сведения, материалы и документы, необходимые для осуществления возложенных на Министерство задач и функций;

6) инспектировать в пределах своей компетенции на территории Российской Федерации любые образовательные учреждения и любой орган управления образованием, а также предоставлять это право другим государственным органам управления образованием;

7) централизовывать до 3 процентов ассигнований из федерального бюджета, выделяемых Министерству на содержание подведомственных учреждений и организаций и проведение научно-исследовательских работ, и направлять эти средства на приобретение научно-технического оборудования, бланочно-аттестационной продукции, на обновление библиотечных фондов, а также на организацию оздоровительной работы и санаторно-курортного лечения обучающихся и работников сферы образования, международного сотрудничества, на реализацию других задач, стоящих перед Министерством;

8) осуществлять в установленном порядке внешнеэкономическую деятельность.

7. Минобразование России возглавляет Министр общего и профессионального образования Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Министр осуществляет руководство Министерством на основе единоначалия, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и функций.

Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации.

8. Министр:

1) распределяет обязанности между заместителями Министра;

2) утверждает в пределах установленных численности работников центрального аппарата и фонда оплаты труда структуру и штатное расписание, положения о подразделениях центрального аппарата Министерства, а также смету расходов на его содержание в пределах утвержденных на соответствующий период бюджетных ассигнований;

3) утверждает уставы подведомственных учреждений и организаций, в установленном порядке назначает (утверждает) на должность и освобождает от должности руководителей этих учреждений и организаций, заключает (расторгает) контракты с ними;

4) назначает на должность и освобождает от должности в установленном порядке работников центрального аппарата Министерства;

5) издает в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации приказы, распоряжения, дает указания, обязательные для исполнения работниками Министерства, подведомственными учреждениями и организациями, и проверяет их исполнение;

6) вносит в установленном порядке на рассмотрение Правительства Российской Федерации проекты законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;

7) представляет в установленном порядке работников сферы образования и сферы научной деятельности, в том числе центрального аппарата Министерства, к государственным наградам и присвоению почетных званий, поощряет обучающихся, воспитанников и работников подведомственных учреждений и организаций;

8) осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

9. В Минобразовании России образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии), его заместителей по должности, руководителей ведущих подразделений центрального аппарата Министерства, ученых, специалистов и общественных деятелей.

Члены коллегии, за исключением лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Коллегия является совещательным органом и рассматривает на своих заседаниях основные вопросы, отнесенные к компетенции Минобразования России. Решения коллегии оформляются протоколами коллегии и проводятся в жизнь приказами Министра.

10. Финансирование расходов на содержание центрального аппарата Минобразования России осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на государственное управление.

11. Минобразование России является юридическим лицом, имеет свой расчетный, валютный и иные счета в банковских учреждениях, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, а также соответствующие печати, штампы и бланки.

Местонахождение Минобразования России — г. Москва.

Для многих юристов, и не только юристов, уже не является новостью прошедшая реформа части первой ГК РФ. К этой реформе можно относиться по-разному, но определенно положительных моментов во внесенных изменениях значительно больше, чем спорных. Однако неоднозначные нормы, которые вызвали большой резонанс в юридическом сообществе, тоже есть. Так, в частности, большие вопросы вызывает толкование ст. 317.1 ГК РФ. О применении указанной статьи и ее соотношении с другими нормами ГК РФ читайте в этом материале.

Статья 317.1 ГК РФ заработала с 1 июня 2015 г. Она устанавливает обязанность должника по денежному обязательству платить проценты за период пользования денежными средствами. По своей правовой природе такие проценты можно соотнести с платой за пользование коммерческим кредитом (ст. 823 ГК РФ). Вот только новая норма предписывает начислять такие проценты по умолчанию, независимо от того, указали ли на это стороны в договоре.

Цитата

Статья 317.1. Проценты по денежному обязательству

1. Если иное не предусмотрено законом или договором, кредитор по денежному обязательству, сторонами которого являются коммерческие организации, имеет право на получение с должника процентов на сумму долга за период пользования денежными средствами. При отсутствии в договоре условия о размере процентов их размер определяется ставкой рефинансирования Банка России, действовавшей в соответствующие периоды (законные проценты).

2. Условие обязательства, предусматривающее начисление процентов на проценты, является ничтожным, за исключением условий обязательств, возникающих из договоров банковского вклада или из договоров, связанных с осуществлением сторонами предпринимательской деятельности.

Рассматривая указанную норму, необходимо отметить, что практика ее применения в договорах в настоящее время еще не сложилась, каких бы то ни было ориентиров в виде разъяснений Верховного суда РФ на сегодняшний день еще нет, как нет и практики применения этой нормы Экономической коллегией Верховного суда РФ. Отсутствие единого понимания нормы привело к тому, что многие юристы попросту начали исключать применение указанной нормы из разработанных образцов договоров. В текущей ситуации неопределенности это вполне естественный процесс, так как гораздо проще вовсе исключить применение нормы к договору, чем пытаться в отсутствие судебной практики выяснить смысл такой нормы. Прежде всего, необходимо определить некие ориентиры, на которые могут опираться практикующие юристы, чтобы понять содержание анализируемых положений.

Первая часть ст. 317.1 ГК РФ определяет понятие процентов за пользование денежными средствами, начисляемых по общему правилу, и их размер. Для начала необходимо отметить, что указанная норма является диспозитивной, то есть стороны в своем договоре вправе определить как иной размер процентов, начисляемых за пользование денежными средствами, так и определить момент начала начисления указанных процентов. Стороны в договоре могут определить, что указанные проценты начинают начисляться с момента просрочки исполнения денежного обязательства либо с момента осуществления исполнения, в счет которого должен осуществляться платеж, либо с иного момента. Более того, стороны договора вправе прямо указать, что проценты по ст. 317.1 ГК РФ не начисляются вовсе. Если стороны ничего не напишут про проценты или не определят размер процентов, начисляемых за пользование денежными средствами, то их размер будет определяться по правилам ч. 1 ст. 317.1 ГК РФ, а именно проценты будут начисляться по ставке рефинансирования Банка России.

Не вполне ясен замысел законодателя, указавшего в норме именно ставку рефинансирования, в то время как проценты, начисляемые за неисполнение денежного обязательства по ст. 395 ГК РФ, если иное не указано в договоре, рассчитываются на основании средних ставок банковского процента по вкладам физических лиц в месте нахождения кредитора. Есть вероятность того, что в этой части норму в скором времени откорректируют.

В отношении каких лиц применяется ст. 317.1 ГК РФ

Статья 317.1 ГК РФ имеет ограничение по кругу лиц, в отношении которых она применяется, а именно проценты начисляются только на денежные обязательства, сторонами которых являются коммерческие организации. Указанная формулировка породила немало проблем. Естественно, если толковать норму буквально, то ее действие распространяется только на правоотношения коммерческих организаций. Очевидно, что законодатель хотел этим ограничением исключить возможность применения этой нормы в правоотношениях с потребителем — физическим лицом. Но как быть с индивидуальными предпринимателями и некоммерческими организациями, ведущими коммерческую деятельность? Последним ГК РФ разрешает осуществление коммерческой деятельности только в случае, если это предусмотрено уставом и только если деньги, полученные от такой деятельности, пойдут на достижение уставных целей (ч. 4 ст. 50 ГК РФ).

Вопрос в отношении некоммерческих организаций решил Верховный суд РФ, указав в абз. 3 п. 21 постановления Пленума ВС РФ № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», что на некоммерческую организацию в части осуществления приносящей доход деятельности распространяются положения законодательства, применимые к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность (п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 6 ГК РФ). Таким образом, положения ст. 317.1 ГК РФ должны распространяться на некоммерческие организации при осуществлении ими коммерческой деятельности.

В отношении индивидуальных предпринимателей ситуация обстоит аналогичным образом. В пункте 3 ст. 23 ГК РФ сказано, что к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения. Содержание указанной нормы однозначно определяет, что положения о коммерческих организациях в ГК РФ применяются к индивидуальным предпринимателям. А значит, ст. 317.1 ГК РФ применяется в том числе к индивидуальным предпринимателям.

Когда начинает работать ст. 317.1 ГК РФ

Наибольшую сложность представляет действие ст. 317.1 во времени, так как законодатель не определил порядок ее применения к денежным обязательствам, возникшим до даты вступления в силу комментируемой статьи. Логично предположить, что ст. 317.1 ГК РФ не должна применяться к денежным обязательствам, возникшим до даты вступления ее в силу (1 июня 2015 г.). Кроме того, указанная статья не должна применяться также и к обязательствам, которые возникли после даты вступления ее в силу, но на основании договоров, заключенных до 1 июня 2015 г. Дело в том, что стороны, заключившие договор до 1 июня 2015 г., исходили из действующих на тот момент правовых норм. Те нормы не предусматривали начисление процентов по денежным обязательствам, а новые нормы обратную силу не получили (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 08.03.2015 № 42-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Вопросы могут возникнуть также с тем, в какой момент возникает обязанность по уплате процентов по ст. 317.1 ГК РФ в случае, если стороны не определили такой момент в договоре. Тут возможны два варианта. Первый вариант: проценты по ст. 317.1 ГК РФ начинают начисляться с момента просрочки исполнения денежного обязательств. И второй вариант: проценты по ст. 317.1 ГК РФ начинают начисляться с момента осуществления исполнения, в счет которого должен осуществляться платеж.

Учитывая содержание нормы, верной представляется трактовка статьи, в соответствии с которой моментом начала начисления процентов по ст 317.1 ГК РФ является момент осуществления исполнения, в счет которого должен осуществляться платеж.

То есть если речь идет, например, о договоре купли-продажи, то законные проценты начнут начисляться с момента, когда товар будет передан покупателю, даже в случаях, если стороны согласовали оплату товара с отсрочкой платежа. Должнику по такому договору по истечении отсрочки платежа необходимо возвратить не только стоимость товара, но и законные проценты, начисляемые с момента получения товара.

Такой подход представляется разумным, поскольку в случае, если бы должник по такому обязательству должен был оплатить товар сразу же, но у него отсутствовали денежные средства, ему необходимо было бы прокредитоваться в банке, заплатив за использование денежных средств определенный процент. Логично, что пока должник пользуется деньгами кредитора, не оплачивая проценты за их использование, он получает определенную выгоду, а кредитор в свою очередь несет негативные последствия в связи с тем, что не может в полной мере воспользоваться денежными средствами.

Таким образом, указанные законные проценты при начислении их с момента исполнения, в счет которого должен быть проведен платеж, позволяют компенсировать негативные последствия для кредитора. Должник фактически получает возможность пользоваться денежными средствами, полученными под процент, который значительно ниже ставок процентов по кредиту, который он мог бы получить в банке.

Одним из доводов, который используют противники такой трактовки ст. 317.1 ГК РФ, является то обстоятельство, что стороны якобы в цене договора уже учли отсрочку исполнения денежного обязательства. Либо если даже и не учли отсрочку уплаты в цене договора, то кредитор в любом случае получает выгоду, поскольку согласился на такие условия в договоре.

В случае же если кредитор вообще не задумывался о возможности получения какой-либо выгоды, то это его невнимательность, и его интерес не стоит защищать. Однако такой довод представляется сомнительным, так как в обороте редко можно встретить ситуации, когда стороны учитывают в цене договора отсрочку платежа по договору.

Начисляются ли проценты по 317.1 ГК РФ на аванс

Еще одним вопросом, который имеет большое значение для правильного применения рассматриваемой статьи, является вопрос о начислении законных процентов по денежным обязательствам, возникающим из договора, выразившимся в предоставлении аванса должнику (ст. 487 ГК РФ). Сторона, получившая такую предоплату, не является должником по денежному обязательству, и с учетом формулировки ст. 317.1 ГК РФ момент предоставления предоплаты не запускает начисление законных процентов на такое денежное обязательство. Этот вывод вытекает из того, что проценты по ст. 317.1 ГК РФ начисляются на денежный долг.

Также необходимо отметить, что целью предоставления предоплаты является, в первую очередь, достижение результата, необходимого кредитору по договору. Получается, что лицо, предоставившее аванс, само заинтересовано в его предоставлении, так как оно стремится максимально возможными способами обеспечить заключение и исполнение договора. Если у кредитора по договору все же имеется интерес заработать на предоставлении аванса, то он может воспользоваться правилами о коммерческом кредите и прямо в договоре указать, что на предоставленный аванс начисляются проценты, и прописать размер таких процентов (ст. 823 ГК РФ).

Соотношение ст. 317.1 ГК РФ с другими нормами

Учитывая, что норма о процентах, начисляемых по ст. 317.1 ГК РФ, является новой, возникает вопрос о ее соотношении с другими нормами ГК РФ.

Рассматривая ст. 317.1 ГК РФ, важно определить природу указанных процентов и отличие процентов, предусмотренных ст. 317.1 ГК РФ, от процентов, начисляемых по ст. 395 ГК РФ. Законные проценты являются своего рода платой за пользование денежными средствами в отличие от процентов, начисляемых по ст. 395 ГК РФ, которые являются мерой ответственности за несвоевременное исполнение денежного обязательства. Таким образом, законные проценты начинают начисляться с момента предоставления исполнения, в счет которого должен быть осуществлен платеж, а проценты по ст. 395 ГК РФ начисляются с момента просрочки исполнения денежного обязательства. Более того, из логики законодателя следует, что эти проценты могут начисляться одновременно: к примеру, если стороны договорились об отсрочке платежа, а затем должник нарушил срок оплаты.

Следующий вопрос касается соотношения положений ст. 317.1 ГК РФ с нормой, предусмотренной абз. 2 п. 4 ст. 488 ГК РФ. Это положение содержит в определенном смысле противоположную позицию по отношению к ст. 317.1 ГК РФ, так как фактически определяет, что проценты не начисляются в обязательном порядке, а могут начисляться только в случае, если такие проценты предусмотрены договором. Таким образом, применение положений абз. 2 п. 4 ст. 488 ГК РФ в таком ее понимании может привести, к тому, что положения ст. 317.1 ГК РФ не будут применяться к одному из самых распространенных в обороте договоров — договору купли-продажи.

Представляется маловероятным, что законодатель хотел исключить договоры купли-продажи из-под действия ст. 317.1 ГК РФ. Возможно, к договорам купли-продажи стоит применять в первую очередь положения ст. 317.1 ГК РФ. Положения же абз. 2 п. 4 ст. 488 ГК РФ необходимо трактовать через призму ст. 317.1 ГК РФ, а именно таким образом, что ст. 317.1 ГК РФ предусматривает начисление процентов по денежному обязательству в размере ставки рефинансирования, но также указывает, что процент может быть изменен сторонами договора. В то же время положения абз. 2 п. 4 ст. 488 ГК РФ говорят о праве сторон предусмотреть уплату процентов не в установленном в законе размере, а в ином размере, установленном договором.

Учитывая, что ст. 317.1 ГК РФ не указывает на то, что денежные обязательства должны возникать только из договора, то возникает вопрос о том, будет ли указанная статья применяться к иным денежным обязательствам, в частности, к обязательствам из неосновательного обогащения, к денежным обязательствам из деликтов и из нарушения договора, а также к обязательствам по выплате компенсации за незаконное использование объекта исключительного права и др.

Для начала необходимо решить вопрос о том, будут ли начисляться проценты по внедоговорным денежным обязательствам. Однозначно ответить на этот вопрос не получится, потому что такие обязательства различны, и только некоторые из них могут быть основаниями для начисления законных процентов. Но все же, исходя из текста статьи, следует возможность ее применения не только к обязательствам, вытекающим из договора. Это будет вполне справедливо, так как если в денежном обязательстве наступил момент его исполнения, то независимо от природы такого денежного обязательства должник по такому обязательству обязан его исполнить. Если должник своевременно не исполняет обязательство, то ему необходимо оплатить проценты за пользование денежными средствами. Однако есть один нюанс: для каждого денежного обязательства необходимо определить момент начала начисления законных процентов.

Для денежных обязательств из неосновательного обогащения таким моментом можно считать момент, когда лицо узнало или должно было узнать о том, что возникло денежное обязательство из неосновательного обогащения. Для примера можно взять гипотетическую ситуацию, в которой должнику по денежному обязательству передаются денежные средства в виде предоплаты за товар, который он обязуется поставить. А затем договор, заключенный между сторонами, расторгается по тем или иным причинам. Таким образом, момент расторжения такого договора будет являться моментом, с которого начнут начисляться проценты по ст. 317.1 ГК РФ.

В отношении денежных обязательств, которые возникают из деликта, моментом начала начисления законных процентов можно считать момент, когда у лица, причинившего вред, имеется вся информация для принятия решения о выплате причиненных убытков. Это может быть как момент, когда причинителю вреда предоставлен обоснованный расчет размера причиненных убытков, так и иной момент, когда ему стал известен размер причиненных убытков, а также лицо, которому был причинен вред.

Аналогичным образом следует решать вопрос с начислением процентов по денежным обязательствам, представленным договорными убытками. Начисление процентов по требованию о выплате компенсации за незаконное пользование объектом исключительного права должно производиться так же, как по деликтным убыткам. То есть моментом начисления законных процентов является момент, когда у лица, допустившего незаконное использование объекта исключительного права, имеется все информация, позволяющая бесспорно определить размер компенсации за незаконное использование объекта исключительного права, а также позволяющая однозначно определить правообладателя объекта исключительного права либо иное лицо, права которого нарушены незаконным использованием объекта исключительного права.

Можно ли начислять сложные проценты?

Во второй части ст. 317.1 ГК РФ содержится правило, согласно которому не допускается начисление процентов на проценты, за исключением двух случаев. Стороны могут согласовать сложные проценты, во‑первых, в договоре банковского вклада, а во‑вторых, в любом договоре, связанном с осуществлением обеими его сторонами предпринимательской деятельности. Соответственно, если предпринимателю предоставлен кредит, в кредитном договоре может быть предусмотрено, что на не выплаченные в срок проценты по кредиту начисляются не только проценты по ст. 395 ГК РФ в качестве ответственности за просрочку, но и законные проценты по ст. 317.1 ГК РФ как плата за использование денег, которые должник не заплатил банку в виде процентов.

Безусловно, на сегодняшний день использование ст. 317.1 ГК РФ, а также то, как эту норму будут толковать суды, вызывает много вопросов. Остается дождаться судебной практики и разъяснений Верховного суда РФ, чтобы понять, как будет работать эта норма, чтобы стороны могли максимально эффективно использовать ее в своих договорах.

Москва. 28 января. INTERFAX.RU — Вступили в силу новые ограничения предельного долга и максимальной ставки по потребительскому займу.

Поправки внесены в федеральный закон «О потребительском кредите (займе)» и федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». С этого момента действует новое ограничение предельной задолженности гражданина по займам на срок до одного года. Проценты, неустойки (штрафы, пени) и иные начисления по такому кредиту не могут превышать сам долг более чем в 2,5 раза. После достижения этого размера начисление процентов и других платежей должно быть прекращено.

Так, заемщик, взявший в долг, например, 1 тыс. рублей, ни в какой момент времени не должен будет кредитору более 3,5 тыс. рублей (тело долга плюс начисленные проценты и платежи), отмечал ранее ЦБ РФ. Закон устанавливает, что с 1 июля 2019 года ограничения составят двукратную сумму займа, а с 1 января 2020 года — 1,5-кратную.

При этом процентная ставка по договору займа с 28 января 2019 года ограничивается 1,5% в день, а с 1 июля 2019 года она снижается до 1% в день.

Кроме того, вводится новый специализированный вид займа — в сумме до 10 тыс. рублей на срок до 15 дней (так называемый «заем до зарплаты»). Сумма начисленных процентов по такому займу не должна превышать 3 тыс. рублей (или 30% от суммы займа, если на 15 дней выдано менее 10 тыс. рублей). Ежедневная выплата по нему не должна превышать 200 рублей. В отношении такого займа не будут действовать ограничения предельного долга и максимальной ежедневной ставки, но его запрещается продлевать или увеличивать его сумму.

Изменения в законодательство также ограничивают круг лиц, которым будет возможна уступка прав по договорам потребительского кредита. Так, например, кредитор не сможет переуступить права взыскания задолженности «черным» коллекторам (которых нет в государственном реестре).

Также, согласно поправкам, нелегальный кредитор или нелегальный коллектор лишаются права требовать исполнения, в том числе в судебном порядке, заключенного договора потребительского займа или переданных прав по такому договору.

«Микрофинансовые организации, которые выдают займы под проценты, приближенные к максимально возможным, должны будут поменять свою бизнес-модель либо уйти с рынка. Мы осознаем, что изменения устроят не всех. Но главное, что они будут полезны для заемщиков и позволят значительно снизить их долговую нагрузку», — отмечал ранее директор департамента микрофинансового рынка Банка России Илья Кочетков.

Микрофинансовые организации не раз отмечали, что нововведения сильно изменят этот рынок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *