227 1 НК РФ

Новая редакция Ст. 227 НК РФ

1. Исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят следующие налогоплательщики:

1) физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности;

2) нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, — по суммам доходов, полученных от такой деятельности.

2. Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса.

3. Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода, а также сумм авансовых платежей по налогу, фактически уплаченных в соответствующий бюджет.

4. Убытки прошлых лет, понесенные физическим лицом, не уменьшают налоговую базу.

5. Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в сроки, установленные статьей 229 настоящего Кодекса.

6. Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

7. Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, по итогам первого квартала, полугодия, девяти месяцев исчисляют сумму авансовых платежей исходя из ставки налога, фактически полученных доходов, профессиональных и стандартных налоговых вычетов, а также с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей.

8. Авансовые платежи по итогам первого квартала, полугодия, девяти месяцев уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего соответственно за первым кварталом, полугодием, девятью месяцами налогового периода.

9 — 10. Утратили силу с 1 января 2020 года. — Федеральный закон от 15.04.2019 N 63-ФЗ.

Комментарий к Статье 227 НК РФ

В соответствии со ст. 11 НК РФ индивидуальный предприниматель — это физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке и занимающееся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, а также нотариусы, частные охранники и детективы. К числу частнопрактикующих лиц относятся еще и адвокаты, занимающиеся своей деятельностью в форме адвокатского кабинета.

Следует иметь в виду, что тот, кто занимается предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, но не зарегистрировавшийся в обход закона в качестве индивидуального предпринимателя, при исполнении возложенных на них Налоговым кодексом РФ обязанностей не вправе ссылаться на то, что они индивидуальные предприниматели.

В соответствии с комментируемой статьей исчисление и уплата налогов на доходы физических лиц возложены:

— на физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица — по суммам доходов, полученным от осуществления такой деятельности;

— на частных нотариусов и других лиц, занимающихся частной практикой, — по суммам доходов, полученных от такой деятельности.

Указанные налогоплательщики, руководствуясь ст. 225 НК РФ (см. комментарий к ней) самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате.

Объектом налогообложения в предпринимательской деятельности и частной практике являются доходы, полученные от этой деятельности, полученные как в денежной, так и в натуральной формах, или же возникшее у налогоплательщика право распоряжаться ими.

Следует помнить, что в соответствии со ст. 210 НК РФ, если из дохода налогоплательщика по его собственному распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, то такие удержания налоговую базу не уменьшают. Впрочем как и понесенные физическим лицом убытки прошлых лет.

Дата фактического получения дохода от предпринимательской деятельности и частной практики определяется как день:

— выплаты такого дохода налогоплательщику, в том числе перечисление такого дохода на его банковские счета, либо по его поручению на счета третьих лиц — при получении доходов в денежной форме;

— передачи налогоплательщику доходов в натуральной форме — при получении доходов в натуральной форме.

Указанные плательщики обязаны предоставить в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Если у указанных налогоплательщиков в течение года появятся доходы, полученные от осуществления предпринимательской деятельности или частной практики, то они обязаны представить налоговую декларацию, указав сумму предполагаемого дохода от этой деятельности в текущем налоговом периоде. Сделать это необходимо в течение пяти дней по истечении месяца со дня получения таких доходов.

Исчислением суммы авансовых платежей на основании поданной налоговой декларации и прилагаемых к ней документов занимается налоговый орган. Он же рассчитывает сумму авансовых платежей на текущий налоговый период, опираясь на сумму предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или же на сумму фактически полученного дохода от указанных видов деятельности за предыдущий налоговый период с учетом налоговых вычетов, предусмотренных ст. ст. 218 и 221 НК РФ.

Следует помнить, что если в налоговом периоде доход увеличился или же наоборот уменьшился более чем на 50 процентов, то налогоплательщик обязан представить новую налоговую декларацию, указав суммы предполагаемого дохода от своей деятельности на текущий год. В этом случае налоговый орган не позднее пяти дней с момента получения декларации должен произвести перерасчет сумм авансовых платежей на текущий год по не наступившим срокам уплаты.

Граждане, зарегистрированные как индивидуальные предприниматели, а также лица, получающие доходы от частной практики, — нотариусы, адвокаты и частные охранники должны декларировать свои доходы в налоговой инспекции. Предприниматели уплачивают налог на доходы физических лиц с суммы полученных ими доходов, уменьшенной на величину понесенных расходов и налоговых вычетов.

Исключение составляют лишь предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения или уплачивающие единый налог на вмененный доход. Плательщиками налога на доходы физических лиц они не являются, поэтому сдавать декларацию по форме 3-НДФЛ им не нужно.

Обратите внимание на такие важные моменты.

1. Все полученные предпринимателем доходы нужно указывать в декларации без налога на добавленную стоимость (если предприниматель является плательщиком НДС).

2. Чтобы рассчитать налог, в декларации необходимо показать и понесенные в течение года расходы. Доходы, полученные в течение года, можно уменьшить только на те расходы, которые подтверждены документами. При этом в расходы можно включать только те суммы, которые были оплачены. Поэтому к накладной или счету-фактуре всегда должен прикладываться документ, подтверждающий оплату, — платежное поручение, кассовый чек, квитанция к приходному кассовому ордеру или бланк строгой отчетности.

По общему правилу, подлинники документов или их копии нужно приложить к декларации. Правда, в большинстве случаев это будет весьма внушительная по размерам папка, а то и не одна. Поэтому во многих налоговых инспекциях не требуют представлять сами документы, подтверждающие расходы, достаточно лишь составить их реестр. Таким образом, прежде чем подавать декларацию, предпринимателю лучше уточнить в своей инспекции, в какой форме представлять документы, подтверждающие расходы.

3. Если предприниматель является плательщиком НДС, то все расходы нужно показывать без «входного» налога, поскольку эти суммы должны быть приняты к вычету при исчислении налога на добавленную стоимость. Если же предприниматель освобожден от НДС, то входной налог надо было включать в стоимость приобретенных товаров (работ, услуг).

4. Даже если предприниматель не получал в отчетном году никаких других доходов, кроме как от предпринимательской деятельности, он (при выполнении необходимых для этого условий) имеет право на стандартные, социальные и имущественные налоговые вычеты. О том, как их получить и какие документы для этого оформить, читайте в соответствующих разделах книги.

Другой комментарий к Ст. 227 Налогового кодекса Российской Федерации

Статьями 227 и 228 НК установлены категории физических лиц, которые самостоятельно исчисляют налог и представляют декларацию по НДФЛ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 227 НК и статьей 229 НК ежегодно в обязательном порядке представляют декларацию по НДФЛ в налоговую инспекцию по месту жительства физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой.

Новая редакция Ст. 226.1 УК РФ. Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов

1. Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, его основных частей (ствола, затвора, барабана, рамки, ствольной коробки), взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей в крупном размере либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, их частей и дериватов (производных) —

наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.

2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное:

а) должностным лицом с использованием своего служебного положения;

б) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, —

наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой, —

наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.

Примечания. 1. Перечень стратегически важных товаров и ресурсов для целей настоящей статьи утверждается Правительством Российской Федерации.

2. Крупным размером стратегически важных товаров и ресурсов в настоящей статье признается их стоимость, превышающая один миллион рублей. Для отдельных видов стратегически важных товаров и ресурсов, определяемых Правительством Российской Федерации, крупным размером признается их стоимость, превышающая сто тысяч рублей.

3. Перечень особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, для целей настоящей статьи и статьи 258.1 настоящего Кодекса утверждается Правительством Российской Федерации.

4. Крупным размером культурных ценностей в настоящей статье признается их стоимость, превышающая сто тысяч рублей.

Комментарий к Статье 226.1 УК РФ

Комментарий временно отсутствует.

Другой комментарий к Ст. 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Предметом преступления выступают указанные в статье предметы, вещества, материалы и оборудование независимо от их стоимости, а также стратегически важные товары и ресурсы или культурные ценности в крупном размере (примечание к статье).

2. Объективная сторона преступления описана в законе как незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС предмета преступления. Это означает совершение действий по ввозу или вывозу указанных предметов любым способом, определенным таможенным законодательством.

3. Местом совершения преступления, определяемым в соответствии с принципами действия закона в пространстве (ст. 11 УК РФ), выступает либо таможенная граница Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, если эта граница контролируется компетентными органами Российской Федерации (т.е. фактически внешняя граница Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС с сопредельными государствами, не входящими в указанный союз, при условии, что она находится на территории Российской Федерации), либо Государственная граница Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. В случае если предмет преступления перемещается через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, однако эта граница находится на территории государств — членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, российский уголовный закон как общее правило не применяется к таким действиям (ст. 11 УК РФ).

4. Способы совершения преступления в законе названы, однако наиболее типичными традиционно считаются перемещение помимо таможенного контроля (вне пунктов пропуска через границу либо вне времени их работы), с сокрытием от таможенного контроля (под сокрытием понимаются любые действия, направленные на то, чтобы затруднить обнаружение товаров либо утаить их подлинные свойства или количество (например, придание одним товарам вида других, использование тайников и т.п.)), с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации (предъявление поддельных документов либо документов, полученных незаконным путем либо относящихся к другим товарам, иных документов, не имеющих юридической силы, а равно использование поддельных таможенных пломб, печатей, маркировки, штампов и иных средств идентификации или подлинных средств идентификации, относящихся к другим товарам), недекларирование (умышленное незаявление в установленной форме в таможенной декларации о перемещаемых через таможенную границу предметах) или недостоверное декларирование (заявление заведомо ложных сведений о товарах и транспортных средствах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для указанных выше таможенных целей (например, готовые изделия перемещаются под видом комплектующих деталей, сырья и т.п.)).

5. Момент окончания преступления следует определять как момент перемещения предмета преступления через соответствующую границу.

6. При контрабанде, совершенной должностным лицом с использованием своего служебного положения (п. «а» ч. 2), субъектом преступления выступают: а) работники таможенной службы, осуществляющие таможенный контроль, таможенное оформление и проводящие таможенную идентификацию товаров или транспортных средств, либо работники пограничной службы; б) должностные лица, освобожденные от некоторых форм таможенного контроля.

7. Квалификацией по п. «б» ч. 2 охватывается нанесение лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, побоев, совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, умышленное причинение легкого, средней тяжести и тяжкого вреда здоровью (ч. 1 ст. 111 УК РФ).

СТ 227 НК РФ.

1. Исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят следующие налогоплательщики:

1) физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности;

2) нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, — по суммам доходов, полученных от такой деятельности.

2. Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса.

3. Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода, а также сумм авансовых платежей по налогу, фактически уплаченных в соответствующий бюджет.

4. Убытки прошлых лет, понесенные физическим лицом, не уменьшают налоговую базу.

5. Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в сроки, установленные статьей 229 настоящего Кодекса.

6. Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

7. Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, по итогам первого квартала, полугодия, девяти месяцев исчисляют сумму авансовых платежей исходя из ставки налога, фактически полученных доходов, профессиональных и стандартных налоговых вычетов, а также с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей.

8. Авансовые платежи по итогам первого квартала, полугодия, девяти месяцев уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего соответственно за первым кварталом, полугодием, девятью месяцами налогового периода.

9 — 10. Утратили силу с 1 января 2020 года. — Федеральный закон от 15.04.2019 N 63-ФЗ.

Комментарий к Ст. 227 Налогового кодекса

В статье 227 НК РФ определены особенности исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц отдельными категориями физических лиц.

Анализируя пункт 1 статьи 227 НК РФ, Минфин России разъяснил, что если организация, при посредстве которой физическое лицо осуществляет операции с ценными бумагами, относится к одной из вышеуказанных категорий лиц, она является налоговым агентом и обязана исчислить сумму налога на доходы физических лиц, удержать ее из дохода налогоплательщика и перечислить в бюджет независимо от того, является физическое лицо индивидуальным предпринимателем или нет.

В случае если физическое лицо является индивидуальным предпринимателем, доходы от операций с ценными бумагами при расчете налоговой базы от предпринимательской деятельности вторично не учитываются (см. письмо от 10.02.2011 N 03-04-05/4-74).

В письме от 01.02.2011 N 03-04-06/3-14 контролирующий орган указал, что при получении индивидуальными предпринимателями от организации доходов от осуществления предпринимательской деятельности организация не признается налоговым агентом, поскольку в данной ситуации исчисление и уплату налога на доходы физических лиц налогоплательщики осуществляют самостоятельно.

При этом в документах, являющихся основанием для выплаты дохода, должно быть отражено, что такая выплата была произведена индивидуальному предпринимателю в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности.

НК РФ не устанавливает обязанности лиц, не являющихся налоговыми агентами, представлять в налоговый орган сведения о полученных от них налогоплательщиками доходах.

Аналогичная позиция содержится в письме Минфина России от 29.12.2010 N 03-04-06/6-321.

Как отметило налоговое ведомство, самостоятельное исчисление и уплату налога в соответствии с положениями пункта 1 статьи 227 НК РФ производят зарегистрированные в установленном порядке индивидуальные предприниматели в отношении доходов, полученных ими от их профессиональной деятельности.

Упомянутые в Законе выплаты к доходам от предпринимательской деятельности не относятся, так как они не производятся в связи с осуществлением поставок товаров, выполнением работ и оказанием услуг.

Таким образом, на такие выплаты положения статьи 227 НК РФ не распространяются (см. письмо от 05.05.2010 N ШС-37-3/1192).

В письме от 19.03.2010 N 03-04-06/2-40 официальный орган пояснил, что организация-брокер, выплачивающая физическому лицу доход от операций ценными бумагами в рамках действующего договора на брокерское обслуживание, является налоговым агентом и независимо от статуса физического лица обязана исчислить, удержать у налогоплательщика и перечислить в бюджет сумму налога.

Исчисление налога производится с применением ставки, установленной статьей 224 НК РФ.

В письме от 25.11.2009 N 03-04-05-01/828 финансовое ведомство заметило, что адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, по суммам доходов, полученных от такой деятельности, самостоятельно осуществляют исчисление и уплату налога на доходы физических лиц в соответствии со статьей 227 НК РФ.

Доходы, полученные по договору на выполнение работ по взысканию дебиторской задолженности, заключенному с организацией до вступления в адвокатуру, не относятся к доходам, полученным от осуществления адвокатской деятельности.

Обязанность по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет сумм налога на доходы физических лиц на основании статьи 226 НК РФ возлагается на организацию, осуществляющую выплату такого дохода физическому лицу.

В письме Минфина России от 03.03.2014 N 03-11-11/8830 рассмотрен вопрос о налогообложении налогом, уплачиваемым при применении УСН, и НДФЛ доходов арбитражного управляющего, зарегистрированного в качестве ИП. Налоговый орган указал, что доходы арбитражного управляющего, полученные от деятельности в качестве арбитражного управляющего, облагаются налогом на доходы физических лиц в порядке, установленном главой 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ. В случае если гражданин, являющийся арбитражным управляющим, также осуществляет предпринимательскую деятельность, то в отношении указанной предпринимательской деятельности он может применять упрощенную систему налогообложения в общеустановленном главой 26.2 НК РФ порядке. (Аналогичная позиция изложена в письме Минфина России от 10.02.2014 N 03-11-11/5129.)

В письме Минфина России от 30.04.2013 N 03-11-11/15591 дополнительно указывается, что доходы арбитражного управляющего, полученные с 1 января 2011 г. от деятельности в качестве арбитражного управляющего, облагаются налогом на доходы физических лиц в порядке, установленном главой 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ.

А в письме от 26.11.2008 N 03-04-06-01/354 Минфин России указал, что оценщик, занимающийся частной практикой, обязан самостоятельно производить исчисление и уплату налога на доходы физических лиц по суммам доходов, полученных от такой деятельности, в порядке, предусмотренном статьей 227 НК РФ.

В письме от 25.11.2008 N 03-11-04/2/179 финансовое ведомство разъяснило, что при получении физическим лицом дохода от операций купли-продажи ценных бумаг исчисление и уплата налога производится в соответствии с положениями статьи 214.1 НК РФ вне зависимости от того, осуществляет ли физическое лицо — получатель дохода операции с ценными бумагами в качестве индивидуального предпринимателя или нет.

В письме от 29.09.2008 N 03-04-06-01/286 контролирующий орган заметил, что в соответствии со статьей 214.1 НК РФ налоговыми агентами признаются брокеры, доверительные управляющие, управляющие компании, осуществляющие доверительное управление имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд, или иные лица, совершающие операции по договору поручения, по иному подобному договору в пользу налогоплательщика — физического лица.

Таким образом, если организация, выплачивающая физическому лицу доход от реализации ценных бумаг, относится к одной из вышеуказанных категорий лиц, она является налоговым агентом и обязана исчислить, удержать у налогоплательщика и перечислить сумму налога на доходы физических лиц в бюджет в соответствии с положениями статьи 226 НК РФ, а также представить в налоговый орган сведения об указанных доходах физического лица.

Как заметило налоговое ведомство, если физическое лицо работает в частном детективном агентстве по трудовому договору, а также зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя (вид деятельности — частный детектив), то оно обязано представить налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц в порядке и сроки, которые установлены НК РФ. Причем эта обязанность не зависит от получения физическим лицом дохода от осуществления предпринимательской деятельности (см. письмо от 22.05.2008 N 28-10/049453).

В письме Минфина России от 05.08.2013 N 03-04-05/31310 разъясняется, что при выплате пособий по временной нетрудоспособности в пользу нотариусов нотариальная палата признается налоговым агентом. На нотариальную палату возлагаются обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в соответствующий бюджет сумм налога на доходы физических лиц.

Судебная практика.

На практике у организаций-работодателей возникают вопросы об удержании налога на доходы физических лиц, в частности, должна ли организация-работодатель удерживать налог на доходы физических лиц с вознаграждения, которое выплачивается предпринимателю, в случае если обязанности по трудовому договору и гражданско-правовому договору совпадают?

По данному вопросу отсутствует официальная позиция, однако есть две точки зрения арбитражных судов.

Так, в Постановлении ФАС Уральского округа от 15.09.2008 N Ф09-6632/08-С2 пришел к выводу о формальности указанных договоров, выполнении ими работ в рамках трудовых отношений и получении в связи с этим заработной платы. Поэтому с полученного дохода работодатель должен был удержать и перечислить налог на доходы физических лиц.

Однако по данному вопросу есть и другая точка зрения.

В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 22.05.2008 N А05-8046/2007 пришел к выводу, что физические лица, выполняя обязанности на основании заключенных с организацией трудовых договоров, одновременно (как предприниматели) выполняли для организации работы по гражданско-правовым договорам. Судом был отклонен довод налогового органа о том, что вознаграждение за выполненные предпринимателями подрядные работы является формой оплаты их труда как штатных работников организации и подлежит включению в базу, облагаемую налогом на доходы физических лиц.

Официальная позиция.

В письме Минфина России от 21.01.2013 N 03-04-07/4-8 обращается внимание, что рыночные цены, определяемые в соответствии с главой 14.2 НК РФ при совершении сделок между взаимозависимыми лицами, учитываются физическими лицами, перечисленными в статье 227 НК РФ, при указании ими сумм доходов в налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц при ее представлении по истечении календарного года (налогового периода по налогу на доходы физических лиц) в налоговый орган.

На основании пункта 2 статьи 227 НК РФ налогоплательщики, указанные в пункте 1 комментируемой статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 НК РФ.

Официальная позиция.

В письме ФНС России от 19.11.2012 N НД-4-8/19411@ рассмотрен вопрос о принудительном взыскании с индивидуального предпринимателя авансовых платежей по НДФЛ. По данному вопросу контролирующий орган дал нижеследующее разъяснение.

Налоговое законодательство разграничивает понятия налога и авансового платежа, предусматривая различные сроки их уплаты. Авансовые платежи являются промежуточными платежами, уплачиваемыми в течение налогового периода, следовательно, в силу статьи 11 НК РФ неуплаченный авансовый платеж не является недоимкой по налогу. Кроме того, законодательство о налогах и сборах не содержит норм, предусматривающих право налоговых органов взыскивать с налогоплательщика в принудительном порядке суммы авансовых платежей по НДФЛ.

Анализируя пункт 3 статьи 227 НК РФ, Минфин России разъяснил, что авансовые платежи по налогу на доходы физических лиц рассчитываются налоговыми органами исходя из сумм предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или суммы фактически полученного дохода за предыдущий налоговый период, а исчисление и уплата налога по окончании налогового периода производятся налогоплательщиком самостоятельно с учетом сумм авансовых платежей, фактически уплаченных в соответствующий бюджет (см. письмо от 24.12.2008 N 03-04-05-01/471).

Пункт 4 комментируемой статьи устанавливает императивное правило, согласно которому убытки прошлых лет, понесенные физическим лицом, не уменьшают налоговую базу по НДФЛ.

Судебная практика.

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 08.10.2013 N 3920/13 разъясняется, что предоставление индивидуальным предпринимателям права выбора метода признания доходов и расходов при общем режиме налогообложения необходимо также постольку, поскольку в силу пункта 4 статьи 227 НК РФ индивидуальные предприниматели при получении убытка в текущем налоговом периоде не имеют права на уменьшение на сумму этого убытка доходов будущих периодов. Данный убыток может возникнуть в том числе ввиду особенностей налогового учета и признания фактически понесенных расходов ранее момента получения дохода от реализации товаров (работ, услуг), для изготовления (выполнения, оказания) которых эти расходы были понесены.

Согласно пункту 5 статьи 227 НК РФ налоговый орган заметил, что индивидуальный предприниматель, зарегистрированный и осуществляющий в г. Москве такие виды предпринимательской деятельности, как оптовая и розничная торговля, грузоперевозки, обязан представлять налоговую отчетность и уплачивать налоги в соответствии с выбранным режимом налогообложения по месту своего жительства (см. письмо от 09.02.2010 N 20-14/2/013281@).

Аналогичная позиция содержится в письме УФНС РФ по г. Москве от 05.03.2009 N 20-14/2/019619, согласно которой индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в Краснодаре, осуществляя розничную торговлю в Москве, обязан представлять налоговую отчетность и уплачивать налоги в соответствии с выбранным режимом налогообложения по месту своего жительства, то есть в Краснодаре.

В письме от 08.06.2006 N 04-2-03/121 налоговое ведомство указало, что граждане, зарегистрированные по месту пребывания и при этом имеющие регистрацию по месту жительства в Российской Федерации, для получения социальных и имущественных налоговых вычетов представляют налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц в налоговый орган по месту жительства.

Судебная практика.

На практике у индивидуальных предпринимателей возникают вопросы, в частности, о том, необходимо ли подавать налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц, в случае если доход в налоговом периоде не получен и суммы налога к уплате нет.

По данному вопросу есть официальная позиция, изложенная в письме от 23.07.2008 N 03-04-05-01/271, согласно которой для лиц, зарегистрированных в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, особенности исчисления сумм налога, порядок и сроки его уплаты установлены статьей 227 НК РФ.

При этом для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, освобождение от представления декларации в налоговый орган не предусмотрено.

Таким образом, индивидуальный предприниматель должен подавать налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц в любом случае, в частности, в случае если доход в налоговом периоде не получен и суммы налога к уплате нет.

В правоприменительной практике у индивидуальных предпринимателей возникают и иные вопросы по поводу налоговой декларации, например, индивидуальный предприниматель не вел свою деятельность в течение всего налогового периода.

Должен ли индивидуальный предприниматель в данном случае подавать налоговую декларацию?

По данному вопросу отсутствует официальная позиция, однако есть судебные решения.

Так, в своем Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 26.10.2010 N А66-3075/2010 пришел к выводу о том, что предприниматель не обязан представлять декларацию по налогу на доходы физических лиц, если не вел деятельность в течение всего налогового периода.

В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 17.05.2006 N А26-9328/2005-28 также пришел к выводу о том, что индивидуальные предприниматели, не осуществляющие в течение всего налогового периода деятельность, облагаемую налогом на доходы физических лиц, не являются плательщиками этого налога и, соответственно, не обязаны представлять в налоговые органы соответствующую декларацию.

При анализе пункта 6 статьи 227 НК РФ налоговое ведомство разъяснило, что уплата налога на доходы физических лиц как за себя, так и с выплаченных физическим лицам доходов производится индивидуальным предпринимателем в налоговую инспекцию по месту учета. Об этом сказано в пункте 7 статьи 226 и пункте 6 статьи 227 НК РФ.

Исключением является случай, когда индивидуальный предприниматель регистрируется в налоговом органе по месту осуществления деятельности с применением системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, где он является налоговым агентом, в отношении доходов наемных работников, привлеченных им для осуществления деятельности. В этом случае индивидуальный предприниматель обязан уплачивать налог на доходы физических лиц, удержанный из доходов указанных работников, по месту постановки на учет в качестве плательщика единого налога на вмененный доход (см. письмо от 09.02.2010 N 20-14/2/013281@).

При анализе пункта 7 статьи 227 НК РФ Минфин России отметил, что нотариусы, занимающиеся частной практикой, в случае появления в течение года доходов, полученных от занятия частной практикой, обязаны представить налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от данной деятельности в текущем налоговом периоде в налоговый орган в пятидневный срок по истечении месяца со дня появления таких доходов. При этом сумма предполагаемого дохода определяется налогоплательщиком (см. письмо от 31.03.2011 N 03-04-05/8-200).

Официальная позиция.

В письме Минфина России от 17.01.2013 N 03-04-05/3-29 разъясняется, что обязанность представления арбитражным управляющим налоговой декларации с указанием суммы предполагаемого дохода от деятельности в качестве арбитражного управляющего возникает с момента фактического получения дохода арбитражным управляющим от такой деятельности. Арбитражный управляющий при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц вправе уменьшить сумму доходов, полученную от осуществления деятельности в качестве арбитражного управляющего в деле о банкротстве, на профессиональный налоговый вычет в сумме расходов, фактически понесенных им при исполнении возложенных на него обязанностей в указанном деле о банкротстве, в том числе и в случае, когда такие расходы были понесены в предшествующем налоговом периоде.

Судебная практика.

В Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2013 N 17АП-5068/2013-АК разъясняется, что согласно пункту 7 статьи 227 НК РФ в случае появления в течение года у физических лиц, зарегистрированных в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, налогоплательщики обязаны представить налоговую декларацию по форме 4-НДФЛ с указанием суммы предполагаемого дохода от указанной деятельности в текущем налоговом периоде в налоговый орган в пятидневный срок по истечении месяца со дня появления таких доходов. При этом сумма предполагаемого дохода определяется налогоплательщиком.

Таким образом, налоговое законодательство разграничивает понятия налога и авансового платежа, предусматривая различные сроки их уплаты. Авансовые платежи являются промежуточными платежами, уплачиваемыми в течение налогового периода, соответственно, в силу статьи 11 НК РФ неуплаченный авансовый платеж не может являться недоимкой по налогу.

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2013 N 17АП-5068/2013-АК было оставлено без изменения решением вышестоящего суда — Постановлением ФАС Уральского округа от 16.10.2013 N Ф09-9706/13.

На основании пункта 8 статьи 227 НК РФ в случае появления в течение года у налогоплательщиков, указанных в пункте 1 комментируемой статьи, доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности или от занятия частной практикой, налогоплательщики обязаны представить налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от указанной деятельности в текущем налоговом периоде в налоговый орган в пятидневный срок по истечении месяца со дня появления таких доходов. При этом законодатель установил, что сумма предполагаемого дохода определяется налогоплательщиком.

Анализируя пункт 8 статьи 227 НК РФ, Минфин России разъяснил, что НК РФ не предусмотрена уплата авансовых платежей индивидуальным предпринимателем в случае, если налоговое уведомление не получено им в установленном порядке (см. письмо от 15.04.2011 N 03-04-05/3-266).

В письме от 08.04.2009 N 20-14/2/033346@ налоговое ведомство пояснило, что начисление пеней на сумму авансовых платежей производится исходя из суммы подлежащего уплате в бюджет налога на доходы физических лиц, исчисленного на основании фактически полученного налогоплательщиком в налоговом периоде дохода.

А в письме от 24.12.2008 N 03-04-05-01/471 финансовое ведомство заметило, что авансовые платежи по налогу на доходы физических лиц рассчитываются налоговыми органами исходя из сумм предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или суммы фактически полученного дохода за предыдущий налоговый период, а исчисление и уплата налога по окончании налогового периода производятся налогоплательщиком самостоятельно с учетом сумм авансовых платежей, фактически уплаченных в соответствующий бюджет.

Судебная практика.

На практике у налоговых агентов возникают вопросы, в частности, в случае неуплаты авансовых платежей будет ли возникать недоимка по налогу на доходы физических лиц.

НК РФ не дает ответ на вопрос о том, будет ли возникать недоимка по налогу на доходы физических лиц в случае неуплаты авансовых платежей.

По данному вопросу отсутствует официальная позиция, однако есть сложившаяся судебная арбитражная практика.

Так, в своем Постановлении ФАС Московского округа от 17.12.2010 N КА-А40/16032-10 пришел к выводу о том, что налоговое законодательство разграничивает понятия налога и авансового платежа, предусматривая различные сроки их уплаты. Авансовые платежи являются промежуточными платежами, уплачиваемыми в течение налогового периода, соответственно, в силу статьи 11 НК РФ неуплаченный авансовый платеж не может являться недоимкой по налогу.

Кроме того, ФАС Московского округа отметил, что из норм НК РФ не усматривается право налоговых органов взыскивать с налогоплательщика в принудительном порядке суммы авансовых платежей по налогу на доходы физических лиц.

В Постановлении ФАС Центрального округа от 21.04.2010 N А68-12673/09 также пришел к аналогичному выводу.

Таким образом, исходя из сложившейся судебной арбитражной практики, следует, что в случае неуплаты авансовых платежей недоимка по налогу на доходы физических лиц возникать не будет.

Пункт 9 комментируемой статьи устанавливает сроки уплаты авансовых платежей налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений. Законодатель установил следующие сроки:

1) за январь — июнь — не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;

2) за июль — сентябрь — не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;

3) за октябрь — декабрь — не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.

В пункте 10 комментируемой статьи законодатель установил, что в случае значительного (более чем на 50 процентов) увеличения или уменьшения в налоговом периоде дохода налогоплательщик обязан представить новую налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от осуществления деятельности, указанной в пункте 1 статьи 227 НК РФ, на текущий год. В этом случае налоговый орган производит перерасчет сумм авансовых платежей на текущий год по ненаступившим срокам уплаты.

Официальная позиция.

В письме ФНС России от 06.11.2012 N ЕД-4-3/18684@ рассмотрен вопрос о порядке перерасчета сумм авансовых платежей по НДФЛ по ненаступившим срокам уплаты на основании корректирующей налоговой декларации о предполагаемом доходе физического лица в случае значительного (более чем на 50 процентов) увеличения или уменьшения в налоговом периоде дохода. По данному вопросу контролирующий орган дал нижеследующее разъяснение.

Перерасчет сумм авансовых платежей по налогу на доходы физических лиц на основании корректирующей налоговой декларации о предполагаемом доходе физического лица в случае значительного (более чем на 50 процентов) увеличения или уменьшения в налоговом периоде дохода следует производить по ненаступившим срокам уплаты с учетом указанных положений статьи 52 НК РФ, то есть в рассматриваемом случае по срокам не позднее 15 октября текущего года и 15 января следующего года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *