Тел.: (906)674-26-33

Подписка на рассылки

2827

Отводила сегодня дочь в сад. Оставили вещи в раздевалке, дочь одевает корону)))) и заходит в группу. Реакция воспитательницы: «О, все дети, как дети, одна я – королева», говорит она, обращаясь к моей дочери. Анюта пытается понять – это одобрение или порицание, и не может разобраться, т.к. послание размытое, может быть истолковано по-разному. По ее натянутой улыбке и застывшей позе, понимаю, что ей некомфортно.

Для меня эта ситуация  про важность открытых и ясных родительских посланий. Появляясь в семье, ребенок ничего о себе не знает. Взрослые дают ему информацию, о том, какой он, какие у него способности, а какие неспособности, что хорошо, а что плохо.

Если послания четкие и ясные («Ты красивая», «Ты хорошо справляешься с домашними делами», «У тебя получился отличный рисунок»), то ребенку понятны координаты этого мира, есть направление, в котором надо двигаться, чтобы быть любимым родителями. Постепенно родительские послания будут «проглочены» ребенком и станут его собственными.

Если послания нечеткие, размытые («Ты рисуешь как Малевич», «Все дети как дети, одна ты- королева», «Узнаю себя в детстве», «Ты как твой папа» и т.д.), то ребенок начинает тревожится. И есть от чего. Во-первых, в послании нет определенности, родитель не говорит хорошо это или плохо. Во-вторых, в нечетком послании много агрессии, она скрыта под словами, но скорее всего интонация и мимика ее выдаст. И это создает следующую неопределенность: «слова хорошие, а лицо злое», чему здесь верить? Эти неясности ведут к недоверию, отсутствию безопасности, лишают ребенка устойчивости, не позволяют ему наработать  представление о самом себе.

Если нечеткость и размытость посланий – это стиль семейного воспитания, то у ребенка будет много тревоги. Став взрослым, не имея собственных внутренних ориентиров, он будет искать кого-то, кто согласиться давать нам представление о нем, оценивать его жизнь, говорить, что хорошо, что плохо.  Ну и конечно, передавать точно такие же послания своим детям.

Будьте внимательны к тому, что вы говорите своим детям. Это действительно то, что вы хотели сказать? Что скрывается за вашими словами? Чего вы боитесь показать своему ребенку? Злость, разочарование, раздражение, обиду? Осознавайте свои чувства, облекайте их в слова. Ребенок вполне в состоянии выдержать вашу злость, если она проявлена открыто и прямо. Гораздо сложнее для него, пытаться разобраться, на что вы злитесь, чем вы недовольны, и пытаться исправить это.

Будьте открыты и честны.  Для ребенка это тоже послание: «Можно быть открытым и честным».

С уважением, Минакова Юлия.

Друзья, 18 мая — «Школа родителей». Тема – «Трудности перевода: с детского на человеческий». Эта тема про то, что пытаются рассказать наши дети своими капризами, нарушениями поведения, болезнями о своих потребностях и о на самих.

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники

4 комментария к Про открытость и честность

  1. Ольга от пишет:

    А как вы вышли из этой ситуации в саду? Как помогли своей дочке? Или воспитательнице? ))

    • julia от пишет:

      Оля, воспитательницам не помогаю))) А дочери просто кивнула, как бы одобряя ее корону и улыбнулась. Она еще в том возрасте, когда я гораздо важнее воспитательницы в саду.

  2. А я точно знаю, как поступила бы в такой ситуации. Улыбаясь я бы сказала: «Точно, королевишна. Ну вылитая!»
    Воспитатели у нас уже давно привыкли к тому, что мы не такие как все )))
    Спасибо за статью, очень полезная информация

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Минакова Юлия 2017