Тел.: (906)674-26-33

Подписка на рассылки

В 1954 году Абрахам Маслоу придумал пирамиду человеческих потребностей. С тех пор, человечество вынуждено удовлетворять свои потребности согласно этой иерархии (Хотя, скорее всего,  все было наоборот, сначала человечество удовлетворяло, а потом он придумал).

Ребенок не является исключением. Он тоже сначала удовлетворяет свои физиологические потребности, потом потребности безопасности, потом все остальные. Только у ребенка есть одна особенность, которая отсутствует у взрослых. Для ребенка безопасность обеспечивается в большей степени не мирным небом над головой, а ощущением, что он любим родителями. Возможность потери родительской любви рассматривается ребенком (а точнее его инстинктами) как прямая угроза жизни, и соответственно, как ситуация небезопасная.2955

Ребенок может чувствовать, что он находится в опасности (т.е, что он покинут, оставлен родителями, или что они его больше не любят):  когда разлучен надолго с мамой в первый год жизни, когда грудное вскармливание прекращается резко (например, мама отдает ребенка бабушке или родственникам, чтобы прекратить лактацию и завершить ГВ), когда идет первый год в детский сад, когда идет в школу, если до этого не посещал детский сад или  другие заведения, где имел бы опыт общения со сверстниками и установленными правилами, в ситуации развода родителей, в ситуации, когда ребенок оставляется один в больнице (не зависимо от возраста ребенка), когда ребенок отдается на воспитание бабушкам и дедушкам, при рождении следующего ребенка в семье, при «хроническом» отсутствие контакта между мамой и ребенком (это когда вы характеризуете своего ребенка как «трудного). Здесь я описываю  «нормальные» семьи, не рассматриваю случаи жесткого обращения с детьми, насилия и т.д.

Что происходит с ребенком в случае стрессовой ситуации? Все функции организма, которые не отвечают за жизнедеятельность, начинают работать на «малых» оборотах.  Т.е. когнитивные способности (память, внимание, мышление) снижаются,  пропадает познавательный интерес, может отсутствовать или быть сниженным контроль над мочеиспусканием. Все эти  процессы НЕ ВАЖНЫ для выживания. Что остается важным: дыхание, пища, сон. На обслуживание этих процессов организм будет тратить минимальное количество сил, все остальное будет пускаться на преодоление ТРЕВОГИ по поводу потери родительской любви. Тревога, как черная дыра, будет забирать силы ребенка, так необходимые для его роста и развития.

Что могут сделать родители, если ребенок уже находится с этой ситуации? Долюбливать ребенка. Маленькие дети сами находят способы, которые им подходят. Например, они постоянно сидят у родителей на руках, не отпускают их от себя, просят кормить их с ложечки, «как маленьких», часто плачут. Поверьте, ваш ребенок поступает так, не потому что он маленький монстр и решил проверить ваши нервы. Совсем нет, ему нужно подтверждение, что вы его любите. И чем глубже его «повреждения», тем большее время он будет себе это подтверждать. Детки постарше, не так чувствительны к себе («благодаря» родителям) и не всегда понимают, что им надо, но родители могут использовать те способы, которые подходят к малышам. На страших они так же благотворно влияют.

Отдельно хочу сказать родителям. В этот период вам нелегко, а порой просто невыносимо. Ищите способы, как себя поддержать, где вам взять сил. Привлекайте родственников, находите время для отдыха, старайтесь «выкроить» для себя время и побыть в одиночестве, заботьтесь о себе. Вы можете дать своему ребенку только то, что имеете сами. Набирайтесь сил, чтобы было, чем делиться.

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Минакова Юлия 2017