Тел.: (906)674-26-33

Подписка на рассылки

У каждого (даже самого маленького) человека есть несколько базовых физиологических потребностей:  дышать, питаться, своевременно опорожнять свой организм от отходов предыдущей потребности.  Чтобы у человека не возникало особых проблем с этими потребностями природа даже сделала их инстинктивными, т.е. хочешь-не хочешь, а дыши, ешь, какай.

НО… на свете кроме мудрой природы, есть еще и умные родители, которые считают, что их чадо неправильно ест, потом естественно неправильно какает, но пока правильно дышит. И тогда в ход идут всячески ухищрения, типа мультиков за обедом, цыган с медведями за ужином, концерта казачьего хора во главе с бабушкой за завтраком. И в ситуации с едой – работает. Ребенок в трансовом состоянии  (а именно в таком состоянии он и находится, смотря в экран планшета или телевизора) поглощает все, что попадает ему в рот. Насыщение ребенка наступает, когда мама сочтет нужным, чтобы оно наступило. Ребенок накормлен (вернее набит едой) – мама довольна. Теперь в графе «хорошая мать» она может смело поставить галочку.

Давайте посмотрим на эту ситуацию с точки зрения психологических потребностей ребенка.

У всех детей всех возрастов есть пять основных потребностей: потребность в уважении, потребность чувствовать собственную значимость, потребность в принятии, потребность чувствовать связь с другими людьми и потребность в безопасности.

Потребность в уважении, как и потребность в собственной значимости явно остаются в стороне, когда мама, игнорируя нежелание ребенка есть, упорно впихивает в него кашу или суп. Она считает, что  гораздо лучше ребенка понимает, хочет ли ее ребенок есть или нет, в некоторых случаях, она считает, что сейчас НАДО есть. Места уважению и собственной значимости  здесь нет.

Потребность в принятии подразумевает возможность ребенка иметь свои чувства и желания (и свои нежелания тоже), свое мнение и свое представление  о мире. Что сообщает мама своему ребенку, когда уговаривает его съесть еще ложку «за папу» или «за бабушку»? Что «папа» и «бабушка» гораздо важнее чувства насыщения.  Что нельзя полагаться на свои ощущения, они могут обидеть близких. Принимает ли мама ребенка, который не ест овощи, а ему они полезны?

Благодаря потребности чувствовать связь с другими людьми у мамы удаются все вышеперечисленные фокусы. Малышу очень страшно потерять эту связь, без нее он не выживет. И он вынужден соглашаться на любые выдвинутые условия. Но какой ценой? Цена – отказ от себя, замораживание своего тела, неумение дифференцировать свои ощущения.

Находится ли ребенок в безопасности? Скорее да, физически ему ничего не угрожает. Только гастрит в школьном возрасте, большая вероятность язвы и нарушения пищевого поведения.720

Итого: из пяти потребностей удовлетворены две. И за очень большую цену в будущем.

А потребности оставшиеся неудовлетворенными, обязательно дадут о себе знать.

Неудовлетворенность  будет создавать большое напряжение в психике, это напряжение может найти два выхода: в поведении и в теле. В поведении через  частые капризы, агрессию, отказ сотрудничать, замкнутость, скрытность, апатию. В теле через болезнь: головные боли, частые вирусные, аллергии, гастриты, астмы частые спутники потребностей, которые игнорируются родителями.

А что же делать, если он совсем ничего не ест?- спросят родители.

Для начала —  пересмотреть ваши отношения. Еще дедушка Фрейд писал, что еда и горшок – два прекрасных способа манипуляции. Ребенок манипулирует вами, чтобы что-то получить от вас. Если есть такое желание получить, значит, существует дефицит. Откуда берется этот дефицит? Чего так не хватает вашему ребенку? Что в обычном общении вы ему не даете? Порой, общение во время «кормежки» оказывается самым эмоциональным и насыщенным за целый день. В такие моменты ребенок чувствует, что вы по-настоящему «включены» в общение, что он вам интересен. В эти моменты ребенку перепадают те маленькие «крохи» любви, в которых он так нуждается.

Давайте ему больше в обычном общении, «включайтесь» во время игр или совместных прогулок. Будьте со своим ребенком в «здесь и сейчас», ему не надо много, просто чуть больше, чем он получал до этого. Важно не количество часов, проведенное вместе, а качество этого времяпровождения.

И, конечно, годятся и педиатрические советы: убрать перекусы между едой,  знать, что вкусовые предпочтения детей могут меняться, минимизировать сладкое.

Будьте с ребенком, а не против него.

С уважением, Минакова Юлия.

Возникли вопросы- приходите на индивидуальную психологическую консультацию.

Откуда берутся проблемы с горшком читайте в следующей статье.

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники

3 комментария к Про детей, родителей, еду и «какашки»

  1. Ольга С от пишет:

    Юля, спасибо за статью! Очень отозвалось. С нетерпением жду осенних встреч)

  2. Катя от пишет:

    Спасибо! Это полезно знать.

  3. Анна от пишет:

    Юля, благодарю за статью, и очень жду заявленное продолжение.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Минакова Юлия 2017