0503164 причины отклонений

М. Алексеева

Журнал «Казенные учреждения: акты и комментарии для бухгалтера» № 3/2017

Комментарий к Письму Минфина РФ № 02-07-07/21798, Федерального Казначейства № 07-04-05/02-308 от 07.04.2017.

Минфин и Федеральное казначейство Письмом от 07.04.2017 № 02 07 07/21798, 04-05/02-308 направили Разъяснения о порядке составления и представления главными администраторами средств федерального бюджета (далее – главные администраторы) месячной и квартальной бюджетной отчетности, квартальной сводной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений в 2017 году.

В рамках этого комментария рассмотрим особенности формирования показателей некоторых форм бюджетной отчетности, утвержденных Инструкцией № 191н.

Сведения (ф. 0503178).

В сведениях об остатках денежных средств на счетах получателя бюджетных средств (ф. 0503178) (далее – сведения (ф. 0503178)), представляемых в составе пояснительной записки (ф. 0503160), содержатся данные об остатках денежных средств:

  • по банковским счетам, открытым в кредитных организациях, в том числе по средствам во временном распоряжении (раздел 1);
  • по лицевым счетам, открытым в финансовом органе по средствам во временном распоряжении (раздел 2).

При заполнении графы 1 «Номер банковского (лицевого) счета» сведений необходимо учесть следующее:

1) в разделе 1 «Счета в кредитных организациях» указывается:

  • номер счета в структуре «xxxxxxxxxxxxxxxxxxxx»;
  • при отражении показателя по счету 1 201 23 000 «Денежные средства учреждения в кредитной организации в пути» – «00000000000000000000»;
  • если учреждению открыт счет в кредитной организации за рубежом – первые 20 знаков номера счета. В случае если разрядность номера счета составляет менее 20 знаков, указывается номер счета и остальные значения, равные нулю;

2) в разделе 2 «Счета в финансовом органе» приводится номер лицевого счета, открытого в ОФК, в структуре «xxxxxxxxxxx000000000».

Отчет (ф. 0503123).

Отчет о движении денежных средств (ф. 0503123) (далее – отчет (ф. 0503123)) формируется и представляется в составе отчетности за первое полугодие 2017 года. Заполнение его главными администраторами в части отражения средств, поступающих от возвратов бюджетными и автономными учреждениями субсидий на выполнение ими госзадания прошлых лет, образовавшихся в связи с недостижением ими установленных заданием показателей, характеризующих объем госуслуг (работ), осуществляется с учетом следующих особенностей.

Сумма поступлений от таких возвратов отражается по соответствующему коду бюджетной классификации доходов бюджета группированного кода 000 1 13 02990 00 0000 130 «Прочие доходы от компенсации затрат государства». В частности, для федерального бюджета предусмотрен код 000 1 13 02991 01 0400 130 «Прочие доходы от компенсации затрат федерального бюджета».

Показатели отчета (ф. 0503123) формируются так:

Строка, графа

Показатели

Раздел 1 «Поступления»

Поступления от возврата субсидий в указанном разделе не отражаются

Раздел 3 «Изменение остатков средств»

Строка 421 графа 4

Показатель отражается со знаком «минус»

Раздел 4 «Аналитическая информация по выбытиям»

Строка 980 графа 4

Указывается код раздела, подраздела бюджетной классификации, по которому получателем бюджетных средств осуществляется наибольший объем расходов бюджета

Строка 980 графа 5

Показатель отражается в положительном значении

Графа 5 «За аналогичный период прошлого финансового года» разделов 1 – 3 отчета (ф. 0503123) в составе квартальной отчетности 2017 года не заполняется.

Отчет (ф. 0503127).

Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127) (далее – отчет (ф. 0503127)) заполняется в соответствии с Письмом Минфина РФ № 02-07-07/5669, Федерального казначейства № 07-04-05/02-120 от 02.02.2017, где, помимо всего прочего, разъяснен порядок заполнения администраторами разд. 1 «Доходы бюджета». Например, из письма следует, что суммы поступлений, подлежащие перечислению в доход федерального бюджета (графа 5):

  • от удержания заказчиком (получателем бюджетных средств) из сумм обеспечений по госконтрактам (договорам) денежных средств в счет исполнения обязательств поставщика (исполнителя) по уплате штрафных санкций отражаются по коду доходов 000 1 16 90010 01 х000 140 «Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в федеральный бюджет»;
  • от восстановления дебиторской задолженности прошлых лет – по коду доходов 000 1 13 02991 01 хх00 130 «Прочие доходы от компенсации затрат государства федерального бюджета».

Дополнительно сообщается, что бюджетная отчетность представляется с учетом межбюджетных трансфертов, в том числе возвратов неиспользованных межбюджетных трансфертов прошлых лет, перечисленных из соответствующего бюджета в последний день отчетного периода, зачисленных на балансовый счет 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации» в текущем отчетном периоде и подлежащих зачислению в федеральный бюджет в следующем отчетном периоде. Такие средства отражаются в отчетности за отчетный период на основании данных по соответствующим счетам аналитического учета счета 1 210 04 000 «Расчеты по распределенным поступлениям к зачислению в бюджет».

Если межбюджетные трансферты, в том числе возвраты неиспользованных межбюджетных трансфертов прошлых лет, перечислены из соответствующего бюджета в предыдущем отчетном периоде и зачислены на лицевой счет администратора доходов в следующем отчетном периоде, то указанные операции отражаются в отчетности, представляемой за отчетный период, как средства в пути в графе 6 раздела 1 отчета (ф. 0503127) на основании показателей счета 1 201 23 000 «Денежные средства учреждения в кредитной организации в пути».

Также чиновники напомнили, что в графе 4 раздела 1 отчета (ф. 0503127) главные администраторы отражают годовые объемы прогнозных назначений на основании показателей счета 1 504 00 000 «Сметные (плановые, прогнозные) назначения».

Отчет (ф. 0503128).

Отчет (ф. 0503128) включает в себя три раздела:

  • «Бюджетные обязательства текущего (отчетного) финансового года по расходам»;
  • «Бюджетные обязательства текущего (отчетного) финансового года по выплатам источников финансирования дефицита бюджета»;
  • «Обязательства финансовых годов, следующих за текущим (отчетным) финансовым годом».

В части заполнения раздела 3 отчета приведены следующие рекомендации.

Данные в графе 7 приводятся на основании сведений, отраженных на соответствующих счетах аналитического учета счетов 1 502 91 000 «Принятые обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода)», 1 502 99 000 «Отложенные обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода)».

К сведению.

Принятие к бюджетному учету денежных обязательств (счет 1 502 х2 000 «Принятые денежные обязательства») не зависит от сроков принятия к учету бюджетных и денежных обязательств органами Федерального казначейства.

Кредитовые остатки по соответствующим счетам счета 1 502 99 000, сформированные на конец 2016 года, должны соответствовать остаткам по этим счетам на начало 2017 года.

Показатели счета 1 502 99 000 формируются в объеме резерва предстоящих расходов (1 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов»), созданного по данным обязательствам. Поэтому в графе 7 отражается показатель по счету 1 502 99 000 на конец отчетного периода (кредитовый остаток по счету), соответствующий показателю по счету 1 401 60 000 на конец отчетного периода (кредитовый остаток по счету).

Разъясняется также порядок отражения в бюджетном учете операций по отложенным обязательствам, в частности, приводятся следующие корреспонденции счетов:

Дебет

Кредит

Приняты бюджетные обязательства по выплате заработной платы (отражаются единовременно на весь годовой объем доведенных лимитов бюджетных обязательств на осуществление расходов по заработной плате, включая расходы на выплату отпускных, компенсаций за неиспользованный отпуск сотрудника (служащего) учреждения)

1 501 13 211

1 502 11 211

Приняты обязательства по оплате отпусков за фактически отработанное время или выплате компенсаций за неиспользованный отпуск сотрудника (служащего) учреждения за счет резерва, созданного ранее на эти цели

1 401 60 211

1 302 11 730

Приняты обязательства за счет ранее сформированных отложенных обязательств (резерва предстоящих расходов) для предстоящей оплаты отпусков за фактически отработанное время или выплаты компенсаций за неиспользованный отпуск сотрудника (служащего) учреждения

1 502 99 211

1 501 13 211

1 502 11 211

1 501 93 211

Отражено уменьшение ранее принятых бюджетных обязательств по выплате заработной платы (по оплате отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск сотрудника (служащего) учреждения) на сумму принятых обязательств за счет отложенных обязательств (резерва предстоящих расходов) методом «красное сторно»

1 501 13 211

1 502 11 211

Графы 4 – 6, 8 – 10, 12 раздела 3 по строке 911 «Из них: по отложенным обязательствам» не заполняются.

При формировании раздела 3 отчета (ф. 0503128) должно соблюдаться равенство:

  • граф 7 и 11 строки 911;
  • графы 12 по строке 999 «Итого» за минусом показателей в части обязательств по государственному (муниципальному) долгу, отраженных в разделах 1, 2, 3 отчета (ф. 0503128), показателю в графе 9 сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169) (далее – сведения (ф. 0503169)) (строки «Всего» минус (сумма показателей строки «Итого по синтетическому коду счета 1 205 00 000», строки «Итого по синтетическому коду счета 1 209 00 000», суммы соответствующих строк по номеру счетов КДБ 1 303 00 000).

Сведения (ф. 0503164).

Сведения об исполнении бюджета (ф. 0503164) (далее – сведения (ф. 0503164)) формируются в составе пояснительной записки (ф. 0503160) главными администраторами с учетом следующих особенностей.

Номер графы

Показатели

Раздел 1 «Доходы бюджета»

Указываются утвержденные бюджетные назначения (прогнозные показатели поступлений доходов на квартал, полугодие, девять месяцев, год) на основании данных счетов аналитического учета счета 1 504 00 000. Они должны соответствовать показателям, отраженным в прогнозе кассовых поступлений по доходам федерального бюджета на текущий финансовый год, составленном в соответствии с п. 4.3 Порядка, утвержденного Приказом Минфина РФ от 09.12.2013 № 117н

Отражается разность показателей фактического исполнения по доходам и плановых (прогнозных) показателей на текущий (отчетный) финансовый год. При отсутствии отклонений эта графа не заполняется

При представлении в МОУ ФК бюджетной отчетности в 2017 году не заполняется

Приводится факторный анализ отклонения фактического исполнения доходов федерального бюджета от прогноза поступлений доходов в федеральный бюджет, а также анализ исполнения доходов в части непрогнозируемых администратором доходных источников, кассовое исполнение по которым осуществлялось в 2017 году

Раздел 2 «Расходы бюджета»

Отражаются показатели (в разрезе кодов главного распорядителя средств федерального бюджета, разделов, подразделов, программной (непрограммной) целевой статьи расходов), по которым по состоянию на 1 апреля, 1 июля, 1 октября исполнение составило соответственно менее 20, 45, 70% от утвержденных годовых назначений. При представлении сведений раздельно в части данных, не содержащих гостайну, и данных, содержащих гостайну, в отчет включаются показатели таким образом, чтобы показатели сводных данных по исполнению бюджета (общий показатель) на соответствующую отчетную дату не превышали 20, 45, 70%

8, 9

Указываются соответственно код и наименование причины, повлиявшей на наличие отклонений (см. таблицу 1)

Раздел 3 «Источники финансирования дефицита бюджета»

Отражаются поступления и выбытия источников финансирования дефицита бюджета при наличии прогнозных (плановых) показателей и наличии бюджетных ассигнований по выплатам, утвержденным бюджетной росписью на текущий финансовый год соответственно. Показатели по перечислению средств с единого счета федерального бюджета и зачислению средств на этот счет (в рамках операций по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета) не приводятся в указанном разделе

В отчетности 2017 года эта графа не заполняется

Таблица 1

Коды и наименования причин отклонений от планового процента исполнения

Код

Пояснения

Отсутствие нормативных документов, определяющих порядок выделения и (или) использования средств бюджетов

Отказ открытого акционерного общества от проведения эмиссии

Осуществление взноса в соответствии с произведенной эмиссией акций

Экономия, сложившаяся по результатам проведения конкурсных процедур

Невозможность заключения государственного контракта по итогам конкурса в связи с отсутствием претендентов (поставщиков, подрядчиков, исполнителей)

Отсутствие положительного заключения Главгосэкспертизы

Нарушение подрядными организациями сроков исполнения и иных условий контрактов, не повлекшее судебные процедуры

Нарушение подрядными организациями сроков исполнения и иных условий контрактов, повлекшее судебные процедуры

Несвоевременность представления исполнителями работ (поставщиками, подрядчиками) документов для расчетов

Оплата работ по факту на основании актов выполненных работ

Нарушение субъектами РФ сроков исполнения и иных условий соглашений

Невыполнение субъектами РФ обязательств по долевому софинансированию

Перечисление межбюджетных трансфертов в пределах сумм, необходимых для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств бюджета субъекта РФ, внебюджетного фонда

Более медленные, чем планировалось, темпы реализации проектов, в том числе в рамках соглашений с международными финансовыми организациями

Перенос сроков реализации международных проектов (программ)

Курсовая разница

Проведение реорганизационных мероприятий

Отсутствие решений Президента РФ и Правительства РФ об использовании бюджетных ассигнований

Заявительный характер субсидирования организаций, производителей товаров, работ и услуг

Представление организациями – получателями субсидий некорректного (неполного) пакета документов для осуществления выплат

Заявительный характер выплаты пособий и компенсаций

Уменьшение численности получателей выплат, пособий и компенсаций по сравнению с запланированной

Отсутствие гарантийных случаев

Длительность проведения конкурсных процедур

Отсутствие проектно-сметной документации

Наличие иных ограничений по финансированию строек и объектов, включенных в ФАИП

Необходимость внесения изменений в ФЦП и (или) ФАИП

Поэтапная оплата работ в соответствии с условиями заключенных государственных контрактов

Сезонность осуществления расходов

Длительность процедур проведения эмиссии акций и передачи их в собственность РФ

Осуществление взносов в уставные капиталы акционерных обществ в сроки, предусмотренные договорами (соглашениями)

Длительность конкурсного отбора субъектов РФ

Отсутствие соглашений с субъектами РФ

Специфика проектных процедур международных финансовых организаций, в соответствии с которыми расходование средств осуществляется в конце года

Иные причины (подробно раскрываются в текстовой части пояснительной записки
(ф. 0503160))

Дополнительно в текстовой части пояснительной записки (ф. 0503160):

  • раскрываются обобщенные данные об операциях по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета за отчетный период;
  • дается детальное описание причин отклонений от плановых показателей в части доходов, расходов, источников финансирования дефицита бюджета.

Сведения (ф. 0503169).

Форма сведений (ф. 0503169), подаваемая в составе пояснительной записки (ф. 0503160), состоит из двух разделов:

  • в разделе 1 отражаются суммы дебиторской и кредиторской задолженности учреждения с выделением сумм, по которым в срок, предусмотренный правовым основанием возникновения задолженности, обязательства кредитором (дебитором) не исполнены (далее – просроченная кредиторская, дебиторская задолженность);
  • в разделе 2 раскрывается аналитическая информация о просроченной дебиторской, кредиторской задолженности учреждения.

При отражении информации в разделе 2 сведений (ф. 0503169) необходимо учитывать следующее:

а) раздел 2 заполняется по показателям задолженности 1 млн руб. и более, в части доходов бюджета, администрируемых ФНС, ФТС, – по показателям 500 млн руб. и более;

б) в графах 3 и 4 раздела 2 дата возникновения и дата исполнения по правовому основанию отражаются в формате мм.гггг. В случае если показатель просроченной задолженности сформировался по разным документам-основаниям, содержащим разные даты исполнения задолженности (обязательства), в графе 4 указывается дата последнего документа-основания в формате мм.гггг;

в) в графах 7 и 8 раздела 2 отражаются соответственно код и наименование причины, повлиявшей на наличие просроченной дебиторской (кредиторской) задолженности, в том числе указывающей на наличие признаков безнадежной ко взысканию задолженности (см. таблицу 2).

Таблица 2

Коды и наименования причин образования просроченной задолженности

Код

Пояснения

Банкротство контрагента (поставщика, исполнителя работ, услуг)

Банкротство налогоплательщика

Нарушение контрагентами сроков выполнения работ, невыполнение работ по договору в установленный срок

Представление контрагентом документов на оплату поставленного товара, оказанных услуг, выполненных работ с нарушением сроков

Иные причины возникновения просроченной кредиторской задолженности (раскрываются в текстовой части пояснительной записки (ф. 0503160))

Смерть физического лица, плательщика платежей в бюджет или объявление его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством РФ

Представление контрагентом документов на оплату поставленного товара, оказанных услуг, выполненных работ с нарушением сроков

Банкротство плательщика платежей в бюджет (налогоплательщика) в части задолженности по платежам в бюджет, не погашенным по причине недостаточности имущества должника и (или) невозможности их погашения учредителями (участниками) организации в пределах и порядке, которые установлены законодательством РФ

Наличие судебного акта, в соответствии с которым администратор доходов бюджета утрачивает возможность взыскания задолженности по платежам в бюджет

Вынесение судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа в соответствии с законодательством РФ

Иные причины возникновения просроченной дебиторской задолженности (раскрываются в текстовой части пояснительной записки (ф. 0503160))

Кроме того, в текстовой части пояснительной записки (ф. 0503160) дополнительно указываются:

  • причины увеличения доли просроченной дебиторской, кредиторской задолженности в общем объеме дебиторской и кредиторской задолженности соответственно и причины образования существенных остатков (1 млрд руб. и более по соответствующему платежу (обязательству) дебиторской и кредиторской задолженности), а также меры, принятые (принимаемые) для урегулирования (снижения) просроченной задолженности;
  • прогнозный объем дебиторской задолженности (по видам расходов) на следующую отчетную дату, а также объективные причины (при наличии) ожидаемого увеличения указанных показателей на очередную отчетную дату.

Пояснительная записка (ф. 0503160).

В целях проведения мониторинга исполнения федерального бюджета в текстовой части пояснительной записки (ф. 0503160) главным администраторам необходимо раскрывать следующую информацию:

1) в разделе 3 «Анализ отчета об исполнении бюджета субъектом бюджетной отчетности»:

  • информацию о факторах, повлиявших на объем и динамику заключения контрактов (договоров), предусмотренных к исполнению в 2017 году, в том числе по сети подведомственных учреждений, являющихся получателями средств федерального бюджета;
  • информацию о причинах, повлиявших на динамику распределения и доведения до подведомственных распорядителей и (или) получателей средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств на осуществление закупок товаров, работ и услуг, в том числе на осуществление бюджетных инвестиций, на предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности РФ, а также на предоставление субсидий бюджетам субъектов РФ на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов РФ (муниципальной собственности);

2) в разделе 4 «Анализ показателей бухгалтерской отчетности субъекта бюджетной отчетности» – информацию о причинах принятия получателями средств федерального бюджета бюджетных обязательств сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств;

3) в соответствующих разделах пояснительной записки (ф. 0503160) – пояснения причин наличия отклонений от контрольных соотношений.

Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н.

Приложение к письму
Министерства финансов
Российской Федерации
и Федерального казначейства
от 19.03.2018 N 02-06-07/16938
N 07-04-05/02-4382

Составление и представление Сведений об исполнении бюджета (ф. 0503164) в составе квартальной бюджетной отчетности в 2018 году

Информация в Сведениях (ф. 0503164) главными администраторами средств федерального бюджета отражается с учетом следующих особенностей.

В графе 3 раздела 1 «Доходы бюджета» Сведений (ф. 0503164) главным администратором доходов бюджета на основании данных соответствующих счетов аналитического учета счета 1 504 00 000 «Сметные (плановые, прогнозные) назначения» отражаются прогнозные показатели поступлений доходов на соответствующий период (квартал, полугодие, 9 месяцев, год), которые должны соответствовать показателям, отраженным в Прогнозе кассовых поступлений по доходам федерального бюджета на текущий финансовый год, составленном в соответствии с пунктом 4.3 Порядка составления и ведения кассового плана исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 09.12.2013 N 117н (далее — Порядок N 117н, прогноз).

Показатели графы 3 раздела 1 «Доходы бюджета» Сведений (ф. 0503164), в случае внесения изменений в Федеральный закон о федеральном бюджете на 2018 год, формируются на основании Приложения N 3.1 Распределение прогноза доходов федерального бюджета, учтенных в федеральном законе о федеральном бюджете на 2018 год (код формы по ОКУД 0501096) к Порядку N 117н.

Показатели раздела 1 «Доходы бюджета» Сведений (ф. 0503164) формируются в структуре показателей вышеуказанного прогноза.

При отсутствии в части непрогнозируемых администратором доходных источников прогноза поступлений по доходам показатели кассового исполнения по доходам (графа 5) отражаются в структуре показателей Отчета об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127).

В графе 9 раздела 1 «Доходы бюджета» Сведений (ф. 0503164) приводится факторный анализ отклонения фактического исполнения доходов федерального бюджета от прогноза поступлений доходов в федеральный бюджет, а также анализ исполнения доходов в части непрогнозируемых администратором доходных источников, кассовое исполнение по которым осуществлялось в 2018 году.

В случае отсутствия отклонений фактического исполнения от прогнозного графа 7 раздела 1 «Доходы бюджета» Сведений (ф. 0503164) не заполняется.

Графа 8 раздела 1 «Доходы бюджета» Сведений (ф. 0503164) при представлении в МОУ ФК бюджетной отчетности в 2018 году не заполняется.

По разделу 2 «Расходы бюджета» Сведений (ф. 0503164) отражаются показатели, по которым по состоянию на 1 апреля, 1 июля, 1 октября исполнение составило соответственно менее 20%, 45%, 70% от утвержденных годовых назначений.

При этом в случае представления Сведений (ф. 0503164) раздельно в части данных, не содержащих государственную тайну, и данных, содержащих государственную тайну, в Сведения (ф. 0503164) включаются показатели таким образом, чтобы показатели сводных данных по исполнению бюджета (общий показатель) на отчетную дату не превышал 20%, 45%, 70% соответственно на 01.04.2018, 01.07.2018 и 01.10.2018.

При этом в графах 8 и 9 раздела 2 Сведений (ф. 0503164) отражаются соответственно код и наименование причины, повлиявшей на наличие указанных отклонений:

01 — отсутствие нормативных документов, определяющих порядок выделения и (или) использования средств бюджетов;

02 — отказ открытого акционерного общества от проведения эмиссии;

03 — осуществление взноса в соответствии с произведенной эмиссией акций;

04 — экономия, сложившаяся по результатам проведения конкурсных процедур;

05 — невозможность заключения государственного контракта по итогам конкурса в связи с отсутствием претендентов (поставщиков, подрядчиков, исполнителей);

06 — отсутствие положительного заключения Главгосэкспертизы;

07 — нарушение подрядными организациями сроков исполнения и иных условий контрактов, не повлекшее судебные процедуры;

08 — нарушение подрядными организациями сроков исполнения и иных условий контрактов, повлекшее судебные процедуры;

09 — несвоевременность представления исполнителями работ (поставщиками, подрядчиками) документов для расчетов;

10 — оплата работ «по факту» на основании актов выполненных работ;

11 — нарушение субъектами Российской Федерации сроков исполнения и иных условий соглашений;

12 — невыполнение субъектами Российской Федерации обязательств по долевому софинансированию;

13 — перечисление межбюджетных трансфертов в пределах сумм, необходимых для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации, внебюджетного фонда;

14 — более медленные, чем планировалось, темпы реализации проектов, в том числе в рамках соглашений с международными финансовыми организациями;

15 — перенос сроков реализации международных проектов (программ);

16 — курсовая разница;

17 — проведение реорганизационных мероприятий;

18 — отсутствие решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации об использовании бюджетных ассигнований;

19 — заявительный характер субсидирования организаций, производителей товаров, работ и услуг;

20 — предоставление организациями — получателями субсидий некорректного (неполного) пакета документов для осуществления выплат;

21 — заявительный характер выплаты пособий и компенсаций;

22 — уменьшение численности получателей выплат, пособий и компенсаций по сравнению с запланированной;

23 — отсутствие гарантийных случаев;

24 — длительность проведения конкурсных процедур;

25 — отсутствие проектно-сметной документации;

26 — наличие иных ограничений по финансированию строек и объектов, включенных в ФАЙЛ;

27 — необходимость внесения изменений в ФЦП и/или ФАИП;

28 — поэтапная оплата работ в соответствии с условиями заключенных государственных контрактов;

29 — сезонность осуществления расходов;

30 — длительность процедур проведения эмиссии акций и передачи их в собственность Российской Федерации;

31 — осуществление взносов в уставные капиталы акционерных обществ в сроки, предусмотренные договорами (соглашениями);

32 — длительность конкурсного отбора субъектов Российской Федерации;

33 — отсутствие соглашений с субъектами Российской Федерации;

34 — специфика проектных процедур международных финансовых организаций, в соответствии с которыми расходование средств осуществляется в конце года;

99 — иные причины (подробно раскрываются в текстовой части Пояснительной записки (ф. 0503160).

В разделе 3 «Источники финансирования дефицита бюджета» отражаются:

поступления источников финансирования дефицита бюджета при наличии прогнозных (плановых) показателей в структуре указанного прогноза (плана);

выбытия источников финансирования дефицита бюджета при наличии бюджетных ассигнований по выплатам источников финансирования дефицита бюджета, утвержденных бюджетной росписью на текущий финансовый год, с учетом изменений, в структуре соответствующих кодов.

Графа 8 раздела 3 «Источники финансирования дефицита бюджета» в отчетности в 2018 году не заполняется.

В разделе 3 «Источники финансирования дефицита бюджета» показатели по перечислению средств с единого счета федерального бюджета и зачислению средств на единый счет федерального бюджета, произведенных при проведении операций по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета, не отражаются.

В текстовой части Пояснительной записки (ф. 0503160) раскрываются обобщенные данные об операциях по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета за отчетный период.

Детальное описание причин отклонений от плановых показателей в части доходов, расходов, источников финансирования дефицита бюджета указывается в текстовой части Пояснительной записки (ф. 0503160).

САМАРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА: «ЭКОНОМИКА»

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «БЮДЖЕТНЫЙ КОНТРОЛЬ И ОТЧЕТНОСТЬ»

ПО ТЕМЕ: «ОБЪЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ БЮДЖЕТНОГО УЧЁТА»

Студент группы №582-С

«финансы и кредит»

Научный руководитель:

Обухович О.В.

САМАРА

2010

1.введение

Нормативная база бюджетного учета

Бюджетный учет осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21.11.96 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10.02.06 N 25н (далее — Инструкция N 25н), Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 24.08.07 N 72н (далее — Инструкция N 72н).

Бюджетный учет

Бюджетный учет — инструмент, целью которого является обеспечение информацией об исполнении бюджетов Российской Федерации.

Исполнение бюджетов Российской Федерации включает функции:

— формирования бюджетов РФ;

— распределение средств бюджетов РФ по структурным единицам бюджетной системы России;

— расходования средств бюджетов на оплату принятых бюджетных обязательств;

— кассовое обслуживание исполнения бюджетов РФ.

Согласно Инструкции N 25н бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (органов государственной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и созданных ими бюджетных учреждений) и операциях, приводящих к изменению вышеуказанных активов и обязательств.

2.Субъекты бюджетного учета и отчетности

В соответствии с полномочиями осуществления функций исполнения бюджетов Российской Федерации определены субъекты бюджетного учета и отчетности:

— Органы, организующие исполнение бюджета (финансовые органы Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации, финансовые органы муниципальных образований). Учетные функции: формирование бюджетов и направление средств бюджетов на выполнение обязательств, принятых субъектами бюджетного учета и отчетности, входящими в систему данного финансового органа, консолидация и представление бюджетной отчетности в Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъектов Российской Федерации, местную администрацию;

— Главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) — орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета (далее — ГРБС). Функции: распределение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, составление консолидированной бюджетной отчетности и представление ее органу, организующему исполнение соответствующего бюджета;

— Распорядитель бюджетных средств (распорядитель средств соответствующего бюджета) — орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств (далее — РБС). Функции: распределение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, консолидация и представление сводной бюджетной отчетности своему вышестоящему распорядителю (главному распорядителю) средств бюджета;

— Получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) — орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении ГРБС (РБС) бюджетное учреждение (далее — ПСБ). Функции: принятие и исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета для осуществления основной деятельности, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием на основе бюджетной сметы, представление бюджетной отчетности своему вышестоящему распорядителю (главному распорядителю) средств бюджета;

— Администратор доходов бюджета (поступлений в бюджеты) — орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, бюджетное учреждение (далее — АПБ). Функции: осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, представление бюджетной отчетности своему вышестоящему РСБ (ГРСБ), главному АПБ.

Субъекты бюджетного учета и отчетности соподчинены по вертикали функций и ответственности. Финансовая деятельность их строго регламентирована.

Обратите внимание! Учреждения (органы государственного сектора управления Российской Федерации) могут быть наделены полномочиями с вытекающими обязанностями выполнения учетных функций не одного субъекта бюджетного учета и отчетности.

Так, к примеру, по структуре федеральных органов власти:

— Органы государственной власти (Министерства федерального значения, Федеральные службы, Федеральные агентства) являются по классификации бюджетного учета, как правило, и ГРСБ, и ПСБ, и АПБ;

— Региональные управления федеральных органов власти являются по классификации бюджетного учета, как правило, и РСБ, и ПСБ, и АПБ;

— Районные управления федеральных органов власти являются по классификации бюджетного учета, как правило, и ПСБ, и АПБ.

Центральные органы государственных внебюджетных фондов являются с позиций бюджетного учета и ООИБ, и ГРСБ, и ПСБ, и АПБ.

3.Элементы бюджетного учета

Элементами бюджетного учета являются:

— объекты бюджетного учета (имущество бюджетных учреждений, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые учреждениями в процессе их деятельности);

— счета бюджетного учета, на которых фиксируется стоимостная оценка объектов учета и порядок отражения операций по исполнению бюджетов бюджетной системы российской Федерации на счетах бюджетного учета;

— первичные учетные документы;

— регистры бюджетного учета, которые предназначены для группировки информации, отраженной на счетах бюджетного учета;

— организационные аспекты ведения бюджетного учета.

Каждый субъект бюджетного учета и отчетности работает с определенными группами объектов и соответственно счетов бюджетного учета.

4.Объекты бюджетного учета

Практически каждая организация государственного сектора экономики является субъектом бюджетного учета и отчетности — получателем средств бюджета.

К объектам «Нефинансовые активы» отнесены материальные объекты, используемые в процессе деятельности учреждения при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд — основные средства и предметы труда. А также объекты, предназначение которых — отражать стоимостную оценку затрат по поступлению этих средств в учреждение до момента готовности их к эксплуатации и стоимостную оценку признания снижения первоначальной стоимости в результате эксплуатации.

К объектам «Финансовые активы» отнесены объекты Денежных средств, Финансовых вложений, Расчетов с дебиторами учреждения.

К объектам «Обязательства» отнесены расчеты с кредиторами учреждения.

К объектам «Финансовый результат» отнесены объекты, формирующие финансовый результат текущей деятельности учреждения, и объект, характеризующий источник финансирования за прошедшие отчетные периоды.

К объектам «Санкционирование расходов бюджета» отнесены объекты, регламентирующие объем прав в денежном выражении на принятие бюджетным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году.

5.Счета бюджетного учета

Инструкцией N 25н установлен План счетов бюджетного учета и описан порядок отнесения объектов к отражению на счетах бюджетного учета.

Номер счета Плана счетов бюджетного учета состоит из двадцати шести разрядов.

Номер счета состоит из двух структурных групп:

— 1 группа — 1-17 разряды номера счета — Код бюджетной классификации (закодированный признак направленности исполнения бюджетов Российской Федерации: код классификации доходов, ведомственной, функциональной классификации расходов бюджетов, классификации источников финансирования дефицита бюджетов);

— 2 группа — 18-26 разряды номера счета — Код счета бюджетного учета, в котором 19, 20, 21, 22, 23 разряды (синтетический счет, аналитический счет) идентичны объекту бюджетного учета, 18 разряд — код (признак) деятельности; 24-26 разряды — код Классификации операций сектора государственного управления (операций с объектами бюджетного учета).

Корреспонденция счетов бюджетного учета, приводимая Инструкцией N 25н, оперирует Кодами счетов бюджетного учета без ссылки на вид деятельности (без рекомендаций допустимости финансово-хозяйственных операций по тому или иному виду деятельности).

Органам государственной власти, органам управления государственных внебюджетных фондов, органам управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органам местного самоуправления разрешается введение в код аналитического счета Плана счетов разрядов для получения дополнительной информации, необходимой внутренним пользователям (п. 9 Инструкции N 25н).

Получателям средств бюджета разрешено вводить дополнительные забалансовые счета для обеспечения управленческого учета (п. 236 Инструкции N 25н).

6.Первичные учетные документы

Все операции, проводимые учреждениями, оформляются первичными учетными документами. Перечень форм документов класса 03 ОКУД «Унифицированная система первичной учетной документации», а также Перечень и формы первичных учетных документов класса 05 ОКУД «Унифицированная система бюджетной финансовой, учетной и отчетной документации» приведены в Приложении N 2 Инструкции N 25н.

Согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете» организации Российской Федерации (в том числе и субъекты бюджетного учета) имеют право на введение дополнительных первичных учетных документов. Требование к их введению: отсутствие документов в Альбомах унифицированных форм первичных учетных документов, присутствие обязательных реквизитов, перечисленных в законе, утверждение распорядительным документом руководителя организации.

В первичных учетных документах, принимаемых к учету бухгалтерской службой, должны быть обязательно заполнены все реквизиты.

7.Регистры бюджетного учета

Для ведения бюджетного учета в учреждениях применяются регистры (журналы операций и главная книга), содержащие обязательные реквизиты и показатели.

Инструкция N 25н предлагает 8 журналов операций. Органы, организующие исполнение бюджета, имеют право утверждать дополнительные формы регистров бюджетного учета, учитывающие специфику исполнения соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, а также правила их ведения.

Записи в журналы операций осуществляются по мере совершения операций, но не позднее следующего дня после получения первичного учетного документа. Записи в журналах производятся в соответствующей корреспонденции счетов согласно Приложению N 1 Инструкции N 25н).

Главные распорядители средств бюджета получили право при отсутствии операций, отражающих деятельность подведомственных учреждений, в корреспонденции счетов бюджетного учета, предлагаемой Инструкцией N 25н, определять необходимую для отражения в бюджетном учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей Инструкции N 25н (п. 9).

По истечении месяца данные оборотов по счетам из журналов операций записываются в Главную книгу.

Для ведения бюджетного учета в учреждениях применяются регистры, содержащие обязательные реквизиты и показатели, приведенные в Приложении N 3 к Инструкции N 25н. Формы регистров бюджетного учета и рекомендации по их применению утверждены приказом Минфина России от 23.09.05 N 123н «Об утверждении форм регистров бюджетного учета». Письмом Минфина России от 01.02.06 N 02-14-10а/187 доведена периодичность формирования на бумажных носителях регистров бюджетного учета в условиях комплексной автоматизации этого процесса.

8.Организационные аспекты бюджетного учета

Очевидно, для своевременного отражения проведенных финансово-хозяйственных операций в учреждении должен быть утвержден график документооборота, содержащий:

— перечень первичных учетных документов;

— список лиц, ответственных за их составление, оформление, представление в бухгалтерскую службу, передачу получателям услуг;

— технологические цепочки оформления документов;

— сроки оформления и представления документов.

В случае пропажи или уничтожения первичных учетных документов и регистров бюджетного учета руководитель учреждения назначает приказом комиссию по расследованию причин их пропажи или уничтожения.

При необходимости для участия в работе комиссии приглашаются представители следственных органов, охраны и государственного пожарного надзора.

Результаты работы комиссии оформляются актом, который утверждается руководителем учреждения. Копия акта направляется в вышестоящее учреждение.

Инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств проводится учреждением в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации.

9.Отчетность

Информация об исполнении бюджета субъектом бюджетного учета и отчетности представляется в формах отчетности об исполнении бюджета — финансовых отчетах, оформленных в соответствии с приказом Минфина России от 24.08.07 N 72н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».

Основные формы отчетности получателя средств бюджета об исполнении бюджета: «Баланс главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета», «Отчет о финансовых результатах деятельности», «Отчет об исполнении бюджета».

Баланс исполнения бюджета содержит данные о нефинансовых и финансовых активах, обязательствах субъекта бюджетной отчетности на первый и последний день отчетного периода по счетам плана счетов бюджетного учета.

Показателями, характеризующими финансовое положение субъектов бюджетного учета и отчетности, являются сведения об остатках на счетах бюджетного учета.

Комплект форм отчетности субъектов бюджетного учета и отчетности включает три вида Баланса:

— «Баланс главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета» — форма годовая и представляет отчет следующих субъектов бюджетного учета и отчетности:

— субъектов, исполняющих функции распределения бюджетных средств, расходования бюджетных средств за счет оплаты обязательств, принятых по контрагентам, поставляющих материальные ценности, выполняющих работы, оказывающих услуги и представляющих отчетность по вертикали подведомственности до сведения Баланса главным распорядителем средств бюджета;

— субъектов, исполняющих полномочия администраторов поступлений в бюджеты.

— «Отчет о финансовых результатах деятельности» — форма отчетности, составляемая и получателями средств бюджета, и администраторами поступлений в бюджет. Составляется форма по методу начисления. Показатели формы — обороты по кодам классификации операций сектора государственного управления. Форма предназначена для расчета показателя чистых активов (финансового результата) за отчетный финансовый год.

— «Отчет об исполнении бюджета» — форма отчетности о кассовых потоках (доходы, расходы) и их источниках.

10. список используемой литературы

1. Положение о бухгалтерском учете о отчетности в Российской Федерации (утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26 декабря 1994 г. № 170, в ред. Приказов Минфина РФ от 19.12.95 № 130, от 28.11.96 № 101, от 03.02.97 № 8)

3. Комментарий Минфина РФ от 20 марта 1992 г. № 10 к Положению о бухгалтерском учете и отчетности

4. Письмо Минфина РФ от 12.11.96 № 96 «О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с налогом на добавленную стоимость и акцизам»

5. Письмо Минфина РФ от 30.12.93 № 160 «Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций»

6. Письмо Миннауки РФ и Роспатента от 13.03.95 № ОР22-2-64, 10/2-20215/23 «Порядок включения объектов интеллектуальной собственности в состав нематериальных активов».

7. Приказ Федеральной авиационной службы РФ от 30 января 1997 №13 «О введении в действие «Временной инструкции по лицензированию перевозочной и другой деятельности, связанной с осуществлением транспортного процесса на воздушном транспорте в Российской Федерации»

8. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 г. N 49)

В новой редакции Бюджетного кодекса, действующей с 1 января 2008 г., с учетом изменений, внесенных Федеральным законом N 63-ФЗ <1>, введен разд. VIII.1 «Основы составления, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности» (ст. ст. 264.1 — 264.11). Статьей 264.4 БК РФ установлено, что годовой отчет об исполнении бюджета перед его рассмотрением в законодательном (представительном) органе подлежит внешней проверке, которая включает:

  • внешнюю проверку бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств;
  • подготовку заключения на годовой отчет об исполнении бюджета.

<1> Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации».

Данное заключение направляется органом государственного (муниципального) контроля одновременно в законодательный (представительный) орган и, соответственно, в Правительство РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, местную администрацию.

Таким образом, ответственность за формирование бюджетной отчетности несут непосредственно субъекты бюджетных правоотношений — администраторы бюджетных средств, а не финансовые органы.

Внешняя проверка осуществляется соответствующим органом государственного (муниципального) финансового контроля. Так, внешняя проверка годового отчета об исполнении федерального бюджета проводится Счетной палатой.

На основании ст. 269 БК РФ главные распорядители бюджетных средств должны осуществлять финансовый контроль за подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств для обеспечения правомерного, целевого и эффективного использования бюджетных средств. При этом главные распорядители имеют право проводить проверки подведомственных учреждений в том числе в части полноты и достоверности представляемой бюджетной отчетности.

Кроме того, согласно ст. 270.1 БК РФ органы исполнительной власти (органы местной администрации) вправе создавать подразделения внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля), осуществляющие разработку и контроль за соблюдением внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, формирования бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, а также подготовку и организацию осуществления мер, направленных на повышение результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств. Следовательно, возможна проверка отчетности и в рамках процедур внутреннего аудита.

Бюджетное учреждение также может создать подразделение, занимающееся внутренним аудитом (это целесообразно только для крупных учреждений, осуществляющих большой объем предпринимательской деятельности), а в остальных учреждениях проверка отчетности должна проводиться непосредственно работниками бухгалтерских и экономических подразделений.

Приемы проверки отчетности

Общих приемов проверки отчетности, выработанных многолетней практикой, немного, и они составляют часть финансового анализа. Основными приемами проверки бюджетной отчетности являются:

  • чтение отчетности;
  • горизонтальный анализ;
  • вертикальный анализ.

Чтение отчетности представляет собой информационное ознакомление с финансовым положением субъекта анализа по данным баланса, сопутствующим формам и приложениям к ним. Данные бюджетной отчетности позволяют сделать выводы об имущественном положении бюджетного учреждения, характере его деятельности, соотношении основных средств по их видам в составе активов и т.д.

В процессе чтения отчетности должны рассматриваться показатели разных форм отчетности в их взаимосвязи. При проверке бюджетной отчетности прежде всего осуществляется проверка контрольных соотношений, определенных в Письмах Федерального казначейства от 18.12.2007 N 42-7.1-15/2.1-419 «О направлении контрольных соотношений к годовой отчетности за 2007 год», от 28.01.2008 N 42-7.1-17/2.4-25 «О направлении дополнительных контрольных соотношений». Приведем основные контрольные соотношения.

Баланс исполнения бюджета главного

распорядителя (распорядителя), получателя

средств бюджета (ф. 0503130)

Отчет о финансовых результатах

деятельности (ф. 0503121)

Сумма строк 030 «Основные средства

(остаточная стоимость, строка 010 —

строка 020)», 091 «Капитальные вложения в

основные средства (0 106 01 000)», 121

«Основные средства в пути

(0 107 01 000)»; соответственно разница

граф 7 и 3, 8 и 4, 10 и 6

Строка 320 «Чистое поступление

основных средств», графы 4, 5,

Строки 060 «Нематериальные активы

(остаточная стоимость, строка 040 —

строка 050)», 092 «Капитальные вложения в

нематериальные активы (0 106 02 000)»,

122 «Нематериальные активы в пути

(0 107 02 000)»; соответственно разница

граф 7 и 3, 8 и 4, 10 и 6

Строка 330 «Чистое поступление

нематериальных активов», графы

4, 5, 7

Сумма строк 070 «Непроизведенные активы

(первоначальная стоимость,

0 103 00 000)», 093 «Капитальные вложения

в непроизведенные активы (0 106 03 000)»;

соответственно разница граф 7 и 3, 8 и 4,

10 и 6

Строка 350 «Чистое поступление

непроизведенных активов», графы

4, 5, 7

Сумма строк 080 «Материальные запасы

(0 105 00 000)», 094 «Изготовление

материалов, готовой продукции (работ,

услуг) (0 106 04 000)», 123 «Материалы в

пути (0 107 03 000)»; соответственно

разница граф 7 и 3, 8 и 4, 10 и 6

Строка 360 «Чистое поступление

материальных запасов», графы 4,

5, 7

Строка 170 «Денежные средства учреждения

(0 201 00 000)» (графа 7 — графа 3) +

итог по счету 1 210 02 000 графы 2

справки к балансу — итог по счету

1 304 05 000 графы 3 справки к балансу

Строка 410 «Чистое поступление

средств на счета бюджетов»,

графа 4 «Бюджетная

деятельность»

Строка 211 «Депозиты, иные финансовые

вложения (0 204 01 000)»; соответственно

разница граф 7 и 3, 8 и 4, 10 и 6

Строка 470 «Чистое поступление

иных финансовых активов»,

графы 4, 5, 7

Строка 212 «Акции и иные формы участия в

капитале (0 204 02 000)»; соответственно

разница граф 7 и 3, 8 и 4, 10 и 6

Строка 440 «Чистое поступление

акций и иных форм участия в

капитале», графы 4, 5, 7

Строка 213 «Облигации, векселя

(0 204 03 000)»; соответственно разница

граф 7 и 3, 8 и 4, 10 и 6

Строка 420 «Чистое поступление

ценных бумаг, кроме акций и

иных форм участия в капитале»,

графы 4, 5, 7

Строка 290 «Расчеты с дебиторами по

бюджетным кредитам (0 207 00 000)»;

соответственно разница граф 7 и 3, 8 и 4,

10 и 6

Строка 460 «Чистое

предоставление бюджетных

кредитов», графы 4, 5, 7

Сумма строк 230 «Расчеты с дебиторами по

доходам (0 205 00 000)», 260 «Расчеты по

выданным авансам (0 206 00 000)», 310

«Расчеты с подотчетными лицами

(0 208 00 000)», 320 «Расчеты по

недостачам (0 209 00 000)», 331 «Расчеты

по НДС по приобретенным материальным

ценностям, работам, услугам

(0 210 01 000)», 332 «Расчеты по

операциям с наличными денежными

средствами получателя бюджетных средств

(0 210 03 000)»; соответственно разница

граф 7 и 3, 8 и 4, 9 и 5, 10 и 6

Строка 480 «Чистое увеличение

прочей дебиторской

задолженности (кроме бюджетных

кредитов)», графы 4, 5, 7

Строка 470 «Расчеты с кредиторами по

долговым обязательствам (0 301 00 000)»;

соответственно разница граф 7 и 3, 8 и 4,

10 и 6

Строки 520 «Чистое увеличение

задолженности по внутренним

долговым обязательствам», 530

«Чистое увеличение

задолженности по внешним

долговым обязательствам»,

графы 4, 5, 7

Сумма строк 490 «Расчеты с поставщиками и

подрядчиками (0 302 00 000)», 510

«Расчеты по платежам в бюджеты

(0 303 00 000)», 531 «Расчеты по

средствам, полученным во временное

распоряжение (0 304 01 000)», 532

«Расчеты с депонентами (0 304 02 000)»,

533 «Расчеты по удержаниям из оплаты

труда (0 304 03 000)», итог по счету

0 304 04 000 (графа 3 — графа 2,

графа 5 — графа 4 справки к балансу);

соответственно разница граф 7 и 3, 8 и 4,

9 и 5, 10 и 6

Строка 540 «Чистое увеличение

прочей кредиторской

задолженности (кроме

внутреннего и внешнего долга)»,

графы 4, 5, 6, 7

Горизонтальный и вертикальный анализы данных бюджетной отчетности дают представление о произошедших качественных изменениях в структуре средств и их источников, динамике этих изменений.

Горизонтальный анализ осуществляется посредством сравнения каждой позиции отчетности с соответствующей позицией отчетности за предыдущий год, что позволяет выявить тенденции изменения отдельных отчетных показателей. В ходе горизонтального анализа определяются абсолютные и относительные изменения величин различных показателей отчетности за конкретный период и производится построение аналитических таблиц, в которых абсолютные балансовые показатели дополняются относительными темпами роста.

Вертикальный анализ заключается в определении структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом посредством выяснения удельного веса отдельных статей в итоге отчета. Дополнительный материал для изучения специфики деятельности учреждения, объясняющий степень влияния отдельных позиций отчетности на итоговый результат, получают из плановой информации, актов ревизий, инвентаризаций, пояснительных записок, бухгалтерских справок, входящих и исходящих писем по вопросам финансово-хозяйственной деятельности и др.

Проверка основных форм бюджетной отчетности

Рассмотрим более подробно некоторые аспекты проверки основных форм бюджетной отчетности. При этом следует обратить внимание на то, что многие формы годовой бюджетной отчетности не содержат информации об эффективности расходования бюджетных средств в сравнении с предыдущими отчетными периодами, поэтому для анализа финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений необходимо обладать дополнительной информацией о деятельности бюджетного учреждения как в предыдущие периоды, так и в течение отчетного периода.

Правильность заполнения форм отчетности и соответствие их данным бухгалтерского учета проверяются исходя из требований Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной Приказом Минфина России от 24.08.2007 N 72н, и Инструкции N 25н <2>. При этом проверяется и формальная сторона: бюджетная отчетность составляется в сброшюрованном виде с нумерацией страниц, оглавлением и сопроводительным письмом на бумажных и электронных носителях информации. Очень часто отчетность представляется бухгалтерами в несброшюрованном виде или без нумерации страниц. Кроме того, проверяется, все ли формы отчетности подписаны руководителем и главным бухгалтером учреждения.

<2> Приказ Минфина России от 10.02.2006 N 25н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету».

Поскольку бюджетная отчетность составляется на основе данных Главной книги и других регистров бюджетного учета, при выездной проверке сопоставляются показатели отчетности с данными регистров бюджетного учета для определения достоверности отчетности.

Баланс главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503130) содержит данные о стоимости активов и обязательств, финансовом результате и является основной формой отчетности. Баланс позволяет проанализировать динамику отчетных данных по финансовым и нефинансовым активам, по дебиторской и кредиторской задолженности, а также по финансовому результату деятельности бюджетного учреждения. При анализе баланса выявляются изменения всех показателей и изучаются вызвавшие их факторы.

Статьи годового баланса должны быть подтверждены данными инвентаризации, проведенной в соответствии с нормативными правовыми актами Минфина. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическими остатками материальных ценностей и остатками по данным бухгалтерского учета регулируются в порядке, предусмотренном Инструкцией N 25н. Как показывает практика, результаты инвентаризации не всегда отражаются в бухгалтерском учете.

Достаточно часто выявляются ошибки в отражении в учете нематериальных активов. Остатки по нематериальным активам отражаются по строке 040 «Нематериальные активы (балансовая стоимость)». Появление остатка по счету 102 01 000 «Нематериальные активы» без выделения соответствующих лимитов бюджетных обязательств по КОСГУ 320 свидетельствует о том, что учреждение ошибочно приняло на учет как нематериальные активы, например, лицензионное программное обеспечение, не списав его приобретение на расходы.

Остаток по счету 302 00 000 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (строка 490 баланса) при условии полного использования бюджетных ассигнований на текущий финансовый год свидетельствует о принятии денежных обязательств, не обеспеченных ассигнованиями в текущем году, то есть возникает кредиторская задолженность. Перед составлением годовой отчетности учреждением должна быть произведена сверка взаимных расчетов со сторонними организациями для определения точной суммы задолженности.

Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121) является важнейшим источником информации для анализа доходов и расходов бюджетных учреждений и содержит сведения о финансовых результатах деятельности получателей средств бюджета. Основной показатель данного отчета — чистый операционный результат, отражающий сумму изменений финансового результата за отчетный период. Кроме того, можно получить информацию о движении активов и обязательств учреждения.

Так как в форме не приводятся показатели за предыдущий отчетный период, при анализе динамики структуры доходов и расходов за отчетный период необходимо использовать отчетные данные за предшествующие отчетные периоды.

Показатели, представленные во второй части формы отчета о финансовых результатах деятельности, отражают данные об уже совершившихся оборотах по счетам бюджетного учета в разрезе КОСГУ по операциям с активами и обязательствами. Так как они прямо связаны с показателями баланса исполнения бюджета, с их помощью осуществляется проверка правильности составления бюджетной отчетности.

Показатели по строкам 020 «Налоговые доходы», 030 «Доходы от собственности», 040 «Доходы от рыночных продаж готовой продукции, услуг, работ», 050 «Суммы принудительного изъятия» графы 4 «Бюджетная деятельность» должны быть равны сумме соответствующих показателей разд. 1 «Доходы бюджета» отчета об исполнении бюджета и остаткам соответствующих аналитических счетов счета 205 00 000 «Расчеты с дебиторами по доходам». Показатели по этим же строкам графы 5 «Приносящая доход деятельность» должны равняться соответствующим показателям разд. 1 «Доходы» Отчета об исполнении сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503137).

Также проверяется правильность отражения структуры расходов учреждения: сумма строк 160 — 280 должна равняться расходам учреждения, отраженным по строке 150.

Результаты инвентаризации используются и при составлении данного отчета. По строке 100 «Прочие доходы» проверяется правильность указания стоимости основных средств и материальных запасов, оприходованных по результатам инвентаризации.

Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503127) формируется бюджетными учреждениями по кассовому методу учета операций и заверяется органом, осуществляющим кассовое обслуживание исполнения бюджета. В данной форме отражается исполнение бюджета в разрезе кодов бюджетной классификации по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета. Исполнение доходной и расходной частей отчета детализировано по методам исполнения бюджета: через органы Федерального казначейства, через банковские счета, через некассовые операции. Отдельно составляются отчет об исполнении бюджета по средствам, полученным от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, и отчет по деятельности за счет целевых средств и безвозмездных поступлений (ф. 0503127).

При проверке показателей разд. 2 «Расходы бюджета» следует обратить внимание на то, что денежные средства могут быть отражены в расходах бюджета, хотя фактически они еще не израсходованы. Если данный факт обнаружен не в квартальной отчетности (то есть не в текущем финансовом году), а в годовом отчете, то это говорит о нарушении расчетной дисциплины, что должно быть отмечено проверяющим как один из недостатков финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

В разд. 3 «Источники финансирования дефицита бюджетов» проверяются данные по строкам 821 «Увеличение остатков во внутренних расчетах» и 822 «Уменьшение остатков во внутренних расчетах». Итоги по этим строкам должны быть равны итогам справки (ф. 0503125) и, соответственно, итогам справки (ф. 0503110) по счету 304 04 000. При этом суммы необходимо отразить в графе 7 «Некассовые операции».

Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110). В балансе на 1 января остатки по счетам указываются после закрытия счетов бюджетного учета отчетного финансового года, сформированных в разд. 1 «Бюджетная и приносящая доход деятельность» данной справки. Раздел 2 «Деятельность со средствами, находящимися во временном распоряжении» справки, как правило, бюджетополучателями не заполняется.

Итоги по счету 304 04 000 «Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств» должны быть равны итогам, выведенным в Справке по консолидируемым расчетам (ф. 0503125).

Итоги по счету 304 05 000 «Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов» должны быть равны общей сумме выделенных учреждению бюджетных ассигнований за отчетный период (год).

Особо проверяются счета бюджетного учета, которые закрываются только в конце финансового года и отражаются в справке (ф. 0503110):

  • 210 02 000 «Расчеты по поступлениям в бюджет с органами, организующими исполнение бюджетов»;
  • 304 04 000 «Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств»;
  • 304 05 000 «Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов»;
  • 401 01 100 «Финансовый результат текущей деятельности учреждения» (в части доходов);
  • 401 01 200 «Финансовый результат текущей деятельности учреждения» (в части расходов).

Пояснительная записка к годовой бюджетной отчетности (ф. 0503160) представляется в составе годовой бюджетной отчетности в обязательном порядке. Аналитические данные, содержащиеся в пояснительной записке, должны отражать информацию об эффективности расходования бюджетных средств, результативности исполнения бюджета, контрольных мероприятиях.

Особое внимание при проверке уделяется сведениям о результатах мероприятий внутреннего контроля, результатах внешних контрольных мероприятий и проведении инвентаризаций.

Сведения о результатах мероприятий внутреннего контроля должны содержать виды проведенного внутреннего контроля (предварительный, текущий и последующий) за соблюдением требований бюджетного законодательства, финансовой дисциплины, за эффективным использованием материальных и денежных ресурсов, правильным ведением бухгалтерского учета. Мероприятия должны быть конкретизированы и иметь ссылки на полученные результаты.

Сведения о проведении инвентаризаций должны отражать результаты проведенных в отчетном периоде инвентаризаций имущества и обязательств в части выявленных расхождений. Проверяются указанные причины проведения инвентаризации, даты и номера приказов, соответствие кодов счетов бюджетного учета, по которым выявлены расхождения, а также меры, принимаемые для устранения обнаруженных при проведении инвентаризации недостатков. Проверка осуществляется с помощью сопоставления данных с актами инвентаризации и протоколами решений инвентаризационной комиссии.

Сведения о результатах внешних контрольных мероприятий должны отражать недостатки, обнаруженные при проведении ревизий и проверок учреждения различными контрольными органами (Росфиннадзором, налоговыми органами и пр.), а также осуществленные в целях их устранения мероприятия. Проверяющими анализируются влияние выявленных в рамках внешних контрольных мероприятий нарушений на бюджетную отчетность и действенность проведенных учреждением мероприятий для их устранения.

А.Вифлеемский

Д. э. н.,

директор

Нижегородского центра

экономики образования

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *