2 экологический аудит

АУДИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УДК 657.631

развитие экологического аудита

в россии

Н. В. МАЛИНОВСКАЯ,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, аудита и статистики

E-mail: nvmali@mail. ru Российский университет дружбы народов

В Основах государственной политики в области экологического развития РФ до 2030г. проведение экологического аудита установлено в качестве одного из основных механизмов реализации государственной политики в области экологического развития. В статье исследованы предпосылки возникновения экологического аудита в России, причины его востребованности, существующие подходы к понятию «экологический аудит». Выявлены значимые различия в понимании сущности экологического аудита в экологической и экономической сферах деятельности. Дано определение понятия «экологический аудит» как вид экономической деятельности. Предложено использовать различные термины, определяющие понятия «экологический аудит» и «аудиторское заключение» в сфере экономической и экологической деятельности.

Ключевые слова: экологическая деятельность, экологический аудит, экологические вопросы, аудиторское заключение, аудиторские стандарты.

В России экологический аудит стал развиваться в 1990-х гг. Среди основных предпосылок его возникновения можно выделить следующие:

— осознание глобальных экологических проблем и, как результат, переход России на путь экологически безопасного экономического развития;

— необходимость интеграции России в систему мировой экономики и международной экологической безопасности;

— усиление требований законодательства в области охраны окружающей среды и др.

В соответствии с Экологической доктриной РФ, одобренной распоряжением Правительства РФ от 31.08.2002 N° 1225-р, содействие развитию экологического аудита, предпринимательству в сфере охраны окружающей среды определено в качестве необходимого элемента для развития экономических и финансовых механизмов, являющихся средствами реализации государственной политики в области экологии. В Основах государственной политики в области экологического развития РФ до 2030 г., утвержденных Президентом РФ 30.04.2012, проведение экологического аудита установлено в качестве одного из основных механизмов реализации государственной политики в области экологического развития.

Основными причинами, по которым экологический аудит стал востребован в России, являются:

— заинтересованность в привлечении иностранных инвестиций для финансирования разнообразных проектов, для чего необходимы

подтверждение их экологической безопасности, определение величины потенциальных экологических рисков и значимости их последствий;

— необходимость получения достоверной информации о состоянии природоохранной деятельности и разработки рекомендаций по приведению ее в соответствие с природоохранным законодательством, что позволит избежать штрафов за негативное воздействие на окружающую среду, снизить платежи за природопользование;

— заинтересованность в продвижении продукции на мировые рынки и, как результат, проведение экологической сертификации в соответствии с требованиями стандартов международной серии ISO 14000, 19011, что позволит повысить конкурентоспособность продукции;

— развитие рынка услуг по обязательному и добровольному экологическому страхованию потенциально опасных объектов (при подготовке договоров страхования ответственности за вред, наносимый загрязнением окружающей природной среды) и др.

Несмотря на необходимость и важность развития экологического аудита в России, до настоящего времени не выработано единого подхода к пониманию сущности экологического аудита, не определены его роль и место в системе государственного управления. Можно выделить следующие основные подходы к трактовке понятия «экологический аудит»:

— экологический аудит как один из видов экологического контроля;

—экологический аудит как правовой механизм обеспечения безопасности в экологической сфере;

— экологический аудит как инструмент подтверждения правильности ведения учета и достоверности отчетности в части отражения природоохранной деятельности организации.

Различие подходов к понятию «экологический аудит», на наш взгляд, обусловлено тем, что экологический аудит в классификаторе правовых актов согласно Указу Президента РФ от 15.03.2000 № 511 определен и как вид аудиторской деятельности 080.160.000, и как вид деятельности в области охраны окружающей природной среды 110.010.100.

Для того чтобы выявить различия в понимании сущности экологического аудита по ряду ас-

пектов (определение, его цели и задачи, основные направления аудиторской проверки, содержание процесса экологического аудита, порядок оформления его результатов и др.) в экологической и экономической сферах деятельности, исследуем основные подходы трактовки понятия «экологический аудит».

Экологический аудит как вид экологической деятельности. Нормативно-правовой основой экологического аудита как вида экологической деятельности являются:

— Федеральный закон от 10.01.2002 N° 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в ст. 1 которого дано следующее определение понятия «экологический аудит»: «Экологический аудит — независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности»;

— приказ Госкомэкологии России от 16.07.1998 № 436 «О проведении практических работ по проведению экологического аудирования» (далее — приказ Госкомэкологии России № 436), который установил порядок аттестации экологических аудиторов, проводимой Госкомэко-логией России;

— приказ Госкомэкологии России от 30.03.1998 № 181 «Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России», которым утверждено приложение «Вопросы организации экологического аудирования в системе Госкомэкологии России» (далее — приложение к приказу Госкомэкологии России № 181). В нем даны понятия «экологическое аудирование» и «экологический аудит», сформулированы принципы экологического аудита, определены виды, задачи, требования к субъектам экологического аудита, права и обязанности сторон, оплата услуг экологического аудита, установлен порядок оформления результатов аудита в виде аудиторского заключения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Согласно п. 3 приложения к приказу Госкомэкологии России № 181 «экологический аудит — предпринимательская деятельность экологических аудиторов (далее — экоаудитор)

или экологических аудиторских организаций по осуществлению независимых вневедомственных проверок хозяйственной деятельности, оказывающей влияние на окружающую среду, и выработке рекомендаций по снижению негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения». Здесь же определены виды и задачи экологического аудита. Виды экологического аудита — обязательный и инициативный аудит.

В пункте 5 данного документа указано, что обязательный экологический аудит в системе Госкомэкологии России проводится в случаях, прямо установленных нормативными правовыми актами РФ. Инициативный экологический аудит проводится добровольно по решению субъекта хозяйственной деятельности.

Исследование нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды позволило выявить, что в настоящее время в России обязанность проводить экологический аудит никакими нормативными актами не предусмотрена. Даже обязанность, которая была установлена п. 2 ст. 27 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», предусматривавшим использование экологического аудита по требованию государственных инспекторов, отменена в связи с утратой силы данной статьи с 01.08.2011. Экологический аудит проводится только на добровольной основе по инициативе хозяйствующих субъектов и в их интересах.

В проекте федерального закона «Об экологическом аудите, экологической аудиторской деятельности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предлагается проводить обязательный экологический аудит в следующих случаях:

— осуществления предпринимательской деятельности по использованию отходов производства и потребления;

— установления лимитов на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду;

— установления временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

— подтверждения выполнения планов снижения выбросов и (или) сбросов (мероприятий по охране окружающей среды, внедрению наилучших существующих технологий и (или)

реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапных установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов);

— разработки, реализации проекта восстановительных работ по возмещению вреда, причиненного окружающей среде;

— выполнения мероприятий специальных экологических программ, в том числе работ по реабилитации радиационно загрязненных участков территории;

— в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.

Таким образом, указанным законопроектом в сферу экологического аудита включаются практически все экономические субъекты (поскольку они обязаны хотя бы устанавливать лимиты на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду), не ограничиваясь перечнем компаний, подлежащих обязательному аудиту в соответствии со ст. 5 Федерального закон от 30.12.2008 № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности» (далее — Федеральный закон № 307-ФЗ).

Задачами экологического аудита в системе Минприроды России1 являются:

— обоснование экологической стратегии и политики предприятия;

— определение приоритетов при планировании природоохранной деятельности предприятия, выявление дополнительных возможностей ее осуществления;

— проверка соблюдения субъектом хозяйственной деятельности природоохранного законодательства;

— повышение эффективности регулирования воздействия субъекта хозяйственной деятельности на окружающую среду;

— снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с загрязнением окружающей среды.

Экологическим аудитом в системе Минприроды России занимаются физические лица, которые прошли обучение и аттестацию в соответствии с

1 Госкомэкологии России был упразднен в соответствии с Указом Президента РФ от 17.05.2000 № 867. Его функции были переданы Министерству природных ресурсов РФ (Минприроды России), которое Указом Президента РФ от 12.05.2008 № 724 было преобразовано в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России).

порядком, установленным приказом Госкомэкологии России № 436, и юридические лица, имеющие соответствующую лицензию.

Результатом экологического аудита в системе Минприроды России является заключение, составляемое и подписываемое экоаудитором, работающим самостоятельно, или группой экоау-диторов. При проведении экологического аудита экологической аудиторской организацией заключение подписывается всеми экоаудиторами, участвовавшими в проведении экологического аудита, и руководителем организации по экологическому аудиту и скрепляется печатью.

Заключение по экологическому аудиту в системе Минприроды России состоит из трех частей — вводной, аналитической и итоговой. В вводной части указываются юридический адрес, расчетный счет и телефоны экологической аудиторской организации, фамилии, имена и отчества всех экоаудиторов, принимавших участие в проверке, порядковый номер, дата выдачи и наименование органа, выдавшего лицензию на осуществление экологического аудита, срок ее действия, а также срок проведения экологического аудита.

В аналитической части приводятся:

— наименование субъекта хозяйственной деятельности, период его деятельности, за который проводится экологический аудит;

— результаты анализа природоохранной деятельности, соответствие ее экологическим требованиям;

— факты выявленных в ходе проверки существенных нарушений природоохранительного законодательства РФ, которые нанесли или могут нанести ущерб окружающей природной среде и здоровью населения.

Итоговая часть содержит:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— обоснованные выводы о воздействии субъекта хозяйственной деятельности на состояние окружающей среды;

— конкретные и приемлемые меры по снижению негативного воздействия на окружающую среду;

— последствия непринятия субъектом хозяйственной деятельности соответствующих мер.

Сопоставление требований к структуре и содержанию аудиторского заключения по результа-

там экологического аудита в системе Минприроды России с требованиями к форме и содержанию аудиторского заключения, которые установлены федеральным стандартом аудиторской деятельности: (ФСАД) 1/2010 «Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности» или, например, ФСАД 9/2011 «Особенности аудита отдельной части отчетности», выявило их полное несоответствие. На наш взгляд, для того чтобы не ввести в заблуждение предполагаемых пользователей о результатах экологического аудита, проводимого в рамках деятельности в области охраны окружающей среды, целесообразно вместо термина «аудиторское заключение» использовать термин «отчет об экоаудировании» или «отчет об экоаудите».

По состоянию на 01.01.2012 в системе Минприроды России существовало пять самостоятельных аудиторский организаций:

— некоммерческое партнерство (НП) «Экологическое международное аудиторское сообщество», реестр членов которого насчитывает 33 экологические аудиторские организации и 214 экоаудиторов;

— НП «Сибирская аудиторская палата», реестр которого включает 10 экоаудиторов;

— НП «Экологическая аудиторская палата», в реестре которого состоят 27 экологических аудиторских организаций и 267 экоаудиторов;

— НП Экологический аудит «Экологическая аудиторская палата», реестр которого включает 681 экоаудитора;

— Национальная экологическая аудиторская палата, в реестре которой состоят 491 экоаудитор и 52 экологические аудиторские организации.

Анализ предлагаемых услуг аудиторскими организациями, действующими в системе Минприроды России, позволил выделить следующие основные направления проведения экологического аудита как вида экологической деятельности, которые представлены на рисунке.

В конце 2011 г. Минприроды России был повторно внесен на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проект федерального закона «Об экологическом аудите, экологической аудиторской деятельности и внесении изменений в отдельные законодательные

Направления проведения экологического аудита как вида экологической деятельности

Экологический аудит на соответствие деятельности производственных, хозяйственных и иных объектов природоохранному законодательству

Экологический аудит при продлении разрешительной экологической документации (предельно допустимые сбросы загрязняющих веществ — ПДС; предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ — ПДВ)

Экологический аудит при проведении экологической сертификации в соответствии с требованиями стандартов ГОСТ Р ИСО 14000, ГОСТ Р ИСО 19011

Экологический аудит при экологическом страховании

Экологический аудит при приватизации, смене прав собственности

Экологический аудит при инвестировании

Основные направления проведения экологического аудита как вида экологической деятельности

акты Российской Федерации», который включает экологический аудит в систему государственного регулирования в области охраны окружающей среды. Законопроектом определена организационно-правовая структура экологической аудиторской деятельности, установлены необходимые требования, обеспечивающие высокий уровень качества предоставления услуг по проведению экологического аудита, определены механизмы, стимулирующие хозяйствующих субъектов к осуществлению экологического аудита. Законопроект предусматривает принятие федеральных правил (стандартов) экологической аудиторской деятельности, которые будут определять требования к порядку осуществления именно экологической аудиторской деятельности. Разработчиками законопроекта предполагалось, что закон будет принят и вступит в силу с 01.01.2013, однако этого не произошло.

Экологический аудит как вид экономической деятельности. В настоящее время правовые основы регулирования аудиторской деятельности

определены Федеральным законом № 307-ФЗ, в соответствии с п. 3 ст. 1 которого «аудит — независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности».

Экологический аудит как вид экономической деятельности относится к аудиторской деятельности и рассматривается как одно из направлений специального аудита. Специальный аудит представляет собой проверку не всей финансовой отчетности для выражения мнения о степени ее достоверности, а какого-либо отдельного вопроса, какой-то узкой темы в целях выдачи экспертного заключения пользователям по конкретному заданию2. Целью экологического аудита является проверка экологических аспектов деятельности аудируемого лица, соблюдения определенных процедур и правил, а также эффективности порядка и методов функционирования хозяйственной системы.

Можно дать следующее определение: экологический аудит как вид экономической деятельности — независимая проверка экологических аспектов деятельности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности отражения в финансовой отчетности экологических вопросов, соблюдения определенных процедур и правил, а также эффективности порядка и методов функционирования хозяйственной системы в области экологии.

Экологический аудит проводится в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности (ФПСАД) и ФСАД (так называются стандарты, выпущенные после вступления в силу Федерального закона № 307-ФЗ), а также в соответствии со стандартами саморегулируемой аудиторской организации, членом которой

2 Аудит: теория и практика: учебник / под ред. В. С. Кара-года. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2012. С. 68.

является аудиторская организация, и Кодексом этики аудиторов.

Аудиторские стандарты определяют:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— общий подход к проведению аудита;

— аудиторские процедуры, которые могут быть использованы при проведении аудита для сбора достаточных надлежащих аудиторских доказательств;

— виды аудиторских заключений;

— вопросы методологии.

Кодекс этики аудиторов определяет базовые принципы, которым должны следовать все аудиторы независимо от условий, в которых проводится аудит. Основополагающими принципами аудита являются: честность, объективность, профессиональная компетентность и должная тщательность, конфиденциальность, профессиональное поведение.

Основными этапами аудиторской проверки при проведении экологического аудита являются:

1) подготовительный, или этап планирования;

2) основной, или непосредственная проверка;

3) заключительный, или этап обобщения выводов и подготовки заключения.

На первом этапе решаются следующие вопросы:

— предварительное получение знаний о проверяемой организации (отраслевых, правовых и других внешних факторах, влияющих на ее деятельность), а также о характере, масштабах и сложности деятельности, общей стратегии аудируемого лица и связанных с ней рисках хозяйственной деятельности;

— согласование условий проведения аудита услуг (цель аудита, объем аудита, форма представления результатов аудита, цена проведения аудита и др.) и заключение договора оказания аудиторских услуг;

— разработка общего плана аудиторской проверки (общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур, оценке аудиторского риска и уровня существенности) и формирование аудиторской группы. Учитывая специфический характер экологического аудита, в состав аудиторской группы включают специалистов разного профиля (инженеров-экологов, юристов, технологов и др.);

— разработка программы аудита — совокупности мероприятий по проведению аудита, запланированных на конкретный период времени и направленных на достижение конкретных целей.

На втором этапе происходит сбор надежных и достаточных аудиторских доказательств. Сбор аудиторских доказательств осуществляется путем выполнения процедур оценки риска и дальнейших аудиторских процедур (тестов средств контроля и процедур проверки по существу). При проведении аудита могут быть использованы следующие аудиторские процедуры или их сочетания:

— инспектирование — проверка записей, документов на бумажном или электронном носителе информации, а также физический осмотр материальных активов;

— наблюдение — взгляд на процесс или процедуру, выполняемые другими лицами;

— запрос — поиск информации у осведомленных лиц в пределах и за пределами местонахождения аудируемого лица и оценка их ответов;

— подтверждение — ответ в письменной форме на бумажном или электронном носителе напрямую от третьей стороны на запрос подтвердить информацию, содержащуюся в бухгалтерских записях;

— повторное проведение — независимое выполнение аудитором процедур, которые первоначально были выполнены как часть внутреннего контроля;

— пересчет — проверка точности арифметических расчетов в первичных документах и бухгалтерских записях либо выполнение аудитором самостоятельных расчетов;

— аналитические процедуры — анализ и оценка полученной аудитором информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей в целях выявления необычных и (или) неправильно отраженных в бухгалтерском учете хозяйственных операций, выявление причин таких ошибок и искажений.

Аудитор самостоятельно, на основе своего профессионального суждения с учетом оценки риска существенных искажений, которые могут быть допущены вследствие недобросовестных действий или ошибок, осуществляет выбор аудиторских процедур, необходимых для достижения цели аудита.

В ходе экологического аудита аудиторы запрашивают документы, разрабатывают аналитические тесты, определяют ключевые статьи, составляют аудиторские выборки, оценивают влияние экологических вопросов на финансовую отчетность. Учитывая тот факт, что расходы и обязательства, обусловленные природоохранной деятельностью, становятся настолько значимыми, что недостаточное внимание к ним существенно увеличивает риск ошибочной оценки финансового положения организаций, Международным комитетом по аудиторской практике Международной федерации бухгалтеров подготовлено Положение по международной аудиторской практике (ПМАП) 1010 «Учет экологических вопросов при аудите финансовой отчетности». Положение представляет собой практическое руководство для аудиторов в случаях, когда экологические вопросы являются важными. Термин «экологические вопросы» означает следующее:

— попытки предотвратить, уменьшить или устранить вред, наносимый окружающей среде, или заниматься консервацией возобновляемых и невозобновляемых ресурсов;

— последствия нарушения законов об охране окружающей среды;

— последствия экологического вреда, причиненного другим лицам или природным ресурсам;

— последствия субститутивной ответственности, устанавливаемой законом (например, ответственность за ущерб, нанесенный прежними владельцами).

В соответствии с ПМАП 1010 можно привести примеры экологических вопросов, способных оказать влияние на финансовую отчетность:

— введение экологических законов и положений может повлечь за собой обесценивание активов и, как следствие, необходимость снижения их балансовой стоимости;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— несоблюдение норм экологического законодательства, касающихся, например, удаления выбросов и отходов, или изменения в законодательстве, имеющие ретроактивную силу, могут потребовать начисления сумм для осуществления исправительных мер, выплаты компенсаций и оплаты юридических расходов;

— некоторые субъекты, например в добывающей промышленности (горнодобывающей

или нефте- и газодобывающей), производители химикатов или компании по утилизации отходов могут понести экологические обязательства в качестве непосредственного побочного продукта своей основной деятельности;

— конструктивные обязательства, вытекающие из добровольных действий (например, субъект может обнаружить загрязнение почвы и, не имея юридических обязанностей, решит устранить загрязнение, заботясь о свой репутации и улучшении отношений с обществом);

— субъект может быть обязан раскрыть в примечаниях наличие условных обязательств, если расходы, относящиеся к экологическим вопросам, не могут быть достоверно оценены;

— в крайних случаях несоблюдение определенных экологических законов и положений может повлиять на продолжительность деятельности предприятия с точки зрения допущения о непрерывности деятельности и, следовательно, на раскрываемые сведения и основу для подготовки финансовой отчетности.

На третьем этапе аудитор объективно оценивает полученные аудиторские доказательства влияния экологических вопросов на финансовую отчетность и готовит аудиторское заключение.

Можно выделить следующие основные направления проведения экологического аудита как вида экономической деятельности:

1) аудит экологической политики3 организации, который позволяет установить, насколько закрепленные в ней положения соответствуют требованиям экологического законодательства, а также сложности и масштабам экологического воздействия, создаваемого деятельностью, продуктами и услугами организации;

2) аудит природоохранных расходов, который позволяет избежать неправильной оценки финансового положения и финансовых результатов организации в результате недостаточного внимания к расходам организации, обусловленным экологической деятельностью, а также оценить

3 Экологическая политика — официальное заявление высшего руководства организации об основных намерениях и направлениях деятельности в отношении экологической результативности, обеспечивающих основу для разработки и установления ее экологических целей и задач, отвечающих принципу постепенного улучшения экологических показателей.

степень соответствия осуществляемых организацией природоохранных расходов требованиям экологического законодательства, масштабам и сложности экологического воздействия. В рамках аудита природоохранных расходов можно дополнительно выделить два направления:

— аудит основных средств природоохранного назначения;

— аудит текущих природоохранных расходов;

3) аудит отходов производства и потребления4, который позволяет оценить, соблюдаются ли организацией нормативы и требования экологического законодательства в области обращения с отходами, а также степень эффективности внедрения в проверяемой организации технологий, обеспечивающих уменьшение количества отходов;

4) аудит экологической отчетности, который позволяет выявить и исправить существенные ошибки в экологической отчетности, допущенные при составлении экологической отчетности, непреднамеренно или вследствие фальсификации и вуалирования, особенно в тех случаях, когда в организации нет эффективной системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, и, как результат, повысить доверие к отчетности со стороны заинтересованных пользователей.

Вышеизложенное позволяет сделать следующий вывод: поскольку экологический аудит в зависимости от вида деятельности (экологической или экономической) регулируется разными нормативными правовыми актами, цели и задачи, стоящие перед экологическим аудитом как видом экологической и экономической деятельности, а также содержание процесса экологического аудита, основные направления аудиторской проверки, порядок оформления его результатов в области охраны окружающей среды и в экономической сфере различны, лучше применять различные термины для обозначения того, о чем в действительнос-

4 В соответствии с п. 1 Федерального закона № 89-ФЗ к отходам производства и потребления относятся остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

ти идет речь, например, в сфере экологической деятельности — экоаудирование или экоаудит, а в сфере экономической деятельности — экологический аудит. Это позволит перейти к следующему этапу развития экологического аудита как вида экономической деятельности в нашей стране, определить его сущность, цели и задачи, определить место в аудиторской деятельности.

Список литературы

1. Аудит: теория и практика: учебник / под ред. В. С. Карагода. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2012.

2. О проведении практических работ по проведению экологического аудирования: приказ Госкомэкологии России от 16.07.1998 № 436.

3. Об аудиторской деятельности: Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-Ф3.

4. Об отходах производства и потребления: Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ.

5. Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ.

6. Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России: приказ Госкомэкологии России от 30.03.1998 № 181.

7. Об экологическом аудите, экологической аудиторской деятельности и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ: проект федерального закона. URL: http://www. mnr. gov. ru/regulatory/detail. php?ID=128103.

8. Положение по международной аудиторской практике 1010 «Учет экологических вопросов при аудите финансовой отчетности» (утверждено Комитетом международной аудиторской практики Международной федерации бухгалтеров в 1998 г.).

9. Сергеева Т. В. Экологический аудит: учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

10. Чхутиашвили Л. В. Перспективы развития экологического учета в современной России // Роль учетных практик в обеспечении устойчивого развития российских предприятий: сб. материалов II Международной научно-практической конференции. Москва, 25.11.2011—26.11.2011. М.: РУДН, 2011. С. 265—273.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

экологический аудит контроль процедура

2.1 Цели и задачи экологического аудита

Целями экологического аудита являются:

-контроль достоверности выдаваемой предприятием экологической информации;

-проверка соответствия объекта экологическим требованиям;

-оценка существующей системы управления окружающей среды и здоровья работников;

-оценка рисков от регулируемых и не регулируемых воздействий на среду.

Основной задачей экологического аудита является оценка экологической безопасности производства и выполнения экологических требований в случае:

— оценки инвестиционных проектов, планируемых к финансированию за счет бюджетных средств города или области;

— оценки предприятий, его экологической стратегии и политики с точки зрения обеспечения экологической безопасности;

— заключения договора на экологическое страхование по инициативе страховой компании или страхуемого предприятия в целях оценки страхового риска;

— оценки действительного состояния охраны окружающей среды и экологической безопасности на предприятии;

— подготовки документов для освобождения (корректировки) от платежей за загрязнение окружающей природной среды;

— проверки документов на выдачу (продление) временных разрешений на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов, рассмотрение обращений;

— проведения консультаций и выдачи рекомендаций;

— проверки материалов заявителя на получение лицензий на осуществление отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды.

2.2 Объекты экологического аудита

Объектами экологического аудита являются:

— имущество (природные объекты, земельные участки, здания и сооружения, машины и оборудования и др.);

— система управления предприятием в чрезвычайных ситуациях;

— текущие операции предприятия (фирмы) (производственные, коммерческие и др.);

— программы охраны окружающей среды и обеспечения безопасности персонала и пр.

Природный объект может рассматриваться как объект экологических правонарушений и объект, на который негативно влияет аудируемое предприятие, в следующих случаях:

— если объект или часть его выделены в натуре;

— установлены характерные признаки его природного режима (сезонные изменения объема, площади и т.п.);

— выявлены связи его с сопряженными компонентами экосистем;

— если объект имеет государственную регистрацию с установленным юридическим статусам.

Объектами экологических (гражданско-правовых и др.) правоотношений могут быть водные объекты, объекты животного мира: земельные, лесного фонда или не входящие в лесной фонд, недр, континента, шельфа, внутренних морских вод, прилежащих зон, территориального моря. В полной мере этими признаками не обладают атмосферный воздух, генетический фонд, озонный слой атмосферы, микроорганизмы.

2.3 Методы экологического аудита

При анализе и оценке природоохранной деятельности промышленных предприятий используют следующие методы экологического аудирования:

Метод анкетирования является одним из основных методов обзора, анализа, оценки и ранжирования экологических проблем, позволяющий обосновывать и разрабатывать конкретные и адресные рекомендации. Его суть заключается в составлении перечня направлений экологической деятельности предприятия в ходе проведения мониторинга, контроля и управления, оценки эффективности и разработки рекомендаций и предложений по развитию и повышению эффективности деятельности предприятия.

Метод материальных балансов и технических расчетов заключается в составлении и анализе системы материальных балансов основных компонентов сырья и материалов, воды, загрязняющих веществ. Он позволяет оценить фактическое воздействие на окружающую среду производства в целом (оно может быть контролированным и неконтролированным, организованным и неорганизованным, регулируемым и нерегулируемым), а также отдельных его объектов, систем регулирования сброса и выброса загрязняющих веществ, систем размещения и удаления отходов, систем мониторинга. Обобщенные и детальные балансовые схемы материальных потоков являются удобной формой представления данных о воздействии производства на окружающую среду.

Картографические методы состоят в разработке и использовании аудиторских ситуационных планов промышленных площадок и аудиторских ситуационных карт-схем территорий на основании любых черно-белых копий генпланов, ситуационных планов, геодезических съемок, топографических карт и др.

Экологический аудит, в случае заинтересованного отношения со стороны хозяйствующего субъекта, служит высокоэффективным средством, повышающим качество работы компании при решении природоохранных проблем. Проведение экологического аудита – современный подход, способствующий более высокой ответственности компаний за последствия своего хозяйствования в плане влияния на природную среду.

Что такое экологический аудит

Термин экологический аудит предприятия раскрыт в Законодательном акте «Об охране окружающей среды». Здесь он определен как комплексное исследование выполнения компанией мировых нормативов, направленных на защиту экологии, которое сопровождается документальным оформлением и рекомендательными разработками по устранению выявленных недоработок.

Применительно к субъектам хозяйствования экологический аудит проводится специализированными организациями либо физлицами эколог-аудиторами. Задача такого мероприятия включает анализ соответствия производственно-технологических и других процессов и существующей отчетности природоохранным законам, действующих в рамках национальных законодательных актов и нормах природоохранных организаций. Процесс проведения таких мероприятий должен включать консультирование предприятий и формирование рекомендательных мер, направленных на преодоление проблемных ситуаций по защите экологии.

Цели экологического аудита включают также оценку воздействия деятельности компаний на экологическую обстановку с последующим составлением прогнозов относительно возможного ущерба для природной среды.

Кто и для чего придумал экологический аудит

Первоначально система экологического аудита действовала в Соединенных Штатах и использовалась в качестве контролирующей функции в отношении корпораций, работающих в промышленно-производственных отраслях. Понимая важность природоохранных мероприятий, такие корпорации проводили внутренний экологический аудит для оценки угрозы, которую несет их производственная деятельность для природы. В то время экологический менеджмент и аудит решал задачи предоставления объективной информации акционерам и правлениям о потенциальных рисках аварий, а также о мероприятиях, которые позволят предотвратить негативные ситуации.

Основы внутреннего экоаудита были заложены Международной торговой палатой (МТП) в 1989 год при разработке международного документа, определяющего экологический аудит окружающей среды в качестве важного элемента самоконтроля хозяйствующих субъектов. Он является неотъемлемой составляющей природоохранных систем предприятий. Процедура экологического аудита включает регулярные исследования, тестирование и анализ влияния производственной деятельности на экологию. Документ МТП определяет аудит систем экологического менеджмента как добровольное мероприятие. Такой подход получил положительные оценки промышленников и производственников, так они получали эффективный инструмент, обеспечивающий контроль экологической обстановки с соблюдением природоохранных нормативов на предприятии.
Комиссия европейских сообществ (КЭС) годом позже после появления документа МТП предложила первый проектный сборник экологических правил обязательного характера. Данный проект был раскритикован МТП, некоторыми государствами ЕС, а также межнациональными организациями.
Основная критика проекта звучала по вопросу потенциальной угрозы вмешательства в производственные процессы, а также тот факт, что заключение экологического аудита может быть открыто для общественности. С учетом критики в 1991 году КЭС выдвинула обновленные предложения, которые позволили сформировать итоговый вариант документа. Отредактированные правила указывают, что экологический аудит организации должен способствовать формированию системности мероприятий по охране экологии.
К 1993 году вышла директива ЕС (1836), а также были утверждены правила и стандарты экологического аудита. Компании, которые реализуют такие правила в своей хозяйственной деятельности, получают возможность использовать для маркировки своих продуктов экологическую эмблему. Параллельно с экологическими Правилами в Великобритании был внедрен Стандарт систем экологического управления BS 7750. Кроме того, были разработаны нормативы управления компаниями ISO 14000.

Какие цели и задачи экологического аудита можно выделить

Эффективность и полезность экоменеджмента и системного аудита очевидна, поскольку эта процедура позволяет:
— Рационально распределить материальные издержки организаций на основании определенных экологических факторов;
— Предотвратить вероятность финансовых потерь, связанных с нерациональным использованием ресурсов природы и загрязнением экологии;
— Установить доверительные взаимоотношения с местным населением и органами природоохранной сферы;
— Получить возможность пользоваться определенными льготами и субсидиями для компаний, вносящих значительный вклад в охрану природы;
— Выйти на международные стандарты управления по вопросам экологии, связанных с вкладом отечественных предприятий в систему международной экономики и экологической безопасности.
Правила и порядок ведения документации по экоаудиту, внедрение новаторских аудиторских программ и применение полученных данных поможет существенно изменить ситуацию экологии в стране. В основном это касается предприятий промышленности, организаций и субъектов, которые могут нести угрозу загрязнения природной среды.
В комплексе экоаудит представляет собой независимую документальную проверку с оценкой хозяйствования и выполнения всех нормативов в области экологии с последующими рекомендациями, направленными на корректировку природоохранной политики.

Что дает экологический аудит для бизнеса

Программа экологического аудита дает возможность владельцам предприятий:
— Определить экологическую стратегию и политику руководства предприятия;
— Выгодно использовать льготы по налогообложению с использованием инновационных ресурсосберегающих технологий;
— Минимизировать негативные последствия, связанные с остановкой производства;
— Уменьшить вероятность чрезвычайных ситуаций по загрязнению окружающей среды;
— Установить благоприятные отношения с местными властями, органами надзора и населением;
— Повысить спрос на производимые товары и услуги на внешнем и внутреннем рынке;
— Сделать предприятие привлекательным для инвесторов;
— Вывести предприятие на международный уровень по мировым стандартам экологии.

  • Руководящие бизнес-принципы ICC France в сфере климата

Примеры экологического аудита

Большую заинтересованность в осуществлении экоаудита и во внедрении экоменеджмента проявляют владельцы нефтегазовых предприятий таких, как ОАО «Газпром», ОАО «НК «Юкос», Лукойл, «Сибур», где создаются специальные отраслевые экологические управленческие системы на уровне международной стандартизации ISO 14000.
Программа по развитию экоаудита была принята еще в 1997 году. Она включает в себя создание методической и нормативной документации в соответствии с мировыми нормативами, а также разработку обучающей программы по подготовке кадров для проведения экоаудита и научных исследований.
Анализируя экологический аудит, примеры которого приведены выше, можно утверждать, что еще в девяностых годах велись попытки его внедрения, и только в конце девяностых была создана система подготовки и аттестации соответствующих кадров.
Отечественные компании относятся ответственно и серьезно к сохранению природной среды и эко-безопасности, поэтому соблюдают ряд установленных нормативов и стараются использовать опыт зарубежных предприятий. Как правило, для работы формируется команда собственных аудиторов либо оплачиваются услуги сертифицированных экоаудиторов. Благодаря этому аудиторские экологические проверки можно проводить регулярно, что позволяет оперативно решать возникающие проблемы и дает возможность избежать лишних затрат.

Какие различают типы экоаудита

На практике существует такие виды экологического аудита:
1. Аудит соблюдения стандартов. Осуществляется методом сравнения качества состояния экологии и положений из международных и национальных стандартов. Целью методики сопоставления является выработка мероприятий по приведению эко-ситуации к соответствующим стандартам и повышение эффективности деятельности компании.
2. Аудит ответственности. Задачи экологического аудита этого типа включают исследования по установлению ответственности за нанесенный урон окружающей среде.
3. Аудит при экологическом страховании. Проводится на этапе подготовки страхового договора, основанного на разработке превентивных мер с целью уменьшения экологических рисков. Проводится при определении степени ущерба, при страховых случаях, при поступлении исков о загрязнении предприятием природы.
4. Аудит в системе экологической сертификации. Применяется для установления соответствия сертифицируемой компании, установленным эко-стандартам.
5. Аудит территории. Производится для оценки реальной экологической обстановки на территории компании.
6. Аудит при подготовке соглашений о разделе продукции. Применим для детального изучения ситуации с экологией на предприятии как объекта для предполагаемых инвестиций. Аудиторская проверка включает анализ грунта, растительности, животных. Также экоаудиторы оценивают ранее причиненный данным предприятием экологический ущерб, стоимость поврежденных экологических объектов и затраты на их восстановление.
Также существуют и другие виды экологического аудита, которые применяются на всех предприятиях, несущих угрозу природе и непосредственно воздействующих на нее. Это касается строительных программ, работ по реконструкции, ликвидации и консервации хозяйственных сооружений и проектов освоения новых территорий.

Какие виды экологического аудита нужно знать

Согласно существующим положениям, экоаудит включает две категории мероприятий – обязательные и инициированные.
Обязательный экологический аудит осуществляется:
— При выполнении обязательств, имеющих отношение к экологии и природоохранной деятельности на уровне межгосударственных отношений;
— По инициативе госорганов для определения степени экосанации промышленной компании или производства;
— Для анализа эко-факторов на региональных или национальных предприятиях, готовящихся к приватизационным процессам;
— При оформлении банкротства предприятия;
— Для получения предприятием страхового эко-полиса;
— В процессе проектирования и осуществления инвест-проектов на основании условий, предусмотренных в договоре.
Обязательный экоаудит инициируется национальным органом эко-экспертизы. Кроме того, процедура используется, если необходимо оценить уровень состояния экологии.
Инициативное аудирование проводится по решению руководства предприятия или других уполномоченных на то лиц.
Следует отметить, что инициативный экоаудит может проводиться не только принудительно, но и в добровольном порядке. По этому принципу разделяют экоаудит:
— внешний (проводимый в обязательном порядке);
— внутренний (по решению руководства самого предприятия).

Объекты экологического аудита

Выделяют следующие объекты экологического аудита:
1) Материалы и сырьё;
2) Продукты питания, пищеблок;
3) Технологические процессы;
4) Продукция;
5) Выбросы в атмосферу;
6) Сточные воды;
7) Отходы;
8) Средства индивидуальной и коллективной защиты;
9) Техника безопасности;
10) Положение о политике Компании по охране труда и природной среды;
11) Экопаспорт предприятия и др.

Стандарты экологического аудита

На основании международного стандарта ИСО 14012 был принят стандарт на экологический аудит в России ГОСТ Р ИСО 14012-98. Стандарты международного значения из раздела ИСО 14000, а также мировой опыт и другая международная документация — это основы экологического аудита для создания и внедрения нормативных стандартов и правил в российском законодательстве и определения сферы деятельности менеджмента экоаудита.
Экоаудиторские проверки осуществляются на основании требований ISO, внедряемых в работу компании. Всю ответственность за соблюдение нормативов предприятие берет на себя, их соответствие определяется аудиторской проверкой. Категория стандартов ISO 1400 является международной и относится к системе экоменеджмента. Нормативы ISO 1400 относятся к экологическим вопросам и существуют для оказания помощи производственным организациям. В категорию стандартов ISO 1400 входят:
— ISO 1401 Система экоменеджмента;
— Основные принципы руководства ISO 14004, входящего в систему экоменеджмента;
— Нормативы для обеспечения функционирования экоменеджмента ISO 14015 «Экоменеджмент»;
— Уровень состояния экологии на территориях и предприятиях оценивается ISO 14020 «Экологические декларации и этикетки»;
— Главные стандарты ISO 14031 «Управление экологией»;
— Эффективность экоменеджмента ISO 14040 «Управление окружающей средой»;
— Определение жизненного цикла. Структура и принципы. ISO 14050 «Управление окружающей средой»;
— Словарь. ISO 14062 «Менеджмент окружающей среды;
— Внедрение экологических факторов в разработку и создание продукции ISO 14063 «Экологический менеджмент»;
— Обмен информационными сведениями о состоянии окружающей среды. Рекомендации и практические советы ISO 14064 «Количественное определение и снижение выбросов в атмосферу парниковых газов».
Необходимо учитывать тот факт, что еще до конца девяностых годов в России процедура экологического аудита проводилась специалистами зарубежных компаний. В настоящее время в РФ состояние экоаудита находится в новой фазе своего развития благодаря потребностям многих предприятий. В основном это касается предприятий, стремящихся выйти на международный рынок и вынужденных проводить стандартную процедуру международного экоаудита, на основании которой выдается сертификат о безопасной для экологии работе предприятия и выпускаемой им продукции. При соответствии предприятия установленным требованиям ISO 14000 его продукция автоматически приобретает конкурентоспособность на мировом рынке.
На российском рынке к категории таких предприятий можно отнести нижегородское производство «РУМО», изготавливающее дизельные моторы, мотостроительный завод в Ярославской области, завод алюминиевых конструкций в Красноярске, завод «Сокол» и ряд других машиностроительных предприятий.

Как проходит процедура экологического аудита

Проведение экоаудита должно решать задачу по оценке соответствия исследуемого предприятия установленным для объектов такого типа нормативам. Процедура проведения экологического аудита отличается понятностью, простотой и доступностью.
На подготовительном этапе к процедуре следует:
— Провести идентификацию процессов хозяйственной и производственной деятельности;
— Объективно определить цели хозяйственной политики и задачи компании;
— Установить компетенцию анализа, его этапы и масштаб;
— Определить процедурный порядок экоаудита.

Этапы экологического аудита:

Этап 1. Проверка первичной документации, регистрационных книг и других документальных актов, отражающих текущие показатели природоохранных мероприятий;
Этап 2. Получение объективной информации из нескольких источников, включая интервьюирование сотрудников;
Этап 3. Визуальный осмотр объекта с анализом его состояния;
Этап 4. Исследование состояния природной среды с применением необходимых приборов;
Этап 5. Формирование предложений рекомендательного характера, направленных на улучшение природоохранных процессов и рачительное расходование экоресурсов.
Проведение экоаудита включает предоставление итогов анализа в форме заключения, которое передается руководителю предприятия. Такой акт является официальным и заверяется печатью компании или подписью экоаудитора. Этот документ содержит экспертные выводы о соответствии проверенной документации и принципов деятельности организации законодательным положениям в области экологии.

Как составляется заключение экологического аудита

Заключение экоаудита оформляется в стандартной форме, включающей:
1. Вывод по итогам проверки относительно соответствия природоохранной политики компании действующим законам, нормативам и требованиям;
2. Анализ состояния финансовых и хозяйственных отчетных документов, точность предусмотренных экологических выплат, целесообразность использования финансовых ресурсов, выделяемых на природоохранные мероприятия;
3. Оценку влияния исследуемого объекта на окружающую среду, экологическую ситуацию в регионе, на здоровье сотрудников. Анализ сведений о размере и наличии выбросов вредных веществ, ограничение которых предусмотрено международными соглашениями;
4. Итоги проверки роста объемов выпуска товаров с учетом изменения выброса загрязняющих веществ в окружающую среду, потребления природных и энергоресурсов;
5. Данные анализа при сравнении важнейших показателей экологической деятельности проверяемого предприятия с аналогичными отечественными и зарубежными объектами;
6. Оценка возможной угрозы в случае создания аварийной ситуации, правильность составленных планов предотвращения негативных последствий и ликвидации аварийных очагов, а также достаточность имеющихся для этого материальных ресурсов;
7. Выводы относительно квалификации и компетенции специалистов, ответственных за природоохранные мероприятия, наличие у них техсредств для контроля состояния объекта;
8. Заключение об уровне информированности руководства предприятия о размере загрязнения экологии в процессе производственной и хозяйственной деятельности. Выводы о наличии мотивационных и стимулирующих программ, направленных на защиту окружающей среды и снижение энергозатратности и материалоемкости производимых товаров.

  • CIP Инкотермс 2010 – самый сложный базис поставки

НА ВАШИ ВОПРОСЫ ОТВЕТИТ:

Свиридов Анатолий Михайлович
заведующий лабораторией нормирования и проектирования

+7 496 463-69-13

e-mail: rrez_b@mail.ru

СДЕЛАЙТЕ ВАШ ЗАКАЗ

В нашей организации работают квалифицированные эксперты аудиторы, прошедшие специальную подготовку и аттестацию в качестве экологов-аудиторов по требованиям международных стандартов ISO серии 14000, 19011, ОНSAS 18001, норм и правил природоохранного законодательства Российской Федерации и в соответствии с требованиями системы добровольной сертификации федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.

«РРЭЦ» входит в аудиторскую палату Московской области. Наши экоаудиторы имеют большой опыт проведения внешнего экологического аудита, неоднократно приглашались судами в качестве независимой экспертизы.

Экологический аудит – независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности.

Экологический аудит как внутренний механизм управления предприятием является добровольной деятельностью (инициативный аудит). Аудиторское обслуживание осуществляется применительно к любым категориям предприятий и организаций, видов деятельности, воздействующих на состояние окружающей среды. Экологический аудит проводится на всех стадиях хозяйственной деятельности объекта.

Требования к выполняемой работе в рамках экологического аудита оговариваются индивидуально, о чем составляется соответствующий гражданско-правой договор.

По результатам аудиторской проверки составляются отчет и аудиторское заключение, имеющее безусловное значение для аудируемого объекта.

Со своей стороны мы гарантируем профессионализм и компетентность аудиторов-экологов в вопросах охраны окружающей среды, природопользования и специфики обследуемого объекта; конфиденциальность информации, полученной в результате проведения экологического аудита; ответственность экоаудиторов за результаты проводимых работ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *