333 20 НК РФ

Срок предоставления

В соответствии сподпунктом 4 пункта 1
статьи 333.35НК РФ от уплаты госпошлины, освобождаются федеральные органы
государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской
Федерации и органы местного самоуправления при их обращении за совершением
юридически значимых действий, установленных настоящей главой (253) Кодекса.
2. В соответствии сподпунктом 12
пункта 1 статьи 333.35НК РФ от уплаты госпошлины, освобождаютсяфизические лица — ветераны
Великой Отечественной войны, инвалиды Великой Отечественной войны, бывшие
узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания,
созданных немецкими фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны,
бывшие военнопленные во время Великой Отечественной войны при их обращении за
совершением юридически значимых действий, установленных настоящей главой.
Льгота, предусмотренная
настоящим подпунктом, в отношении совершения действий, предусмотренных
подпунктами 1 — 3, 5 и 6 пункта 1 статьи 333.30 настоящего Кодекса, предоставляется
также коллективу авторов, правообладателей, каждый член которого является
лицом, относящимся к любой из категорий, указанных в настоящем подпункте.
3. В соответствии сподпунктом 14
пункта 1 статьи 333.35НК РФ от уплаты госпошлины, освобождаютсяфизическое лицо — гражданин
Российской Федерации, являющийся единственным автором ПрЭВМ, БД ТИМС и
правообладателем на нее, испрашивающим свидетельство о регистрации на свое имя,
в случае, если такое физическое лицо является инвалидом, учащимся (воспитанником)
образовательных учреждений (независимо от их форм собственности), — за
совершение действий, предусмотренных подпунктами 1 — 3, 5 и 6 пункта 1 статьи
333.30 настоящего Кодекса.
Льгота, предусмотренная настоящим подпунктом,
предоставляется также коллективу авторов, правообладателей, каждый член
которого является инвалидом.
4. Основанием для предоставления льгот физическим лицам, перечисленным
в подпункте 12 пункта 1 настоящей статьи, является удостоверение установленного
образца.
Льготы, предусмотренные подпунктом 14 пункта 1
настоящей статьи, предоставляются по ходатайству автора (авторов). Основанием
для предоставления льготы являются копии соответствующих документов: справки
медико-социальной экспертизы, документа, выданного образовательным учреждением.

Принят Государственной Думой 19 июня 2018 года

Одобрен Советом Федерации 27 июня 2018 года

Статья 1

1) в пункте 1 статьи 33328:

а) в подпункте 2 цифры «3 500» заменить цифрами «5 000»;

б) в подпункте 6 цифры «1 500» заменить цифрами «2 500»;

2) в пункте 1 статьи 33333:

а) в подпункте 36:

абзац четвертый после слов «транспортного средства,» дополнить словами «паспорта самоходной машины и других видов техники,»;

абзац пятый изложить в следующей редакции:

«с выдачей свидетельства о регистрации машины, в том числе взамен утраченного или пришедшего в негодность, — 500 рублей;»;

дополнить абзацами следующего содержания:

«с выдачей свидетельства о регистрации транспортного средства, в том числе взамен утраченного или пришедшего в негодность:

изготавливаемого из расходных материалов на бумажной основе, — 500 рублей;

изготавливаемого из расходных материалов на пластиковой основе нового поколения, — 1 500 рублей;»;

б) в подпункте 38 слово «выданный» заменить словом «выданные», после слов «транспортного средства» дополнить словами «, паспорт самоходной машины и других видов техники»;

в) в абзаце первом подпункта 43 слова «национального водительского удостоверения,» исключить;

г) дополнить подпунктом 431 следующего содержания:

«431) за выдачу национального водительского удостоверения, в том числе взамен утраченного или пришедшего в негодность:

изготавливаемого из расходных материалов на пластиковой основе, — 2 000 рублей;

изготавливаемого из расходных материалов на пластиковой основе нового поколения, — 3 000 рублей;»;

д) подпункт 45 признать утратившим силу;

е) в подпункте 46 слова «конструкции транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения» заменить словами «транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности».

  • Главная страница «
  • Пресс-центр «
  • Новости «
  • Освобождаются от уплаты госпошлины лица, предоставившие документы в электронном виде

Освобождаются от уплаты госпошлины лица, предоставившие документы в электронном виде

от 27 сентября 2018 г.

Федеральным законом от 29.07.2018 № 234-ФЗ «О внесении изменения в статью 333.35 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее НК РФ) в части уплаты госпошлины за совершение регистрационных действий налоговым органом.

Статья 333.35 НК РФ дополнена новым положением, согласно которому от уплаты госпошлины освобождаются организации и физические лица за совершение юридически значимых действий, предусмотренных подпунктами 1, 3, 6 и 7 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ, в случае представления в регистрирующий орган документов, необходимых для государственной регистрации, в форме электронного документа.

В соответствии с ныне действующими положениями пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:

– за государственную регистрацию юридического лица, за исключением государственной регистрации ликвидации юридических лиц, государственной регистрации политических партий и региональных отделений политических партий, государственной регистрации общероссийских общественных организаций инвалидов и отделений, являющихся их структурными подразделениями, – 4 000 рублей;

– за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а также за государственную регистрацию ликвидации юридического лица, за исключением случаев, когда ликвидация юридического лица производится в порядке применения процедуры банкротства, – 20 процентов размера государственной пошлины, установленного подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ (в настоящее время 800 рублей);

– за государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя – 800 рублей;

– за государственную регистрацию прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя – 20 процентов размера государственной пошлины, установленного подпунктом 6 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ (в настоящее время 160 рублей).

Таким образом, с 01 января 2019 года в случае представления в налоговый орган документов, необходимых для государственной регистрации, в форме электронного документа, не нужно будет платить госпошлину. Зарегистрировать юридическое лицо или зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, зарегистрировать изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, а также ликвидацию юридического лица либо прекращение физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя можно будет бесплатно. В случае предоставления документов на бумажном носителе обязанность заплатить госпошлину сохраняется.

Освобождаются от уплаты только те лица, которые направят документы в электронном виде.

В настоящее время подать документы в электронной форме можно через Единый портал госуслуг или через интернет-сервис ФНС России. Порядок направления электронных документов утвержден приказом ФНС России от 12.08.2011 № ЯК-7-6/489@ (в ред. от 24.12.2015) «Об утверждении Порядка направления в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг».

Федеральный закон опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru – 30.07.2018 и вступает в силу с 1 января 2019 года.

Федеральным законом от 29.07.2018 № 234-ФЗ «О внесении изменения в статью 333.35 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее НК РФ) в части уплаты госпошлины за совершение регистрационных действий налоговым органом.

Статья 333.35 НК РФ дополнена новым положением, согласно которому от уплаты госпошлины освобождаются организации и физические лица за совершение юридически значимых действий, предусмотренных подпунктами 1, 3, 6 и 7 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ, в случае представления в регистрирующий орган документов, необходимых для государственной регистрации, в форме электронного документа.

В соответствии с ныне действующими положениями пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:

– за государственную регистрацию юридического лица, за исключением государственной регистрации ликвидации юридических лиц, государственной регистрации политических партий и региональных отделений политических партий, государственной регистрации общероссийских общественных организаций инвалидов и отделений, являющихся их структурными подразделениями, – 4 000 рублей;

– за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а также за государственную регистрацию ликвидации юридического лица, за исключением случаев, когда ликвидация юридического лица производится в порядке применения процедуры банкротства, – 20 процентов размера государственной пошлины, установленного подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ (в настоящее время 800 рублей);

– за государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя – 800 рублей;

– за государственную регистрацию прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя – 20 процентов размера государственной пошлины, установленного подпунктом 6 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ (в настоящее время 160 рублей).

Таким образом, с 01 января 2019 года в случае представления в налоговый орган документов, необходимых для государственной регистрации, в форме электронного документа, не нужно будет платить госпошлину. Зарегистрировать юридическое лицо или зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, зарегистрировать изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, а также ликвидацию юридического лица либо прекращение физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя можно будет бесплатно. В случае предоставления документов на бумажном носителе обязанность заплатить госпошлину сохраняется.

Освобождаются от уплаты только те лица, которые направят документы в электронном виде.

В настоящее время подать документы в электронной форме можно через Единый портал госуслуг или через интернет-сервис ФНС России. Порядок направления электронных документов утвержден приказом ФНС России от 12.08.2011 № ЯК-7-6/489@ (в ред. от 24.12.2015) «Об утверждении Порядка направления в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг».

Федеральный закон опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru – 30.07.2018 и вступает в силу с 1 января 2019 года.

Вопрос: Об освобождении от уплаты госпошлины (нотариального тарифа) за выдачу свидетельства о праве на наследство на квартиру в случае совместного проживания с наследодателем в этой квартире.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 24 мая 2018 г. N 03-05-06-03/34947

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу освобождения физического лица от уплаты государственной пошлины (нотариального тарифа) за выдачу свидетельства о праве на наследство при наследовании квартиры, если эти лицо проживало совместно с наследодателем на день его смерти и продолжает проживать в этой квартире, и сообщает следующее.
Согласно статье 22 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее — Основы о нотариате) за совершение нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, взимает государственную пошлину по ставкам, установленным законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а нотариус, занимающийся частной практикой, взимает нотариальный тариф в размере государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичных действий в государственной нотариальной конторе, и с учетом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Льготы по уплате государственной пошлины для физических и юридических лиц, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, распространяются на этих лиц при совершении нотариальных действий как нотариусом, работающим в государственной нотариальной конторе, так и нотариусом, занимающимся частной практикой.
Статьей 333.38 главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс) определены льготы при обращении за совершением нотариальных действий.
Пунктом 5 статьи 333.38 главы 25.3 Налогового кодекса предусмотрено освобождение физических лиц от уплаты государственной пошлины за выдачу свидетельств о праве на наследство при наследовании жилого дома, а также земельного участка, на котором расположен жилой дом, квартиры, комнаты или долей в указанном недвижимом имуществе, если эти лица проживали совместно с наследодателем на день смерти наследодателя и продолжают проживать в этом доме (этой квартире, комнате) после его смерти.
Положение пункта 5 статьи 333.38 Налогового кодекса распространяется только на один из объектов недвижимого имущества, указанных в данном пункте, где проживал наследодатель и продолжает проживать наследник.
Факт совместного проживания может быть подтвержден наличием у наследника в паспорте гражданина Российской Федерации регистрации по месту жительства наследодателя или справкой из соответствующего жилищного органа или городской (сельской) администрации, а также решением суда. Справка отдела внутренних дел, подтверждающая факт совместного проживания с наследодателем, также признается основанием для предоставления вышеуказанной льготы.
Таким образом, наличие у наследника в паспорте гражданина Российской Федерации сведений о регистрации по месту жительства наследодателя (по месту наследуемого недвижимого имущества) является достаточным основанием для подтверждения факта проживания наследника совместно с наследодателем и, соответственно, освобождения его от уплаты государственной пошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство.
В случае если у наследника в паспорте гражданина Российской Федерации отсутствуют сведения о регистрации по месту жительства наследодателя (по месту наследуемого недвижимого имущества), то факт совместного проживания может быть, по мнению Департамента, подтвержден справкой из соответствующего жилищного органа или городской (сельской) администрации, отдела внутренних дел, а также решением суда.
В силу статьи 30 Основ о нотариате Федеральная нотариальная палата, в частности, осуществляет координацию деятельности и контроль за деятельностью нотариальных палат.
Согласно статьям 33 и 34 Основ о нотариате неправильное совершение нотариального действия обжалуется в судебном порядке.
Контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляют федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю в сфере нотариата, и его территориальные органы, а нотариусами, занимающимися частной практикой, — нотариальные палаты.
С учетом изложенного по вопросу правомерности взимания нотариального тарифа за выдачу свидетельства о праве на наследство нотариусом, занимающимся частной практикой, Вы вправе обратиться в Федеральную нотариальную палату или в порядке, установленном статьями 33 и 34 Основ о нотариате, в Московскую городскую нотариальную палату или в суд.

Заместитель директора Департамента
В.В.САШИЧЕВ
24.05.2018

НДПИ должны платить российские и иностранные организации, которые признаются пользователями недр. То есть организации, получившие лицензию на право пользования участком недр или заключившие соглашение о разделе продукции (ст. 334 НК РФ, ст. 9 Закона от 21 февраля 1992 г. № 2395-1). Платить НДПИ нужно начиная со дня регистрации лицензии или вступления в силу соглашения о разделе продукции (ч. 7 ст. 9 Закона от 21 февраля 1992 г. № 2395-1, письма Минфина России от 18 сентября 2008 г. № 03-06-06-01/23, ФНС России от 6 декабря 2013 г. № ГД-4-3/22016).

Организации Республики Крым и г. Севастополя признаются пользователями недр как в соответствии с российским законодательством, так и на основании лицензий и других разрешительных документов, выданных ранее украинскими государственными органами (п. 2 ст. 334 НК РФ).

Применение спецрежима при выполнении соглашения о разделе продукции не освобождает от уплаты НДПИ инвесторов соглашения, предусматривающего раздел продукции в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ (п. 1 ст. 346.36, п. 7 ст. 346.35 НК РФ). В этом случае НДПИ рассчитывается в общем порядке с учетом особенностей, предусмотренных статьей 346.37 Налогового кодекса РФ (п. 2 ст. 346.37 НК РФ).

Ситуация: кто из участников договора простого товарищества должен платить НДПИ? По договору одна организация занимается добычей полезных ископаемых на основании лицензии, другая ведет общие дела товарищества (бухгалтерский и налоговый учет).

НДПИ должны платить российские и иностранные организации, которые признаются пользователями недр, то есть получили лицензию на право пользования участком недр или заключили соглашение о разделе продукции (ст. 334 НК РФ, ст. 9 Закона от 21 февраля 1992 г. № 2395-1). Следовательно, плательщиком НДПИ является тот участник договора простого товарищества, который занимается добычей полезных ископаемых на основании лицензии (письмо Минфина России от 7 декабря 2007 г. № 03-06-06-01/58).

В договоре простого товарищества может быть предусмотрено ведение общих дел конкретным участником такого соглашения (ст. 1044 ГК РФ). Поэтому организация – плательщик НДПИ может поручить участнику договора, на которого возложено ведение общих дел:

  • сдавать декларации по НДПИ;
  • перечислять НДПИ в бюджет (от имени и за счет средств организации, разрабатывающей месторождения на основании лицензии).

Для этого такая организация должна выдать доверенность участнику договора, ведущему общие дела (п. 1 и 3 ст. 29 НК РФ).

Такую позицию поддерживает Минфин России (письмо от 30 июля 2008 г. № 03-06-06-01/20) и некоторые суды (см. постановление ФАС Волго-Вятского округа от 31 августа 2005 г. № А29-1942/2005а).

Объекты налогообложения

Объектами обложения НДПИ признаются все полезные ископаемые, которые:

– добыты из недр на территории России на участке недр, полученном организацией в пользование;

– добыты из недр за пределами России на территориях, находящихся под юрисдикцией России или арендуемых у иностранных государств (используемых на основании международного договора), на участке недр, полученном организацией в пользование;

– извлечены из отходов, потерь добывающего производства (если такая деятельность подлежит лицензированию).

Это следует из пункта 1 статьи 336 Налогового кодекса РФ.

Не облагается НДПИ

НДПИ не нужно платить:

  • при общем изучении недр (проведении геологической съемки, региональных геолого-геофизических работ, инженерно-геологических изысканий, научно-исследовательских работ, палеонтологических работ и т. д.);
  • при использовании недр без нарушения их целостности (при геологических работах по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, при создании и ведении мониторинга природной среды, при контроле за режимом подземных вод и т. д.);
  • при добыче минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов;
  • при добыче полезных ископаемых при образовании (использовании, реконструкции и ремонте) особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение. Особо охраняемыми геологическими объектами признаются объекты, изъятые из хозяйственного использования и включенные в Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий (письмо Минфина России от 2 июля 2008 г. № 03-06-05-01/12);
  • при добыче полезных ископаемых из собственных отвалов или отходов (потерь) горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств (если организация уже уплатила НДПИ при добыче);
  • при добыче дренажных подземных вод, не учитываемых на государственном балансе запасов полезных ископаемых, которые извлекаются при разработке месторождений полезных ископаемых или при строительстве и эксплуатации подземных сооружений.

Это следует из пункта 2 статьи 336 Налогового кодекса РФ и абзаца 3 пункта 1 Положения, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 15 июля 1992 г. № 3314-1.

Кроме того, для целей налогообложения не признается полезным ископаемым продукция, которая была получена в результате дальнейшей переработки (обогащения, технологического передела и др.) полезного ископаемого и является продукцией обрабатывающей промышленности (абз. 2 п. 1 ст. 337 НК РФ). Например, не нужно платить НДПИ со стоимости золота или серебра, полученных в результате аффинажа (очистки драгметаллов от примесей и сопутствующих компонентов). Аффинирование представляет собой самостоятельный технологический процесс, не связанный с процессом добычи полезного ископаемого. Поэтому полученные (очищенные) драгметаллы не рассматриваются как добытые полезные ископаемые и объектом обложения НДПИ не являются. Такие разъяснения содержатся в письме ФНС России от 30 августа 2013 г. № АС-4-3/15780.

Чтобы отнести деятельность к обрабатывающей или горнодобывающей промышленности и разработке карьеров, нужно руководствоваться Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) (письмо Минфина России от 14 августа 2007 г. № 03-06-05-01/36).

Ситуация: должна ли организация платить НДПИ при добыче общераспространенных полезных ископаемых?

Ответ: да, должна.

В подпункте 1 пункта 2 статьи 336 Налогового кодекса РФ предусмотрено освобождение от уплаты НДПИ с общераспространенных полезных ископаемых. Однако эта льгота распространяется только на предпринимателей, использующих такие полезные ископаемые для личных нужд. Организация, которая имеет лицензию на использование участка недр и добывает общераспространенные полезные ископаемые, должна платить НДПИ в общем порядке. Такой вывод подтверждается письмом Минфина России от 20 июля 2009 г. № 03-06-06-01/16.

Постановка на учет

Организации, признаваемые пользователями недр, подлежат постановке на учет в качестве плательщика НДПИ. Для этого организации писать заявление не нужно. Налоговая инспекция по местонахождению участка недр, предоставленного организации в пользование, самостоятельно поставит организацию на учет. Сделает это она в течение 30 календарных дней на основании сведений, полученных от Росприроднадзора. Такой порядок установлен в пункте 1 статьи 335 Налогового кодекса РФ. О постановке на учет в качестве плательщика НДПИ организация узнает из уведомления по форме 9-НДПИ-1 (п. 4 особенностей, утвержденных приказом МНС России от 31 декабря 2003 г. № БГ-3-09/731).

По общему правилу организацию поставят на учет в налоговой инспекции того субъекта РФ, где находится используемый участок недр. Если участок недр полностью или частично занимает территорию нескольких субъектов РФ, то на учет поставят в каждом из них. Это следует из пункта 1 статьи 335 Налогового кодекса РФ.

Организацию поставят на учет в качестве плательщика НДПИ по месту ее нахождения, только если она добывает полезные ископаемые:

  • на территории того же субъекта РФ, где она сама и зарегистрирована;
  • на континентальном шельфе России;
  • в исключительной экономической зоне России;
  • за пределами России (если территория добычи находится под юрисдикцией России, арендуется ею у иностранных государств или используется на основании международного договора).

Такое правило установлено пунктом 2 статьи 335 НК РФ.

По реквизитам налоговой инспекции, в которой организация стоит на учете как плательщик НДПИ, организация будет перечислять этот налог (п. 2 ст. 343 НК РФ). Декларации по НДПИ нужно будет подавать в налоговую инспекцию по местонахождению организации (абз. 2 п. 1 ст. 345 НК РФ).

Постановка на учет: Крым и г. Севастополь

Особый порядок постановки на учет действует для организаций Республики Крым и г. Севастополя, которые признаются пользователями недр на основании лицензий или других разрешительных документов, выданных украинскими государственными органами. Такие организации должны представить заверенные копии лицензий или других документов с переводом на русский язык. Сделать это нужно в срок не позднее 1 февраля 2015 года. Подавать документы нужно:

  • в инспекцию по местонахождению организации (если участок находится на территориях Республики Крым или г. Севастополя);
  • в инспекцию по местонахождению участка недр (во всех остальных случаях);
  • в инспекцию по местонахождению одного из участков недр по выбору организации (если у организации есть несколько участков недр).

В течение пяти рабочих дней со дня представления документов инспекция должна поставить организацию на учет в качестве плательщика НДПИ и отправить ей соответствующее уведомление.

Об этом сказано в абзацах 2–4 пункта 1 статьи 335 Налогового кодекса РФ.

НДПИ и УСН

Если организация добывает и реализует полезные ископаемые (за исключением общераспространенных), то она не вправе применять упрощенку (подп. 8 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Однако переход на упрощенку при добыче общераспространенных полезных ископаемых не освобождает от обязанностей плательщика НДПИ (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).

Ситуация: нужно ли платить НДПИ, если организация самовольно пользуется участком недр (без лицензии на недропользование или соглашения о разделе продукции)?

Ответ: нет, не нужно.

НДПИ должны платить российские и иностранные организации, которые признаются пользователями недр, то есть получили лицензию на право пользования участком недр или заключили соглашение о разделе продукции (ст. 334 НК РФ, ст. 9 Закона от 21 февраля 1992 г. № 2395-1). Платить НДПИ нужно начиная со дня регистрации лицензии или вступления в силу соглашения о разделе продукции (ч. 7 ст. 9 Закона от 21 февраля 1992 г. № 2395-1, письмо Минфина России от 18 сентября 2008 г. № 03-06-06-01/23).

Если организация самовольно пользуется участком недр (без лицензии или соглашения о разделе продукции), платить НДПИ по данному участку недр не нужно (письмо ФНС России от 16 августа 2006 г. № ММ-6-21/816). Правомерность такого подхода подтверждают и некоторые суды (см., например, постановление ФАС Центрального округа от 28 января 2005 г. № А09-8557/04-13).

Внимание: за самовольное использование недр организацию могут привлечь к ответственности. Кроме того, организации придется возмещать государству убыток.

За пользование недрами без лицензии Росприроднадзор и Ростехнадзор могут оштрафовать:

  • организацию – на 30 000 – 40 000 руб.;
  • руководителя организации – на 3000–4000 руб.

Это следует из статей 7.3 и 23.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях, пунктов 3, 4, 6 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12 мая 2005 г. № 293.

Кроме того, организации придется возместить государству убыток, причиненный в результате самовольного пользования участком недр. Размер убытка будет определяться исходя из ставки НДПИ (распоряжение Правительства РФ от 22 августа 1998 г. № 1214-р). То есть размер убытка будет равнозначен сумме подлежащего уплате НДПИ.

Прекращение уплаты НДПИ

Организация признается плательщиком НДПИ до прекращения права пользования недрами. То есть до момента, когда:

  • истекает срок действия лицензии;
  • организация откажется от прав пользования недрами;
  • исполнится условие, предусмотренное лицензией и исключающее дальнейшее пользование участком недр;
  • досрочно будет прекращено действие лицензии.

Это следует из статьи 334 Налогового кодекса РФ, статьи 9 Закона от 21 февраля 1992 г. № 2395-1, подпунктов 15.1 и 15.2 пункта 15 Положения, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 15 июля 1992 г. № 3314-1.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *