Одной распространенных претензий к действующему концессионному регулированию является жесткий порядок внесения изменений в заключенное концессионное соглашение. Постановлением правительства от 24.04.2014 № 368 «Об утверждении Правил предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения» (далее – Постановление) установлен закрытый перечень оснований, наступление которых позволяет участникам концессии вносить в нее изменения. На практике из-за закрытого перечня часто возникают ситуации, когда существует объективная необходимость корректировки условий концессии, но основания, предусмотренные Постановлением, не позволяют это сделать.
3 июня 2019 года принято Постановление Правительства РФ от 03.06.2019 № 708 «О внесении изменений в Правила предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения», которое призвано частично упростить ситуацию в отношении объектов водо-и теплоснабжения. В отношении остальных объектов концессии порядок внесения изменений не поменялся.
Вот перечень ключевых новелл, вносимых в Постановление:
- Исключено императивное правило о невозможности изменения концессионного соглашения, заключенного менее года назад.
- Появились новые основания для внесения изменений в соглашение:
- выявление бесхозяйных объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, являющихся частью относящихся к объекту концессионного соглашения систем теплоснабжения, систем водоснабжения и (или) водоотведения — отсутствие такого основания напрямую противоречило положениям ч.ч. 5, 6 ст. 51 Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее — Закон о концессиях);
- вывод объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, являющихся объектом концессионного соглашения или входящих в состав объекта концессионного соглашения, из эксплуатации в случае, если такой вывод ранее не был предусмотрен условиями концессионного соглашения;
- осуществление возмещения фактически понесенных расходов концессионера в соответствии с порядком, указанным в п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о концессиях – отсутствие данного основания не позволяло сторонам решить вопрос возмещения расходов путем продления срока действия соглашения, несмотря на то, что это прямо предусмотрено Законом о концессиях;
- В перечне документов, направляемых в антимонопольный орган для целей получения согласия, учтено, что условия концессионного соглашения могут быть зафиксированы не только в конкурсном предложении, но и в предложении в рамках «частной инициативы».
- Увеличение объема расходов, финансируемых за счет средств концедента, на использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения теперь является основанием для отказа во внесении изменений, если такие изменения не вызваны вступлением в силу нормативных правовых актов, в связи с которыми стороны концессионного соглашения оказываются неспособными выполнить принятые на себя обязательства или ухудшается положение концессионера.
В целом смягчение порядка, предусмотренного Постановлением, безусловно, является позитивным трендом и поможет многим участникам концессий. Но нельзя не отметить, что сохранение закрытого и довольно жесткого перечня оснований, существенно ограничивает стороны, в том числе в применении классических механизмов распределения рисков. Так, например, традиционным последствием наступления особого обстоятельства является право сторон на внесение изменений в концессионное соглашение, в том числе в части продления его срока. Но очевидно, что перечни особых обстоятельств, обычно используемые участниками рынка, существенно шире, чем перечень оснований для изменений концессионного соглашения, предусмотренный Постановлением.
Статья 5. Стороны концессионного соглашения
1. Сторонами концессионного соглашения являются:
1) концедент — Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство Российской Федерации или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти, либо субъект Российской Федерации, от имени которого выступает орган государственной власти субъекта Российской Федерации, либо муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления. Отдельные права и обязанности концедента могут осуществляться уполномоченными концедентом в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления органами и юридическими лицами, и концедент должен известить концессионера о таких органах, лицах и об осуществляемых ими правах и обязанностях. Полномочия концедента также вправе осуществлять государственная компания, созданная Российской Федерацией в соответствии с Федеральным законом «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», государственная корпорация, созданная Российской Федерацией в соответствии с Федеральным законом «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»;
2) концессионер — индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два и более указанных юридических лица.
1.1. В случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктами 1, 11 и 17 — 20 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона и принадлежащее государственному или муниципальному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, такое предприятие участвует на стороне концедента в обязательствах по концессионному соглашению и осуществляет отдельные полномочия концедента наряду с иными лицами, которые могут их осуществлять в соответствии с настоящим Федеральным законом. Осуществляемые таким предприятием полномочия концедента, в том числе полномочия по передаче объекта концессионного соглашения и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, определяются концессионным соглашением. При этом такое государственное или муниципальное унитарное предприятие передает концессионеру права владения и пользования недвижимым имуществом, входящим в состав объекта концессионного соглашения и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, и подписывает соответствующие акты приема-передачи.
1.2. В случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктами 1, 11 и 17 — 20 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона и принадлежащее на момент принятия решения о заключении концессионного соглашения государственному бюджетному учреждению на праве оперативного управления, такое учреждение может участвовать на стороне концедента в обязательствах по концессионному соглашению и осуществлять отдельные полномочия концедента наряду с иными лицами, которые могут их осуществлять в соответствии с настоящим Федеральным законом, при условии, что в результате передачи этого имущества по концессионному соглашению такое учреждение не лишится возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены его уставом. Осуществляемые таким учреждением полномочия концедента определяются решением о заключении концессионного соглашения.
1.3. В случае, если при заключении концессионного соглашения планируются создание и (или) реконструкция объекта, части которого находятся или будут находиться в собственности разных публично-правовых образований, указанными публично-правовыми образованиями до объявления о проведении конкурса на право заключения концессионного соглашения заключается соглашение о проведении совместного конкурса, которое включает в себя:
1) информацию о лице, являющемся организатором совместного конкурса, а также о сторонах соглашения о проведении совместного конкурса;
2) права, обязанности и ответственность сторон соглашения о проведении совместного конкурса, в том числе перечень полномочий, переданных организатору сторонами этого соглашения;
3) информацию о предмете и об объекте концессионного соглашения, в отношении которых проводится совместный конкурс;
4) порядок и сроки подготовки и утверждения конкурсной документации о заключении концессионного соглашения, примерный срок проведения совместного конкурса;
5) порядок рассмотрения споров;
6) срок действия концессионного соглашения;
7) порядок размещения информации на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
8) иную информацию, определяющую взаимоотношения сторон соглашения о проведении совместного конкурса.
1.4. В случае, если объектами концессионных соглашений являются здания, строения и сооружения, предназначенные для складирования, хранения и ремонта имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, объекты производственной и инженерной инфраструктур таких зданий, строений и сооружений, концессионерами по таким концессионным соглашениям не могут являться иностранные инвесторы (иностранные физические лица и (или) иностранные юридические лица), организации, решения которых прямо или косвенно могут определять иностранные физические лица и (или) иностранные юридические лица, иностранные государства, их органы, за исключением случаев, определенных международным договором Российской Федерации, федеральным законом, решением Президента Российской Федерации.
1.5. В случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктом 13 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона и принадлежащее на момент принятия решения о заключении концессионного соглашения федеральному государственному бюджетному учреждению на праве оперативного управления, такое учреждение может участвовать на стороне концедента в обязательствах по концессионному соглашению и осуществлять отдельные полномочия концедента, за исключением полномочий по заключению, изменению и расторжению концессионного соглашения, а также контролю за исполнением концессионером обязательств по концессионному соглашению, наряду с иными лицами, которые могут их осуществлять в соответствии с настоящим Федеральным законом, при условии, что в результате передачи этого имущества по концессионному соглашению такое учреждение не лишится возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены его уставом. Осуществляемые федеральным государственным бюджетным учреждением полномочия концедента определяются решением о заключении концессионного соглашения.
1.6. В случае, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, концессионером по такому концессионному соглашению не могут являться иностранные инвесторы (иностранные физические лица и (или) иностранные юридические лица), российские юридические лица, решения которых прямо или косвенно могут определять иностранные физические лица и (или) иностранные юридические лица, иностранные государства, их органы, за исключением случаев, определенных международным договором Российской Федерации, федеральным законом, решением Президента Российской Федерации.
2. Перемена лиц по концессионному соглашению путем уступки требования или перевода долга допускается с согласия концедента. Концессионер не вправе передавать в залог свои права по концессионному соглашению, за исключением случая, предусмотренного частью 4 настоящей статьи. В случае перемены лиц по концессионному соглашению не допускается внесение изменений в условия концессионного соглашения, определяющие технические характеристики объекта концессионного соглашения.
3. Переход прав и обязанностей концессионера — юридического лица в случае его реорганизации к другому юридическому лицу должен осуществляться при условии соответствия реорганизованного или возникшего в результате реорганизации юридического лица требованиям к участникам конкурса, установленным настоящим Федеральным законом и конкурсной документацией.
4. В случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное статьей 4 настоящего Федерального закона, и для исполнения обязательств концессионера по концессионному соглашению концессионер привлекает средства кредиторов, права концессионера по концессионному соглашению могут использоваться в качестве способа обеспечения исполнения обязательств концессионера перед кредиторами в порядке и на условиях, которые определяются концессионным соглашением в соответствии с настоящим Федеральным законом. В этом случае между концедентом, концессионером и кредиторами заключается соглашение, которым определяются права и обязанности сторон (в том числе ответственность в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения концессионером своих обязательств перед концедентом и кредиторами). Замена концессионера без проведения конкурса может быть осуществлена с учетом мнения кредиторов на основании решения Правительства Российской Федерации, органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, принявших решение о заключении концессионного соглашения, при условии, что неисполнение или ненадлежащее исполнение концессионером обязательств по концессионному соглашению повлекло за собой нарушение существенных условий концессионного соглашения и (или) причинен вред жизни или здоровью людей либо имеется угроза причинения такого вреда. Новый концессионер, к которому переходят права и обязанности по концессионному соглашению, должен соответствовать требованиям к участникам конкурса, установленным настоящим Федеральным законом и конкурсной документацией.
5. Замена лица по концессионному соглашению в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения концессионером своих обязательств перед кредитором осуществляется путем проведения концедентом конкурса в целях замены лица по концессионному соглашению (если иное не предусмотрено концессионным соглашением или заключенным в соответствии с частью 4 настоящей статьи соглашением между концессионером, концедентом и кредиторами) с соблюдением следующих требований к этому конкурсу:
1) вид конкурса (открытый конкурс или закрытый конкурс), условия и критерии конкурса, проводимого в целях замены лица по концессионному соглашению, устанавливаются в соответствии с решением концедента о заключении концессионного соглашения, на основании которого был проведен конкурс на право заключения концессионного соглашения;
2) положения конкурсной документации, на основании которой проводится конкурс в целях замены лица по концессионному соглашению, должны соответствовать положениям конкурсной документации, на основании которой был проведен конкурс на право заключения концессионного соглашения, за исключением положений, в том числе параметров критериев такого конкурса, которые изменяются с учетом фактически исполненных концессионером к моменту проведения такого конкурса обязательств по концессионному соглашению;
3) условием конкурса, проводимого в целях замены лица по концессионному соглашению, наряду с условиями конкурса, указанными в пункте 1 настоящей части, является обязательство победителя конкурса по исполнению обязательств концессионера перед кредитором в порядке и на условиях, которые согласованы с кредитором и предусмотрены конкурсной документацией на проведение конкурса в целях замены лица по концессионному соглашению.
5.1. При замене лица по концессионному соглашению в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения концессионером своих обязательств перед кредиторами без проведения конкурса применяются правила, установленные частью 7 настоящей статьи.
6. Проведение конкурса в целях замены лица по концессионному соглашению и определение победителя такого конкурса осуществляются в соответствии с главой 3 настоящего Федерального закона. Между концедентом и победителем конкурса заключается соглашение о замене лица по концессионному соглашению. Права и обязанности концессионера по концессионному соглашению прекращаются с момента заключения соглашения о замене лица по концессионному соглашению.
7. В случае замены лица по концессионному соглашению условия концессионного соглашения изменяются на основании данных о фактически исполненных концессионером к моменту проведения конкурса обязательствах по концессионному соглашению, а также с учетом предложений, представленных победителем конкурса в целях замены лица по концессионному соглашению и содержащих лучшие условия по сравнению с условиями концессионного соглашения. Изменения, вносимые в концессионное соглашение и связанные с изменением условий этого соглашения, оформляются дополнительным соглашением к концессионному соглашению.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О концессионных соглашениях Принят Государственной Думой 6 июля 2005 года Одобрен Советом Федерации 13 июля 2005 года (в ред. Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 46, ст. 5557; Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 332-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 50, ст. 6245; Федерального закона от 30 июня 2008 г. N 108-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 27, ст. 3126; Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 145-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 29, ст. 3582; Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 164-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 29, ст. 3601; Федерального закона от 2 июля 2010 г. N 152-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 27, ст. 3436; Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 246-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 30, ст. 4594; Федерального закона от 28 ноября 2011 г. N 337-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7015; Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 417-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 50, ст. 7359; Федерального закона от 25 апреля 2012 г. N 38-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 18, ст. 2130; Федерального закона от 7 мая 2013 г. N 103-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 19, ст. 2330; Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 438-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 7003; Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 180-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 26, ст. 3386; Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 265-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 30, ст. 4266; Федерального закона от 3 ноября 2015 г. N 307-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 45, ст. 6208; Федерального закона от 28 ноября 2015 г. N 358-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 48, ст. 6724; Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 391-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 1, ст. 11; Федерального закона от 30 декабря 2015 г. N 460-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 1, ст. 80; Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 275-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4208; Федерального закона от 18 июля 2017 г. N 177-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 30, ст. 4457; Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 279-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 31, ст. 4828; Федерального закона от 31 декабря 2017 г. N 503-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 1, ст. 87; Федерального закона от 3 апреля 2018 г. N 63-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 15, ст. 2034; Федерального закона от 29 июня 2018 г. N 173-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 27, ст. 3956; Федерального закона от 29 июля 2018 г. N 261-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 31, ст. 4850; Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 312-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5105; Федерального закона от 27 декабря 2018 г. N 525-ФЗ) Глава 1. Общие положения Статья 1. Цели и предмет регулирования настоящего Федерального закона 1. Целями настоящего Федерального закона являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям. 2. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением, изменением и прекращением концессионных соглашений, устанавливает гарантии прав и законных интересов сторон концессионного соглашения (в ред. Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 265-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 30, ст. 4266). Статья 2. Законодательство Российской Федерации о концессионных соглашениях 1. Законодательство Российской Федерации о концессионных соглашениях состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. 2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора. Статья 3. Концессионное соглашение 1. По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона) (далее — объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности (в ред. Федерального закона от 2 июля 2010 г. N 152-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 27, ст. 3436; Федерального закона от 29 июня 2018 г. N 173-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 27, ст. 3956). 1-1. В случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктом 11 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, подготовка, заключение, исполнение, изменение и прекращение концессионных соглашений осуществляются с учетом особенностей, установленных главой 4 настоящего Федерального закона (часть 1-1 введена Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 275-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4208). 1-2. В случае, если объектом концессионного соглашения наряду с иными объектами концессионного соглашения являются объекты, предусмотренные пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, подготовка, заключение, исполнение и прекращение концессионного соглашения в части, относящейся к таким объектам, осуществляются с учетом особенностей, установленных главой 4-1 настоящего Федерального закона (часть 1-2 введена Федеральным законом от 29 июня 2018 г. N 173-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 27, ст. 3956). 2. Концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами. К отношениям сторон концессионного соглашения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из настоящего Федерального закона или существа концессионного соглашения. 3. В целях настоящего Федерального закона к реконструкции объекта концессионного соглашения относятся мероприятия по его переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, изменению технологического или функционального назначения объекта концессионного соглашения или его отдельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта концессионного соглашения. 4. Объект концессионного соглашения, подлежащий реконструкции, должен находиться в собственности концедента на момент заключения концессионного соглашения. Указанный объект на момент его передачи концедентом концессионеру должен быть свободным от прав третьих лиц. В случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, такое имущество на момент заключения концессионного соглашения может принадлежать государственному или муниципальному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения. В случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, оно на момент заключения концессионного соглашения может принадлежать государственному бюджетному учреждению на праве оперативного управления (в ред. Федерального закона от 30 июня 2008 г. N 108-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 27, ст. 3126; Федерального закона от 2 июля 2010 г. N 152-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 27, ст. 3436; Федерального закона от 25 апреля 2012 г. N 38-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 18, ст. 2130; Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 275-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4208). 4-1. Передача концедентом концессионеру объекта концессионного соглашения осуществляется по подписываемому сторонами концессионного соглашения акту приема-передачи (часть 4-1 введена Федеральным законом от 2 июля 2010 г. N 152-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 27, ст. 3436). 5. Изменение целевого назначения реконструируемого объекта концессионного соглашения не допускается. 6. Передача концессионером в залог объекта концессионного соглашения или его отчуждение не допускается. 7. Продукция и доходы, полученные концессионером в результате осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, являются собственностью концессионера, если концессионным соглашением не установлено иное. 8. Концессионер несет риск случайной гибели или случайного повреждения объекта концессионного соглашения с момента передачи ему этого объекта, если иное не установлено концессионным соглашением. Концессионным соглашением на концессионера может быть возложена обязанность осуществить за свой счет страхование риска случайной гибели и (или) случайного повреждения объекта концессионного соглашения (в ред. Федерального закона от 30 июня 2008 г. N 108-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 27, ст. 3126; Федерального закона от 2 июля 2010 г. N 152-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 27, ст. 3436). 9. Концессионным соглашением может предусматриваться предоставление концедентом во владение и в пользование концессионера имущества, принадлежащего концеденту на праве собственности, образующего единое целое с объектом концессионного соглашения и (или) предназначенного для использования в целях создания условий осуществления концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением (далее — иное передаваемое концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущество). В этом случае концессионным соглашением устанавливаются состав и описание такого имущества, цели и срок его использования (эксплуатации) концессионером, порядок возврата такого имущества концеденту при прекращении концессионного соглашения. Концессионным соглашением могут устанавливаться обязательства концессионера в отношении такого имущества по его модернизации, замене морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, иному улучшению характеристик и эксплуатационных свойств такого имущества, а также по осуществлению за свой счет страхования риска его случайной гибели и (или) случайного повреждения (в ред. Федерального закона от 30 июня 2008 г. N 108-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 27, ст. 3126; Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 265-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 30, ст. 4266). 10. Движимое имущество, которое создано и (или) приобретено концессионером при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, и не входит в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, является собственностью концессионера, если иное не установлено концессионным соглашением. Недвижимое имущество, которое создано концессионером с согласия концедента при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, и не относится к объекту концессионного соглашения, и не входит в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, является собственностью концессионера, если иное не установлено концессионным соглашением. Недвижимое имущество, которое создано концессионером без согласия концедента при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, и не относится к объекту концессионного соглашения, и не входит в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, является собственностью концедента, и стоимость такого имущества возмещению не подлежит (в ред. Федерального закона от 30 июня 2008 г. N 108-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 27, ст. 3126). 11. Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, полученные концессионером за свой счет при исполнении концессионного соглашения, принадлежат концеденту, если иное не установлено концессионным соглашением. 12. Концессионер несет расходы на исполнение обязательств по концессионному соглашению, если концессионным соглашением не установлено иное. 13. Концедент вправе принимать на себя часть расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения и предоставлять концессионеру государственные или муниципальные гарантии в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Размер принимаемых концедентом на себя расходов, а также размер, порядок и условия предоставления концедентом концессионеру государственных или муниципальных гарантий должны быть указаны в решении о заключении концессионного соглашения, в конкурсной документации, в концессионном соглашении. Решение о выплате платы концедента по концессионному соглашению может быть принято в случае, если установление платы концедента по концессионному соглашению определено в качестве критериев конкурса (в ред. Федерального закона от 30 июня 2008 г. N 108-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 27, ст. 3126; Федерального закона от 25 апреля 2012 г. N 38-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 18, ст. 2130; Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 265-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 30, ст. 4266). 13-1. (Часть 13-1 введена Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 265-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 30, ст. 4266; утратила силу на основании Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 275-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4208) 14. Концессионером осуществляется ввод в эксплуатацию созданного и (или) реконструированного объекта концессионного соглашения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 15. Права владения и пользования концессионера недвижимым имуществом, входящим в состав объекта концессионного соглашения, недвижимым имуществом, предоставленным концессионеру в соответствии с частью 9 настоящей статьи, подлежат государственной регистрации в качестве обременения права собственности концедента. Государственная регистрация прав владения и пользования концессионера таким недвижимым имуществом может осуществляться одновременно с государственной регистрацией права собственности концедента на такое недвижимое имущество. Срок подачи документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на созданный объект концессионного соглашения, не может превышать один месяц с даты ввода данного объекта в эксплуатацию. Ответственность концессионера за нарушение этого срока определяется концессионным соглашением (в ред. Федерального закона от 2 июля 2010 г. N 152-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 27, ст. 3436; Федерального закона от 25 апреля 2012 г. N 38-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 18, ст. 2130). 16. Объект концессионного соглашения и иное передаваемое концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущество отражаются на балансе концессионера, обособляются от его имущества. В отношении таких объекта и имущества концессионером ведется самостоятельный учет, осуществляемый им в связи с исполнением обязательств по концессионному соглашению, и производится начисление амортизации таких объекта и имущества (в ред. Федерального закона от 30 июня 2008 г. N 108-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 27, ст. 3126). 17. Обращение взыскания по долгам концессионера на его права в отношении объекта концессионного соглашения и иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества не допускается (часть 17 введена Федеральным законом от 30 июня 2008 г. N 108-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 27, ст. 3126). Статья 4. Объекты концессионного соглашения 1. Объектами концессионного соглашения являются (в ред. Федерального закона от 2 июля 2010 г. N 152-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 27, ст. 3436): 1) автомобильные дороги или участки автомобильных дорог, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, то есть объекты, используемые при капитальном ремонте, ремонте, содержании автомобильных дорог, элементы обустройства автомобильных дорог (в том числе остановочные
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 525-ФЗ
Изменения вступают в силу с 8 января 2019 г.
Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 312-ФЗ
Изменения вступают в силу с 14 августа 2018 г.
Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 261-ФЗ
Изменения вступают в силу с 10 августа 2018 г.
Федеральный закон от 29 июня 2018 г. N 173-ФЗ
Изменения вступают в силу с 29 июня 2018 г.
Федеральный закон от 3 апреля 2018 г. N 63-ФЗ
Изменения вступают в силу с 14 апреля 2018 г.
Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 503-ФЗ
Изменения вступают в силу с 31 декабря 2017 г.
Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 279-ФЗ
Изменения вступают в силу с 31 июля 2017 г.
Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 177-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 ноября 2017 г.
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 275-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.
Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 460-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 391-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 358-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 3 ноября 2015 г. N 307-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон РФ от 21 июля 2014 г. N 265-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ)
Изменения вступают в силу с 1 февраля 2015 г., за исключением изменений в статью 4 и статью 37 настоящего Федерального закона, которые вступают в силу с 1 мая 2015 г.
Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 180-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 438-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 103-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.
Федеральный закон от 25 апреля 2012 г. N 38-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 417-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.
Федеральный закон от 28 ноября 2011 г. N 337-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 апреля 2012 г.
Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 246-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 2 июля 2010 г. N 152-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 164-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 145-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 30 июня 2008 г. N 108-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 332-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
1. Вопрос: кто такой концедент и чем он отличается от концессионера?
Ответ: концедент и концессионер – это стороны концессионного соглашения. Концедентом называют муниципальное образование, субъект Российской Федерации или саму Российскую Федерацию, заключающие концессионное соглашение в лице уполномоченных структур (правительств, администраций, министерств, комитетов).
Концессионер – это инвестор, заключающий концессионное соглашение. Концессионером может выступить юридическое лицо (товарищество) или индивидуальный предприниматель. Для ряда случаев Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» устанавливает ограничения по возможности заключения концессионных соглашений в коммунальной сфере для иностранных инвесторов.
2. Вопрос: концессия влечет рост тарифов на коммунальные услуги?
Ответ: рост тарифа не обязательное, но частое явление при реализации концессионного соглашения. Увеличение тарифа, устанавливаемого для концессионера, в первую очередь, обусловлено тем, что в ранее действовавший тариф не был включен ряд значимых расходов эксплуатирующей организации: средства на капитальный и текущий ремонт оборудования, капитальные вложения на реконструкцию действующих коммунальных объектов и строительство новых.
Подавляющее большинство ресурсоснабжающих организаций сегодня работают в рамках договоров аренды. Такие организации не стремятся улучшить качество предоставляемых услуг по водо-, теплоснабжению или водоотведению, заменить изношенные сети и оборудование. Итогом работы арендаторов становится имущество, дальнейшая эксплуатация которого становится череда аварий.
Таким образом, рост тарифа без концессии действительно может отсутствовать, но качество коммунальных услуг при этом не соответствует нормам, а частота отключений подачи воды и тепловой энергии может повлечь к введению режима чрезвычайной ситуации.
Кроме того, в соответствии с бюджетным законодательством концессионер является плательщиком налога на добавленную стоимость – НДС, который также включается в тариф. С 01 января 2019 г. НДС увеличен до 20%. В настоящее время Правительством Российской Федерации прорабатывается ряд законопроектов по исключению (снижению размера) НДС из стоимости коммунальных услуг и выведению НДС из обязательных налогов для концессионера.
Однако, обращаем внимание, что Правительством Российской Федерации рост платы граждан за коммунальные услуги жестко ограничен. Тариф для населения не может расти на любую удобную для инвестора величину.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2018 г. № 2490-р на период 2019 – 2023 гг. установлены предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.
Для жителей Хабаровского края существует дополнительная защита от роста тарифа на услуги теплоснабжения – так называемый «предельный губернаторский тариф».
Ежегодно Губернатор Хабаровского края утверждает предельные максимальные тарифы на тепловую энергию. Выше такого тарифа граждане услугу не оплачивают, разницу, сложившуюся между «губернаторским» и фактически установленным тарифом, ресурсоснабжающей организации обязан компенсировать краевой бюджет.
Кроме того, с 01 января 2017 г. концессионные соглашение, заключаемые муниципальными образованиями Хабаровского края, в качестве третьей стороны подписывает Губернатор, Председатель Правительства Хабаровского края.
Перед подписанием, проект муниципальной концессии проходит процедуру согласования в органах государственной власти края, где отдельное внимание уделяется эффективности включаемых в концессионное соглашения мероприятий и потенциальному росту тарифа.
3. Вопрос: минимальные срок, на который заключается концессионное соглашение, составляет пять лет.
Ответ: нет, никаким актом не установлен минимальный или максимальный срок действия концессионного соглашения. Срок действия концессии устанавливается, исходя из периода реализации мероприятий по созданию (реконструкции) объектов коммунального хозяйства и периода окупаемости вложенных концессионером инвестиций.
Кроме того, качественно подготовленное концессионное соглашение объективно следует заключать на длительный период.
В практике субъектов Российской Федерации встречаются случаи заключения концессионных соглашений на срок и три года, и 50 лет.
4. Вопрос: с приходом в поселение новой организации (концессионера) сотрудники предыдущей эксплуатирующей организации останутся без работы.
Ответ: на практике заменить полный штат персонала действующей организации сложно и неэффективно.
По закону, при соблюдении ряда условий отбора, концессионером может стать любая организация, в том числе, и та, которая уже эксплуатирует (например, по договорам аренды)объекты, передаваемые в концессию.
Однако, даже в случае признания концессионером сторонней компании, к примеру, пришедшей из западных регионов России, такой концессионер не везет с собой персонал, а набирает сотрудников с привязкой к месту реализации концессионного соглашения.
Кроме того, как правило, сторонние инвесторы приходят в новый регион посредством открытия филиала, выполняющего функции администрирования деятельности, а для осуществления производственных работ заключается договор с действующими сотрудниками или ресурсоснабжающими организациями. Согласно Федеральному закону от 21 июля 2005 г. № 115‑ФЗ «О концессионных соглашениях» концессионер вправе привлекать третьих лиц к исполнению концессионного соглашения, при условии, что концессионер несет ответственность за действия таких лиц.
5. Вопрос: в чем отличие концессионного договора от концессионного соглашения?
Ответ: разницы не существует. Единственный закон, регулирующие отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением, изменением и прекращением концессий – это Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 115‑ФЗ «О концессионных соглашениях», который вводит термин «концессионное соглашение».
Правильное наименование – концессионное соглашение. Понятие «концессионный договор» или «договор концессии» используется для указания на сам подписываемый документ, а «концессионное соглашение» — это более широкое понятие, включающее всю совокупность отношений концедента, концессионера и других лиц, права и интересы которых затрагивает реализация концессии.
Реже можно встретить термин «концессионный проект», однако, в нормативных правовых актах Российской Федерации такое понятие не используется.
Понятие «проект концессии» или «проект концессионного соглашения» подразумевает указание на планируемое к заключению концессионное соглашение, шаблон договора концессии, находящий в разработке.
6. Вопрос: на основе инвестиционной программы заключается концессионное соглашение.
Ответ: нет, все исполняется в обратном порядке. Инвестиционная программа – это документ, разрабатываемый ресурсоснабжающей организацией, в котором закрепляются конкретные мероприятия по строительству или реконструкции объектов коммунальной инфраструктуры, сроки их реализации, объемы и источники финансирования таких мероприятий.
Ресурсоснабжающей организация признается тогда, когда получает права владения и (пользования) на объекты коммунальной инфраструктуры. Для чего организация заключает договор аренды, концессионное соглашение, договор безвозмездного пользования и т.п.
Нет концессионного соглашения – нет основания пользоваться объектами коммунальной инфраструктуры, а, значит, и разрабатывать инвестиционную программу в отношении «чужих» объектов организация не имеет права.
Инвестиционную программу может разработать не только концессионер, но и МУП, к примеру. Наличие инвестиционной программы – обязательное требование к ресурсоснабжающим организациям, которые планируют строительство или реконструкцию объектов коммунального хозяйства. Кроме того, именно инвестиционная программа позволяет включить инвестиционную составляющую в тариф организации.
7. Вопрос: зачем нужна финансово-тарифная модель?
Ответ: финансово-тарифная модель позволяет спрогнозировать ход реализации концессионного соглашения или любого другого инвестиционного проекта.
Благодаря модели на этапе подготовки документации для заключения концессионного соглашения и организатор конкурса, и потенциальный инвестор могут увидеть изменения тарифа в период действия концессии, срок окупаемости инвестиций и потребность в получении заемных или бюджетных средств.
Кроме того, с помощью финансово-тарифной модели рассчитываются параметры, включаемые в тариф концессионеру, а также минимально необходимый срок действия концессионного соглашения.
С шаблоном финансово-тарифной модели в сфере теплоснабжения можно ознакомиться в разделе «Инвестору».
8. Вопрос: что происходит с коммунальными объектами по завершении концессионного соглашения?
Ответ: объекты концессионного соглашения возвращаются собственнику.
Суть концессионного соглашения заключается в том, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, передается в концессию для реализации инвестором (концессионером) мероприятий по улучшению характеристик такого имущества без оформления права собственности концессионера на эти объекты.
Договор концессии закрепляет обязанность концессионера вернуть объекты, переданные по концессии, в определенном концессией состоянии. Кроме того, по общему правилу, концессионер осуществляет текущий и капитальный ремонт объектов концессии и иного переданного ему имущества.
Имущество тепло-, водоснабжения и водоотведения, пробывшее в эксплуатации более пяти лет, по окончании концессионного соглашения по закону необходимо снова передавать в концессию.
Концессионер, реализовавший концессионное соглашение не имеет преимущественных прав по выкупу имущества концессии или заключению нового концессионного соглашения в отношении такого имущества.
9. Вопрос: Возможно ли передать в рамках единого концессионного соглашения все объекты коммунальной инфраструктуры края?
Ответ: законом такое не допускается. Во-первых, Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 115‑ФЗ «О концессионных соглашениях» устанавливает ограничение по передаче одним лотом объектов, относящихся к разным сферам коммунального хозяйства (тепло-, водо-, электроснабжение и др.).
Во-вторых, укрупнение объектов даже в рамках одного муниципального района не должно противоречить основам конкуренции и вести к ограничению прав хозяйствующих субъектов.
Вместе с тем, если объекты коммунальной инфраструктуры находятся в собственности у различных муниципалитетов (субъектов Российской Федерации, муниципалитетов и субъектов Российской Федерации) и при этом образуют единый технологический комплекс, собственники вправе объявить совместный конкурс на право заключения концессионного соглашения.
По итогам проведения совместного конкурса каждое муниципальное образование и (или) субъект Российской Федерации заключает с одним концессионером отдельное концессионное соглашение.
10. Вопрос: может ли муниципальное образование заключить концессионное соглашение без участия субъекта Российской Федерации?
Ответ: с 01 января 2017 г. такая возможность оставлена только тем муниципалитетам, которые наделены полномочиями по тарифному регулированию услуг коммунального комплекса.
В Хабаровском крае вопросы тарифного регулирования находятся в ведении комитета по ценам и тарифам Правительства края, таким образом, все концессионные соглашения, заключаемые от имени муниципальных образований края, должны быть подписаны в качестве третьей стороны Губернатором, Председателем Правительства края.
11. Вопрос: субъект Российской Федерации как третья сторона концессионного соглашения обязан возместить концессионеру стоимость коммунальных услуг, неоплаченных потребителями.
Ответ: нет, законом такая обязанность на субъект Российской Федерации не возложена.
Вместе с тем, Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 115‑ФЗ «О концессионных соглашениях» оставляет субъекту Российской Федерации как третьей стороне концессионного соглашения возможность установить собственными нормативными правовыми актами дополнительные обязанности по исполнению муниципальных концессионных соглашений.
На территории Хабаровского края подобные акты не приняты.
Вместе с тем, органами исполнительной и государственной власти края согласован примерный Порядок возмещения недополученных доходов, экономически обоснованных расходов Концессионера при прекращении концессионного соглашения, в том числе при досрочном расторжении концессионного соглашения, за счет средств бюджета Хабаровского края, в котором подробно описывается механизм получения концессионером выплат из краевого бюджета.
12. Вопрос: концессионер автоматически становится управляющей компанией многоквартирных домов в поселении.
Ответ: нет, определение способа управления многоквартирными домами относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 115‑ФЗ «О концессионных соглашениях» не регулирует отношения по отбору управляющей компании.