2 ст 358 НК РФ

Определение Верховного Суда РФ от 05.06.2017 N 307-КГ17-5725 по делу N А21-4300/2016 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконными действий налогового органа по взысканию транспортного налога и пеней за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, и о признании недействительным и не подлежащим исполнению инкассового поручения налогового органа. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку суд пришел к правильному выводу о наличии у налогового органа права на совершение действий по взысканию транспортного налога и пеней за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, и вынесении оспариваемого предписания.

Учитывая установленные обстоятельства, руководствуясь положениями статей 38, 45, 46, 69, 70, 101, 104, 357, 358 Налогового кодекса, разъяснениями, изложенными в пункте 52 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у налогового органа права на совершение действий по взысканию транспортного налога и пеней за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, и вынесении оспариваемого предписания, с чем согласились суды апелляционной инстанции и округа.

Определение Конституционного Суда РФ от 26.01.2017 N 149-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Исмагилова Марата Нагимовича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации, а также положением Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним»

Федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика (статьи 357 и 358), что само по себе не может расцениваться как нарушение прав налогоплательщиков (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 23 июня 2009 года N 835-О-О, от 29 сентября 2011 года N 1267-О-О, от 24 декабря 2012 года N 2391-О и др.).

Определение Конституционного Суда РФ от 24.11.2016 N 2513-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Мещеринова Виктора Павловича на нарушение его конституционных прав статьями 356 — 363.1 Налогового кодекса Российской Федерации»

Федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог и, в частности, закрепляя его экономические и правовые характеристики, признал объектом налогообложения зарегистрированные на налогоплательщика транспортные средства (статьи 357 и 358), что само по себе не может расцениваться как нарушение прав налогоплательщиков (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2004 года N 451-О, от 23 июня 2009 года N 835-О-О, от 29 сентября 2011 года N 1267-О-О, от 24 декабря 2012 года N 2391-О и др.). Разрешение же вопроса об изменении существенных элементов налогового обязательства либо отмене того или иного налога не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации.

Определение Верховного Суда РФ от 19.09.2016 N 304-КГ16-11095 по делу N А46-10079/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке постановления по делу о признании недействительным решения о привлечении к налоговой ответственности в части доначисления сумм налогов, пени и налоговых санкций. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, так как суды пришли к правильному выводу о том, что заявитель в проверяемый период не соответствовал понятию «сельскохозяйственный товаропроизводитель», поскольку в действительности не осуществлял сельскохозяйственное производство в кооперации с иными лицами.

Основанием для принятия решения в обжалуемой части послужили выводы инспекции о том, что в нарушение статьи 346.2, пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации, общество неправомерно исчислило налог на прибыль по налоговой ставке 0 процентов и не исчислило транспортный налог в связи с отнесением себя к числу сельскохозяйственных товаропроизводителей, тогда как фактически общество таковым не является.

Определение Конституционного Суда РФ от 23.06.2016 N 1188-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Аленичева Сергея Викторовича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации»

Федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика (статьи 357 и 358), что само по себе не может расцениваться как нарушение прав налогоплательщиков (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 23 июня 2009 года N 835-О-О, от 29 сентября 2011 года N 1267-О-О, от 24 декабря 2012 года N 2391-О и др.). Разрешение же вопроса об изменении существенных элементов налогового обязательства либо отмене того или иного налога не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации.

Постановление Конституционного Суда РФ от 31.05.2016 N 14-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 31.1 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн» и статьи 12.21.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы»

В отличие от транспортного налога, объектом обложения которым является транспортное средство вне зависимости от пройденного им за налоговый период расстояния, а основным критерием (базой) для целей обложения этим налогом — мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (статьи 357 и 358, подпункт 1 пункта 1 статьи 359 Налогового кодекса Российской Федерации), а также в отличие от акциза на бензин и дизельное топливо, объектом обложения которым является реализация (передача) произведенных подакцизных товаров (пункт 1 статьи 182 Налогового кодекса Российской Федерации), в качестве объекта платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, выступает движение большегрузного транспортного средства по таким автомобильным дорогам. Учитывая, что объекты обложения названными публичными платежами не совпадают, нет оснований полагать, что в данном случае в отношении собственников (владельцев) большегрузных транспортных средств применяется двойное обложение.

Определение Конституционного Суда РФ от 26.04.2016 N 873-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Муфтахова Игоря Рифовича на нарушение его конституционных прав статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьями 357 и 358 Налогового кодекса Российской Федерации»

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин И.Р. Муфтахов оспаривает конституционность статьи 210 ГК Российской Федерации, возлагающей на собственника бремя содержания принадлежащего ему имущества, а также статей 357 и 358 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющих понятие налогоплательщика и объекта налогообложения для целей уплаты транспортного налога.

Статья 356. Общие положения

Часть I Часть II

Транспортный налог (далее в настоящей главе — налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.

При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Статья 357. Налогоплательщики

Часть I Часть II

Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе — налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования настоящего Федерального закона, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.

Не признаются налогоплательщиками UEFA (Union of European Football Associations) и дочерние организации UEFA в период по 31 декабря 2020 года включительно, FIFA (Federation Internationale de Football Association) и дочерние организации FIFA, указанные в Федеральном законе «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Не признаются налогоплательщиками конфедерации, национальные футбольные ассоциации (в том числе Российский футбольный союз), Организационный комитет «Россия-2018», дочерние организации Организационного комитета «Россия-2018», производители медиаинформации FIFA, поставщики товаров (работ, услуг) FIFA, определенные Федеральным законом «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в отношении транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности и используемых только в целях осуществления мероприятий, предусмотренных указанным Федеральным законом, а также в период по 31 декабря 2020 года включительно Российский футбольный союз, локальная организационная структура, коммерческие партнеры UEFA, поставщики товаров (работ, услуг) UEFA и вещатели UEFA, определенные указанным Федеральным законом, в отношении транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности и используемых только в целях осуществления мероприятий по подготовке и проведению в Российской Федерации чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года, предусмотренных указанным Федеральным законом.

Статья 358. Объект налогообложения

Часть I Часть II

1. Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе — транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Не являются объектом налогообложения:

1) утратил силу согласно Федеральному закону от 15.04.2019 № 63-ФЗ;

2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;

3) промысловые морские и речные суда;

4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;

5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;

6) транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;

7) транспортные средства, находящиеся в розыске, а также транспортные средства, розыск которых прекращен, с месяца начала розыска соответствующего транспортного средства до месяца его возврата лицу, на которое оно зарегистрировано. Факты угона (кражи), возврата транспортного средства подтверждаются документом, выдаваемым уполномоченным органом, или сведениями, полученными налоговыми органами в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса;

8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;

9) суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;

10) морские стационарные и плавучие платформы, морские передвижные буровые установки и буровые суда;

11) суда, зарегистрированные в Российском открытом реестре судов лицами, получившими статус участника специального административного района в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 291-ФЗ «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края»;

12) воздушные суда, зарегистрированные в Государственном реестре гражданских воздушных судов лицами, получившими статус участника специального административного района в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 291-ФЗ «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края».

Статья 359. Налоговая база

Часть I Часть II

1. Налоговая база определяется:

1) в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), — как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;

1.1) в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, — как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы;

2) в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, — как валовая вместимость;

3) в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 настоящего пункта, — как единица транспортного средства.

2. В отношении транспортных средств, указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.

В отношении транспортных средств, указанных в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно.

Статья 360. Налоговый период. Отчетный период

Часть I Часть II

1. Налоговым периодом признается календарный год.

2. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал.

3. При установлении налога законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе не устанавливать отчетные периоды.

Статья 361. Налоговые ставки

Часть I Часть II

1. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну, одну единицу валовой вместимости транспортного средства или одну единицу транспортного средства в следующих размерах:

2. Налоговые ставки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз.

Указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов Российской Федерации не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно.

3. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.

Количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска транспортного средства.

4. В случае, если налоговые ставки не определены законами субъектов Российской Федерации, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в пункте 1 настоящей статьи.

Статья 361.1. Налоговые льготы

Часть I Часть II

1 — 2. Утратили силу согласно Федеральному закону от 03.07.2016 № 249-ФЗ.

3. Налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу. Указанные заявление и документы могут быть представлены в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

В случае, если документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, в налоговом органе отсутствуют, в том числе не представлены налогоплательщиком самостоятельно, налоговый орган по информации, указанной в заявлении налогоплательщика о предоставлении налоговой льготы, запрашивает сведения, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, у органов и иных лиц, у которых имеются эти сведения.

Орган или иное лицо, получившие запрос налогового органа о представлении сведений, подтверждающих право налогоплательщика на налоговую льготу, исполняет его в течение семи дней со дня получения или в тот же срок сообщает в налоговый орган о причинах неисполнения запроса.

Налоговый орган в течение трех дней со дня получения указанного сообщения обязан проинформировать налогоплательщика о неполучении по запросу сведений, подтверждающих право этого налогоплательщика на налоговую льготу, и о необходимости представления налогоплательщиком подтверждающих документов в налоговый орган.

Заявление о предоставлении налоговой льготы рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения. В случае направления налоговым органом запроса, предусмотренного настоящим пунктом, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе продлить срок рассмотрения заявления о предоставлении налоговой льготы не более чем на 30 дней, уведомив об этом налогоплательщика.

По результатам рассмотрения заявления о предоставлении налоговой льготы налоговый орган направляет налогоплательщику способом, указанным в этом заявлении, уведомление о предоставлении налоговой льготы либо сообщение об отказе от предоставления налоговой льготы.

В уведомлении о предоставлении налоговой льготы должны быть указаны основания предоставления налоговой льготы, объекты налогообложения и периоды, применительно к которым предоставляется налоговая льгота. В сообщении об отказе от предоставления налоговой льготы должны быть указаны основания отказа от предоставления налоговой льготы, объекты налогообложения, а также период, начиная с которого налоговая льгота не предоставляется.

Формы заявлений налогоплательщиков — организаций и физических лиц о предоставлении налоговых льгот, порядок их заполнения, форматы представления таких заявлений в электронной форме, формы уведомления о предоставлении налоговой льготы, сообщения об отказе от предоставления налоговой льготы утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В случае, если налогоплательщик — физическое лицо, имеющий право на налоговую льготу, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Статья 362. Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу

Часть I Часть II

1. Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками — физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами (организациями, должностными лицами), осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

2. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками-организациями, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода.

Исчисление суммы налога производится с учетом повышающего коэффициента:

1,1 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов до 5 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 3 лет;

2 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 5 миллионов до 10 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет;

3 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 10 миллионов до 15 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет;

3 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 15 миллионов рублей, с года выпуска которых прошло не более 20 лет.

При этом исчисление сроков, указанных в настоящем пункте, начинается с года выпуска соответствующего легкового автомобиля.

Порядок расчета средней стоимости легковых автомобилей для целей настоящей главы определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли. Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей, подлежащий применению в очередном налоговом периоде, размещается не позднее 1 марта очередного налогового периода на официальном сайте указанного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

2.1. Налогоплательщики-организации исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки с учетом повышающего коэффициента, указанного в пункте 2 настоящей статьи.

3. В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Если регистрация транспортного средства произошла до 15-го числа соответствующего месяца включительно или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства.

Если регистрация транспортного средства произошла после 15-го числа соответствующего месяца или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте.

4 — 5. Утратили силу согласно Федеральному закону от 23.07.2013 № 248-ФЗ.

6. Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

1. Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе — транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Не являются объектом налогообложения:

1) утратил силу с 1 января 2020 года. — Федеральный закон от 15.04.2019 N 63-ФЗ;

2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;

3) промысловые морские и речные суда;

4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;

5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;

6) транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;

7) транспортные средства, находящиеся в розыске, а также транспортные средства, розыск которых прекращен, с месяца начала розыска соответствующего транспортного средства до месяца его возврата лицу, на которое оно зарегистрировано. Факты угона (кражи), возврата транспортного средства подтверждаются документом, выдаваемым уполномоченным органом, или сведениями, полученными налоговыми органами в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса;

8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;

9) суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;

10) морские стационарные и плавучие платформы, морские передвижные буровые установки и буровые суда;

11) суда, зарегистрированные в Российском открытом реестре судов лицами, получившими статус участника специального административного района в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 291-ФЗ «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края»;

12) воздушные суда, зарегистрированные в Государственном реестре гражданских воздушных судов лицами, получившими статус участника специального административного района в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 291-ФЗ «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края».

См. все связанные документы >>>

Государственная регистрация автомототранспортных средств и других видов самоходной техники осуществляется в соответствии и в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации».

Органами государственной регистрации наземных транспортных средств являются:

— подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России в отношении автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования;

— органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации в отношении тракторов, самоходных дорожно-строительных машин и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования.

Согласно статье 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» допуск наземных транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении, осуществляется путем их регистрации в уполномоченных органах и выдачи соответствующих документов.

Таким образом, до момента регистрации автотранспортного средства в уполномоченных органах оно не допускается к участию в дорожном движении.

СТ 363 НК РФ.

1. Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.

Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу для налогоплательщиков-организаций устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. При этом срок уплаты налога не может быть установлен ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 363.1 настоящего Кодекса.

Налог подлежит уплате налогоплательщиками — физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

2. В течение налогового периода налогоплательщики-организации уплачивают авансовые платежи по налогу, если законами субъектов Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики-организации уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 362 настоящего Кодекса.

Абзац утратил силу с 1 января 2019 года. — Федеральный закон от 03.07.2016 N 249-ФЗ (ред. 30.09.2017).

3. Налогоплательщики — физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

Возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с перерасчетом суммы налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном статьями 78 и 79 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 363 Налогового кодекса

Согласно пункту 1 статьи 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащего уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

В соответствии с пунктом 1 статьи 363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся организациями, не может быть установлен ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 363.1 НК РФ.

Внимание!

Уплата налога производится в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации по месту нахождения транспортных средств. Исчисленная сумма транспортного налога подлежит зачислению в бюджет указанного субъекта Российской Федерации.

Как указано в Методических рекомендациях, сумма налога, исчисленная исходя из налоговой базы (определяемой по окончании налогового периода), налоговой ставки (установленной законом субъекта Российской Федерации), а также особенностей исчисления транспортного налога и налоговых льгот (установленных законом субъекта Российской Федерации), подлежит уплате в бюджет субъекта Российской Федерации в сроки, установленные законом субъекта Российской Федерации.

Поскольку окончательная сумма налога исчисляется по окончании налогового периода (количество полных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, можно определить только по истечении налогового периода), сроки уплаты налога, установленные законами субъектов Российской Федерации, применяются как сроки уплаты окончательной суммы налога в году, следующем за истекшим налоговым периодом.

Законом субъекта Российской Федерации может быть установлен порядок уплаты налога, предусматривающий уплату в течение налогового периода платежей по налогу.

В этом случае законом субъекта Российской Федерации должны быть определены сроки уплаты платежей и порядок исчисления этих текущих платежей.

Официальная позиция.

Как указано в письме МНС России от 06.11.2002 N НА-6-21/1704, НК РФ предусмотрено, что уплата налога может производиться разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном актами законодательства о налогах и сборах.

Главой 28 НК РФ в части порядка уплаты транспортного налога определено только место его уплаты. Остальные элементы порядка уплаты транспортного налога должны быть определены законами субъектов Российской Федерации. В частности, законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрена разовая уплата всей суммы налога по окончании налогового периода либо уплата авансовых (авансового) платежей в течение налогового периода с окончательным перерасчетом налога по окончании налогового периода. В последнем случае в законе субъекта Российской Федерации в обязательном порядке должен быть определен порядок расчета авансовых платежей, а также сроки их уплаты.

Главой 28 НК РФ определено, что сроки уплаты налога устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Таким образом, в законе субъекта Российской Федерации в обязательном порядке должны быть определены сроки (срок) уплаты авансовых платежей (при их введении), а также срок уплаты оставшейся суммы налога (по перерасчету с учетом уплаченных авансовых платежей) по окончании налогового периода.

Налоговый орган обращает внимание, что недопустимо определять сроки уплаты налога (авансовых платежей) с указанием на совершение действий (событий), которые могут не производиться в текущем календарном году или полностью зависеть от волеизъявления налогоплательщика.

Например, установление сроков уплаты налога в зависимости от даты прохождения государственного технического осмотра приведет к уплате транспортного налога 1 раз в два года по новым автотранспортным средствам либо неуплате налога в случае уклонения от прохождения государственного технического осмотра.

Кроме того, по водным и воздушным транспортным средствам установлены иные правила прохождения технического осмотра, нежели для автотранспортных средств.

Налоговый орган обращает внимание, что в соответствии со статьей 362 НК РФ органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, сообщают в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о транспортных средствах и лицах, на которых транспортные средства зарегистрированы, до 1 февраля текущего календарного года.

Учитывая, что транспортный налог является новым в налоговой системе России и для осуществления администрирования данного налога налоговым органам необходимо провести организационные мероприятия по созданию базы данных о налогоплательщиках транспортного налога и транспортных средствах, а также то, что обязанность по уплате налога у физических лиц возникает только с момента вручения налогового уведомления, необходимо, чтобы сроки уплаты налога для физических лиц были установлены не ранее 1 мая (текущего налогового периода — для уплаты авансовых платежей и следующего календарного года — для окончательной уплаты налога).

Налоговый орган считает целесообразным уплату транспортного налога производить в сроки, установленные для уплаты налога на имущество физических лиц и (или) земельного налога.

В соответствии с пунктом 2 статьи 363 НК РФ в течение налогового периода налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают авансовые платежи по налогу, если законами субъектов Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 362 НК РФ.

В арбитражной практике встречаются споры по вопросу о правомерности начисления пени на основании статьи 75 НК РФ за несвоевременную уплату авансовых платежей по транспортному налогу.

Учитывая, что до 01.01.2006 отчетные периоды по транспортному налогу НК РФ не были предусмотрены и на налогоплательщиков не возлагались обязанности по уплате авансовых платежей и представлению расчетов по авансовым платежам по транспортному налогу, правовые основания для начисления и взыскания с налогоплательщиков сумм пени за просрочку уплаты авансовых платежей по транспортному налогу отсутствовали. Данная позиция отражена, в частности, в Постановлении Президиума ВС РФ от 11.05.2005 N 32пв04.

Судебная практика.

Определениями ВС РФ от 17.05.2006 N 59-Г06-4, от 29.03.2006 N 6-Г06-2, 01.02.2006 N 59-Г05-26 признаны недействующими как противоречащие федеральному законодательству положения законов субъектов Российской Федерации, устанавливающие отчетные периоды по транспортному налогу и предусматривающие обязанность налогоплательщиков уплачивать налог в виде авансового платежа до истечения налогового периода.

Пример.

Суть дела.

Налогоплательщик обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным требования налогового органа, которым налогоплательщику предложено уплатить пени за несвоевременную уплату авансовых платежей по транспортному налогу за отчетный период — 1 полугодие 2005 года, уплата которого предусматривалась абзацем 1 пункта 3 статьи 9 Закона Хабаровского края от 26.11.2002 N 70 «О транспортном налоге в Хабаровском крае» (далее — Закон N 70), в редакции, действовавшей до 21.09.2005.

Позиция суда.

Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд исходил из следующего.

Согласно статье 52 НК РФ, налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

Пункт 1 статьи 57 НК РФ предусматривает, что сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.

Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном НК РФ.

В соответствии со статьей 360 НК РФ налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год.

Согласно пункту 1 статьи 363 НК РФ уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

Законом N 70 в нарушение вышеуказанных норм права установлены отчетный период по налогу, которым признается полугодие, и обязанность по уплате авансового платежа по итогам отчетного периода в срок не позднее 10 июля текущего налогового периода.

Правовые последствия, наступающие в случае принятия правовых актов, не соответствующих закону, предусмотрены частью 2 статьи 13 АПК РФ, в соответствии с которой арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.

Поскольку налоговый орган, начисляя налогоплательщику пени за несвоевременную уплату аванса по транспортному налогу за первое полугодие 2005 года, руководствовался положениями статьи 9 Закона N 70, которая противоречит НК РФ, в частности главе 28, то арбитражному суду при рассмотрении заявления акционерного общества о признании недействительным требования налогового органа N 42258 в части уплаты пени в сумме 20687,90 руб. следует руководствоваться положениями вышеназванных норм налогового законодательства, а не Определением ВС РФ от 21.09.2005 N 58-Г05-25, которым также подтверждено, что абзацы 1 — 3 пункта 3 статьи 9 Закона N 70 противоречат федеральному законодательству.

На основании изложенного суд считает, что у налогового органа отсутствовали правовые основания для начисления акционерному обществу спорной суммы пени.

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 01.09.2006 N Ф03-А73/06-2/2776.

Выводы, изложенные в приведенном Постановлении, подтверждаются также судебной практикой.

Например, в Постановлении ФАС Уральского округа от 19.07.2006 N Ф09-2402/06-С1 по делу N А47-14455/05, признавая недействительным решение налогового органа о взыскании транспортного налога за первое полугодие 2005 года за счет денежных средств, находящихся на счетах в банках, суд исходил из того, что по смыслу статей 55, 80 НК РФ авансовые платежи исчисленным налогом не являются и уплачиваются по итогам отчетного, а не налогового периода, то есть авансовый платеж является частью предполагаемого, а не исчисленного налога.

В Постановлении ФАС Уральского округа от 31.10.2006 N Ф09-9727/06-С7 арбитражный суд, признавая неправомерным начисление налоговым органом пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по транспортному налогу в 2004 году, исходил из того, что в силу пункта 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 пеня взыскивается за просрочку уплаты авансовых платежей в случае, если уплата авансовых платежей предусмотрена законом и авансовый платеж исчисляется и уплачивается по итогам отчетного периода на основе налоговой базы в соответствии со статьями 53, 54 НК РФ. Тогда как главой 28 «Транспортный налог» НК РФ до 01.01.2006 не были предусмотрены отчетные периоды и на налогоплательщиков не возлагались обязанности по уплате авансовых платежей и представлению расчетов по авансовым платежам по транспортному налогу. НК РФ также не предоставлял право субъектам Российской Федерации определять отчетные периоды и сроки уплаты авансовых платежей по транспортному налогу по итогу отчетных периодов.

В Постановлении ФАС Уральского округа от 19.01.2006 N Ф09-6176/05-С1 арбитражный суд, признавая недействительным требование об уплате пеней, начисленных на сумму авансовых платежей по транспортному налогу, сослался на то, что положения статьи 75 НК РФ не предусматривают начисление пени за нарушение сроков уплаты авансовых платежей. Следовательно, отсутствуют законные основания, связанные с возможностью взыскания с организации пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по отчетным периодам по транспортному налогу.

В то же время в арбитражной практике отсутствует единый подход к вопросу о правомерности начисления пени по статье 75 НК РФ за просрочку уплаты авансовых платежей по транспортному налогу до 01.01.2006.

Внимание!

В письмах Минфина России от 13.02.2006 N 03-06-04-02/02, от 02.06.2006 N 03-06-02-02/73, от 13.05.2005 N 03-06-04-04/23 изложена позиция об отсутствии правовых оснований для установления отчетных периодов по транспортному налогу законами субъектов Российской Федерации и для начисления пени за просрочку уплаты авансовых платежей по транспортному налогу до внесения изменений в главу 28 «Транспортный налог» НК РФ, вступивших в силу с 01.01.2006, предусматривающих отчетные периоды и авансовые платежи по транспортному налогу.

Пример.

Суть дела.

Налоговым органом в адрес налогоплательщика выставлено требование об уплате транспортного налога и пени за его несвоевременную уплату. Основанием для выставления указанного требования послужила, по мнению налогового органа, образовавшаяся у налогоплательщика недоимка по транспортному налогу за второй и третий кварталы 2004 года по расчетам авансового платежа, представленного налогоплательщиком в налоговый орган.

Частично не согласившись с требованием, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Позиция суда.

Отказывая налогоплательщику в удовлетворении заявления о признании недействительным оспариваемого ненормативного акта налогового органа в части взыскания недоимки по транспортному налогу и пени, суд руководствовался следующим.

На основании статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом, органом государственного внебюджетного фонда или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно статье 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

Плательщиками транспортного налога в соответствии со статьей 357 НК РФ признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

В соответствии со статьей 356 НК РФ транспортный налог устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с НК РФ, законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу.

В силу статьи 360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

На основании положений статьи 52 НК РФ налогоплательщик исчисляет сумму налога по итогам каждого налогового периода на основе налоговой базы, налоговых ставок и налоговых льгот.

Согласно пункту 1 статьи 55 НК РФ налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых вносятся авансовые платежи.

Пунктом 8 статьи 4 Закона Рязанской области от 22.11.2002 N 76-ОЗ «О транспортном налоге на территории Рязанской области» (далее — Закон N 76-ОЗ) установлены отчетные периоды по транспортному налогу, которыми признаются первый, второй и третий кварталы налогового периода.

Из совокупности законодательных предписаний, содержащихся в статьях 4 и 5 Закона N 76-ОЗ, следует, что авансовые платежи по транспортному налогу за 2 квартал 2004 года подлежали уплате до 20.07.2004, за 3 квартал 2004 года — до 15.10.2004.

Доказательств исполнения обязанности по уплате авансовых платежей по транспортному налогу за спорные периоды налогоплательщиком не представлено, в связи с чем суд указал на правомерность требования налогового органа в части взыскания недоимки по транспортному налогу.

Довод налогоплательщика о том, что НК РФ не предоставляет субъектам Российской Федерации право устанавливать отчетные периоды и сроки уплаты транспортного налога по итогам отчетных периодов, правомерно признан судом несостоятельным по следующим основаниям.

Согласно статье 14 НК РФ транспортный налог относится к региональным налогам.

На основании пункта 3 статьи 12 НК РФ при установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов.

Статьей 363 НК РФ установлено, что уплата транспортного налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ.

В силу прямого указания пункта 4 статьи 58 НК РФ порядок уплаты региональных налогов устанавливается законами субъектов Российской Федерации в соответствии с НК РФ.

При этом КС РФ в своем Определении от 09.04.2001 N 82-О указал, что сроки уплаты налогов и сборов согласно пункту 1 статьи 57 НК РФ устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору, при этом в соответствии с пунктом 1 статьи 58 НК РФ уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах. Следовательно, внесение платежей до истечения налогового периода не противоречит общим началам налогового законодательства.

Согласно пункту 1 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

В соответствии с пунктом 3 статьи 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Поскольку материалами дела подтверждается факт несвоевременной уплаты налогоплательщиком авансовых платежей по транспортному налогу по итогам отчетных периодов, налогоплательщику обоснованно начислены пени за период просрочки.

Довод налогоплательщика о том, что пени на авансовые платежи по итогам отчетных периодов в данном случае начисляться не могут ввиду того, что по транспортному налогу налогооблагаемая база поквартально не формируется, несостоятелен, поскольку, как следует из содержания статьи 4 Закона N 76-ОЗ, авансовый платеж по транспортному налогу исчисляется и уплачивается исходя из реальной налоговой базы в соответствии с пунктом 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5.

Постановление ФАС Центрального округа от 29.06.2006 N А54-9116/2006-С3.

В соответствии с пунктом 3 статьи 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

В налоговом уведомлении, вручаемом физическому лицу в срок не позднее 1 июня года налогового периода, указывается:

— сумма налога, исчисленная исходя из данных о транспортных средствах, зарегистрированных по состоянию на 1 января текущего налогового периода. Указанная сумма рассчитывается без учета коэффициента, установленного пунктом 3 статьи 362 НК РФ;

— срок уплаты, определяемый исходя из норм закона субъекта Российской Федерации, даты направления налогового уведомления.

В Методических рекомендациях указано, что в случае если законом субъекта Российской Федерации предусмотрена уплата в течение налогового периода платежей по налогу, то в налоговом уведомлении, вручаемом физическому лицу в срок не позднее 1 июня года налогового периода, указываются:

— суммы платежей по налогу, исчисленные исходя из данных о транспортных средствах, зарегистрированных по состоянию на 1 января текущего налогового периода;

— сроки уплаты платежей по налогу, определяемые исходя из норм закона субъекта Российской Федерации и даты направления налогового уведомления.

По окончании налогового периода физическому лицу вручается новое налоговое уведомление с указанием окончательной суммы налога, подлежащей уплате по истечении налогового периода. Указанная сумма рассчитывается в порядке, установленном НК РФ и законом субъекта Российской Федерации (с учетом в том числе коэффициента, установленного пунктом 3 статьи 362 НК РФ, и налоговых льгот, установленных законом субъекта Российской Федерации). Кроме того, указывается сумма налога, уплаченная в течение налогового периода, сумма налога, подлежащая доплате в бюджет, и срок уплаты налога.

Положения пункта 3 статьи 363 НК РФ применяются в случае, если сумма налога, подлежащая доплате по истечении налогового периода, больше нуля.

В соответствии со статьей 356 НК РФ, вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации вправе определить форму отчетности по налогу.

В случае, если форма налоговой декларации не утверждена законом субъекта Российской Федерации о налоге, то налогоплательщик — юридическое лицо обязано представить в налоговый орган по месту уплаты налога налоговую декларацию по форме, утвержденной МНС России в соответствии с пунктом 3 статьи 80 НК РФ.

СТ 362 НК РФ.

1. Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками — физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами (организациями, должностными лицами), осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

2. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками-организациями, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода.

Исчисление суммы налога производится с учетом повышающего коэффициента:

1,1 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов до 5 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 3 лет;

абзацы 5 — 6 утратили силу с 1 января 2018 г. — Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. N 335-ФЗ

2 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 5 миллионов до 10 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет;

3 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 10 миллионов до 15 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет;

3 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 15 миллионов рублей, с года выпуска которых прошло не более 20 лет.

При этом исчисление сроков, указанных в настоящем пункте, начинается с года выпуска соответствующего легкового автомобиля.

Порядок расчета средней стоимости легковых автомобилей для целей настоящей главы определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли. Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей, подлежащий применению в очередном налоговом периоде, размещается не позднее 1 марта очередного налогового периода на официальном сайте указанного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

2.1. Налогоплательщики-организации исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки с учетом повышающего коэффициента, указанного в пункте 2 настоящей статьи.

3. В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Если регистрация транспортного средства произошла до 15-го числа соответствующего месяца включительно или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства.

Если регистрация транспортного средства произошла после 15-го числа соответствующего месяца или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте.

4. Утратил силу.

5. Утратил силу.

6. Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

Комментарий к Ст. 362 Налогового кодекса

В соответствии с пунктом 1 статьи 362 НК РФ налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Официальная позиция.

Органами государственной регистрации наземных транспортных средств в соответствии с Постановлением Правительства России от 12.08.1994 N 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» на территории России являются:

— подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ в отношении автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования;

— органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации в отношении тракторов, самоходных дорожно-строительных машин и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования.

Определение категорий транспортных средств осуществляется на основании сведений, представляемых соответствующими регистрирующими органами.

Ставки по транспортному налогу устанавливаются законами субъектов Федерации в зависимости от категории и мощности двигателя транспортного средства (статья 361 НК РФ).

Таким образом, в отношении транспортных средств, зарегистрированных в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ, на которые выданы паспорта самоходных транспортных средств, при исчислении транспортного налога применяется налоговая ставка, установленная для категории «другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу».

По транспортным средствам, зарегистрированным в подразделениях ГИБДД МВД России, применяется налоговая ставка, установленная для соответствующей категории автотранспортных средств, согласно регистрационным документам на указанное транспортное средство.

По мнению ФНС России (см. письма от 23.12.2005 N 21-5-07/552 и от 06.07.2007 N 18-0-09/0204), в целях правильного применения ставок транспортного налога при определении категории транспортных средств, зарегистрированных в органах ГИБДД МВД России, необходимо учитывать следующее.

Российская Федерация является договаривающейся стороной международного Соглашения о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний, заключенного в Женеве 20.03.1958.

Классификация транспортных средств, введенная вышеназванным Соглашением, используется в РФ при сертификации транспортных средств. Согласно данной классификации оборудование, перевозимое специальными автомобилями, считается грузом.

Таким образом, специальные автомобили различных марок, моделей и модификаций, на шасси которых установлены различное оборудование, агрегаты и установки, относятся к грузовым автомобилям.

Следовательно, по отношению к таким автомобилям следует применять налоговые ставки, предусмотренные для грузовых автомобилей, в зависимости от мощности их двигателя.

В соответствии с пунктом 2 статьи 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено статьей 362 НК РФ.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися организациями, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода.

По смыслу пункта 2.1 статьи 362 НК РФ налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

Согласно пункту 2 статьи 362 НК РФ, сумма налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

Сумма налога, подлежащая уплате за налоговый период, исчисляется по итогам каждого налогового периода на основании документально подтвержденных данных о транспортных средствах, подлежащих налогообложению. Исчисление транспортного налога производится с учетом количества месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика в налоговом периоде.

В соответствии с пунктом 3 статьи 362 НК РФ в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из Государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.

Как указано в письме Минфина России от 04.07.2006 N 03-06-04-04/28, в соответствии со статьей 362 НК РФ в случае снятия транспортного средства с регистрации в течение налогового периода (т.е. календарного года) исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц.

По смыслу пункта 4 статьи 362 НК РФ органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации.

Государственная регистрация транспортных средств (наземных, водных, воздушных) осуществляется в соответствии с нормативными актами, устанавливающими правила государственной регистрации и ведения Государственного реестра транспортных средств.

Внимание!

В соответствии с пунктом 4 статьи 362 НК РФ органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации.

Пунктом 5 статьи 362 НК РФ установлено, что органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о транспортных средствах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года, а также обо всех связанных с ними изменениях, произошедших за предыдущий календарный год.

Сведения, указанные пунктами 4 и 5 статьи 362 НК РФ, представляются органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, по формам, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Приказом МНС России от 10.11.2002 N БГ-3-04/641 (зарегистрирован в Минюсте России 18.12.2002 N 4038) утверждены формы сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, представляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств.

Статьей 129.1 НК РФ установлена ответственность за неправомерное несообщение сведений налоговому органу.

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 129.1 НК РФ неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 НК РФ, — влечет взыскание штрафа в размере 1000 руб.

Пунктом 2 статьи 129.1 НК РФ установлено, что те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, влекут взыскание штрафа в размере 5000 руб.

Статей 126 НК РФ установлена ответственность за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля. Нормы данной статьи распространяются только на налогоплательщиков и налоговых агентов.

Внимание!

Как указано в письме Управления МНС РФ по г. Москве от 14.04.2003 N 23-10/3/20142, налогоплательщиками транспортного налога по транспортным средствам, переданным по договору лизинга, будут являться те лица, на которые зарегистрированы эти транспортные средства.

По смыслу пункта 5 статьи 362 НК РФ органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о транспортных средствах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года, а также обо всех связанных с ними изменениях, произошедших за предыдущий календарный год.

Сведения, указанные в пунктах 4 и 5 статьи 362 НК РФ, представляются органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, по формам, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Судебная практика.

Пример.

Суть дела.

Налогоплательщик (Департамент промышленной и сельскохозяйственной политики субъекта РФ) является органом исполнительной власти субъекта РФ, юридическим лицом и осуществляет функции по регистрации транспортных средств на территории округа, в частности, тракторов, самоходных дорожно-транспортных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее, а также не предназначенные для движения по дорогам общего пользования.

В соответствии с пунктом 5 статьи 362 НК РФ органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать по месту своего нахождения сведения о транспортных средствах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года.

Налогоплательщик письмом от 24.01.2005 N 1/01-03 представил в налоговый орган списки владельцев транспортных средств, зарегистрированных по состоянию на 31.12.2004, однако данные сведения, как установлено судом и не оспаривается лицами, участвующими в деле, не соответствовали форме, утвержденной Приказом МНС России N БГ-3-04/641.

Налоговым органом составлен акт и принято решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 129.1 НК РФ за неправомерное несообщение сведений, которые в соответствии с НК РФ должны быть сообщены налоговому органу. При этом налоговый орган исходил из того, что сообщение сведений в форме, не соответствующей названному выше Приказу МНС России, является неправомерным несообщением таких сведений.

Поскольку штраф налогоплательщиком не уплачен, налоговый орган обратился за его взысканием в судебном порядке.

Позиция суда.

В соответствии с абзацем 2 пункта 5 статьи 362 НК РФ, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений, перечисленные выше сведения представляются органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, по формам, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Такая форма утверждена Приказом МНС России от 10.11.2002 N БГ-3-04/641, который подлежал применению с 2003 г.

Пункт 1 статьи 129.1 НК РФ устанавливает ответственность за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации это лицо должно сообщить в налоговый орган, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 НК РФ.

Системный анализ положений пункта 5 статьи 362 НК РФ и статьи 129.1 НК РФ позволяет сделать вывод о том, что представление сведений по форме, не отвечающей требованиям упомянутого выше Приказа МНС России, есть неправомерное несообщение сведений, которое лицо в соответствии с НК РФ должно было сообщить.

Таким образом, у налогового органа имелись правовые основания для привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 129.1 НК РФ, учитывая, что последний не оспаривает факт представления сведений о регистрации транспортных средств по неустановленной форме.

Постановления ФАС Дальневосточного округа от 27.12.2006 N Ф03-А80/06-2/4050, от 26.04.2006 N Ф03-А80/06-2/318.

В соответствии с пунктом 6 статьи 362 НК РФ законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

Законодательные (представительные) органы власти субъекта РФ в своих законодательных актах должны установить только те элементы транспортного налога, право на определение которых им предоставлено НК РФ, а именно:

— предусмотреть налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками (статья 356 НК РФ);

— предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода (пункт 6 статьи 362 НК РФ);

— не устанавливать отчетные периоды (пункт 3 статьи 360 НК РФ);

— самостоятельно устанавливать налоговые ставки и увеличивать (или уменьшать) их, но не более чем в пять раз (пункт 2 статьи 361 НК РФ).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *